УДК 329.14(430)
П. М. Рукавицын, И. В. Манохин
Рукавицын П. М., доктор политических наук, доцент, член диссертационного совета при МГЛУ; e-mail: [email protected] Манохин И. В., кандидат исторических наук, и.о. ректора МГЛУ; e-mail: [email protected]
ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ И ИНТЕГРАЦИЯ ИНОСТРАНЦЕВ: МАСШТАБЫ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
В статье рассматриваются особенности иммиграционной политики Германии на современном этапе, а также комплекс проблем социально-экономического характера, связанных с интеграцией иностранцев в немецкое общество. Авторы дают оценку созданному в 2014 г. протестному движению ПЕГИДА, анализируют условия, необходимые для выхода ФРГ из кризиса, вызванного массовым наплывом беженцев.
Ключевые слова: беженцы; Евросоюз, иммиграция; Ангела Меркель; ПЕГИДА; ФРГ.
P. M. Rukavitsyn, I. V. Manokhin
Rukavitsyn P. M., Doctor of Political Science, member of dissertation review council, MSLU; e-mail: [email protected]
Manokhin I. V., PhD (History), Acting president, MSLU; e-mail: [email protected]
GERMANY'S IMMIGRATION POLICY AND INTEGRATION OF FOREIGNERS: PROBLEM SCOPE AND SOLUTIONS
The article analyzes peculiarities of Germany's current immigration policy and social and economic issues associated with foreigners' integration into German society. The authors take a closer look at the PEGIDA protest movement created in 2014 and analyze conditions that would allow Germany to tackle the crisis caused by the recent massive influx of refugees.
Key words: refugees; European Union; immigration; Angela Merkel; PEGIDA; Germany.
В ФРГ ключевым событием 2015 г., во многом определившим политическую повестку дня, стал наплыв большого количества беженцев. Впервые в XXI в. их количество превысило 1 млн человек.
Такое развитие событий стало возможным в результате стечения ряда обстоятельств. Во-первых, в настоящее время количество
беженцев в мире велико как никогда - оно достигло почти 60 млн человек [15]. Значительная их часть - жертвы военных конфликтов. Многие стали экономическими беженцами. В своих странах они не видят перспективы для себя и своих детей. Как справедливо отмечает ряд исследователей, диспропорции качества жизни в развитых и развивающихся странах постоянно увеличиваются [1]. Таким образом, в будущем потоки так называемых экономических беженцев только усилятся. Развитию этой тенденции будут способствовать природно-климатические изменения в ряде регионов Африки и Ближнего Востока - заметное повышение среднесуточных температур и истощение водных ресурсов. В результате эти регионы в течение ближайших десятилетий могут стать непригодными для проживания [10].
В 2015 г. обострению проблемы политических беженцев способствовала в первую очередь эскалация конфликтов в странах Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки. При этом одной из приоритетных целей сотен тысяч людей, покинувших свои дома, стали страны Европы в целом и ФРГ, в частности.
В Германии приток беженцев воспринимается двояко. С одной стороны, с 1972 г. в ФРГ начался процесс сокращения коренного населения. Численность титульной нации ежегодно уменьшается на 100-200 тыс. человек. В случае полного прекращения иммиграции к 2060 г. население сократится с нынешних 80 до 60 млн человек [12]. С учетом процесса прогрессирующего старения жителей Германии это обернется заметным увеличением нагрузки на всю систему социального обеспечения.
В этой связи в обществе сформировалось понимание необходимости увеличения числа лиц трудоспособного возраста. При сокращении титульной нации это возможно только за счет иммигрантов. Казалось бы, небывалый приток беженцев поможет решить проблему нехватки налогоплательщиков. Остается только грамотно интегрировать их в немецкое общество. И тогда дети иммигрантов станут полноценными гражданами, как это происходило, например, с тысячами поляков, в конце XIX в. переселившихся в Рурскую область для работы на угольных шахтах и металлургических предприятиях.
Но повторение успешного опыта XIX в. в современных условиях невозможно. Католики-поляки были цивилизационно близки немцам. А многие нынешние иммигранты прибывают из мусульманских стран.
И значительная их часть не собирается интегрироваться в немецкое общество. Они живут изолированными общинами. Плохо говорят по-немецки. Создают проблемы для правоохранительных органов. Часто в их отношениях с местным населением возникает заметное напряжение. Поэтому прибытие в Германию сотен тысяч беженцев, наряду с сочувствием к перенесенным ими страданиям, у многих граждан вызывает и менее позитивные эмоции.
В целом, никто не против абстрактных беженцев, которым помогают где-то в другом месте. Но когда выясняется, что приюты для их размещения будут находиться в непосредственной близости от их местожительства, некоторые совсем не экстремистски настроенные граждане ФРГ начинают борьбу за сохранение привычного уклада жизни неординарными способами. Так, в Гамбурге один чиновник, не замеченный ранее в противоправных действиях, поджег здание, в котором через некоторое время должны были разместиться беженцы. Всего в 2015 г. произошло свыше 500 нападений на приюты для беженцев. Две трети нападавших, по данным полиции, - обыватели, не связанные с правоэкстремистскими организациями [4].
В этой же связи следует упомянуть и появление в Дрездене в октябре 2014 г. движения ПЕГИДА (Патриотические европейцы против исламизации Запада). Почти еженедельно его сторонники проводят демонстрации. Численность участников обычно составляет несколько тысяч человек. Официально движение выступает за равномерное распределение беженцев по странам Евросоюза, прекращение доступа в Германию иммигрантов с криминальным прошлым. Но де-факто оно способствует нагнетанию в немецком обществе негативных настроений по отношению к выходцам из стран третьего мира.
Вслед за ПЕГИДОЙ в ФРГ во многих городах начали возникать аналогичные объединения - ЛЕГИДА (в Лейпциге), НЮГИДА (в Нюрнберге) и т. д. Организационно эти движения не связаны между собой. Их объединяет общая цель - изменение иммиграционной политики Германии.
Основной причиной создания антиисламских движений во многих городах ФРГ стала реакция среднестатистического гражданина на угрозу, которую, по его мнению, иммигранты создают для сложившегося в Германии образа жизни. Одновременно появление движений - это и серьезный упрек немецким властям в целом, и А. Меркель
в частности в неспособности решать насущные для страны проблемы. Ведь в Германии, в отличие от других стран Запада, до сих пор не создана система привлечения высококвалифицированных иностранцев, с одной стороны, и максимального ограничения числа «экономических беженцев» - с другой. Именно эта категория иммигрантов под видом политических беженцев в настоящее время продолжает массово проникать на территорию ФРГ, внося тем самым немалый вклад в разжигание антииммигрантских настроений в обществе.
В качестве признака слабости власти следует расценивать и то обстоятельство, что в Германии серьезный анализ причин возникновения ПЕГИДЫ, с подачи А. Меркель, фактически оказался подменен обвинением сторонников движения в ненависти к иностранцам и в их связях с ультраправыми. В новогодних обращениях канцлера Германии накануне 2015 и 2016 гг. она говорила об опасности ПЕГИДЫ и недопустимости ее поддержки. Из лидеров парламентских партий только председатель СДПГ З. Габриэль встречался с представителями данного движения. Несмотря на то, что он сделал это как частное лицо, а не как политик федерального масштаба, его поступок был подвергнут всеобщей критике.
Таким образом, вместо серьезного анализа политическая элита ФРГ занимается самообманом. Подвергая ПЕГИДУ уничтожающей критике, она надеется таким образом решить проблему народных протестов против исламизации Германии. То есть вместо того, чтобы бороться с причинами явления, она борется с их последствиями.
Следует отметить, что политическая элита ФРГ, столкнувшись с увеличением количества иностранцев в стране, продемонстрировала некоторую растерянность. Проблема постоянно обостряется. Общее число иностранцев и их потомков (в Германии для их обозначения используется термин «лица с миграционным прошлым») растет и на сегодняшний день составляет около 20 % населения [7. с. 27]. При этом значительное их число, в первую очередь мусульмане, не интегрируются в немецкое общество.
Иллюстрацией общей растерянности стала и позиция федерального канцлера. Сначала она говорила о мультикультурализме - сосуществовании и взаимном обогащении различных культур. Затем отказалась от этой концепции [2]. Аналогичной непоследовательностью отмечено и ее отношение к выдвинутому бывшим президентом
ФРГ К. Вульфом тезису о том, что ислам является частью Германии. Сначала она прохладно отнеслась к этой мысли, но затем поддержала к тому времени досрочно покинувшего свой пост К. Вульфа. И сделала это вопреки мнению большинства населения. По данным социологических опросов, 83 % немцев считают, что ислам не соответствует их культуре [16].
В ситуации с беженцами обычно подчеркнуто сдержанная Ангела Меркель повела себя излишне эмоционально. В сентябре 2015 г. она приняла решение о пропуске в Германию тысяч беженцев, скопившихся на территории Венгрии. Меркель сделала ставку на решение проблемы в масштабах Евросоюза. Но она переоценила степень своего влияния на партнеров по ЕС. Многие из них прохладно отнеслись к предложению немецкого канцлера о распределении беженцев по странам Евросоюза в соответствии с установленными для каждой страны квотами. А венгерский премьер-министр В. Орбан вообще назвал сложившуюся ситуацию «немецкой проблемой» [3].
Обращаясь к населению Германии, А. Меркель выступила с лозунгом «Мы справимся!». Этот лозунг сделал ее кумиром среди беженцев, но привел к явному снижению поддержки у собственных избирателей. Более того, коллеги по правящей коалиции, однопартийцы, представители власти на местах, - все они на протяжении нескольких месяцев критиковали позицию федерального канцлера по данному вопросу. Председатель Христианско-социального союза Х. Зеехофер открыто назвал решение председателя правительства ошибкой [9]. 44 депутата фракции ХДС/ХСС в бундестаге обратились к Меркель с письмом, в котором заявили о том, что страна находится на пределе своих возможностей. В этой связи, по мнению авторов письма, необходимо привести практику приема беженцев в соответствие с действующим законодательством [6]. Но наиболее жесткую оценку действиям федерального канцлера дал бывший министр юстиции Саксонии Ш. Хайтман. Он вышел из рядов ХДС и в открытом письме А. Меркель отметил, что возглавляемая ею правящая коалиция в период национального кризиса оказалась недееспособной. По мнению Хайтмана, даже во времена существования ГДР он не чувствовал себя настолько чужим в собственной стране [14].
Столь эмоциональная реакция людей, на практике сталкивающихся с последствиями иммиграционной политики федерального
правительства, вполне объяснима. Они видят смену настроений в германском обществе, произошедшую во второй половине 2015 г. Если беженцев, прибывших из Венгрии в сентябре 2015 г., встречали с цветами, то затем отношение к ним изменилось. При этом важным этапом изменений стали события, произошедшие в Кёльне в новогоднюю ночь 2016 г., где обвиняемыми в массовых домогательствах и кражах, происходивших на площади перед зданием главного вокзала, были выходцы из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Это событие стало еще одним звеном обострения криминогенной обстановки в Германии. В настоящее время этнические преступные группировки контролируют целые районы ряда городов ФРГ. Например, в Дуйсбурге, Эссене или Гельзенкирхене полиция вообще остерегается посещать такие районы [11]. Этнические группировки контролируют торговлю наркотиками, занимаются рэкетом. В Берлине, например, на долю нескольких ливанских группировок приходится до 40 % преступлений, регистрируемых в сфере организованной преступности [8]. Воспользовавшись ростом числа беженцев, этнические преступные группировки стали активнее рекрутировать среди них новых членов. Заметно ухудшается криминогенная обстановка в местах расположения приютов. Там растет количество мелких краж, грабежей, изнасилований, что, естественно, вызывает возмущение у местных жителей.
Рост преступности, связанный с наплывом беженцев, заставил главу Федерального ведомства криминальной полиции признаться, что при сохранении таких темпов иммиграции его подчиненным долго не продержаться [13]. С такой нагрузкой не справляются и другие ведомства. В административных судах, например, из-за недостатка судей месяцами лежат апелляции иммигрантов, которым было отказано в получении статуса беженца.
Следует отметить, что к концу 2015 г. не работала в нормальном режиме даже федеральная система учета беженцев. Каждая земля ФРГ ведет свой учет. При этом единые стандарты не разработаны, базы данных не объединены ни на федеральном, ни на общеевропейском уровне [15]. Всё это создает условия для различного рода злоупотреблений.
Таким образом, на сегодняшний день в Германии фактически не решена проблема успешной интеграции проживающих в ФРГ иностранцев в немецкое общество. Долгое время ведущие политические
партии страны тешили себя иллюзиями мультикультурализма. Но затем данная позиция была официально признана ошибочной. Тем не менее эффективной системы интеграции иностранцев до сих пор так и не создано. Более того, Германия на сегодняшний день не имеет и продуманной иммиграционной политики. Не создан соответствующий современным реалиям механизм привлечения в страну необходимых немецкой экономике иностранцев. В этом отношении ФРГ безнадежно проигрывает многим странам Запада. На глобальном рынке труда идет ожесточенная борьба за высококвалифицированные трудовые ресурсы. И позиция аутсайдера в этой борьбе оборачивается для немецкой экономики серьезными потерями.
Положения Конституции ФРГ о предоставлении политического убежища всем нуждающимся в нем приводят к массовым злоупотреблениям. В результате Германия превратилась в приоритетную цель для всех беженцев, оказавшихся на территории ЕС. При этом кризисная ситуация, сложившаяся в ФРГ в данной области в 2015 г., высветила еще одно обстоятельство исключительной важности. Мир становится всё более взаимозависимым. И попытки отгородиться от глобальных проблем, замкнуться в рамках своих национальных границ обречены на неудачу. На сегодняшний день Германия еще не полностью рассталась со статусом «экономического гиганта и политического карлика». Ограниченность ее суверенитета, постоянное следование в фарватере американской внешней политики, как показывает опыт 2015 г., неизбежно будут приводить к серьезным издержкам, вплоть до острых внутриполитических кризисов.
У обозначенной проблемы нет простого и быстрого решения. Германии предстоит пройти долгий и нелегкий путь. Но начинать необходимо с достижения общенационального консенсуса по вопросам иммиграционной политики и интеграции иностранцев. Но только на национальном уровне эта проблема не может быть решена. А. Меркель права, настаивая на разработке общеевропейских подходов к решению проблемы беженцев. Неспособность сформулировать и реализовать единую стратегию в данном вопросе может негативно отразиться на будущем Евросоюза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Касюк А. Я. Направления глобализации в мире и в России // Вестник
МГЛУ (Общественные науки). - 2015. - № 2 (713). - С. 57.
2. Рукавицын П. М. Сохранение национальной идентичности странами Запада в условиях этнодемографического вызова // Вестник МГЛУ (Исторические и политические науки). - 2012. - № 25 (658). - С. 229.
3. Amann M. Die Schutzpatronin // Der Spiegel. - 2015. - № 40. - S. 28.
4. Angriffe auf Flüchtlingsheime: gefährliche Angst. - URL : http://www. spiegel.de/panorama/justiz/angriffe-auf-fluechtlingsheime-warum-die-angst-gefaehrlich-ist-a-1059118.html
5. Bartsch M. Am Rand // Der Spiegel. - 2016. - № 3. - S. 23.
6. Brandbrief zur Flüchtlingspolitik: 44 Unionsabgeordnete gegen Merkel. -URL : http://www.spiegel.de/politik/deutschland/fluechtlingskrise-44-unions abgeordnete-unterschreiben-merkel-brief-a-1072732.html
7. Buschkowsky H. Die andere Gesellschaft. - B. - 2014. - 302 S.
8. Elflein C. Anarchie auf den Straßen // Focus. - 2015. - № 42. - S. 34.
9. Goffart D. "Wir schaffen das" - und damit basta? // Focus. - 2015. - № 39. -S. 25.
10. Klimawandel und Umweltzerstörung: die Wüsten werden wachsen, die Menschen fliehen. - URL : http://www.spiegel.de/wissenschaft/natur/fluecht linge-klimawandel-und-wassermangel-verschaerfen-gefahr-a-105 9195.html
11. Kutzim J. NRW in höchster Not. - URL : http://www.focus.de/politik/ deutschland/politik-und-gesellschaft-nrw-in-hoechster-not_id_4850396.html
12. Maxwill P. Zuwanderer in Deutschland: Deutsche halten sich für tolerant. -URL : http://www.spiegel.de/politik/deutschland/zuwanderung-nach-deutsch land- kaum-willkommenskultur-im-osten-a-1021807.html
13. Münch H. Nach Deutschland, nur um Straftaten zu begehen // Focus. - 2015. -№ 45. - S. 23.
14. Protest gegen Flüchtlingspolitik: Sachsens Ex-Justizminister verlässt CDU. -URL : http://www.spiegel.de/politik/deutschland/sachsen-steffen-heitmann-tritt-aus-cdu-aus-a-1065760.html
15. Rekordzahlen: fast 60 Millionen Menschen weltweit auf der Flucht. -URL : http://www.spiegel.de/politik/ausland/fluechtlinge-fast-60-millionen-menschen-weltweit-auf-der-flucht-a-1065849.html
16. ZickA. Adorno hätte seine Freude // Der Spiegel. - 2015. - № 3. - S. 37.