Научная статья на тему 'Имитационное моделирование как средство подготовки водителей'

Имитационное моделирование как средство подготовки водителей Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
215
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СРЕДА РАЗРАБОТКИ / ПРОГРАММНАЯ АНИМАЦИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ СИТУАЦИЯ / ТОЧНОСТЬ МАСШТАБИРОВАНИЯ / QUALITATIVE ANALYSIS / SIMULATION / DEVELOPMENT ENVIRONMENT / SOFTWARE ANIMATION / TRAFFIC SITUATIONS / PRECISE IMAGE SCALING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Надвоцкая Валерия Валерьевна, Котлубовская Татьяна Викторовна

Рассматривается основное содержание метода имитационного моделирования в рамках разработки программного комплекса средствами объектно-ориентированного программирования и применения средств создания и редактирования трёхмерной графики и анимации. Программная анимация выполнена на основе ГОСТ Р 52289-2004, Правил дорожного движения, заданных характеристик движения автомобилей, параметров проезжей части. Предназначена как для групповых, так и индивидуальных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simulation modeling as a means of training for drivers

Сonsidered the main contents of the method of simulation within complex software development of object-oriented programming and the use of means of creating and editing three-dimensional graphics and animation. Program animation is done on the basis of GOST R 52289-2004, traffic rules specified performance cars motion parameters of the roadway. The complex is designed for both group and individual lessons.

Текст научной работы на тему «Имитационное моделирование как средство подготовки водителей»

Имитационное моделирование как средство подготовки водителей

В.В. Надвоцкая, Т.В. Котлубовская

Введение

Проблема безопасности дорожного движения является неотъемлемой частью более общей проблемы организации дорожного движения. Обучение в автошколах основано на вербально-деятельностном подходе, при этом задачей является проработка элементов, важных для понимания основных правил и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Существующие автосимуляторы и имитаторы дорожно-транспортных ситуаций как персонифицированные программные комплексы для автошкол, ориентированные на конкретную программу обучения, не соответствуют поставленной задаче и структуре занятий. Создание образовательных комплексов на основе имитационного моделирования является актуальной научно-образовательной задачей. Метод исследования, использующий модель, с определенной точностью описывающий реальную систему, дает возможность детального представления дорожно-транспортных ситуаций [13].

Имитационное моделирование

Алгоритм разработки комплекса представляет собой порядок действий: разработка модели для имитации, условий для моделирования, определение количества моделей, выбор программных средств, реализация функционирования моделей (анимация), проверка выполнения начальных условий для эффективной имитации, реализация различных сценариев в рамках работы каждой модели.

Модель представляют собой систему, предоставляющую визуализированную информацию и возможность манипулирования

множеством данных, разработки сценариев дорожно-транспортных ситуаций с принятием решений на основе фактов и заданных правил.

Рис. 1 - Разработка моделей интерактивного комплекса Для построения модели авторы используют следующие начальные условия - разметка дороги (заданные геометрические размеры), дорожные знаки, количество полос, максимальное количество автомобилей-участников движения, ГОСТ Р 52289-2004 (Технические средства организации дорожного движения, ширина полос движения), Правила дорожного движения (рис.1) [4, 5].

В интерактивном комплексе реализовано четыре модели в виде программных оболочек, в результате выполнения которых включается программная анимация (рис.1). Каждая модель разрабатывалась для определенного раздела и конкретной темы образовательной программы («Отработка маршрута», «Паркинг», «Начало движения, маневрирование», «Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки»). Модели предоставляют возможность проработки следующих видов вождения: кольцевое движение в автоматическом и пользовательком режиме, скатывание с бордюром и без бордюра.

Модели как сложные объекты были реализованы с использованием трехмерной графики программной системы 3D Studio Max, включающей в

себя средства для вращения, перемещения объекта, масштабирования [6]. Трехмерная модель автомобиля в качестве примера представлена на рис.2.

Рис. 2 - Трехмерная модель автомобиля Далее в мультимедийной среде Adobe Flash изображения были анимированы: созданы ключевые кадры в начале и конце анимации движения, определена траектория движения, которая должна быть предельно ровной, чтобы движение автомобиля было плавным. Затем ролики были дополнены интерактивными элементами и звуковым сопровождением

[7, 8].

Рис. 3 - Создание анимации движения Скорость движения автомобиля зависит от частоты кадров, задаваемой заранее (определено 25 кадров в секунду), и от расстояния, которое

автомобиль будет проходить за определенное число кадров (рис.3). Для большей наглядности материала движение осуществляется медленно, автомобиль проходит длину своего корпуса за 25-30 кадров [9].

Проверка выполнения начальных условий показала эффективность имитационных моделей и высокую точность масштабирования.

На этапе анимирования предусмотрены различные сценарии дорожно-транспортных ситуаций. Для задания параметров используются специальные интерактивные кнопки и поля, с помощью которых предусмотрен ввод следующей информации: количество автомобилей-участников движения, номер полосы заданной машины, скорость, расстояние между автомобилями, положение относительно друг друга, направление движения в рамках данной модели проезжей части [10].

Заключение

Таким образом, с помощью программных средств имитационного моделирования реализован приведенный выше алгоритм и разработан интерактивный комплекс, с высокой точностью масштабирования детально описывающий реальные дорожно-транспортные ситуации. Комплекс предназначен для реализации следующих тем образовательной программы автошколы: «Отработка маршрута», «Паркинг», «Начало движения, маневрирование», «Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки»). В комплексе предусмотрено развитие совершенно различных сценариев дорожно-транспортных ситуаций и возможных происшествий.

Использование специализированных инструментов имитационного моделирования позволяет провести качественный анализ ошибок в поведении водителей, активизируя таким образом познавательную деятельность курсантов автошколы и сводя теоретическое мышление и практическую деятельность воедино.

Литература:

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина . - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

2. Яловой И. О. Имитационное моделирование потоков пешеходов на основе модели социальных сил. [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2009, №2. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1609 - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Степанов К.С. Панкова Н.Г. Применение информационных технологий при обучении электротехническим дисциплинам [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2014, № 2. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2014/2388 - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Санамян Г. И. Имитационное моделирование операций упрочнения поверхностным пластическим деформированием. [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2008, №2. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2008/69 - Загл. с экрана. - Яз. рус.

5. ПДД билеты 2014 онлайн РФ [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.pdd24.com/pdd-onlain. - Загл. с экрана.

6. Kelly, L.M. 3DS Max 2010 Bible / L.M. Kelly. - John Wiley & Sons, 2009. - 1296 p.

7. Hague, J.V. Jackson, Flash 3D: Animation, Interactivity, and Games/ J.V. Hague, C. Jackson. - Elsevier Focal Press, 2006. - 402 p.

8. Gahan, A. 3ds Max Modeling for Games Second Edition / L. M. Kelly. - John Wiley & Sons, 2009. - 1296 p.

9. Feronato, E. Flash Game Development by Example / E. Feronato. -Packt Publishing Ltd, 2011. - 311 p.

10. Kaitila C. Adobe Flash 11 Stage3D (Molehill) Game Programming / C. Kaitila. - Packt Publishing Ltd, 2011. - 311 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.