Время науки
The Times of science
Карапетова Розалина Валерьевна
rozeline@mail. ru ГБПОУ Краснодарского края Краснодарский педагогический колледж г. Краснодар
ИММЕРСИВНЫЙ ТЕАТР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Rozalina Valeryevna Karapetova
rozeline@mail. ru Krasnodar Regional State Educational Establishment Krasnodar Pedagogical College Krasnodar
IMMERSIVE THEATRE IN STUDYING LITERATURE
Иммерсивный спектакль - один из видов современного театрального искусства, возникший во второй половине ХХ века в Европе и затем утвердившийся в США. В России этот жанр появился на сцене в начале XXI века [1]. Он может быть использован и в образовательном процессе школы, например, при изучении литературы.
Существует два вида организации театрального действия, которые условно можно обозначить как «променад» и «квест» [2]. В первом случае предполагается, что обучающиеся будет ходить по заданной траектории за «проводником» и активно наблюдать за действиями героев. В данном случае необходимо продумать «маршрут» и аудиовизуальное сопровождение. К примеру, при изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» обучающиеся могут общаться между собой, переходя от одного накрытого стола к другому, угощаясь прямо во время действия, заговаривая с героями и комментируя увиденное. Причем и в одежде, и в оформлении аудитории должны четко прослеживаться приметы изучаемой эпохи, а действие - сопровождаться соответствующим видеорядом (русская природа или старинная усадьба) и звуками (щебет птиц, тиканье часов, треск поленьев в камине). Обучающиеся, исполняющие роли героев, могут обращаться не только друг к другу, но и вовлекать в диалог остальных присутствующих.
Другой способ организации урока в форме иммерсивного театра можно сравнить с квест-игрой. Здесь необходим другой подход в создании сценографии: помещение делят на зоны, в которых происходят несколько разных действий. Задача обучающихся - по-новому раскрыть сюжет через изучение пространства.
Перед началом занятия зрители получают карту или маршрут, следовать которому вовсе не обязательно, можно построить и свою
20
№4.2
Карапетова Р.В.
Karapetova R.V.
траекторию. Главное - разгадать тайну героя произведения и получить ответ на главный вопрос, задаваемый автором. В каждой из зон можно «подглядывать» за обитателями или стать участником действия, получив записку, предмет или другой знак. К примеру, таким образом можно начать изучение романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: побеседовать с Воландом на Патриарших прудах, подслушать разговор Мастера с Иваном Бездомным или оказаться в Древнем Риме рядом с Великим Прокуратором Иудеи Понтием Пилатом.
Поскольку роман разноплановый, то можно подключить аудиогида, выдав желающим наушники. Также можно предварительно озвучить и записать реплики главных героев, чтобы обучающиеся могли выбрать виртуального собеседника.
Можно сказать, что иммерсивный театр дает всем равные возможности чувственного восприятия другой реальности, ощущения ярких моментов, а возможно, и спасения мира. Здесь распределяются роли, которые проживаются каждым участником.
Литература
1. Иммерсивный театр // Культура. рф. Просветительский проект. - URL: https: //www. culture.ru/s/slovo -dnya/immersivnyi -teatr/ (дата обращения 02.11.2023).
2. Рубникович, М. Ушли с головой: что такое иммерсивный театр и как его понимать. URL: https: //iz. ru/871741/mariia-rubnikovich/ushli-s-golovoi-chto-takoe-immersivnyi-teatr-i-kak-ego-ponimat (дата обращения 02.11.2023).
2023
21