ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
ИМПЕРАТИВЫ ПОЛИКЛАСТЕРНОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ИЗМАЙЛОВА Н.М.,
соискатель кафедры экономики и предпринимательства, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, e-mail: Naima_09@mail.ru
В современной экономике существующие кластеры могут быть структурированы на два типа - внутриотраслевые и межотраслевые, при этом внутриотраслевые кластеры составляют основной объект внимания теории промышленных кластеров. Между тем практически все перспективные модели кластеров формируются на основе межотраслевых связей, что и приведет в стратегическом аспекте к образованию поликластерного производства. Отсюда автор приходит к выводу о том, что структурная динамика экономических отношений поликластерного производства определяется типологией возникающих поликластеров, исходным звеном которой выступают общенациональные макроэкономические поликластеры.
Ключевые слова: современная экономика; кластерная организация экономики; поликластерное производство; концепция индустриальных кластеров.
THE IMPERATIVES OF POLY CLUSTER PRODUCTION AS AN OBJECT OF ECONOMIC-THEORETICAL ANALYSIS
IZMAILOVA N.M.,
applicant at the Department of Economics and Business, North Ossetian State University. K.L. Khetagurova, e-mail: Naima_09@mail.ru
In today's economy the existing clusters can be structured Rowan into two types - intra and inter-industry, with left clusters constitute the primary object of attention of the theory of industrial clusters. Meanwhile, virtually all promising model clusters formation ed on the basis of linkages that will lead to the formation of a strategic aspect poliklaster production. Hence, the author concludes that the structural dynamics of economic relations poliklaster production determined typology emerging poliklaster, the original part of which are the national macroeconomic poliklastery.
Keywords: modern economy; cluster organization of the economy; poliklaster production; the concept of industrial clusters.
JEL classification: L16, L52.
Большинство экономистов сходятся во мнении, что концепция промышленного кластера стала объектом интенсивных исследований как инструмент особых конкурентных преимуществ национальной экономики. При таком подходе кластер предстает как уникальная экономическая форма, позволяющая входящим в его состав предприятиям находиться в состоянии конкуренции и, вместе с тем, сотрудничать во имя обретения корпоративных конкурентных преимуществ. Такая двойственная модель организации отраслевой экономики получила поддержку как от практического менеджмента, так и от директивных органов. По справедливому мнению К.С. Черкасова, в современных условиях «необходимо решение двух взаимосвязанных задач: разработка концепции и программ развития регионального промышленного комплекса (т. е. определение приоритетов и количественных показателей развития комплекса) и прогноз развития системы подготовки кадров на основе подхода, предполагающего построение системы региональных отраслевых кластеров. Соответственно, минимизируются затраты, связанные с занятостью будущих специалистов, и оптимизируется структура их подготовки» (Черкасов, 2010).
© Н.М. Измайлова, 2013
ИМПЕРАТИВЫ ПОЛИКЛАСТЕРНОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ОБЪЕКТА.
27
Схематически процесс возникновения поликластерного производства можно представить тремя последовательно реализуемыми функциональными стадиями, в рамках которых происходит становление, оформление и реализация эффективных свойств данной исторической ступени общественного производства.
Принципиальная особенность поликластерного производства состоит в системной реализации принципа «минимальной дифференциации» (2), согласно которому атрибуты продуктов конкурирующих фирм, как правило, похожи и, следовательно, фирмы, как правило, объективно вынуждены следовать единой стратегии бизнеса и, таким образом, тяготеют к формированию однородного (внутриотраслевого) кластера. Этому же способствуют три фактора - линейный характер рыночного пространства реализации продукта при равномерной плотности потенциальных покупателей; минимальный уровень трансакционных издержек; нулевая ценовая эластичность спроса. При такой ситуации концентрация рыночных усилий одной из фирм данного кластера в локальном фрагменте линейного пространства реализации продукта объективно структурирует это пространство на узкий и широкий сегменты. Таким образом, вторая фирма кластера может также выйти на рынок и даже получить пространственно-большую долю рынка за счет размещения на более удаленном сегменте рынка. Тогда первая фирма повторит стратегию второй фирмы, но на еще более удаленном сегменте. Эти конкурентные перемещения будут продолжаться до тех пор, пока между фирмами данного кластера не будет поделено все рыночное пространство (АШуатап, 2009).
Нам представляется такой подход недостаточно аргументированным, поскольку он в качестве исходных предпосылок принимает противоречивые и в большинстве случаев разнонаправленные условия. Гораздо более важными факторами, как показывает практика, являются соотношение «цена-качество» продукции, постпродажный сервис, а также инновационность предлагаемой продукции. Поликластерное производство эффективно тем, что преимущества одного звена межотраслевого кластера компенсируют недостатки другого звена данного кластера, и наоборот. При таком подходе становится ясно, что между регионами и национальными экономиками в скором времени развернется конкуренция за темпы и масштабы формирования поликластерного производства и полноту реализации его созидательного потенциала. В то же время каждый элемент поликластерного производства будет отличаться степенью вертикальной интеграции, дифференциации и диверсификации продукции. В результате стратегия «поликластерных» фирм будет непосредственно определять эффективность всей национальной экономики.
Практическое становление поликластерной экономики во многом предопределяется условиями, позволяющими поликластерам сформировать и реализовать присущие им организационно-управленческие преимущества по сравнению с другими формами индустриальной экономики.
Что же касается поликластерного производства как особого объекта экономико-теоретического анализа, то выделение множества однородных кластеров способствует разработке теоретической характеристики такого специфического производства посредством ее распространения на все другие скопления с аналогичными рыночными характеристиками. Таким образом, возникает дополнительный инструмент обработки данных для полученных наблюдений.
В поликластерном производстве экономическая кластеризация может иметь только иерархический вид и характеризуется сложной вертикальной структурой. Групповая кластеризация начинается с интеграции каждого производственного объекта в отдельный кластер, группировка которых порождает большие кластеры («поликластеры»). Поэтому в иерархической кластеризации одновременно используется множество критериев.
В аспекте экономической теории следует подчеркнуть, что если бы экономическая организация поликластерного производства не была выше по экономической эффективности докластерной организации производства, ее внедрение не являлось бы объективной тенденцией, перерастающей в закономерность движения современной экономики. Отсюда политика развития и модернизации кластеров является важным вектором и новым направлением в экономической стратегии правительств как развитых, так и развивающихся стран, что способствует макроэкономической стабилизации, приватизации, открытию рынков и снижению затрат на ведение бизнеса.
Экономическая конкурентоспособность национальной экономики во многом определяется ее потенциальной способностью к постоянным и сущностным изменениям, к массовому введению инноваций, к постоянному совершенствованию экономических форм организации производства. Как справедливо отмечается в литературе, «в той степени, в которой конкуренция действительно является необходимым условием эффективности использования ресурсов, именно развитие конкуренции должно выступать критерием оценки любых принимаемых экономических мер» (Авдашева и др,. 2006).
Однако конкурентные преимущества одновременно отражают и различия в национальных ценностях, в культурных традициях, доминирующих экономических структурах, функциях государственных и частных учреждений. При этом следует отметить, что ни одна страна не может быть конкурентоспособной во всех отраслях, или даже в большинстве из них, а должна культивировать реальные относительные конкурентные преимущества.
Обычно в качестве основных факторов экономической конкурентоспособности выступают затраты на рабочую силу, процентные ставки, курсы валют, эффект масштаба и научно-исследовательские проекты. Отсюда следует, что конкурентоспособность национальной макроэкономической системы является совокупной производной функцией таких переменных, как инновационность производства, степень эффективности использования производственных ресурсов, уровень налогов и параметры государственного бюджета, а также функцией дешевизны рабочей силы. Однако ряд национальных экономик Западной Европы показывают возможность достижения высоких экономических показателей при сохранении высокой заработной платы основным категориям работников. Конечно, очень важна степень наличия природных ресурсов. Как справедливо отмечается в литературе, «технологическая динамика зависит от условий хозяйствования, уровня компетенций, кластеризации ресурсов, а также от взаимодействия агентов, организационных и институциональных факторов. В результате ускорения технологических изменений, наблюдаемого в настоящее время, происходит постоянное
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
28
Н.М. ИЗМАЙЛОВА
обновление технологических систем, которые «не пребывают в статическом состоянии, а постоянно сменяют друг друга» (Жудисе, Ведовелло, 2007).
Как показывает практика передовых стран мира, сегодня на роль главного фактора конкурентного преимущества национальной экономики выдвигается процесс создания и организации эффективных компаний в стране, эффективного менеджмента на микроуровне производства, степень внутриотраслевой и внутрирегиональной конкуренции. На практике речь идет об овладении тем конкурентным преимуществом, которое предоставляет пространственная близость компаний взаимосвязанных и вспомогательных отраслей. В современной концепции эффективной экономической организации производства такое направление получило название «кластерная организация индустриального производства» и является основным фактором конкурентоспособности компаний.
Фактически введение в экономическую теорию кластерной концепции знаменует переход на новый способ экономического мышления, выдвигая на приоритетные позиции не отдельные компании, а их локализованную систему. Этим определяется новая роль для малых и средних компаний, а также для центральных и местных институтов власти. Кластерная практика реализации соответствующей концепции экономической организации производства убедительно показывает, что конкурентное преимущество в большей степени зависит от факторов, находящихся не только вне компании, но даже за пределами отдельного сектора, отрасли, сферы или региона. Кластерный подход требует от властных структур нового механизма осуществления экономической политики. Таким образом, реальные, а не административно создаваемые кластеры являются движущей силой для стимулирования экспорта и мощным фактором привлечения иностранных инвестиций.
Исторически сложилось так, на практике кластеры давно уже присутствуют в мировой экономике, в различных географических регионах на протяжении веков, но - как региональные кластеры компаний в определенных секторах. Однако следует признать, что в прошлом они играли ограниченную роль. По-настоящему их роль возрастает с усилением степени конкуренции, но особенно - с началом глобализационных процессов.
Кластеры имеют решающее значение для инноваций и могут стать движущей силой для развития страны. Теоретически различие между кластерами и традиционными местными производственными системами заключается в том, что система кластеров обеспечивает более эффективное взаимодействие в виде партнерства, как между компаниями, так и с научно-исследовательскими структурами. Это объясняется тем, что кластеры инновационных систем в основном базируются на прямой передаче знаний. Инновационные кластеры по сравнению с индустриальными кластерами гораздо активнее используют финансовые инструменты.
Изложенное выше позволяет утверждать, что поликластерная экономика является такой организацией общественного производства, в результате которой возникает многоэлементная территориально-отраслевая система, в рамках которой компании устанавливают функциональную взаимозависимость в целях эффективного развития осуществляемых ими производственных процессов для получения определенных продуктов. Следовательно, поликластер можно определить как группу компаний, организационно консолидировавшихся в различных секторах, в ограниченном экономическом районе, пересекающихся друг с другом в вертикальном и горизонтальном аспектах, что обеспечивает инфраструктуру рынка соответствующего продукта, а также единство технологий, производительного капитала и динамических центров промышленности. В известном смысле, поликластерная экономика означает формирование интерактивной системы, что, при целевой поддержке со стороны административных органов, способно улучшить их конкурентоспособность.
ЛИТЕРАТУРА
Черкасов К.С. (2010). Проблемы взаимодействия промышленных предприятий и вузов в рамках региональных отраслевых кластеров. Экономические науки. № 12(73). С. 235.
Hotelling's Model. Доступно на: http://FHotelling.html&anno=2.
Athiyaman A. (2009). Uncovering and Developing Industry Clusters. Contemporary Management Research. Pages 51-66. Vol. 5. No. 1. March.
Авдашева С.Б., Шастико А.Е., Кузнецов Б.В. (2006). Конкуренция и структура рынков. Российский журнал менеджмента. Т. 4. № 4. С. 4.
Жудисе В., Ведовелло К. (2007). Бразильская инновационная система в сфере биотехнологий. Форсайт. Т. 1. № 2. С. 31.
REFERENCES
Cherkasov K.S. (2010). Problems of interaction between industry and universities in the frame of regional industry clusters. Economic Sciences. No. 12 (73). P. 235.
Hotelling's Model. Available at: http://FHotelling.html&anno=2.
Athiyaman A. (2009). Uncovering and Developing Industry Clusters. Contemporary Management Research. Pages 51-66. Vol. 5. No. 1. March.
Avdasheva S.B., Shastiko A.E., Kuznetsov B.V. (2006). Competition and market structure. Russian Management Journal. Vol. 4. No. 4. P. 4.
Zhudise V., Vedovello K. (2007). Brazilian innovation system in the biotechnology area. Forsite. V.1. No. 2. P. 31.