Научная статья на тему 'Император Дзимму как культурный герой Японии'

Император Дзимму как культурный герой Японии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1236
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ЯПОНИЯ / ИМПЕРАТОР ДЗИММУ / ИСТОРИЯ ЯПОНИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Император Дзимму как культурный герой Японии»

ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ

Жукова Л.В., исторический факультет Научный руководитель: к. и. н., доцент В.И. Земенко

Император Дзимму как культурный герой Японии

Становление государственности в Центральной Японии в древнеяпонских источниках связывается с деятельностью легендарногоДзимму. Император Дзимму положил начало рода японских правителей «сумэраги» и династии японских императоров «микадо» и даже «миру людей».

Согласно древнеяпонским текстам «Кодзики» и «Нихон-секи» Император Дзимму несомненно является героем-завоевателем (Мелетинский, 2004, с. 920). Эти источники сообщают нам о героических походах Императора, его бесчисленных победах и подвигах (Суровень, 1998, с. 182-188). Но на сколько этот образ Дзимму сохраняется на протяжении всей истории Японии -от первых упоминаний о Дзимму до наших дней? Проследить трансформацию образа Императора Дзимму как культурного героя является целью нашей работы.

Первые упоминания оИмператореДзимму.

В японской истории, Дзимму является основателем японской императорской линии. Этот факт аргументируется в «Нихон-секи» и «Кодзики», которые в послевоенные годы и до сегодняшнего момента принято рассматривать как отражение каких-то реальных событий. И в «Кодзики», и в «Нихон-секи» рассматривается история правленияДзимму -история завоеваний.

В чем же разница?В отличие от «Кодзики», «Нихон-секи» написан не на старояпонском, а на классическом китайском языке, что продиктовано дипломатической важностью этого документа и традициями официальной историографии Древней Японии. Созданием Нихон-секи руководил принц Тонери. Сын императора Тенму. Именно он, на основе этого документа, правда уже посмертно, становиться первым монархом и носит титул Тенно (божество) (Пасков, 2011, с. 31). Т.о. мы видим, что данный документ:

1. Создавался для возвышения императора, связи его и божественного сына императора Дзимму.

2. Транслируется на языке самого могущественного государства - соседа Японии Китая, чтобы передать свою богоизбранность Поднебесной (Грачев, Мещеряков, 2013, с. 363-364).

3. Дзимму использовался дляподдержание статуса божественности императора не только в глазах народа, но и соседних государств.

Вторым основанием полагать о наличии культа Дзимму в этот период

служат археологические данные и мифы о Храме Миядзаки (ЙППЙ). Он является старейшей и самой важной святыней в городе. Посвящается

императоруДзимму, мифическому первому императору Японии. Согласно мифу, МикотоТакеиВататсу, внук императора Дзимму,когда стал управляющим Кюсю, приказал начать строительство главного храма, где бы поклонялись делам его деда - Дзимму.

Образ Дзимму в эпоху Сёгуната.

Начиная с 1192 с сёгунатаКамакура , императоры Японии потерял контроль над государственной властью в пользу феодальных военных лордов. Хотя императоры оставались правителем, теоретически выше сёгунов, они имели очень малую власть/силу. Так, сёгун мог отправлять так мало денег к императорскому двору в поддержку императора и вельмож, что они были оставлены с небольшим количеством пищи, и носил рваную одежду.

Тем не менее, как потомкам богини, императорам на протяжении всего этого времени поклонялись простые люди Японии. Если свита императора проходила по улице, люди прятали свои лица, пока караван не пройдет. Многие считали, что они ослепнут, если хоть мельком увидят потомков Аматэрасу. Император Японии существовал «над облаками» или «за шелковой занавеской», их почитали, но никогда не видели (Мак-Клейн Джеймс, 2006, с. 44-49). Для людей они были живые легенды.

Таким образом, мы видим, что, не смотря на то, что у власти стоял сёгун, сакральная власть, во многом благодаря народу, по прежнему принадлежала Императору.

Воспевание Дзимму в XVII веке.

Начиная с к.ХУП века образ Дзимму встречается в художественной литературе. Камо-ноМабути (1697-1769), МотоориНоринага (1730-1801) и ХиратаАцутане (1776-1843) были главными создателями идеи тенно -абсолютно религиозного поклонения императорскому дому. В своих произведениях они воспевали императорскую династию, восходящую к Богам.

Наибольший вклад в воспевание был внесен именно ХиратаАцутане. В своей работе «Драгоценные узы» он провозглашал родство всех японцев, их божественное происхождение. Самое главное, что упор сделан на Синтоизм. Идея тэнно отвечала рефлексу национальной гордости, это был резкий выпад японского общества против господства неоконфуцианства, политическая жесткость которого затмила романтику драм и потрясений былых времен. Учение было популярно во всех слоях общества, за исключением правящего. С целью помешать его дальнейшему распространению сёгун объявил единственной религией страны чжусианство (учение Китайского философа Джу Си), а все остальные поставил вне закона. Но начавшиеся процессы распада феодального сознания и обретения независимости всеми социальными слоями остановить было уже невозможно. В конечном итоге принято считать, что развитие националистических идей стало одним из факторов, предопределивших падение дома Токугава (Елисеефф В., Елисеефф Д., 2006, с.144).

Мейдзи - божественная династия.

Во время правления Мейдзи происходит усиление божественности власти императора с помощью следующих средств:

Во-первых, в 1872 году был провозглашен «День основания Империи», чтобы поддержать легитимность императорской семьи после свержения СегунатаТокугавы. Публично связывая себя с Дзимму, а через него и с Аматэрасу, император Мэйдзи провозглашал себя единоличным правителем Японии и символом единства японской нации.

Во-вторых, божественность фиксируется в конституции 1889 года в первой статье, согласно которой в Японской империи царствует и правит император, принадлежащий к «единственной и непрерывной во веки веков» династии. Особа императора, в соответствии с «божественным» законом, объявлялась «священной и неприкосновенной» (Конституция Японии 1889 г.).

В-третьих, с 1877 года 3 апреля стал отмечаться день смерти Дзимму, и действующий император является обязательной присутственной персоной на этой церимонии.

И, наконец, в-четвертых, при императоре Мейдзи происходит строительство храма Кашихара, который является местом поклонения Императору Дзимму (GowlandWilliam, 1907, р. 24). Храм Кашихара был построен в 1889 году, чтобы закрепить императора Дзимму как первого императора Японии. Считается, что Дзимму взошел на трон в том месте, где сейчас стоит храм. Несмотря на то, что храм был построен относительно недавно, храм Кашихара является важной и очень популярной святыней.

Американская оккупация.

Во время американской оккупации одной из главных задач было принизить происхождение японского народа. Для этогокульт императора Дзиммубыл подвергнут идеологической атаке.

В 1948 году был упразднен День основания Империи, который был восстановлен только в 1966 году, но уже под другим названием, которое не отражало божественность императорской власти -«День освоения государства». До настоящего времени этот день отмечается намного скромнее, чем до переименования - поднимаются флаги. В эпоху Мейдзи и до 1947 года данный праздник являлся одним из самых празднуемых - пускали фейерверки, посещали храмы (BrownleeJohn, 1997, р. 207-212).

Еще одним новшеством стала фиксация в конституции номинального значения императора, что принижало, а то и сводило на нет его божественность (Конституция Японии 1947 г.).

Своими действиями американцы пытались искоренить из сознания людей божественное происхождение своего народа и прежде всего императора. При американской оккупации и при их непосредственном участии учебники очищались от текстов, в которых превозносились милитаризм, военные доблести, национализм и императорская власть. На смену этим ценностям приходят демократические идеалы и парламентаризм, а сакральность императора ставиться под сомнение (Ферро, 2010, с.348).

Современные Японцы.

Современные японцы оценивают Дзимму как миф. В Японии, помимо двух названых храмов, существуют храмы jinjya, где синтоисты молятся в том числе и Дзимму, не привязывая поклонение легендарному императору в других

местах. Но на современном этапе это оценивается не как религиозный жест, а как образ жизни, который японцы ведут с древнейших времен и который пропитывает всю повседневную жизнь.

Во многом «благодаря» американским оккупантам Япония является светским государством в котором соблюдение религиозных (синтоистских) догм, в отличие от России например, является чем то механическим. Заключение.

На протяжении всей истории Японии культ императора Дзимму претерпевал ряд изменений. Иногда это были внутренние катализаторы, которые использовали образ Дзимму для своей выгоды. Либо это были внешние силы, как например американские оккупанты, которые так же в своих целях пытались принизить культ божественного императора.

Согласно летописям Дзимму вошел в историю Японии как герой-завоеватель.Но на протяжении всей последующей истории образ Дзимму как культурного героя-завоевателя не использовался. В основном использовался как мостик к богам, не как самостоятельный персонаж. Т.е. его завоевательные походы гаснут на фоне его божественного происхождения, и именно это является главным и используется в различных политических целях.

Список источников и литературы

1. Кодзики. Мифы Древней Японии. Перевод Пинус Е. M. М.: У-Фактория, 2005, 253 с.

2. Нихон-сёки. Aнналы Японии. СПб.: Гиперион, 1997, 469 с.

3. Конституция Японии 1889, 1947. Литература

1. BrownleeJohn. JapaneseHistoriansandtheNationalMyths, 1600-1945: TheAge of the Gods and Emperor Jinmu. Tokio, 1997 - 256 p.

2. Gowland William. President Address. The Burial Mounds and Dolmens of the Early Emperors of Japan. // The Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. Vol. 37. London 1907, pp. 10-46

3. Hall John. The Cambridge History of Japan, Vol. 1: Ancient Japan . Cambridge University Press, 1993 - 650 p.

4. Воробьев М.В. Япония в III-VII веках. M.: Наука, 1980.

5. Грачев M., Мещеряков A. История древней Японии. М.: Наталис, 2013 г., 544 с.

6. Елисеефф В., Елисеефф Д. Японская цивилизация. Екатеринбург: У-Фактория, 2006 г., 526 с.

7. Мак-Клейн Джеймс. Япония. От сёгунатаТокугавы - в ХХ!век. М.: ACT, 2006 г., 895 с.

8. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М.: Вост.лит., 2004, 462 с.

9. Мещеряков Япония в объятиях пространства и времени. М.: Наталис, 2010

10. Пасков С.С. Япония в раннее Средневековье: VII-XII вв. Исторические очерки. М.: Книжный дом «Либроком», 2011 г., 208 с.

11. Суровень ДА. Основание государства Ямато и проблема восточного подхода каму-ямато-иварэ-бико. Екатеринбург 1998

12. Ферро Марк. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.: 2010, 480 с.

13. /История Храма Миядзаки /[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://miyazakijingu.jp/modules/ about/ (Дата обращения 15.05.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.