Научная статья на тему 'Имитация в обществе как предмет социально-философского анализа'

Имитация в обществе как предмет социально-философского анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1021
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИЯ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / КОНСТРУКТ / ИМИТАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / IMITATION / CONCEPTUALIZATION / CONSTRUCT / SIMULATION COMPONENT / MANIPULATIVE INFLUENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шалюгина Татьяна Александровна

Статья посвящена проблемам изучения явления имитации в современном российском обществе. Выделены три составляющие: концептуализация понятия имитации; выявление теоретико-методологических подходов анализа; выстраивание исследовательского конструкта в целях изучения сущности, субъектов воспроизводства, социального пространства проявления имитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMITATION IN SOCIETY AS A SUBJECT OF SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article deals with problems of studying the phenomenon of imitation in modern Russian society. There are three components: the conceptualization of the concept of imitation; identification of the theoretical and methodological approaches of analysis; the alignment of the research constructs in order to study the nature and subjects of reproduction of social space of manifestation of the simulation.

Текст научной работы на тему «Имитация в обществе как предмет социально-философского анализа»

УДК 1

Шалюгина Татьяна Александровна

кандидат психологических наук, директор филиала Кубанского государственного университета в г. Кореновске тел.: (86142) 3-61-56

ИМИТАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Shalyugina Tatiana Alexandrovna

Candidate of Pedagogics, director of the affiliate of Kuban State University in Korenovsk tel.: (86142) 3-61-56

IMITATION IN SOCIETY AS A SUBJECT OF SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Аннотация:

Статья посвящена проблемам изучения явления имитации в современном российском обществе. Выделены три составляющие: концептуализация понятия имитации; выявление теоретико-методологических подходов анализа; выстраивание исследовательского конструкта в целях изучения сущности, субъектов воспроизводства, социального пространства проявления имитации.

Ключевые слова:

имитация, концептуализация, конструкт, имитационная составляющая, манипулятивное воздействие.

The summary:

The article deals with problems of studying the phenomenon of imitation in modern Russian society. There are three components: the conceptualization of the concept of imitation; identification of the theoretical and methodological approaches of analysis; the alignment of the research constructs in order to study the nature and subjects of reproduction of social space of manifestation of the simulation.

Keywords:

imitation, conceptualization, construct, simulation component, manipulative influence.

Проблему изучения явления имитации в современном российском обществе условно можно разбить на три составляющие: концептуализация понятия имитации; выявление теоретико-методологических подходов анализа; выстраивание исследовательского конструкта в целях изучения сущности, субъектов воспроизводства, социального пространства проявления имитации.

Философская концептуализация задает основы и теоретические нормативы частных социальных наук, осуществляет рефлексивную работу по осмыслению их предмета и специфики, вырабатывает методологию и категориальную основу исследований. Все эти моменты включаются в исследовательскую программу для работы с социальными явлениями на уровне фактической, эмпирической данности социального [1].

Концептуализация - это процедура введения онтологических представлений в накопленный массив эмпирических данных, первичная теоретическая форма, обеспечивающая теоретическую организацию материала. В социальных науках существуют классические методы, которые при более полном их использовании оказываются вполне применимыми в социокультурных исследованиях: а) функциональный, позволяющий выделить основания социальности, понять значимость для индивидов и общества определенной устойчивой социальной и культурной единицы; б) структурный, обеспечивающий способы построения социокультурных форм; в) семантический, с помощью которого изучается содержание социокультурной жизни, ее символическая представленность в знаковой и символической форме; г) системный, обусловливающий построение непротиворечивой теоретической концепции социокультурного исследования [2].

Понятие имитации тесно связано с понятием социальной реальности. Основные теоретические проблемы изучения явления имитации в значительной мере обусловлены «непроясненностью» онтологических оснований и слабой разработанностью методологического инструментария. Концептуализация предполагает уточнение содержания концепта имитации в связи с понятием социальной реальности, поскольку социальная философия как знание об обществе, как представленность социального в мышлении предполагает установление позиции мыслящего по отношению к наблюдаемой им социальной реальности. Социальнофилософский анализ явления имитации базируется на определенных теоретических подходах как способах философской концептуализации социальной реальности, которые осуществлялись в контексте общемировоззренческой ориентации конкретной эпохи и выражали определенный тип и стиль мышления.

Социальная реальность - наличное бытие человека; действительность, сотворенная человеком на основе преобразования природы и включения ее предметов и свойств в социальное содержательное функционирование. Представление о социальной реальности как единстве объективного (институционального) и субъективного (содержащегося в сознании людей) идет от А. Щюца - одного из наиболее влиятельных представителей феноменологической традиции в социальном познании. По мнению Щюца, социальные науки не просто изучают социальный мир, но принимают участие в его создании совместно с носителями обыденного сознания, со всеми людьми, творящими социальный мир и имеющими знание о нем [3].

Авторский исследовательский анализ исходит из следующих положений: а) явление имитации есть реальная проблема, выражающаяся в многообразии конкретных форм проявления, пронизывающих социальную ткань общества; б) имитация есть понятие, образованное путем логического обобщения и подведения форм и практик продуцирования под соответствующую категорию.

Трудности категоризации понятия имитации связаны с рядом обстоятельств. Во-первых, имитация как явление человеческого бытия содержит в себе набор установок, представлений, образов, отношений, составляющих поле интерпретации социальной реальности, которые с трудом поддаются выявлению и категоризации в силу «размытости» и слабой институциональной формализованности ; в силу этого они не всегда могут быть корректно выявлены, описаны и изучены. Во-вторых, стратегии имитации по-разному проявляются в различные исторические эпохи (или просто в различные периоды времени), что обусловлено культурно-историческим контекстом и конкретными социально-политическими условиями.

Авторское понимание явления имитации в контексте избранных теоретико-методологических ориентиров исходит из того, что имитация - это феномен сознания и поведения. Иначе говоря, имитация вы- 33 -

ступает и как отраженный в сознании «навязанный» конструкт знаково-символической социальной реальности, и как совокупность социальных технологий «внушающего воздействия» и «эмоционального заражения», манипулятивных практик, функционирующих в исторической и актуальной социальной реальности и призванных сформировать видимость и «кажимость» подлинности.

Имитация - это социальное явление, проявляющееся, помимо стремления к подражанию, в искажении социальной определенности, в основе которого - процессы социального действия акторов, связанные с подменой предметно-смысловой реальности путем конструирования символической социальной реальности. Вместе с тем, имитация - это процесс, в основе которого интенциональность социального действия, способствующего: а) символической легитимизации властных субъектов посредством реализации имитационных практик; б) выявлению отношения «массового человека» к доминирующей власти (если он принимает «квазипарламент», «квазимодернизацию», «квазивыборы», то, следовательно, доверяет власти и не считает все эти «артефакты» иллюзорными).

Результат имитации - симулятивная реальность как следствие совокупного субъективно обусловленного воздействия вербально-визуальных практик, политических риторик и социальных технологий. Общество сталкивается с имитационной деятельностью политиков и основных общественных институтов - имитацией как различных образцов, позаимствованных за рубежом, так и имитацией исторического и актуального социального опыта. Имитируются демократические нормы и процедуры - выборы, политический плюрализм, свобода прессы, судов. Имитируется гражданское общество. Имитируется былое имперское величие и «славное историческое прошлое». На фоне политической риторики модернизации и реформирования имитируются процессы подлинного развития.

Л.А. Микешина отмечает, что хХ век дал много новых когнитивных практик и предложил нетрадиционное философское осмысление давно существующих. Среди них: феноменологические подходы к познанию; герменевтический опыт, выраженный в общей теории понимания и интерпретации; практики деконструктивизма и постмодернизма. Особое место заняла эволюционная эпистемология, исследующая познание как момент эволюции живой природы и ее продукт; развивается практика исследований вненаучного знания; накапливается опыт изучения знания и познавательной деятельности в связи с новыми компьютерными технологиями. Иными словами, возникли и возникают различные практики когнито-логии с ее сценариями, ситуационными моделями и фреймами; наконец, происходит осмысление когнитивных феноменов в контексте синергетики [4].

В этом отношении представляется возможным и необходимым рассматривать имитацию через теоретические подходы осмысления социума как пространства, насыщенного образами, создаваемыми разнообразными имитационными технологиями и, как правило, скрывающими или искажающими подлинную реальность. На авторскую методологию существенное воздействие оказали такие подходы, как: а) социальное действие и манипулятивные практики, б) символическая политика и символическое конструирование социальной реальности, в) теория виртуального общества, г) «общество спектакля» и концепция «играизации».

Определенную роль в авторском исследовании играет также «сценарный метод», наиболее последовательно отстаиваемый американским историком Р. Уортманом. Исследования Р. Уортмана посвящены церемониалам российской монархии. Своеобразие подхода американского исследователя в том, что он использует собственную методологию изучения исторических реалий, основанную на принципе сцениро-вания. Он начинает построение ряда своих сценариев с эпохи московской государственности. Затем этот ряд продолжает эпоха Петра I, и повествование доводится до отречения Николая II. В центре каждого сценария стоит микросценарий - «формула жизни» конкретного российского монарха, - который превращается в макросценарий - сценарий развития всей социально-политической системы.

Подразумевается, что сценарий - это «отображение хода политического процесса, гипотетически связанная последовательность событий». В психолого-политическом ракурсе сценарий рассматривается как «бессознательный, постепенно развертывающийся жизненный план, система поведенческих актов», а что касается политической сферы, это «механизм циклически воспроизводящегося неэффективного поведения группы (организации), основанного на иррациональных психических механизмах».

Другой методологический ориентир данного исследования - это культурный и политический «язык» имитации, выступающий как ее своеобразный механизм: символическое конструирование, мифологизация, стереотипизация и примитивизация; идеологическая индоктринация; церемонии и обряды, носящие характер «играизации» и определяющие «постановочный стиль» всей жизнедеятельности; искаженное понимание исторического прошлого и т. п. Как полагает политический философ С.П. Поцелуев, новый языковый стиль делает ставку не на аргументы, а на эффекты и эмоции, главным образом, на искусно сыгранную искренность личного сочувствия или смущения. Политический язык «великих ораторов» уступает место стилю, в котором говорящий как бы скрывается за тем, что осуществляется без его участия. Язык становится анонимным и, как следствие, выступает средством конвергенции, гибридизации и символического выравнивания партийных идеологий. Политика все больше сводится к разнообразным языковым играм [5].

Исходя из обозначенных выше теоретико-методологических подходов и методических ориентиров, касающихся понимания явления имитации в координатах социально-философского дискурса, предложен авторский конструкт как инструмент анализа, нацеленного на выявление содержания, практик, субъектно-сти и презентации имитации и способный обрисовать векторы последующего анализа.

Согласно А. Шюцу, «все наше знание о мире содержит конструкты, т. е. набор абстракций, обобщений, формализаций и идеализаций, соответствующих определенному уровню организации мышления» [6]. В феноменологической социологии различаются мысленные объекты, сконструированные в повседневном сознании людей, и конструкты второго порядка, созданные в социальных науках. В.Л. Абушенко определяет конструкт как понятие, вводимое гипотетически (теоретическое) или создаваемое по поводу наблю-

даемых событий или объектов (эмпирическое) по правилам логики с жестко установленными границами и правильно выраженное в определенном языке. Онтологизация конструкта (при одновременной его логической и языковой акцентировке) преобразует его в концепт [7].

Социальный мир конструируется, но в процессе действий и взаимодействий субъектов в повседневной жизни прежние социальные формы не только присваиваются и воспроизводятся, но и видоизменяются, смещаются, при этом также изобретаются новые, иные формы. Эти действия, будучи историческими, осуществляются и объективируются в некой внешней для субъекта сфере, которая своей данностью как бы оказывает «давление» на существующее, но в то же время открывает этому существующему будущее.

В социальной философии имитация - понятие, посредством которого может быть обозначено социальное явление, основанное на процессах социального взаимодействия и выступающее как набор (совокупность) социокультурных практик, социальных технологий и коммуникативно-риторических стратегий субъектов социального действия, направленных на символизацию и подмену посредством насыщения социальности симулятивными (иллюзорными) образами социальной реальности ее упрощенным подобием - имитационной(симулятивной)реальностью.

В итоге формируется определенная модель социального поведения, в основе которой - недостоверное или просто искаженное восприятие социальной реальности. Имитацию можно представить как средство и поддержания, и разрушения социального порядка. Имитация способна на время сохранять существующий образ мира. Но в условиях социальной неопределенности и политической неустойчивости имитационные практики власти, действующей в своекорыстных интересах, оказывают деструктивное воздействие на общество.

Базовыми составляющими феномена имитации выступают следующие:

- социальное действие как внедрение принципов видимости в массовое сознание;

- отход от рациональности, включающее искажение или даже разрушение фиксированного смысла социальной реальности в коммуникативном общении и восприятии;

- фактор конструирования символической реальности;

- прагматичность имитации как деятельностной практики социальных субъектов.

Рассмотрение каждого из элементов структуры имитации позволяет в совокупности понять сущность этого явления в качестве интегративной категории не только в теоретическом спектре, но и в практическом, прежде всего социально-политическом, аспекте.

Имитация наиболее явно проявляется через политику, идеологию и культуру и продуцируется в массовом сознании. В обществе имитационная составляющая как комплекс устойчивых и воспроизводящихся в российской политической истории свойств проявляется в целенаправленном манипулятивном воздействии властвующего субъекта (политической элиты, доминирующей социальной группы, статусных социальных субъектов и т. п.) на массовое сознание и массовое поведение. Степень проявления имитационной составляющей обусловлена интересами властвующей элиты (субъектность), уровнем социальной и политической неопределенности, социокультурной средой. В условиях политической неустойчивости и социальной неопределенности имитационная составляющая проявляет себя в большей мере, в ситуации стабильности - в меньшей.

Экспансия манипулятивных практик с помощью социальных технологий направлена по преимуществу на манипулирование общественным и индивидуальным сознанием. Цели субъектов имитации, так или иначе проявляющиеся в исторической и современной реальности: а) удержать властные полномочия и привилегии, б) завуалировать свои подлинные намерения, в) скрыть свою социальную некомпетентность, г) навязать массам примитивное понимание реальности.

Детерминанты имитационной составляющей обусловлены общим курсом и деятельностными практиками политической элиты, которые накладываются на социальный климат и социокультурную среду. В современной ситуации отношения человека с миром под воздействием разнообразных практик имитации строятся достаточно сложно. С одной стороны, они способствуют его развитию, расширяют культурное поле жизни, порождают новые смыслообразующие центры; с другой - оказывают деструктивное воздействие, изменяя образ мышления и менталитет, шкалу культурных норм и ценностей. В итоге результат имитации - симулятивная реальность как следствие совокупного субъективно обусловленного воздействия вербально-визуальных практик и социальных технологий.

Ссылки:

References (transliterated):

1. См.: Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы. М., 2009.

2. Орлова Э.А. Методологические основания социокультурного исследования // Вопросы социальной теории : научный альманах. 2008. Том II. Вып. 1 (2). Социальная реальность: концепции и методология исследований / под ред. Ю.М. Резника. М., 2008. С. 390-391.

3. Федотова В. Г. Хорошее общество. М., 2005. С. 447-448.

4. Микешина Л.А. Философия познания: полемические главы. М., 2002.

5. Поцелуев С.П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме // Полис. 1999. № 5. С.63-64.

6. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004. С. 8.

7. Конструкт // Социология : энциклопедия / сост. А.А. Гри-

цанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. М., 2003. [Электронный ресурс]. URL:

http://voluntary.ш/dюtюnary/568/word/%CA%CE%cD%D1% D2%D0%D3%CA%D2 (дата обращения: 13.12.2011).

1. See: Sotsial'noe: istoki, strukturnye profili, sovremennye vyzovy. M., 2009.

2. Orlova E.A. Metodologicheskie osnovaniya sotsiokul'turnogo

issledovaniya // Voprosy sotsial'noy teorii : nauchniy

al'manakh. 2008. Vol. II. Issue 1 (2). Sotsial'naya real'nost': kontseptsii i metodologiya issledovaniy / ed. by Y.M. Reznika. M., 2008. P. 390-391.

3. Fedotova V. G. Khoroshee obshchestvo. M., 2005. P. 447-448.

4. Mikeshina L.A. Filosofiya poznaniya: polemicheskie glavy. M., 2002.

5. Potseluev S.P. Simvolicheskaya politika: konstellyatsiya ponyatiy dlya podkhoda k probleme // Polis. 1999. No. 5. P.63-64.

6. Shyuts A. Izbrannoe: Mir, svetyashchiysya smyslom. M., 2004. P. 8.

7. Konstrukt // Sotsiologiya : entsiklopediya / comp. A.A. Grit-

sanov, V.L. Abushenko, G.M. Evel'kin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshchenko. M., 2003. [Electronic resource]. URL:

http://voluntary.ru/dictionary/568/word/%CA%CE%CD%D1% D2%D0%D3%CA%D2 (date of access: 13.12.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.