УДК 37
Шигина Н.С.
педагог-психолог Детский сад №16 (г. Лысково, Нижегородская обл., Россия)
ИМИТАЦИЯ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация: расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой отдельный спектр психологических характеристик, раскрывающих достаточно обширные рамки аномального поведения и определенных сложностей взаимодействия и коммуникаций в социуме, a также строго ограниченный круг интересов наряду с многократно повторяющимися актами поведения.
Ключевые слова: РАС, обучение, дети с ОВЗ.
Нарушения такого спектра приводят к общественной дезадаптации, к искажению ключевых механизмов аффективной организации поведения, другими словами, механизмов, позволяющих любому нормальному ребенку самостоятельно определять оптимально подходящую личную дистанцию во взаимоотношениях с внешним миром, вырабатывать индивидуальные привычки и потребности, изучать неизведанное, преодолевать появляющиеся препятствия, вести активную коммуникацию со средой, налаживать эмоциональное взаимодействие с людьми и произвольно упорядочивать поведение. Очевидно, что помощь детям с расстройствами аутистического спектра должна быть адаптированной к их потребностям.
Что такое имитация? Имитация включает способность ребенка копировать поведение других людей. Развитие имитации включает три этапа:
• действия с предметами (например, постучать в барабан или покатать машинку),
• жесты и движения тела (похлопать в ладоши или помахать рукой),
• звуки или слова.
У детей с аутизмом часто есть огромные проблемы с имитацией. Было проведено много исследований способности к имитации у детей с аутизмом и того, как эти навыки связаны с их дальнейшим развитием. Данные этих исследований показали следующее:
• способность имитировать жесты и движения тела связана с дальнейшим развитием речи,
• способность имитировать действия с предметами связана с дальнейшим развитием игровых навыков,
• трудности с имитацией действий других детей влияют на общение с ровесниками,
• у ребенка должны быть какие-то навыки имитации, прежде чем он сможет научиться совместному вниманию (способности уделять внимание тому же, что и другой человек).
Поскольку имитация явно связана с другими областями развития, многие исследователи пришли к выводу, что при помощи детям с аутизмом обучение навыкам имитации должно иметь приоритетное значение. Они считают, что обучение имитации приведет к улучшению социальных навыков ребенка в целом.
Как обучить детей с РАС навыкам имитации?
Классический способ обучения детей с аутизмом имитации действий сводится к тому, чтобы научить ребенка реагировать на инструкцию «Сделай так». Взрослый говорит: «Сделай так» — и показывает действие, потом помогает ребенку повторить это действие, а затем награждает верную попытку имитации каким-то поощрением, например, лакомством или любимой игрушкой. Такой подход используется в рамках поведенческого метода «обучение отдельными блоками». В рамках этого метода обучение имитации
проводится за счет многократных повторений, когда психолог сам выбирает целевые действия и предметы, а также определяет поощрения.
Первый тип осознанной имитации, которую изучают дети — имитация простых действий с предметами. Сначала предлагаются наиболее привлекательные для ребенка предметы, используемые по прямому назначению, например: трясти погремушку или катать машинку, издавая звук "бррррр". Следующим шагом будет имитация действий, где предмет используется не по назначению. Например, ударять палочкой по столу вместо барабана, так мы издаем шум, который нравится ребенку и привлекает его внимание.
Например:
• Скатать шарик из пластилина.
• Строить башню из 3 деталей Lego (позже можно усложнять конструкции).
• Нажимать на пищащую игрушку.
• Катать машинку.
• Изображать полет игрушечного самолетика.
• Катать мяч по столу или по земле.
• Положить 3 предмета в коробку и т.д.
Далее формируем имитацию движений тела: она труднее, потому что требует, чтобы ребенок запомнил, что ты сделал, и потом повторил это движение. Мы начинаем с простых движений, например, хлопать в ладоши — то, что многие дети делают спонтанно. Кроме того, это действие производит шум и есть возможность наблюдать, как другой человек продолжает осуществлять это действие одновременно с ребенком.
Например:
• Давать обе руки.
• Давать обе ступни.
• Поднимать руки.
• Поднимать руки в стороны.
• Трогать живот.
• Мотать головой.
• Махать рукой на прощание и т.д.
Таким образом, главной целью формирования навыков имитации у детей с РАС является способствование восприятию своего тела, движений конечностей, формирование смыслового компонента, способствование выстраиванию последовательности действий, приводящих к решению какой-либо задачи и превращение новых действий в навык.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Браткова М.В., Караневская О.В. Методические рекомендации к организации и проведению адаптационного периода включения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольную образовательную организацию. - М.: Парадигма, 2016;
2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014
Shigina N.S.
Kindergarten No.16 (Lyskovo, Russia)
IMITATION AS BASIS FOR TEACHING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS
Abstract: autism spectrum disorders (ASD) represent a separate spectrum of psychological characteristics that reveal a fairly extensive framework of abnormal behavior and certain complexities of interaction and communication in society, as well as a strictly limited range of interests along with repeatedly repeated acts of behavior.
Keywords: ASD, education, children with disabilities.