Научная статья на тему 'Императорское общество поощрения художеств в начале Первой мировой войны'

Императорское общество поощрения художеств в начале Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
484
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
императорское общество поощрения / первая мировая война / поощрение художеств / рисовальная школа / рерих н. к

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тюхина Л. Г.

В статье рассматривается, насколько изменилась деятельность Императорского общества поощрения художеств после вступления России в Первую мировую войну, как была реализована на практике программа патриотических мероприятий, предложенная директором Рисовальной школы Общества Н. К. Рерихом. Для написания исследования были привлечены неопубликованные ранее материалы фонда Общества в ЦГИА СПб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the extent of changes in the activity of the Imperial Society for the Encouragement of the Arts after Russia"s entry into World War I and realization of the programme of patriotic activities initiated by N. Roerich, a director of the School of Drawing. The research is based on previously unpublished materials of the Society"s Fund at the Central State Historical Archive in St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Императорское общество поощрения художеств в начале Первой мировой войны»

Л. Г. Тюхина

ИМПЕРАТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ В НАЧАЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Работа представлена кафедрой русской истории. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор И. В. Алексеева

В статье рассматривается, насколько изменилась деятельность Императорского общества поощрения художеств после вступления России в Первую мировую войну, как была реализована

360

на практике программа патриотических мероприятий, предложенная директором Рисовальной школы Общества Н. К. Рерихом. Для написания исследования были привлечены неопубликованные ранее материалы фонда Общества в ЦГИА СПб.

The article studies the extent of changes in the activity of the Imperial Society for the Encouragement of the Arts after Russia's entry into World War I and realisation of the programme of patriotic activities initiated by N. Roerich, a director of the School of Drawing. The research is based on previously unpublished materials of the Society's Fund at the Central State Historical Archive in St. Petersburg.

К началу Первой мировой войны Императорское общество поощрения художеств существовало уже 94 года, имело богатую историю и огромные заслуги перед отечественным искусством. Основано Общество было в 1820 г., а в 1821 г. были приняты «Основные правила для руководства деятельностью Общества», в которых говорилось, что Общество должно «всеми возможными средствами помогать художникам, оказывающим дарование и способствовать к распространению всех изящных художеств», а также «разными полезными изданиями стараться угождать публике» . Председателем Общества с декабря 1913 г. был великий князь Петр Николаевич. Как видно из отчета о деятельности Общества, к 1 сентября 1914 г. в Императорском обществе поощрения художеств состояло из особ императорской фамилии - 13, почетный член - 1, действительных членов -78 и

2

членов-соучастников - 107: всего 199 лиц .

С 1870 г. Общество имело свое помещение-бывший дом канцелярии санкт-петербургского генерал-губернатора, в котором в 1820-1830-х гг. жили генерал-губернаторы М. А. Милорадович, П. В. Голенищев-Кутузов, П. К. Эссен, в 1860-х гг. здесь жил обер-полицмейстер Ф. Ф. Трепов (впоследствии градоначальник, в которого стреля-

3

ла Вера Засулич) . Дом этот существует и поныне по адресу: ул. Большая Морская, дом 38, сейчас его занимает санкт-петербургское отделение Союза художников России. В 1914 г. в этом доме находилось несколько выставочных помещений, художественно-промышленный музей, образованный в 1870 г. по инициативе Д. В. Григоровича, и

библиотека. Здесь же находилась Рисовальная школа, которая к тому времени была очень известным учебным заведением не только в Петербурге, но и по всей России. Рисовальная школа была основана в 1839 г., в нее могли поступать ремесленники, дети рабочих, мещане, словом лица низшего сословия; «уклон этой школы был технический , ученик получал навык к рисованию постольку, поскольку это требовалось его ре-

4

меслом или фабричным занятием» .20 декабря 1857 г. «Рисовальную школу для воль-ноприходящих», бывшую ранее в ведении Министерства финансов, передали Обществу поощрения художеств . В октябре 1914 г. Рисовальная школа Императорскою общества поощрения художеств готовилась отмечать свой 75-легаий юбилей. Празднование юбилея планировали сделать пышным и торжественным, в 1914 г. был выпущен очерк истории развития школы. Выпуск очерка - это то немногое, что решили все-таки сохранить из намеченных торжественных мероприятий. Пышному празднованию помешало начало Первой мировой войны.

«За три четверти века - констатировалось в юбилейном очерке - это скромное по задачам учреждение, благодаря неустанной и энергичной деятельности своих руководителей, сумело развернуться в могучий и обширный рассадник искусства в России... В настоящее время Школа дошла в своем развитии до положения, занимаемого лучшими художественными педагогическими учреждениями Европы»-. И. скорее всего, сильных преувеличений в громких словах автора нет. После окончания Рисо-

общественные 11 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

вдэдодЧ зшмы Общества многих выпуск-и«юа® крншчадн в Академию художеств. ДееадАкА ш ж 1 ?ь нмеш тех художников, шторке т рз&ш? время здесь учились , и

г

«стлиег к с?-1*1'55с, что ?то было одно из лучник ху-аАж«с5зсэ&змх учебных заведений РйШИИткхзо взрсыкм».Это А. М. Опекушин, Ф..А.Ш«ясй«а&. Ш- Е.. Ршдн. В. М. Васнецов, Ш. Ш.ИеУ80Т&та, В, В, Маю, М. Е. Месма-ждр,,Й..Ж. А^^б- М.. А- Вру ■ есть. Е. Е. Лан-<ояр&,Ш. 4» а 1 ат; а 1 . М. Шагал, А. А. Рыли®., М. В М&текакН.. С !°0б г. директором йвшваи&аей "шжеды бы;: нзвесшый худож-ШШК Нкжсоп-й Константинович Рерих, и шшшк ■ с; «гу-ао Залклук роль во всех на-чяшшатд: да а всего Общества, в том

чшави во 2геч* Лговон мировой войны.

Нача..-'" .;,: «•.-й. вызвало огромное во-адриюккЕЗй ВС- згсх слоях русского обще-СЕШ1. ш чачг'.у.: с'отпг-стзенньге организации стшшноргплаАзгь свою помощь правительству., я--г£Н5гьг=ггва.т& сборы пожертвова-швд, аооачаретьй для оАкгных. комитеты по-шщ к к - : ш асдаоат. ■ Ряд патриотических шрмшржязжй 5ыз предложен и Обществом шишщрзнг* художгстз- Эти мероприятия Фбош ш::.. ■'¡зс;':---:. г ■:-*.„.->::к; директора Рисо-шажишй 1.~жоопо: д доложены в основу дся-жмшш>:ш 05~х.гтза в начале Первой ми-равюпй водаотао. В :гоей записке, прочитан-шш" ке з&?.ознки педагогического сове-ташвшезг о<т 10сентября 1914г. и утверж-дешшок И1 saoenanrsf ксмитета Общества ш Ш сгетжбря того же года Рерих писал: • •<КПЬи:& Хь:^:-:.:." Бог-» о ниспослании нашс-S■nyBoferv окончательного одоления врага, шревдгвсяо подумаем, чем можем мы внесши шмю гторс.мн}>о лепту в настоящее врс-.«швеяизос-го русского и союзных государств швддаща»' ,

Ори анизаишю лазарета Рерих считал йшшмежной из-за тесноты и ветхости по-.шадиюий. Он предлагал устроить аукцион А18МВ;с1венных предметов, пожертвовании» в гаользу раненых, а вырученные сум-ч#и жр?,1зпъ & распоряжение великой кня-зшш Мидшш Николаевны, супруги пред-

седателя Общества великого князя Пегра Николаевича, которая была к тому времени вице-председателем Комитета помощи раненым, больным и выздоравливающим офицерам и нижним чинам. Нужно сказать, что устройство благотворительных аукционов не было новшеством во время Первой мировой войны. Такие аукционы устраивались и раньше, во время русско-турецкой и русско-японской войн. Кроме того, Рерих предложил не праздновать торжественно, как собирались, 75-легний юбилей Школы, а ассигнованные сметой с этой целью 1 ООО рублей передать в тот же Комитет.

Далее в списке патриотических мероприятий - увольнение немецкого подданного господина Кюрт'а с должности руководителя лито 1рафической мастерской и замена его господином Сельдяевым. Увольнение немецких и австрийских подданных в начале войны было повсеместным явлением. Это было данью антигерманским настроениям: кто-то громил немецкие магазины и германское посольство, а в различных организациях увольняли работников, имеющих подданство воюющих с Россией государств. В петроградской консерватории на заседании художественного совета от 16 сентября 1914 г. также были уволены профессора - подданные Германии . Из Петроградского общества архитекторов на заседании правления общества от 20 сентября 1914 г. по предложению председателя Общества И. С. Китнера были исключены подданные Германии и Австрии9.

Уже тогда, в начале сентября 1914 г. Рерих предлагал подумать о всевозможной экономии средств и не замещать курс преподавателя Д. В. Милеева, скончавшегося в Киеве во время проведения реставрационных работ. К вопросу экономии средств Рериху придется еще неоднократно возвращаться. Так в протоколе заседаний педагогического совета от 23 ноября 1915 г. можно найти обращение директора школы к руководителям мастерских и преподавателям с просьбой соблюдать величайшую

экономию «в виду общего поднятия цен и возрастающих расходов на материалы и пособия» .

Рерих замечал, что «нежданная для России война обнаружила большую связь и даже зависимость от Германии в целом ряде производств и технических приспособлений; от этой зависимости во имя нашего достоинства, во имя значения и богатства нашего государства мы должны избавляться всемерно и неотложно»". Но это не просто слова, далее следуют совершенно конкретные предложения, которые, как кажется директору, возможно осуществить силами Рисовальной школы и Общества поощрения художеств. В ряду производств, испытывающих зависимость от Германии, Рерих называет обойное дело, а также производство художественных красок. Конечно, производств, которые зависимы от германских фабрикантов, было гораздо больше. Но предложения директора школы конкретны: наладить выпуск резчицко-обойных форм в собственных мастерских, а также попытаться наладить производство художественных красок, в особенности темперы. Педагогический совет школы полностью согласился с предложениями Рериха, и переговоры по поводу производства красок начались уже осенью 1914 г. Заканчивает записку Рерих словами из своей газетной статьи: «Но, чтобы общая работа удалась, надо поверить друг другу, надо научиться помогать, надо сплотиться и начать светлую работу, не упуская времени,

неотложно, в трезвой Руси возводя творче-

13

ские и технические крепости» .

Многое из того, что предлагал Рерих, было осуществлено. Так 1 октября 1914 г. состоялся аукцион картин, пожертвованных преподавателями и учащимися школы Общества в пользу раненых воинов. На

нем было продано 306 произведений на 13

сумму 5 020 рублей . Эта сумма с присоединением к ней 1 ООО рублей, предусмотренных сметой на празднование юбилея, были переданы в Комитет помощи боль-

ным, раненым и выздоравливающим офицерам и нижним чинам, состоящий под председательством великой княгини Анастасии Николаевны. Об этом говорят ' несколько документов, сохранившихся в ЦГИА СПб в фонде 448. Это счет Санкт-Петербургского Коммерческого Банка, через который деньги переводились, а также квитанция вышеупомянутого Комите-14

та о получении денег .

Общество поощрения художеств обладало помещением, приспособленным для проведения аукционов, другие художественные общества такого помещения не имели, поэтому именно в здании Общества состоялись в ближайшее время после начала войны другие благотворительные аукционы. Рерих в отчете о деятельности Общества даже говорил о том, что первый аукцион, проведенный по инициативе педагогического совета школы 1 октября 1914 г., вызвал некоторое соревнование и в других художественных организациях . Действительно, одно перечисление этих благотворительных аукционов похоже на соревнование между самыми авторитетными художественными объединениями Петербурга:

19 октября 1914 г. аукцион произведений, пожертвованных участниками выставки «Мир искусства» в пользу лазарета деятелей искусства (269 предметов на сумму 8 465 рублей);

7 декабря 1914 г. - аукцион в пользу раненых и больных, устроенный архитектурными курсами Багаевой (169 предметов на сумму 1 151 рублей);

14 декабря 1914 г. - в пользу общины Св. Евгении (202 предмета на сумму 4 134 рублей);

18 января 1915 г. - аукцион картин и этюдов, пожертвованных членами общества имени Куинджи в пользу больных и раненых воинов (132 предмета на сумму 8 593 рублей);

30 ноября 1914 г. - аукцион на нужды войны, устроенный Кружком любителей русских изящных изданий (130 предметов на сумму 3 913 рублей);

15 февраля 1915 г. - аукцион Комитета Общества «Мир искусства» в пользу раненых (220 предметов на сумму 7 022 рублей) .

Как видно из приведенного списка, наибольшие суммы были собраны обществом «Мир искусства» и обществом имени Ку-инджи. В расходных финансовых документах Общества за октябрь 1914г. сохранился ордер № 141, в котором говорится, что всего на аукционе « Мира искусства» было выручено 8 888 рублей 52 копейки, в пользу Общества поощрения художеств взыскано было 846 рублей 42 копейки. Казначей общества «Мир искусства» А. П. Остроумова-Лебедева получила 8 041 рубль 84 копейки 27 октября 1914 г., эти деньги пошли на открытие лазарета деятелей искусства. Самую большую цену на аукционе «Мира

искусства» дали за акварель К. Сомова

17

«Маскарад в парке» - 600 рублей . Известно и кто купил эту акварель. В своем дневнике К. Сомов пишет, что продажа на аукционе шла очень бойко, и его «вещь пошла

8

за 600 рублей, досталась она Гиршману»' . Нужно сказать, что за предоставленное для аукциона помещение была установлена плата - 5% от вырученной суммы с продавца и 5% от суммы покупки с покупателя, так Общество поощрения художеств получало свой доход от проведенных аукционов. Позже, в сентябре 1915 г. было решено по предложению Н. К. Рериха отчислять 10% от доходов на аукционы в пользу раненых: 5% - на лазарет великой княгини Милицы

Николаевны и 5% - на лазарет деятелей ис-19

кусства .

Действительно почти все художественные объединения откликнулись на почин Общества поощрения художеств, но проводились не только аукционы, но и выставки с благотворительными целями. Так, с 9 ноября по 6 декабря 1914 г. в помещении Общества прошла благотворительная выставка произведений союзных держав (Франции, Бельгии и Польши) в пользу больных и раненых воинов, устроенная попечительским комитетом о сестрах Красного Крес-

та. Эту выставку посетило 5 052 человека. 10 января 1915 г. группа художников-футуристов из Москвы и Петрограда (К. Малевич, А. Моргунов, В. Татлин, И. Пуни, К. Богословская, Л. Попова, Н. Удальцова и др.) обратилась в комитет Общества с просьбой предоставить малый зал для устройства выставки в пользу лазарега деятелей искусства. Их просьба была удовлетворена, выставка состоялась в марте 1915 г. и

20

привлекла 4 939 посетителей . Всего же в сезон 1914 -.1915 г. в большом и малом залах Общества Поощрения Художеств было проведено 9 разданных выставок, которые привлекли в общей сложности 33 663 посетителя. Наиболее посещаемой оказалась «43 Передвижная выставка» ее посетили 12 938 человек. В отчете о выставках отмечается, что количество посетителей по сравнению с прошлым сезоном уменьшилось на 6 337 человек, хотя, су;гя по отчетам прошлых лег, количество посетителей выставок каждый год неуклонно возрастало. Уменьшение количества посетителей выставок в 1914 1915 г. понятно - шла война. Но, несмотря на уменьшение количества посетителей, общая благотворительная

сумма на различные, вызванные войной

21

нужды достигла 50 335 рублей .

В самом начале войны немцами были варварски разрушены многие памятники искусства и старины в Бельгии и во Франции. Общество поощрения художеств не могло остаться к этому равнодушным. Рерих как директор Рисовальной школы обратился с телеграммой на имя президента Французской Республики, в которой выражал соболезнование по поводу варварского разрушения памятников искусства, а также направил от имени 46 членов педагогического совета обращение на имя посла Северо-Американских Соединенных Штатов. В обращении звучит страстный протест против действий немцев: «Именем священного искусства, именем высшей молитвы человечества, именем всего, что совершенствует и возвышает мир, просим Вас

всеми силами протестовать против преступных разрушителей, так как высококультурное Правительство Северо-Американских Штатов не может взирать на уничтожение всего, чем светла земная жизнь и не может

присоединиться к врагам рода человече-22

ского» .

Тогда же, в начале войны многие литературно-художественные журналы, такие как «Аполлон», «Старые годы», «Зодчий», «Архитектурно-художественный еженедельник» и др., писали о разрушенных немцами памятниках, помещали статьи, печатали фотографии памятников архитектуры, которые находились в местах боев, подвергались обстрелам и бомбардировкам немцев. В различных художественных обществах читались доклады о памятниках Бельгии, Франции, Австро-Венгрии, поэты посвящали стихи Лувену и Реймскому собору. Словом вся литературно-художественная общественность старалась привлечь внимание к этой проблеме. Императорское общество поощрения художеств также не хотело оставаться в стороне. 15 сентября 1914 г. Н. К. Рерих обратился в Комитет Общества с просьбой разрешить вместо двух альбомов ученических работ, которые ежегодно выпускало Общество, ограничиться одним, а вместо другого, издать альбом, в котором были бы запечатлены разрушенные архитектурные памятники Европы. «...Считаю, что издание погубленных памятников искусства, а также и тех, которым ближайшим образом угрожало уничтожение, было бы крайне знаменательным и своевременным, и вполне соответствовало бы задачам Императорского Общества

23

Поощрения Художеств» . Согласие Комитета на это издание было получено, Председатель Общества великий князь Петр Николаевич в телеграмме, отправленной из Ставки, также одобрил начинание Рериха, считая его своевременным. Далее на нескольких следующих заседаниях педагогического совета - 24 сентября и 15 октября -обсуждался вопрос об этом издании, наме-

чался тип издания, его формат похожий на журнал «Аполлон», статьи на трех языках - английском, французском и русском. Было определено название альбома - «Память войны», к изданию Рерих привлек мастерскую изданий «Современное искусство». Предполагалось издать изображения и описания памятников Лувеиа, Льежа. Реймса, Малина, Калиша, Ченстохова идр. пострадавших от военных действий городов

-24 „ ,

и провинций . К сожалению, альбом этот

так и не был издан, больше о нем никаких упоминаний в документах, в отчетах Общества, в том числе и в отчетах об издательской деятельности найти не удалось. Война продолжалась, и, по-видимому, более насущные проблемы деятельности Общества заслонили издание альбома.

Однако, некоторые предложения директора Рисовальной школы все-таки были осуществлены. Так был восстановлен класс резьбы, но в преобразованном и расширенном составе резчицко-столярной или обойной мастерской, которая должна была обеспечить подготовку мастеров, умеющих изготавливать отечественные обойные формы, что позволило бы России не зависеть от Германии, являвшейся до войны главным поставщиком этих форм . Было осуществлено и предложение Рериха о производстве художественных красок. Обществом был разработан и утвержден в Министерстве промышленности и торговли торговый знак и торговое название красок -«Изограф», причем Министерством Императорского двора было дано разрешение на использование изображения Государствен-

26 и

ного орла в рисунке торгового знака . Но найти фирму, которая бы согласилась производить краски под контролем Общества, было нелегко, и только в 1916 г., в Москве была найдена такая фирма. В отчете Общества за 1915-1916 учебный год имеется запись о том, что в конце апреля 1916г. полу-

27

чен первый транспорт красок «Изограф» . Таким образом, это полезное предложение также получило реальное осуществление.

Конечно, кроме мероприятий, связанных непосредственно с войной, Общество поощрения художеств продолжало осуществлять и свою обычную деятельность. Несмотря на военное время, Рисовальная школа даже расширяла свою деятельность, в ней были открыты новые мастерские, в том числе высшая архитектурная мастерская, начались занятия по театрально- декорационному искусству, где курс читал известный театральный художник С. Судейкин. В 19141915 учебном году правом бесплатного обучения в школе в первом полугодии пользовались 126 учеников, во втором - 158, что составляет соответственно 16% и 19% от общего числа учащихся. По результатам окончания школы двое лучших учеников ежегодно отправлялись за счет средств Общества в командировку за границу. Но ввиду военного времени из-за невозможности командировок за границу, педагогический совет постановил назначить 6 поездок по России. В 1914 и 1915 г. Обществом поощрения художеств, как и раньше, проводился всероссийский ежегодный конкурс по исторической живописи, а также конкурс картин бытового жанра, выдавались премии по результатам этого конкурса, выдавались пенсии, пособия, ссуды нуждающимся художникам, а также стипендии для учеников Рисовальной школы и студентов Академии художеств.

На заседании педагогического совета, состоявшемся 1 -2 мая 1915 г., Рерих подводил итоги прошедшего «военного» учебного года, констатируя, что «военнные события» не очень сильно повлияли на число учащихся. Думая о том, чем же еще Общество поощрения художеств может помочь воюющим солдатам, Рерих предлагал учредить 10 бесплатных вакансий для детей воинов, пострадавших на войне, для бесплатного обучения их в пгколе и мастерских Об-

ъ «28

щества. Это предложение было принято .

Изучая документы о деятельности Общества поощрения художеств, можно сказать, что начало войны не очень сильно

повлияло на обычную каждодневную работу Рисовальной школы и самого Общества. В школе продолжались занятия, произошло даже расширение некоторых мастерских, количество учеников школы не уменьшилось, в том же режиме продолжались заседания педагогического совета школы и Комитета Общества. Не прекращалась и обычная благотворительная деятельность Императорского Общества поощрения художеств, которую оно проводило и до начала войны. Правда, война помешала началу реконструкции нового здания Рисовальной школы, которая была намечена на 1914-1915 учебный год, но директор школы Н. К. Рерих, надеясь на скорое окончание войны, ставит задачу начать реконструкцию и ремонт в следующем году. К сожалению, этим надеждам не суждено было сбыться.

Но, конечно же, начало Первой мировой войны повлияло на настроения людей, на темы которые обсуждались на заседаниях педагогического совета и Комитета Общества. Сразу же после начала войны директором школы Н. К. Рерихом был предложен ряд патриотических мероприятий, большая часть из которых была осуществлена. Охваченные общим патриотическим подъемом, педагоги и ученики школы жертвовали свои произведения для проведения благотворительных аукционов и выставок. Не желая оставаться в зависимости от производства художественных красок из Германии, Общество наладило производство русских художественных красок «Изограф». Возмущенные варварством немцев, педагоги Школы посылали свои соболезнования правительству Франции и Бельгии. Таким образом, можно сделать вывод, что желание помочь борьбе, которая идет на полях сражений, быть соучастниками этой борьбы четко прослеживается в деятельности Императорского общества поощрения художеств в начале Первой мировой войны.

ПРИМЕЧАНИЯ

2 Столпянский П. II. Старый Петербург и Общество Поощрения Художеств. Л., 1928. С. 8. 2ЦГИАСПб.Ф. 448. Он. 1.Д. 1617.Л. 13.

Бройпшан Л. И., Краснова Е. И. Большая Морская улица. СПб., 1996. С. 135. 5 Столпянский П. Н. Указ. соч. С. 60.

Собко Н. Краткий очерк истории Императорского Общества Поощрения Художеств. б1820-1890. СПб., 1890. С. 9. Макаренко Н. Школа Императорского Общества Поощрения Художеств. 1839-1914. Очерк, составленный по поручегопо Комитета Императорского Общества Поощрения Художеств. Петроград, 1914. С. 5-6.

ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1614. Л. 55. 8ЦГИАСПб. Ф.361.0п. 11. Д. 593. Л. 8. » ЦГИА СПб. Ф. 528. Оп. 1. Д. 381. Л. 3. 10 ЦГИА СПб. Ф 448. Он. 1. Д. 1656. Л. 34. "ЦГИА СПб. Ф.448. Оп. 1. Д. 1614. Л. 56.

Рерих Н. К. Новый путь // Русское слово. № 197, 28 августа 1914г. "ЦГИА СПб. Ф.448. Оп. 1.Д. 1683. Л. 4. 14 ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1651. Л. 31, 33. 6 ЦГИА СПб. Ф. 448, Оп. 1, Д. 1658. Л.6.

1 ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1683. Л. 3.

8 ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1651. Л. 142, 144, 146.

_ Сомов К. А. Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979. С. 136. 0 ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1655. Л. 34. 20ЦГИА СПб. Ф. 448. Он. 1. Д. 1678. Л. 10; Д. 1702. Л. 14.

2 ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1702. Л.9. 14. "ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1614. Л. 57.

23

ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1.Д. 1614. Л. 58. 2*5 ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1614. Л. 76, 77, 79.

Малашевская Л. А. Педагогическая деятельность Н. К. Рериха. Петербургский период // Петербургский рериховский сборник. Вып. IV. СПб., 2001. С. 219. ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1678. Л. 108.

27 ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1703. Л. 4.

28 ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1702. Л. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.