Научная статья на тему 'Император александр i и Институт Корпуса инженеров путей сообщения'

Император александр i и Институт Корпуса инженеров путей сообщения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
980
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМЫ / АЛЕКСАНДР I / ПУТИ СООБЩЕНИЯ / ИНСТИТУТ / БЕТАНКУР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлов В. Е.

Возникновение и становление первого транспортного вуза России является неос-поримой заслугой императора Александра I. Новые реформы, способствующие выводу России из кризиса, отражали весь спектр государственной деятельности Александра I. Благодаря этой тенденции Институт Корпуса инженеров путей сообщения получил го-сударственную поддержку для дальнейшего развития, так как на тот период в России отсутствовали транспортные коммуникации, удовлетворяющие требованиям времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emperor Alexander I and the Institute of Corpse of Engineers of Means of Communication

Establishment and formation of the first transport higher school in Russia is an undisputable merit of Emperor Alexander I. New reforms that helped Russia come out of the crisis reflected the whole spectrum of the state activity of Alexander I. It is owing to that tendency that the Institute of the Corpse of engineers of means of communication got the state support for its further development, since at that period of time Russia lacked the transport communications that could meet the requirements of the time.

Текст научной работы на тему «Император александр i и Институт Корпуса инженеров путей сообщения»

Исторические аспекты науки и техники

285

УДК 929.731:378.4

В. Е. Павлов

ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I И ИНСТИТУТ КОРПУСА ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Возникновение и становление первого транспортного вуза России является неоспоримой заслугой императора Александра I. Новые реформы, способствующие выводу России из кризиса, отражали весь спектр государственной деятельности Александра I. Благодаря этой тенденции Институт Корпуса инженеров путей сообщения получил государственную поддержку для дальнейшего развития, так как на тот период в России отсутствовали транспортные коммуникации, удовлетворяющие требованиям времени.

реформы, Александр I, пути сообщения, Институт, Бетанкур.

31 мая 1824 года император Александр I впервые посетил и осмотрел Институт Корпуса инженеров путей сообщения. В специальном рескрипте он выразил герцогу Вюртембергскому, Главноуправляющему путей сообщения, свое удовольствие за увиденный в Институте порядок. А. Бетанкура уже не было в свите императора, так как 4 февраля 1824 года он был уволен от дел по Институту, его обязанности исполнял П. П. Базен. Естественно, всё то, что увидел император, было наследием деятельности Бетанкура, однако благодарности первый директор Института так и не дождался. 14 июля 1824 г. А. Бетанкур скончался.

Со смертью Бетанкура окончилась «блестящая юность Института», как отметил А. М. Ларионов в «Истории Института инженеров путей сообщения императора Александра I за первое столетие его существования (1810-1910)».

12 декабря 1877 года приказом Министра путей сообщения К. Н. Посьета «в ознаменование столетней годовщины со дня рождения блаженной памяти императора Александра I, основателя Института инженеров путей сообщения», Институту с соизволения Александра II было присвоено новое наименование: «Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I».

Для нас, спустя много лет после этого события, представляет интерес обратиться к неординарной личности Александра I, к его жизни и деятельности, связанной с нашим высшим учебным заведением.

Само рождение Александра Павловича 12 декабря 1777 года было замечательным событием: впервые после Петра Великого родился сын у наследника престола, бесспорного претендента на императорский трон. При крещении мальчика нарекли Александром (при согласии Павла Петровича

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2010/4

286

Исторические аспекты науки и техники

и по желанию Екатерины II) - в часть святого Благоверного князя Александра Невского, одного из небесных покровителей Санкт-Петербурга.

Александр воспитывался под контролем Екатерины Великой, получая знания в духе своего времени, испытав влияние идей воспитателя Фредерика Лагарпа, убежденного республиканца, поддерживавшего падение монархии во Франции и распространение революции на страны Западной Европы.

После гибели Павла I двадцатичетырехлетний Александр стал императором и сразу же столкнулся с испытаниями, которые переживала Россия, - одно за другим идут военные сражения с Наполеоном. Павел I оставил в наследство своему сыну огромный государственный долг. Кроме того, войны с Турцией, Персией, Францией и Швецией потребовали огромных ресурсов. Уже в 1810 году правительству пришлось в Амстердаме и Гамбурге взять в долг 20 пудов золота, 160 пудов серебра, 1 млн. голландских гульденов. Долг возрос до 50 млн. руб. серебром. Война с Наполеоном дополнительно потребовала значительных затрат, кроме того, страна была наводнена фальшивыми ассигнациями.

Тем не менее всенародный патриотический подъём позволяет изгнать Наполеоновскую армию и завершить войну в логове поверженного противника - в Париже. Александр I, победитель Наполеона, становится самым могущественным монархом Европы и мира. Создание Экспедиции заготовления бумаг в 1818 году позволило быстро заменить старые бумажные деньги новыми, а возобновление торговли с Англией и хороший урожай в 1812-1813 гг. привели к уменьшению государственного долга. Александр I был кавалером многих российских и иностранных орденов и медалей. Среди них ордена Св. Андрея Первозванного, Св. Г еоргия IV степени, Белого Орла, английский орден Подвязки, австрийский - Марии Терезии, прусский - Железного Креста, шведский военный орден Меча.

Понимая отставание страны в экономике, в науке и культуре, в государственном устройстве, Александр I ставит страну на путь реформ. Создаются министерства, Комитет министров и Государственный Совет, направляются ресурсы на развитие промышленности и торговли, обращается внимание на развитие путей сообщения, открываются университеты и отраслевые институты, создаются благоприятные условия для работы Академии наук, для развития разных видов искусства и литературы, усиливается роль православной церкви в воспитании народа, развивается сеть здравоохранения, возрастает законотворческая деятельность.

Но «дней Александровых прекрасное начало» постепенно сходит на нет. Александр, почти республиканец по духу, со временем отходит от идей реформ, замыкается в себе, удаляет своих старых друзей, опирается на ближайшего друга своего отца - Аракчеева, который после военных баталий занимает крайние реакционные позиции. Россия, вдохнув воздух свободы, начала задыхаться. Глубинные процессы в русском обществе,

2010/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Исторические аспекты науки и техники

287

связанные с поиском более прогрессивного пути развития России, приводят к восстанию декабристов. Смерть Александра I открывает путь николаевским переменам. Развитие России требует новых подходов и решений императора.

Для нас особое значение приобретает роль Александра I в развитии путей сообщения России, которые в этот период (непролазные дороги летом, в весеннюю и осеннюю распутицу; маломощные водные артерии, замерзавшие зимой) не удовлетворяли требованиям времени.

Александр I придавал особое значение этой проблеме. Он, вступив на престол, исколесил всю Россию - от Архангельска на севере до Севастополя на юге и Златоуста на востоке. Западные районы России он пересекал во время многочисленных зарубежных поездок.

Познакомившись за границей с дорогами и водными путями сообщения, Александр I принял неотложные меры, направляя на строительство дорог в империи необходимые ресурсы, и поддержал идею, витавшую в воздухе, создания высшей транспортной школы для подготовки инженеров путей сообщения.

Указом императора от 18.04.1809 г. Главноуправляющим (так указано в Указе) Департамента водных коммуникаций был назначен Г. Ольденбургский. Он подготовил и 16.07.1809 г. утвердил у императора проект образования Экспедиции водных сообщений вместо Департамента, образованного еще Указом Павла I в феврале 1798 года (Департаменту подчинялась и Экспедиция дорог).

30 августа к новой укрупненной Экспедиции была присоединена Экспедиция устроения дорог в государстве, и 12 сентября новая организация начала действовать в Твери - резиденции Ольденбургского.

Таким образом, Департамент водных коммуникаций был упразднен и должен был к 1 января 1810 года сдать свои дела Экспедиции. Но работа по реформированию управления путями сообщения страны продолжалась, так как ближайшие помощники Ольденбургского Ф. П. Деволант и А. А. Бетанкур не были удовлетворены ликвидацией Департамента, который в течение 12 лет успешно осуществлял руководство работами по развитию путей сообщения России и ежегодно получал государственные ресурсы. Деволант и Бетанкур, получив распоряжение Ольденбургского, согласованное с императором, подготовили к началу августа новое решение. 20 ноября 1809 года Александр I подписал «Манифест» и «Учреждение об Управлении водными и сухопутными сообщениями».

Создавался Корпус инженеров водных и сухопутных сообщений (с 11.08.1810 г. - Корпус инженеров путей сообщения; список инженеров был утвержден еще 13.03.1810 г.) и Институт Корпуса. Ольденбургский стал Главным директором Управления, которое получило короткое название только в 1822 году, когда Указом от 20.09.1822 г. «Главный директор» был поименован «Главноуправляющим», а «Управление водных и сухо-

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2010/4

288

Исторические аспекты науки и техники

путных сообщений» получило новое название: «Главное управление путей сообщения».

Инспектором (ректором) создаваемого Института 15 сентября 1809 года стал Августин Августинович Бетанкур, получивший от Александра I приглашение на службу в России (во время Тильзитской встречи Александра I с Наполеоном Бонапартом в июне 1807 года и вторично - во время Эрфуртской встречи в сентябре 1808 года). Для решения крупных государственных задач в области развития путей сообщения и был привлечен Бетанкур.

Бетанкуру, благодаря его энергии и настойчивости, удалось уже через год подготовить торжественное открытие Института 1 ноября 1810 года (первые учебные занятия начались 3 ноября). Бетанкур, зарекомендовавший себя как крупный ученый и талантливый инженер своего времени, получил непосредственную поддержку Александра I и уже в 1819 году был назначен Главным директором путей сообщения. Он привлекал молодых выпускников Института для продолжения строительства первоклассного шоссе от Петербурга до Москвы и для реконструкции Вышневолоцкой водной системы.

Вызывает горечь и недоумение изменение отношения к Бетанкуру со стороны императора, поверившего наветам и клевете А. П. Вельяшева и Карбониера, завидовавших высокому уровню знаний и благородству Бетанкура и обвинивших ученого в нечестности. Эти завистники, естественно, поплатились за клевету, но здоровье Бетанкура было подорвано. К тому же неожиданно умерла его любимая дочь Каролина, и этот удар он не смог пережить.

1 февраля 2008 года российская и испанская общественность отметила 250 лет со дня рождения А. Бетанкура, и, естественно, еще и еще раз исследователи исторических событий прошлого оценивали личность Александра I и его роль в создании благоприятных условий для подготовки инженеров путей сообщения, создавших в последующие годы огромную транспортную сеть России.

В 1910 году была опубликована «История Института инженеров путей сообщения», составленная А. М. Ларионовым. На обложке книги был помещен портрет Александра I, исполненный по репродукции с рисунка Кипренского. О. А. Кипренский исполнил портрет императора в конце 1825 года с бюста Б. Торвальдсена 1820 года. На изображении на ленте надпись: «С нами бог», под изображением надпись: «Орест Кипренский. Санкт-Петербург», ниже: «1825 год» и «Двадцать пятый год благополучного царствования императора Александра». С портрета Кипренского выполнена литография 36,7*37,5 см, которая хранится в Эрмитаже. П. П. Свиньин, одним из первых видевший эту литографию еще в мастерской, писал: «Замечательный художник представил монарха в виде благотворного светила в России в венце славы. Вокруг его Зодиак, на коем солнце, пробегая два-

2010/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Исторические аспекты науки и техники

289

дцать пятый раз благополучного царствования Александра, останавливается на знаке весов под XV числом - днем коронации. Мысль, исполненная поэзии, а рисунок - достоин славы Кипренского». Судя по этой цитате, опубликованной в декабре 1825 года, портрет был выполнен незадолго до кончины Александра I; вероятно, это последнее прижизненное изображение императора (Свиньин Павел Петрович (1787-1839) - писатель, художник, основатель и издатель журнала «Отечественные записки»; Торвальдсен Бертель (1768-1844) - датский скульптор, реставратор, создатель высокохудожественных копий античных скульптур).

После неожиданной смерти Александра I 19 ноября 1825 года траурный кортеж только 6 марта 1826 года вступил в пределы Петербурга. По Обуховскому проспекту, через Сенную площадь по Садовой улице и Невскому проспекту процессия подошла к Казанскому собору. При прохождении у Института инженеров путей сообщения по обеим сторонам проспекта стояли студенты и преподаватели, отдавшие последний поклон основателю Института.

Библиографический список

1. История Института инженеров путей сообщения императора Александра I за первое столетие его существования (1810-1910) / А. М. Ларионов. - М. ; СПб., 1910. -397 с.

2. Д. А. Гурьев и финансовая политика России в начале XIX в. / А. П. Марней. -М. : Индрик, 2009. - 288 с.

3. Орест Кипренский в Петербурге / А. П. Валицкая. - Л. : Лениздат, 1981. -264 с.

Статья поступила в редакцию 24.09.2010;

представлена к публикации членом редколлегии В. В. Фортунатовым.

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2010/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.