ИММУННЫЙ СТАТУС И ВЕГЕТАТИВНЫЙ ГОМЕОКИНЕЗ ПОДРОСТКОВ ГОРОДОВ ЮГА РОССИИ
Сердюкова Е.А., Бутова О.А., Петросянц М.Ю.
Ставропольский государственный университет,
кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека, г. Ставрополь
Непременным условием полноценной жизни является оптимальный уровень сбалансированности систем жизнеобеспечения организма человека с факторами среды, обусловливающий адаптационный процесс, а, следовательно, и здоровье человека. Проведенное исследование включало в себя анализ механизмов регуляции кардиоритма и оценку параметров иммунной системы, являющейся биологическим критерием адаптационной компоненты здоровья. С этой целью вариационнопульсометрически и иммунологически исследованы параметры у 56 подростков г. Ставрополя и 40 подростков г. Кисловодска. Параметры вариационной пульсометрии исследованы на диагностическом приборе «МИР-21М». Объектом исследования служили мононуклеары периферической крови, выделенные седиментацией на градиенте Фиколл-пак (производство фирмы «Фармация» Швеция) по A. Boyum (1968). Определение Jg G осуществлялось с помощью метода ИФА (P. Perelman, E. Engval, 1971). Контролем служили соответствующие показатели здоровых подростков, предложенные К. А. Лебедевым и И. Д. Понякиной (1990). Анализ показателей вариационных пульсограмм выявил в условиях физиологического покоя у гимназистов вегетативный гомеостаз в пределах физиологической нормы. При выполнении нагрузочной пробы в клинопо-ложении девочки гимназии выявили увеличение и систолического (САД), и диастолического артериального давления (ДАД). В ответ на переход из клиноположения в ортостаз, на фоне снижения гуморальных влияний, дополнительно подключается симпатический отдел вегетативной нервной системы (ВНС), о чем свидетельствует увеличение значений амплитуды моды (АМэ), снижение величин вариационного размаха (Ах) и среднеквадратического отклонения (СКО), что закономерно привело к значимым увеличениям индекса напряжения (ИН). У мальчиков же гимназии, напротив, выявлено достоверное снижение САД. Выполнение нагрузочной пробы вызвало снижение роли гуморального канала связи в регуляции ритмом сердца и увеличение симпатических влияний, что на уровне периферических аппаратов подтверждается увеличением частоты сердечных сокращений (ЧСС) и ДАД, и в конечном итоге приводит к значимому увеличению показателя суммарной активности центрального контура регуляции. Оценка вегетативной реактивности обнаружила у мальчиков-гимназистов напряжение механизмов регуляции, о чем свидетельствует гиперсимпатикотонический (патологический) вариант вегетативной реактивности. Сбалансированность звеньев ВНС в регуляции ритмом сердца характеризует девочек-гимназисток. С позиции оценки состояния здоровья нами обнаружены различные формы его нарушения. Так, донозологической формой нарушения здоровья характеризуются 42% подростков, среди которых доминируют мальчики гимназии. Преморбидной формой нарушения здоровья характеризуются 17%, среди которых также доминируют мальчики гимназии. Анализ параметров иммунной системы подростков-гимназистов г. Ставрополя и г. Кисловодска выявляет ряд принципиальных отличий. Снижение относительного числа Т-лимфоцитов по сравнению с принятой иммунологической нормой отмечено у подростков и г. Ставрополя, и г. Кисловодска. Наблюдались сдвиги абсолютного и относительного числа В-лимфоцитов у подростков, в сторону уменьшения в г. Кисловодске, при этом в г. Ставрополе иммунологические показатели более близки к иммунологической норме. Индекс соотношений Т- и В-лимфоцитов значительно выше у подростков, проживающих в г. Кисловодске, за счет снижения числа В- лимфоцитов. Содержание Jg G, составляющего 70-75% общего количества иммуноглобулинов сыворотки крови, снижено у подростков г. Ставрополя, что может происходить в результате нарушения синтеза молекул или усиления их метаболизма. Снижение уровня Jg G происходит при хронических и аутоиммунных заболеваниях (Сидоренко Г.И. и соавт., 1992). Но, наряду с этим, постоянно отмечаются трудно сопоставимые с клинической картиной, переходы уровней иммуноглобулинов разных классов от их снижения к повышению. На фоне супрессивных изменений клеточного звена иммунитета, характеризующих подростков двух городов, выявлены следующие закономерности. Так, у подростков г. Кисловодска в большей степени отмечается супрессия В-клеточного иммунитета, а у подростков г. Ставрополя супрессия Т-клеточного иммунитета. На фоне минимального количества В-лимфоцитов у подростков г. Кисловодска обнаружен максимальный уровень Jg G. Известно, что класс иммуноглобулинов G возрастает при инфекционных заболеваниях и заболеваниях печени. Справедливо полагать, что у подростков г. Кисловодска повышенная активность плазмоцитов направлена на выработку Jg G, образующихся практически исключительно при вторичном ответе. Если у подростков г. Ставрополя уровень Jg G на 35% ниже, то у подростков г. Кисловодска на 81% выше принятого иммунологического стандарта для указанного возраста. При чем у подростков г. Кисловодска в сравнении с подростками г. Ставрополя уровень Jg G выше почти в 2 раза. Таким образом, иммунодефицитным состоянием характеризуются подростки г. Ставрополя, выявляющие компенсаторную реакцию сердечно-сосудистой системы. На фоне супрессивных изменений В-клеточного звена иммунитета подростки г. Кисловодска выявляют гиперактивационное состояние гуморального звена иммунной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва