Научная статья на тему 'Имитационное моделирование устойчивости деятельности государственно-частного партнёрства в строительстве'

Имитационное моделирование устойчивости деятельности государственно-частного партнёрства в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫЕ ПАРТНЁРСТВА / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / МОДУЛИ / БИЗНЕС-ЕДИНИЦЫ / ИННОВАЦИИ / STATE-PRIVATE PARTNERSHIPS / SIMULATION MODELING / MANAGEMENT / MODULES / BUSINESS UNITS / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городнова Наталья Васильевна

Показана актуальность проблемы развития положений теории формирования и управления государственно-частными партнёрствами в инвестиционно-строительной сфере. Проведено имитационное моделирование устойчивого развития и эффективного управления государственно-частными партнёрствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Городнова Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION MODELING OF WORK STABILITY OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN CONSTRUCTION

Urgency of the problem on the theory development of the organization and control of the state-private partnerships in the investment and building sphere is shown. The simulation modeling of the sustainable development and efficient management of the state-private partnerships is run.

Текст научной работы на тему «Имитационное моделирование устойчивости деятельности государственно-частного партнёрства в строительстве»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 339.97:005

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Н.В. ГОРОДНОВА

(Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина)

Показана актуальность проблемы развития положений теории формирования и управления государственночастными партнёрствами в инвестиционно-строительной сфере. Проведено имитационное моделирование устойчивого развития и эффективного управления государственно-частными партнёрствами.

Ключевые слова: государственно-частные партнёрства, имитационное моделирование, управление, модули, бизнес-единицы, инновации.

Введение. Крупномасштабные трансформации в российской экономике за последние десятилетия, связанные как с системной, так и инновационной модернизацией, вызвали необходимость перестройки всей системы управления экономикой России и её отдельными отраслями. Сегодняшнее состояние инвестиционно-строительной сферы характеризуется, с одной стороны, преобладанием предприятий и компаний негосударственных форм собственности, наличием неэффективного собственника, с другой стороны - наличием различных возможностей получать сверхприбыль, ростом стоимости кредитных ресурсов и их острой нехваткой на фоне роста себестоимости уже возведённых жилых объектов недвижимости и резким падением платёжеспособного спроса населения России. Это не отвечает требованиям государства и общества.

Одним из приоритетных направлений модернизации экономики является механизм формирования и развития государственно-частных стабильных партнёрств, реализация которого позволит повысить инвестиционную активность и эффективность проводимой государственной инвестиционной политики.

Анализ принятых законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность интегрированных структур с государственным участием, использование результатов функционирования государственных корпораций в России, а также изучение мировой практики деятельности интегрированных структур позволяют выделить следующий ряд проблем, связанных с развитием методологии управления такими интегрированными структурами с государственным участием, как госуда рственно-частн ые партнёрства.

1. Проблема наличия в экономике страны неэффективного собственника и неэффективности функционирования государственных корпораций.

2. Сырьевой характер экономики страны, слабое развитие инновационной основы.

3. Несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы страны, в том числе формирования и управления государственно-частными партнёрствами (ГЧП) в инвестиционностроительной сфере.

4. Проблема оценки эффективности управления ГЧП.

5. Отсутствие методологического подхода к эффективному управлению государственночастными партнёрствами как основы для выделения системной парадигмы управления ГЧП в рамках реализации крупных приоритетных государственных инвестиционных проектов и программ по строительству доступного и комфортного жилья.

6. Разрыв между центральным органом управления интегрированной структурой и операционными бизнес-структурными единицами.

Имитационное математическое моделирование системы управления государственночастного партнерства рассматривается как способ получения сравнительных оценок различных вариантов системы управления по множеству показателей и является наиболее экономичным.

Необходимость и целесообразность адаптации и развития систем управления государственно-частными партнёрствами подтверждены фактом особого внимания к этой проблеме со стороны государства, а также специалистов и научных работников.

Экономической основой для объединения усилий государства и частного бизнеса в рамках реализации приоритетных проектов и программ служит система взаимного участия, создающая взаимную заинтересованность государства и компаний в результатах общей хозяйственной деятельности. При этом система управления таких объединений представляет собой замкнутый и непрерывный процесс выработки и реализации долгосрочной деловой политики ГЧП.

В существующих определениях различных видов интегрированных структур (холдинг, финансово-промышленная группа, корпорация) автору не удалось найти определение, которое указывало бы на их главную особенность с точки зрения взаимосвязей с государством. Поэтому необходимо ввести общее понятие «государственно-частное стабильное партнёрство» - это объединение усилий государства, строительных и промышленных компаний, финансово-кредитных институтов и иных участников, ориентированное на получение поддержки со стороны государства в виде предоставления законодательно закреплённых гарантий и льгот для создания в России благоприятного инновационного климата, способствующего формированию спроса на инновации, с учётом такого фактора, как соотношение государственного регулирования экономики и деятельности интегрированных компаний, а также рыночных механизмов.

Инструментарий эффективного функционирования и управления представлен в виде бизнес-модели ГЧП. Он основан на модульном подходе [1], принцип реализации которого состоит из следующих этапов:

1) вход - оценка внешних и внутренних факторов функционирования ГЧП; анализ суммы издержек; анализ продукции (строительно-монтажных работ (СМР)); анализ финансового состояния ГЧП;

2) в целях постановки задачи осуществляется анализ базисных данных, динамики цен, инфляции, обменного курса валют; экономических показателей ГЧП (объёмов, затрат, изменения прибыли при различных объёмах производства, изменения цен на СМР); анализ движения денежных средств;

3) имитационное моделирование различных сценариев адаптации и развития ГЧП;

4) на выходе - разработка комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности и корпоративного управления.

По итогам аналитики информации пяти модулей осуществляется диагностирование, на базе которого разрабатываются рекомендации, мероприятия по совершенствованию управления и формированию корпоративной стратегии ГЧП.

В рамках эффективного управления ГЧП необходимо сравнение альтернативных вариантов с учётом наиболее вероятных изменений цен реализации работ (услуг), материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, объёмов строительно-монтажных работ и расходования ресурсов. Это можно представить в модульном виде.

Модуль 1 - анализ вешних факторов - макроэкономических параметров экономического развития и их изменения: конкуренция, цены на рынке, спрос, предложение, нормативноправовое поле, государственный контроль и регулирование, согласование интересов государственного и частного секторов, демографический фактор, соответствие требованиям фондовых бирж.

Модуль 2 - анализ внутренних факторов ГЧП - отражает качество и методы работы и позволяет оценить результаты принимаемых решений и действий руководителей различных уров-

ней, меру контроля и управления ресурсами и процессами с учётом такого фактора, как государственное участие.

Модуль 3 - анализ состава и динамики себестоимости СМР, поиск резервов снижения затрат благодаря участию государства; осуществление трансакционного анализа и поиск направлений исключения паразитических издержек; поиск резервов роста валовой и маржинальной прибыли, аккумулирование денежных средств для адаптации и развития компании, моделирование различных стратегий управления и их влияния на эффективность функционирования ГЧП. Осуществляется оценка изменения прибыли при различных объёмах производств и различных ценах на строительно-монтажные работы и услуги.

Модуль 4 - анализ строительной продукции: изучение освоенной и новой продукции, экономики и специфики строительного производства, возможности диверсификации деятельности, на основе чего разрабатываются экономические модели компании в целом и её бизнес-структурных единиц для планирования деятельности компании. Модель даёт возможность адаптироваться к конъюнктурным и сезонным колебаниям спроса и находить дополнительные конкурентные возможности. Осуществляется оптимизация производственных программ с учётом изменения объёмов работ и цен.

Модуль 5 - анализ финансового состояния ГЧП: формирование финансового результата, дивидендной политики, оценка сохранности активов, источников финансирования, изучение динамики движения денежных средств, на основании чего реализуется возможность составления прогнозного баланса.

В этой связи была разработана модель бизнес-структурной единицы ГЧП, состоящая из 4 модулей [1]. На входе в систему также осуществляется анализ внешней и внутренней среды функционирования единицы, оценка эффективности использования имеющихся ресурсов и деятельности каждой компании в отдельности. Затем на стадии постановки проблемы осуществляется моделирование материальных затрат с учётом выявленных резервов их снижения, моделирование производственных мощностей, поиск альтернативных вариантов экономической модели развития бизнеса с учётом участия государства и минимизации потребности в оборотном капитале.

Далее на альтернативной основе осуществляется выбор варианта системы сбалансированных показателей для управления компанией, оптимальных схем материальных затрат и производственных мощностей, оптимальной экономической модели компании. Результатом является разработка плана конкретных мероприятий по повышению эффективности управления бизнес-единицы ГЧП, учитывающего изменения на внешнем рынке, изменения бизнес-процессов внутри компании, осуществляется моделирование основных параметров деятельности компании, разрабатывается корпоративная стратегия развития структурной единицы ГЧП.

Постоянный государственный и корпоративный мониторинг эффективности управления ГЧП позволит выявить сильные и слабые стороны деятельности компании - бизнес-структурной единицы ГЧП, возможности и риски, связанные с внешней и внутренней средой, что поможет выработать стратегию по снижению угроз и последствий выявленных рисков.

Имитационное моделирование осуществляется с помощью моделей, в которых всесторонне учтено влияние на ход и результат функционирования ГЧП различных параметров, характеризующих систему управления, а также управляемость информационными потоками различных уровней иерархии и наличие обратной связи в системе управления корпорацией.

Для обоснования конфигурации социально и экономически устойчивой архитектуры российской экономики, где базовым элементом являются эффективно функционирующие государственно-частные партнёрства (ГЧП) и непосредственно государство, автором представлен ряд имитационных моделей, с помощью которых можно наглядно выделить, продемонстрировать и определить влияние внешних и внутренних факторов, а также смоделировать состояние социально-

экономической устойчивости системы. В моделях применены методы экономико-математического моделирования и теоретической механики.

1. Имитационное моделирование экономики ГЧП, основанное на принципе «волчка»

(рис.1).

А Внешние

где ю - угловая скорость изменения внешних и внутренних факторов; юг - скорость реакции системы управления ГЧП на изменения внешних и внутренних факторов и адаптации.

Высота ЦТ h в данном случае не имеет серьёзного значения, основная характеристика устойчивого положения ГЧП - это скорость реакции системы управления на изменение внешних и внутренних факторов. При этом возможны следующие сценарии развития событий: ю < юг - наблюдается устойчивое функционирование ГЧП; ю « юг - наблюдается неустойчивое функционирование ГЧП; ю > юг - полная потеря устойчивости.

2. Имитационное моделирование экономики ГЧП, основанное на принципе «воздушный шар» (рис.2).

Описание состояния устойчивости ГЧП:

где '^G = Gоб + Gкорз + Gгр + Gбалл + Gаэр - суммарный вес конструкции: Gоб - вес оболочки со стропами; Gкорз - вес корзины, Gгр - вес перевозимого груза; Gбалл - вес балласта; Gаэр - вес аэронавтов; П - прибыль ГЧП; ПВ - выручка; - общая сумма затрат; - суммарное воздействие внешних факторов.

Возможны следующие сценарии развития событий: ПВ > - шар может подняться до

предельной высоты Н - устойчивое финансовое положение, у ГЧП имеется прибыль П; ПВ = -

нейтральное положение, поступления в виде выручки покрывают издержки, прибыли нет; ПВ < - полная потеря финансовой устойчивости.

факторы Х^і (кризис)

юГ - угловая скорость вращения, скорость реакции системы управления и адаптации ГЧП

0

т

Центр тяжести (ЦТ)

плечо, высота ЦТ (суммарное воздействие факторов)

Точка опоры

>

Рис.1. Имитационная модель устойчивости деятельности ГЧП: принцип «волчок»

Описание состояния устойчивости ГЧП:

/-

^ тах,

(1)

^ = ХЗ ^ тіп,

П = ПВ - ХЗ ^ тах, | ПВ > ХРг,

^ и ^ тах,

(2)

Рис.2. Имитационная модель устойчивости деятельности ГЧП: принцип «воздушный шар»

Необходимо также смоделировать влияние внешних факторов на устойчивость ГЧП: корзина (ГЧП) подвешена на п тросах (внутренние факторы).

^ = ж + ,

\ Ж = F1 + F2 + ... + Fn, (3)

= т + VF2 + ... + VFn,

где F - суммарное воздействие внешних и внутренних факторов (суммарная сила разрыва п тросов); Y^Fi - суммарное воздействие внешних факторов; Fi - внешние факторы; Y^VFi - суммарное воздействие внутренних факторов; VFi - внутренние факторы ГЧП.

Возможны следующие варианты событий:

F > ХG; ХG = ХЗ - корзина не обрывается - наблюдается устойчивость деятельности

ГЧП;

F < ХG; ХG = ХЗ - корзина обрывается - полная потеря устойчивости.

3. Имитационное моделирование экономики ГЧП, основанное на принципе «айсберг»

(рис.3).

Описание состояния устойчивости ГЧП:

Г h ^ {0 ч Н},

| Н ^ max, (4)

^ U ^ max, где Н - координата центра тяжести айсберга.

Внешнее воздействие изменяет конфигурацию айсберга (неравномерное таяние), приводит к изменению положения центра тяжести. Тогда возможны следующие варианты развития событий:

h = 0 - нейтральное положение, любое внешнее воздействие переворачивает айсберг -неустойчивое положение ГЧП;

h = 0 ч (- Н) - полная потеря устойчивости.

Следует отметить немаловажный аспект государственного регулирования - это моральноэтические основы экономической политики государства.

Приведённые имитационные модели в рамках закона Эшби могут наглядно демонстрировать также устойчивость и экономики страны в целом.

Имитационное моделирование устойчивости экономики страны в целом, основанное на принципе «пирамида», представлено на рис.4.

Рис.4. Имитационная модель устойчивости экономики страны: принцип «пирамида»

Описание состояния устойчивости экономики страны:

h = YFi ^ min,

Hlim < S ^ max, (5)

U ^ max,

где h - плечо, высота ЦТ, сумма внешних и внутренних факторов воздействия Fi; HUm - предельная величина суммарного влияния факторов; S - площадь опоры пирамиды; U - социальноэкономическая устойчивость.

Выводы. Эффективно функционирующие государственно-частные партнёрства могут и должны стать базовым элементом дальнейшего динамичного развития российской экономики. При этом ориентиром стратегического и поступательного развития страны должен стать уход от сырьевой и спекулятивной экономики и ориентир на экономику принципиально нового типа. Это подтвержде-

но основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития России «Стратегия 2020», ставшей основой для осуществления прогнозирования развития ситуации в России до 2020-2030 гг.

Основные тезисы (положения) данной Концепции заключены в необходимости:

1) осуществления инновационных сценариев развития и модернизации экономики;

2) завершения «эпохи догоняющей модернизации»;

3) вытеснения «этикой предотвращения угроз» «эстетику достижений»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) перехода от сырьевой модели перераспределения к инновационной;

5) глобальных изменений в бизнесе и культуре;

6) институциональных преобразований;

7) снятия бюрократических барьеров и совершенствования нормативно-правовой базы.

По мнению аналитиков [2-4], при сохранении действующей в России экономической политики показатель рентабельности сырьевых отраслей к 2013 г. будет равен нулю. Поэтому в настоящее время перед российским государством стоит глобальная задача «увязать политику и сферу гражданского общества» [3]. Требуется морально-этическая основа для перехода от энер-го-сырьевой и спекулятивной к модернизации экономики и человеко-ориентированной инновационной экономической политике, базирующейся на эффективном управлении государственночастными стабильными стратегическими партнёрствами.

Библиографический список

1. Глушецкий А. Информация: «тайная» и «явная». Имею право / А. Глушецкий // Экономика и жизнь. - 2008. - №10. - С.1.

2. Городнова Н.В. Корпорация как единый организм: возможный подход к менеджменту / Н.В. Городнова, В.З. Хайкин // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы: тр. VI междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, учёных, специалистов, аспирантов, студентов. - В 2 т. Т.1. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2008. - С.30-34.

3. Рубцов А. Капитализм фантастику не финансирует / А. Рубцов // Экономика. - 2008. -№114. - С.9.

4. Яковлев А. Российская корпорация в 20-летней перспективе / А. Яковлев, Ю. Данилов // Экономика и жизнь. - 2007. - №5. - С.36-37.

Материал поступил в редакцию 24.09.2011.

References

1. Glusheczkij A. Informaciya: «tajnaya» i «yavnaya». Imeyu pravo / A. Glusheczkij // E' konomika i zhizn'. - 2008. - #10. - S.1. - In Russian.

2. Gorodnova N.V. Korporaciya kak ediny'j organizm: vozmozhny'j podxod k menedzhmentu / N.V. Gorodnova, V.Z. Xajkin // Promy'shlennoe razvitie Rossii: problemy', perspektivy': tr. VI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. prepodavatelej, uchyony'x, specialistov, aspirantov, studentov. - V 2 t. T.1. Nizhnij Novgorod: VGIPU, 2008. - S.30-34. - In Russian.

3. Rubczov A. Kapitalizm fantastiku ne finansiruet / A. Rubczov // E' konomika. - 2008. - #114. - S.9. - In Russian.

4. Yakovlev A. Rossijskaya korporaciya v 20-letnej perspektive / A. Yakovlev, Yu. Danilov // E' konomika i zhizn'. - 2007. - #5. - S.36-37. - In Russian.

SIMULATION MODELING OF WORK STABILITY OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN CONSTRUCTION

N.V. GORODNOVA

(Ural Federal University)

Urgency of the problem on the theory development of the organization and control of the state-private partnerships in the investment and building sphere is shown. The simulation modeling of the sustainable development and efficient management of the state-private partnerships is run.

Keywords: state-private partnerships, simulation modeling, management, modules, business units, innovations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.