Научная статья на тему 'ИМИТАЦИЯ И АМЕРИКАНИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСКОГО КУЛЬТУРНОГО ДИСКУРСА В МОРМОНСКОМ ИСКУССТВЕ'

ИМИТАЦИЯ И АМЕРИКАНИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСКОГО КУЛЬТУРНОГО ДИСКУРСА В МОРМОНСКОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
59
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРМОНИЗМ / ИСКУССТВО / РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО / ЖИВОПИСЬ / ИИСУС ХРИСТОС / ХРИСТОЛОГИЯ / АМЕРИКАНИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кирчанов Максим Валерьевич

В представленной статье анализируются особенности и противоречия мормонского визуального искусства. Предполагается, что мормонское искусство - совокупность художественных форм и средств, используемых мормонскими интеллектуалами для визуализации проекта мормонской идентичности, ее консолидации и формирования позитивного образа мормонов. Автор полагает, что мормонское искусство не может быть определено как христианское, потому что оно не развивает ценности христианства, но только имитирует и симулирует христианский культурный дискурс. В статье показано, что исторический и портретный жанры в мормонской живописи развиты больше, чем другие. Автор анализирует то, как мормонские художники формировали образы Церкви, ее истории, а также Иисуса Христа, и автор полагает, что мормонское искусство, формируя образы Христа, фактически содействовало его американизации. Предполагается, что большинство произведений современного мормонского искусства актуализируют религиозный и политический опыт американских мормонов в XIX и XX столетиях. Тенденции историзации мормонского «высокого искусства» стали важным фактором в его развитии, но они также воспроизводили клише массовой культуры, имитируя и симулируя язык массового искусства. Мормонское искусство было вторичным, потому что ассимилировало достижения западной светской живописи, интегрируя секулярный культурный дискурс в мормонский контекст. Анализируя мормонское искусство, автор полагает, что оно не может быть описано в категориях христианского искусства, потому что обслуживает интересы мормонизма как политического и идеологического фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMITATION AND AMERICANIZATION OF CHRISTIAN CULTURAL DISCOURSE IN MORMON ART

The author analyses the features and contradictions of Mormon visual art. It is assumed that Mormon art is the number of artistic forms and means used by Mormon intellectuals to visualise the project of Mormon identity, inspiring its consolidation and the formation of a positive image of Mormons as the community. The author believes that Mormon art cannot be defined as Christian because it does not develop the values of Christianity, but only imitates and simulates Christian cultural discourse. The article shows that the historical and portrait genres in Mormon painting are more developed than other ones. The author analyses how Mormon artists formed and invented the images of the Church, its history, and Jesus Christ also. The author believes that the Mormon art in its attempts to form the images of Christ contributed to his Americanisation. It is presumed that the most of the contemporary Mormon art reflect and actualise the religious and political experiences of American Mormons in the 19th and 20th centuries. The author believes that the tendencies of the historicisation of Mormon “high art” became an important factor in its development, but they also reproduced the clichés of mass culture, imitating and simulating the language of mass art. It is assumed that Mormon art became secondary because it assimilated the achievements of Western secular painting, integrating secular cultural discourse into the Mormon contexts. Analysing Mormon art in general, the author believes that it cannot be described in terms of Christian art, because it serves the interests of Mormonism as a political and ideological factor.

Текст научной работы на тему «ИМИТАЦИЯ И АМЕРИКАНИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСКОГО КУЛЬТУРНОГО ДИСКУРСА В МОРМОНСКОМ ИСКУССТВЕ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 76-95 БОТ: 10.15382МшгУ202141.76-95

факультета международных отношений Воронежского государственного университета

доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран

Кирчанов Максим Валерьевич,

д-р ист. наук,

Российская Федерация, 394 068,

г. Воронеж, Московский проспект, 88 maksymkyrchanoff@gmail.com

ОИСГО: 0000-0003-3819-3103

Имитация и американизация

ХРИСТИАНСКОГО КУЛЬТУРНОГО ДИСКУРСА В МОРМОНСКОМ ИСКУССТВЕ

М. В. Кирчанов

Аннотация: В представленной статье анализируются особенности и противоречия мормонского визуального искусства. Предполагается, что мормонское искусство — совокупность художественных форм и средств, используемых мормонскими интеллектуалами для визуализации проекта мормонской идентичности, ее консолидации и формирования позитивного образа мормонов. Автор полагает, что мормонское искусство не может быть определено как христианское, потому что оно не развивает ценности христианства, но только имитирует и симулирует христианский культурный дискурс. В статье показано, что исторический и портретный жанры в мормонской живописи развиты больше, чем другие. Автор анализирует то, как мормонские художники формировали образы Церкви, ее истории, а также Иисуса Христа, и автор полагает, что мормонское искусство, формируя образы Христа, фактически содействовало его американизации. Предполагается, что большинство произведений современного мормонского искусства актуализируют религиозный и политический опыт американских мормонов в XIX и XX столетиях. Тенденции историзации мормонского «высокого искусства» стали важным фактором в его развитии, но они также воспроизводили клише массовой культуры, имитируя и симулируя язык массового искусства. Мормонское искусство было вторичным, потому что ассимилировало достижения западной светской живописи, интегрируя секу-лярный культурный дискурс в мормонский контекст. Анализируя мормонское искусство, автор полагает, что оно не может быть описано в категориях христианского искусства, потому что обслуживает интересы мормонизма как политического и идеологического фактора.

Ключевые слова: мормонизм, искусство, религиозное искусство, живопись, Иисус Христос, христология, американизация христианства.

© Кирчанов М. В., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 76-95.

Утверждения о том, что религия является важным фактором в развитии искусства, в историографии успели стать общим местом, а диапазон мнений и интерпретаций, предложенных в специализированных исследованиях, варьируется от восприятия религии как позитивного стимула для развития культурной сферы до ее определения в качестве источника архаизации и отсутствия перемен. Религия была среди важных факторов, которые определили социальный и культурный облик большинства цивилизаций. Роль традиционных религий, в том числе и христианства, в развитии искусства изучена в достаточной степени, в то время как религиозное искусство новых религиозных движений, включая псевдохристианские, описано менее подробно.

Историография

В предшествующей историографической традиции религия признавалась историками различных направлений, которые имели диаметрально противоположные теоретические и методологические предпочтения1, важным фактором. Тем не менее даже советская историография, которая пребывала в состоянии институционализированной идеологической зависимости от марксистско-ленинской доктрины и всех вытекающих из нее ограничений, указывала на определенную прогрессивную роль религии в развитии искусства2, хотя общий атеистический тренд под сомнение в целом не ставился.

В целом, как в российской, так и в зарубежной историографии показана и достаточно детально изучена роль христианства, преимущественно католицизма3 и православия4, как фактора истории средневековой культуры и искусства5. С некоторыми модификациями такое восприятие переносится и на изучение роли ислама как фактора развития культуры Востока6. В российской и зарубежной исторической литературе имеет место компромиссное восприятие религии как культурного стимула7, роль которого сохранялась до начала Нового времени, когда ее влияние постепенно начало уменьшаться под воздействием процессов модернизации и се-куляризации8, продвигавших светские культурные формы, позднее и вовсе замененные массовой культурой общества потребления, которая, несмотря на секуляризацию, использует некоторые элементы наследия религиозного искусства9.

1 Apostolos-Cappadona D. Art, Creativity, and the Sacred: An Anthology in Religion and Art. N. Y.: Continuum, 1995.

2 Smolkin V. A Sacred Space Is Never Empty: A History of Soviet Atheism. Princeton: Princeton University Press, 2018.

3 Toman R. Ars Sacra: Christian Art and Architecture from the Early Beginnings to the Present Day. N. Y.: H. F. Ullmann publishing, 2015.

4 Tradigo A. Icons and Saints of the Eastern Orthodox Church. LA.: The J. Paul Getty Museum,

2006.

5 Verdon T. Art and Prayer: The Beauty of Turning to God. N. Y.: Paraclete Press, 2014.

6 Shaw W. What is 'Islamic' Art? Between Religion and Perception. Cambridge: Cambridge University Press, 2019.

7 Molander G. Pursuing Christ. Creating Art.: Exploring Life at the Intersection of Faith and Creativity. Edinburgh: West Bow Press, 2011.

8 Bruce St. God is Dead: Secularization in the West. L.; N. Y.: Wiley-Blackwell, 2002.

9 Rosen A. Art and Religion in the 21st Century. N. Y.: Thames and Hudson, 2015.

В обширной историографии роли религии в развитии искусства тем не менее существуют пробелы, связанные с тем, что одни аспекты изучены в меньшей степени, нежели другие. В частности, число исследований о роли новых религиозных движений10 в развитии искусства несоизмеримо меньше, чем аналогичный историографический вклад в анализ того влияния, которые оказали на культурные пространства католицизм11, православие12 и протестантизм13. В этом контексте роль религиозных движений, исторически и генетически связанных с протестантизмом, но в процессе своего развития с ним порвавших, представляется практически не изученной в академической историографии14.

Цель и задачи статьи

В представленной статье в центре авторского внимания будут проблемы мормонского визуального искусства как одной из изобретенных традиций, призванных актуализировать и визуализировать мормонскую идентичность, ее особый характер и отличия от других религиозных и культурных проектов. Целью статьи является анализ имитации христианского культурного дискурса в мормонском искусстве, который визуализирует дискурс мормонской идентичности как попытки американизации христианства, что фактически ведет к радикальному разрыву с ним. Поэтому задачи статьи — анализ генезиса мормонского визуального искусства, изучение его трансформаций в контекстах секуляризации и развития массовой культуры, а также выявление роли мормонского искусства в попытках американизации христианства и позиционировании мормонов не только как религиозной группы, но и как политического сообщества с претензиями на формально более престижный статус гражданской нации.

Мормонское искусство: общие ориентации

Принимая во внимание то, что мормонское искусство не в значительной степени изучено отечественной историографией, автор считает необходимым дать краткую характеристику этого культурного явления.

Единого определения того, что такое «мормонское искусство», ни в зарубежной, ни в российской исторической литературе не предложено. Некоторые авторы15 соотносят мормонское искусство с христианским, воспринимая первое в качестве одного из составных элементов второго. Подобное восприятие

10 Pinder K. Painting the Gospel: Black Public Art and Religion in Chicago. University of Illinois Press, 2016.

11 Michalski S. Reformation and the Visual Arts: The Protestant Image Question in Western and Eastern Europe. L.; N. Y.: Routledge, 1993.

12 Lev E. How Catholic Art Saved the Faith: The Triumph of Beauty and Truth in Counter-Reformation Art. Manchester, NH: Sophia Institute Press, 2018.

13 Nes S. The Mystical Language of Icons. Grand Rapids: Eerdmans, 2009.

14 Welch J. W., Dant D. R. The Book of Mormon Paintings of Minerva Teichert. Salt Lake City: BYU Press, 2009.

15 Rigal-Cellard B. The inspirational iconography of the LDS Church. Paper presented in the 2015 CESNUR Conference "Religious innovation and religious change in the 21st century", Tallinn, Estonia, 17-20 June 2015. URL: https://www.cesnur.org/2015/tallinn-program.htm

основано на анализе только формальных внешних особенностей мормонского культа. Если же анализировать теологические особенности мормонизма, то ЦИХСПД16 не может быть определена как христианская. Поэтому и мормонское искусство не следует воспринимать как христианское. Под мормонским искусством17 следует понимать попытки визуализации мормонского культа и исторического опыта мормонов средствами живописи.

Мормонское искусство характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, с формальной точки зрения, на чем настаивают и сами приверженцы ЦИХСПД, мормонское искусство является христианским, но фактически оно склонно имитировать ценности христианства в контекстах американской массовой культуры, поэтому мормонский культурный дискурс не стал уникальным явлением в американской культуре, в силу того что только имитирует, симулирует и воспроизводит в той или иной степени те тенденции, которые характерны для американского живописного искусства в целом.

Во-вторых, в мормонской живописи наибольшее развитие получили исторический и портретный жанры. Первый является наиболее гетерогенным и представлен произведениями мормонских художников, которые актуализируют собственно исторический опыт мормонов в Америке XIX и XX столетий (опыт мормонских пионеров-переселенцев) или псевдоисторические мифы, связанные с актуализацией ближневосточной истории, американские «страницы» истории колен Израилевых или пребывания Иисуса Христа в Америке. Произведения этой тематики склонны скорее имитировать исторический дискурс, нежели воспроизводить представления сообщества о собственном прошлом.

В-третьих, мормонский художественный дискурс на протяжении XIX и XX вв. воспроизводился не только теми художниками, которые принадлежали к ЦИХСПД, но и теми, кто только использовал мормонские сюжеты. Если К. К. А. Кристенсен, Джэймс К. Кристенсен, Кэйтлин Конноли, Эвард Фэр-банкс, Арнолд Фридберг, Браен Кершисник, Дэл Парсон, Волтэр Рэйн18 были приверженцами мормонизма, то Хэрри Андерсон, Кард Х. Блох и Хайнрих Хоф-манн лишь изредка обращались к сюжетам, связанным с мормонизмом. Централизованные крупные коллекции мормонского искусства представлены только в музеях на территории штата Юта (Музей церковной истории, Музей искусств Университета Бригама Янга), которые финансируются, формируются и экспонируются при участии мормонской церковной организации.

Мормонское искусство: религиозное и политическое

Значительная часть произведений современного мормонского искусства актуализирует религиозный и политический опыт американских мормонов в XIX и XX столетиях. Этот пласт мормонской живописи представлен несколькими жанрами — историческим, пейзажным и портретным, и все они в той или иной

16 Церковь Иисуса Христа последних дней.

"Peacock M. M. Art in Mormonism // Encyclopedia of Mormonism / ed. D. Ludlow. N. Y.: Macmillan Publishing, 1992. P. 73-75.

18 Oman R. G. Visual artists // Ibid. P. 70-73.

степени актуализируют именно религиозную идентичность мормонов как сообщества. Пейзажный жанр в мормонском искусстве фактически стал попыткой вписать их идентичность в американский культурный и религиозный ландшафт, сделав мормонскую архитектуру неотъемлемой частью американского города и аграрного пространства.

Мормоны как религиозная группа, лидеры которой неоднократно предпринимали попытки ее консолидации и приписывания ей атрибутов нации как воображаемого сообщества, продвигают свои собственные версии истории, которые фактически используются для идеологических манипуляций. Важным аспектом мормонского исторического воображения является идея избранности и особого пути мормонов, призванных построить новый Сион и восстановить Израиль, что проявляется в попытках продвижения нарративов о континуитете между одним из потерянных колен Израилевых и современными американскими мормонами. Эти аспекты мормонского исторического воображения неоднократно актуализировались и визуализировались в официальном искусстве ЦИХСПД, формируя псевдоисторический канон и будучи важным компонентом исторического воображения мормонов, направленного на изобретение истории как системной компоненты национальной идентичности.

На протяжении длительного времени мормонское искусство в его «высокой» версии работало именно на формирование и воспроизводство подобного культурного дискурса, чему в значительной степени способствовали такие художники-мормоны, как Арнолд Фрайберг19, Том Ловэлл20, Джэри Кэпп21, Эл. Р. Янг22, Джон Скотт23. Визуальный канон мормонского искусства24, сформированный усилиями этих художников25, включающий в себя отдельные моменты древней истории евреев и их истории в Северной Америке, предложенный этими авторами в мормонской интерпретации, в значительной степени подвергся американизации, в первую очередь в антропологических характеристиках героев

19 Friberg A. Samuel the Lamanite on the Wall (Samuel the Lamanite Prophesies). URL: https:// www.churchofjesuschrist.org/media/image/samuel-the-lamanite; Friberg A. Alma Baptizes in the Waters of Mormon. URL: https://www.churchofjesuschrist.org/media/image/alma-baptizing-peo-ple; Friberg A. Captain Moroni Raises the Title of Liberty. URL: https://www.churchofjesuschrist. org/media/image/captain-moroni-title-liberty

20 Lovell T. Mormon Abridging the Plates. URL: https://www.churchofjesuschrist.org/media/ image/mormon-abridging-the-plates; Lovell T. Moroni Hides the Plates in the Hill Cumorah (Moroni Burying the Plates). URL: https://www.churchofjesuschrist.org/media/image/moroni-buries-plates

21 Kapp G. And He Healed Them All Every One. URL: https://www.churchofjesuschrist.org/ media/image/and-he-healed-them-all-every-one; Kapp G. King Benjamin Addresses His People (King Benjamin Preaches to the Nephites). URL: https://www.churchofjesuschrist.org/media/ima-ge/king-benjamin-addresses-people

22 Young A. R. And My Soul Hungered (Enos Praying). URL: https://www.churchofjesuschrist. org/media/image/enos-praying-al-young

23 Scott J. Jesus Teaching in the Western Hemisphere (Jesus Christ Visits the Americas). URL: https://www.churchofjesuschrist.org/media/image/christ-teaching-nephites

24 Swanson V. G. The Book of Mormon Art of Arnold Friberg: Painter of Scripture // Journal of Book of Mormon Studies. 2001. Vol. 10. No 1. P. 26-35.

25 Barrett R. T., Black S. E. Setting a Standard in LDS Art: Four Illustrators of the Mid-Twentieth Century // BYU Studies Quarterly. 2005. Vol. 44. No 2. Р. 25-72.

(ил. 1—2). Несмотря на тенденции историзации мормонского «высокого искусства», эта историзация оказалась ложной, и такое искусство нередко воспроизводило клише массовой культуры или вовсе имитировало и симулировало язык политического плаката.

Ил. 1. Дэл Парсон. Американский пророк26 Ил. 2. Дэл Парсон. Хайрум Смит21

Симуляция как универсалия мормонского искусства

Склонность к имитации и симуляции политического, его заимствованию из других памятников американского живописного искусства в значительной степени характерна для мормонского культурного дискурса, основанного на ассимиляции светских сюжетов при условии их интеграции в религиозные контексты мормонского культа, что неизбежно ведет к примитивизации и упрощению оригинальных культурных стимулов или к имитации художественного языка и идеологической эстетики политического плаката (см. ил. 3-5).

Мормонский культурный дискурс «высокого искусства» в такой ситуации функционирования отличался определенной «всеядностью», хотя некоторые исследователи все же склонны определять эту особенность иначе, нейтрально указывая на его «специфичность»28. Поэтому мормонские художники могли ориентироваться не только на классическое культурное наследие западной живописи, которая в их восприятии подвергалась интеграции в мормонский культурный канон, ассимиляции в его рамках и, как следствие, неизбежной примитивизации.

26 Parson D. American Prophet. URL: http://www.delparson.com/gallery_pages/american_ prophet.php

27 Parson D. Hyrum Smith. URL: http://www.delparson.com/gallery_pages/hyrum.php

28 Rigal-Cellard B. The inspirational iconography of the LDS Church. Paper presented in the 2015 CESNUR Conference "Religious innovation and religious change in the 21st century", Tallinn, Estonia, 17-20 June 2015. URL: https://www.cesnur.org/2015/tallinn-program.htm

Ил. 3. Советское и мормонское массовое искусство (слева: Роберт Т. Баррет. Четыре пророка19, справа: советский плакат конца 1930-х гг.)

Ил. 4. А. Фрайберг. Ил. 5. Эжен Делакруа.

Полководец Мороний Свобода, ведущая народ31

поднимает знамя свободы30

29 Barrett R. T. Four Prophets (Moses, Mormon, Joseph Smith Jr, Gordon B. Hinckley). URL: https://1074bevaliant.churchofjesuschrist.org/media-library/images/four-prophets

30 Friberg A. Captain Moroni Raises the Title of Liberty (Captain Moroni and the Title of Liberty). URL: https://www.churchofjesuschrist.org/media/image/captain-moroni-title-liberty

31 Delacroix E. La Liberté guidant le peuple. URL: https://fr.wikipedia.org/wiki/La_Libert6_ guidant_le_peuple

В этой ситуации вторичной становится та особенность, которая наиболее часто упоминается критиками мормонского искусства32. Поскольку потребители мормонского искусства, как правило, не имеют серьезного академического бэкграунда, но склонны в своих регулярных культурных потребностях ориентироваться на массовую культуру, именно проявления последней мормонскими художниками воспринимаются как стимулы. В такой ситуации западные научно-фантастические сериалы, включая «Звездный путь», могли быть культурными стимулами для мормонских художников (см. ил. 6—7).

Кроме этого, возможны параллели между отдельными произведениями мормонского искусства и западной светской живописью, что актуализирует вторичный характер первого, его склонность к имитации и симуляции, использованию клише и штампов исторического жанра в массовой культуре, попыткам ассимиляции секулярного культурного дискурса и его интеграции в мормонский контекст (см. ил. 8—9).

Фигура Христа — одна из центральных в мормонском искусстве34, что связано с попытками лидеров ЦИХСПД продвигать позитивный образ организации как христианской Церкви, активно используя при этом те формы искусства, которые традиционно считались христианскими35, хотя репрезентации Христа в мормонском искусстве имеют мало общего с аналогичными стратегиями как

32 Jahromi N. Adventures in Mormon Art History // The New Yorker. 2012. August 21. URL: https://www.newyorker.com/culture/culture-desk/adventures-in-mormon-art-history

33 Thompson J. Alma Testifying to Korihor That There Is a God. URL: https://www. churchofjesuschrist.org/media/image/korihor-saddens-alma-thompson

34 Carmack N. Images of Christ in Latter-day Saint Visual Culture // BYU Studies. 2000. Vol. 39. No 3. P. 18-76.

35 Givens T. People of Paradox: a History of Mormon Culture. Oxford: Oxford UP, 2007.

Ил. 6. Джэрри Томпсон. Алма свидетельствует перед Корихором о существовании Бога33

Ил. 7. Капитан Джэймз Тиберий Кирк (Уилльям Шэтнер) и Коммандер Спок (Леонард Нимой). Оригинальный сериал. 1966-1969 гг.

Американизация Христа в мормонском искусстве

Ил. 9. Арнолд Фрайберг. Мормон прощается с однажды великим народом37

36 West B. The Death of General Wolfe (1770). URL: https://en.wikipedia.org/wiki/The_De-ath_of_General_Wolfe

37 Friberg A. Mormon Bids Farewell to a Once Great Nation. URL: https://www.churchofjesus-christ.org/media/image/mormon-bids-farewell

в более раннем, так и позднем христианском (католическом, православном и протестантском) искусстве, будучи в большей степени подчиненными задачам и целям его американизации (ил. 10—12). Критики мормонизма вполне справедливо указывают на то, что «мормонское искусство очень ясно представляет Христа и Евангелие, оставляя крайне мало места для интерпретации»38, но при этом образцы мормонской христологии качественно и содержательно уступают традициям изображения Христа в христианстве, хотя мормонские художники испытали мощное влияние со стороны европейского реалистического искусства39. В результате мормонский Христос превратился в американского, спортивного, улыбающегося и мультикультурного Христа, который только внешне похож на католического или православного Христа, что актуализируется и попытками мормонов «домыслить» его американский опыт. По мнению ряда критиков мормонского искусства, Христос ЦИХСПД «в значительной степени зависит от современных представлений о том, как выглядит идеальный мужчина»40.

Ил. 10—12. Дэл Парсон. Будь со мной41; Христова любовь42; С надеждой на Второе Пришествие43

38 Johnson H. Mormon Art: Painting the Gospel // Daily Art Magazine. 2019. May 2. URL: https://www.dailyartmagazine.com/mormon-art-painting-the-gospel/

39 Goble C. The Problem of Mormon Art // Times & Seasons. 2017. June 1. URL: https://www. timesandseasons.org/harchive/2017/06/the-problem-of-mormon-art/

40 Moriancumer M. Should Christ look like a tennis player or movie star? // Thoughts on Mormon Art. Asking Big Questions about the Role of Fine Art in LDS Culture. 2015. June 14. URL: http:// www.thoughtsonmormonart.com/questions/should-christ-look-like-a-tennis-player-or-movie-star/

41 Parson D. Abide with me. URL: http://www.delparson.com/gallery_pages/abide_with_ me.php

42 Parson D. Christ's Love. URL: http://www.delparson.com/gallery_pages/christs_love.php

43 Parson D. Hope in the Second Coming. URL: http://www.delparson.com/gallery_pages/ hope_in_the_2nd_coming.php

Ил. 13. Джон Скотт. Иисус Христос посещает американцев44

Иисус Христос оказался одним из самых востребованных визуальных образов, но в рамках мормонского культурного дискурса он «мутировал», изменился и претерпел интеграцию в американский культурный канон. Во-первых, образ Христа визуально стал американским, утратив ближневосточные антропологические особенности. В этом контексте самой важной метаморфозой с обликом Христа стало то, что он превратился в скандинава или англосакса45, став более понятным для американцев, которые начали в большей степени выступать не в качестве верующих, но как потребители религиозного продукта, предложенного им в канонах массовой культуры. Во-вторых, мормонскому Христу более комфортно в географических пространствах Северной Америки, поэтому его образ вырван из традиционной ближневосточной географии пространства. Мормонское искусство позиционирует Христа в пространствах Юты или Большого Соленого Озера, в долине Гудзона или среди пейзажа региона Скалистых гор: цветы у ног Иисуса в большей степени соотносятся с североамериканской, а не ближневосточной флорой46. В-третьих, мормонский Христос — это Христос рекламного плаката, почти герой комикса, постоянно улыбающийся персонаж, в большей степени похожий на среднего американца, а не на пророка.

В этой ситуации в историографии неоднократно отмечалась зависимость образа Христа в мормонском искусстве от внешней конъюнктуры, поэтому «Христос, написанный в 1970-е годы, выглядел так, как будто он был из 70-х. Он вполне мог быть участником АВВА... Христос, нарисованный в 1980-х, выглядел так, как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Scott J. Jesus Christ Visits the Americas. URL: https://www.dailyartmagazine.com/mormon-art-p ainting-the-gosp el/

45 McFarlan E. How an iconic painting of Jesus as a white man was distributed around the world // The Washington Post. 2020. June 25. URL: https://www.washingtonpost.com/religion/2020/06/25/ how-an-iconic-painting-jesus-white-man-was-distributed-around-world/

46 Winston K. Mormon 'gospel art': Kitsch or classic? Mormons call it "gospel art", and it's revered less for its quality as art than as glue // Religion News Service. 2016. March 17. URL: https:// religionnews.com/2016/03/17/mormons-kitsch-art-classic/

будто он сам был из 1980-х»47. Поэтому прогнозировать появление «мормонского Микеланджело» преждевременно48, что вполне нормально, если принять во внимание критические оценки, доминирующие в восприятии мормонского искусства в США и описывающие его как «посредственное, бессмысленное, нечистое, непристойное, убогое, низкопробное, постыдное, пошлое и мерзкое»49. Мормонское искусство, с одной стороны, отличается значительной узостью понимания и восприятия: по мнению критиков, оно понятно только христианам, еще чаще — только мормонам, что и вовсе позволяет интерпретировать картины, формирующие мормонский культурный дискурс, как китч50. Дэвид Морган, американский историк искусства и профессор религии и искусства в Университете Дьюка, комментируя особенности мормонского визуального искусства, категорически подчеркивает: «Да, это китч, но что с того?»51. С другой стороны, в этом контексте мормонское искусство — это форма религиозной экспансии. Поэтому, по мнению Кимберли Уинстон, мормоны положительно оценивают свое искусство «не столько за его художественные достоинства, сколько за его религиозную цель — донести послание и доктрину мормонизма»52. В этом контексте мормонское искусство базируется вокруг имитации христианства и его визуализированной американизации, то есть культурный дискурс ЦИХСПД фактически становится формой функционирования американского националистического воображения.

В 2010-е гг. в развитии образа Христа в мормонском искусстве стали заметны качественно новые тенденции. Если на протяжении двух столетий в мормонском культурном дискурсе Иисус Христос оставался преимущественно религиозной фигурой, которая в той или иной степени актуализировала принадлежность, но вместе с тем и визуализировала чуждость мормонов христианству, то в 2010-е гг. Христос в мормонском искусстве стал персонажем в большей степени политическим, нежели религиозным. Джон МакНафтон53, картины которого актуализируют «драматическое слияние христианского благочестия и консервативной идеологии»54, стал тем мормонским художником, который соединил религиоз-

47 Moriancumer M. Should Christ look like a tennis player or movie star? // Thoughts on Mormon Art. Asking Big Questions about the Role of Fine Art in LDS Culture. 2015. June 14. URL: http:// www.thoughtsonmormonart.com/questions/should-christ-look-like-a-tennis-player-or-movie-star/

48 Idem. A Mormon Michelangelo? // Ibid. 2015. May 31. URL: http://www.thoughtsonmormonart. com/questions/a-mormon-michelangelo/

49 Dye C. Mormon Art: Bursting Out of Obscurity // Meridian Magazine. 2018. March 26. URL: https://latterdaysaintmag.com/mormon-art-bursting-out-of-obscurity/

50 Johnson H. Mormon Art: Painting the Gospel // Daily Art Magazine. 2019. May 2. URL: https://www.dailyartmagazine.com/mormon-art-painting-the-gospel/

51 Winston K. Mormon 'gospel art': Kitsch or classic? Mormons call it "gospel art", and it's revered less for its quality as art than as glue // Religion News Service. 2016. March 17. URL: https:// religionnews.com/2016/03/17/mormons-kitsch-art-classic/

52 Ibid.

53 Israelsen-Hartley S. Artist Jon McNaughton pulls political, religious art from BYU Bookstore // Deseret News. 2011. April 27. URL: https://www.deseret.com/2011/4/27/20188108/artist-jon -mcnaughton-pulls-political-religious-art-from-byu-bookstore

54 Rees R. A. Jon McNaughton: Mormon Artist, Right-Wing Propagandist // Sunstone Magazine. 2012. September 21. URL: https://www.sunstonemagazine.com/jon-mcnaughton-mormon-artist-right-wing-propagandist/

ного и политического Христа, превратив его в поборника право-консервативных ценностей. Поэтому Христос на картинах Дж. МакНафтона соседствует с американскими политиками55. Примечательно, что Иисус перестает быть основным героем мормонского искусства, но в этой ситуации Дж. МакНафтон продолжает развивать образы Морония, поднимающего знамя свободы, замененного американцами56, что актуализирует не только политическую направленность мормонского культурного дискурса, но и тенденции его милитаризации.

Выводы

Подводя итог сказанному, следует принять во внимание ряд факторов, связанных с трансформацией и представленностью мормонского дискурса искусства как одной из компонент проекта идентичности ЦИХСПД.

Генезис мормонского искусства неотъемлем от трансформаций американского протестантизма в 1-й пол. XIX в. Мормонское визуальное искусство стало фактически изобретенной традицией, призванной визуализировать проект идентичности, предлагаемой ЦИХСПД. Визуальное искусство в его мормонской версии явилось формой американизации христианства, что фактически вело к разрыву с традиционным христианским искусством. В самом общем плане мормонское искусство не вносит ничего принципиально нового, фактически используя традиции других направлений, которые с ним одновременно сосуществуют. В этом контексте мормонское искусство представляет собой вторичный продукт и последствие американизации романтической или исторической живописи, хотя в отношении искусства ЦИХСПД более корректным будет определять его как псевдоромантическое или псевдоисторическое.

В целом мормонское искусство в процессе своего развития актуализировало симуляционный и имитационный характер, так как фактически стало американским проектом, визуально актуализирующим христианские мотивы и образы, но объективно их не транслирующим. Более того, явившись частью дискурса массовой культуры, мормонское визуальное искусство стало заложником общих тенденций его развития. Поэтому примитивизация и упрощение оказались основными формами функционирования мормонского культурного дискурса в 2000—2010-е гг. Если на протяжении XIX и XX вв. мормоны последовательно воспроизводили визуальные формы мормонской идентичности, возникшие в рамках живописной традиции, которая транслировала мифы мормонской идентичности от переселения одного из колен Израилевых в Новый Свет до проповеди Иисуса Христа в Америке, от деятельности Джозефа Смита как мормонского «пророка» до визуальной героизации истории мормонов в XIX в., то в начале XXI в. традиционные формы живописи перестали удо-

55 McNaughton J. One Nation Under God, 52х72 inches, 2009 // Idem. The Art of Jon Mc-Naughton. Images of an American Artist. Salt Lake City: McNaughton Fine Art LLC, 2019. P. 6-13; Idem. Peace Is Coming, 66х44 inches, 2008 // Ibid. P. 30-35; Idem. Separation of Church and State, 24x30 inches, 2015 // Ibid. P. 56-57; Idem. Via Dolorosa // Ibid. P. 76-81.

56 McNaughton J. Stand Your Ground // Idem. The Art of Jon McNaughton. Images of an American Artist. Salt Lake City: McNaughton Fine Art LLC, 2019. P. 50-51; Idem. Take a Stand // Ibid. P. 52-53.

влетворять лидеров ЦИХСПД, которые, почувствовав изменившуюся общую конъюнктуру общества потребления и осознав сокращение мобилизационного потенциала традиционной живописи, предпочли экранизировать «Книгу Мормона», ранее служившую источником вдохновения для официального мормонского искусства.

Опыт Церкви Иисуса Христа Святых последних дней свидетельствует о том, что и псевдохристианские религиозные движения могут оказываться действенным фактором для развития «искусства», которое, правда, следует локализовать не в контекстах христианского искусства, но в большей степени в пространствах массовой культуры. Возникшая в 1830-е гг. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, на раннем этапе своей истории еще воспринимавшаяся как одна из многочисленных деноминаций американского протестантизма, относительно быстро разорвала номинальные связи с христианством, но тем не менее смогла выработать свой уникальный культурный дискурс, представленный в том числе, и визуальными искусствами. Формальная особенность мормонского искусства состоит в попытке американизации христианской культуры, ее ближневосточных истоков. Это фактически ведет к имитации и симуляции христианского культурного дискурса в мормонской живописи, которая, возникнув в XIX в., активно продвигалась теоретиками и идеологами мормонизма, а в XX в., по мере религиозной экспансии мормонов, стала известна и за пределами США. Несмотря на рост мормонской проповеднической активности в католических и православных странах, некоторые аспекты функционирования современного мормонизма принадлежат к числу практически не изученных тем в современной историографии, что относится в том числе к истории и современному состоянию мормонской живописи.

Поэтому визуальное мормонское искусство на современном этапе продолжает развиваться как дихотомия традиционной живописи и более современного кинематографа. Несмотря на то что общие векторы и перспективы возможных трансформаций мормонского культурного дискурса в целом продолжают оставаться неясными, не следует исключать возможности более глубокой интеграции искусства мормонов в дискурс американской массовой культуры, где псевдорелигиозный кинопродукт, симулирующий и имитирующий христианские ценности, но фактически подменяющий их содержательно другими, будет актуализировать и визуализировать те проекты идентичности, которые предлагаются в рамках современного мормонизма.

Список литературы

Визуальные источники

Barrett R.T. Four Prophets (Moses, Mormon, Joseph Smith Jr, Gordon B. Hinckley). URL:

https://1074bevaliant.churchofjesuschrist.org/media-library/images/four-prophets Delacroix E. La Liberté guidant le peuple. URL: https://fr.wikipedia.org/wiki/La_Libert6_ guidant_le_peuple

Friberg A. Alma Baptizes in the Waters of Mormon. URL: https://www.churchofjesuschrist.org/ media/image/alma-baptizing-people

Friberg A. Captain Moroni Raises the Title of Liberty (Captain Moroni and the Title of Liberty).

URL: https://www.churchofjesuschrist.org/media/image/captain-moroni-title-liberty Friberg A. Captain Moroni Raises the Title of Liberty. URL: https://www.churchofjesuschrist.

org/media/image/captain-moroni-title-liberty Friberg A. Mormon Bids Farewell to a Once Great Nation. URL: https://www.churchofjesuschrist.

org/media/image/mormon-bids-farewell Friberg A. Samuel the Lamanite on the Wall (Samuel the Lamanite Prophesies). URL: https://

www.churchofjesuschrist.org/media/image/samuel-the-lamanite Kapp G. And He Healed Them All Every One. URL: https://www.churchofjesuschrist.org/

media/image/and-he-healed-them-all-every-one Kapp G. King Benjamin Addresses His People (King Benjamin Preaches to the Nephites). URL:

https://www.churchofjesuschrist.org/media/image/king-benjamin-addresses-people Lovell T. Mormon Abridging the Plates. URL: https://www.churchofjesuschrist.org/media/

image/mormon-abridging-the-plates Lovell T. Moroni Hides the Plates in the Hill Cumorah (Moroni Burying the Plates). URL:

https://www.churchofjesuschrist.org/media/image/moroni-buries-plates McNaughton J. One Nation Under God, 52x72 inches, 2009 // McNaughton J. The Art of Jon McNaughton. Images of an American Artist. Salt Lake City: McNaughton Fine Art LLC, 2019. P. 6-13.

McNaughton J. Peace Is Coming, 66x44 inches, 2008 // McNaughton J. The Art of Jon McNaughton. Images of an American Artist. Salt Lake City: McNaughton Fine Art LLC, 2019. P. 30-35.

McNaughton J. Separation of Church and State, 24x30 inches, 2015 // McNaughton J. The Art of Jon McNaughton. Images of an American Artist. Salt Lake City: McNaughton Fine Art LLC, 2019. P. 56-57.

McNaughton J. Stand Your Ground // McNaughton J. The Art of Jon McNaughton. Images of

an American Artist. Salt Lake City: McNaughton Fine Art LLC, 2019. P. 50-51. McNaughton J. Take a Stand // McNaughton J. The Art of Jon McNaughton. Images of an

American Artist. Salt Lake City: McNaughton Fine Art LLC, 2019. P. 52-53. McNaughton J. Via Dolorosa // McNaughton J. The Art of Jon McNaughton. Images of an

American Artist. Salt Lake City: McNaughton Fine Art LLC, 2019. P. 76-81. Parson D. Abide with me. URL: http://www.delparson.com/gallery_pages/abide_with_me.php Parson D. American Prophet. URL: http://www.delparson.com/gallery_pages/american_ prophet.php

Parson D. Christ's Love. URL: http://www.delparson.com/gallery_pages/christs_love.php Parson D. Hope in the Second Coming. URL: http://www.delparson.com/gallery_pages/hope_

in_the_2nd_coming.php Parson D. Hyrum Smith. URL: http://www.delparson.com/gallery_pages/hyrum.php Scott J. Jesus Christ Visits the Americas. URL: https://www.dailyartmagazine.com/mormon-

art-painting-the-gospel/ Scott J. Jesus Teaching in the Western Hemisphere (Jesus Christ Visits the Americas). URL:

https://www.churchofjesuschrist.org/media/image/christ-teaching-nephites Thompson J. Alma Testifying to Korihor That There Is a God. URL: https://www.churchofjesu-

schrist.org/media/image/korihor-saddens-alma-thompson West B. The Death of General Wolfe (1770). URL: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Death_ of_General_Wolfe

Young A.R. And My Soul Hungered (Enos Praying). URL: https://www.churchofjesuschrist. org/media/image/enos-praying-al-young

Исследования

Apostolos-Cappadona D. Art, Creativity, and the Sacred: An Anthology in Religion and Art. N. Y.: Continuum, 1995.

Barrett R. T., Black S. E. Setting a Standard in LDS Art: Four Illustrators of the Mid-Twentieth Century // BYU Studies Quarterly. 2005. Vol. 44. No 2. Р. 25-72.

Bruce St. God is Dead: Secularization in the West. L.; N. Y.: Wiley-Blackwell, 2002.

Carmack N. Images of Christ in Latter-day Saint Visual Culture // BYU Studies. 2000. Vol. 39. No 3. P. 18-76.

Dye C. Mormon Art: Bursting Out of Obscurity // Meridian Magazine. 2018. March 26. URL: https://latterdaysaintmag.com/mormon-art-bursting-out-of-obscurity/

Givens T. People of Paradox: a History of Mormon Culture. Oxford: Oxford UP, 2007.

Goble C. The Problem of Mormon Art // Times & Seasons. 2017. June 1. URL: https://www. timesandseasons.org/harchive/2017/06/the-problem-of-mormon-art/

Israelsen-Hartley S. Artist Jon McNaughton pulls political, religious art from BYU Bookstore // Deseret News. 2011. April 27. URL: https://www.deseret.com/2011/4/27/20188108/artist-jon-mcnaughton-pulls-political-religious-art-from-byu-bookstore

Jahromi N. Adventures in Mormon Art History // The New Yorker. 2012. August 21. URL: https://www.newyorker.com/culture/culture-desk/adventures-in-mormon-art-history

Johnson H. Mormon Art: Painting the Gospel // Daily Art Magazine. 2019. May 2. URL: https:// www.dailyartmagazine.com/mormon-art-painting-the-gospel/

Lev E. How Catholic Art Saved the Faith: The Triumph of Beauty and Truth in Counter-Reformation Art. Manchester, NH: Sophia Institute Press, 2018.

McFarlan E. How an iconic painting of Jesus as a white man was distributed around the world // The Washington Post. 2020. June 25. URL: https://www.washingtonpost.com/ religion/2020/06/25/how-an-iconic-painting-jesus-white-man-was-distributed-around-world/

Michalski S. Reformation and the Visual Arts: The Protestant Image Question in Western and Eastern Europe. L.; N. Y.: Routledge, 1993.

Molander G. Pursuing Christ. Creating Art.: Exploring Life At The Intersection Of Faith And Creativity. Edinburgh: West Bow Press, 2011.

Moriancumer M. A Mormon Michelangelo? // Thoughts on Mormon Art. Asking Big Questions about the Role of Fine Art in LDS Culture. 2015. May 31. URL: http://www. thoughtsonmormonart.com/questions/a-mormon-michelangelo/

Moriancumer M. Should Christ look like a tennis player or movie star? // Thoughts on Mormon Art. Asking Big Questions about the Role of Fine Art in LDS Culture. 2015. June 14. URL: http://www.thoughtsonmormonart.com/questions/should-christ-look-like-a-tennis-player-or-movie-star/

Nes S. The Mystical Language of Icons. Grand Rapids: Eerdmans, 2009.

Oman R. G. Visual artists // Encyclopedia of Mormonism / ed. D. Ludlow. N. Y.: Macmillan Publishing, 1992. P. 70-73.

Peacock M. M. Art in Mormonism // Encyclopedia of Mormonism / ed. D. Ludlow. N. Y.: Macmillan Publishing, 1992. P. 73-75.

Pinder K. Painting the Gospel: Black Public Art and Religion in Chicago. University of Illinois Press, 2016.

Rees R. A. Jon McNaughton: Mormon Artist, Right-Wing Propagandist // Sunstone Magazine. 2012. September 21. URL: https://www.sunstonemagazine.com/jon-mcnaughton-mormon-artist-right-wing-propagandist/

Rigal-Cellard B. The inspirational iconography of the LDS Church. Paper presented in the 2015 CESNUR Conference "Religious innovation and religious change in the 21st century", Tallinn, Estonia, 17-20 June 2015. URL: https://www.cesnur.org/2015/tallinn-program.htm

Rosen A. Art and Religion in the 21st Century. N. Y.: Thames and Hudson, 2015.

Shaw W. What is 'Islamic' Art?: Between Religion and Perception. Cambridge: Cambridge University Press, 2019.

Smolkin V. A Sacred Space Is Never Empty: A History of Soviet Atheism. Princeton: Princeton University Press, 2018.

Swanson V. G. The Book of Mormon Art of Arnold Friberg: Painter of Scripture // Journal of Book of Mormon Studies. 2001. Vol. 10. No 1. P. 26-35.

Toman R. Ars Sacra: Christian Art and Architecture from the Early Beginnings to the Present Day. N. Y.: H.F. Ullmann publishing, 2015.

Tradigo A. Icons and Saints of the Eastern Orthodox Church. LA.: The J. Paul Getty Museum, 2006.

Verdon T. Art and Prayer: The Beauty of Turning to God. N. Y.: Paraclete Press, 2014.

Welch J. W., Dant D. R. The Book of Mormon Paintings of Minerva Teichert. Salt Lake City: BYU Press, 2009.

Winston K. Mormon 'gospel art': Kitsch or classic? Mormons call it "gospel art", and it's revered less for its quality as art than as glue // Religion News Service. 2016. March 17. URL: https:// religionnews.com/2016/03/17/mormons-kitsch-art-classic/

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2021. Vol. 41. P. 76-95

DOI: 10.15382/sturV202141.76-95

Maksym Kirchanov, Doctor of Sciences in History, Associate Professor of the Department of Regional Studies and Foreign Economies, Faculty of International Relations, Voronezh State University 88, Moscovsky Prosp., Voronezh, 394 068, Russian Federation maksymkyrchanoff@gmail.com ORCID: 0000-0003-3819-3103

Imitation and Americanization of Christian Cultural Discourse in Mormon Art

M. Kirchanov

Abstract: The author analyses the features and contradictions of Mormon visual art. It is assumed that Mormon art is the number of artistic forms and means used by Mormon intellectuals to visualise the project of Mormon identity, inspiring its consolidation and the formation of a positive image of Mormons as the community. The author believes that Mormon art cannot be defined as Christian because it does not develop the values of Christianity, but only imitates and simulates Christian cultural discourse. The article shows that the historical and portrait genres in Mormon painting are more developed than other ones. The author analyses how Mormon artists formed and invented the images of the Church, its history, and Jesus Christ also. The author believes that the Mormon art in its attempts to form the images of Christ contributed

to his Américanisation. It is presumed that the most of the contemporary Mormon art reflect and actualise the religious and political experiences ofAmerican Mormons in the 19th and 20th centuries. The author believes that the tendencies of the historicisation of Mormon "high art" became an important factor in its development, but they also reproduced the clichés of mass culture, imitating and simulating the language of mass art. It is assumed that Mormon art became secondary because it assimilated the achievements ofWestern secular painting, integrating secular cultural discourse into the Mormon contexts. Analysing Mormon art in general, the author believes that it cannot be described in terms of Christian art, because it serves the interests of Mormonism as a political and ideological factor.

Keywords: Mormonism, art, religious art, painting, Jesus Christ, Christology, Americanisation of Christianity.

References Visual sources

Barrett R.T. Four Prophets (Moses, Mormon, Joseph Smith Jr, Gordon B. Hinckley). URL.:

https://1074bevaliant.churchofiesuschrist.org/media-library/images/four-prophets Delacroix E. La Liberté guidant le peuple. URL: https://fr.wikipedia.org/wiki/La_Liberté_ guidant_le_peuple

Friberg A. Alma Baptizes in the Waters of Mormon. URL: https://www.churchofjesuschrist.

org/media/image/alma-baptizing-people Friberg A. Captain Moroni Raises the Title of Liberty (Captain Moroni and the Title of Liberty).

URL.: https://www.churchofjesuschrist.org/media/image/captain-moroni-title-liberty Friberg A. Captain Moroni Raises the Title of Liberty. URL: https://www.churchofjesuschrist.

org/media/image/captain-moroni-title-liberty Friberg A. Mormon Bids Farewell to a Once Great Nation. URL: https://www.churchofjesu-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

schrist.org/media/image/mormon-bids-farewell Friberg A. Samuel the Lamanite on the Wall (Samuel the Lamanite Prophesies). URL: https://

www.churchofjesuschrist.org/media/image/samuel-the-lamanite Kapp G. And He Healed Them All Every One. URL: https://www.churchofjesuschrist.org/

media/image/and-he-healed-them-all-every-one Kapp G. King Benjamin Addresses His People (King Benjamin Preaches to the Nephites). URL:

https://www.churchofjesuschrist.org/media/image/king-benjamin-addresses-people Lovell T. Mormon Abridging the Plates. URL: https://www.churchofjesuschrist.org/media/ima-

ge/mormon-abridging-the-plates Lovell T. Moroni Hides the Plates in the Hill Cumorah (Moroni Burying the Plates). URL: htt-

ps://www.churchofjesuschrist.org/media/image/moroni-buries-plates McNaughton J. (2019) One Nation Under God, 52x72 inches, 2009, McNaughton J. (2019). The Art of Jon McNaughton. Images of an American Artist. Salt Lake City: McNaughton Fine Art LLC, P. 6-13.

McNaughton J. (2019) Peace Is Coming, 66x44 inches, 2008, McNaughton J. (2019). The Art of Jon McNaughton. Images of an American Artist. Salt Lake City: McNaughton Fine Art LLC, P. 30-35.

McNaughton J. (2019) Separation of Church and State, 24x30 inches, 2015, McNaughton J. (2019). The Art of Jon McNaughton. Images of an American Artist. Salt Lake City: McNaughton Fine Art LLC, P. 56-57.

McNaughton J. (2019) Stand Your Ground, McNaughton J. (2019). The Art of Jon McNaughton.

Images of an American Artist. Salt Lake City: McNaughton Fine Art LLC, P. 50-51. McNaughton J. (2019) Take a Stand, McNaughton J. (2019). The Art of Jon McNaughton. Images

of an American Artist. Salt Lake City: McNaughton Fine Art LLC, P. 52-53. McNaughton J. (2019) Via Dolorosa, McNaughton J. (2019). The Art of Jon McNaughton. Images

of an American Artist. Salt Lake City: McNaughton Fine Art LLC, P. 76-81. Parson D. Abide with me. URL: http://www.delparson.com/gallery_pages/abide_with_me.php Parson D. American Prophet. URL: http://www.delparson.com/gallery_pages/american_ prophet.php

Parson D. Christ's Love. URL: http://www.delparson.com/gallery_pages/christs_love.php Parson D. Hope in the Second Coming. URL: http://www.delparson.com/gallery_pages/hope_

in_the_2nd_coming.php Parson D. Hyrum Smith. URL: http://www.delparson.com/gallery_pages/hyrum.php Scott J. Jesus Christ Visits the Americas. URL: https://www.dailyartmagazine.com/mormon-art -painting-the-gospel/

Scott J. Jesus Teaching in the Western Hemisphere (Jesus Christ Visits the Americas). URL:

https://www.churchofjesuschrist.org/media/image/christ-teaching-nephites Thompson J. Alma Testifying to Korihor That There Is a God. URL: https://www.churchofjesu-

schrist.org/media/image/korihor-saddens-alma-thompson West B. The Death of General Wolfe (1770). URL: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Death_ of_General_Wolfe

Young A.R. And My Soul Hungered (Enos Praying). URL: https://www.churchofjesuschrist. org/media/image/enos-praying-al-young

Studies

Apostolos-Cappadona D. (1995) Art, Creativity, and the Sacred: An Anthology in Religion and

Art. N Y.: Continuum, 352 p. Barrett R.T., Black S.E. (2005) Setting a Standard in LDS Art: Four Illustrators of the Mid-

Twentieth Century. BYUStudies Quarterly. 44(2). P. 25-72. Bruce St. (2002) God is Dead: Secularization in the West. L.; N Y.: Wiley-Blackwell, 280 p. Carmack N. (2000) Images of Christ in Latter-day Saint Visual Culture. BYU Studies. 39(3). P. 18-76.

Dye C. (2018) Mormon Art: Bursting Out of Obscurity. Meridian Magazine. March 26. URL:

https://latterdaysaintmag.com/mormon-art-bursting-out-of-obscurity/ Givens T. (2007) People of Paradox: a History of Mormon Culture. Oxford: Oxford UP. Goble C. (2017) The Problem of Mormon Art, Times & Seasons. June 1. URL: https://www.

timesandseasons.org/harchive/2017/06/the-problem-of-mormon-art/ Israelsen-Hartley S. (2011) Artist Jon McNaughton pulls political, religious art from BYU Bookstore. DeseretNews. April 27. URL: https://www.deseret.com/2011/4/27/20188108/artist-jon-mcnaughton-pulls-political-religious-art-from-byu-bookstore Jahromi N. (2012) Adventures in Mormon Art History. The New Yorker. August 21. URL: https://

www.newyorker.com/culture/culture-desk/adventures-in-mormon-art-history Johnson H. (2019) Mormon Art: Painting the Gospel. Daily Art Magazine. May 2. URL: https://

www.dailyartmagazine.com/mormon-art-painting-the-gospel/ Lev E. (2018) How Catholic Art Saved the Faith: The Triumph of Beauty and Truth in Counter-

Reformation Art. Manchester, NH: Sophia Institute Press, 320 p. McFarlan E. (2020) How an iconic painting of Jesus as a white man was distributed around the world. The Washington Post. June 25. URL: https://www.washingtonpost.com/religion/ 2020/06/25/how-an-iconic-painting-jesus-white-man-was-distributed-around-world/

Michalski S. (1993) Reformation and the Visual Arts: The Protestant Image Question in Western and Eastern Europe. L.; N Y.: Routledge.

Molander G. (2011) Pursuing Christ. Creating Art.: Exploring Life At The Intersection Of Faith And Creativity. Edinburgh: West Bow Press.

Moriancumer M. (2015) A Mormon Michelangelo? Thoughts on Mormon Art. Asking Big Questions about the Role of Fine Art in LDS Culture. May 31. URL: http://www.thoughtsonmormonart. com/questions/a-mormon-michelangelo/

Moriancumer M. (2015) Should Christ look like a tennis player or movie star? Thoughts on Mormon Art. Asking Big Questions about the Role of Fine Art in LDS Culture. June 14. URL: http://www.thoughtsonmormonart.com/questions/should-christ-look-like-a-tennis-player-or-movie-star/

Nes S. (2009) The Mystical Language of Icons. Grand Rapids: Eerdmans, 112 p.

Oman R.G. (1992) Visual artists. Ludlow D. (1992). Encyclopedia of Mormonism. NY: Macmillan Publishing, 1992. P. 70-73.

Peacock M.M. Art in Mormonism. Ludlow D. (1992). Encyclopedia of Mormonism. N Y: Macmillan Publishing, 1992. P. 73-75.

Pinder K. (2016) Painting the Gospel: Black Public Art and Religion in Chicago. University of Illinois Press.

Rees R.A. (2012) Jon McNaughton: Mormon Artist, Right-Wing Propagandist. Sunstone Magazine. September 21. URL: https://www.sunstonemagazine.com/jon-mcnaughton-mormon-artist-right-wing-propagandist/

Rigal-Cellard B. (2015) The inspirational iconography of the LDS Church. Paper presented in the 2015 CESNUR Conference "Religious innovation and religious change in the 21st century", Tallinn, Estonia, 17—20 June 2015. URL: https://www.cesnur.org/2015/tallinn-program.htm

Rosen A. (2015) Art and Religion in the 21st Century. N Y.: Thames and Hudson.

Shaw W. (2019) What is 'Islamic'Art?: Between Religion and Perception. Cambridge: Cambridge University Press.

Smolkin V. (2018) A Sacred Space Is Never Empty: A History of Soviet Atheism. Princeton: Princeton University Press, 360 p.

Swanson V. G. (2001) The Book of Mormon Art of Arnold Friberg: Painter of Scripture. Journal of Book of Mormon Studies. 10(1). P. 26-35.

Toman R. (2015) Ars Sacra: Christian Art and Architecture from the Early Beginnings to the Present Day. N Y.: H.F. Ullmann publishing.

Tradigo A. (2006) Icons and Saints of the Eastern Orthodox Church. L A.: The J. Paul Getty Museum.

Verdon T. (2014) Art and Prayer: The Beauty of Turning to God. N Y.: Paraclete Press.

Welch J. W., Dant D. R. (2009) The Book of Mormon Paintings of Minerva Teichert. Salt Lake City: BYU Press.

Winston K. (2016) Mormon 'gospel art': Kitsch or classic? Mormons call it "gospel art", and it's revered less for its quality as art than as glue. Religion News Service. March 17. URL: https:// religionnews.com/2016/03/17/mormons-kitsch-art-classic/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.