Научная статья на тему 'Имитационное моделирование удовлетворенности трудом работников организаций'

Имитационное моделирование удовлетворенности трудом работников организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONFLICT / ORGANIZATION / SIMULATION MODELING / ADVANCED TRAINING / JOB SATISFACTION / FACTORS / SYSTEM DYNAMICS / КОНФЛИКТ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / ФАКТОРЫ / СИСТЕМНАЯ ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольцова М. П., Тарасова М. И.

Статья посвящена процессу разработки имитационной модели удовлетворенности трудом работников организации. В статье рассматривается влияние различных факторов на удовлетворенность трудом работника. В основу данной работы легли теоретические подходы к организационным конфликтам и мотивации персонала зарубежных и отечественных исследователей. Имитационная модель удовлетворенности трудом стоится на базе парадигмы системной динамики. Процесс симуляции модели позволяет наглядно продемонстрировать, под влиянием каких факторов происходит переход состояний работников от «удовлетворенный» в «неудовлетворенный» / «конфликтующий» и обратно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simulation modeling of employee satisfaction in organizations

Article is devoted to process of development a simulation model of satisfaction with work employees in the organization. In article influence of various factors on satisfaction with work of the worker is considered. The basis of this work was formed by theoretical approaches to the organizational conflicts and motivation of personnel of foreign and domestic researchers. A simulation model of job satisfaction is based on the paradigm of system dynamics. Process of simulation of model allows to show visually under the influence of what factors there is a transition of conditions of workers from "satisfied" in "unsatisfied" / "conflicting " and back.

Текст научной работы на тему «Имитационное моделирование удовлетворенности трудом работников организаций»

Имитационное моделирование удовлетворенности трудом работников организаций

М.П. Кольцова, М.И. Тарасова

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: Статья посвящена процессу разработки имитационной модели удовлетворенности трудом работников организации. В статье рассматривается влияние различных факторов на удовлетворенность трудом работника. В основу данной работы легли теоретические подходы к организационным конфликтам и мотивации персонала зарубежных и отечественных исследователей. Имитационная модель удовлетворенности трудом стоится на базе парадигмы системной динамики. Процесс симуляции модели позволяет наглядно продемонстрировать, под влиянием каких факторов происходит переход состояний работников от «удовлетворенный» в «неудовлетворенный» / «конфликтующий» и обратно.

Ключевые слова: конфликт, организация, имитационное моделирование, повышение квалификации, удовлетворенность трудом, факторы, системная динамика.

В современных социально-экономических условиях российского общества большое значение для организаций приобретает повышение эффективной деятельности предприятия, а также его стабильность. Все большее число управленцев высшего и среднего звена уделяют внимание проблеме организационного конфликта [1, 2].

Значительный теоретический и, особенно, практический интерес представляет выявление факторов, оказывающих позитивное и негативное влияние на удовлетворенность трудом работников в организации.

Вопросы отношения к труду, удовлетворенности трудом в последние годы стали предметом исследования ученых во многих странах. Это связано с тем, что современное производство определяется не только вещественными факторами, но и резко возросшими влиянием и ролью человеческого фактора. В тоже время, формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост эффективности труда [3, 4].

Мы хотели бы рассмотреть проблему с точки зрения влияния различных организационных факторов на удовлетворенность трудом работников [5]. Мы построим модель удовлетворенности трудом работников организаций Ростовской области, показывающую каким образом работник из удовлетворенного становится неудовлетворенным, какие факторы способствуют его переходу из одного состояния в другое и обратно.

Используя возможности пакета AnyLogic, мы построим и затем опишем модель системной динамики. Построение системно-динамической модели позволяет нам моделировать систему как закрытую структуру, которая сама определяет собственное поведение, задавать накопители и потоки, которые на них влияют [6 - 8].

В начале работы мы определили объекты модели и установили связи между ними, то есть провели разработку формального описания знаний. Элементы модели делятся на три типа: накопители, параметры и связи. Накопители характеризуют состояние системы. Они содержат память системы. Модель работает только с совокупностью объектов: отдельные элементы, содержащиеся в накопителе, не различимы. Потоки представляют интенсивность, с которой меняются эти состояния системы [9-11].

Для начала построения модели мы рассмотрим численность трудоспособного населения Ростовской области. По данным прогнозного баланса Министерства труда и социального развития Ростовской области, трудовые ресурсы Ростовской области в 2019 году составят 2441,8 тыс. человек. Так как наши возможности ограничены программой, то мы возьмем максимально допустимую величину в 50 тыс.человек. Данную величину мы обозначим как параметр WorkingPopulation. Изначально мы рассматриваем всю совокупность трудоспособного населения как работников удовлетворенных трудом. В данной модели мы выделим четыре категории

IH Инженерный вестник Дона. №4 (2018) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2018/5535

работников, имеющие значение для изучаемого нами процесса и представленные в качестве накопителей (Рис.1):

• Satisfied - удовлетворенные трудом работники, которые еще не стали неудовлетворенными.

• Unsatisfied - неудовлетворенные работники, находящиеся в латентной стадии конфликта (они уже недовольны, их производительность падает, но еще открыто не конфликтуют).

• Conflicting - конфликтующие работники (неудовлетворенные в активной стадии конфликта, они могут влиять на уровень организационных конфликтов и неудовлетворенность коллег, вовлекать в противостояния).

• Dismissed - неудовлетворенные конфликтующие работники, которые вследствие своего состояния либо уволились самостоятельно, либо были уволены руководством. Данная категория будет представлена конечной точкой потока, не втекающего в другой накопитель.

i Miin Щ T=J

L :St if' - Г7 U^sstsf'sd Conflicting Dismissed l I I, T7 II Г7 | I->|

—a ¿t— -■ U1-'C^J

Рис. 1.- Блок схема модели.

Связи между элементами бывают двух типов: потоки и связи. Потоки -основа всей модели, они отображают процесс перехода работника из одного

состояния в другое. Каждый поток описывается формулой, согласно ей кол-во работников вычитается из накопителя, от которого идет поток, и прибавляются в накопитель, в который поток входит. Стоит отметить, что при создании потоковой диаграммы выявляются переменные, которые накапливают значения с течением времени. В данной модели численности удовлетворенных, неудовлетворенных и конфликтующих работников являются накопителями, а процесс их перехода из одного состояния в другое - потоком. Второй тип связей называется - стандартные связи, они обеспечивают правильную работу модели.

Второй тип элементов модели это параметры. Это особенные переменные, которые обозначают определенные значения и характеризуют процесс перехода работника из одного состояния в другое.

Как и в любой имитационной модели, в модели удовлетворенности трудом работников организаций описывается набором алгоритмов. Для этого необходимо задать ряд постоянных значений. В данной модели ими являются (Рис.2):

1. численность трудоспособного населения (WorkingPopulation=50000),

2. отсутствия карьерного роста и продвижения (NoKariera=0.35),

3. восприятия уровня заработной платы, как недостаточной (NizkayaZarplata=0.35),

4. отсутствия повышения квалификации, недостаток развития в профессии (NoPovishenieKvalifikacii=0.2),

5. напряженный социально-психологический климат в коллективе (NegativeSocPsihKlimat=0.2),

6. решение работника уволиться и искать другую работу (ReshenieRabotnika=0.05),

1К1 Инженерный вестник Дона. №4 (2018) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2018/5535

7. решение руководителя уволить работника из-за его конфликтного поведения и саботирования рабочего процесса (ReshenieBoss=0.05),

8. повышение квалификации, обучение (PovishenieKvalifikacii=0.2),

9. политика руководства организации в отношении неудовлетворенных и конфликтующих работников (PolitikaBoss=0.2).

Рис.2. - Элементы модели и связи между ними.

Процесс симуляции модели позволяет наглядно продемонстрировать как именно и под влиянием каких конкретно факторов происходит переход из состояния «удовлетворенный» в «неудовлетворенный» и состояния «неудовлетворенный» в «конфликтующий» и обратно (Рис.3).

El Mt>del1412201S : Simulation - AnyLogic PLE [ИСПОЛЬЗОВАТЬТОЛЬКО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ]

49,966.11 Г 4.63 V Г У ¡г"'" ишпв -

□ г-^ГПг-V-->rtr-¥—

Я NegativeSocPsihKlimat 0,2

Я Wöi'kingF'opLildtiün 50,000

Рис. 3. - Запуск модели.

Данная модель может иметь практической ценности для управленцев разного уровня, а также может быть использована для последующих исследований в данном направлении.

1. Кольцова М.П., Иванова М.И. Анализ проблемных аспектов удовлетворенности трудовой деятельностью в современных реалиях // Розмыслы, 2018, №3 URL: rozmisly.ru/preprints/77.

2. Бойко В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. И. Панферов. - Москва: Мысль, 2003. -207 с.

3. Ackermann Alice, The Idea and Practice of Conflict Prevention, Journal of Peace Research, Vol.40 No.3, 2003, pp.339-347.

4. Edwards P.K. Industrial conflict: themes and issues in resent research// British Journal of Industrial Relations. - L., 1992, vol.30, № 3. Pp. 361-404.

Литература

5. Мощенко И.Н., Иванова М.И. Основные социальные сферы концентрации конфликтного потенциала на Юге России // Инженерный вестник Дона, 2014, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2614.

6. Свечкарев В.П. Модели визуальной аналитики в социологии // Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикультуральном пространстве современного общества: материалы I Всероссийской научной конференции (с международным участием) молодых ученых (г. Ростов-на-Дону, 4 апреля 2017 г.). Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2017. 320 с. С. 32-38.

7. Свечкарев В.П., Розин М.Д. Инженерный прорыв в социальном моделировании // Инженерный вестник Дона, 2013, №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/1979.

8. Тарасова М.И., Кольцова М.П., Ходорич И.А., Иванов А.В. Имитационное моделирование деятельности индивида в условиях организационных конфликтов // Инженерный вестник Дона, 2018, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2018/5253.

9. Кольцова М.П. Когнитивная модель эффективности деятельности работников организации // Когнитивный анализ социальных проблем: материалы I Всероссийской научной конференции (с международным участием) молодых ученых (г. Ростов-на-Дону, 24-25ноября 2017 г.). Ростов н/Д: Ростовское отд-е РИА, 2017. C. 95-99.

10.Кольцова М.П., Свечкарев В.П. Функционально-структурный анализ формирования бесконфликтной производственной среды // Розмыслы, 2018, №3 URL: rozmisly.ru/preprints/46.

11.Иванова М.И. Методологические принципы современного моделирования социальных процессов. Социально-гуманитарные знания. 2016. № 11. С. 185-190.

References

1. Kol'tsova M.P., Ivanova M.I. Rozmysly, 2018, №3. URL: rozmisly.ru/preprints/77.

2. Boyko V. V. Sotsial'no-psikhologicheskiy klimat kollektiva i lichnost'[Socio-psychological climate of the team and personality]. Moskva: Mysl', 2003. 207 p.

3. Ackermann Alice, The Idea and Practice of Conflict Prevention, Journal of Peace Research, Vol.40 No.3, 2003, pp.339-347.

4. Edwards P.K. British Journal of Industrial Relations. - L., 1992, vol.30, № 3. Pp. 361-404.

5. Moshchenko I.N., Ivanova M.I. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2614.

6. Svechkarev V.P. Kognitivnyy analiz sotsial'nykh problem: materialy I Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem) molodykh uchenykh (g. Rostov-na-Donu, 24-25noyabrya 2017 g.). Rostov n/D: Rostovskoe otd-e RIA, 2017. рр. 32-38.

7. Svechkarev V.P., Rozin M.D. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/1979.

8. Tarasova M.I., Kol'tsova M.P, Khodorich I.A., Ivanov A.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2018, №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/1979.

9. Kol'tsova M.P. Kognitivnyy analiz sotsial'nykh problem: materialy I Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem) molodykh uchenykh (g. Rostov-na-Donu, 24-25noyabrya 2017 g.). Rostov n/D: Rostovskoe otd-e RIA, 2017. рр. 95-99.

Iljfl Инженерный вестник Дона. №4 (2018) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2018/5535

10.Kol'tsova M.P., Svechkarev V.P. Rozmysly, 2018, №3. URL: rozmisly.ru/preprints/46.

11. Ivanova M.I. Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya. 2016. № 11. pp. 185-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.