Научная статья на тему 'Иммиграция: Воздействие на британский рынок труда'

Иммиграция: Воздействие на британский рынок труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
771
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / НОВЫЕ ИММИГРАНТЫ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ / ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ПОТЕРЯННЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / GREAT BRITAIN / LABOUR MARKET / NEW IMMIGRANTS FROM CENTRAL AND EASTERN EUROPE / IMMIGRATION POLICY / SOCIAL BENEFITS / OCCUPATION / UNEMPLOYMENT / LOST JOBS / WAGES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кондратьева Тамара Степановна

В статье анализируется позиция западных исследователей по вопросу о конкуренции на рынке труда между мигрантами и коренными работниками. Рассматривается также вопрос о влиянии трудовых мигрантов из стран Центральной и Восточной Европы на экономику и социальную сферу Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Immigration: Impact on the UK labour market

The Western researchers views on migrants and native-born workers competition are analized in this article. The impact of labour migrants from Central and East European countries on the British economy and social sphere is also considered.

Текст научной работы на тему «Иммиграция: Воздействие на британский рынок труда»

Т.С. Кондратьева

Иммиграция: Воздействие на британский рынок труда

Аннотация. В статье анализируется позиция западных исследователей по вопросу о конкуренции на рынке труда между мигрантами и коренными работниками. Рассматривается также вопрос о влиянии трудовых мигрантов из стран Центральной и Восточной Европы на экономику и социальную сферу Великобритании.

Abstract. The Western researchers views on migrants and native-born workers competition are analized in this article. The impact of labour migrants from Central and East European countries on the British economy and social sphere is also considered.

Ключевые слова: Великобритания, рынок труда, новые иммигранты из стран Центральной и Восточной Европы, иммиграционная политика, социальные пособия, занятость, безработица, потерянные рабочие места, заработная плата.

Keywords: Great Britain, labour market, new immigrants from Central and Eastern Europe, immigration policy, social benefits, occupation, unemployment, lost jobs, wages.

Тема иммиграции давно уже занимает одно из важнейших мест в политической повестке дня Великобритании. По мнению многих экспертов, именно обещание Дэвида Кэме-рона резко сократить численность прибывающих в страну иностранцев и довести чистую миграцию (т.е. разницу между численностью въезжающих в страну граждан и выезжающих из нее) до

менее 100 тыс. человек до 2015 г. позволило Консервативной партии одержать победу во время предвыборной кампании 2010 г. (8). Стремясь выполнить это обещание, новое правительство внесло целый ряд изменений в иммиграционную политику, в том числе оно приняло меры по ограничению притока иммигрантов из неевропейских стран.

Такая политика принесла определенные плоды. По данным статистических органов Великобритании, в 2011/2012 г. в страну въехали 515 тыс. человек, а выехали (за этот же период) - 352 тыс. человек. Таким образом, чистая миграция составила 163 тыс. человек.

По сравнению с предыдущим годом численность долгосрочных иммигрантов1 уменьшилась на 74 тыс. человек. Это - самый низкий показатель после 2003 г. (тогда он составлял 511 тыс. человек) и аналитики расценивают наметившуюся тенденцию как весьма важный шаг на пути осуществления задачи по сокращению иммиграции (27).

Однако достигнутые результаты оказались не столь впечатляющими, как ожидали британские власти. «Статистические данные свидетельствуют, что наследие лейбористского правительства в иммиграционной политике оказалось еще более тяжелым, чем думали раньше, - заявил в этой связи министр по делам иммиграции Великобритании Дэмиан Грин (Damian Green). - В нынешней ситуации действующее правительство Великобритании обязано приложить значительные усилия к тому, чтобы серьезно пересмотреть все инструменты иммиграционной политики» (1).

Несмотря на принимаемые правительством меры, численность иммигрантов, уже переселившихся в страну на постоянное жительство, возрастает. Если в 2009 г. их насчитывалось 4,2 млн. человек, то в 2011 г. - уже 4,5 млн. (т.е. 7,2% всего населения). При этом половина из них приходилась на долю граждан из стран - членов ЕС, большую часть которых составляют трудовые мигранты (13).

Особую остроту проблема иммиграции приобрела в условиях экономического кризиса, разразившегося в 2008 г. Именно этим обстоятельством объясняется тот факт, что в последнее время в политических и деловых кругах, а также в научном сообществе Вели-

1 Долгосрочные иммигранты - это граждане иностранных государств, въехавшие в Великобританию на срок более одного года (12).

кобритании резко оживилась дискуссия по вопросу о том, какое влияние оказывает иммиграция на британскую экономику в целом и на рынок труда в частности, конкурируют ли «новые» мигранты только с теми переселенцами, которые уже давно обосновались в стране, или они отбирают рабочие места у коренных граждан. Обсуждается и вопрос о том, как меняется заработная плата коренных британцев в условиях массового наплыва трудовых мигрантов. Участники дискуссии высказывают различные, зачастую диаметрально противоположные взгляды по этому кругу проблем. В этой ситуации особый интерес, на наш взгляд, представляет доклад под названием «Анализ воздействия миграции», подготовленный Консультативным комитетом Великобритании по миграции (Migration Advisory Committee UK)1 и опубликованный в январе 2012 г. (3).

Авторы доклада проанализировали наиболее важные, на их взгляд, работы британских исследователей, в которых рассматривается проблема воздействия трудовой миграции на британский рынок труда. При этом они выделили в этих работах такие аспекты как: влияние трудовых мигрантов на среднюю заработную плату в стране, на занятость, уровень безработицы и заработную плату коренных британцев2.

Эксперты, готовившие доклад, подчеркивают, что проводить прямое сопоставление результатов, полученных разными исследователями, некорректно, поскольку в анализируемых работах применяется разная методология расчетов, охвачены разные временные периоды, а в некоторых случаях рассматривается не Великобритания в целом, а лишь отдельные регионы (3, с. 57). Тем не менее эти работы дают весьма наглядное представление о процессах, происходящих на британском рынке труда.

Проблема влияния трудовых мигрантов на среднюю заработную плату в стране нашла отражение в работах целого ряда исследователей (см. табл. 1).

1 Консультативный комитет Великобритании по миграции (Migration Advisory Committee UK) - общественная организация, в состав которой входят экономисты и специалисты по проблемам, связанным с миграцией. Комитет предоставляет британскому правительству консультации по иммиграционным вопросам, а также осуществляет собственные исследовательские проекты.

2 К «коренным британцам» авторы доклада относят всех лиц, родившихся на территории Соединенного Королевства (см.: 3, с. 62).

134

Таблица 1 (3, с. 66) Воздействие трудовых мигрантов на среднюю заработную

плату в стране

Авторы рассматриваемого источника и год его издания Исследуемый период Интерпретация результатов исследования Воздействие дополнительных 10 тыс. мигрантов на среднюю заработную плату в стране

1 2 3 4

Dustmann С. et. al., 2005 г. (10) 1992-2000 гг. Существенного воздействия мигрантов на среднюю заработную плату коренных британцев не выявлено Незначительное воздействие или отсутствие воздействия

Dustmann С. et. al., 2008 г.(9) 1997-2005 гг. Увеличение численности мигрантов на 1 процентный пункт приводило к росту заработной платы коренных британцев на 0,2-0,3% Заработная плата в стране возрастала на 1,60-2,30 ф. ст. в год

Lemos S., Portes J., 2008 г. (24) 2004-2006 гг. Существенного воздействия мигрантов из стран А8* на среднюю заработную плату коренных британцев не выявлено Незначительное воздействие или отсутствие воздействия

Nickell S., Saleheen J., 2008 г. (29) 1992-2006 гг. Увеличение численности мигрантов на 1 процентный пункт в конкретной сфере деятельности приводило к снижению средней заработной платы работников этой сферы на 0,04% в последующий год Средняя заработная плата в этой сфере снижалась в среднем на 0,36 ф. ст. в год

Reed H., Latorre M., 2009 г. (33) 2000-2007 гг. Увеличение численности мигрантов на 1 процентный пункт приводило к снижению средней заработной платы примерно на 0,3% Средняя заработная плата снижалась на 2 ф. ст. в год

1 2 3 4

Lemos S., 2010 г.** (23) 2004-2006 гг. Увеличение числа мигрантов из стран А8 в общей численности рабочей силы в стране на 1 процентный пункт в приводило к увеличению средней заработной платы в стране примерно на 3,4% Средняя заработная плата в стране увеличивалась на 22,5 ф. ст. в год

Nathan M., Lee N., 2011 г.*** (28) 1994-2008 гг. Существенного воздействия увеличения доли мигрантов в общей численности населения страны на среднюю зарплату коренных британцев не выявлено Воздействие на среднюю зарплату в стране было минимальным либо его не было вообще

* В группу стран А8 (Accession countries UE) входят: Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика и Эстония (3, с. 57).

** Исследование проводилось только в Уэльсе.

*** Исследование проводилось только в городах Великобритании.

Как отмечается в докладе, большинство авторов анализируемых работ считают, что трудовые мигранты определенно оказывают некоторое влияние (позитивное или негативное) на среднюю заработную плату в стране, но это влияние - несущественное. При этом такие авторы, как C. Dustmann, S. Lemos, J. Portes, S. Nickell, J. Saleheen, H. Reed, M. Latorre, M. Nathan, отмечают, что каждое дополнительное увеличение численности мигрантов на 10 тыс. человек приводит к изменению средней заработной платы в пределах от -2 ф. ст. до + 2 ф. ст. в год (см.: 3, с. 59).

Результаты исследований о воздействии трудовых мигрантов на оплату труда высших и низших категорий работников, а также на заработную плату коренных жителей страны представлены в табл. 2.

Таблица 2 (3, с. 67)

Воздействие мигрантов на заработную плату работников

разных категорий, а также на заработную плату _коренных жителей страны_

Авторы исследуемого источника и год его издания Исследуемый период Интерпретация результатов исследования Воздействие дополнительных 10 тыс. иностранных работников на изменение соотношения между заработной платой мигрантов и коренных жителей страны

Manacorda M. et. al., 2008 г. (25) 1975-2005 гг. Увеличение числа мигрантов в общей численности населения страны привело к снижению средней заработной платы как коренных британцев, так и мигрантов в среднем на 0,16% Не выявлено

Lemos S., Portes J., 2008 (24) 2004-2006 гг. Статистически значимого воздействия иностранной рабочей силы из стран А8 на заработную плату как мигрантов, так и коренного населения не выявлено Воздействие незначительное или отсутствие воздействия вообще

Nickell S., Saleheen J., 2008 г. (29) 1992-2006 гг. Увеличение числа мигрантов в общей численности занятых на 1 процентный пункт приводило к снижению средней заработной платы в стране: у квалифицированных работников - на 0,2%; у работников, оказывающих услуги по уходу за больными и ведению домашнего хозяйства, - на 0,3% Зарплата полуквалифицированных и неквалифицированных работников снижалась в среднем на 7,8 ф. ст. в год; квалифицированных - на 15 ф. ст. и работников, занятых оказанием услуг по уходу за больными и ведению домашнего хозяйства, - на 25,3 ф. ст.

В большинстве анализируемых работ отмечается, что присутствие мигрантов на рынке труда ведет к снижению зарплаты в той части рынка, которая занята низкоквалифицированными работниками, и к повышению зарплаты в сегменте, представленном высококвалифицированными специалистами. Авторы исследования «Воздействие иммиграции на распределение заработной платы» (9), проанализировав положение на рынке труда в период с 1997 по 2005 г., выявили, что увеличение численности мигрантов трудоспособного возраста на 10 тыс. человек способствует снижению средней зарплаты неквалифицированных работников (они составляют 10% от всех занятых) примерно на 1 ф. ст. в год, но приводит к повышению зарплаты среднеквалифицированных работников на 4 ф. ст. в год и на 5 ф. ст. - специалистов высокой квалификации (см.: 9).

Результаты, полученные S. Nickell и J. Saleheen на основе анализа статистических данных за 1992-2006 гг. и представленные в монографии «Воздействие иммиграции на заработную плату: Британский вариант» (29), несколько отличаются от приведенных выше. Это исследование показало, что увеличение численности трудовых мигрантов средней и низкой квалификации на 10 тыс. человек приводит к снижению заработной платы коренных британцев, имеющих такую же квалификацию, примерно на 8 ф. ст. в год, а квалифицированных британских работников - на 15 ф. ст. в год. Увеличение численности мигрантов, занятых в сфере ухода за больными и пожилыми лицами, снижает заработную плату местных работников примерно на 25 ф. ст. в год. Воздействия мигрантов на другие категории работников не выявлено (см.: 3, с. 59).

Авторский коллектив исследователей (M. Manacorda, A. Manning, J. Wadsworth) в монографии «Воздействие иммиграции на структуру заработной платы работников-мужчин: Теория и британская практика» проанализировал воздействие мигрантов на заработную плату коренных британцев в целом, а также влияние, оказываемое ими на заработную плату британцев со средним и высшим образованием (25). Расчеты ученых показали, что прибытие «новых» мигрантов (в период с 1975 по 2005 г.) способствовало росту разрыва между заработной платой коренных британцев и уже обосновавшихся в Великобритании мигрантов на 5,5%. Исследователи пришли к выводу, что «новые» мигранты не оказали су-138

щественного влияния на среднюю заработную плату коренных британцев, но повлияли на среднюю заработную плату ранее прибывших мигрантов в сторону ее понижения. Более того, появление «новых» мигрантов привело к увеличению разрыва в оплате труда коренных британцев, имеющих высшие образование, и британцев, обладающих лишь средним образованием, на 0,4% за рассматриваемый период (см.: 3, с. 59).

Что касается влияния трудовых мигрантов на занятость, то, как отмечается в анализируемом нами докладе Консультативного комитета по миграции, в работах, посвященных исследованию этой проблемы, как правило, констатируется, что, хотя отдельные авторы и признают наличие такого влияния, большинство из них считают его крайне незначительным. При этом практически все исследователи подчеркивают, что основное воздействие мигрантов сказывается не на занятости коренных британцев, а на их зарплате (см. табл. 3).

Таблица 3 (3, с. 69)

Воздействие трудовых мигрантов на занятость _коренных британцев_

Авторы рассматриваемого источника и год его издания Исследуемый период Интерпретация результатов исследования Воздействие дополнительных 10 тыс. мигрантов на занятость

1 2 3 4

ЭиБ^апп С. е1. а1., 2005 г. (10) 1992-2000 гг. Существенного воздействия мигрантов на общую занятость коренных британцев не выявлено. Однако увеличение числа мигрантов по отношению к численности коренных британцев работоспособного возраста средней квалификации на 1 процентный пункт ведет к снижению занятости коренных британцев такой же квалификации на 0,2 процентных пункта Воздействие на занятость коренных британцев в целом было незначительным или отсутствовало вообще. Однако число рабочих мест, занятых коренными британцами средней квалификации, в этом случае сокращалось на 2 тыс.

1 2 3 4

Jean S., Jimenez M., 2007 г. (22) 1984-2003 гг. Увеличение численности трудовых мигрантов в общей численности трудоспособного коренного населения на 1 процентный пункт в первый год зафиксированного статистическими органами увеличения вело к снижению уровня занятости коренных британцев на 0,3%, но долгосрочного воздействия не оказывало Из-за увеличения численности мигрантов коренные британцы в первый год теряли 1300 рабочих мест, в последующие годы воздействие не ощущалось

Reed H., Latorre M., 2009 (33) 2007 г. Воздействие практически не ощущалось Воздействие было незначительным или оно вообще не было замечено

Nathan M., Lee N., 2011 (28) 1994-2008 гг. Увеличение численности трудовых мигрантов в общей численности трудоспособного коренного населения на 1 процентный пункт вело к снижению уровня занятости коренных британцев в целом на 0,7%, средне-квалифицированных -на 1,0 и низкоквалифицированных - на 0,7%. На занятость высококвалифицированных работников мигранты влияния не оказывали Не известно

Авторы монографии «Воздействие иммиграции на британский рынок труда» (10), проанализировав статистические данные за 1983-2000 гг., не выявили существенного влияния трудовых мигрантов на общую занятость коренных британцев в этот период (см. табл. 3). Однако их исследование показало, что это воздействие весьма наглядно проявилось в отношении коренных британцев со средней квалификацией. Каждое увеличение численности мигран-

тов средней квалификации на 100 человек приводило к потере коренными британцами, обладающими такой же квалификацией, 20 рабочих мест (10). Иначе обстоит дело с британцами, имеющими высшее образование, и с неквалифицированными британцами: воздействия мигрантов на занятость этих категорий работников эксперты не обнаружили.

Исследователи S. Jean и M. Jimenez (22) предприняли попытку выяснить влияние трудовых мигрантов на занятость коренных работников-мужчин в 1S странах ОЭСР, включая Великобританию (их анализ охватывает период с 19S4 по 2003 г.). Они пришли к выводу, что увеличение численности мигрантов трудоспособного возраста на 100 человек влечет за собой потерю британскими гражданами-мужчинами 13 рабочих мест в первый год зафиксированного увеличения, но в последующие годы эта связь не прослеживается (3, с. 60).

M. Nathan и N. Lee (2S) проанализировали данные о воздействии трудовых мигрантов на работников британского происхождения, проживавших в крупных городах страны в период с 1994 по 200S г. Они пришли к выводу, что мигранты оказывают негативное влияние на занятость коренных граждан Великобритании, обладающих средней и низкой квалификацией, но статистически значимого влияния иностранных работников на высококвалифицированных британцев не обнаружили.

В ряде работ британских ученых предпринимается также попытка выявить степень воздействия трудовых мигрантов на уровень безработицы среди коренного трудоспособного населения страны (см. табл. 4).

Исследователи, анализировавшие проблему воздействия иностранной рабочей силы на уровень безработицы британцев на примере трудовых мигрантов из стран А8, как правило, отмечают, что это воздействие было незначительным.

С. Dustmann, F. Fabbri, I. Preston в коллективной монографии под названием «Воздействие иммиграции на британский рынок труда», в которой они представили результаты своих исследований за период с 19S3 по 2000 г., также утверждают, что трудовые мигранты (в эти годы) в целом оказывали незначительное влияние на уровень безработицы среди британцев или оно вообще не проявлялось (10). Однако они отмечают, что воздействие со стороны ми-

грантов ощущали на себе британцы со средним уровнем квалификации. Расчеты авторов свидетельствуют, что увеличение численности мигрантов трудоспособного возраста на 100 человек приводило к потере коренными работниками 10 рабочих мест. Существенного воздействия на неквалифицированных британцев, а также на британцев, имеющих высшее образование, мигранты в эти годы, по мнению авторов монографии, не оказывали (цит. по: 3, с. 61).

Таблица 4 (3, с. 70-71) Воздействие трудовых мигрантов на уровень безработицы

среди коренных британцев

Авторы рассматриваемого источника и год его издания Исследуемый период Интерпретация результатов исследования Воздействие трудовых мигрантов на уровень безработицы среди коренных британцев

1 2 3 4

Dustmann C. et. al., 2005 г. (10) 1983-2000 гг. Никакого статистически значимого влияния на общий уровень безработицы всего трудоспособного коренного населения не выявлено. В то же время увеличение численности трудовых мигрантов средней квалификации приводило к увеличению безработицы среди коренных британцев такой же квалификации на 0,1 процентных пункта Воздействие на безработицу среди коренных британцев было минимальным или его вообще не было. Для среднеквали-фицированных британцев это воздействие выражалось в потере ими 1000 рабочих мест

Porters J., French S., 2005 г. (30) 2003-2004 гг. Увеличение на 1 процентный пункт доли трудовых мигрантов из стран А8 в общей численности трудоспособного населения Великобритании вело к увеличению числа заявок на предоставление пособия по безработице со стороны коренных британцев на 0,09 процентных пункта Коренные британцы теряли 900 рабочих мест

1 2 3 4

Gilpin N. et.al., 2006 г. (15) 2004-2005 гг. Статистически значимого влияния на увеличение числа заявок на предоставление пособия по безработице со стороны коренных британцев не выявлено Воздействие на общий уровень безработицы среди коренных британцев было незначительным или его вообще не было

Jean S., Jimenez M., 2007 г. (22) 1984-2003 гг. Увеличение численности трудовых мигрантов в общей численности трудоспособного коренного населения на 1 процентный пункт вело к увеличению безработицы среди коренных британцев на 0,4 процентных пункта во второй и третий год после прибытия мигрантов; но в последующие годы никакого воздействия не выявлено Во второй и третий год после появления дополнительного числа трудовых мигрантов коренные британцы трудоспособного возраста теряли 3400 рабочих мест во второй и третий год после прибытия мигрантов; в последующие годы воздействие было незначительным или оно вообще не проявлялось

Lemos S., Portes J., 2008 г. (24) 2004-2006 гг. Статистически значимого влияния мигрантов из стран А8 на число поданных коренными британцами заявок на пособия по безработице не выявлено Воздействие на уровень безработицы среди коренных британцев было незначительным или такое воздействие вообще не проявлялось

Lemos S.*, 2010 (23) 2004-2006 гг. Никакого статистически значимого влияния на число поданных заявок на пособия по безработице со стороны коренных британцев мигранты из стран А8 не оказывали Воздействие на уровень безработицы среди коренных британцев было незначительным или такое воздействие вообще не проявлялось

* Исследование проводилось только в Уэльсе.

S. Jean и M. Jimenez (22), исследовавшие ситуацию с иммиграцией в 18 странах ОЭСР в период с 1984 по 2003 г., пришли к выводу, что в Великобритании увеличение численности трудовых мигрантов на 100 человек в первые три года после прибытия их в страну влекло за собой сокращение 34 рабочих мест, занимаемых ранее британцами, но в последующие годы значимого влияния на уровень безработицы среди коренных жителей мигранты не оказывали.

В анализируемом нами докладе Консультативного комитета Великобритании по миграции «Анализ воздействия миграции» (3) рассматриваются также работы британских ученых, занимавшихся изучением вопроса о влиянии иммиграции на мобильность британской рабочей силы. Как отмечают авторы доклада, большинство исследователей считают это влияние незначительным. Так, T.J. Hatton и M. Tani (17), проанализировав данные о мобильности британских работников в период с 1982 по 2000 г. в 11 регионах Великобритании, пришли к выводу, что появление в данном регионе каждых 100 новых мигрантов ведет к отъезду из региона 14 британцев, вынужденных искать работу в другом месте (3, с. 61).

S. Lemos и J. Portes исследовали проблему влиянии трудовых мигрантов из стран А8 на мобильность британцев в период с 2004 по 2006 г. (24). Они пришли к выводу, что это влияние было негативным, но не сильно выраженным.

C. Giullietti в работе «Иммиграция и вытеснение коренных работников с локальных рынков труда», используя данные за 2001 г., проанализировал влияние «новых» иммигрантов на мобильность коренного населения Англии и Уэльса (16). Он выявил, что прибытие каждых 100 «новых» иммигрантов способствовало дополнительному притоку в эти регионы 40 коренных британцев и оттоку примерно 30 «старых» иммигрантов. Исходя из этого, C. Giullietti делает вывод, что «новые» иммигранты «замещали» лишь «старых» иммигрантов, но не конкурировали с коренными жителями за рабочие места (3, с. 62).

В отличие от авторов рассмотренных выше работ, исследователи из Консультативного комитета по миграции дают картину воздействия трудовой миграции на занятость коренных граждан Великобритании за более длительный период (он охватывает 19752010 гг.) и таким образом они показывают, насколько изменилась 144

степень этого воздействия в новых для Великобритании условиях, т.е. в условиях экономического кризиса, охватившего страну с 2008 г.

Эксперты пришли к выводу, что каждое дополнительное увеличение численности трудовых мигрантов на 100 человек из стран, не входящих в ЕС, оборачивалось для коренных британцев потерей 23 рабочих мест. В 2005-2010 гг. численность мигрантов из этих стран увеличилась примерно на 700 тыс. человек. Общая же численность мигрантов из этих стран, занятых в британской экономике, в 2010 г. составила 2,1 млн. человек. В целом за рассматриваемый период из-за наплыва трудовых мигрантов из стран, не являющихся членами Европейского союза, коренные британцы лишились 160 тыс. рабочих мест (3, с. 63, 98).

Однако эта закономерность не распространялась на мигрантов из стран - членов ЕС. Исследование показало отсутствие статистически значимой взаимосвязи между увеличением численности этой категории мигрантов и сокращением рабочих мест, занимаемых коренными британцами (3, с. 63).

Особую ценность докладу придает тот факт, что исследователи предприняли попытку выявить особенности взаимосвязи между иммиграцией и состоянием экономики страны (см. табл. 5).

Таблица 5 (3, с. 63) Взаимосвязь между увеличением численности трудовых мигрантов дополнительно на 100 человек и уровнем занятости коренных британцев

Группы мигрантов 19752010 гг. 19751994 гг. 19952010 гг. Период подъема экономики Период отсутствия роста или спад в экономике

Трудовые мигранты из всех стран Нулевая или негативная Нулевая или негативная Потеря 23 рабочих мест Нулевая или негативная Потеря 30 рабочих мест

Мигранты из стран - не членов ЕС Нулевая или негативная Нулевая или негативная Потеря 23 рабочих мест Нулевая или негативная Потеря 27 рабочих мест

Мигранты из стран - членов ЕС (исключая Великобританию) Нулевая или негативная Нулевая или негативная Нулевая или негативная Нулевая или негативная Нулевая или негативная

Итак, как видно из табл. 5, эксперты не выявили взаимосвязи между появлением 100 новых трудовых мигрантов и изменением занятости среди коренных британцев в период с 1975 по 1994 г., равно как и за весь рассматриваемый в докладе период (т.е. за 19752010 гг.). Такая взаимосвязь прослеживается только в последние 16 лет (с 1995 по 2010 г). В эти годы появление дополнительных 100 трудовых мигрантов (независимо от страны их происхождения) приводило к потере коренными британцами 23 рабочих мест (3, с. 63).

Воздействие новых мигрантов особенно ярко проявилось в годы экономического кризиса. В этой ситуации приезд в страну каждых 100 новых трудовых мигрантов из стран - не членов ЕС оборачивался для коренных британцев потерей 27 рабочих мест, а всех мигрантов (независимо от страны их происхождения) - потерей 30 рабочих мест (3, с. 63). Как указывают авторы доклада, увеличение масштабов потерь для коренных британцев объясняется тем, что в условиях ухудшения экономической ситуации и резкого снижения числа вакансий происходит усиление конкуренции за рабочие места между новыми мигрантами и гражданами Великобритании.

Авторы доклада, так же как и некоторые другие исследователи, работы которых проанализированы выше (см., например: 9), пришли к заключению, что трудовая миграция не оказывает влияния на среднюю заработную плату в стране, но она способствует росту заработной платы работников высокой квалификации и снижению заработной платы низкоквалифицированных работников (3, с. 65).

Общий вывод авторов доклада сформулирован ими в весьма лаконичной форме: они считают, что «главными бенефициарами (т.е. выгодоприобретателями) международной миграции являются сами мигранты» (3, с. 22, 39).

Основываясь на результатах проведенного исследования, Консультативный комитет по миграции представил британскому правительству конкретные и весьма детализированные рекомендации по вопросу определения степени воздействия иммиграции на рынок труда страны. Авторы доклада считают, что сформулированные ими предложения могли бы принести определенную пользу властям при внесении корректив в иммиграционную политику 146

страны, необходимость которых диктуется чрезвычайно сложной ситуацией, в которой оказалась британская экономика.

В докладе отмечается, что иммиграция оказывает сложное и противоречивое воздействие на все стороны жизни британского общества, и подчеркивается, что нельзя ограничиваться лишь выявлением влияния на занятость британских работников и на потерю ими рабочих мест из-за конкуренции со стороны лиц небританского происхождения, необходимо принимать во внимание и такие факторы, как возникающая дополнительная нагрузка на систему социального обеспечения, на жилищную сферу и на транспортную систему (3, с. 97-98).

В этой связи обращается внимание на настоятельную потребность разработки комплексного показателя, отражающего совокупное влияние иммиграции на экономику, на социальную сферу, а также на бизнес-сообщество. Хотя некоторые исследователи уже предпринимают такие попытки, авторы доклада считают эту задачу чрезвычайно сложной и потому полагают, что власти страны должны оказывать всяческое содействие исследователям в ее решении (3, с. 97-98). При этом они подчеркивают, что при разработке и проведении иммиграционной политики следует ориентироваться прежде всего на интересы коренных граждан страны и на повышение их благосостояния (3, с. 22, 97).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иммиграция из стран - новых членов ЕС и ее воздействие на рынок труда и систему социального обеспечения Великобритании

В последние годы происходит резкое изменение направления миграционных потоков в Великобританию. На протяжении нескольких десятилетий основную часть иммигрантов составляли выходцы из стран Британского Содружества, однако после 2004 г. наблюдается как абсолютное, так и относительное снижение численности этой категории иммигрантов. По данным на 2011 /2012 г., таковых насчитывалось 117 тыс. человек, это - на 51 тыс. меньше, чем в 2010/2011 г. (168 тыс. человек). Снизилась и доля выходцев из стран Британского Содружества в общей численности иностранного населения страны: в 2010/2011 г. она составляла 28,5%, а в 2011/2012 г. - лишь 22,7% (27, с. 4-5). Вместе с тем резко возросла

численность иммигрантов из стран Центральной и Восточной Европы.

В отличие от большинства других стран ЕС, Великобритания не стала вводить мораторий на передвижение рабочей силы из государств Центральной и Восточной Европы (так называемых стран А8) после вступления их в Евросоюз в 2004 г. и полностью открыла для них свой рынок труда. Когда британское правительство, возглавляемое на тот период лейбористами, провозгласило открытую политику по отношению к мигрантам из этих стран, оно убеждало британцев, что приток новых иммигрантов не будет превышать 5-13 тыс. человек (5). Однако независимые эксперты предупреждали, что в отсутствие ограничений в Великобританию хлынет поток новых трудовых мигрантов, и их прогнозы оправдались. Реальная численность новых иммигрантов в десятки раз превысила правительственные прогнозы.

Как отмечает проф. Оксфордского университета Линда Мак-дауэлл, определить точно численность граждан стран Центральной и Восточной Европы, эмигрировавших в Великобританию после вступления этих стран в ЕС в 2004 г., очень трудно. По данным Министерства внутренних дел Великобритании, в 2004-2005 гг. в страну прибыли 447 тыс. трудовых мигрантов (26, с. 26). Однако эксперты считают, что реальная численность мигрантов была гораздо выше - от 350 тыс. до 500 тыс. человек (26, с. 27).

Основной поток трудовых мигрантов направлялся в Великобританию из Польши, Латвии и Литвы. И это вполне объяснимо: в экономическом отношении эти страны были самыми неблагополучными: по объему ВВП на душу населения они занимали последние места в группе А8 (26, с. 27). Подавляющую часть трудовых мигрантов из стран А8 составляли молодые, одинокие люди (82% из них были в возрасте от 18 до 34 лет, 93% не имели семьи) (26, с. 27).

Экономика Великобритании в эти годы, напротив, была на подъеме, страна нуждалась в рабочей силе, поэтому она привлекала трудовых мигрантов. Они занимали свободные рабочие места в основном в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство, розничная торговля и здравоохранение. Многие из трудовых мигрантов соглашались на работу, для выполнения которой требовалась гораздо более низкая квалификация, чем их собственная. Ис-148

следование, проведенное сотрудниками Оксфордского центра по миграционной политике и изучению общества (Oxford Centre on Migration and Society), показало, что британские работодатели с готовностью нанимали новых мигрантов, поскольку их отличала серьезная трудовая мотивация, они были готовы выполнять низкооплачиваемую работу, уровень их социальных требований был невысок и они не возражали против ненормированной рабочей недели, т.е. соглашались на те условия, которые для британских работников были неприемлемы (4).

Как подчеркивает Л. МакДауэлл, «новые» мигранты, прибывавшие после 2004 г., имели серьезное преимущество по сравнению с теми, что переселились в Великобританию во время прежних волн иммиграции и были тоже заняты на неквалифицированных рабочих местах. Это преимущество состояло в том, что они были белыми и к тому же - европейцами. Но, в отличие от «старых» мигрантов, большую часть которых составляли выходцы из бывших британских колоний, они не знали английского языка и потому были вынуждены соглашаться на неквалифицированную и низкооплачиваемую работу (26, с. 27).

Таким образом, трудовые мигранты из стран Центральной и Восточной Европы, в массовом порядке переезжавшие в Великобританию начиная с 2004 г., не представляли серьезной опасности для коренных британцев, поскольку на рынке труда они конкурировали в основном со «старыми» мигрантами.

Самую большую часть мигрантов из стран А8 в абсолютном выражении составляли граждане Польши. Свободный доступ на рынок труда Великобритании и тяжелое экономическое положение в собственной стране - вот главные факторы, которые, по мнению экспертов из «мозгового центра» Migration Watch UK, стимулировали широкомасштабную эмиграцию из Польши в последнее десятилетие. В начале 2000-х годов экономика Польши испытывала большие трудности, безработица здесь достигала 20% и это вынуждало молодых поляков в поисках работы направляться в другие европейские страны (19). При этом главным объектом притяжения мигрантов стала Великобритания, что вполне объяснимо: переезд в Соединенное Королевство практически гарантировал им улучшение их экономического положения.

Согласно расчетам экспертов из Migration Watch UK, даже в том случае, если мигрантам удается получить работу в Великобритании лишь с минимальной оплатой труда, разница между их годовой заработной платой на новом рабочем месте и минимальной заработной платой в Польше примерно равна суммарной заработной плате за тот же период у них на родине. К тому же семейные пособия в Соединенном Королевстве существенно выше, чем в Польше (19).

В Великобритании недельный доход человека без семьи в том случае, если он получает минимальную заработную плату, после уплаты налогов составляет 184 ф. ст. Такой же доход имеет и семья с одним работающим и двумя детьми (эта сумма не включает в себя льготы, предоставляемые государством одиноким людям и семьям с низкими доходами). Расчеты экспертов Migration Watch UK показывают, что с учетом различных социальных доплат (таких как налоговые льготы, пособия на жилье, пособия на детей) доход одинокого человека увеличивается до 254 ф. ст. в неделю, а доход семьи - до 543 ф. ст. Годовой доход человека без семьи равняется 13 218 ф. ст., годовой доход семьи с двумя детьми - 28 241 ф. ст. В Польше минимальный недельный доход семьи с двумя детьми - 143 ф. ст. (средний доход- 234 ф. ст.), их минимальный годовой доход составляет всего лишь 7404 ф. ст. (средний доход - 12 169 ф. ст.) (19).

Таким образом, семьи с двумя детьми, проживающие в Великобритании, имеют годовой доход, в 3,8 раза превышающий тот, что они имели бы в том случае, если бы не эмигрировали из Польши, но с учетом разницы в стоимости жизни этот разрыв составляет 2-2,5 раза (19).

Эксперты из Migration Watch UK подчеркивают, что именно высокий уровень зарплаты и обширная система социальных льгот, предоставляемых мигрантам, являются важнейшими стимулами для переезда граждан других стран ЕС, в том числе и граждан Польши, в Великобританию. Неудивительно поэтому, что после 2004 г. волна мигрантов из Польши «накрыла» Соединенное Королевство. Официальные статистические данные свидетельствуют, что всего лишь за несколько лет численность поляков, находящихся на территории Великобритании, увеличилась в несколько раз. Если в 2004 г. здесь насчитывалось лишь 95 тыс. выходцев из Польши, то в 2010 г. - уже 550 тыс. (19). 150

Но иммигранты из Польши составляют лишь часть общего иммиграционного потока, хлынувшего в Великобританию после расширения ЕС в 2004 г. Всего за период с мая 2004 г. по сентябрь 2011 г. в Соединенное Королевство из группы стран А8 прибыли 1,6 млн. трудовых мигрантов (34). В связи с начавшимся в 2008 г. экономическим кризисом часть из них вернулась на родину, но большинство «осело» в Великобритании.

Какое влияние оказали эти трудовые мигранты на экономику Великобритании и на уровень занятости в стране? Одни эксперты считают это влияние значительным, другие - минимальным, а третьи доказывают, что мигранты из стран А8 способствовали снижению заработной платы коренных британцев, но их воздействие ощущалось только в той части рынка труда, на которой заняты самые низкоквалифицированные и низкооплачиваемые работники.

Эксперты из Migration Watch UK не согласны с такими утверждениями, они считают, что мигранты из стран Центральной и Восточной Европы, хотя бы уже в силу своей многочисленности, оказывают серьезное воздействие на британский рынок труда и в наибольшей мере это ощущают на себе молодые британцы. За период с 2004 по 2011 г. численность работников из стран А8, занятых в экономике Великобритании, увеличилась на 600 тыс. человек. За этот же период численность безработных молодых граждан страны возросла с 575 тыс. до более 1016 тыс. человек, т.е. почти удвоилась (19). Чем объясняется столь стремительный рост числа безработных?

Причину, очевидно, следует искать прежде всего в экономическом кризисе. Но немаловажным фактором, по мнению экспертов из Migration Watch UK, является «востребованность» этих мигрантов на британском рынке труда. Их преимущества по сравнению с британскими работниками состоят в следующем:

- они очень молоды; по данным на 2008 г., около 70% мигрантов из стран А8 составляли лица в возрасте от 18 до 35 лет (в общей численности иммигрантов на эту возрастную группу приходится немногим более 30%, а в общей численности британских работников - менее 25%);

- мигранты из стран А8 имеют сравнительно высокий уровень образования;

- у них сильная трудовая мотивация: поиск работы для мигрантов - главная цель и потому уровень занятости у них выше, чем у коренных британцев; работу имеют 95% всех трудовых мигрантов-мужчин из стран А8 и 80% - мигрантов-женщин (среди коренных британцев эта доля составляет 83 и 75% соответственно);

- эти мигранты проявляют готовность занимать низкооплачиваемые рабочие места: 89% граждан стран Центральной и Восточной Европы, переехавших в Великобританию, в 2007 г. получали менее 400 ф. ст. в неделю (среди британских работников эта доля не превышала 57%) (34).

Все эти факторы, несомненно, усиливают конкурентные позиции мигрантов на рынке труда и ослабляют позиции коренных британцев вообще и молодых граждан Великобритании в особенности. Эксперты из Migration Watch UK с сожалением отмечают, что в Соединенном Королевстве до сих пор не обнародовано ни одного исследования, в котором была бы выявлена корреляционная зависимость между увеличением численности мигрантов из стран Центральной и Восточной Европы и ростом безработицы среди британской молодежи, но они не сомневаются, что такая зависимость существует (34).

Итак, со времени открытия границ для граждан восьми стран Восточной Европы в 2004 г. и до 2011 г. их численность в Великобритании увеличилась со 167 тыс. человек, уже проживавших к тому времени в Соединенном Королевстве, до 988 тыс., т.е. на 820 тыс. человек. Около 60% прибывших при этом составляли поляки. В 2004 г. в Великобритании насчитывалось лишь 95 тыс. граждан этой страны, в 2011 г. - уже 643 тыс., таким образом, за восемь лет их численность возросла на 550 тыс. человек (18).

В 2008 г. в связи с разразившимся экономическим кризисом темпы роста численности новых иммигрантов из стран Восточной Европы снизились, но спустя два года стали восстанавливаться. Чистая миграция (т.е. разница между числом въехавших в страну и числом выехавших из нее) достигла пика в 2007 г.; в 2008-2009 гг. она сократилась более чем в четыре раза, в 2010 г. опять возросла до уровня 2004 г., но в 2011 г. несколько уменьшилась (18).

Теперь Великобритания с тревогой ждет, что ее накроет новая иммиграционная волна, на сей раз из Румынии и Болгарии.

Со времени присоединения к ЕС Румынии и Болгарии, т.е. с 2007 г. и до настоящего времени, в Великобритании действуют временные ограничения для трудовых мигрантов из этих стран: получить работу здесь они могут лишь по ограниченному числу государственных программ. Так, по программе сезонного найма сельскохозяйственных рабочих (Seasonal agricultural workers scheme) ежегодно выдается не более 20 тыс. разрешений (18). Разрешения на въезд выдаются также студентам, самозанятым (self-employed), а также экономически независимым лицам. Но, несмотря на ограничения, значительное число граждан из двух новых присоединившихся к ЕС стран въехало на территорию Соединенного Королевства.

Ожидается, что после 1 января 2014 г., когда все ныне существующие барьеры для граждан Болгарии и Румынии в соответствии с требованиями ЕС будут сняты, поток граждан из этих государств в Великобританию резко возрастет (18). По оценке Migration Watch UK, в течение следующих пяти лет в общей сложности в Соединенное Королевство ежегодно будут приезжать около 50 тыс. румын и болгар (18).

Важнейшим фактором, побуждающим граждан Болгарии и Румынии эмигрировать из страны, является их стремление улучшить свое материальное положение.

В Румынии и Болгарии уровень жизни существенно ниже, чем в Великобритании. По данным на 2011 г., ВВП на душу населения в Великобритании составлял 39 038 долл.1, в Румынии он держался на уровне 8405 долл., т.е. был меньше почти в 4,2 раза, в Болгарии - в 5,5 раза (7158 долл.) (18).

Уровень безработицы в Болгарии и Румынии - высокий. Но многие европейские страны сталкиваются с той же проблемой. С началом экономического кризиса, т.е. с 2008 г., Испания, Греция, Италия, принимавшие у себя основной поток иммигрантов, оказались в очень сложном положении, и за прошедшие с тех пор годы ситуация здесь не улучшилась. По данным на конец 2012 г., безработица в Италии составляла 11,1%, в Испании - 26,6%, т.е. существенно превышала даже уровень Румынии (6,7%) и Болгарии (12,4%)

1 Эти показатели в докладе Migration Watch UK приводятся в долларах, поскольку данные взяты из материалов Мирового банка (см.: 14).

(18). Особенно высок уровень безработицы в этих странах среди молодежи (т.е. среди лиц в возрасте от 16 до 24 лет). В Италии (по данным на конец 2011 г.) он достигал 37,1%, в Испании - 56,5, в Греции - превышал 50%. В Румынии в этот же период безработица среди молодежи держалась на уровне 23%, в Болгарии - 27,4% (18).

Как подчеркивают эксперты из Migration Watch UK, в сложившейся экономической ситуации мигранты из Румынии и Болгарии вряд ли устремятся в страны, принимавшие у себя основную часть переселенцев в докризисный период, т.е. в Италию, Грецию и Испанию. Совершенно очевидно, что поток мигрантов из двух государств, новых членов ЕС - Румынии и Болгарии - хлынет в те страны, которые сумели либо «устоять» в условиях экономического кризиса, либо быстро оправиться от него, и главным центром притяжения для них станет Великобритания1 (18).

Минимальная оплата труда в Болгарии и Румынии составляет примерно 1 ф. ст. в час. Даже с учетом разницы в стоимости жизни разрыв в минимальной оплате труда между Великобританией и двумя новыми странами ЕС - Болгарией и Румынией - составляет шесть раз. К тому же минимальная оплата труда в Великобритании дополняется выплатой множества самых разных пособий (18).

Если допустить, что трудовые мигранты из Болгарии и Румынии будут получать в Великобритании лишь минимальную заработную плату, у них все равно существует серьезный финансовый стимул к эмиграции, подчеркивают эксперты из Migration Watch UK. Даже с учетом разницы в стоимости жизни в этих странах и в Великобритании их заработная плата будет в четыре-пять раз, а семейный доход - в восемь-девять раз превышать тот, что они имеют у себя на родине (18). В первую очередь эти стимулы важны для румынских цыган, многие из которых у себя на родине

1 Важным фактором, стимулирующим эмиграцию из Румынии и Болгарии в Великобританию, является присутствие здесь значительного числа выходцев из этих стран. Среди них есть друзья и родственники, которые могут помочь новым переселенцам адаптироваться к жизни в Великобритании и найти работу. Согласно официальным данным, в 2011 г. на территории Великобритании проживали 94 тыс. румын и 47 тыс. болгар (20). 154

не получают никаких пособий от государства, поскольку у них нет постоянного места жительства.

Однако многие иммигранты предпочитают не заниматься поиском работы, а жить на пособия. Дело в том, что вместе с правом на трудоустройство в Великобритании иммигрантам из Румынии и Болгарии будет предоставлено и право на получение целого ряда социальных пособий. Семья из четырех человек с одним взрослым работником в том случае, если зарплата этого работника будет составлять лишь половину средней заработной платы в стране, может почти вдвое увеличить свой чистый доход (т.е. доход после выплаты налогов), поскольку она будет получать пособие на оплату арендуемого жилья, семейное пособие (налоговые скидки на детей и пособие на содержание детей), а также пособие на работников с низким доходом. Только в трех европейских странах -Дании, Ирландии и Люксембурге - семья из четырех человек может рассчитывать на более высокий чистый доход, чем в Великобритании. Даже если гражданин Румынии или Болгарии не сможет найти работу, ему достаточно будет доказать, что он является «постоянным резидентом ЕС», а это сделать совсем не трудно, и тогда он сможет требовать пособие по безработице. Хотя это пособие не столь велико, как в некоторых других странах ЕС, следует учитывать, что, в отличие от этих стран, Великобритания практически не выдвигает никаких серьезных условий для его получения (18).

Граждане всех государств - членов ЕС считаются «постоянными резидентами» и обладают теми же правами, что и граждане Великобритании, когда они претендуют на получение социального жилья. Поскольку при распределении социального жилья учитывается прежде всего размер семьи, мигранты из новых стран ЕС оказываются в привилегированном положении по сравнению с гражданами Великобритании, так как их семьи, как правило, более многочисленны (18).

Вопрос о доступе к социальному жилью является весьма болезненным для британцев и вызывает огромное недовольство в обществе. И это недовольство по мере приближения даты снятия ограничений на въезд и проживание в Великобритании граждан Румынии и Болгарии еще больше возрастает.

Так сколько же мигрантов из Румынии и Болгарии могут приехать в Великобританию после 1 января 2014 г.? Британская

пресса отмечает, что, поскольку правительство уже допустило ошибку в расчетах при оценке масштабов возможной иммиграции после присоединения к ЕС восьми стран Восточной Европы в 2004 г., оно не проявляет готовности к обнародованию прогнозов относительно численности трудовых мигрантов из Румынии и Болгарии (18). Эксперты же дают на этот счет разные оценки.

Так, исследовательский центр Migration Watch UK считает, что численность мигрантов из этих двух стран будет вполне сопоставимой с численностью граждан из этих стран, уже переселившихся в Великобританию после 2004 г., т.е. с момента присоединения к ЕС стран Восточной Европы. Их расчеты показывают, что после 1 января 2014 г. в Великобританию ежегодно будут приезжать от 40 тыс. до 100 тыс. новых мигрантов (18).

Филип Холлобоун (Philip Hollobone), депутат от Консервативной партии, считает, что всего лишь за два года (2014-2015) за счет мигрантов из двух стран - новых членов ЕС население Великобритании может увеличиться на 300 тыс. человек. Эксперты из Migration Watch UK не согласны с этой оценкой, они считают ее завышенной (18).

Выступая 4 декабря 2012 г. на слушаниях в британском парламенте по вопросу об иммиграции из Румынии и Болгарии, Ф. Холлобоун подчеркнул, что иммиграция относится к числу проблем, вызывающих наибольшее беспокойство в Великобритании. «Большую часть иммиграционного потока, хлынувшего в последние годы в Соединенное Королевство, составляют граждане стран - членов ЕС, и этот поток фактически никак не контролируется... Мои избиратели испытывают ужас при мысли о том, что после декабря 2013 г. в пограничном контроле нашей страны откроется еще одна дыра, когда никем не регулируемая волна мигрантов из двух стран - новых членов ЕС - Румынии и Болгарии - накроет Великобританию», - заявил он (7).

Итак, как мы видим, опасения по поводу увеличения притока новых иммигрантов из Болгарии и Румынии в 2014 г. являются вполне оправданными. К тому же британская экономика в настоящее время находится в сложном положении и перспективы ее развития не внушают оптимизма. Согласно прогнозу Национального института экономических и социальных исследований (National Institute for Economic and Social Research, NIESR), одного из веду-156

щих британских научных центров, темпы роста экономики Великобритании в ближайшем будущем будут существенно ниже ожидавшихся ранее: в 2013 г. они составят лишь 0,7% (против прогнозировавшихся 1,1%), а в 2014 г. не превысят 1,5% (21).

Эксперты предупреждают, что британская экономика может вступить в новую полосу рецессии, и дают негативный прогноз развития экономики в ближайшие годы. Поэтому правительству приходится принимать меры жесткой экономии и сокращать государственные расходы. Сокращению подлежат прежде всего затраты на социальные программы.

В этих условиях проблема иммиграции приобретает особую остроту. Приток новых трудовых мигрантов приведет к еще большему ухудшению ситуации на рынке труда. Уже сейчас проблема безработицы в Великобритании стоит довольно остро. По официальным данным, в начале 2013 г. в стране насчитывалось 2,52 млн. безработных, уровень безработицы составлял 7,8%, при этом среди молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет безработица достигала 21,2%, 993 тыс. молодых людей не могли найти работу (32).

Но иммигранты оказывают серьезное и все возрастающее давление и на социальную сферу, поэтому британские власти вынуждены предпринимать меры по снижению этого бремени, непосильного для экономики страны. В марте 2013 г. премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что британское правительство намерено пресечь доступ иностранцев к ряду социальных услуг. Речь идет прежде всего о пособиях по безработице и о государственном субсидировании жилья. Предполагается лишать мигрантов из новых стран - членов ЕС пособий по безработице в том случае, если они не смогут доказать, что в течение шести месяцев своего пребывания в Великобритании они были заняты поиском работы, но не смогли ее получить. Будут также ужесточены правила получения социального жилья мигрантами и условия страхования, позволяющие им иметь доступ к государственной системе здравоохранения. Кроме того, мигранты должны будут представить сертификат, подтверждающий, что они владеют английским языком (6).

Все эти меры направлены на то, чтобы сделать Великобританию менее привлекательной для иностранцев, намеревающихся переехать в эту страну.

Тема иммиграции была озвучена и британской королевой Елизаветой II. В ходе ежегодного выступления на церемонии открытия очередной сессии парламента, в котором традиционно раскрывается программа правительства на следующий год, королева объявила о планах введения изменений в иммиграционную политику Соединенного Королевства (31).

Перечисляя основные законодательные инициативы правительства на ближайший год, королева заявила, что правительство планирует принять целый ряд мер в области иммиграции, в том числе оно намеревается ограничить доступ иммигрантов к услугам Национальной службы здравоохранения Великобритании; увеличить штрафы для компаний, принимающих на работу нелегальных мигрантов; обязать хозяев жилья проверять миграционный статус потенциальных квартиросъемщиков; облегчить процедуру депортации мигрантов из страны, особенно если они совершили тяжкие преступления.

«Мы хотим привлекать людей, которые внесут полезный вклад в жизнь страны, а те, кто на это не способен, не должны допускаться в Соединенное Королевство... Мое правительство будет способствовать созданию в Великобритании более справедливого общества, всемерно помогая тем, кто активным трудом вносит свой вклад в развитие и благосостояние страны», - заявила королева (31).

Исследователи из Migration Watch UK считают нереальными планы Д. Кэмерона по сокращению чистой миграции и доведению ее до «десятков тысяч человек» к 2015 г., т.е. ко времени окончания срока пребывания нынешнего коалиционного правительства у власти. Они убеждены, что при сохранении нынешних условий свободного доступа на британский рынок труда граждан из стран Центральной и Восточной Европы эти усилия не могут увенчаться успехом (19).

Дж. Линдли-Френч, член Королевского института международных отношений в Лондоне, согласен с этой оценкой. «Статистические данные о численности ежегодно прибывающих в Соединенное Королевство мигрантов из группы А8 однозначно свидетельствуют о том, что намерение правительства резко снизить ежегодный приток иммигрантов просто смехотворно», - заявил он (2).

Итак, представляется, что проблема иммиграции в Великобритании уже в ближайшее время приобретет особую актуальность, поскольку в условиях переживаемого страной экономического кризиса справиться с новым потоком мигрантов из стран -членов ЕС будет весьма непросто.

Список литературы

1. Егикян С. Великобритания переживает рекордный приток иммигрантов. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2011/0475/gazeta 019.php

2. Линдли-Френч Дж. Великая иммиграционная катастрофа. - Режим доступа: http: / / www.globalaffairs.ru/ number/Velikaya-immigratcionna ya-katastrofa-15368

3. Analysis of the impacts of migration / Migration Advisory Committee, Jan. 2012. - L., 2012. - 156 p. - Mode of access: http://www.ukba.homeoffice. gov.uk/sitecontent/documents/ aboutus/workingwithus/mac/27-analysis-migration/01-analysis-report/analysis-of-the-impacts?view=Binary

4. Anderson B., Ruhs M., Rogaly B., Spencer S. Fair enough? Central and East European migrants in low-wage employment in the UK. - Oxford, 2006. -Mode of access: http://www.compas.ox.ac.uk/fileadmin/files/Publica tions/Research_projects / Labour_markets/Changing_status / Fair%20enoug h%20findings%20-%201%20May%202006.pdf

5. Castle St. Britain braces for higher migration from Romania a. Bulgaria. -March 4, 2013. - Mode of access: http://www.nytimes.com/2013/03/05/ world / europe /britain-braces-for-higher-migration-from-romania-and-bulgaria.html?pagewanted=all&_r=0

6. David Cameron immigration speech in full. - Mode of access: http://www. politics.co.uk/comment-analysis/2013/03/25/david-cameron-immigration-speech-in-full

7. Debate on immigration (Romania a. Bulgaria). - Westminster Hall, 4 dec. 2012. - Mode of access: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm 201213/cmhansrd/cm121204/halltext/121204h0001.htm#12120444000001

8. Doughty S. The broken pledges of immigration: Coalition promised to cut net migration to under 100,000. Yesterday, it hit 252,000. - Mode of access: http://www.dailymail.co.uk/ news/article-2149572/The-broken-pledges-immigration-Coalition-promised-cut-net-migration-100-000-Yesterday-hit-252-000.html

9. Dustmann С., Fabbri F., Preston I. The effect of immigration along the distribution of wages. CreAM discussion paper series 0803 / Centre for re-

search a. analysis of migration (CreAM), Department of economics, University college London. - L., 2008.

10. Dustmann C., Fabbri F., Preston I. The impact of immigration on the British labour market: CreAM discussion paper series 0501 / Centre for research a. analysis of migration (CreAM), Department of economics, University college London. - L., 2005.

11. Economics department working papers, N 563. - 4 july 2007. - Mode of access: http: / / search.oecd.org/officialdocuments/displaydocumentpdf/?doc language=en&cote=eco/wkp%282007%2923

12. Estimating the scale a. impacts of migration at the local level / Local Government Association. Institute of Community Cohesion. - 2006. - 127 p. -Mode of access: http://www.mywebsitelookslike.co.uk/ted/publications/ 038%20Estimating%20the%20scale%20and%20impacts%20of%20migration %20at%20local%20l.pdf

13. Foreign citizens a. foreign-born population EU citizens living in another member state accounted for 2,5% of the EU population in 2011 non EU citizens made up 4,1% of the EU population. - Mode of access: http://europa.eu/rapid/press-release_STAT-12-105_en.htm

14. GDP per capita data / The World bank. - Mode of access: http: / / data. worldbank. org/indicator/NY.GDP. PCAP.CD

15. Gilpin N., Henty M., Lemos S., Portes J., Bullen C. The impact of free movement of workers from Central and Eastern Europe on the UK labour market / Department for Work and Pensions. - 2006. - (Working Paper; N 29). - Mode of access: http://campaigns.dwp.gov.uk/asd/asd5/WP29. pdf

16. Giulietti C. Immigration a. displacement across local labour markets / Centre for population change. - 2009. - (Working paper; 2). - Mode of access: http://c.uk/publications/2009_immigration_and_displacement_WP2_C_G iulietti.pdf

17. Hatton T.J., Tani M. Immigration a. inter-regional mobility in the UK, 19822000. - Jan. 2003. - Mode of access: http://repec.org/res2003/Hatton.pdf

18. Immigration from Romania a. Bulgaria, 16 Jan. 2013 / Migration Watch UK. -2013. - (Briefing paper; N 4.17). - Mode of access: http://www. migrationwatchuk.org/pdfs/BP4_17.pdf

19. Incentives for Polish migration, 3 April 2012 / Migration Watch UK. - 2012. -(Briefing paper; N 4.15). - Mode of access: http://www.migrationwatchuk. com/briefingPaper/document/257

20. Incentives for romanian a. bulgarian migration to the UK / Migration Watch UK. - (Briefing paper; N 4.20). - Mode of access: http://www. migrationwatchuk. org/pdfs/BP4_20.pdf

21. Inman Ph. Economy will not recover until 2014, says think tank. - Mode of access: http: / / www.guardian.co.uk/business/ 2013/feb/05/economicgro wth-economics

22. Jean S., Jimenez M. The unemployment impact of immigration in OECD countries / OECD. - 2007. - (Economic department working paper; N 563). -Mode of access: http://search.oecd.org/officialdocuments/displaydocu mentpdf/?doclanguage=en&cote=eco/wkp%282007%2923

23. Lemos S. Labour market effects of Eastern European migration in Wales / University of Leicester, UK. - 2010. - Mode of access: http: / /www. le.ac.uk/ec/research/RePEc/lec/leecon/ dp10-03.pdf

24. Lemos S., Portes J. The impact of migration from the new EU member states on native workers / Department for work a. pensions. - L., 2008. - Mode of access: http://ftp.iza.org/dp3756.pdf

25. Manacorda M., Manning A., Wadsworth J. The impact of immigration on the structure of male wages: Theory a. evidence from Britain. - 2008. -Mode of access: http://ftp.iza.org/dp2352.pdf

26. McDowell L. Old a. new european economic migrants: Whitness a. managed migration policies // J. of ethnic a. migration studies. - L., 2009. -Vol. 35, N 1. - P. 19-36.

27. Migration statistics quarterly report, Feb. 2013 // Statistical bulletin / Population Home Office. Northern Ireland statistics a. research agency. Office for national statistics. - Mode of access: http://www.ons.gov. uk/ons/ dcp171778_300382.pdf

28. Nathan M., Lee N. Does cultural diversity help innovation in cities? Evidence from London firms. - 2011. - (SERC discussion paper; 69). - Mode of access: http://eprints.lse.ac.uk/33579/1/sercdp0069.pdf

29. Nickell S., Saleheen J. The effect of immigration on occupational wages: Evidence from Britain / Federal Reserve Bank of Boston. - Boston, 2008. -(Working paper; N 08-6). - Mode of access: http: / /economics.ouls. ox.ac.uk/11975/1/wp0806. pdf

30. Portes J., French S. The impact of free movement of workers from Central a. Eastern Europe on the UK labour market: Early evidence. - 2005. - Mode of access: http://campaigns.dwp.gov.uk/asd/asd5/WP29.pdf

31. The Queen's speech 2013. - L., 2013. - May 8. - Mode of access: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_ data/file/197434/Queens-Speech-2013.pdf

32. Radnedge A. Boris Johnson blames 'lazy' Brits for losing out on jobs to hard-working immigrants. - Mode of access: http://metro.co.uk/2013/04/ 08/boris-johnson-blames-lazy-brits-for-losing-out-on-jobs-to-hard-working-immigrants-3587183/

33. Reed H., Latorre M. The economic impacts of migration on the UK labour market / Institute for public policy research. - Feb. 2009. - (Economics of migration working paper; 3). - Mode of accees: http: / /www. newunio nism.net/library/internationalism/IPPR%20-%20Economic%20Impacts%20 of%20Migration%20on%20the%20UK% 20Labour%20Market% 20-%202009. pdf

34. Youth unemployment a. immigration from the A8 countries / Migration Watch UK. Employment. - 6 Jan. 2012. - (Briefing papers; 3.16). - Mode of access:http://www.migrationwatchuk.org/briefingPaper/document/247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.