121
Мир России. 2003. № 1
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Иммиграция в США, русская и иная
Ю.Л. НЕИМЕР
Мне отдайте из глубин бездонных Своих изгоев, люд забитый свой, Пошлите мне отверженных бездомных, Я им свечу у двери золотой!
Эмма Лазарус. Надпись на статуе Свободы
Вопрос об иммиграции в последние годы активно обсуждается в средствах массовой информации, в широких общественных кругах США. Нужна и полезна ли иммиграция для страны, если нужна и полезна, то в каких объемах ее следует допускать (вопрос о квотах), кого принимать, на каких условиях и т. д.? Высказывается множество точек зрения, отличающихся друг от друга в чрезвычайно широком диапазоне. С одной стороны, утверждается, что без живительной струи иммиграции общество начнет деградировать, с другой — выражается недовольство тем, что Америка превращается во всемирный дом престарелых. После 11 сентября 2001 г. многие американцы стали выражать опасения по поводу того, что по иммиграционным каналам в страну проникают террористы. Авторы некоторых публикаций полагают, что существенную опасность для страны представляют криминальные элементы из стран СНГ. Растет число тех, кто считает, что прием иммигрантов вообще следует прекратить. Тем не менее есть все основания утверждать, что диспутанты, даже если к их числу принадлежат и законодатели, не утруждали себя серьезным и глубоким предварительным изучением информации о процессе иммиграции и о его роли в жизни страны.
Иммиграция и формирование населения США
Говорят, что Америка — страна иммигрантов. В общем смысле речь идет о том, что почти каждый постоянный житель страны является либо иммигрантом в первом поколении, либо потомком иммигрантов прошлых лет, веков и тысячелетий. Даже американские индейцы, которых Колумб, а за ним и все мы, считали автохтонами, по мнению многих исследователей, перебрались сюда из Азии более 20 тыс. лет назад.
122
Ю.Л. Неймер
За 180 лет, с 1820 по 1999 г. (т. е. период, за который имеется иммиграционная статистика), из разных стран мира на территорию современных Соединенных Штатов прибыло более 65 млн иммигрантов. Чтобы верно представить себе масштаб процесса, надо иметь в виду, во-первых, что все население Соединенных Штатов в 1820 г. составляло менее 10 млн человек. Во-вторых, как показала перепись населения 2000 г., иммигрантов в первом поколении (людей, которые родились в других странах мира и иммигрировали в США) было более 28 млн.
Как же происходил иммиграционный процесс в течение этих 180 лет? Прежде всего следует обратить внимание на две цифры, стоящие в начале и в конце указанного периода. В 1820 г. в Америку из всех стран мира прибыло 8 385 человек. Начиная с этого времени приток иммигрантов рос. Естественно, число прибывающих в страну в разные годы менялось в весьма существенных пределах. Так, в 1825 г. оно впервые превысило 10 тыс., в 1845 г. уверенно перешагнуло 100-тысячный барьер, а в 1881 г. иммигрантов было уже около 700 тыс. Особенно урожайными по притоку населения в США были годы, предшествовавшие Первой мировой войне. Из 13 предвоенных лет начала XX в. шесть принесли стране более чем по миллиону иммигрантов каждый (1905—1907, 1910, 1913 и 1914 гг.). В 1990 г. их было уже 1,5 млн, а в 1991 г. — почти 2 млн человек. В последующие годы, однако, численность прибывающих начала снижаться.
Таким образом, с одной стороны, рост населения США во все времена достигался за счет прибытия иммигрантов, а также людей, рожденных иммигрантами и их потомками. С другой стороны, всё, известное сегодня как великая страна — Соединенные Штаты Америки с ее конституцией и другими законами, государственным устройством и историей, наукой и техникой, армией и финансами, госпиталями и автомобильными дорогами, огромным авторитетом в мире — создано теми же иммигрантами и их потомками.
(Более того, можно с уверенностью прогнозировать, что иммиграционный процесс, несмотря на значительное число его противников, как среди законодателей, так и среди простых граждан, будет продолжаться, ибо в нем традиционно заключается гарантия обновления и притока новых сил для прогрессивного, опережающего другие страны развития. Это естественно, ибо иммигранты в большинстве случаев привозят в новую страну проживания не осуществленные на родине идеи, не сбывшиеся надежды, неутолимую жажду свободной деятельности, огромный запас энергии. Таково бесспорное значение иммиграционного процесса в жизни Америки.
Люди ехали сюда из разных стран начиная с конца XVI в. (1598 г.) и осваивали континент. Что поднимало их с родных мест и заставляло пускаться в опасный путь навстречу неизвестности? Прежде всего неудовлетворенность. Характер неудовлетворенности мог быть различным, но она всегда была настолько сильной, что делала жизнь на старом месте невыносимой. И в этом смысле вряд ли имеет большое значение, стремились ли люди к религиозной или политической свободе, к условиям успешной реализации своих профессиональных способностей и таланта, к богатству или бежали от национального угнетения и нищеты. Их объединяло желание жить в свободном обществе и своим трудом добиваться лучшей жизни.
Конечно, в этом потоке была и пена. Спасаясь от уголовных наказаний или в поисках новых возможностей, в США устремились представители крими-
123
Иммиграция в США, русская и иная
нального мира. Американское общество столкнулось с организованными преступными группами из разных стран — европейских, азиатских, латиноамериканских и пр. Это тема, однако, заслуживает отдельного разговора. Тем не менее ясно, что поддержка иммиграции правительством США необходима не только как гуманный акт великой державы, направленный на спасение многих людей, которые вынуждены по разным причинам покидать родные места. Она необходима и для самих США, как Антею нужно было припасть к Земле-матери для притока новых сил.
Статистика Бюро переписей населения и Службы иммиграции и натурализации (INS) Соединенных Штатов содержит множество разнообразных сведений, характеризующих иммиграционные потоки из разных регионов и стран. Как явствует из этих данных, за период между переписями 1970 и 2000 гг. население США увеличилось на 78 119 875 человек. За это же время в страну легально въехало 20 076 986 иммигрантов. Таким образом, иммиграция за этот период дала 25,7 % общего прироста населения. Разумеется, речь идет лишь о непосредственных переселенцах без учета детей, которые родились после приезда их родителей в Америку. Если же учесть и этот аспект, то доля прироста населения за счет иммиграции станет значительно выше.
В 1980 г. рожденные не в США постоянные жители страны составляли 6,2 % населения, в 1990 г. — 8,0 %, в 2000 г. — 10,1 %. В абсолютных числах это составило соответственно 14,0, 19,6 и 28,4 млн человек. Интересно, что наибольшая доля рожденных за границей жителей США (14,7 %) отмечена в 1910 г. После этого она снижалась в течение 60 лет до 4,7 % в 1970 г., затем снова начала повышаться [The World Almanac 2002, p. 384].
Этот же источник приводит любопытный перечень, в который вошли 10 стран, давших наибольшую численность иммигрантов в первом поколении. По состоянию на 1999 г. на первом месте в этом списке идет Мексика — более 7 млн иммигрантов, затем Филиппины — около 1,5 млн, Китай и Гонконг — 985 тыс., Вьетнам — 966 тыс., Куба — 943 тыс., Индия — 839 тыс. Замыкает перечень Корея, община которой составляла 611 тыс. иммигрантов. В нем лишь одна европейская страна — Великобритания (655 тыс.). Важное место в списке занимают Сальвадор (761 тыс.) и Доминиканская Республика (679 тыс.).
Естественно, люди эмигрируют в США не только из этих стран. Речь идет лишь о том, что вошедшие в список страны дали по состоянию на 1999 г. самую большую долю иммигрантов в первом поколении. Однако этот список не является постоянным; страны в нем меняются в связи с изменениями акцентов в иммиграционной политике американского правительства, а также в результате действия различных общемировых факторов. Эти изменения оказывают прямое влияние на численность иммигрантов, прибывающих из разных регионов и стран мира. Так, из списка 1997 г. к настоящему времени выпали Канада, Германия, Польша и Ямайка, а появились Вьетнам, Индия и Корея. Характерно, что Советский Союз вообще не попал в список 1999 г., несмотря на то что перепись 2000 г. выявила 624 тыс. иммигрантов первого поколения из бывшего СССР. Для сравнения: перепись 1920 г. зарегистрировала 1 млн 400 тыс. иммигрантов из дореволюционной и послереволюционной России, а в 1960 г. — уже только 690 тыс.
Интересно в связи с этим представить себе потоки иммигрантов из разных регионов за последние 10 лет XX в. (с 1990 г. по март 2000 г.), давшие Соединен-
124
Ю.Л. Неймер
ным Штатам почти 13 млн новых постоянных жителей (около 5 % всего населения). Наибольшую долю иммигрантов внесла в этот поток Северная Америка (46,3 %), прежде всего за счет Мексики (2 656 тыс. человек) и Доминиканской Республики (365,6 тыс.), на втором месте идут азиатские страны (30,3 %), в первую очередь за счет Филиппин (527 тыс.), Китая (411 тыс.) и Вьетнама (405 тыс.). На долю Европы в этот период приходится всего 13,2 %, на долю Африки — 3,8 %.
Доля Европы в общей численности новых иммигрантов за последние 10 лет прошлого века закономерна, хотя и нуждается в пояснении. Иммиграционные потоки в Америку за 180 лет свидетельствуют о том, что ядром, формировавшим американскую нацию, ее культуру в широком смысле слова, стали выходцы из Европы. Именно их было подавляющее большинство среди иммигрантов, прибывших на американский континент.
Численность населения американских колоний выросла с 4 600 человек в 1630 г. до 2 780 400 — в 1780 г. Это изменение произошло не столько в результате естественного прироста (ибо смертность в то время была велика), сколько вследствие притока иммигрантов, основную долю которых составляли европейцы. В 1790 г., когда была проведена первая в американской истории перепись населения, его численность достигла почти 4 млн человек и с тех пор постоянно росла. В 1850 г. американцев было уже более 23 млн, в 1900 г. — более 76, а еще через 20 лет — более 106 млн.
(Весь этот период доля выходцев из европейских стран в общем потоке иммигрантов в США была подавляющей. Она не опускалась ниже 80 %, а в 1841— 1860 гг. и в 1881—1900 гг. составила около 93 %. Однако в XX в. этот показатель начал резко снижаться. В 1961—1980 гг. и в 1981—1999 гг. доля европейцев в иммиграционном потоке упала до 24,6 и 24,1 % соответственно (рис. 1).
В последнее десятилетие XX в. доля европейской иммиграции в общей численности приезжавших, как упоминалось выше, упала до 13,2 %. Сокращение доли европейской иммиграции в Соединенные Штаты с лихвой компенсировали Латинская Америка и Азия (рис. 2).
К чему ведет этот процесс, отчетливо отражают результаты переписи населения 2000 г. С одной стороны, они показывают, что среди иммигрантов первого поколения на период переписи почти 52 % составляли выходцы из стран Латинской Америки, более 26 % приехали из стран Азии и только около 16 % из стран Европы, менее 3 % из стран Африки. С другой стороны, документы переписи содержат сведения о происхождении предков каждого американца независимо от места его рождения. Ниже приводится перечень из 9 стран, отмеченных большинством американцев как место происхождения их предков (табл. 1).
Если мы сопоставим приведенные выше данные о живых на период переписи иммигрантах с данными, содержащимися в табл. 1, то получим возможность говорить о том, что векторы иммиграционных процессов меняются и интенсивность этого процесса усиливается.
Соотношение численности иммигрантов из разных регионов мира оказывает заметное влияние на многие показатели социальной структуры, о чем еще пойдет речь. Здесь, однако, хочется остановиться на одном из показателей -на этническом составе населения (табл. 2).
125
Иммиграция в США, русская и иная
126
Ю.Л. Неймер
Таблица 2. Изменение этнической структуры населения США в 1970—2000 гг.
Население Год переписи
1970 1980 1990 2000
Всего, чел. 203 302 031 226 543 203 248 709 873 281 421 906
В том числе, %
белые 87,1 85,9 80,3 75,1"
черные 11,1 11,8 12,1 12,3
прочие* 1,5 2,3 7,6 12,6
* В категорию «прочие» включены латиноамериканцы, представители азиатских народов, американские индейцы и представители других народов, не принадлежащих к белой или черной расе. Данные таблицы рассчитаны по результатам переписей. ** Ученые Гарвардского университета, данные исследований которых приводит журнал «Time» за 2 сентября 2002 г., дают более низкий показатель доли белого населения США по состоянию на 2000 г. - 69 %. Однако методика их расчета нам неизвестна.
Из табл. 2 необходимо сделать, по крайней мере, три вывода.
Во-первых, очевидно, что естественные демографические причины не могут привести к таким резким изменениям в этническом составе населения страны: правительство в последние десятилетия занимает протекционистскую позицию в иммиграционной политике в отношении латиноамериканских и азиатских стран. Именно вследствие неудержимого роста иммигрантов из этих стран меняется этническая структура населения США.
Во-вторых, если предположить, что существующий темп изменения этнической структуры населения Соединенных Штатов сохранится в ближайшие 50 лет, то к 2050 г. доля белого населения в общей численности страны упадет до 50 %. За этот же период доля черного населения повысится почти до 14 %, а доля выходцев из латиноамериканских и азиатских стран достигнет 36 %.
В-третьих, нельзя не учитывать, что регионы мира в силу определенных исторических обстоятельств находятся на сильно отличающихся друг от друга уровнях научно-технического, культурного и материально-бытового развития. Соответственно и иммигранты из этих регионов существенно различаются по образованности, культуре, профессиональной подготовке и квалификации. Эти показатели определяют желание трудиться, возможности трудоустройства на новом месте жительства, рост благосостояния и вообще сроки и характер адаптации к новому обществу и его культуре. Снижение таких показателей ведет к перекосам в адаптации к разным сторонам жизни общества. Одни иммигранты в короткие сроки включаются в трудовую жизнь, что положительно отражается на их материальных возможностях, другие превращаются в постоянных клиентов социальных служб или выбирают скользкий криминальный путь. Если человек не стал работником, он неизбежно в зависимости от своих притязаний станет чьим-то иждивенцем или преступником.
Криминальный путь выбирают далеко не единицы. Только за последние 6 лет минувшего века (1994—1999) за совершенные преступления по решению американского суда из США было депортировано более 287 тыс. иммигрантов,
127
Иммиграция в США, русская и иная
не успевших к моменту суда принять американское гражданство. Я подчеркиваю последнее обстоятельство потому, что иммигранты, принявшие гражданство до совершения преступления, как правило, не депортируются из страны, отбывают срок заключения в американских тюрьмах, а потом во многих случаях продолжают искать новых приключений. Но вернемся к приведенной цифре.
Около 77 % всех депортированных за уголовные преступления составляют иммигранты из Мексики — почти 221 тыс. человек. Иными словами, это 28 % мексиканцев, легально въехавших в США за указанные 6 лет. Более 11 % депортированных составляют иммигранты из 5 стран Центральной и Южной Америки, а также Карибского региона — Сальвадора, Колумбии, Ямайки, Г ондураса и Гватемалы.
Более 4,5 тыс. человек за те же 6 лет были отправлены назад после таможенного контроля, даже не переступив границу Соединенных Штатов. Среди них представители Мексики составляют 78 % (3 156 человек). Около 12 % приходится на долю выходцев из указанных выше 5 стран. Как видим, список стран, в основном поставляющих в США криминальный элемент, довольно устойчив.
Справедливости ради надо заметить, что среди депортированных за уголовные преступления в 1994—1999 гг. есть и выходцы из стран СНГ. Однако их доля в этом потоке несравнимо скромнее. Так, из почти 183 тыс. иммигрантов, прибывших в этот период из России и Украины, депортированы за уголовные преступления 139 человек, что составляет 0,05 % от общего числа высланных или 0,07 % от общего числа иммигрантов из России и Украины. Гордиться в этом случае все равно нечем. Как отмечает в своем интервью корреспонденту газеты «Русская реклама» федеральный прокурор штата Нью-Джерси Кристи, «россияне играют все большую роль в расследуемых нами изо дня в день преступлениях. Роль гораздо большую, чем, скажем, лет 10 назад».
Особый нюанс в иммиграционную проблему США вносит активизация террористических, главным образом мусульманских, группировок, начавшаяся в мире в 1990-х годах, кульминацией которой стали события 11 сентября 2001 г.
За 10 лет (1990—1999) только из 8 мусульманских стран, известных своим покровительством террористам, — Афганистана, Индонезии, Ирана, Ирака, Ливана, Пакистана, Сирии и Йемена в Соединенные Штаты иммигрировали почти 746 тыс. человек. Более 500 тыс. прибыли с Филиппин, более 100 тыс. — из Египта и Нигерии. Десятки тысяч приехали по студенческим и рабочим визам. Среди них были как люди, спасавшиеся от нищеты и голода, так и представители криминальных групп.
Таков краткий обзор некоторых аспектов роли иммиграции в формировании населения США. Следует подчеркнуть, что речь шла лишь о формировании численности и этнической структуры населения. Других аспектов влияния иммиграции на социальную структуру населения мы коснемся ниже. В целом же роль иммиграции в жизни страны неизмеримо обширнее и глубже.
Необходимо подчеркнуть, что люди не только приезжают в Америку, но и уезжают из нее. Если за 1901—1990 гг. в США прибыли 37 869 тыс. иммигрантов, то эмигрировали в другие страны 11 882 тыс. человек, или 31,4 % от числа прибывших за этот же период. Иными словами, из каждых 100 иммигрантов 30 возвращаются домой. По прогнозу, сделанному INS, в течение 2002—2005 гг. покинут США более 1 млн иммигрантов, въехавших в страну в разные годы.
128
Ю.Л. Неймер
Место выходцев из бывшего СССР в иммиграционном потоке
Вопреки бытующим представлениям, общая численность иммигрантов из бывшего СССР (включая дореволюционную Россию, а в последние годы и страны СНГ) на общем мировом фоне не впечатляет. За 180 лет, с 1820 по 1999 г., она составила около 4 млн человек. Из них более 3 млн прибыли в США за 100 лет — с 1820 по 1920 г. В целом это 10 % от европейской иммиграции и 5,9 % — от общемировой. За то же время из Германии прибыли более 7 млн человек, из Италии — 5,5 млн, из Англии — более 5 млн, из Ирландии — около 5 млн человек. Всего же европейские страны (без дореволюционной России, Советского Союза и стран СНГ) за 180 лет дали Америке 34,5 млн иммигрантов.
Численность иммигрантов из бывшего СССР, живых к моменту переписи населения США 2000 г., составляла около 624 тыс. человек. Из них почти 99 тыс. прибыли в страну с 1985 по 1990 г., когда с приходом Горбачёва к власти в СССР был либерализован порядок выезда из страны. (Для сравнения: за 10 лет, с 1971 по 1980 г., из СССР прибыли около 39 тыс. человек, из Италии — около 130 тыс., из Англии — более 137 тыс., с Филиппин — 355 тыс. и т. д.). По данным Службы иммиграции и натурализации, за 10 лет (1990—1999) из новых независимых государств, расположенных на территории бывшего СССР, прибыли чуть более 411 тыс. человек. (За тот же период с Филиппин иммигрировали в США около 527 тыс., а из Мексики 2,5 — млн человек).
В 1995 г. из бывшего СССР прибыло 54,5 тыс. иммигрантов, а в 1998 г. почти в два раза меньше. Есть все основания полагать, что это снижение является результатом предпринятых конгрессом и правительством США мер по ограничению социальной помощи легальным иммигрантам и беженцам, особенно пожилым, которые не успели принять гражданство США до августа 1996 г. По этой же причине и в последующие годы численность людей, прибывающих на постоянное место жительства из бывших республик СССР, будет снижаться. Это снижение естественно не затронет криминальный элемент, которому социальная помощь не нужна.
Первое место по численности в «советской» иммиграции до 1999 г. занимали выходцы из Украины — их ежегодная доля превышала 40 %. На втором месте были россияне — около 30 %. В 1999—2000 гг. эти две страны по числу иммигрантов поменялись местами, но сохранили общую долю в иммиграционном потоке из СНГ — более 70 %. Затем следуют с примерно равными долями Узбекистан и Беларусь. Ни одна из стран, ранее входивших в состав СССР, не сравнялась по численности иммигрантов в США даже с Ямайкой. В то же время, учитывая, что большинство иммигрантов из бывшего СССР составляют беженцы-евреи, по указанному распределению мест можно получить представление об уровне антисемитизма в странах исхода. Правда, нельзя не заметить, что Украина обогнала Россию по числу эмигрантов за счет не столько большей численности уезжающих евреев, сколько значительного числа ищущих религиозной свободы украинцев-католиков. О них следует сказать особо.
За последние 25 лет в США из бывшего СССР на постоянное жительство приехали более 150 тыс. лиц нееврейской национальности. Нельзя не отметить,
129
Иммиграция в США, русская и иная
что значительную долю этой совокупности составляют русские и представители других народов СНГ, находящиеся в смешанных браках с евреями. Автору настоящей статьи известны иммигрантские семьи, состоящие из 8—12 человек, в которых евреем является только один из ее членов. Но он вывез всех остальных. Таких евреев здесь называют «паровозы». В большинстве случаев это представители так называемой экономической иммиграции. Однако очень многие беженцы приехали, спасаясь от политической или религиозной дискриминации. Среди них — украинцы-католики, баптисты, пятидесятники, свидетели Иеговы и представители других религиозных протестантских течений или групп.
Достоверной статистики по этим группам, к сожалению, не существует. Государственными органами США концессионная принадлежность населения не учитывается, как, между прочим, и национальная. Однако из истории их жизни в бывшем СССР и из результатов исследований, проведенных в США другими учеными, известно, что украинцы, как и иммигранты еврейской национальности, приезжают семьями. Они оседают обычно в тех же географических регионах, что и бывшие советские евреи. Результаты этнографических исследований, проведенных в этих общинах, указывают на невысокий уровень образования, значительное число получателей социальной помощи и почти полную изоляцию от уже существующих старых американо-еврейской и американо-украинской общин.
Одновременно наблюдается значительная солидарность внутри украинских общин. Представителям этих религиозных групп так же, как и советским евреям, свойственно сильное желание преуспеть в новой жизни и, что еще более важно, увидеть преуспевающими своих детей.
Таким образом, бывший Советский Союз как экспортер иммигрантов в Америку занимает скромное место в ряду стран после Доминиканской Республики. Поэтому какое-либо влияние на американскую жизнь так называемая русская эмиграция в отличие, скажем, от латиноамериканской или азиатской, может оказывать не столько своим количеством, сколько качеством, иными словами своей социальной структурой. Какова же эта структура?
Некоторые аспекты социальной структуры иммигрантов, ее предпосылки и последствия
Когда говорят о социальной структуре какой-либо общности, имеют в виду, сколько в ней мужчин и женщин, как они распределяются по возрастным, образовательным, профессиональным группам и т. п. Анализ социальной структуры иммигрантов помогает ответить на вопрос, кого получила принявшая их страна, — людей, которые благодаря возрастному и профессиональному потенциалу будут способствовать ее дальнейшему развитию, или тех, кто в силу разных обстоятельств сам нуждается в заботе государства.
Конечно, анализ социальной структуры какой-либо общности, осуществленный только на базе учетной статистической информации, не может дать полного, всестороннего представления об этой общности. В нем неизбежно отсутствуют такие социально-психологические характеристики людей, как социальные ценности, неформальные нормы поведения, отношения людей к раз-
130
Ю.Л. Неймер
личным сторонам и аспектам жизни, их оценки и пр. Эти характеристики очень важны для правильного понимания настроений людей и прогнозирования их поведения в непростых ситуациях, которые часто возникают в жизни.
Вряд ли целесообразно подвергать анализу возрастную структуру всех иммигрантов, сведения о которых содержатся в результатах переписей. Возраст иммигрантов, как и ряд других объективных характеристик (семейное положение, образование, профессиональный состав), представляет главный интерес в год их прибытия постольку, поскольку влияет на демографическую структуру населения страны в целом. В материалах переписи находятся данные о людях, которые приехали в США, будучи детьми, в первой половине прошлого века. Сегодня это глубокие старики, но их возраст никоим образом не характеризует современную иммиграцию. Поэтому для такой оценки мы привлекли сведения о людях, которые прибыли в страну в 1985 г. и позже. Данные о них взяты из опубликованных отчетных материалов Бюро переписи, Государственной иммиграционной службы и ХИАС (The Hebrew Immigrant AID Society (HIAS) [1990 Census 1993; Foreign-Born Population 2000; Statistical Abstracts, U.S. Immigration 1997; U.S. Immigration 2002].
Рамки статьи не позволяют анализировать половозрастной состав иммигрантов за исторически длительный период, хотя его изменение во времени имеет большое значение для формирования населения страны. Мы рассмотрим период 1985—1999 гг., который в истории «советской» иммиграции представляется весьма интересным в связи с изменением порядка выезда из СССР, а затем и вообще развалом этого государства и возникновением в его бывших республиках беспредела в политике и экономике.
За указанные 19 лет самая многочисленная иммиграция в США из всех стран мира была в 1991 г., которая составила 1 827 167 человек. Это был пик, до которого ежегодная численность прибывавших иммигрантов росла, а затем начала снижаться.
Рассматривая возрастной состав иммигрантов из бывших республик СССР, требуется сразу же отметить его существенное отличие от возрастного состава выходцев из других регионов мира. В нем больше доля детей, людей пожилых, старых и соответственно меньше доля иммигрантов трудоспособного возраста. Два трудоспособных иммигранта часто привозят с собой двоих детей и четырех стариков. Специфика возрастной структуры эмиграционного потока из СССР имеет свои предпосылки и ведет к определенным последствиям. На них надо остановиться.
Начнем с предпосылок. Ни для кого не секрет, что основная масса населения СССР (за исключением партийно-хозяйственной элиты и некоторых привилегированных слоев, таких, как профессура, научные работники) все десятилетия партийного руководства экономикой жила в условиях всевозможных ограничений и постоянной, хотя и не всегда осознаваемой, нужды. Евреи же начиная с 1940-х годов подвергались жесткому национальному притеснению. Мы не ставим перед собой задачу анализа факторов, определявших низкий уровень жизни советских людей и, тем более, государственный антисемитизм или иные национальные проблемы. Это отдельная тема. Мы лишь отталкиваемся от этого факта для того, чтобы стало понятно, почему неотъемлемым элементом ментальности миллионов граждан СССР была необходимость надеять-
131
Иммиграция в США, русская и иная
ся на то, что их дети будут жить лучше. Каждый вкладывает в понятие лучшей жизни свой смысл, но три элемента остаются в нем всегда: политическая свобода, национальное и религиозное равноправие, достойный уровень жизни.
Когда в Америку эмигрирует житель какой-либо европейской страны, например Англии или Германии, ему не нужно срывать своих родителей с родных мест. Он будет спокоен за них, ибо они останутся жить в благополучной стране, которой правит Закон, а не воля ненасытных временщиков. Поэтому в среде переселившихся в США из Европы (без СССР) в 1985—1990 гг. люди старше 65 лет составляли чуть более 1 %, а в 1995 г. — 2 % (Англия). Иное дело «русская», как ее здесь называют, иммиграция. Уезжающие навсегда из стран СНГ не могут оставить там своих стариков без опасения за их судьбу. Этим и объясняется тот факт, что людей старше 65 лет среди иммигрантов, приехавших в США из бывшего Советского Союза в 1987—1990 гг., было 8,5 %, а в 1995 г. — почти 14 %. Однако в последующие годы меры американского правительства по снижению социальной помощи пожилым иммигрантам привели к падению общего притока иммигрантов из бывшего СССР и пожилых в их числе. В 1999 г. доля лиц старше 65 лет среди российских иммигрантов составляла 5,1 %, украинских — 10,6 %.
Чтобы оценить влияние иммиграции на динамику возрастной структуры населения страны в целом, приведу данные, характеризующие все население Соединенных Штатов. В 1996 г. старше 65 лет были 33,8 млн американцев. Это составляло 13 % общей численности населения страны. Перепись 2000 г. зафиксировала долю американцев старше 65 лет, равную 12,4 %, хотя их численность возросла на 1,2 млн. Американское Бюро переписей прогнозирует рост доли этой возрастной группы в населении страны к 2010 г. до 13,2 %, а к 2025 г. — до
18,5 %. Это свидетельствует об объективном процессе старения населения, характерном для всех, особенно развитых, стран мира, в которых успехи здравоохранения привели к снижению смертности и росту продолжительности жизни. Зато более 40 % приехавших из СССР в 1987—1990 гг. находились в возрасте до 24 лет. В населении страны в те годы людей этого возраста было 36 %. В 2000 г. доля молодежи в населении страны немного снизилась, а в составе иммигрантов из России и Украины, наоборот, повысилась более чем на 7 %. Достаточно сказать, что доля молодых людей в возрасте до 30 лет среди приехавших из России и Украины в 1999 г. составляла 55,7 %. Таким образом, иммигранты из бывшего Советского Союза способствовали омоложению возрастной структуры населения Америки.
Особенности возрастной структуры иммигрантов, безусловно, оказывают определенное воздействие на социальную и экономическую жизнь страны. Это воздействие может быть большим или меньшим в зависимости от разных обстоятельств. Если говорить в этом смысле о последствиях особенностей возрастного состава русской иммиграции, то целесообразно обратить внимание на следующее.
Значительная доля детей и молодежи среди иммигрантов из России и бывшего СССР изначально определяла высокий уровень образования приезжающих. К этому добавим, что иммигранты среднего и старшего возраста в большинстве случаев также хорошо образованны. Достаточно сказать, что среди прибывших в 1987—1990 гг. советских иммигрантов более трети имели различ-
5*
132
Ю.Л. Неймер
ные ученые степени и звания. Около трети получили законченное общее среднее или высшее образование. Другое дело, насколько эта часть «русской» иммиграции может трудоустроиться в США в соответствии с образованием и научным статусом. По данным ХИАС, только в 1999—2000 гг. среди иммигрантов из стран СНГ было 600 учителей, 647 врачей, 750 инженеров, 462 специалиста по социальным наукам и т. д. Известно, что далеко не все вузовские дипломы и дипломы об ученых степенях и званиях, вьщанные в СССР или в его бывших республиках, признаются в Соединенных Штатах. Однако такое признание позволило бы стране получить тысячи высококвалифицированных специалистов, не затрачивая средств на их подготовку. В существующих же условиях десятки тысяч бывших советских инженеров, врачей, учителей работают не по специальности.
Для целей настоящего исследования мы рассчитали индекс образованности иммигрантских групп, представляющих отдельные регионы мира. Наиболее высокий уровень образованности у иммигрантов из Европы (без СССР). На втором месте — выходцы из бывшего Советского Союза, на третьем — Азии.
Важным показателем социального положения людей является материальный уровень их жизни. Мы можем проанализировать состояние этого показателя только по регионам, из которых прибыли иммигранты, поскольку эта информация по отдельным странам пока отсутствует. Перепись 2000 г. зафиксировала, что треть иммигрантов из Европы получали заработную плату более 50 тыс. долларов в год и лишь 3 % — менее 10 тыс. долларов. Аналогичный показатель для выходцев из Азии составлял 29,5 и 3,5 % соответственно. Значительно меньше зарабатывали латиноамериканцы, большинство которых составляли иммигранты из Мексики. Более 50 тыс. долларов в год зарабатывали лишь 8,5 % из них, а 7,5 % получали менее 10 тыс. долларов. Ниже уровня бедности жили на момент переписи около 7 % семей иммигрантов из Европы, около 12 % — из Азии и более 21 % — из Латинской Америки. Эти три группы иммигрантов отличаются друг от друга и по объему помощи из государственных социальных фондов. Получали продуктовые талоны, бесплатное медицинское обслуживание или жили в субсидированных домах в 1999 г. 14 % выходцев из Европы, 24 % — из Азии и более 42 % — из Латинской Америки.
Более 74 % европейских иммигрантов имели на момент переписи в собственности дом или квартиру. Этот же показатель для выходцев из Азии составлял около 60 %, а для иммигрантов из стран Латинской Америки — около 45 %.
Проблемы адаптации иммигрантов из бывшего СССР
Смена страны проживания, в которой родился, жил, учился, работал, любил, хоронил родных, — один из наиболее тяжелых шагов в жизни. Конечному разных людей это происходит по-разному. Для одних эмиграция — трагический, единственно возможный путь продолжения жизни, даже ценой разрыва со всем, что было дорого сердцу. Для других — долгожданное избавление от всего, что было ненавистным и составляло вынужденную среду обитания. Возможны иные варианты.
Но представляется, что во всех случаях это своеобразный переход Рубикона, часто полный отказ от прошлой жизни, переход к новому ее качеству:
133
Иммиграция в США, русская и иная
у кого-то — к лучшему, у кого-то — к худшему. Однако независимо от того, в какую сторону направлен этот вектор, перед каждым возникает трудная проблема адаптации к новой стране, часто к новым ценностям, ментальности и нормам поведения, которые определяются этническим составом жителей, историей этой страны, ее географией, культурой.
Чтобы понять, о чем мы говорим, необходимо определиться с терминами. В данном случае речь идет о понятии социальной адаптации, которым социологи описывают процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Основным средством социальной адаптации является усвоение ценностей и норм поведения, принятых в новом сообществе, сложившихся здесь форм взаимодействия и деятельности.
Насколько это важно, поясним на примере. Если в России отец отшлепает сына за дурной поступок, это не вызовет негативной реакции в окружающей среде. С пониманием к этому отнесется и сам наказанный. Здесь порка — пришедший из глубины веков традиционный народный метод отцовского педагогического воздействия. Люди, которые считают порку варварским методом воспитания, могут осудить отца в частной беседе, но дальше этого дело не пойдет.
Иное дело в Америке. Здесь все дети знают телефон полиции — 911. Им известно, что в случае рукоприкладства родителей можно пожаловаться на них по этому телефону. Не останутся безучастными в таких случаях соседи и школа. Короче говоря, родителей будут ждать такие неприятности, которые им и не снились в самом кошмарном сне, вплоть до возбуждения судебного дела против них и передачи ребенка опекунам. Дети в Америке — это реальная ценность, и социальную норму взаимодействия с ними необходимо принять, хотите вы или нет.
Итак, адаптация иммигранта — принятие социальных ценностей и норм новой социальной среды (группы, организации, территориальной общности, в которые приходит индивид). Америка — общество работающих, и главное зарабатывающих, людей. И говорить об адаптации иммигранта следует, во-первых, с учетом того, нашел ли он себе место, позволяющее зарабатывать на достойную жизнь, не нарушая закона, а во-вторых, принимая во внимание то, как он строит эту жизнь, какие преследует цели, соответствуют ли эти цели национальным идеалам.
С этой точки зрения интересно рассмотреть занятость иммигрантов из СССР, как она отражена в результатах переписи 1990 г. (оперировать более поздними сведениями мы не можем, так как на момент подготовки этой статьи аналогичные данные переписи 2000 г. по странам исхода еще не были опубликованы).
В США на день переписи 1990 г. в возрасте 16 лет и старше находилось 300 849 выходцев из СССР. Рабочую силу из них составляли более 119 тыс. (остальные — школьники, студенты, инвалиды, военнослужащие и лица старше 65 лет). В сфере труда бьши заняты 87 % рабочей силы, в том числе 78 % — полную рабочую неделю и более. Не были заняты 13 % рабочей силы (15,5 тыс. человек).
В производственных отраслях (сельское, лесное и рыбное хозяйства, строительство, промышленное производство и горное дело) работали более 25 % занятых, в сфере обслуживания (транспорт, розничная торговля, финансы, страхование, продажа недвижимости, ремонтный сервис и пр.) — 35 %, в сфере здравоохранения и образования — более 16 %.
134
ЮЛ. Неймер
Перепись зарегистрировала около 100 тыс. семей выходцев из СССР, приехавших в США в разные годы. Почти 26 % из них имели одного работающего члена семьи, 29 % — двух, более 10 % — трех работников. В 35 % семей не было ни одного работающего. Это были семьи инвалидов, а также людей, принадлежавших к возрастным группам старше 65 лет, живущих на пособия.
Более 62 тыс. иммигрантов в возрасте от 3-х лет и старше числились в 1990 г. в списках школ различного типа. Почти 38 тыс. из них приехали в 1985—1990 гг. Треть учащихся находились в возрасте 3—14 лет, почти 22 % — 15—19 лет, 21,5 % — 20—34 года и почти четверть были старше 34 лет.
Важнейшим показателем адаптации иммигрантов к новой стране является динамика их годового семейного дохода. Однако прежде чем приступить к анализу этой характеристики, следует заметить, что вряд ли кого удивит большая доля иммигрантских семей с низким доходом в первые годы после прибытия в новую страну. Слабое знание или незнание языка, потребностей рынка труда в количестве и качестве рабочей силы, требований к работникам, особенностей взаимоотношений людей в процессе деятельности и многие другие сложности встречают иммигранта в Америке. Нужно иметь большое мужество, чтобы не впасть в депрессию и выстоять в борьбе за существование. Все это имело особое значение для иммигрантов из Советского Союза, где многие вопросы в прошлом решались как бы сами собой, не требовали от человека особых усилий, ибо патернализм был одной из составляющих государственной социальной политики. Тогда мало кто задумывался над тем, чем оплачен этот патернализм, который воспринимался как естественное проявление социализма.
В Америке резко повышается ответственность человека за свою судьбу и судьбу близких людей. На первых порах далеко не всем удается получить такую работу и зарплату, которые хотелось бы иметь. В 1990 г. почти 53 % семей, приехавших из СССР в 1985—1990 гг. и ведущих в Америке общее домашнее хозяйство, имели годовой доход менее 10 тыс. долларов. Более 11 % имели семейный доход до 15 тыс. долларов. При этом нужно учесть, что уровень бедности для семьи из 4-х человек в 1990 г. составлял годовой доход, равный 13 359 долларам. Однако этот доход соответствовал доходу семьи среднего достатка в бывшем СССР. Наконец, около 8 % семей уже имели годовой семейный доход более 50 тыс. долларов.
Ниже уровня бедности, т. е. по американским понятиям на уровне нищеты, в 1989 г. жили более 18 % всех иммигрантских семей, прибывших из СССР. Это на 3 % больше, чем среди иммигрантских семей, прибывших к этому времени из других стран мира. Для сравнения скажем, что общая доля всех американских семей, живших ниже уровня бедности, составляла в 1989 г. 16,7 %. Таким образом, уровень жизни «русской» иммиграции был ниже, чем иммиграции из других стран и населения США в целом.
Вместе с тем более половины выходцев из СССР на момент переписи 1990 г. были собственниками домов или квартир, в которых они жили или сдавали в наем.
Как иммигранту стать гражданином США
Разумеется, принять американское гражданство. Однако это не так просто. Как известно, необходимо сначала легально приехать в Соединенные Штаты, по-
135
Иммиграция в США, русская и иная
лучить статус постоянного жителя и прожить здесь 5 лет, затем сдать экзамен по языку, истории и государственному устройству страны. На этом пути иммигранта подстерегают многочисленные трудности, характер которых зависит от разных обстоятельств, начиная от способности к изучению языков (в данном случае английского) и заканчивая особенностями кожи на кончиках пальцев, которые могут не позволить снять отпечатки, и тогда о гражданстве следует забыть.
В любом случае, однако, возможности преодолеть эти трудности самые большие у молодежи, чуть меньше у людей среднего возраста, еще меньше у пожилых и совсем скудные — у стариков.
Нужно сразу же подчеркнуть, что в прошлые годы, скажем, до начала 1990-х годов, вопрос о гражданстве не очень волновал иммигрантов и государство. Об этом свидетельствует статистика: почти из 20 млн иммигрантов первого поколения из всех стран мира, зафиксированных в переписи 1990 г., почти 12 млн не являлись гражданами США. Доля иммигрантов, не имевших гражданства, была различной в зависимости от времени их въезда в страну. Из тех, кто прожил в Америке до переписи более 10 лет, не натурализовались 39 %, из тех, кто въехал в США с 1980 по 1984 г., не стали гражданами 77 % и, наконец, 92 % таких было среди приехавших с 1985 по 1990 г.
Существенно отличалось отношение к получению американского гражданства у советских иммигрантов. Из тех, кто прожил в Америке к моменту переписи 1990 г. более 10 лет, не натурализовались всего около 14 %. Подавляющее большинство из них составляли люди преклонного возраста. Из тех, кто въехал в страну с 1980 по 1984 г., не стали гражданами 46 % и, наконец, среди приехавших с 1985 по 1990 г. негражданами оставались 95 % человек. Они еще не имели права на натурализацию, так как не прожили в стране необходимых 5 лет.
Радикально изменилась ситуация с натурализацией в 1995—1996 гг. Многие помнят, с чего это началось. Республиканский конгресс решил изыскать средства для сбалансирования бюджета за счет сокращения ряда социальных программ. В числе первых было решено оставить без социальной помощи легальных иммигрантов, включая беженцев, в возрасте 65 лет и старше, которые получали до этого государственные ежемесячные пособия (SSI), продуктовые талоны (фудстемпы) и государственную медицинскую страховку. Законом было установлено, что, если, прожив 5 лет в Америке, эти люди не получают гражданства, они теряют все перечисленные виды помощи.
Закон, регулирующий получение американского гражданства, очень сложен и нуждается в некоторой корректировке. Позиция американской общественности, в частности губернаторов штатов, заставила конгрессменов кое-что сделать в этом направлении. В немалой степени этому способствовал известный марш иммигрантов на Вашингтон 14 апреля 1997 г. Так, было откорректировано законодательство о предоставлении социальной помощи пожилым легальным иммигрантам, которые не могут преодолеть экзаменационный барьер на пути к американскому гражданству. Тем из них, кто получал социальную помощь до 22 августа 1996 г., восстановили право на пособие SSI и медицинское страхование, а позднее и на продуктовые талоны, независимо от получения гражданства.
Но что, собственно, сделали и от чего позднее отказались законодатели, связав воедино две разные проблемы, — гражданство и социальную помощь
136
Ю.Л. Неймер
бедным старикам и инвалидам? Кому было нужно, чтобы принятие гражданства США из праздничной, торжественной процедуры получения иммигрантами равных со всеми гражданами политических прав и обязанностей превратилось в процедуру избавления старых иммигрантов от беспросветной нищеты? Многие пожилые люди никогда не будут соответствовать требованиям, предъявляемым к претендентам на гражданство США. Они не смогут использовать возможность получения гражданства в связи с недостатком информации и средств достижения цели. Чтобы сделать возможным получение гражданства стариками, не говорящими по-английски, нужно дать право сдавать экзамен на родном языке всем, кто приехал в страну в возрасте 60 лет и более. Но можно, и, наверное, целесообразно, поставить вопрос иначе. Гражданство не профессия, а сертификат гражданина, не диплом об образовании, дающий право на труд по определенной специальности. Какой же смысл имеет сдача экзамена? Может быть, следует в отношении стариков ограничиться торжественной клятвой на верность после 5 лет проживания в стране?
Заключение
В России есть поговорка «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». В какой-то степени она отражает механизм миграции. Я говорю «в какой-то степени» потому, что какими бы тяжелыми ни становились условия жизни, решение переехать в другое место человек принимает в зависимости от многих факторов. Обстоятельства, приводящие к эмиграции, никогда не бывают безболезненными, но все же одно дело, когда человек меняет страну проживания потому, что хочет, и совсем другое, когда вынужден, но делает это по своей воле, и третье, когда у него нет другого выхода, ибо его депортируют. В первом случае эмиграция — продуманная, хорошо подготовленная и добровольная акция. При этой ситуации люди, например, переезжают в другую страну для того, чтобы соединиться с членами своей семьи, или им по каким-либо причинам больше нравится жизнь именно там. Во втором случае эмиграция — это бегство. Человек становится беженцем, спасаясь от политических, национальных, религиозных или каких-либо других преследований. В третьем случае — это изгнание. Таковой была судьба Бердяева, Солженицына, Бродского, Шемякина и многих других.
Эмиграционные потоки вытекают из всех стран, иммиграционные направляются лишь в некоторые. Многие страны не поощряют массовой иммиграции, и это их право. Соединенные Штаты Америки столетиями занимали в отношении иммиграции протекционистскую позицию. Она сложилась исторически и происходила из признания того непреложного факта, что США — великая страна, могущество и богатство которой созданы иммигрантами и их потомками.
Иммиграция вносит существенный вклад в рост и формирование структуры населения страны. За 1980-е годы она обеспечила более 31 % его прироста, за 1990-е — более 25 %. Доля иммигрантов из стран бывшего СССР в общем потоке прибывающих в страну новых жителей невелика — за 1994 и 1995 гг. (когда она была наиболее многочисленной) она составила менее 5 %. Зато в качественном отношении «русская» иммиграция вносит значительно больший
137
Иммиграция в США, русская и иная
вклад в совершенствование социальной структуры населения страны. Это особенно касается возрастной и образовательной структур, которые являются основой развития общества.
Последние 25 лет в страну ежегодно в среднем прибывали почти по 700 тыс. иммигрантов из разных стран мира. Однако с недавних пор и в конгрессе, и в средствах массовой информации все чаще высказываются предложения ужесточить иммиграционную политику. Какие-то шаги в этом направлении предпринимать, вероятно, следует. Но прежде необходимо глубоко изучить тенденции и закономерности иммиграционного процесса, состав иммигрантов и их влияние на жизнь и будущее страны. Механический подход к изменению иммиграционной политики таит опасность для будущего развития страны.
Литература
The World Almanac and book of facts. 1997. Mahwah, N.Y., 1997.
The World Almanac and book of facts. Mahwah, N.Y., 2002.
1990 Census of Population. The Foreign-Born Population in the United States., 1993. Foreign-Born Population of the United States. Current Population Survey — March,
2000.U.S.Census Bureau, www.census. gov/main/www/pdf.html.
Statistical Abstracts: FY'91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 2000. The Hebrew Immigrant AID Society (HAS). Refugee and Immigrant Services Department. N.Y.
U.S. Immigration and Naturalization Service, Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service, 1995. U.S. Government Printing Office: Washington, D.C., 1997. U.S. Immigration and Naturalization Service, Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service, 1999, U.S. Government Printing Office: Washington, D.C., 2002.