Научная статья на тему 'Императивы реиндустриализации России'

Императивы реиндустриализации России Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
29
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОСТМАШИННАЯ ЭПОХА / НОВОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / ЗНАНИЕЕМКОСТЬ / ЗНАНИЕИНТЕНСИВНОСТЬ / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / POST-MACHINE ERA / NEW INDUSTRIAL SOCIETY / REINDUSTRIALIZATION / INNOVATIVE PROCESS / PERSONAL DEVELOPMENT / KNOWLEDGE CAPACITY / KNOWLEDGE INTENSITY

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Колганов А.И.

Подвергаются сомнению тезисы о постиндустриальной и постмашинной эпохе. Автор соглашается с тем, что реиндустриализация России является императивом (без нее нельзя создать технологическую и кадровую среду, способную генерировать инновации, обеспечивать их распространение и формировать спрос на них). При этом ценность технологического прогресса заключается в том, что он открывает дорогу развитию каждого человека, и каждый участник производственного процесса становится участником инновационного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imperatives of Russian reindustrialization

The author challenges ideas behind the concept of postindustrial and post-machine era and postulates that Russia requires reindustrialization which is essential for the creation of technological and professional environment capable of generating and promoting innovations. The value of the technological process lies in its ability to pave the way for the development of every individual, as each production process participant simultaneously partakes in the innovative process

Текст научной работы на тему «Императивы реиндустриализации России»

А. И. Калганов1 ИМПЕРАТИВЫ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ РОССИИ

Уважаемые коллеги! Хочу сказать, что и выступление Сергея Дмитриевича, и книга, которую я достаточно внимательно прочел, наводят на серьезные размышления. Начну с определения индустриального производства как основы современной экономики. Этот тезис довольно часто оспаривается. Одни продолжают придерживаться идей, которые высказывались в рамках концепции постиндустриального общества. Для них достаточно того, что удельный вес индустрии в ВВП сократился, чтобы утверждать о наступлении постиндустриальной эпохи. Хотя, если мы посмотрим на технологическую структуру производства, то увидим, что в так называемых отраслях обслуживания господствуют те же самые индустриальные технологии, что и в промышленности (часто более примитивные). Возьмем такой сектор сферы услуг, как торговля. Какие там технологии? Постиндустриальные, что ли? А в погрузочно-разгрузочных работах, а на транспорте? А если мы обратимся к гостинично-ресторанному сервису? Там что, постиндустриальный труд? Да в лучшем случае примитивный индустриальный, а в большинстве случаев - и доиндустриальный, ручной труд. Поэтому с точки зрения господствующих технологий говорить о постиндустриальном обществе на основании роста удельного веса сферы услуг, по меньшей мере, преждевременно.

Есть и другая позиция: да, современное производство пока базируется на индустриальных технологиях, та впереди - новая технологическая революция, и она открывает постмашинную эпоху. Я считаю и этот тезис сомнительным. Действительно, главная характеристика индустриального производства - это его характеристика как производства машинного, производства продуктов и услуг, в том числе самих машин, при помощи машин. И главная характеристика машины как орудия труда (в отличие от ручного орудия) - это наличие передаточного устройства, что определяет опосредованное воздействие человека не только на предмет труда, та и на рабочее орудие. Таким образом выстраивается длинная и сложная цепочка опосредованных воздействий, характер которых определяется характеристиками передаточного устройства.

Но часто проповедуется слишком узкий взгляд, когда машинные технологии понимаются исключительно как технологии механические. Сторонниками теории постмашинного производства современные технологии 5-го и 6-го укладов трактуются часто как постмашинные. Почему'? Говорят, мы имеем дело не с искусственными устройствами типа машин, а с некими природными процессами, контролируемыми и направляемыми человеком .Но, с этой точки зрения, паровая машина - это пример постмашинной технологии. Мы имеем там дело с омическими процессами горения топ-

1 Андрей Иванович Колганов, ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, д-р экон. наук, профессор.

лива в топке и с физическими процессами теплового расширения воды и перехода ее в иное агрегатное состояние - в водяной пар, а не только с механическими движениями. Точно так же любые электрические машины можно объявить не машинами. Любые, скажем, технологии обработки пищевых продуктов - это не машинные технологии, потому что при этом происходят сложные физические и химические процессы, и т. д. и т. п. Вся химическая индустрия - это те машинная промышленность, а что-то постмашинное.

Подобные рассуждения опираются на достаточно нелепую логику. Ведь совершенно не обязательно рабочее орудие или передаточное устройство в машине должны представлять собой исключительно механические устройства. Они могут быть, например, химическими ми биологическими процессами, но опосредуемыми аппаратными средствами контроля и регулирования этих процессов человеком.

С этой точки зрения все обозримые современные технологии - это технологии машинные. Единственное, где можно увидеть дверцу в постмашинное будущее, это там, где в технологический процесс встраиваются когнитивные процессы, процессы переработки знаний и информации, которые, конечно, не машинные. Причем речь не идет о большинстве компьютерных технологий, которые обеспечивают лишь передачу и изменение формы представления информации. Вот там, где компьютеры участвуют в когнитивном процессе человека, мы открываем дверь в постмашинное будущее. Но пока это очень отдаленная перспектива, а в обозримой, среднесрочной перспективе базовыми технологиями практически на 99,9 % останутся машинные.

Когда мы говорим о том, что сейчас мы переходим в новое поколение индустриального общества, в его вторую генерацию, это те значит, что мы переходим в постмашинное будущее. Главное в том, что эта новая ступень является значительно более знаниеинтенсивной. И, на мой взгляд, это как раз та ступень, за которой может открыться постмашинное будущее, потому что современное индустриальное машинное производство второй генерации является чрезвычайно знаниеинтенсивным.

Но на новую генерацию индустриального способа производства ^ШО.2) я не могу смотреть только с точки зрения его технологического облика или тех институтов и экономических отношений, которые содействуют технологическому прогрессу. На мой взгляд, способ производства к этому не сводится. Для меня всякое производство есть, в первую очередь, производство самого человека, его общественных отношений. С этих позиций я остаюсь марксистом. Поэтому крайне важно подчеркнуть, что в каждом способе производства заключены серьезные противоречия, которые, с одной стороны, являются источником его развития, а с другой - в конечном итоге приводят к смене данного способа производства другим.

Новый уровень знаниеемкости продукта материального производства на ступени НИО.2 основан на характеристике знания как неотъемлемой части продукта. Но распредмечивание и опредмечивание, выражаясь философским языком, всегда были имманентными характеристиками трудовой деятельности человека: происходило раскрытие закономерностей и характеристик предмета, а затем это знание воплощалось в продукте человеческой деятельности. В таком случае, что означает возрастание доли знаний в продукте? Это значит, что деятельность по трансформации природного материала становится относительно менее значимой по сравнению с процессами распредмечивания и опредмечивания. Причем процесс опредмечивания тоже характеризуется ростом знаниеемкости, потому что от оказывается сопряжен не с некими заученными операциями, не с действием человека как определенным образом

выдрессированной силы природы (по выражению Маркса), а включает в себя и применение знаний. Без приложения знаний к процессу производства, когда последний оказывается на новом технологическом уровне, от просто неосуществим.

Не достаточно выучить, какие кнопки нажимать. Современная технология не может основываться на тех принципах, на которых основывался фордовский конвейер . Там человека быстро натаскивали на какие-то шаблонные операции, и все, можно работать. А сейчас человек не может выступать как контролер - регулировщик производственного процесса, точнее, природного процесса, превращенного в автоматический производственный процесс, если от постоянно та применяет знания об этом процессе. Без понимания существа этого процесса управлять им уже невозможно.

Несколько слов об экономических формах растущего на фазе НИО.2 потенциала насыщения потребностей. Изменена характера отношений потребителя и производителя с точки зрения нового потенциала насыщения потребностей не могут ограничиваться прежними экономическими механизмами. Нельзя ориентироваться только на платежеспособный спрос или на агрессивный маркетинг, который навязывает или формирует потребительские предпочтения. Необходимы исследования потребностей человека и рационализация способа их удовлетворения, в том числе снижение материалоемкости совокупного продукта, или шире - его природоемкости, чтобы ослабить нагрузку на окружающую природную среду. Только в этом случае заключенная в технологическом прогрессе возможность все более широкого удовлетворения человеческих потребностей не обернется ресурсным истощением и лавинообразным ростом отходов.

А вот обеспечивает ли такой подход современная рыночная среда? Я в этом сильно сомневаюсь. Обратимся к такому факту, как глубока дифференциация доходов, которая не позволяет многим удовлетворять свои потребности, несмотря на наличие технологического потенциала для их удовлетворения. А если мы посмотрим на отношения между центром (одюм) и периферией мирового хозяйства? Страны ядра обеспечивают большинству своего населения достаточно высокий уровень удовлетворения потребностей, а огромная часть населения Земли не имеет доступа к чистой питьевой воде. И наконец, формируемая современными рыночными отношениями погоня за ложными, навязанными потребностями тоже препятствует реализации потенциала удовлетворения потребностей человека.

Необходимость непрерывности инновационного процесса, заложенного в современном технологическом базисе, также та ревизуется автоматически. Она возможна, только если каждый участник этого производственного процесса на всех его стадиях выступает и участником инновационного процесса, а та просто исполнителем заданного инноваторами некого нового шаблона. Тогда будет возникать постоянный обратный импульс от производителя к разработчику, который будет инициировать продолжение инновационной деятельности. Не только погоня за удовлетворением запросов потребителя будет импульсом для инноваций, что очень часто приводит к появлению имитационных инноваций, когда производятся якобы новые продукты, чтобы продать их потребителю и положить его денежки в свой карман. Источником инноваций должен стать непрерывный импульс от всех участников производственного процесса к разработчику, тогда практически все участники этого процесса становятся соучастниками совершенствования и разработки новых продуктов и новых технологий. Это является еще одним аргументом в пользу идеи интеграции производства, науки и образования, создания на уровне основного производственного звена научно-производственно-об-

разовательных комплексов, на мезоуровне - сетевого объединения таких комплексов и на макроуровне - создания механизмов программно-целевого управления крупными народнохозяйственными проектами. Вот тогда все эти стадии и все участники процесса будут работать на рост инновационного потенциала.

И последнее - о необходимости технологической революции для России. Проблема заключается не просто в создании принципиально новых технологий с заманчивыми свойствами, вроде 3ё-принтщювания, а в разработке на их основе комплекса материальных средств, способных эффективно заменить технологии прежних поколений. СССР имел опыт разработки и реализации таких крупных проектов: проект замены паровозной тяги на железных дорогах теплоэлектровозной; кирпичного домостроения -крупносборным; замены элементной базы в радиоэлектронике с ламп на полупроводниковые компоненты; замены поршневой авиации на реактивную и хд^^^^от проводилось очень быстро, в очень широких масштабах и в очень сжатые сроки.

Нам сейчас нужны проекты такого же, если те большего масштаба, реализуемые в не менее сжатые сроки. (Если мы не собираемся заранее капитулировать в схватке за технологическое лидерство.) Реиндустриализация России является императивом, ибо без нее нельзя создать технологическую и кадровую среду, способную генерировать инновации, обеспечивать их распространение, приживаемость и создавать на них реальный спрос. При этом технологический рывок при всей его важности - это не самоцель. Технологически процесс нам ценен такой и постольку, поскольку он открывает дорогу развитию каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.