142 Слово молодым
УДК 314.742
Рязанцев Н.С.
ИММИГРАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА В ЯПОНИИ: ЭФФЕКТЫ И РИСКИ
IMMIGRATION IN THE CONTEXT OF THE DEMOGRAPHIC CRISIS IN JAPAN: EFFECTS AND RISKS
Рязанцев Никита Сергеевич, студент факультета Международных отношений Московского государственно института (университета) международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД РФ), программист Института социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН) e-mail: [email protected]
Nikita S. Ryazantsev, Student of Moscow State University of International Relations (MGIMO University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Web Developer in Institute of Socio-Politic Research of the Russian Academy of Sciences e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые причины возникновения и характеристики демографического кризиса в современной Японии. Проведен анализ тенденций, характеризующих критическое состояние нынешнего социально-демографического положения страны. Выявлены тенденции и компенсирующая роль иммиграции в компенсации демографического кризиса в Японии. Обозначены перспективы развития японского общества в социально-экономической и демографической сферах, а также взаимосвязь между ними. Установлена роль трудовой миграции в формировании населения и рынка труда. Определены возможности японского общества по преодолению демографического кризиса в Японии в контексте раскрытия технологического и финансового потенциала страны. Выделена роль и риски иммиграции в демографическом развитии японского общества.
Abstract. The article discusses some of the causes and characteristics of the demographic crisis in modern Japan. The analysis of trends characterizing the critical state of the current socio-demographic situation of the country has been carried out. The trends and compensating role of immigration in compensating for the demographic crisis in Japan are revealed. The outlook for the development of Japanese society in the socio-economic and demographic spheres, as well as the relationship between them. The role of labor migration in the formation of the population and the labor market has been established. The opportunities of the Japanese society to overcome the demographic crisis in Japan in
the context of the disclosure of the technological and financial potential of the country are determined. The role and risks of immigration in the demographic development of Japanese society are highlighted.
Ключевые слова: Япония, трудовая миграция, рынок труда, миграционная политика, старение общества, социально-экономическое развитие, демографические последствия.
Keywords: Japan, labor migration, labor market, migration policy, aging of society, socio-economic development, demographic consequences.
Исследование проведено при поддержке Совета по грантам Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ РФ (проект № НШ-3781.2018.6) Acknowledgements. The study was conducted with the support of the Council on the grants of the President of the Russian Federation on the state support of the leading scientific schools of the Russian Federation (Project No. SC-3781.2018.6).
По весьма справедливому прогнозу Национального института исследований в области народонаселения и социального обеспечения, численность населения Японии будет сокращаться и при сохранении данной тенденции в 2060 г может составить порядка 86,7 млн. человек [14]. Этот факт усугубляется и другими демографическими негативными тенденциями: интенсивным старением общества, падением уровня рождаемости, ростом числа преждевременных смертей из-за переработок среди трудоспособной части общества и постоянно увеличивающимися социальными расходами.
Начиная с середины XX века продолжительность жизни японского населения неуклонно увеличивается. Так в 2018 году продолжительность жизни для мужчин составила 81 год, а для женщин 87. Это один из самых высоких показателей в мире. По прогнозам она будет увеличиваться и дальше: к 2060 году приблизительно составит уже порядка 84 и 91 год соответственно [15]. В 2010 г. впервые в истории японцы «старческого возраста» (то есть старше 65 лет) стали составлять почти что одну треть населения страны (29,25%) [14].
Уровень урбанизации в Японии составляет немного более 91,5% [7]. Самыми крупными городами страны являются Токийский мегаполис (13,5 млн. человек), Осака (2,7 млн. человек), На-гоя (2,3 млн. человек) [15]. Однако, демографический кризис серьёзно сказывается на рынке японской недвижимости. Согласно данным японского информационного агентства в 2014 году в стране насчитывалось более 8 млн. объектов коммерческой и жилой заброшенной недвижимости в различных регионах Японии, прежде всего, в малых городах и сельской местности [8].
Правительство даже запустило программу, направленную на сокращение пустующих домов: для реализации проекта, такие объекты недвижимости выставляют на продажу за символическую сумму денег или же вообще отдаются бесплатно. Чтобы упростить процесс продажи этой недвижимости правительство размещает в Интернете объявления о реализуемых объектах. Однако, к сожалению, пока попытки такого распределения тщетны, так как молодые японцы не желают селиться в домах, где кто-то по какой-либо причине умер. В ответ на действия правительства был создан специальный онлайн-ресурс, на котором публикуется список недвижимости, от покупки которой населению стоит отказаться. Опираясь на прогнозы крупнейшей частной японской консалтинговой компании (Исследовательский институт Номура в Токио), в 2033 г в Японии может быть 21,7 млн. заброшенных объектов, а к 2066 г доля такого рода недвижимость составит 30% от общего числа недвижимости в стране [8]. По этой причине эксперты делают предположение, что при сохранение такой тенденции опустения жилья, властям придётся начинать реализовывать новую программу, ориентированную на ограничение строительства новых жилых площадей.
Современное японское общество на 98,5% является моноэтническим, а государство до недавнего времени не пользовалась возможностью привлечения иммигрантов для решения внутренних экономических вопросов [10]. Страна имела достаточно жёсткое миграционное законодательство, по которому трудовые иммигранты рассматривались сугубо как источник преступности и фактор снижения заработной платы для местного населения, особенно низкоквалифицированные рабочие.
Однако, с конца 2000-х г. ситуация постепенно меняется. Япония начала привлекать иностранную рабочую силу. Странами-донорами рабочей силы для страны в настоящее время являются КНР, Тайвань, Вьетнам, Таиланд, Южная Корея, Филиппины, Камбоджа, Бразилия, Индонезия, Бангладеш, Пакистан, Непал, Бразилия, Мьянма, Шри-Ланка, Узбекистан, Сингапур, Малайзия, Индия, Турция, Россия, Великобритания, Франция, Германия, США и Канада. По данным японского Министерства юстиции, численность иммигрантов в Японии в период с 2012 по 2017 годы увеличилась c 2,3 до 3,2 млн. человек, то есть численность трудовых ресурсов выросла на 1 млн. человек [16]. Таким образом, рабочие из других стран составляют почти 3% от населения Японии. Самыми многочисленными группами иностранных работников являются граждане КНР, которые составляют порядка 30% от общего чис-
ла трудящихся-мигрантов в стране, а также рабочие из Южной Кореи (17%), Филиппин (9%) и Вьетнама (8%) [14].
При поиске работы в Японии иностранных работников не смущает наличие языкового барьера. А ежегодное увеличение доли такой части общества мотивирует японские власти спонсировать, а порой и самостоятельно организовывать специальные языковые курсы в разных частях страны для будущих работников из Вьетнама, Южной Кореи и Узбекистана. При посольстве Японии в России и на базе некоторых российских государственных учреждений (например, Библиотеки иностранной литературы в Москве), созданы не только специальные языковые курсы, но и всевозможные дополнительные программы по японской культуре и быту, где можно научиться каллиграфии, составлению икебаны и оригами, а также другим традиционным японским обычаям и частям повседневной жизни японцев [9]. Эти программы ориентированы как на школьников, так и на студентов. На мой взгляд, такие меры не только помогают Японии увеличить интерес к своей стране среди молодого поколения, но также они помогают заложить фундамент по формированию определённых культурных, и, главное, языковых навыков, которые могут в дальнейшем использоваться потенциальными трудовыми эмигрантами из России в Японии. И это желание Японии понятно, ведь согласно международной исследовательской организации по подбору персонала и кадровому консалтингу «ManpowerGroup», 83% японских компаний испытывают трудности с наймом сотрудников [4].
Также существует международный экзамен по японскому языку («Норёку Сикен», что в дословном переводе означает: «тест способностей»), который имеет несколько уровней сложностей. «Норёку Сикен» является общепринятым экзаменом, успешное прохождение которого подтверждает сертификат международного образца. А это в свою очередь даёт возможность высококвалифицированным работникам подтвердить их уровень владения этим иностранным языком для работодателя и тем самым повысить шанс получения долгожданной работы за границей или в филиале японской компании в России.
Обсуждение изменений миграционной политики начались в парламенте Японии недавно. Однако практические изменения начались летом 2018 года, а в декабре 2018 года вступили в силу. Согласно новым правилам был открыт доступ на японский рынок труда для двух новых категорий иностранных рабочих. Концептуально системы построена таким образом, что начиная с 2019 года японская иммиграционная служба ежегодно будет давать опреде-
лённую квоту для въезда иностранных работников в страну по визам сроком до пяти лет. В общей сложности в Японию предполагается впустить в течение пяти лет от 250 до 400 тыс. иностранных работников. По данным Министерства юстиции почти все соискатели статуса беженца в Японии являются «фальшивыми» беженцами. Они на самом деле являются рабочими мигрантами, пытающиеся воспользоваться в Японии государственной системой предоставления убежища. Поэтому не удивительно, что за 2015 год статус беженца в Японии получили всего 27 человек, хотя общее числе заявок за год составило 7,6 тыс. человек [18]. А в 2017 г. число «счастливчиков» ещё уменьшилось: из 19,6 тыс. заявок было одобрено только 20 [11].
Итак, первая категория приглашаемых работников предназначена для закрытия самой масштабной на сегодняшний день бреши на рынке труда Японии, то есть для низкоквалифицированных работников. Им будет запрещено перевозить на новое место работы свои семьи. Наибольшая потребность в кадрах невысокой квалификацией наблюдается в ресторанном и гостиничном бизнесе, сфере оказания услуг по уходу за пожилыми людьми, судостроении, жилищном и коммерческом строительстве, сельском хозяйстве, розничной торговле, транспортных и авиаперевозок, охране, рыболовстве и других сферах. По заявлению работодателей, такие профессии не пользуют популярностью среди местного населения. В общем сложности новые миграционные правила открывают возможность найма иностранцев в 14 подобных отраслях [3].
Вторая же категория ориентирована на высококвалифицированных работников в области медицины и науки, компьютерных технологий и инженерных разработок, финансов и журналистики. Въезд такого рода специалистов предполагает возможность сопровождение в страну их ближайших родственников.
Каждый легальный трудовой мигрант в Японии уже сейчас имеет возможность получить хорошее медицинское обслуживание, так как его категория медицинской страховки идентична со страховками японских граждан. Однако новое трудовое законодательство, которое могло бы полностью регулировать деятельность иностранных работников пока ещё не разработано. Сейчас правительство заявляет только, что иностранные граждане должны ориентироваться на получение заработной платы эквивалентной заработной плате коренного населения. Такая уравнительная оплата труда в японском обществе может встречена неоднозначно. Дело в том, что отрицательное отношение ко всему чужому — одна из исторических особенностей менталитета японского населения.
В последнее десятилетие притока туристов в страну резко увеличился, что вызвало у некоторых традиционалистов недовольство. Они уверены, что присутствие большого числа иностранных представителей в Японии подрывает и разрушает привычный для японцев уклад жизни. Несмотря на 14-ую статью Конституции Японии, которая определяет экономическое, политическое и социальное равенство всех людей перед законом вне зависимости от их социального статуса, вероисповедания, пола и, главное, национальности с происхождением, в стране можно встретить случаи дискриминации даже по отношению к лицах, которые легально находятся на территории страны и, более того, которые планируют находиться здесь в течение всего лишь короткого промежутка времени [17]. Порой в столице Японии, то есть в одном из эпицентров сосредоточения финансовых активов и технологий, можно встретить различные общественные заведения, например, кафе и национальные открытые горячие источники («онсэны»), вход в которые иностранцам запрещён [2]. Более того, порой иностранцам не удаётся даже арендовать апартаменты у частных лиц, которые в открытую отказываются работать с туристами. Поэтому не удивительно, что последний масштабный опрос показал, что лишь 42% граждан сочли нужным увеличить число мигрантов, а 48% выступило резко против. Оставшаяся часть респондентов уверена, что власти должны другими способами (не за счет миграции) решать демографические проблемы [2]. В 2020 г. Япония будет вынуждена принять несколько миллионов туристов со всех частей света во время проведения Олимпийских игр в Токио. Возможно, такой массивный, пускай и временный, наплыв зарубежной культуры сможет поменять типичное отношение местных к иностранным гражданам.
В ближайшей перспективе японские власти планируют заниматься решением демографического вопроса и совершенствовать миграционную политику. Премьер-министр Синдзо Абэ поставил перед правительством задачу поднять уровень рождаемости для сохранения численности населения страны на уровне 100 млн. человек в 2060 г. и одобрил инициативу по выделению дополнительных двух триллионов йен на расходы, необходимые для реализации этого проекта национального масштаба [14]. Несмотря на то, что положительные сдвиги в либерализации иммиграционной политики Японии стали проявляться все четче, власти пока пытаются избежать употребление такого термина как «иммигрант», используя понятие «иностранный работник». Так, например, главный секретарь правительства Японии Ёсихиде Суга заявил, что «Япония должна измениться и позволить большему количе-
ству иностранных рабочих помогать экономике». Он также отметил, что «правительство Японии позаботится, чтобы иностранные рабочие могли быстро приспособиться к жизни в небольших городах и посёлках», где у новых работников будет сформирована подходящая среда для жизни и работы [6].
Демографические прогнозы численности населения Японии являются неутешительными, более того, они имеют ухудшающую динамику. Социологи и демографы не исключают не только возможность превращения нынешних проблем в социально-экономическую катастрофу, но и пишут о полном исчезновении японской нации. Нынешний демографический кризис Японии часто называют «демографической бомбой замедленного действия». Конечно, «вымирание» жителей «Страны восходящего солнца» произойдёт не завтра, однако нужно помнить, что даже после принятия экстренных, а порой даже и радикальных мер, демографический кризис не разрешится мгновенно. Тем не менее, эксперты, занимающиеся демографическим анализом, сходятся во мнении, что Японии не избежать необходимости увеличения пенсионного возраста. В настоящее время он составляет 65 лет для обоих полов, а для ряда категорий граждан 60 лет. Ежемесячный размер базовой пенсии при этом составляет более 650 долл. США [13]. Но старение населения и сокращение численности трудоспособного населения, то есть налогоплательщиков, которые фактически являются фундаментом пенсионной системы, несёт за собой финансовые проблемы, возрастает давление на финансовую систему. Государственные структуры вынуждены с каждым годом расходовать всё более серьёзные средства на пенсионные выплаты и систему здравоохранения. Поэтому необходимы решительные действия государства по привлечению на рынок труда дополнительных работников.
Однако, учитывая исторические особенности и менталитет населения Японии, на мой взгляд, нынешнюю демографическую проблему страна должна решать на основе принципа ограниченного использования иностранной рабочей силы, то есть стимулированием инновационного развития экономики. В настоящее время экономически развитые страны, в том числе Япония, находятся в процессе формирования нового технологического уклада, называемого «четвёртой индустриальной революцией» [3]. В стране должна пройти масштабная производственная автоматизация, которая будет способна отчасти закрыть образовавшийся дефицит рабочих на национальном рынке труда. Подтверждением готовности японской экономики пойти на такие меры может послу-
жить последняя экономическая статистика. Несмотря на сокращение численности населения, Японии стабильно занимает третье место в мире по уровню ВВП, уступая исключительно таким экономическим гигантам как США и КНР. По данным Всемирного банка, номинальное значение ВВП Японии на 2018 году составило более 4,8 млрд. долл. США. При этом ВВП Японии не сокращается, а только имеет тенденцию роста [7]. Если правительство и японские производители, скооперировавшись, будут придерживаться такого вектора экономической политики на модернизацию и автоматизацию, то это позволит стране не только выбраться из «демографической ямы» и укрепить своё геополитическое положение, но и позволит сохранить культурную самобытность и национальную идентичность страны, чего в принципе желает большая часть сегодняшнего японского общества.
Библиографический список
1. Вымирание нации: спасут ли Японию мигранты и роботы. URL: https:// www.gazeta.ru/business/2018/12/14/12095677.shtml (дата обращения: 01.01.2019).
2. Моисеева Е.М. Миграционная политика Японии в отношении иностранной рабочей силы: проблемы интеграции и адаптации // Миграционные процессы: проблемы адаптации и интеграции мигрантов. — 2018. — С. 137-146 (дата обращения: 01.01.2019).
3. Тимонина И. Л. Индустрия 4.0 в Японии: направления и перспективы // Восточная аналитика. — 2017. — № 1-2. — С. 90-94 (дата обращения: 01.01.2019).
4. Япония открыла шлюзы для мигрантов. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3826173 (дата обращения: 01.01.2019)
5. A narrow passage. URL: https://www.economist.com/asia/2016/08/20/a-narrow-passage (дата обращения: 01.01.2019).
6. Foreign Workers. URL: https://breakingnewsenglish.com/1812/181211-foreign-workers.html (дата обращения: 01.01.2019).
7. Japan from The World Bank: Data. URL: https://data.worldbank.org/country/ Japan (дата обращения: 01.01.2019).
8. Japan: Degree of Urbanization from 2007 to 2017. URL: https://www. statista.com/statistics/270086/urbanization-in-japan/ (дата обращения: 01.01.2019).
9. Japan's glut of abandoned homes: Hard to sell but bargains when opportunity knocks. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2017/12/26/national/ japans-glut-abandoned-homes-hard-sell-bargains-opportunity-knocks/#. XEmtji1ePfY (дата обращения: 01.01.2019).
10. JapanFoundation. Курсы. URL: https://jpfmw.ru/ru/kursyi/ (дата обращения: 01.01.2019).
11. Monoethnicity. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Monoethnicity (дата обращения: 01.01.2019).
12. No Entry: How Japan's shockingly low refugee intake is shaped by the paradox of isolation, a demographic time bomb, and the fear of North Korea. URL: https:// www.businessinsider.com/why-japan-accepts-so-few-refugees-2018-4 (дата обращения: 01.01.2019).
13. Pensions at a Glance 2017: Country Profiles - Japan. URL: http://www.oecd. org/els/public-pensions/PAG2017-country-profile-Japan.pdf (дата обращения: 01.01.2019).
14. Population could 'plummet by one third' in next 50 years but Japan has a solution. URL: https://www.express.co.uk/news/world/916060/Japan-population-baby-birth-rate-gift-money-Shinzo-Abe-crisis-news-update-Nagicho (дата обращения: 01.01.2019).
15. Social Security in Japan (2014). URL: http://www.ipss.go.jp/s-info/e/ssj2014/ pdf/ssj2014.pdf (дата обращения: 01.01.2019).
16. Statistical Handbook of Japan (2018). URL: https://www.stat.go.jp/english/ data/handbook/pdf/2017all.pdf (дата обращения: 01.01.2019).
17. Statistics of Japan. URL: https://www.e-stat.go.jp/stat-search/files?page=1&t oukei=00250012&tstat=000001018034 (дата обращения: 01.01.2019).
18. The Constitution of Japan. URL: https://japan.kantei.go.jp/constitution_and_ government_of_japan/constitution_e.html (дата обращения: 01.01.2019).
19. Why Japan Can't Criticize Trump's refugee Ban https://thediplomat. com/2017/02/why-japan-cant-criticize-trumps-refugee-ban/ (дата обращения: 01.01.2019).