Научная статья на тему 'Иммиграционная политика пдс - «Левой партии» Германии: генезис, эволюция и перспективы'

Иммиграционная политика пдс - «Левой партии» Германии: генезис, эволюция и перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
437
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАРТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА / ЛЕВАЯ ПАРТИЯ / ПРОБЛЕМА БЕЖЕНЦЕВ / ИММИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС / ВЫБОРЫ В БУНДЕСТАГ / "КУЛЬТУРА ГОСТЕПРИИМСТВА" / ЗАЩИТА ПРАВ ИММИГРАНТОВ / PARTY OF DEMOCRATIC SOCIALISM / THE LEFT PARTY / REFUGEES ISSUE / IMMIGRATION CRISIS / BUNDESTAG ELECTIONS / "HOSPITALITY CULTURE" / PROTECTION OF IMMIGRANTS' RIGHTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щербаков Вячеслав Юрьевич

В статье рассматривается политика «Левой партии» ФРГ в контексте проблемы иностранной миграции. Обращается внимание, что в основе этой политики лежат принципы, присущие родоначальнице современных немецких «левых» Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Наследники восточногерманских коммунистов последовательно ориентируются на поддержку иностранной миграции. Обращается внимание на то, что события миграционного кризиса 2014-2016 гг. способствовали росту недопонимания между руководством и частью рядовых партийцев. Автор делает вывод о том, что проблема отношения к иммиграции может послужить поводом для серьёзного внутрипартийного кризиса и дальнейшего падения влияния «левых».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMMIGRATION POLICY OF THE GERMAN “LEFT PARTY - PDS”: GENESIS, EVOLUTION AND PROSPECTS

The article examines the policy of the German “Left Party” in the context of the foreign migration problem. The author points out that this policy is based on the principles typical for the founder of the modern German “left wing” “The Socialist Unity Party of Germany”. The successors of eastern Germany’s Communists tend to support foreign migration. The paper emphasizes the fact that the migration crisis of 2014-2016 promoted misunderstanding between the leadership and the ordinary party members. The researcher concludes that attitude towards immigration can serve as a motive for a serious intra-party crisis and cause further decrease of influence of the “left wing”.

Текст научной работы на тему «Иммиграционная политика пдс - «Левой партии» Германии: генезис, эволюция и перспективы»

Щербаков Вячеслав Юрьевич

ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПДС - "ЛЕВОЙ ПАРТИИ" ГЕРМАНИИ: ГЕНЕЗИС, ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматривается политика "Левой партии" ФРГ в контексте проблемы иностранной миграции. Обращается внимание, что в основе этой политики лежат принципы, присущие родоначальнице современных немецких "левых' - Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Наследники восточногерманских коммунистов последовательно ориентируются на поддержку иностранной миграции. Обращается внимание на то, что события миграционного кризиса 2014-2016 гг. способствовали росту недопонимания между руководством и частью рядовых партийцев. Автор делает вывод о том, что проблема отношения к иммиграции может послужить поводом для серьёзного внутрипартийного кризиса и дальнейшего падения влияния "левых". Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/11 -1/56.1^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 1. C. 205-210. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

по размеру листах он умел передать широкую живописную панораму. Важная роль отводилась красочному пятну, силуэту. Акварельная живопись способствовала постепенному усложнению красочного строя его живописных произведений, открытию неисчерпаемого богатства нюансов и оттенков, появлению прозрачного, мягкого музыкального мазка. Внимательное изучение натуры для передачи непосредственного ощущения поразившего воображение природного мотива или явления было важнейшим этапом в развитии искусства Зверькова. Благодаря мягкой, изысканной колористической гамме создавались работы светлые и элегичные, пронизанные лиризмом и созерцательностью.

Талант, академическая школа и огромный каждодневный труд стали основой постижения пейзажистом многообразной жизни природы. Они породили и глубоко индивидуальный творческий почерк, и ту удивительную виртуозность живописного мастерства, которая становилась характерной чертой искусства художника. Именно в эти годы намечается тот путь в творчестве Е. И. Зверькова, который в отечественной истории изобразительного искусства будет связан с его именем.

Список литературы

1. Гадамер Г.-Г. Искусство и подражание // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 228-242.

2. Никулина О. Р. Природа глазами художника: проблемы развития современного пейзажа. М.: Советский художник, 1982. 175 с.

IMPORTANCE OF ACADEMIC DRAWING FOR THE PAINTER'S CREATIVE DEVELOPMENT (BY THE MATERIALS OF THE ACADEMICIAN OF PAINTING E. I ZVERKOV'S CREATIVE WORK)

Shirshova Lyubov' Vasil'evna, Doctor in Art Criticism Russian Academy of Arts in Moscow Lshirshova@rah. ru

The article is devoted to one of the relevant problems of modern art - the role of academic drawing in the painter's professional development. The author analyzes the problem by the example of E. I. Zverkov's creative work. The paper provides a detailed survey of the traditional interpretation of the drawing's role in domestic academic school formation. Early drawings by E. I. Zverkov are under study.

Key words and phrases: academic drawing; academic school; traditions in art; thematic painting; national landscape painting.

УДК 94.4; 40.03.01 Исторические науки и археология

В статье рассматривается политика «Левой партии» ФРГ в контексте проблемы иностранной миграции. Обращается внимание, что в основе этой политики лежат принципы, присущие родоначальнице современных немецких «левых» - Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Наследники восточногерманских коммунистов последовательно ориентируются на поддержку иностранной миграции. Обращается внимание на то, что события миграционного кризиса 2014-2016 гг. способствовали росту недопонимания между руководством и частью рядовых партийцев. Автор делает вывод о том, что проблема отношения к иммиграции может послужить поводом для серьёзного внутрипартийного кризиса и дальнейшего падения влияния «левых».

Ключевые слова и фразы: Партия демократического социализма; Левая партия; проблема беженцев; иммиграционный кризис; выборы в Бундестаг; «культура гостеприимства»; защита прав иммигрантов.

Щербаков Вячеслав Юрьевич, к.и.н., доцент

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону sherbakov. viacheslav@yandex. гы

ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПДС - «ЛЕВОЙ ПАРТИИ» ГЕРМАНИИ: ГЕНЕЗИС, ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Неконтролируемый приток нелегальных иммигрантов на территорию Германии в 2015 г. привёл к серьёзным изменениям в массовом сознании немцев. Для многих стал очевидным провал иммиграционной политики правительства А. Меркель. Кроме этого, начало изменяться отношение коренных граждан как к проблеме иммиграции, так и к самим иммигрантам. Согласно данным опросов, в 2015 г. 61% немецких граждан выступали против миграции из-за пределов ЕС [21]. В феврале 2016 г. каждый четвёртый немец был готов одобрить применение оружия против беженцев на границах Европейского Союза [23]. К тем, кто решительно поддерживает политику «открытых дверей» в области внешней миграции, относится «Левая партия» (ЛП).

«Левая партия», или «Левые», является одной из самых крупных и влиятельных политических сил в современной ФРГ. По собственным данным, в декабре 2015 г. в её рядах состояло 58 989 человек [24]. На федеральных выборах 2013 г. ЛП поддержали 8,6% избирателей, и она получила 64 места в Бундестаге [12]. В своём нынешнем виде ЛП существует с 2007 г., когда восточногерманская ПДС объединилась с левым крылом СДПГ. Объединение превратило бывшую фактически региональную партию Восточной Германии в действительно общегерманскую политическую силу. Подобно «зелёным», «Левая партия» одну из своих важных задач видит в защите прав дискриминируемых меньшинств, к числу которых относятся и иммигранты.

Несмотря на то, что ЛП не участвовала в деятельности правительств федеративной республики, она постоянно и на всех уровнях поддерживала и поддерживает проекты и мероприятия, способствующие улучшению положения дискриминируемых меньшинств. «Можем ли мы бороться за наши права, отказывая в этом другим?» - говорилось в одной из листовок ПДС [11].

История «левых» начинается 4 февраля 1990 г., когда Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ) трансформировалась в Партию демократического социализма (ПДС). Её предвыборная программа, принятая накануне первых общегерманских выборов, отражала специфические особенности переходного периода от правящей партии к организации, пытающейся найти собственный путь в новых для неё условиях. Значительная часть положений этой программы была актуальна преимущественно для территории бывшей ГДР. Проблемы иностранного населения Германии не являлись для ПДС первоочередными, т.к. иностранцы составляли в «новых землях» менее одного процента населения. Однако, будучи наследницей коммунистической СЕПГ, ПДС не могла не оставаться в значительной мере партией, выступающей с позиций интернационализма. Бывшие коммунисты Восточной Германии призвали к признанию прав на воссоединение семей для иностранцев, на убежище для преследуемых по политическим мотивам, на участие иностранцев в коммунальных выборах. Особо подчёркивалось требование о предоставлении права остаться в федеративной республике гражданам Анголы, Мозамбика, Кубы и Вьетнама, приглашённым в своё время правительством ГДР [7, S. 24]. Выборы 1990 г. были бы абсолютно провальными для партии, набравшей 2,4% вторых голосов. Однако они проводились по особым правилам, учитывающим специфику недавнего объединения страны. Поэтому ПДС удалось получить в Бундестаге 17 мест [29].

В январе 1993 г. на III съезде ПДС была принята новая программа, призванная показать германскому обществу стремление партии к модернизации и продемонстрировать её демократическую направленность. Вместе с этим бывшие восточногерманские коммунисты подчёркивали необходимость «социалистического обновления» и привычно отмечали, что именно капиталистический характер современного общества «является причиной угрозы человеческой цивилизации и культуре, милитаристского характера международных отношений, кризиса глобальной экосферы и неописуемой нужды, преимущественно в южном полушарии» [25, S. 1]. Тогда же был принят устав, в котором были зафиксированы особые права социальных, национальных, этнических и культурных групп меньшинств внутри партии [26, S. 31]. Несмотря на то, что влияние ПДС распространялось преимущественно на «новые земли», разработчики программы попыталась охватить проблемы всей страны, тем самым показывая свои претензии на общегерманский характер. При разработке программы совершенно очевидно использовались выигрышные наработки партии «зелёных», такие как призывы к прямой демократии, разоружению, равноправию мужчин и женщин, отмене параграфа 218 УК ФРГ, признанию различных форм семейных отношений и защите прав мигрантов. Так, в программу было включено требование о предоставлении избирательных прав иностранцам, живущим в Германии, и выражалась обеспокоенность усилением правоэкстремистских и неофашистских сил. Вслед за «зелёными» ПДС предлагала открыть границы для людей, находящихся в бедственном положении, и предоставить возможность иностранцам, добивающимся немецкого гражданства, сохранить прежнее. Бывшие коммунисты призвали обеспечить гарантии демократических прав иностранцам, включая беженцев, требовали предоставлять права на убежище лицам, преследуемым по политическим, религиозным и этническим мотивам [25, S. 11].

Темы иммиграции, политических беженцев и переселенцев быстро стали важной составной частью про-грамматики ПДС. Однако они долгое время носили преимущественно теоретико-идеологический характер и часто не были связаны с конкретными насущными проблемами электората бывших коммунистов. В «новых землях» Германии по-прежнему очень мало иностранцев. Большинство из них сконцентрировано в крупных городах Запада, где этнические общины формировались десятилетиями. Исключение составляет Берлин - город, соединяющий в себе черты запада и востока ФРГ и который даже через 25 лет после объединения страны не стал единым целым. Собственно, до сих пор имеется два Берлина - богатый западный с большим количеством мигрантов и относительно бедный восточный, где мигранты только начинают осваиваться и их немного. На выборах в Палату депутатов Берлина 1990 г. ПДС получила 9,2% голосов [27], а в 1992 г. «демократические социалисты» собрали 11,3% на выборах в Окружное представительное собрание Берлина [28]. В обоих случаях голоса ПДС дали преимущественно восточные районы города. Избирателей с миграционным прошлым, среди которых много выходцев из бывшего СССР, мало привлекала риторика бывших коммунистов. Они предпочитали голосовать за «зелёных» и СДПГ. В 1999 г. накануне очередных выборов в палату депутатов Берлина принимается программа «Берлин для всех: политика для всего города». Предвыборная программа для многонационального города с большим количеством населения, обладающего миграционными корнями, традиционно содержала значительный контент положений, касающихся иностранцев. В документе отмечалось, что политика «большой коалиции» в Берлине значительно ухудшила положение беженцев и мигрантов. Между тем, по мнению ПДС, «без миграции Берлин не стал бы великим городом

и значимым международным центром» [3, S. 21]. По мнению бывших восточногерманских коммунистов, Берлин нуждался в придании мощного импульса для мирного равноправного сосуществования людей разного этнокультурного и религиозного происхождения и воссоздания гуманного права на убежище. Особое внимание призывалось уделить подрастающему поколению, не разделяя их на немцев и иностранцев: «Каждый ребенок, каждый подросток имеет право на самоопределение в жизни независимо от возраста, пола, цвета кожи, национального происхождения, языка, социального положения, вероисповедания, сексуальной ориентации, физической или душевной инвалидности» [Ibidem, S. 29]. Поднимая проблему занятости и безработицы, ПДС Берлина указывала на то, что любой человек, вне зависимости от пола, расы или этнической принадлежности, должен иметь доступ к достойному труду. Возражая правым радикалам, считающим именно живущих в ФРГ иностранцев ответственными за массовую безработицу, бывшие коммунисты называют истинные, по их мнению, причины проблем в сфере занятости: «Доминирование ценностных интересов капитала и политика создания оптимальных условий для крупных предприятий, которые уничтожают рабочие места и загоняют миллионы людей в нищету» [Ibidem, S. 71].

В программе к выборам в Бундестаг 2002 г. «демократические социалисты» подчеркнули обособленность своей политической линии относительно других крупных политических партий ФРГ: в отличие от ПДС, «СДПГ и "зелёные", с одной стороны, ХДС/ХСС, с другой стороны, борются за правительственную власть и нюансы одинаковой политики» [15, S. 3]. Значительное внимание в программе уделялось проблемам беженцев, укреплению прав мигрантов, сохранению и расширению права на убежище, противодействию правому экстремизму. В программе вновь предлагалось открыть границы для беженцев: «Государство, которое не пускает людей, находящихся в беде, нарушает элементарные гуманитарные обязательства. ПДС выступает за то, чтобы не только государственное, но и негосударственное, в том числе и связанное со спецификой пола, преследование стало основанием для предоставления убежища» [Ibidem, S. 38]. Указывая на то, что Германия является страной иммиграции, ПДС призывала к активизации миграционной политики, что должно было выражаться в социальных инвестициях в языковую поддержку, учреждения культуры, конкретную интеграционную помощь и социальную работу. Хотя избирательная кампания бывших восточногерманских коммунистов была достаточно насыщенной, тем не менее по изобретательности и агрессивности она уступала, например, «зелёным» и либералам. Кроме того, внимание общественности федеративной республики в последние месяцы накануне выборов в Бундестаг было привлечено к противоборству двух крупнейших политических сил страны - ХДС/ХСС и СДПГ. Определённое значение сыграло и разрушительное наводнение, поразившее в августе 2002 г. преимущественно восточные районы страны. В исправлении его последствий основную роль сыграли, разумеется, крупные и правящие партии. Наконец, самый узнаваемый и один из наиболее авторитетных лидеров ПДС Грегор Гизи оказался замешанным в скандале с бонусами авиакомпании Люфтганза. Неудивительно, что на выборах в парламент ФРГ 2002 г. ПДС получила всего 4% голосов избирателей и сумела провести 2 депутатов за счёт прямых мандатов. Партия даже не могла создать собственную фракцию в 15 Бундестаге, её депутаты числились как «независимые» [14].

Поражение заставило ПДС активизировать курс реформ. В 2003 г. была принята новая программа партии, которая отразила произошедшие изменения на пути продолжения трансформации ПДС и избавления её от откровенных рецидивов СЕПГ. Проведённые реформы оказались достаточно действенными, и 2004 г. стал одним из самых успешных в истории Партии демократического социализма. Особо впечатляющими были результаты выборов в восточных землях: Тюрингия - 26,1%, Саксония - 23,6%, Бранденбург - 28%. Даже 2,3% голосов, полученные в Саарланде, следует отнести к успеху: на предыдущих выборах в этой западной земле бывшие коммунисты получили всего 0,8% [22]. Наконец, на выборах в Европейский парламент партия добилась 6,1% (+0,3%) голосов [28].

В июле 2005 г. ПДС рассталась со своим прежним наименованием, изменив его на Левую партию, а 27 августа 2005 г. на IX съезде партии в Берлине была принята предвыборная программа «За новую социальную идею. Левая партия. ПДС». В преамбуле подчёркивалось, что «СДПГ, Зеленые, ХДС/ХСС и СВДП не предлагают возможность выбора различных политических направлений. Они представляют исключительно различные варианты политики социального демонтажа и перераспределения снизу вверх» [19, S. 5]. В программе обращалось внимание на то, что до сих пор в федеративной республике многие люди оказываются обделёнными вследствие их пола, возраста, цвета кожи, религии, инвалидности или сексуальной ориентации. «Дискриминация любого рода является неприемлемой для человеческого достоинства» - уверены «левые» [Ibidem, S. 23]. Поэтому для обеспечения прав обделённых они требовали принятия и реализации универсального антидискриминационного закона. Одной из важнейших составляющих борьбы за права мигрантов и других представителей меньшинств для «левых», как и раньше, является противодействие правому экстремизму. Они предлагали образовать всеобщий союз против проявлений правого экстремизма, расизма, антисемитизма, неонацизма, национализма и отсутствия толерантности. Вновь подтверждая мнение о том, что Германия является страной иммиграции, «левые» выступили в поддержку основополагающего права на убежище и за отмену дискриминационных, по их мнению, положений действующего закона об убежище. «Для сотен тысяч живущих нелегально и часто являющихся жертвами педантичной эксплуатации, мы хотим создать перспективы легального пребывания» [Ibidem, S. 24]. Выступая за гармонизацию политики по отношению к мигрантам и беженцам в масштабах ЕС, «левые» призывали обратить особое внимание на проблемы, связанные с детьми мигрантов и беженцев. Одно из требований «левых» касалось модернизации закона о гражданстве: «Каждый, кто родился в Германии, должен иметь право на немецкое гражданство» [Ibidem, S. 25].

Кроме того, «левые» считали возможным сохранение прежнего гражданства для лиц, получающих немецкий паспорт. На состоявшихся 18 сентября 2005 г. выборах в германский Бундестаг ЛП получила поддержку 8,7% избирателей и 54 депутатских места [4].

Одной из проблем, на которой зачастую акцентируется внимание общественности, является иностранная преступность. Проблема выступает в роли своеобразной «лакмусовой бумаги», разграничивающей политические силы, по-разному подходящие как к самой проблеме, так и к способам её решения. Говоря о преступности вообще и об иностранной преступности в частности, представители ПДС заверяют, что очень серьёзно воспринимают опасения и озабоченность большинства людей относительно криминалитета и терроризма. Тем не менее они выступают против политики, которая нагнетает страхи и озабоченность людей. Кроме того, «демократические социалисты» подчёркивают, что «никто не может гарантировать абсолютной безопасности» [15, S. 35]. В отличие от партий «справа от центра», «левые» уверены, что криминалитет не исчезнет, если полицейских станет больше, законы - жёстче, штрафы увеличатся, как и сроки наказания. «Это дешёвый популизм», - отмечал председатель фракции ПДС в Бундестаге Рональд Клаус, - «большего успеха можно добиться, если преодолеть общественные и социальные причины криминалитета» [5, S. 61]. Вслед за «зелёными» «левые» считают, что страшные цифры иностранной преступности, приводимые официальными статистическими службами, не соответствуют действительности. Они обращают внимание на то, что значительная часть преступлений и правонарушений, приписываемых иностранцам, на деле относятся к категории специфических. Иными словами, их могут совершать только иностранцы. Поэтому «демократические социалисты» категорически против самого понятия «иностранная преступность». Они уверены, что «мигранты не более криминальны, чем немцы» [Ibidem, S. 62]. По мнению бывших коммунистов, для того чтобы покончить с преступлениями мигрантов и беженцев, следует, во-первых, постоянно улучшать их социальное, экономическое и правовое положение, а во-вторых, декриминализовать ситуацию с преступлениями, специфическими для иностранцев. Например, не преследовать за нелегальное пересечение границы или незаконное пребывание на территории Германии. «Криминалитет является не проблемой паспорта, а проблемой социальной интеграции», - отмечал сотрудник фракции ПДС в Бундестаге Марк Хольцбергер [17, S. 55].

«Новой страницей в истории ПДС стало ее сотрудничество с возникшей в начале 2005 г. партией "Труд и социальная справедливость - Избирательная альтернатива" (ИАТСС), в которую вошли представители левоориентированных профсоюзов и бывшие члены СДПГ, недовольные политикой ее руководства» [1]. Недовольство было вызвано, прежде всего, деятельностью «чёрно-красного» правительства «большой коалиции», в котором социал-демократы играли роль младшего партнёра. ИАТСС заявила о себе как политической силе, выступающей с позиции защиты труда и социальной справедливости. Программа ИАТСС, наряду с экономическими требованиями содержала и положения, касающиеся иностранного населения Германии. В ней подчёркивалось: «Люди различного этнического и географического происхождения давно являются прочной составной частью нашего общества. Как и все остальные, они имеют право на самоопределение в жизни, на трудовую занятость, социальное обеспечение, а также культурное и политическое участие» [2, S. 19]. Почти сразу после образования новой партии между ней и ПДС начались переговоры о возможности политического сотрудничества, и вскоре было достигнуто соглашение об образовании предвыборного объединения. С 30 марта по 18 мая 2007 г. одновременно в Левой партии ПДС и в ИАТСС прошёл референдум, в ходе которого большая часть членов обеих организаций высказалась в пользу слияния [7]. Завершил процесс объединительный съезд, состоявшийся 16 июня 2007 г.

Выборы в Бундестаг 2013 г. показали, что «левые» не собираются менять свою политику поддержки беженцев и переселенцев и выступают за укрепление немецкой «культуры гостеприимства». Они уверены: «Германия может и обязана взять на себя приём людей, нуждающихся в помощи» [32]. В предвыборной программе «100% социальная» бывшие коммунисты обвинили власти в дискриминации мигрантов и решительно потребовали предоставления равных прав на социальное и политическое участие для всех людей, живущих в Германии. Что же касается «недостойных общественных дискуссий» относительно финансового обеспечения политики, направленной на поддержку меньшинств, то она, по мнению «ЛП», «должна остаться в прошлом» [31]. Программа призывала прекратить издевательства, которым подвергаются беженцы, пытающиеся обрести убежище в Германии, со стороны пограничных служб, и прежде всего на границах ЕС. В самой Германии предлагалось отказаться от унизительной практики размещения мигрантов в специальных лагерях и закона, запрещающего беженцам покидать предписанный для проживания район. Обосновывая право мигрантов на въезд в страну, «левые» обращают внимание на ответственность государств-экспортёров оружия, к которым относится и Германия, за войны, бедствия и голод по всему миру и требуют «гуманной иммиграционной политики по отношению к беженцам как на германском, так и европейском уровне» [Ibidem]. Благожелательная политика в отношении мигрантов не могла не сказаться на результатах голосования. Левые получили 8,6% голосов, потеряв 3,3%. Зато неожиданно для всех 4,7% набрала созданная перед выборами партия евроскептиков «Альтернатива для Германии» (АдГ), выступавшая за отказ от единой европейской валюты и «Европу отечеств» [13]. При этом в лагерь АдГ перешло не только 510 тыс. сторонников ХДС/ХСС, но и более 100 тыс. избирателей, ранее голосовавших за «Левых» [33]. Потери, пусть и меньшие, Левые понесли и на выборах в Европарламент - 7,5% (-0,1%) [12].

События 2013-2016 гг. показали, что проблема иностранной миграции приобретает всё большую актуальность и перестаёт быть ведущей пропагандистской темой исключительно правых радикалов. Она вошла в разряд наиболее значимых для значительной части немецкого общества и серьёзно раскалывает его уже

не по партийным пристрастиям, а по отношению к беженцам. Лавинообразное усиление миграционного потока в 2015 г. не привело к коррекции политики «левых». Бывшие коммунисты не только фактически поддержали линию правящей коалиции, но и критиковали официальную трактовку политики «культуры гостеприимства», ориентированную, по их мнению, только на тех мигрантов, «которые могут быть полезны Германии» [6]. Лидер фракции «левых» в Бундестаге Грегор Гизи на встрече с иммигрантами заявил: «Я считаю само собой разумеющимся, что мы обязаны достойно принять беженцев. Федерация должна оплатить всё» [12]. В изданной Фондом имени Розы Люксембург брошюре также утверждается, что Федеральное правительство вполне способно профинансировать беженцев и, несмотря на возможные конфликтные ситуации, «мы... должны защитить людей от смерти» [20, S. 2]. На съезде ЛП в Магдебурге в мае 2016 г. официальная политика властей вновь была подвергнута осуждению: «Действия "большой коалиции" по отношению к беженцам, интеграции, инфраструктуре и социальной политике приводят к нарастанию конфликтов и дальнейшему расколу общества» [18]. Однако, подвергая критике политику правящих партий, сами «левые» не могут предложить действенного рецепта решения иммиграционной проблемы. Одновременно в партии назревает раскол между руководством, выступающим за преемственность курса в отношении иммиграционной политики, и частью рядовых членов и избирателей, многие из которых участвуют в акциях ПЕГИДА [16]. «Левые» теряют позиции не только на западе, но и на востоке страны, о чём свидетельствуют результаты земельных выборов 2016 г. Накануне начала избирательной кампании по выборам в Бундестаг партии необходимо решительно определиться с выбором курса, в том числе и в области иммиграционной политики.

Список литературы

1. Спасский Е. Н. Левая партия в партийной системе ФРГ: от изоляции к ускоренности [Электронный ресурс]. URL: http://www.politex.info/content/view/196/ (дата обращения: 07.07.2016).

2. Arbeit & soziale Gerechtigkeit - die Wahlalternative. Grundsatzprogramm der WAGS. Berlin, 2005. 28 S.

3. Berlin für alle: Politik für ganze Stadt. Programm der PDS Berlin zu Abgeordnetenhaus-Wahlen 1999. Berlin, 1999. 96 S.

4. Bundestagswahlen [Электронный ресурс]. URL: https://www.die-linke.de/die-linke/wahlen/wahlergebnisse/bundestagswahlen/ (дата обращения: 22.09.2016).

5. Claus R. Durch-Blick / PDS-Politik von A bis Z. Berlin, 2002. 78 S.

6. Dagdelen S. Willkommenskultur durch gleiche Rechte für Migranten [Электронный ресурс]. URL: http://www.linksfraktion.de/ pressemitteilungen/willkommenskultur-gleiche-rechte-migranten/?rss (дата обращения: 11.08.2016).

7. Der neue Weg. Ökologisch, sozial, wirtschaftlich stark. Regierungsprogramm 1990-1994. Beschlossen vom PDSParteitag in Berlin am 28. September 1990. Berlin, 1990. 33 S.

8. Deutscher Bundestag [Электронный ресурс]. URL: http://www.bundestag.de/bundestag/fraktionen (дата обращения: 06.08.2016).

9. Die Linke Angst vor dem Fremden [Электронный ресурс]. URL: http://www.sueddeutsche.de/politik/die-linke-die-stille-am-rand-1.2653859 (дата обращения: 07.07.2016).

10. „Die neue Linke kommt" [Электронный ресурс]. URL: http://www.faz.net/aktuell/politik/inland/parteienfusion-die-neue-linke-kommt-1436339.html (дата обращения: 07.07.2016).

11. Einwanderungsland Deutschland / Die linke Kraft PDS. Berlin, 2002. 47 S.

12. Endgültiges Ergebnis der Bundestagswahl 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundeswahlleiter.de/de/ bundestagswahlen/BTW_BUND_13/ergebnisse/bundesergebnisse/index.html (дата обращения: 02.07.2016).

13. Endgültiges Ergebnis des Europawahl 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundeswahlleiter.de/de/europawahlen/ EU_BUND_14/ergebnisse/bundesergebnisse/index.html (дата обращения: 12.07.2016).

14. Ergebnisse der Bundestagswahlen [Электронный ресурс]. URL: http://www.wahlrecht.de/ergebnisse/bundestag.htm (дата обращения: 07.07.2016).

15. Es geht auch anders: Nur Gerechtigkeit sichert Zukunft! Programm der PDS zur Bundestagswahl 2002. Berlin, 2002. 48 S.

16. Flüchtlingskrise: Das Dilemma der Linken [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/ fluechtlingskrise-das-dilemma-der-linken-a-1062306.html (дата обращения: 12.07.2016).

17. Fluchtlinie Oder-Neisse. Auf Tour der deutschen Ostgrenze. Berlin, 1997. 72 S.

18. Für Demokratie und Solidarität! Gegen den Rechtsruck [Электронный ресурс]. URL: https://www.die-linke.de/partei/ organe/parteitage/magdeburger-parteitag-2016/beschluesse-und-resolutionen/fuer-demokratie-und-solidaritaet-gegen-den-rechtsruck/ (дата обращения: 11.06.2016).

19. Für eine neue soziale Idee. Wahlprogramm zu den Bundestagswahlen 2005. Beschluss der 2. Tagung des 9. Parteitages. Berlin, 27. August 2005. Berlin, 2005. 32 S.

20. Jacob C. Gegenhalten-Fluchtlinge Willkommen-immer noch! Berlin, 2016. 71 S.

21. Jeder Vierte würde auf Flüchtlinge schissen lassen [Электронный ресурс]. URL: http://www.welt.de/politik/ deutsch-land/article151900586/Jeder-Vierte-wuerde-auf-Fluechtlinge-schiessen-lassen.html (дата обращения: 09.08.2016).

22. Landtagswahlen 1947 bis 2012 im Saarland [Электронный ресурс]. URL: http://www.saarland.de/dokumente/thema_ wahlen/LW4712_Land.pdf (дата обращения: 07.07.2016).

23. Mehrheit der Deutschen gegen Einwanderung aus Nicht-EU-Ländern [Электронный ресурс]. URL: http://www.zeit. de/gesellschaft/zeitgeschehen/2015-02/migration-eurobarometer-deutschland-ablehnung-nicht-eu-laender (дата обращения: 06.08.2016).

24. Mitgliederzahlen [Электронный ресурс]. URL: https://www.die-linke.de/partei/fakten/mitgliederzahlen/mitgliederzahlen 20072011/ (дата обращения: 06.08.2016).

25. Programm der Partei des Demokratischen Sozialismus. Berlin, 2000. 26 S.

26. Statut der Partei des Demokratischen Sozialismus // Partei des Demokratischen Sozialismus. Programm und Statut. Berlin, 1998. S. 27-46.

27. Wahl zum Abgeordnetenhaus von Berlin. Wahlen 1990 [Электронный ресурс]. URL: http://www.die-linke-berlin.de/ wahlen/wahlergebnisse/wahlen_1990/ (дата обращения: 07.07.2016).

28. Wahl zum 6. Europäischen Parlament am 13. Juni 2004 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundeswahlleiter. de/de/europawahlen/fruehere_europawahlen/ew2004.html (дата обращения: 07.08.2016).

29. Wahl zum 12. Deutschen Bundestag am 2. Dezember 1990 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundeswahlleiter.de/ de/bundestagswahlen/fruehere_bundestagswahlen/btw1990.html (дата обращения: 06.08.2016).

30. Wahlen zu den Bezirksverordnetenversammlungen [Электронный ресурс]. URL: http://www.die-linke-berlin.de/wahlen/ wahlergebnisse/wahlen_1992/ (дата обращения: 09.07.2016).

31. Wahlprogramm der Partei DIE LINKE zur Bundestagswahl 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.die-linke.de/fileadmin/download/wahlen2013/bundestagswahlprogramm/bundestagswahlprogramm2013_langfassung.pdf (дата обращения: 10.08.2016).

32. Willkommenskultur statt gefährlicher Hetze [Электронный ресурс]. URL: https://www.die-linke.de/politik/themen/ detail/zurueck/fluechtlinge-willkommen/artikel/willkommenskultur-statt-gefaehrlicher-hetze/ (дата обращения: 09.08.2016).

33. Wo kaum einer zur Wahl ging [Электронный ресурс]. URL: http://www.sueddeutsche.de/politik/fakten-zur-europawahl-wo-kaum-einer-zur-wahl-ging-1.1975410 (дата обращения: 01.07.2016).

IMMIGRATION POLICY OF THE GERMAN "LEFT PARTY - PDS": GENESIS, EVOLUTION AND PROSPECTS

Shcherbakov Vyacheslav Yur'evich, Ph. D. in History, Associate Professor Southern Federal University in Rostov-on-Don sherbakov.viacheslav@yandex.ru

The article examines the policy of the German "Left Party" in the context of the foreign migration problem. The author points out that this policy is based on the principles typical for the founder of the modern German "left wing" - "The Socialist Unity Party of Germany". The successors of eastern Germany's Communists tend to support foreign migration. The paper emphasizes the fact that the migration crisis of 2014-2016 promoted misunderstanding between the leadership and the ordinary party members. The researcher concludes that attitude towards immigration can serve as a motive for a serious intra-party crisis and cause further decrease of influence of the "left wing".

Key words and phrases: The Party of Democratic Socialism; The Left Party; refugees issue; immigration crisis; Bundestag elections; "hospitality culture"; protection of immigrants' rights.

УДК 7.067 Искусствоведение

В работе обозначена проблема исследования мемориалов, созданных скульптором И. Ц. Зоммером на территории Алтайского края в память о погибших в Великой Отечественной войне. Проведена комплексная работа по изучению и уточнению количества монументов этого автора. Цель работы: показать сохранение исторической памяти о войне 1941-1945 гг. через личный вклад автора мемориальных комплексов и военно-мемориального наследия как произведений искусства, оказывающих влияние на воспитание патриотизма и толерантности у молодого поколения.

Ключевые слова и фразы: мемориал; российские немцы; тема войны; скульптор; И. Ц. Зоммер.

Язовская Светлана Викторовна

Алтайский государственный университет, г. Барнаул svmuz@mail.ru

МЕМОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СКУЛЬПТОРА И. Ц. ЗОММЕРА НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Тема Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. была ведущей в творчестве скульптора Иоганнеса Цахеусо-вича Зоммера. В СССР в послевоенное время наряду с восстановлением разрушенных городов и сёл с целью сохранения в памяти поколений подвига советского народа, победившего фашизм, возводились мемориальные комплексы. Мемориалы аккумулируют традиционные и исторические ценности, передающиеся от одного поколения следующему, и оказывают влияние на патриотическое воспитание молодёжи.

Энциклопедия определяет «историческую память» как «набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа» [1]. Фактически вся историческая память российского общества держится на воспоминаниях о Великой Отечественной войне. Как указывает А. И. Миллер: «У России трудная, но великая история, полная крупных достижений, блистательных побед и масштабных трагедий. Их нужно вернуть в сознание людей, чтобы они ощущали себя ответственными наследниками прежних поколений» [2]. Приобщение к искусству оказывает непосредственное влияние на формирование исторической памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.