Р. Г. ЛЕОНТЬЕВ
доктор экономических наук, профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения, академик Российской академии транспорта
А. З. ШЛЯХОВОЙ
кандидат экономических наук, доцент Дальневосточного государственного университета путей сообщения
ИМПЕРАТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ РФ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНУЮ АЗИЮ
Общая характеристика Северо-Восточной Азии. В конце 1980-х гг. усилиями японских экономистов (Х. Канамори, К. Огава и др.) была введена в научный оборот, а затем и в повестку политических и международных экономических обсуждений идея формирования новой субрегиональной группировки в рамках АТР — зоны Японского моря. По замыслу авторов этой идеи зона Японского моря — это хозяйственный регион, включающий как отдельные страны в целом, так и обширные территории других государств, для которых Японское море является «внутренним морем», а именно: Дальний Восток РФ, Японию, Северо-Восточный Китай, Республику Корею, КНДР. Позже этот регион стал классифицироваться как Северо-Восточная Азия (СВА). При исследовании и обсуждении региональных аспектов развития СВА кроме упомянутых стран и территорий стали учитывать США и Монголию, которые в той или иной форме присутствуют в регионе, активно участвуют в происходящих здесь экономических процессах. С конца 1980-х гг. СВА как составная часть (субрегион) АТР признается в мире одним из перспективных центров экономического роста и международного сотрудничества. Этот субрегион представляет особый интерес для РФ, поскольку включает в себя один из ее обширнейших федеральных округов.
В СВА сконцентрирован большой потенциал (К. Огава, 1993): 20% континентальной площади всей Азии, 10% ее населения, 70% валового национального продукта. При этом в регионе имеются большие возмож-
ности для осуществления конкретных проектов взаимовыгодного экономического сотрудничества и крупномасштабного разделения труда, поскольку входящие в этот регион страны и территории отличаются друг от друга по условиям и факторам производства. Для активного международного сотрудничества в АТР и СВА сложились определенные экономические условия.
Оценивая исходные предпосылки для формирования экономической зоны в рассматриваемом субрегионе, многие исследователи прежде всего указывают на следующие свойства СВА: значительный потенциал и прекрасные возможности стран бассейна Японского моря; взаимодополняемые интересы этих стран; их благоприятное географическое положение.
Кроме того, СВА имеет ряд отличительных экономико-географических особенностей:
1. Непосредственная близость и компактность расположения территорий относительно друг друга. Причем все области скомпонованы вокруг Японского моря таким образом, что саму акваторию можно назвать внутренней. Уникальность состоит в том, что проект является аналогом Средиземноморского региона. Это в конечном итоге должно сыграть ведущую роль в тесном экономическом сотрудничестве.
2. Наличие в регионе крупных судоходных рек. Известно, что реки давно перестали играть разделяющую роль. Сегодня надо говорить об этих водных объектах как о стягивающих звеньях в цепи, соединяющей различные страны. В первую очередь здесь идет речь о р. Амур.
3. Располагающий к экономическому сотрудничеству рельеф местности в регионе. Большая часть суши СВА имеет равнинную поверхность. В Северо-Восточном Китае расположена равнина Дунбэйнинью-шань, занимающая почти всю площадь этого региона. Продолжением ее является Среднеамурская равнина на юге российского Дальнего Востока, которая соединяется с Приханкайской равниной в Приморском крае РФ. Таким образом, территория СВА имеет достаточно большую площадь, что, в свою очередь, способствует развитию инфраструктуры, размещению производительных сил. Конечно, есть на территории этого субрегиона и горные участки, но, как правило, горы не очень высоки и их преодоление не составляет особого труда.
Факторами, способствующими развитию экономической зоны СВА, специалисты считают: высокую технологию и капитал Японии, капитал и «технологию средней конкурентоспособности» Республики Кореи, обширную территорию и природные ресурсы Дальнего Востока РФ, потенциал сельского хозяйства, легкой промышленности и трудовые ресурсы Северо-Восточного Китая, трудовые ресурсы и полезные ископаемые КНДР. Причем южнокорейская технология «среднего уровня» на сегодняшний день признается более необходимой той же РФ, чем трудно осваиваемое японское суперсовременное ноу-хау.
В качестве методологической базы концепции экономической зоны СВА называют теорию «открытого регионализма» (К. Огава, 1993), которая применительно к данной зоне выражается в дифференциации факторов производства по странам зоны, потенциале горизонтального разделения труда между странами бассейна Японского моря и открытости этих стран для участия экономических агентов из других стран.
Экономически предполагалось реализовать модель меридионального распределения ресурсов. При этом имелось в виду, что при решении политических вопросов организации экономической зоны естественным путем возникнет разделение труда между ее севером и югом, основанное на
отмеченных ранее факторах производства и экономико-географических показателях участников.
Императивы международного сотрудничества в СВА. По мнению многих исследователей и политиков, занимающихся проблемами международного экономического и политического сотрудничества в АТР, СВА может в следующем столетии выдвинуться в ряд наиболее динамично развивающихся субрегионов АТР, как это произошло в свое время со странами ЮгоВосточной Азии. В то же время развитие международного экономического сотрудничества в СВА имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с аналогичными процессами в других частях мира. В целях более адекватного представления о перспективах международного сотрудничества в СВА соответствующие положения следует четче сформулировать и распределить по трем группам (В. Иванов, 2001): проблемные особенности, потенциальные возможности, основные императивы развития.
В частности, существуют некоторые проблемные особенности международного сотрудничества в СВА:
1. Небольшие сроки и недостаточный уровень обсуждения идеи создания СВА. Идея создания своего рода зоны многостороннего экономического сотрудничества в СВА имеет сравнительно короткую историю и до настоящего времени развивается в основном на академическом уровне на многочисленных встречах представителей местных органов власти и научных кругов стран и регионов СВА.
2. Региональный (местный) уровень интереса к СВА. Основная инициатива в продвижении идеи создания зоны международного экономического сотрудничества в регионе исходит не со стороны центральных правительств соответствующих стран, а со стороны местных органов власти и частично — деловых кругов. Экономический потенциал Японии в послевоенный период был сконцентрирован в основном на Тихоокеанском побережье, в то время как япономорские префектуры значительно отстали в своем развитии. Поэто-
му изначально наибольший интерес к этой идее был проявлен представителями местных органов власти, бизнеса, а также научных кругов япономорских префектур Японии. В настоящее время эти префектуры рассматривают развитие торгово-экономических связей с сопредельными странами СВА как одно из важнейших условий для повышения уровня своего экономического развития и благосостояния населения до стандартов, характерных для наиболее развитых районов Японии. То есть в Японии наиболее заинтересованной стороной является не Токио, а местные администрации япономорских префектур. Аналогичным образом административные территории Дальнего Востока РФ и северо-восточные провинции КНР в большей степени заинтересованы в реализации идеи экономической интеграции в СВА, нежели центральные правительства в Москве и Пекине.
3. Отсутствие институциональных рамок для международного сотрудничества. СВА значительно отличается от других уже существующих интеграционных объединений (например, ЕЭС), представляющих собой группу экономически и культурно сходных между собой стран, во многом с едиными стандартами в области законодательства и регулирования экономики, с отсутствием ограничений на движение товаров, капитала и рабочей силы и достаточно быстро продвигающихся по пути создания единого экономического пространства с единой валютой. Тем не менее не следует и преувеличивать значение отсутствия институциональных рамок для международного экономического сотрудничества при оценке перспектив экономической интеграции в СВА.
4. Неразрешенность политических проблем. Между странами региона существует также множество нерешенных проблем в политической области, которые потенциально затрудняют дальнейшее продвижение по пути экономического сотрудничества. В этой связи прежде всего следует упомянуть такие факторы, как сохраняющийся раскол Кореи и нестабильность на Корейском полуострове, а также наличие территориальной проблемы и свя-
занное с этим отсутствие мирного договора между РФ и Японией. Большинство специалистов по международным отношениям все еще подчеркивают значение проблем безопасности и проблем, оставшихся от истории. Некоторые из этих специалистов убеждены, что существующие конфликты усложняют или даже делают невозможным нормальное «региональное строительство» в СВА. Эти негативные подходы отрицательно влияют на политическое мышление и экономические решения и воздействуют на инвестиционный климат.
5. Недостаточное использование возможностей международного экономического сотрудничества. К настоящему времени потенциал международного экономического сотрудничества в регионе реализуется все еще довольно слабо. В первую очередь это касается развития взаимной торговли между странами региона, несмотря на относительно высокие темпы роста взаимной торговли между Японией, Республикой Кореей и Китаем. Доля же Дальнего Востока РФ, КНДР, а также Монголии в общем объеме внутрирегиональной торговли стран СВА остается незначительной, что объясняется как относительно небольшим экономическим потенциалом и низким уровнем развития указанных стран и территорий, так и теми многочисленными проблемами, с которыми сталкивается в настоящее время их экономика. Относительно невелики также масштабы инвестиционного сотрудничества между странами и регионами СВА.
6. Различие экономических систем стран и территорий СВА. Япония и Республика Корея являются развитыми странами с рыночной экономикой. КНР уже добилась значительных успехов на пути экономических преобразований. РФ и Монголия все еще испытывают многочисленные проблемы переходного характера. КНДР практически не вовлечена в международные экономические отношения.
7. Неопределенность основного внутреннего рынка СВА. Пока еще далеко не ясны потенциальные движущие силы регионального экономического сотрудниче-
ства, в частности, какая же из стран СВА могла бы стать основным рынком для других экономик региона (как это было, например, с США в период быстрого роста экономики Японии, НИС, а также КНР).
8. Сугубо сырьевая специализация российской экономики. Если же говорить о возможностях участия РФ и ее дальневосточных территорий в международном сотрудничестве в СВА, то на современном этапе это затруднено прежде всего тем, что роль Дальнего Востока РФ в международном разделении труда основывается исключительно на сырьевом экспорте, в то время как для основных стран СВА характерно преимущественно горизонтальное разделение труда при активном привлечении прямых зарубежных инвестиций.
Однако, несмотря на перечисленные проблемы, в международном масштабе следует оценить достаточно высоко потенциальные возможности международного сотрудничества в СВА, создания в регионе нового «полюса экономического роста»:
1. СВА как естественная экономическая территория. Одной из важнейших характеристик СВА является то, что она представляет собой так называемую естественную экономическую территорию, т. е. регион с достаточно высокой степенью взаимодополняемости между отдельными экономиками и неплохими перспективами для развития взаимовыгодного экономического сотрудничества с последующим развитием интеграционных процессов между сопредельными странами и регионами. Исходя из объективной реальности современной экономической ситуации в России в целом и на Дальнем Востоке РФ в частности трудно представить, что реальное экономическое развитие последнего в обозримой перспективе возможно без привлечения ресурсов китайской рабочей силы и капиталов и технологий из Японии, Республики Кореи и других стран.
2. Значительная емкость рынка, географическое единство и транспортная доступность. СВА в настоящее время представляет собой большой рынок в 300 млн потенциальных покупателей, что имеет важное значение для перспектив создания
в регионе зоны экономического роста. Более того, с географической точки зрения все страны и регионы СВА имеют более выгодные возможности для развития двусторонних и многосторонних связей между собой, чем, например, государства ЮгоВосточной Азии, что не в последнюю очередь объясняется хорошими возможностями для развития морского, железнодорожного и автомобильного транспорта.
3. Рост приграничной торговли. Следует отметить значительный рост приграничных экономических обменов между Дальним Востоком РФ и северо-восточными провинциями КНР, а также менее заметный аналогичный феномен в развитии торговли между Северо-Восточным Китаем и приграничными провинциями КНДР.
4. Создание в СВА свободных экономических зон. В последние годы ряд стран СВА предприняли шаги по созданию различного рода свободных экономических зон (СЭЗ) на своих территориях. Так, на территории Северо-Восточного Китая созданы локальные СЭЗ с различным статусом в городах Далянь, Чанчунь, Хунчунь, Хэйхэ и ряде других, ориентированные прежде всего на развитие экономических обменов с сопредельными странами. В КНДР создана СЭЗ «Раджин—Сонбон» с чрезвычайно льготным режимом, однако вследствие прежде всего всеобъемлющего экономического кризиса в этой стране реальный эффект от ее создания пока не проявился. На Дальнем Востоке РФ функционирует СЭЗ «Находка».
5. Разработка и реализация многосторонних проектов. Среди шести крупномасштабных проектов развития экономической зоны СВА разрабатывались проекты «Развитие дельты реки Туманган», «Развитие зоны морского порта Далянь», «Развитие долины Саньцзяньпин», «Освоение ресурсов якутского природного газа», «Разработка ресурсов природного газа на шельфе о. Сахалин» и «Четвертое генеральное соглашение по разработке лесных ресурсов Сибири и Дальнего Востока». Не все из них реализованы. В частности, пока находятся в начальной стадии реализации проект развития равнины Санцзянь в провинции Хэйлун-
цзян в Северо-Восточном Китае и проекты «Сахалин-1» и «Саха-
лин-2», успешная реализация которых способствовала бы определенному повышению экономического значения Дальнего Востока РФ в СВА.
Исходя из сложившейся ситуации в области следует предположить, что в ближайшей перспективе развитие интеграционных процессов в регионе будет происходить за счет осуществления следующих императивов международного экономического сотрудничества в СВА:
1. Укрепление и совершенствование системы двусторонних экономических связей между отдельными странами и территориями. При отсутствии институциональных структур экономической интеграции СВА экономическое взаимодействие может развиваться на основе инициативы со стороны частного сектора, а также местных органов власти отдельных стран.
2. Различие ролей развитых и развивающихся стран СВА. Как представляется, Япония и Республика Корея должны играть более значительную роль в содействии экономическому развитию менее развитых стран региона, в то время как последним следует продолжать политику экономических реформ и улучшения внешнеторгового режима и инвестиционного климата в целях стимулирования экспорта и поощрения притока иностранных инвестиций.
3. Поддержка международного экономического сотрудничества со стороны правительств входящих в СВА стран. Значительные перепады в уровне экономического развития и доходов населения в СВА, различия экономических систем, а также относительно слабое развитие инфраструктуры на значительной части территории региона обусловливают необходимость весьма существенной финансовой и иной поддержки международного экономического сотрудничества в регионе со стороны центральных правительств заинтересованных стран. С начала 1990-х гг. местные, региональные и провинциальные власти старались компенсировать отсутствие такой поддержки осуществлением различных региональных инициатив. Накопленный опыт, однако,
свидетельствует, что большинство из этих инициатив все же требует поддержки центральных правительств. Без этого вряд ли можно говорить о привлечении в регион в существенных масштабах прямых инвестиций со стороны частного сектора, которые в конечном итоге могут выступить реальным двигателем экономического роста.
4. Усиление роли местных администраций Дальнего Востока РФ. Система сотрудничества «восток-море» (ССВМ) является наиболее подходящей моделью развития внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций, в рамках которой осуществляется совместная работа местных администраций и федерального правительства РФ. Однако беспокоит тот факт, что деятельность ССВМ будет направлена в большей степени на расширенное экономическое сотрудничество (подобно EU или NAFTA), тогда как наиболее перспективным представляется кооперирование деятельности местных администраций региона. В конечном счете, ССВМ не должна уходить от формирования внутренних рынков с целью расширения свободной торговли и укрепления собственных экономик стран-участниц (Ю. Б. Парк, 2000).
5. Регулярное проведение конференций Ассоциации региональных администраций стран СВА. 10-11 сентября в РФ (г. Хабаровск) состоялась четвертая конференция Ассоциации региональных администраций стран СВА (АРАССВА), которая объединила администрации 35 регионов стран СВА. Значимость конференции объяснялась возможностями использования таких коммуникационных факторов международного сотрудничества, как:
— получение гибкого и эффективного инструмента развития диалога между странами СВА. Конференция АРАССВА является гибким и эффективным инструментом развития диалога между администрациями российских краев и областей, японских префектур, китайских и корейских провинций, а также монгольских аймаков; диалога, способствующего воплощению на практике международных проектов, затрагивающих интересы в том числе и Дальнего Востока РФ;
— возможность обсуждения широкого круга проблем. Конференция АРАССВА предоставила прекрасную возможность руководителям администраций регионов, входящих в государства СВА, собраться вместе и обсудить наиболее важные проблемы, касающиеся непосредственно всех: экономические, экологические и др. Например, загрязнение р. Амур. Здесь помимо Хабаровского края, безусловно, требуется участие других территорий Дальнего Востока РФ, расположенных вдоль великой реки. При решении вопроса нельзя обойтись и без китайской провинции Хэйлунцзян;
— совместное рассмотрение интеграционных процессов в условиях глобализации мировой экономики. Одной из главных проблем в СВА является развитие сотрудничества между регионами стран этого субрегиона в условиях глобализации мировой экономики. Очевидно, что тенденции глобализации неуклонно развиваются, и больше всего они заметны в Европе: введение единой валюты, безвизовый въезд в страну и т. д. Такое стремление устранить пограничные барьеры наблюдается и в СВА, но пока в неявной форме. Совместное рассмотрение интеграционных тенденций способствует решению многих экономических проблем, сближению народов. Конечно, интеграция в СВА не может идти столь быстрыми темпами, как в Европе, поскольку культура и обычаи стран СВА гораздо более разнообразны, нежели в Старом Свете. А выработать комплексный подход к решению данной проблемы со стороны всех участников ассоциации, безусловно, удобнее всего именно на конференции;
— увеличение числа участников АРАС-СВА. Интерес к участию в АРАССВА со стороны административных территорий всех стран СВА растет. В частности, на четвертой конференции планируется расширить число членов ассоциации за счет Селенгин-ского аймака Монголии, Усть-Ордын-ского автономного округа РФ, а также двух территорий КНДР (провинции Северный Хам-ген, городов Раджин и Сонбон);
— уменьшение политической и экономической изолированности КНДР. Вступление административных территорий КНДР
в АРАССВА было бы очень важным достижением ассоциации. В результате подключения провинциальных администраций к переговорным процессам в рамках конференции уменьшается изолированность всей КНДР. Поскольку на региональном уровне международные взаимоотношения менее политизированы, сближение достигается быстрее и легче.
6. Переход от экономического сотрудничества регионов к политическому (государственному) конструктивному диалогу. Благодаря региональному взаимодействию сближение получается не только экономическое, но и политическое. Механизм регионального сотрудничества позволяет странам СВА более эффективно строить отношения на межгосударственном двустороннем уровне. Действительно, если сотрудничают регионы государств, то и на высшем уровне этим странам, как правило, легче удается найти общий язык.
7. Осуществление многостороннего сотрудничества. Многостороннее сотрудничество по ряду проблем, представляющих взаимный интерес, включая новые транспортные пути, пограничные пропускные пункты, сотрудничество в инвестиционной сфере, защиту окружающей среды, а также разработку природных и энергетических ресурсов, могли бы укрепить стабильность и поддержать экономическое развитие в субрегионе. Все без исключения страны и территории в СВА могут получить выгоду от более эффективного распределения ресурсов, большей открытости в торговых и транспортных связях, а также от реализации многосторонних проектов развития. Новые перспективы для торговли и развития окажут благотворное влияние на инвестиционный климат и, соответственно, на перспективы привлечения инвестиций из различных источников, включая правительственные, частные, а также средства международных финансовых организаций. Поэтому, вероятно, сегодня растет число приверженцев многостороннего подхода к некоторым ключевым экономическим проблемам региона.
8. Формирование нового политического образа СВА. Первоочередной зада-
чей для СВА является создание всесторонних политически реалистичных и экономически осуществимых рамок для развития международного сотрудничества, которые бы объединяли разнообразные интересы государств и их регионов в единый план действий. Для этого необходимы серьезные усилия для создания и развития нового политического образа СВА как внутри региона, так и во всем мире.
9. Соответствие принципам и формам сотрудничества в АТР. Желательно, чтобы любая предлагаемая схема многостороннего сотрудничества в СВА была связана с более широкими азиатско-тихо-океанскими реалиями. В течение десятилетий термин «АТР» был синонимом процветания и экономического динамизма. СВА является особым регионом внутри АТР, но также и «перекрестком» между основными экономическими регионами мира — АТЭС и ЕЭС. Поэтому представляется логичным, что принципы субрегионального экономического процесса должны быть совместимы с соответствующими принципами для регионального сотрудничества в АТР в целом.
10. Рациональная избирательность областей сотрудничества и состава участников. СВА является в своем роде уникальным субрегионом, и поэтому иногда может быть не совсем оправдана разработка проектов сотрудничества во всех областях сразу и с максимальным числом участников. Представляется, что сотрудничество в регионе должно организовываться в большей степени вокруг проблем, представляющих взаимный интерес, и подразумевать различные комбинации участников.
11. Определение перечня наиболее важных проектов. Необходимы коллективные усилия для того, чтобы составить возможно более полный перечень проектов, важных для региональных и национальных экономик СВА.
12. Переход от двустороннего сотрудничества к многостороннему. Особое внимание должно быть уделено совместным усилиям в разрешении отдельных проблем с вовлечением более двух стран региона, поскольку позитивное развитие дву-
сторонних отношений позволяет выделить потенциальные взаимовыгодные направления более широкого сотрудничества между странами СВА, например в рамках «треугольника» Япония-КНР-РФ.
Императивы интеграции Дальнего Востока РФ в СВА. Наиболее перспективным регионом РФ в плане развития сотрудничества со странами СВА является российский Дальний Восток. В настоящее время более половины внешнеторгового оборота РФ со странами СВА приходится на долю дальневосточных районов страны. Вместе с тем сотрудничество со странами СВА играет все более важную роль и для экономики самого Дальнего Востока РФ. Это объясняется действием целого ряда факторов экономического, политического и социального характера (А. Г. Адмидин, Е. И. Дева-ева, 1998):
— значительные природные ресурсы. Дальний Восток РФ обладает богатым при-родноресурным потенциалом, превышающим внутренние потребности региона по целому ряду важнейших видов природных ресурсов, необходимых для развития многих отраслей экономики. Этим определяется потребность самого Дальнего Востока РФ в развитии связей с зарубежными странами;
— выгодность географического положения. Вследствие своего географического положения Дальний Восток РФ имеет преимущества по сравнению с другими регионами страны в развитии экономических связей со странами СВА;
— необходимость экономического сотрудничества с соседними странами. Последствия распада СССР и дальнейшего разрыва традиционных экономических связей с европейской частью РФ и другими республиками бывшего СССР поставили Дальний Восток РФ с его монокультурной экономической специализацией в исключительно тяжелое положение и практически не оставили региону никакой альтернативы, кроме развития внешнеэкономического сотрудничества, прежде всего с соседними странами. Поэтому в последние годы внешнеэкономические связи превратились из фактора, дополняющего межрегиональный обмен с
другими регионами страны, в жизненно важный, а потенциально — и в важнейший элемент долгосрочного экономического развития региона;
— возможность реализации крупных международных проектов в сфере энергетики и транспорта. Успешная реализация крупномасштабных энергетических проектов в Сибири и на Дальнем Востоке РФ могла бы стать крупным и, главное, реальным шагом на пути интеграции экономики страны в СВА и АТР и принести реальные выгоды как для российских восточных районов, так и для страны в целом;
— необходимость участия в международных проектах федерального прави-
тельства, региональных властей и частного бизнеса. В условиях, когда прямая государственная поддержка экономики Дальнего Востока РФ является ограниченной, все более важной становится активизация действий местных органов власти по развитию международных экономических обменов. Тем не менее следует признать, что для реализации крупномасштабных международных проектов в регионе, в частности в области энергетики и транспорта, явно не обойтись без координации усилий федерального правительства, администраций территорий Дальнего Востока РФ, а также представителей частного российского и зарубежного бизнеса.