изучаемого параметра по трассе наблюдения.
Достоверность полученных результатов подтверждается удовлетворительной сходим результатов физической интерпретации данных петрофизических исследований с физико-гической моделью месторождения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дэвис Дж.С. Статистический анализ данных в геологии. - М: Недра, 1990. - 457 с.
2. Никитин А.А. Статистические методы выделения геофизических аномалий. - М.: Недра, 1979. 230 с.
3. Эткина Н.И. Алгоритм выделения локальных аномалий при обработке геофизичсс информации //Известия Уральского горного института. Серия: Горное дело. - Екатеринбург, 1993. - Вып. 5-- С122-126.
УДК 622.683:656.21:624.19
Ю.В.Стенин, А.И.Стариков
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЭКСКЛВАТОРНО-АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ КАРЬЕРОВ
В управлении погрузочно-транспортным процессом в карьере существенную роль игр планирование. Применение в п\анировании традиционных методов, использующих для описа! работы погрузочно-транспортных комплексов детерминированные или регрессионные модели, позволяет достаточно точно и полно учесть все многообразие факторов, определяющих результативность их эксплуатации. Поэтому фактические и планируемые показатели, как прав различаются до 20-25%. а в отдельных случаях до 50% и более. На сегодняшний день в услов широкого внедрения на карьерах современных средств вычислительной техники эффективн альтернативой традиционным методам является имитационное моделирование, позволяю " учесть вероятностный характер процесса, расширить спектр учитываемых факторов, повыс точность планирования, а следовательно, эффективность управления и экономичность эксплуатации экскаваторного и транспортного оборудования.
Использование этого метода для гхланиро-| ваий я работы экскаватэрно-автомобильных комплексов предполагает наличие достаточно адекватной имитационной модели погрузочно-тран-спортного процесса. Для разработки такой модели экспериментальными исследованиями установлены вероятностные закономерности распределений продолжительности операций пог-рузочно-транспортного процесса и внутрисмен-ных отказов, а также и закономерности изменений параметров распределений от горно-технических условий.
На основе этих результатов и анализа функционирования экскаваторно-автомобильных комплексов в реальных условиях карьеров разработана имитационная модель в виде сложной замкнутой системы массового обслуживания с ненадежными элементами. Основными функциональными звеньями этой системы являются (см. рисунок): пункт разгрузки, трасса движения порожнего автосамосвала, пункт погрузки (экска
Г TfjifUyb—Т
I е |
H-i
/ГрмглГ /kxyyjxo
fpetrT ЯЗгжял&ж
4.1,.'А.
Схема залоснутой сложной системы массового обслуживания "экскаватор)ю-автомобиль-
ныи комплекс
ватор), трасса движения груженого автосамосвала.
Звено "пункт разгрузки" при организации погрузочно-транспортных работ по закрытому циклу включает один пункт ожидания с одним каналом обслуживания, равным количеству мест разгрузки. При организации работ по открытому циклу - один пункт ожидания и один пункт разгрузки, если весь грузопоток горной массы поступает в одну точку, и несколько пунктов ожидания и пунктов разгрузки, если грузопоток горной массы распределяется в несколько рассредоточенных в карьере точек разгрузки. Данное звено представляет простую многоканальную систему массового обслуживания с ненадежным элементом. Отказом является отсутствие фронта разгрузки. В периоды между отказами пункт разгрузки функционирует как система с неограниченной очередью. Обслуживание включает три фазы: маневры при установке на разгрузку, разгрузку и маневры при отъезде от места разгрузки. Входящим здесь будет поток груженых, выходящим - поток разгрузившихся автосамосвалов.
Звено «трасса движения порожнего автосамосвала» является системой без очереди -одноканальной при организации погрузочно-транспортных работ по Закрытому циклу и многоканальной - по открытому циклу. При закрытом цикле входящий поток этого звена формируется в процессе поступления на разгрузку и разгрузки автосамосвалов, работающих с экскаватором, за которым они закреплены. При открытом цикле формирование входящих потоков по отдельным каналам обслуживания («трасса движения порожнего автосамосвала» ) осуществляется диспетчером по заданному алгоритму. Выходящими из каналов обслуживания являются потоки автомобилей, поступающих на погрузку к экскаваторам. Они же являются входящими для «пункта погрузки» .который представляет собой простую одноканальную систему массового обслуживания с ненадежным элементом и с неограниченной очередью в периоды между отказами экскаватора.
«Пункт погрузки» вклкчзет пункт ожидания и пункт обслуживания. Процесс обслуживания состоит из трех фаз: маневрирование при установке на погрузку, погрузка и маневрирование при отъезде от экскаватора. При погрузке автосамосвалов различной грузоподъемности имеет место дисциплина обслуживания с приоритетом в пользу автомобилей большей грузоподъемности. При погрузке однотипных по грузоподъемности автосамосвалов выдерживается простая дисциплина обслуживания: первый пришел - первым обслужен. Выходящим потоком в этом звене являются груженые автомобили.
Каждому пункту погрузки в карьере соответствует «трасса движения груженых автосамосвалов», характеризующаяся конкретным сочетанием значений ее параметроз. Она является одноканальной системой массового обслуживания без очереди для потока отходящих от экскаватора груженых автосамосвалов. Выходящим для нее будет поток прибывающих на разгрузку автосамосвалов.
Алгоритм имитации функционирования экскаваторно-автомобильных комплексов состоит из трех частей: 1 - блок ввода и расчета исходных характеристик условий функционирования; 2 - блок имитации погрузочно-транспортного процесса; 3 - блок расчета и выЕода параметров работы экскаваторно-автомобильных комплексов.
В первом блоке задается длительность смены, форма организации работы экскаваторно-автомобильных комплексов, количество пунктов разгрузки и мест разгрузки в каждом пункте, диаметр среднего куска горной массы, вместимость ковшей погрузочных экскаваторов, грузоподъемность и вместимость кузовов автосамосвалов, характеристика трасс движения от каждого пункта погрузки, вероятностно-статистические характеристики разгрузочных и маневровых операций, а также потоков отказов автосамосвалов и экскаваторов и потоков поступления автосамосвалов в карьер в начале смены.
Здесь же рассчитываются вероятностно-статистические характеристики операций погрузки и операций движения груженых и порожних автомобилей по конкретным трассам, число циклов экскавации для полной загрузки автосамосвала, количество автосамосвалов для каждого пункта погрузки.
Блок имитации погрузочно-транспортного процесса содержит операторы формирующие поток прибывающих автосамосвалов, время движения порожних автосамосвалов, время обслуживания в пункте погрузки и пункте разгрузки, потоки отказов экскаваторов, отказов автосамосвалов и возвратившихся в карьер автосамосвалов, а также логические операторы определения формы организации погрузочно-транспортного процесса (открытый или закрытый цикл).
В третьем блоке производится расчет и вывод информации о среднем числе рейсов
автосамосвалов от различных пунктов погрузки, количестве загруженных каждым забойны* j экскаватором автосамосвалов, среднем времени ожидания автосамосвалом очереди на погрузку! и среднем времени ожидания экскаватором автосамосвала, о производительности одног» автосамосвала по каждой технологической схеме и производительности экскаваторов, о надежности работы экскаваторно-автэмобильных комплексов.
Реализация описанной имитационной модели обеспечивает достаточно надежное, по сравнению с традиционными методами, оптимальное планирование работы экскаваторно-автомо-бильных комплексов в пределах сменного и недельно-суточного отрезков времени.
УДК (681.3+658.012] 622.012 А.В.
А.В.Каплан (НИИОГР)
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЭКСКАВАТОРНО-АВТОМОБИЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Современные методы ведения работ на горнодобывающих предприятиях предполагают применение автоматизированных систем учета, основанных на применении вычислительной техники. Горнотранспортный комплекс является важнейшим звеном в технологическом цикле предприятий открытой добычи. Анализ показывает, что на экскаваторно-автомобильный комплекс (ЭАК) приходится более 60% объема первичной инфорл\ации горного предприятия.
На многих предприятиях имеются наборы программ, позволяющие решать отдельные задачи, необходимые для учета работы ЭАК. Как правило, это программы, решающие локальные задачи учета и не связанные между собой.
В то же время на некоторых предприятиях имеются комплексы программ, позволяющие осуществлять многие функции системы комплексного учета работы ЭАК. Большинство подобных программных колшлексов («Пуск», «Томусинский», «Кварцит», «Гранит», «Колтлекс АТ», «Гермео и др.) создавались индивидуально для каждого предприятия. Разработка подобных комплексов требует как значительных материальных затрат, так и большой продолжительности. В связи с бурным развитием вычислительной техники в последние годы, повышением ее производительности, надежности многие комплексы к моменту внедрения не соответствовали вновь открывшимся возможностям. Как правило, данные комплексы не разрабатывались для применения на персональных компьютерах и не представляют возможности непосредственной работы с ними специалистов в области экономики, планирования, бухгалтерского учета. «Закрытость» подобных систем затрудняет использование первичной информации для анализа и расчета «нестандартных» документов.
Таким образом, существует необходимость создания компьютерных информационных систем на базе современных технических средств, позволяющих комплексно решать задачи учета, учета и анализа производственно-экономической деятельности предприятия, расхода основных видов ресурсов; нормирования, планирования, прогнозирования производственных процессов.
НИИОГР имеет опыт разработки и внедрения подобных систем: - в 1991 г. на Сорском молибденовом комбинате (Красноярский край, республика Хакасия) был внедрен программный комплекс по учету труда и расчету заработной платы водителей технологического автотранспорта;
- в 1993 г. на Листвянаком разрезе (Кемеровская область) внедрена компьютерная информационная система (ИС), позволяющая осуществить комплексный учет работы экскава-торно-автомобильного комплекса;
- в 1994 г. разработана и апробирована аналогичная система для Жирекенского молибденового комбината (Читинская область).
Компьютерную информационную систему ЭАК условно можно разделить на 4 основных