Научная статья на тему 'Императив просветительства в творчестве В. С. Соловьева'

Императив просветительства в творчестве В. С. Соловьева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕСТЬ / СВОБОДА / ДОБРО / ПРАВДА / ДОЛЖНОЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАНТЫ ДОЛЖНОГО / СУЩЕЕ / CONSCIENCE / FREEDOM / GOOD / TRUTH / DUTY / EMOTIONAL PRESENTATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гинецинский Владислав Ильич

В статье приводится сопоставительная характеристика этических концепций В. С. Соловьева, И. Канта и Л. Н. Толстого как пример демонстрации фрагмента нравственно-психологического дискурса, приуроченного к 160-летию со дня рождения В. С. Соловьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Th e imperative of enlightment in the work of V. S. Soloviev

This article describes conceptual ethics of V. Solovev, J. Kant, L. Tolstoy as an example of psychological discussions of the morals.

Текст научной работы на тему «Императив просветительства в творчестве В. С. Соловьева»

УДК 141(092) Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 4

В. И. Гинецинский

ИМПЕРАТИВ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ В. С. СОЛОВЬЕВА

Согласно известному тезису учить и воспитывать других имеет право и фактически делает это в меру своей причастности к самообразованию лишь тот, кто сам служит добру, истине и красоте. Отталкиваясь от этого тезиса, следует признать, что одним из выдающихся просветителей в России в XIX в. был Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900).

Сквозной идеей его философии и публицистики была идея триединства-целостности аспектов-ингредиентов универсума, а наиболее разработанной областью мировоззрения была этика.

В своей магистерской диссертации («Кризис западной философии», 1874) Соловьев следующим образом обозначил свое понимание итогов развития западно-европейской философии. 1. В учении о познании философия пришла к признанию односторонности рационализма и эмпиризма. 2. В онтологии — к признанию существования конкретного всеединого духа. 3. В этике — к признанию того, что высшее благо достигается через «уничтожение исключительного самоутверждения частных существ в их вещественной розни и восстановление их как царства духов, объемлимых всеобщностью духа абсолютного». В докторской диссертации Соловьева на первом плане находится критика ложных нравственных принципов («Критика отвлеченных начал», 1880) утилитаризма, гедонизма, эвдемонизма. Там он писал, в частности, что нравственное значение общества, не зависящее ни от материального или природного начала в человеке, практически выражающегося в отношениях экономических, ни от его рационального начала, выражающегося в отношениях юридических и государственных, определяется религиозным или мистическим началом в человеке, в силу которого все члены общества составляют не границы друг друга, а внутренне восполняют друг друга в свободном единстве духовной любви.

Последняя крупная работа Соловьева («Оправдание добра», 1897) содержит изложение собственного видения этической проблематики. Наша жизнь получает нравственный смысл и достоинство, согласно Соловьеву, когда между нами и совершенным абсолютным добром устанавливается гармонизирующая связь. Совершенное добро содержит в себе нормы нашего нравственного отношения ко всему (универсуму), в котором можно дифференцировать три сферы: то, что выше нас; то, что равно нам; то, что ниже нас. Выше нас — безусловное добро, равно с нами все то, что способно к нравственному совершенствованию, ниже нас — материальная природа. Начало нравственного самосовершенствования заключается в трех основных чувствах, образующих натуральную добродетель человека: стыд, жалость, благоговение. Нравственно преобразованное чувство стыдливости повелевает нам господствовать над всеми чувственными влечениям (принцип аскетизма). В отношениях к другим людям нравственный закон придает чувству жалости-симпатии форму справедливости (принцип альтруизма). Совершенное добро окончательно определяется как нераздельное три-

© В. И. Гинецинский, 2012

единство любви: любви восходящей по отношению к богу, уравнивающей по отношению к людям, нисходящей по отношению к природе.

В предисловии ко второму изданию своего труда Соловьев писал: «Я вовсе не желаю проповедовать добродетель и обличать порок: считаю это для простого смертного занятием не только праздным, но и безнравственным, потому что оно предполагает несправедливое и горделивое притязание быть лучше других» [1, с. 4]. Смысл своей работы он видел в том, чтобы прояснить то, чем с той или иной степенью отчетливости владеет каждый человек, продемонстрировать всеобщность добра как основы человеческого способа существования.

Три части его монографии: «Добро в человеческой природе», «Добро от Бога», «Добро через историю человечества» содержат также авторскую трактовку широко известных перечней добродетелей (триада: вера, надежда, любовь; тетрада: воздержанность, мужество, мудрость, справедливость; пентада: великодушие, бескорыстие, щедрость, терпеливость, правдивость) с точки зрения выделенной Соловьевым триады.

«Разбор так называемых добродетелей показывает, что все они имеют нравственное значение, лишь поскольку определяются тремя нормами должного. А сами эти нормы, хотя они и опираются на соответствующие им первичные чувства (стыда, жалости и благоговения), как на свой психологический корень, однако не имеют в них как фактах своего окончательного основания, а развиваются логически из понятия должного или правды (в широком смысле). Правда требует, чтобы мы относились к низшей природе — как к низшей, т. е. подчиняли ее разумным целям; если мы, напротив, подчиняемся ей, то признаем ее не тем, чем она есть на самом деле, а чем-то высшим — значит, извращаем истинный порядок вещей, нарушаем правду, относимся к этой низшей сфере недолжным или безнравственным образом. Точно так же правда требует, чтобы мы относились к подобным себе как к таковым, признавали их равноправными с собой, ставили себя на их место; если же мы, признавая себя за полноправную личность, видим в других лишь пустые личины, то, очевидно, мы отступаем от того, что есть по правде, и наше отношение не есть должное. Наконец, если мы сознаем над собою высшее всемирное начало, то правда требует, чтобы мы и относились к нему, как к высшему, т. е. с религиозной преданностью...» [1, с. 140].

Из тех этических концепций, по отношению к которым Соловьев позиционировал свой собственный подход, напомним в упрощенно-схематизированном изложении, в данном случае, лишь две: этическое учение И. Канта и этическое учение Л. Н. Толстого. В качестве категориального базиса для сопоставления будем ориентироваться на три оппозиции: материя — дух, истина — ложь, добро — зло.

Согласно оценке В. С. Соловьева философия И. Канта — поворотный пункт в истории человеческой мысли. Фундаментальным разграничением в философии Канта является разграничение «вещи-в-себе» (ноумена, объекта интеллектуального созерцания) и «вещи-для-нас» (феномена, предмета чувственного познания). Вещи-в-себе — непознаваемы. Феноменальный мир познаваем, поскольку явления одновременно суть произведения самого субъекта познания. Мир познается, поскольку он нами же и создается, представляет собой внутреннюю рефлексию самодеятельного субъекта, обусловлен трансцендентальным единством самосознания. Содержание явления есть его материя, форма явления обусловлена категориями рассудка. Первичные формы чувственного познания — пространство и время. Познание начинается с чувственного созерцания, затем переходит к рассудку и заканчивается в разуме. Разум в отличие

от рассудка не имеет непосредственного отношения к опыту. Рассудок конституирован категориями, разум — идеями. Разум ищет безусловного, неизбежно выходя за пределы опыта. Традиционная, по Канту, метафизика основывается на трех идеях: души как субстанции, мира как единого целого, бога как абсолютно совершенного существа.

В этике Кант решает задачу определения нравственности как таковой. Философия природы относится ко всему, что есть, философия нравов — исключительно к тому, что должно быть. Человек существо двойственное, с одной стороны, он явление и в качестве такового обусловлен причинностью природной и социальной, с другой — он вещь-в-себе и выходит за пределы природы и как таковой — свободен. Нравственный долг человека выражается в категорическом императиве: «Ты можешь потому, что ты должен».

С точки зрения Канта непродуктивно интерпретировать идею мира как единого целого конститутивно, поскольку это ведет к неразрешимым противоречиям. Однако эта идея сохраняет свою ценность как регулятивный принцип. В сфере нравственности вопрос о возможности эмпирической реализации высших принципов-идеалов не стоит, так как здесь речь не идет о подчинении-следовании предзаданному природой или установленному обществом, это сфера творения нового, сверхестественного миропорядка. В сфере нравственности идеалы обретают конститутивный смысл.

Основоположения практического разума выражаются, по Канту, в следующих императивах. Поступай так, чтобы принцип твоего поведения выражал собою закон поведения для всех. Поступай так, чтобы всегда относиться к личности, как к цели, а не только как к средству. Поступай так, чтобы высший принцип твоей воли одновременно всегда был принципом общего законоположения. Проявление таких принципов в области психологического опыта есть совесть. В совести нравственный долг, а следовательно, и свобода познаются нами с полной достоверностью. Я как практический разум представляю собой создателя автономного нравственного миропорядка, и я же как чувственное существо должен подчиняться этому нравственному порядку, как внешнему мне (гетерономному) закону.

В массовом сознании этическое учение Толстого ассоциировано, прежде всего, с идеей непротивления злу насилием, с негативной оценкой социальных институтов (государство, церковь), с проповедью опрощения в повседневной жизни и в искусстве.

Главное различие между Соловьевым и Толстым заключается в том, что один — рационалист, другой — мистик. Толстой стремился свести веру к разуму, в то время как Соловьев постоянно подчеркивает автономность веры. Для Соловьева истинное значение нравственности раскрывается в историческом процессе общественного развития, а сведение его к индивидуалистическому рационализму искажает ее смысл.

В «Оправдании добра» Соловьев защищает самостоятельность этики по отношению к религии, гносеологии и метафизике. С его точки зрения для нравственной философии необходимо признание бога, но доказательство его реальности, различное понимание его природы, как это отразилось в положительных религиях разных народов, для нравственной философии не имеет значения. На какой бы гносеологической точке зрения мы ни стояли (реализм, эмпиризм, субъективизм), мы не можем отрицать различие добра и зла. Ни одна из метафизических позиций в отношении вопроса о свободе воли не упраздняет факта существования нравственной свободы, которая соединима в том числе и с позицией детерминизма.

С точки зрения Соловьева полное осуществление добра предполагает одухотворение материи как условие нормального существования в вечности, организацию справедливого государства, в котором будут царить правда и милость, а не произвол и насилие, организацию благочестия в церкви. Окончательный смысл вселенной есть торжество вечной жизни. Сделать мир вечным, исторгнув из него случайность и смерть, может только красота. Задача искусства состоит в том, чтобы связать творчество с высшими целями человеческой жизни. Стыд, жалость, благоговение, будучи по своей природе субъективными состояниями, в действительности имеют объективное значение, так как в них выражается не только оценка каждой из трех сфер бытия (природа, общество, дух), но и указание на относительную ценность первых двух по сравнению с третьей.

Рассмотрение в данном случае в упрощенно-схематизированном виде трех выдающихся этических концепций, естественно, не преследовало цель выяснить, какая из низ них является «более правильной». Все они в их взаимном отрицании демонстрируют устремленность к постижению добра и поддерживают этический дискурс как форму осуществления нравственности.

Литература

1. Соловьев В. С. Собрание сочинений: в 10 т., изд. 2. Петроград: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1914. Т. 8. 722 с.

Статья поступила в редакцию 28 мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.