Научная статья на тему 'Императорское увлечение мистицизмом: что стало причиной хобби Александра i и какие это понесло за собой последствия'

Императорское увлечение мистицизмом: что стало причиной хобби Александра i и какие это понесло за собой последствия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1247
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
Александр I / Российская империя / История России / XIX век / Зарождение революционного движения в России / Декабристы / Тайные кружки / Религия / Мистицизм. / Alexander I / The Russian Empire / Russian history / XIX century / The origin of the revolutionary movement in Russia / Decembrists / Secret circles / Religion / Mysticism.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Руль Д. В.

Статья посвящена в основном второй половине нахождения императора Александра I на Российском престоле с 1812 по 1825 года. Анализируется человеческий фактор – увлечение Александра религией и мистикой, а также то, какие у этого были причины и последствия, повлиял ли своеобразный отход от политических дел главы государства на зарождение революционного движения в государстве. Статья рассказывает о том, как изменился император к концу своего правления, и ставит своей целью выяснить цену этих перемен для судьбы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPERIAL PASSION BY MYSTISM: WHAT HAS BEEN THE CAUSE OF THE HOBBY ALEXANDER I AND WHAT IT HAS AFFECTED

The article is devoted mainly to the second half of the stay of Emperor Alexander I on the Russian throne from 1812 to 1825. The human factor is analyzed Alexander’s fascination with religion and mysticism, as well as what reasons and consequences this had for him, whether the peculiar departure from the political affairs of the head of state influenced the birth of the revolutionary movement. The article tells about how the emperor changed by the end of his reign, and aims to find out the cost of these changes for the fate of the country.

Текст научной работы на тему «Императорское увлечение мистицизмом: что стало причиной хобби Александра i и какие это понесло за собой последствия»

ИМПЕРАТОРСКОЕ УВЛЕЧЕНИЕ МИСТИЦИЗМОМ: ЧТО СТАЛО ПРИЧИНОЙ ХОББИ АЛЕКСАНДРА I И КАКИЕ ЭТО ПОНЕСЛО ЗА СОБОЙ ПОСЛЕДСТВИЯ

IMPERIAL PASSION BY MYSTISM: WHAT HAS BEEN THE CAUSE OF THE HOBBY ALEXANDER I AND WHAT IT HAS AFFECTED

УДК 93/94

Руль Д.В., бакалавр международных отношений Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия, г. Москва

Rul' D.V. [email protected]

Аннотация: Статья посвящена в основном второй половине нахождения императора Александра I на Российском престоле с 1812 по 1825 года. Анализируется человеческий фактор - увлечение Александра религией и мистикой, а также то, какие у этого были причины и последствия, повлиял ли своеобразный отход от политических дел главы государства на зарождение революционного движения в государстве. Статья рассказывает о том, как изменился император к концу своего правления, и ставит своей целью выяснить цену этих перемен для судьбы страны.

Annotation: The article is devoted mainly to the second half of the stay of Emperor Alexander I on the Russian throne from 1812 to 1825. The human factor is analyzed - Alexander's fascination with religion and mysticism, as well as what reasons and consequences this had for him, whether the peculiar departure from the political affairs of the head of state influenced the birth of the revolutionary movement. The article tells about how the emperor changed by the end of his reign, and aims to find out the cost of these changes for the fate of the country.

Ключевые слова: Александр I; Российская империя; История России; XIX век; Зарождение революционного движения в России; Декабристы; Тайные кружки; Религия; Мистицизм.

Key words: Alexander I; The Russian Empire; Russian history; XIX century; The origin of the revolutionary movement in Russia; Decembrists; Secret circles; Religion; Mysticism.

Начало XIX века. Российская империя процветает на международной арене после запомнившегося всем европейским монархам правления Екатерины II и пытается опомниться от шока, вызванного последним

государственным переворотом, коих за прошедший век в стане было слишком много. Ночью с 11 на 12 марта 1801 года в ходе заговора, организованного приближенными государя, погибает император Павел - сын Екатерины Великой. Ему удалось проправить всего лишь 5 лет. Убийство происходит глубокой ночью в Михайловском замке, его доподлинные причины до сих пор неизвестны наверняка, а вокруг фигуры Павла петербуржцы слагают мистические легенды.[7,с.305]

Заговор против Павла был вызван многими предпосылками. Император сразу же впал в немилость дворянских и гвардейских кругов, настроив тем самым могущественные слои знати против себя. Его чрезмерное увлечение европейскими традициями, неумелое и непоследовательное правление, некоторые психические отклонения все сильнее и сильнее отталкивали приближенных ко двору. Заговорщики долго и размеренно составляли свой план, во время подготовки им удалось завлечь на свою сторону даже сына Павла - молодого Александра, которому в случае переворота в руки попадала корона.

Александру Павловичу - старшему сыну императора, было 23 года. Он тоже был недоволен многими политическими решениями отца. Это связано еще и с тем, что с раннего детства императора воспитывала бабушка -Екатерина Великая, которая настороженно относилась к своему сыну, и сразу решила «ставить» на внука. Переманить его на сторону заговорщиков было не сложно - ведь Панин, Рибас, Пален и другие пообещали молодому человеку просто арестовать его отца и освободить престол юному свободомыслящему императору. [7,с.223]

Убийство Павла стало для сына ударом, а осознание того, что он стал участником этого события и даже помогал заговорщикам лично, нанесло непоправимую психическую травму, которая раскроется со временем. Однако, несмотря ни на что, скипетр и держава оказались в его руках. Александр Павлович стал императором Российской Империи Александром I и начал эпоху своих реформ с весьма удачных политических решений, про которую в будущем Пушкин скажет «Дней Александровых прекрасное начало...»

Цель данной статьи - исследовать переломный момент в царствовании Александра, его причины и последствия, указать на то, как изменилась судьба России и настроения в обществе благодаря увлечению императора мистикой и религией и отходу от государственных дел.

Для достижения этой цели нами будут использоваться историко-сравнительный метод, историко-системный и анализ доступных нам источников, включая тексты современников начала XIX века.

Статья будет актуальна для читателей всех возрастов: ей смогут воспользоваться и школьники 8 класса для подготовки доклада, и, возможно, найти для себя полезный материал студенты и научные сотрудники. Конфликт общества, правителя и религии подобен любовному треугольнику - в нашей стране не раз случались подобные прецеденты. То монарх был слишком суеверен, то его подозревали в католицизме или вовсе атеизме. Знать опыт прошлого необходимо для того, чтобы с наибольшей точностью прогнозировать сценарии будущего. Это - и есть главная актуальность изучения истории в целом.

Итак, Александр I. Говоря о первых годах его правления, можно упомянуть множество удачных политических решений и реформ: создание Негласного комитета - законосовещательного органа при императоре, реформа органов центрального управления, министерская, финансовая, реформа образования и др. В начале правления Александра вперед выходит знаменитая фигура Сперанского, который пишет «Введение к уложению государственных законов» - невероятно важный для политической жизни России того времени документ. Более того, в стране впервые начинает прощупываться почва для крестьянской реформы (отмены крепостного права) и пишутся первые проекты конституции. Грамотными и последовательными либеральными преобразованиями молодого императора довольны широкие слои населения, репутация Александра вне угроз.

После случается Отечественная война 1812 года, о которой мы подробно говорить не будем. Однако стоит упомянуть один важный нюанс: известные так называемые заграничные походы русской армии 1813-1814гг. показали многим российским солдатам и высшим чинам европейскую жизнь. Побывавшие заграницей, в Наполеоновской Франции, офицеры, генералы и др., которые являлись дворянами, а соответственно самым влиятельным слоем общества, стали применять принципы европейского устройства на родную страну. Во многом именно благодаря этому в России начало зарождаться оппозиционное движение, стали появляться первые тайные кружки, что вылилось в итоге в известное 14 декабря 1825 года.

Уже после победы над Наполеоном Александр начинает меняться. Он делает еще несколько шагов, значение которых сложно переоценить. В том числе, предлагает создание Священного союза - первого в мире прообраза будущих международных наднациональных организаций. Однако преобразованиям внутри страны уже не сопутствует блестящий успех. С самого детства мечтающий дать свободу крестьянам Александр понимает, что не сможет сделать этого так быстро - Россия просто не готова к таким

потрясениям. И у него опускаются руки. После «образовательного» и «освободительного» периода его правления наступает последний -«религиозно-консервативный».[1,сЛ2] Неудача в предоставлении Польше работающей конституции еще больше подливает масла в огонь.

Пожалуй, Александр с самого детства был довольно внушаемым юношей и при этом имел доброе сердце. В его жизни произошло немало трагических событий: гибель армии, сестры, сгоревшая Москва и, конечно же, смерть Павла. Все это больно било по слабой психике императора. Если в начале своего правления он пытался забыться в реформации - как бы доказать стране, миру и самому себе, что не зря получил престол, то уже к 1815-м годам он понимает, что это не помогает заглушить душевную боль. Участие в убийстве собственного отца со временем становится «идеей фикс», император накручивает ее в своей голове и, наконец, остается перед страшным судом над самим собой. Спасаться мудрым правлением уже не поможет, остается вымаливать прощение за страшные грехи.

Все начинается с того, что с подачи близкого друга князя Голицина в руки к Александру попадает Евангелие. Это происходит во время ожесточенной войны с Наполеоном, князь сообщает Александру о том, что само Евангелие известило его о скорой победе русских. Император берет в руки книгу и, по его словам, находит там ответы на все мучающие его вопросы.

Война действительно выиграна, враг поражен, а Александр на белом коне въезжает в Париж. Но и этого не достаточно. Библия попадает к императору в самое сложное для него время и становится настоящим спасением, в отличие от идеалов мудрой политики, которых царь придерживался в детстве и первые годы своего правления.

Вскоре в жизни императора появилась еще одна влиятельная фигура -баронесса Крюденер. Уроженка Риги из знатного рода, жена русского посла в Германии Крюденер считала себя предсказательницей и шаманкой, она даже какое-то время писала книги. Боронесса была влиятельной фигурой и имела много последователей, считалось, что она умеет колдовать и разговаривать с духами умерших. Организовать свою встречу с Александром, весьма настойчиво попросив об этом Р.С. Эдлинг было не сложной для нее задачей. Крюденер утверждала, что Александр «Избранник Божий и Победитель Змия». [4,с.237]

«Вот так описывает их встречу А.Валлатон: «4 июня 1815 года, дело происходило в Европе, в комнате постоялого двора. Александр перед сном читал Библию и остановился на следующих словах Апокалипсиса: «И явилось

на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце.». Как раз в этот момент государю доложили, что какая-то женщина самым настойчивым образом просит ее срочно принять, ибо дело не терпит ни малейшего отлагательства! Увидев в этом знак Всевышнего, Александр попросил ввести незнакомку. Вошла маленькая и некрасивая женщина примерно пятидесяти лет, «облеченная» совсем не в солнце, а в очень простое платье и с накладными волосами. Ни секунды не раздумывая и без тени сомнения, она сказала царю: «Из всех народов и государей я славлю вас как избранника Божиего!»». Потом они вместе молились, стоя на коленях». [5,с.173]

По этому описанию становится понятно, что император благодаря своему мягкому характеру легко поддавался внушению, верил в различные мистические знаки, особенно когда они совпадали с Библией.

Союз Александра с баронессой продлился недолго. Поначалу он посещал ее собрания, в европейских кругах немало говорили про новых друзей. Однако уже вскоре император разорвал с якобы ведьмой все контакты, никогда не рассказывая в подробностях, почему это сделал. По самой популярной версии - разгадал какой-то из ее фокусов. [5,с.174]

К 1820-м годам Александр стал еще более мнительным. Он постоянно подозревал семью, друзей и приближенных в предательстве, часто обижался на людей без видимых причин. Будучи туговат на ухо, император постоянно бредил о том, что над ним смеются за спитой, и вообще имел огромное количество комплексов, зачастую не присущих представителю столь знатного рода.

С возрастом отклонения усугубились. Александр все меньше уделял время государственным делам и все чаще запирался в покоях с Библией в руках. Он не любил богатых пиршеств и богослужений, но искал истину внутри себя, все больше и больше закрываясь от окружающего мира. С 1818 года император начинает интересоваться сектами, местными религиозными культами в провинциях и заграницей (например, большое влияние на него оказала секта квакеров, с учением которых он познакомился в Лондоне).

Все больше и больше Александр углублялся в веры, которые выступали против войны, рабства, жестокости и т.д. Пройденный им самим путь стал казаться ему наказанием Дьявола, работа стала невыносимой: он не мог больше смотреть на нищету и крепостничество в своей стране, понимая, что она не готова к столь масштабной реформе. Человечество, общество, политика - ему опротивели. Государственные преобразования свелись к введению обязательного начального образования - чтобы все были грамотными и смогли прочесть Библию.

Однако мы понимаем, что православная вера монарха для народа -формальность. Всем необходимо было как раз, чтобы император появлялся на основных религиозных мероприятиях, и этого достаточно, в остальное время он должен устраивать судьбу государства. Но увлечение сектантством и мистицизмом, закрытость, суеверность, мнительность и в итоге слабость отталкивали народ от царя.

Декабрист Штейнгель писал в своих воспоминаниях: «Общее бедствие 1812 года наклонило ум и сердца к набожности. Отселе начинается период мистицизма». [5,с.170]

Александр изменился не по щелчку. Еще долго время его разрывали и мучили либеральные идеи, желание провести успешные реформы - с одной стороны, и неуверенность, ненависть, желание забыться в Боге - с другой.

Первый итог таких перемен: фиаско многих преобразований императора. Особенно сумбур коснулся образовательной сферы. Принятые в начале правления за аксиомы свободы вероисповедования, слова спотыкались о насаждаемое обучение Слову Божьему.

Второй итог: падение международного авторитета. Еще со времен дружбы Александра с баронессой Крюденер по всей Европе ползли нелестные слухи. Они дополнились и увлечением императора европейскими сектами. Даже партнеры по Священному Союзу стали относиться к российскому императору с опаской, перестали доверять ему важные дела, спрашивать совета.

И последнее, самое главное: от Александра отвернулся народ. Наложилось одно на другое. В Европе давно уже вспыхли революционные идеи и движения, а русские дворяне, побывав в Европе, узнали о них. Вернувшись домой, они увидели не сильного либерального правителя, а мнительного сумасшедшего, то и дело сбегающего от государственных дел в деревню к шаманам. Мистицизм Александра и растущее к нему недоверие приближенных стало последней каплей на пути к объединению зародившихся тайных кружков, а после к восстанию декабристов. Пусть неудавшемуся, но надолго запечатлевшемуся в памяти любого русского человека как первая попытка народа что-то изменить, сказать свое «против».

1 сентября 1825 года Александр в одиночестве уезжает из Санкт-Петербурга в Таганрог. Два дня спустя к нему приезжает жена Елизавета Алексеевна. Уже в октябре император серьезно заболевает и долго мучается от лихорадки. 17 ноября, это событие описано во многих дневниках присутствующих, Александр издает последний судорожный вздох. Императрица закрывает его глаза и удаляется к себе. [2,с.323]

После смерти Александра и до сих пор бытует легенда о том, что император все же не умер в Таганроге, а хитро обставил свою смерть и, как и всю жизнь мечтал, удалился в одиночные скитания по необъятной стране. Личность Александра приписывают старцу Федору Кузьмичу, объявившемуся в подходящее время в Сибири. Говорят, он был похож даже внешне, подходил по возрасту и взглядам, манерам, и, безусловно, обладал сверхъестественными способностями. Виной такой широкой известности этой легенды стало еще и то, что тело императора везли в Петербург в закрытом гробу, и никто не смог увидеть его.

В любом случае было понятно, что такая неординарная личность обрастет легендами и домыслами (мы знаем далеко немало таких примеров). Александр стал одной из самых неоднозначных фигур российской истории XIX века. Он начал с кровавого переворота, практически участия в варварском убийстве собственного отца, затем стал популярным либеральным правителем, сулящим империи большое будущее, выиграл Отечественную Войну, и стал мнимым мистиком, религиозным фанатиком, из-за своих страхов и неуверенности развалившим многие начинания. Александра и его многообещающую политику победили обстоятельства. События накладывались одно на другое, а мягкий характер искал спасения и объяснения в таинственных религиозных знаках, обрядах, культах.

С нашей точки зрения не нам упрекать или оправдывать императора. Наша задача - показать, насколько сильно монарх, его личность, частная жизнь влияет на устройство государства внутри и даже его авторитет на международной арене. Слабость Александра, по нашему мнению, сыграла и положительную роль, дав повод для подъема свободолюбивых движений, написания альтернативных проектов государственного устройства (Муравьев, Пестель), решимости народа выступить, наконец, впервые в истории России, не против голода и холода, а за конкретные меры, за превращение империи в цивилизованное европейской государство.

Использованные источники:

1. А. Н. Архангельский. Александр I. М.: Молодая гвардия, 2005. С. 12.

2. История России с начала XVIII до конца XIX века (под ред. А. Н. Сахарова). Институт Российской истории РАН, 1997. Стр. 303, 323.

3. Демкин А. В. Дней Александровых прекрасное начало. Внутренняя политика Александра I в 1801-1805 гг.. — М.: Кучково поле, 2012. — ISBN 978-5-9950-0280-2.

4. Керн А. П. Воспоминания Анны Петровны Керн. Три встречи с императором Александром Павловичем. 1817—1820 гг. // Русская старина, 1870. — Т. 1. — Изд. 3-е. — Спб., 1875 — С. 230—243.

5. Меттерних К. фон Император Александр I. Портрет, писанный Меттернихом в 1829 году // Исторический вестник, 1880. — Т. 1. — № 1.

— С. 168—180.

6. Данилевский Н. В. Таганрог, или Подробное описание болезни и кончины императора Александра Первого, в бозе почивающего. — М., 1828. — 85 c.

7. Цареубийство 11 марта 1801 года. Записки участников и современников.

— Изд. 2-е. — Спб.: А. С. Суворин, 1908. — 458 с.

Used sources:

1. A. N. Arkhangelsky. Alexander I. M.: Young Guard, 2005.S. 12.

2. The history of Russia from the beginning of the XVIII to the end of the XIX century (under the editorship of A. N. Sakharov). Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences, 1997. p. 303, 323.

3. Demkin A. V. Days of the Alexandrovs are a great start. The domestic policy of Alexander I in 1801-1805 .. - M.: Kuchkovo field, 2012. - ISBN 978-5-99500280-2.

4. Kern A. P. Memoirs of Anna Petrovna Kern. Three meetings with Emperor Alexander Pavlovich. 1817-1820 // Russian antiquity, 1870. - T. 1. - Ed. 3rd -SPb., 1875 - S. 230-243.

5. Metternich K. von Emperor Alexander I. Portrait painted by Metternich in 1829 // Historical Bulletin, 1880. - T. 1. - No. 1. - P. 168-180.

6. Danilevsky N.V. Taganrog, or A detailed description of the illness and death of Emperor Alexander the First, in the Bose who rests. - M., 1828. - 85 p.

7. Regicide on March 11, 1801. Notes of participants and contemporaries. - Ed. 2nd. - St. Petersburg: A.S. Suvorin, 1908.- 458 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.