Научная статья на тему 'ИМПЕРИЯ ГАБСБУРГОВ ГЛАЗАМИ ФЛОРЕНТИНЦЕВ ЭПОХИ ИТАЛЬЯНСКИХ ВОЙН (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЙ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ И ФРАНЧЕСКО ВЕТТОРИ ПО ИТОГАМ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ МИССИИ 1507-1508 ГГ.)'

ИМПЕРИЯ ГАБСБУРГОВ ГЛАЗАМИ ФЛОРЕНТИНЦЕВ ЭПОХИ ИТАЛЬЯНСКИХ ВОЙН (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЙ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ И ФРАНЧЕСКО ВЕТТОРИ ПО ИТОГАМ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ МИССИИ 1507-1508 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
МАКИАВЕЛЛИ / ВЕТТОРИ / ИТАЛЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ / ИМПЕРИЯ ГАБСБУРГОВ / ФЛОРЕНЦИЯ / МАКСИМИЛИАН I

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлов К.В.

Рассмотрение проблемы репрезентации Империи Габсбургов в сочинениях Никколо Макиавелли и Франческо Веттори актуально по нескольким причинам. Дипломаты Флорентийской республики эпохи Итальянских войн 1494-1559 гг. Никколо Макиавелли и Франческо Веттори в 1507-1508 гг. предприняли путешествие в Империю Габсбургов с переговорной миссией по поводу возможности заключения флорентийско-имперского союза. Несмотря на то, что союз не был заключён, оба дипломата получили представление об Империи и составили сочинения о её международной политике, устройстве и роли императора Максимилиана I. При этом, во-первых, статус и тип сочинений Макиавелли и Веттори оказался обратно пропорциональным их дипломатическому статусу в миссии: сочинение «О положении дел в Германии» Никколо Макиавелли, выступавшего спутником официального представителя Флоренции Франческо Веттори, написано им как официальный документ для флорентийского Совета Десяти, тогда как «Путешествие в Германию» самого Веттори - в форме свободного изложения увиденного в поездке и при исполнении миссии, завершающегося «театрализованным» диалогом-рассуждением. Во-вторых - политические взгляды Веттори и Макиавелли отличались в отношении традиционной для флорентийских представлений о государственном устройстве дихотомии «governo largo» - «governo stretto» - «широкого правительства» и «узкого правительства» соответственно. Наконец - в-третьих, сравнение восприятия Империи Макиавелли и Веттори - это также сравнение дипломатического опыта обоих в подобном восприятии. В этой связи, в данном исследовании предполагается определить влияние статуса, опыта и политических взглядов обоих дипломатов в отношении Флоренции на сформировавшееся у них представление об Империи Габсбургов и сделать выводы о том, какие элементы её структуры они «моделировали» для Флорентийской республики и насколько они выходили в своём описании Империи за рамки флорентийской идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HABSBURG EMPIRE THROUGH THE EYES OF FLORENTINES DURING THE ITALIAN WARS (ON THE EXAMPLE OF THE WRITINGS OF NICCOLO MACHIAVELLI AND FRANCESCO VETTORI ON A DIPLOMATIC MISSION OF 1507-1508)

The diplomacy of the Florentine Republic during the era of the Italian Wars of 1494-1559 was directly dependent on the intense internal political changes taking place in the Tuscan state. In a sense, the republic, which sought to become an empire in the Apennines and underwent a series of successive internal transformations in this regard, observed the pre-existing "empires" of Europe through diplomatic dialogue and analyzed their arrangements. One striking example of Florence's "analytical" diplomacy during the Italian Wars was the 1507-1508 mission to the court of the German Emperor Maximilian I Habsburg. The executors of the mission were Niccolò Machiavelli and Francesco Vettori. Having analyzed the writings compiled by Machiavelli and Vettori in the course of the mission and at its end, the author concludes that the Florentine diplomats differ in their views both on the problem of Florentine-imperial relations and on the idea of the empire as a political project as such.

Текст научной работы на тему «ИМПЕРИЯ ГАБСБУРГОВ ГЛАЗАМИ ФЛОРЕНТИНЦЕВ ЭПОХИ ИТАЛЬЯНСКИХ ВОЙН (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЙ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ И ФРАНЧЕСКО ВЕТТОРИ ПО ИТОГАМ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ МИССИИ 1507-1508 ГГ.)»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Павлов К.В.

магистр истории Института истории СПбГУ

Kir2014Sch603@gmail. com

ИМПЕРИЯ ГАБСБУРГОВ ГЛАЗАМИ ФЛОРЕНТИНЦЕВ ЭПОХИ ИТАЛЬЯНСКИХ ВОЙН (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЙ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ И ФРАНЧЕСКО

ВЕТТОРИ ПО ИТОГАМ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ МИССИИ 1507-1508 ГГ.)

Аннотация: рассмотрение проблемы репрезентации Империи Габсбургов в сочинениях Никколо Макиавелли и Франческо Веттори актуально по нескольким причинам. Дипломаты Флорентийской республики эпохи Итальянских войн 1494-1559 гг. Никколо Макиавелли и Франческо Веттори в 1507-1508 гг. предприняли путешествие в Империю Габсбургов с переговорной миссией по поводу возможности заключения флорентийско-имперского союза. Несмотря на то, что союз не был заключён, оба дипломата получили представление об Империи и составили сочинения о её международной политике, устройстве и роли императора Максимилиана I. При этом, во-первых, статус и тип сочинений Макиавелли и Веттори оказался обратно пропорциональным их дипломатическому статусу в миссии: сочинение «О положении дел в Германии» Никколо Макиавелли, выступавшего спутником официального представителя Флоренции Франческо Веттори, написано им как официальный документ для флорентийского Совета Десяти, тогда как «Путешествие в Германию» самого Веттори - в форме свободного изложения увиденного в поездке и при исполнении миссии, завершающегося «театрализованным» диалогом-рассуждением. Во-вторых - политические взгляды Веттори и Макиавелли отличались в отношении традиционной для флорентийских представлений о государственном устройстве дихотомии «governo largo» - «governo stretto» - «широкого правительства» и «узкого правительства» соответственно. Наконец - в-третьих, сравнение восприятия Империи Макиавелли и Веттори - это также сравнение дипломатического опыта обоих в подобном восприятии. В этой связи, в данном исследовании предполагается определить влияние статуса, опыта и политических взглядов обоих дипломатов в отношении Флоренции на сформировавшееся у них представление об Империи Габсбургов и сделать выводы о том, какие элементы её структуры они «моделировали» для Флорентийской республики и насколько они выходили в своём описании Империи за рамки флорентийской идентичности.

Ключевые слова: Макиавелли, Веттори, Итальянские войны, Империя Габсбургов, Флоренция, Максимилиан I

Методы и материалы.

В основу методологии данного исследования положены принципы объективности, историзма, системности, а также идеи исторической антропологии, способствующие более эффективному выяснению изменений, происходивших в представлениях людей. Базовыми источниками исследования выступают работы, созданные Никколо Макиавелли и Франческо Веттори в процессе реализации и по итогам исполнения ими дипломатической миссии 1507 -1508 гг. ко двору Максимилиана I Габсбурга: трактат Макиавелли «О положении дел в Германии»1 и сочинение Веттори «Путешествие в Германию»2. В качестве дополнительных источников, в исследовании рассмотрено автобиографическое сочинение Франческо Веттори

1 Machiavelli N. Ritratto delle cose della Magna / Niccolo Machiavelli. Opere // A cura di M.Bonfantini. Milano -Napoli: Riccardo Ricciardi, 1954. P. 487-492.

2 Vettori F. Viaggio in Alamagna // Francesco Vettori. Scritti storici e politici. - Bari: Laterza, 1972. P.13-132.

124

«Записка о магистратах»1, а также - сочинения флорентинцев - современников Макиавелли и Веттори, рассуждавших о политике своего государства: Бьяджо Буонаккорси2 и Бартоломео Черретани3.

Введение.

Форма управления Флорентийской республики и «имперский» проект флорентийской дипломатии в Итальянских войнах: проблема взаимосвязи.

В эпоху глобального европейского вооружённого конфликта Раннего нового времени - Итальянских войн 1494-1559 гг. - одной из республик Италии большую часть войн, до 1530 г. оставалась Флорентийская республика.4 Ключевой проблемой политики Флоренции в войнах периода 1494-1530 гг. являлась проблема нахождении компромисса между двумя антагонистичными моделями регулирования механизма управления республикой. Модель «governo largo» - «широкого правительства» - предполагала участие в решениях основных проблем внутренней и внешней политики многих уполномоченных на членство в магистратах достойных граждан республики, тогда как модель «governo stretto» - «узкого правительства» - нахождение подобных решений в ведении малого круга флорентийских «оптиматов» на государственной службе.5 Флорентийские авторы - современники Итальянских войн пытались определить для политического механизма своей республики компромиссную модель. Так, историк и гуманист первой половины XVI в. Бартоломео Черретани называет республиканизм Флоренции имперским только в контексте разрешения «пизанского вопроса»: с точки зрения Черретани, возврат Пизы, в представлении флорентийского руководства, должен был автоматически означать построение вокруг Флоренции протоассоциативного мини - конгломерата зависимых близлежащих территорий: Пистойи, Ареццо, и, в более смелой перспективе, - Пьомбино и Имолы.6 Бартоломео Черретани отмечает, что в речи, произнесённой гонфалоньером Флорентийской республики Пьеро Содерини после отвоевания ею Пизы в 1509 г., присутствовал следующий пассаж: «Если когда-либо и была возможность сделать город великим, то именно сейчас; потому что сейчас в Италии нет республики или империи более могущественной, чем наша... Итак, в ваших руках сделать эту республику и эту империю великими, что невозможно получить без соблюдения справедливости»7. При этом, для решения «пизанского вопроса» флорентинцы, руководствуясь официальным принципом невмешательства в действия лиг, возникавших между участниками войн на Апеннинах, были вполне готовы частным образом вести переговоры о финансовом вспомоществовании членам лиг в обмен на поддержку в возврате Пизы.

По мнению американского исследователя флорентийской политики этого периода Джона Покока, цикл развития дипломатии Флорентийской республики периода 1494 -1530 гг. определялся именно успехом поддержания компромисса между «governo largo» и «governo stretto»8. Доминирования же «широкого правительства» в период нахождения у власти в городе монаха-мистика Джироламо Савонаролы в 1494-1498 гг. и «узкого правительства» -после реставрации династии Медичи в 1512 г. привели к ситуации, «..когда трения между

1 Vettori F. Ricordo delli Magistrati // Francesco Vettori. Scritti storici e politici. - Bari: Laterza, 1972. P.7-9.

2 Diario di Biaggio Buonaccorsi, coadiutore al Magistrate de Dieci. In Fiorenza: Appresso i Giunti, 1568. [Оцифровка рукописи] / Internet Archive: collection: European Libraries. URL:

https://ia801207.us.archive.org/15/items/bub_gb_I4EmwmzGp0IC/bub_gb_I4EmwmzGp0IC.pdf (свободный доступ) (дата обращения: 30.06.2022).

3 Cerretani B. Storia Fiorentina. Firenze: Olschki, 1994. - 474 p.

4 Гуковский М.А. Очерки истории Италии. - М.: Учпедгиз, 1959. С. 136-139.

5 Gilbert F. Machiavelli and Guicciardini: Politics and History in Sixteenth- Century Florence. Princeton: Princeton University Press, 1965. P. 60.

6 Cerretani B. Storia Fiorentina. P. 300.

7 Cerretani B. Op.cit. P. 380-381.

8 Покок Д. Момент Макиавелли / Пер. с англ. Т. Пирусской. - М.: Новое литературное обозрение, 2020. С. 179180.

представителями элиты и теми, кто к ней не принадлежал, усилились, а Большой совет и Синьория все более явно обнаруживали неспособность к ведению внешних дел республики»1. В этой связи, определённое время в качестве компромиссной дипломатической политики тосканской республики в войнах на Апеннинах в период 1498 -1512 гг. просуществовала политика вооружённого нейтралитета - то есть невступления Флоренции в создававшиеся крупные лиги в ходе войн и сосредоточенности на оборонительном союзе с Францией, заключённом в 1502 г. руководившим республикой гонфалоньером Пьеро Содерини2. Приоритетной целью этой дипломатии был возврат Флорентийской республике утраченного при Пьеро II Медичи владения Пизой - реализовать право власти «1о stato е Гипрепо»3. Насколько широко распространялись «имперские» амбиции Флорентийской республики?

С точки зрения американского исследователя Марка Халлианга, политика республики 1494-1512 гг. представляла собой рецепцию афинского проекта «лидирующей демократии», заключавшуюся в стремлении флорентийского руководства доминировать исключительным образом в районе «городов Арно»4. Вместе с тем, сравнивая республиканизм Флоренции и Афин, Халлианг не определяет как «имперский республиканизм» ни тот, ни другой5. Шведский автор Микаэль Хорнквист, напротив, трактует республиканскую модель Флоренции весьма радикально: «...Республика Макиавелли с лицом Януса, целью которой является сохранение свободы внутри страны и создание империи за рубежом, принадлежит к более чем столетней традиции флорентийского имперского республиканизма»6. В традиции изучения политики Флорентийской республики в Итальянских войнах существовала также и точка зрения о контакте Флоренции с Империй Габсбургов как первой из апробированных тосканским государством дипломатических стратегий построения «мини-империи» в Средней Италии. Так, немецкий историк Макс фон Вольф отмечал, что флорентинцы почти присоединились к Священной лиге в 1498 г., получив от Максимилиана гарантию обеспечения невмешательства Венеции в «пизанский вопрос» и пообещав взамен финансовую поддержку в захвате континентальных владений самой Венеции.7 Присоединению, однако, помешала не казнь Савонаролы и смена формы республики: как указывает фон Вольф, Максимилиан просто запросил сумму, которую «.флорентинцы не смогли или не пожелали дать»8. Подобная тактика Флоренции сформировала утилитарно -меркантилистский её образ в системе военной дипломатии эпохи Итальянских войн.

Как свидетельствовал в своём дневнике соотечественник и товарищ Макиавелли по службе в Совете Десяти Бьяджо Буонаккорси, про флорентинцев стали говорить: «За Пизу они продадут души дьяволу, а потом выкупят каждую по отдельности так, что дьявол останется должен»9. Вместе с тем, к моменту 1507 г. республика предприняла ряд неудачных попыток возврата Пизы, осложнявшихся ростом фискальной нагрузки на флорентийское население10. Кроме того, в контексте традиционной для тогдашней Флоренции дихотомии

1 Покок Д. Момент Макиавелли. С. 182.

2 КаппониН. Макиавелли / Пер. с англ. А. Л. Уткина. М.: Вече, 2012. С. 92.

3 Покок Д. Момент Макиавелли. С. 189.

4 HulliungM. Citizen Machiavelli. NJ: Princeton University Press, 1983. P. 48.

5 HulliungM. Citizen Machiavelli. P. 65.

6 HornqvistM. Machiavelli and Empire. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. P. 75. DOI: 10.1017/CBO9780511490576

7 Von Wolff M. Die Beziehungen Kaiser Maximilian I zu Italien. 1495-1508. Innsbruck: Verlag Der Wagner'schen Universitats-Buchhandlung, 1909. Р. 15.

8 Von Wolff M. Die Beziehungen Kaiser Maximilian I zu Italien. 1495-1508. Р. 37.

9 Diario di Biaggio Buonaccorsi, coadiutore al Magistrato de Dieci. In Fiorenza: Appresso i Giunti, 1568. P.34 // [Оцифровка рукописи] / Internet Archive: collection: European Libraries. URL:

https://ia801207.us.archive.org/15/items/bub_gb_I4EmwmzGp0IC/bub_gb_I4EmwmzGp0IC.pdf (свободный доступ) (дата обращения: 30.06.2022).

10 КаппониН. Макиавелли. С. 123.

«governo largo» - «governo stretto», выгодно изменилась диспозиция представительства сторонников последнего подхода, стремившихся сузить главенствующий аппарат республики и получивших сначала численное превосходство в ведавшем дипломатическим курсом Советом Десяти, а затем - и руководство над ним1. Соответственно, для Флоренции встал вопрос о пересмотре не только оборонительного союза с Францией, как формы обеспечения дипломатического отстранения от участия в военных действиях лиг европейских государств на Апеннинах, но и пути намеченного развития модели имперского республиканизма. Подобный «транзитный» период для Флоренции совпал по времени с противоречиями императора Максимилана I Габсбурга по вопросу реализации «итальянской карты»2. Чтобы оценить перспективы новой попытки установления гегемонии над Италией, Максимилиан I созвал рейхстаг в Констанце, долженствовавший стать прологом осуществления Империей нового вектора в итальянском курсе3. Именно делегирование на рейхстаг 1507 г. стало поводом к официальной переговорной миссии Флоренции ко двору Максимилиана I Гасбсбурга, целью которой, в действительности, было не только выяснение перспектив флорентийско-имперских отношений в контексте войн на Апеннинах, но и анализ функционирования Империи как политического механизма, с необходимостью вывода о возможности и целесообразности проведения аналогий в миниатюре в рамках реализации Флоренцией права «lo stato e l'imperio» над зависимыми территориями Средней Италии.

Исполнителями этой миссии стали два флорентийских политических деятеля: начинающий дипломат, представитель «партии» сторонников «governo stretto» Франческо Веттори, и опытный в реализации практических задач дипломатии Флоренции секретарь Совета Десяти, державшийся противоположного взгляда на внутреннее устройство республики, Никколо Макиавелли. По итогам миссии 1507 -1508 гг., сохранившей status quo как в отношениях Флоренции и Империи, так и в курсе тосканской республики в войнах на Апеннинах, оба составили сочинения об Империи: Макиавелли - в форме официального рапорта, «О положении дел в Германии» («Ritratto delle cose della Magna»)4; Веттори - в более свободной форме путевого дневника: «Путешествие в Германию» («Viaggio in Alamagna »)5.

Результаты исследования.

«О положении дел в Германии» Никколо Макиавелли: анализ Империи Габсбургов при Максимилиане I как политического механизма.

При оценке положения дел в Империи, Макиавелли в первую очередь хвалит национальный дух германцев - «аламаннов» - и выгодно отличает их основанное на рациональной минимизации потребностей устройство жизни от итальянской изнеженности 6. Он отмечает, что «аламанны» организовывают хозяйство таким образом, что эффективен как военный труд, так и производительный: «У них всегда есть еда, питье и огонь на целый год, и поэтому они могут работать на своих производствах, чтобы прокормить людей за один сезон, но и те, кто живут за счет своего оружия, существуют целый год без потерь»7. При этом, итальянцы, как указывает Макиавелли, не имея боевого духа германцев, также зависят и от производства «...их рукотворных товаров, так, что они почти заполонили всю

1 Дживелегов А.К. Франческо Гвиччардини // Гвиччардини Ф. Сочинения / Пер.с ит. А.К.Дживелегова. - М.: Наука, 1934. С. 27.

2 Von Wolff M. Die Beziehungen Kaiser Maximilian I zu Italien. 1495-1508. Р. 88.

3 Von Wolff M. Op.cit. Р. 89-90.

4 Machiavelli N. Ritratto delle cose della Magna / Niccolo Machiavelli. Opere // A cura di M.Bonfantini. Milano -Napoli: Riccardo Ricciardi, 1954. P. 487-492.

5 Vettori F. Viaggio in Alamagna // Francesco Vettori. Scritti storici e politici. Bari: Laterza, 1972. P. 13-132.

6 Machiavelli N. Ritratto delle cose della Magna / Niccolo Machiavelli. Opere. P. 487.

7 Op.cit. P. 487.

Италию»1. Вместе с тем, «аламанны» в представлении флорентинца, несмотря на наличие боевого духа, в военной ситуации принуждаемы к войне «...командующими своих общин» -«comandati dalle loro comunitá»2. Подобную ситуацию Макиавелли связывает, прежде всего, с наличием у императора наёмных войск: воины, комплектуемые в общинах, хотят получать столько же, сколько и наёмники императора3. Кроме того, флорентинец не обходит стороной проблему зависимости императора в своих военных предприятиях от князей - «principi» -региональных правителей, по сути, вольных самостоятельно определять степень вовлечённости ресурсов в военные проекты императора4. Однако современные исследователи истории Империи Габсбургов склонны полагать, что, со времён Максимилиана, у императоров были инструменты контроля над формированием войска за счёт реструктуризации имперского политического пространства по ассоциативному типу. Анализируя данную проблему, оксфордский исследователь Данкан Харди утверждает, что в рамках рейхстагового договорного права «Eilende Hilfe» - «срочной помощи» -Максимилиан смог рассчитывать на военные ресурсы от территориальных образований в составе Империи на началах пропорциональности, по мере возможности ими их выделения.5 Вместе с тем, с точки зрения Харди, имперские князья территорий Верхней Германии зачастую применяли вариативные стратегии уклонения от участия в «срочной помощи». Так, исследователь упоминает парасудебную культуру местных ландфриденов верхненемецких земель как возможность обосновать противовес почти любому решению имперского центра.6 В свою очередь, немецкая исследовательница Барбара Штольберг-Рилингер, рассматривая правовую систему управления Империей, приводит ещё более простой механизм уклонения князьями от исполнения обязательств о помощи императору по рейхстаговым договорам: апелляцию к старинному праву отсутствия, выраженному в формуле - «quod omnes tangit, ab omnibus approbetur»7. Очевидно, данные противоречия, по меньшей мере, в общих чертах известны Макиавелли - так, в отношении современной ему Империи, флорентинец отмечает в своём рапорте: «.В Германии нет ни одного князя, который мог бы или осмелился бы противостоять планам императора, как они делали это в прошлом, и я не думаю, что во вспомоществовании планов императора ему мешают князья. Однако кто не смеет воевать с ним, тот смеет отрицать помощь; кто не смеет отрицать ее, тот смеет обещать, что не будет соблюдать ее; а кто не смеет делать этого, тот смеет откладывать свои обещания настолько, что император не успевает их осудить»8. Кроме того, в сочинении «О положении дел в Германии» приведён и своеобразный анализ сословно-этнической ситуации в Империи Габсбургов. В представлении Макиавелли, главные враги Империи во внешней политике -это швейцарцы9. В то же время, внутриусобицы в самой Империи объясняются флорентинцем противоречиями по двум линиям: этнической - между «аламаннами» и «швабами» - и сословной - между «горожанами имперских общин» - «cittadini delle comunitá della Magna»10 - отсюда становится понятным, что под «общинами» Макиавелли имеет в виду имперские города - и «князьями» - «principi»11. В этом ключе, показательна разница контекста использования в сочинении флорентинца терминов «Magna» и «Alamagna».

1 Ibidem. P. 488.

2 Machiavelli N. Ritratto delle cose della Magna / Niccolo Machiavelli. Opere. P. 488.

3 Op.cit. P. 488.

4 Ibidem P. 488-491.

5 Hardy D. Associative Political Culture in the Holy Roman Empire. Upper Germany, 1346-1521. Oxford: Oxford University Press, 2018. P. 243.

6 Hardy D. Associative Political Culture in the Holy Roman Empire. Upper Germany, 1346-1521. P. 237.

7 Stollberg-RilingerB. Das Heilige Romische Reich Deutscher Nation: Vom Ende des Mittelalters bis 1806. Munchen: Verlag C. H. Beck, 2006. P. 47.

8 Machiavelli N. Op.cit. P. 489.

9 Op.cit. P.488.

10 Ibidem P.491.

11 Ibidem P.491.

Употребляя в значении этничности термин «Alamagna», флорентинец пишет, что Максимилиан, как император от имени представителей имперского ядра - «аламаннов», при нападении швейцарцев на Швабию выказал швабам устремление к поддержке, в расчете на перспективу централизации Империи, предполагая собрать против Швейцарии воинство из «.. .аламаннских общин»1. Однако, как констатирует Макиавелли, представители «.. .аламаннских общин» не проявили большого участия в делах касательно Швабии: «.Когда приходили представители одной общины, другие уходили, так что император, отчаявшись в своем захвате, заключил соглашение со швейцарцами и оставил им Базель»2. Вместе с тем, характеризуя сословную политику Максимилиана, флорентинец указывает, что император рассчитывал объединить общины в своей борьбе с автономией князей3. С точки зрения Макиавелли, Максимилиан, тем самым, в долгосрочном плане рассчитывал сыграть сразу на двойном противоречии - между князьями и Швейцарией, с одной стороны, и между князьями, как правителями земель, в которых находились имперские общины, и населением общин, с другой: «Что касается вражды князей с общинами и со Швейцарией, то нет необходимости рассуждать иначе, поскольку она хорошо известна: как и вражда между императором и упомянутыми князьями: и вы должны понять, что поскольку император питает свою главную ненависть к князьям, и не будучи в состоянии снизить ее сам, он воспользовался благосклонностью общин»4. В результате попытки разрешить две политические проблемы одновременно, император, как полагает флорентинец, в большей степени обострил уже имевшиеся противоречия внутри треугольника «внешнее-этничное-сословное»: «И по этой же причине он некоторое время общался со швейцарцами, с которыми, как ему казалось, он уже вошел в некоторое доверие: настолько, что он вверил все эти раздоры общинам, а затем добавил к ним те, которые находятся между одним князем и другим; и те, и другие раздоры затрудняют объединение империи, которое необходимо императору»5.

Таким образом, в своём анализе политических проблем Империи Габсбургов, Макиавелли подводит к тому, что Максимилиан в каком-то смысле вынужден был вновь переключиться на итальянское направление имперской политики. Кроме того, изучив функционирование Империи как политического механизма на предмет возможности и целесообразности проведения аналогий в миниатюре в рамках реализации Флоренцией права «1о stato e l'imperio» над зависимыми территориями Средней Италии, секретарь флорентийской дипломатии не признаёт необходимость в подобной аналогии для своего государства6. Характеризуя же непосредственно рейхстаг 1507 г. в Констанце, Макиавелли употребляет применительно к Империи термин «Magna» как обобщающий фигурировавшие у него ранее термины «Alamagna» и «Svevia»7. Любопытно, что в данном пассаже Макиавелли вновь возвращается к идее вспомоществования территориальными правителями имперских земель проекту похода Максимилиана на Рим. Вместе с тем, он указывает, что помощь имперских государственных образований опять не оправдала ожиданий Максимилиана: по свидетельству флорентинца, число воинов, которые князья и общины готовы были предоставить императору, едва достигла четырёх тысяч, из которых «.было около тысячи воинов и трёх тысяч разбойников»8. В то время как император рассчитывал не менее чем на пять тысяч9. Данкан Харди, анализируя это обстоятельство работы

1 Ibidem. P.491.

2 Ibidem P.491.

3 Ibidem P.488-489.

4 Ibidem P.489.

5 Ibidem P.489.

6 Machiavelli N. Ritratto delle cose della Magna / Niccolo Machiavelli. Opere. P.492.

7 Op.cit. P. 490.

8 Ibidem P. 490.

9 Ibidem P. 490.

Констанцского рейхстага, вновь указывает на диспропорцию в исполнении правителями имперских земель обязательств о помощи: «Для запланированной экспедиции Максимилиана в Рим каждый курфюрст обещал 245 солдат, а маленький имперский город Росхайм обязался предоставить семь»1. Подводя итог рассуждениям о Констанцском рейхстаге 1507 г., флорентинец отдельно обозначает, что новый итальянский проект императора представлял собой, по сути, «перевёртыш» проекта Священной лиги 1495-1498 гг.: теперь Максимилиан «...впервые захотел с французами пойти в Италии против воли венецианцев»2. В рамках задачи дипломатической миссии Веттори - Макиавелли, последнему оставалось ответить на вопрос: стоит ли Флоренции присоединяться к франко-имперскому проекту союза против Венеции? Здесь Макиавелли привычно для себя напоминает руководившему дипломатией Флоренции Совету Десяти, что приоритетом в политике республики является возврат Пизы как реализация права власти «1о stato е Гипрепо». Ситуация же, формирующаяся, волей Максимилиана, вокруг Венеции, ранее оказывавшей поддержку пизанскому сепаратизму, - идеальный повод разрешить «пизанский вопрос» в столкновении один на один с Пизой3. Таким образом, Макиавелли подготовляет аналитическую почву под дипломатические успехи Флорентийской республики.

«Путешествие в Германию» Франческо Веттори: взгляд на Империю Габсбургов как территориально-политическое пространство.

Что касается Веттори, то он, несмотря на наделение от флорентийского руководства официальной приставкой «ашЬавСаёоге а МаББипШапо 1шрега1;оге» - «посла перед императором Максимилианом»4 - и четырьмя слугами в сопровождение (в отличие от Макиавелли, не имевшего ни того, ни другого - К.П.), в действительности воспринимает свою миссию гораздо свободнее. Он ведёт дневник путешествия по Империи Габсбургов и прямо указывает это целью повествования в начале сочинения «Путешествие в Германию».5 Из его дневника мы узнаём маршрут этого путешествия: молодой дипломат за неделю с 4 по 11 июля 1507 г. посетил Тренто6, замки Сан-Пьетро7 и Орхен,8 затем 12 июля прибыл в Констанц на рейхстаг, где оставался до 10 августа9. После рейхстага, Веттори продолжил свою миссию-путешествие и направился в Уберлинген10, задержавшись там до 6 сентября. Далее, Веттори на неделю следует в Ульм и Мемминген11, после чего, с 14 сентября по 14 ноября пребывает в Инсбруке12. Наконец, вторую половину ноября он проводит в Аугсбурге, после чего, проследовав в декабре через целый ряд мелких приграничных поселений, возвращается в Инсбрук и 6 января 1508 г. отбывает из Империи.13 Строго дипломатических пунктов этого путешествия, в которых он исполняет миссию репрезентанта Флоренции перед Империей, три. Первый - это Констанц, где он присутствует от Флоренции на имперском рейхстаге, и куда, как он указывает, были отправлены представители и других итальянских-городов государств: «.от Папы - синьор Костантино Греко, от венецианцев -мессер Винченцио Квирино, от герцога Феррары - мессер Антонио Констабили, от Сиены -Доменико Плачиди, а также много людей из Ломбардии и Генуи. И все они почти до утра находились в главной церкви, рассказывая друг другу то, что знали. Но немцы мало что

1 Hardy D. Associative Political Culture in the Holy Roman Empire. Upper Germany, 1346-1521. P. 244.

2 Machiavelli N. Op.cit. P. 490.

3 Ibidem. P. 492.

4 Vettori F. Ricordo delli Magistrati // Francesco Vettori. Scritti storici e politici. Bari: Laterza, 1972. P. 7.

5 Vettori F. Viaggio in Alamagna // Francesco Vettori. Scritti storici e politici. Bari: Laterza, 1972. P.13.

6 Vettori F. Viaggio in Alamagna // Francesco Vettori. Scritti storici e politici. P. 42.

7 Op.cit. P.44.

8 Ibidem P.47.

9 Ibidem P.55-59.

10 Ibidem P.61.

11 Ibidem. P.66-68.

12 Ibidem P.74-79.

13 Ibidem P. 121-130.

понимали о том, что они рассказывали, потому что они исповедуют себя как очень скрытные мастера своего дела»1. Очертания будущей антивенецианской Камбрейской лиги, в которую вошли Империя, Франция, Испания и папство, вырисовываются из указания Веттори о составе делегатов Констанцского рейхстага тем очевиднее при его упоминании тех, «.кого прислал король Испании»2. Описывая в дальнейшем своё пребывание в Меммингене на пути в Инсбрук в сентябре 1507 г., Веттори, как бы подтверждая факт заведомой осведомлённости венецианцев о готовящейся против них войне, упоминает, что в Инсбрук, где располагалась резиденция Максимилиана, вместе с ним последовали делегаты папы, Сиены, Генуи, но не последовал венецианский делегат Винченцио Квирино, пребывавший после Констанца в Аугсбурге «.два месяца без всякого дела»3. Оказавшись в Констанце, а впоследствии - и в Ульме, Веттори был поражён религиозностью швабов4. это отличает их от более вольного в своих нравах населения Тренто5 и, как он укажет далее, - Инсбрука6. Флорентинец связывает эту особенность швабов Констанца, чье положение в городе, принимавшем рейхстаг, интересует его предметно, не только с влиянием исторических обстоятельств, но и с текущей политической обстановкой, в которой швабы вели этническую борьбу со швейцарцами: «.Город находится на границах швейцарцев, которые сделали все возможное, чтобы подчинить его своей воле, но так и не смогли этого сделать, и епископ по-прежнему сохраняет право на обладание и светской властью, но горожане узурпировали власть и установили республику»7. В Констанце Веттори, после некоторого ожидания, получает от императора жильё на время пребывания на рейхстаге: по его упоминанию, его селят в хорошем доме в соседние комнаты с вышивальщиком графа Трайетто по имени Физио Дорнит8. Поскольку Дорнит прекрасно говорил на латыни, Веттори узнал от него подробности о предстоящем рейхстаге. Так, ему стало известно, что первыми на рейхстаг были приглашены и прибыли духовные властители: «Он рассказал мне, что первым в Италию приехали епископ Трента, епископ Кура, коадъютор епископа Бриссины, потому что его собственный епископ, который был кардиналом, находился тогда в Риме, епископ Констанца, Базеля, Зальцбурга, Бамберга, Аугсбурга, Падерборна, который является герцогом Франконии, епископы Шпейера и Вормса, архиепископы Майнца и Трира»9. Светских же властителей государств внутри Империи Габсбургов Веттори упоминает как вторичных по отношению к духовным: как на конкретном рейхстаге, на котором он присутствует, так и в политических реалиях Империи в целом10. Характерно, что Макиавелли в своём сочинении по итогам реализации совместной с Веттори дипломатической миссии также упоминает церковных князей - «И рппСр1 есс^аБЙсг» - как ключевую опору имперской власти11. Далее, Веттори узнаёт о разделении политических элит регионов Империи Габсбургов на Лиги, нашедшем отражение во взаимности интересов представителей этих Лиг на рейхстаге. Так, флорентинец упоминает две крупные Лиги в составе Империи: Швабскую, с крупнейшими городами - Аугсбургом, Нюрнбергом и Ульмом, и Северную, с центрами в Любеке, Кёльне и Данциге12. При этом, в отличие от Макиавелли, Веттори любопытным образом интерпретирует соотношение «имперское-

1 Ibidem. P. 56.

2 Ibidem P. 56.

3 Vettori F. Viaggio in Alamagna // Francesco Vettori. Scritti storici e politici. P.97.

4 Op.cit. P.67.

5 Ibidem P.42-43.

6 Ibidem P.74-79.

7 Ibidem P. 54.

8 Ibidem P. 55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Ibidem P. 55.

10 Ibidem P.56.

11 Machiavelli N. Ritratto delle cose della Magna / Niccolo Machiavelli. Opere. P. 490.

12 Vettori F. Op.cit. P. 56.

княжеское» как приоритет княжеской власти над императорской на этих территориях: это следует из его определения вышеперечисленных имперских городов общим термином «terre» - «земли»1 и указанием на прибывших на рейхстаг правителей этих земель как графов или герцогов «centoventi buone terre» - «ста двадцати хороших земель»2. Не менее любопытна и интерпретация им присутствия светских и церковных правителей на рейхстаге как «исполнение договора» перед императором: завершение же рейхстага Веттори обозначает как «увольнение» их Максимилианом3. Следует отметить, что современные исследователи истории Империи456, в основном, склоны считать действием договора исполнение результатов работы имперских рейхстагов, тогда как флорентийский дипломат в своём упоминании включает в договор и само присутствие делегата на рейхстаге7. Следующий этап дипломатической части путешествия Веттори по Империи - это пребывание в Инсбруке, в окрестностях резиденции императора8. Характеризуя этнический состав населения Инсбрука, флорентийский дипломат указывает, что встретил в Инсбруке огромное число итальянцев: «В этом замке я нашел так много итальянцев, особенно ломбардцев, что мне показалось, что я нахожусь в одной из хороших земель Италии»9. В Инсбруке он жил вместе с Антонио да Венафро - советником сиенского синьора Пандольфо Петруччи, сопровождавшего Доменико Плачиди - делегата Сиены на рейхстаге10. Характерно, что Веттори, за исключением разговоров с Дорнитом11, почти не упоминает обстоятельства дипломатической службы в ходе своей поездки. В основном флорентинец перечисляет, каким образом Максимилиан организовывал быт и досуг делегатов, следовавших за ним в переговорных миссиях в развитие рейхстага12. В отношении своего пребывания в Аугсбурге, Веттори и вовсе упоминает лишь развёрнутый пересказ рождественской пьесы, поставленной мессером Юргенсом, у которого он остановился в этом городе13. Вместе с тем, именно перед описанием аугсбургского этапа своего путешествия Веттори, что характерно -в качестве отступления от основной цели своего повествования - описания предпринятого путешествия - приводит примечательное рассуждение на тему этнического принципа устройства империй14. Так, флорентинец отмечает, что эллинистическая империя Александра Македонского, Рим и другие известные ему в истории после Ассирии и Египта империи строились на основе порабощения завоевателями народов - автохтонов15. В этом отношении, для Веттори особенно показательна и иллюстративна судьба именно Римской Империи: «Потом начались римляне, которые в течение многих лет были бичом несчастной Италии, страдали Греция, Азия, Африка, галлы, германцы и многие другие народы. И когда они выросли, среди них начались гражданские войны, из-за которых были разграблены и сожжены многие города в Италии и других местах... Сколько плохих тиранов было в Риме!

1 Vettori F. Viaggio in Alamagna // Francesco Vettori. Scritti storici e politici. P. 56.

2 Op.cit. P. 56.

3 Ibidem. P. 59.

4 Hardy D. Associative Political Culture in the Holy Roman Empire. Upper Germany, 1346-1521. - Oxford: Oxford University Press, 2018. - 321 p.

5 SilverL. Marketing Maximilian: The Visual Ideology of a Holy Roman Emperor. Princeton: Princeton University Press, 2008. 315 p.

6 Stollberg-RilingerB. Das Heilige Romische Reich Deutscher Nation: Vom Ende des Mittelalters bis 1806. - Munchen: Verlag C. H. Beck, 2006. - 13б р.

7 Vettori F. Op.cit. P. 59.

8 Ibidem P. 74-79.

9 Ibidem P. 75.

10 Ibidem P. 75.

11 Ibidem P. 55-57.

12 Ibidem P. 60-101.

13 Ibidem P. 101-121.

14 Ibidem P.85-86.

15 Vettori F. Viaggio in Alamagna // Francesco Vettori. Scritti storici e politici. P.85.

132

Сколько безумных людей избирали править Римом! Сколько раз Италия попадала в руки неудачников и разорителей, пока Константин, покинув её, уже оставил не часть, а всю её в руках различных варварских народов, гуннов, герулов, вандалов, готов и лангобардов! И Рим, захваченный ими, был полностью разрушен и опустошен; и вся остальная Италия была разрушена, разграблена, рассеяна и сожжена»1. Веттори рассуждает в аналогичном ключе и о дальнейшей судьбе Италии как о наследии римских бед: «И так часто случалось впоследствии; галлы, германцы и другие народы, Фридрих Барбаросса, Фридрих II, так много Оттонов и Генрихов приходили в неё, что когда она немного оправлялась, её снова опустошали. И если иногда Италия бывала свободна от варваров в течение пятидесяти лет, то это не значит, что она не испытывала постоянных преследований с их стороны и не проливала кровь. Поэтому неудивительно, что в наше время происходит то же самое, что и в другие времена»2.

Заключение.

Таким образом, сравнивая сочинения Макиавелли и Веттори, написанные ими в рамках исполнения миссии 1507-1508 гг. в Империю Габсбургов, можно заключить: Макиавелли в своём анализе устройства Империи, а также перспектив флорентийско -имперских взаимоотношений не выходит за рамки флорентийской идентичности, в то время как Веттори, пусть и иносказательно, в качестве отступления, в сочинении «Путешествие в Германию», в принципе, не предполагавшем им строгие стилистические рамки, предлагает своё видение исторической судьбы Италии - жертвы римского имперского проекта, не устоявшего перед варварскими нашествиями и канувшего в лету. Вместе с тем, рассуждая о жизнеспособности имперского проекта для Флоренции, как Макиавелли, так и Веттори ориентируются именно на Рим, а не на крупнейшую современную им империю - Империю Габсбургов. Однако если Макиавелли склонен верить в способность современной ему Флоренции вести самостоятельный имперский путь развития (пусть и на территории Средней Италии, несравнимо меньшей, по отношению к владениям Римской империи), то Веттори скептичен по отношению к имперскому проекту как таковому, отталкиваясь именно от катастрофы Рима.

Литература:

1. Гуковский М.А. Очерки истории Италии. - М.: Учпедгиз, 1959. - 390 с.

2. Дживелегов А.К. Франческо Гвиччардини// Гвиччардини Ф. Сочинения / Пер.с ит. А.К.Дживелегова. - М.: Наука, 1934. С. 11-107.

3. Каппони Н. Макиавелли / Пер. с англ. А.Л. Уткина. - М.: Вече, 2012. - 372 с.

4. Покок Д. Момент Макиавелли / Пер. с англ. Т. Пирусской. - М.: Новое литературное обозрение, 2020. - 888 с.

5. Cerretani B. Storia Fiorentina. - Firenze: Olschki, 1994. - 474 p.

6. Diario di Biaggio Buonaccorsi, coadiutore al Magistrate de Dieci. In Fiorenza: Appresso i Giunti, 1568. [Оцифровка рукописи] / Internet Archive: collection: European Libraries. URL: https://ia801207.us.archive.org/15/items/bub_gb_I4EmwmzGp0IC/bub_gb_I4EmwmzGp0IC.pdf (свободный доступ) (дата обращения: 30.06.2022).

7. Gilbert F. Machiavelli and Guicciardini: Politics and History in Sixteenth- Century Florence. - Princeton: Princeton University Press, 1965. - 358 p.

8. Hardy D. Associative Political Culture in the Holy Roman Empire. Upper Germany, 13461521. - Oxford: Oxford University Press, 2018. - 321 p.

9. Hornqvist M. Machiavelli and Empire. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004. -302 p. DOI: 10.1017/CB09780511490576

1 Op.cit. P.85-86.

2 Ibidem. P. 86.

10. Hulliung M. Citizen Machiavelli. - NJ: Princeton University Press, 1983. 320 p. DOI: 10.4324/9781315081236

11. Machiavelli N. Ritratto delle cose della Magna / Niccolo Machiavelli. Opere // A cura di M.Bonfantini. Milano - Napoli: Riccardo Ricciardi, 1954. P. 487-492.

12. Silver L. Marketing Maximilian: The Visual Ideology of a Holy Roman Emperor. -Princeton: Princeton University Press, 2008. - 315 p.

13. Stollberg-Rilinger B. Das Heilige Romische Reich Deutscher Nation: Vom Ende des Mittelalters bis 1806. - München: Verlag C. H. Beck, 2006. - 136 p.

14. Vettori F. Ricordo delli Magistrat// Francesco Vettori. Scritti storici e politici. - Bari: Laterza, 1972. P.7-9.

15. Vettori F. Viaggio in Alamagna // Francesco Vettori. Scritti storici e politici. - Bari: Laterza, 1972. P.13-132.

16. Von Wolff M. Die Beziehungen Kaiser Maximilian I zu Italien. 1495-1508. - Innsbruck: Verlag Der Wagner'schen Universitats-Buchhandlung, 1909. - 133 p.

References:

1. GukovskijM.A. Ocherki istorii Italii. - M.: Uchpedgiz, 1959. - 390 s. (In Russian).

2. Dzhivelegov A.K. Franchesko Gvichchardini / Gvichchardini F. Sochineniya // per.s it. A.K. Dzhivelegova. - M.: Nauka, 1934. S.11-107 (In Russian).

3. KapponiN. Makiavelli / Per. s angl. A.L. Utkina. - M.: Veche, 2012. - 372 s. (In Russian).

4. Pokok D. Moment Makiavelli / Per. s angl. T. Pirusskoj. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2020. - 888 s. (In Russian).

5. Cerretani B. Storia Fiorentina. - Firenze: Olschki, 1994. - 474 p.

6. Diario di Biaggio Buonaccorsi, coadiutore al Magistrato de Dieci. In Fiorenza: Appresso i Giunti, 1568. [Ocifrovka rukopisi] / Internet Archive: collection: European Libraries. URL: https://ia801207.us.archive.org/15/items/bub_gb_I4EmwmzGp0IC/bub_gb_I4EmwmzGp0IC.pdf (svobodnyj dostup) (data obrashcheniya: 30.06.2022).

7. Gilbert F. Machiavelli and Guicciardini: Politics and History in Sixteenth- Century Florence. - Princeton: Princeton University Press, 1965. - 358 p.

8. Hardy D. Associative Political Culture in the Holy Roman Empire. Upper Germany, 13461521. - Oxford: Oxford University Press, 2018. - 321 p.

9. Hornqvist M. Machiavelli and Empire. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004. -302 p. DOI: 10.1017/CBO9780511490576

10. Hulliung M. Citizen Machiavelli. - NJ: Princeton University Press, 1983. - 320 p. DOI: 10.4324/9781315081236

11. Machiavelli N. Ritratto delle cose della Magna / Niccolo Machiavelli. Opere // A cura di M.Bonfantini. Milano - Napoli: Riccardo Ricciardi, 1954. P.487-492.

12. Silver L. Marketing Maximilian: The Visual Ideology of a Holy Roman Emperor. Princeton: Princeton University Press, 2008. - 315 p.

13. Stollberg-Rilinger B. Das Heilige Romische Reich Deutscher Nation: Vom Ende des Mittelalters bis 1806. Munchen: Verlag C. H. Beck, 2006. 136 s.

14. Vettori F. Ricordo delli Magistrati // Francesco Vettori. Scritti storici e politici. Bari: Laterza, 1972. P.7-9.

15. Vettori F. Viaggio in Alamagna // Francesco Vettori. Scritti storici e politici. Bari: Laterza, 1972. P.13-132.

16. Von Wolff M. Die Beziehungen Kaiser Maximilian I zu Italien. 1495- 1508. Innsbruck: Verlag Der Wagner'schen Universitats-Buchhandlung, 1909. - 133 p.

THE HABSBURG EMPIRE THROUGH THE EYES OF FLORENTINES DURING THE ITALIAN WARS (ON THE EXAMPLE OF THE WRITINGS OF NICCOLO MACHIAVELLI AND FRANCESCO VETTORI ON A DIPLOMATIC MISSION OF 1507-1508)

Pavlov K.V.

Master of history, Institute of History, Saint Petersburg State University Kir2014Sch603@gmail.com

Abstract: The diplomacy of the Florentine Republic during the era of the Italian Wars of 1494-1559 was directly dependent on the intense internal political changes taking place in the Tuscan state. In a sense, the republic, which sought to become an empire in the Apennines and underwent a series of successive internal transformations in this regard, observed the pre-existing "empires" of Europe through diplomatic dialogue and analyzed their arrangements. One striking example of Florence's "analytical" diplomacy during the Italian Wars was the 1507-1508 mission to the court of the German Emperor Maximilian I Habsburg. The executors of the mission were Niccolo Machiavelli and Francesco Vettori. Having analyzed the writings compiled by Machiavelli and Vettori in the course of the mission and at its end, the author concludes that the Florentine diplomats differ in their views both on the problem of Florentine-imperial relations and on the idea of the empire as a political project as such.

Keywords: Machiavelli, Vettori, Italian Wars, Habsburg Empire, Florence, Maximilian I

Для цитирования: Павлов К.В. Империя Габсбургов глазами флорентинцев эпохи итальянских войн (на примере сочинений Никколо Макиавелли и Франческо Веттори по итогам дипломатической миссии 1507-1508 гг.)// Архонт, 2022. № 5(32). С. 124-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.