Научная статья на тему 'Имитационное моделирование как Инновацонная технология обучения специалистов среднего звена технического профиля (на примере изучения математики)'

Имитационное моделирование как Инновацонная технология обучения специалистов среднего звена технического профиля (на примере изучения математики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SIMULATION MODELING / PRACTICE-ORIENTED LEARNING / PROFESSIONALLY-ORIENTED TRAINING / MID-LEVEL SPECIALIST / INTERACTIVE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Донина Ирина Александровна, Акбарова Залия Шамсуновна, Воднева Светлана Николаевна

В статье рассматривается вопрос модернизации среднего специального образования. Модернизация возможна за счет обновления содержания образования и применения технологий профессионально ориентированного обучения. Одной из инновационных технологий обучения является имитационное моделирование. В статье обсуждаются возможности использования имитационного моделирования при обучении математике будущих специалистов судовождения. Авторы статьи представляют результаты эксперимента по апробации имитационного моделирования при обучении математике для решения практикоориентированных задач при подготовке судоводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Донина Ирина Александровна, Акбарова Залия Шамсуновна, Воднева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION MODELING AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY FOR TRAINING MIDDLE-LEVEL SPECIALISTS OF TECHNICAL PROFILE (ON THE EXAMPLE OF STUDYING MATHEMATICS)

The article deals with the modernization of secondary special education. Modernization is possible by updating the content of education and the use of technologies of vocational training. One of the innovative forms of training is simulation modeling. The article discusses the possibility of simulation modeling using in teaching mathematics to future specialists of navigation. The authors of the article present the results of an experiment on testing simulation modeling in teaching mathematics to solve practice-oriented problems in the preparation of skippers.

Текст научной работы на тему «Имитационное моделирование как Инновацонная технология обучения специалистов среднего звена технического профиля (на примере изучения математики)»

Педагогика

УДК: 377

доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Акбарова Залия Шамсуновна

Уфимский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (г. Уфа);

кандидат педагогических наук, доцент Воднева Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Псковский государственный университет» (г. Псков)

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ИННОВАЦОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ

МАТЕМАТИКИ)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос модернизации среднего специального образования. Модернизация возможна за счет обновления содержания образования и применения технологий профессионально ориентированного обучения. Одной из инновационных технологий обучения является имитационное моделирование. В статье обсуждаются возможности использования имитационного моделирования при обучении математике будущих специалистов судовождения.

Авторы статьи представляют результаты эксперимента по апробации имитационного моделирования при обучении математике для решения практикоориентированных задач при подготовке судоводителей.

Ключевые слова: имитационное моделирование, практикоориентированное обучение, профессионально ориентированное обучение, специалист среднего звена, интерактивные технологии.

An^tatton. The article deals with the modernization of secondary special education. Modernization is possible by updating the content of education and the use of technologies of vocational training. One of the innovative forms of training is simulation modeling. The article discusses the possibility of simulation modeling using in teaching mathematics to future specialists of navigation.

The authors of the article present the results of an experiment on testing simulation modeling in teaching mathematics to solve practice-oriented problems in the preparation of skippers.

Keywords: simulation modeling, practice-oriented learning, professionally-oriented training, mid-level specialist, interactive technology.

Введение. Для экономического и социального развития России особо остро требуются высококвалифицированные кадры по разным областям науки и техники. В связи с этим вопрос повышения качества образования, в том числе в системе среднего профессионального образования как никогда высок. Следует также отметить, что в современных рыночных условиях одни профессии быстро устаревают, появляются новые, для некоторых профессий изменяется система организации труда. Если раньше можно было приобрести одну профессию на всю жизнь и повышать квалификацию один раз в пять лет, то сегодня необходимо быть готовым к профессиональному саморазвитию в постоянно меняющихся условиях.

Сегодня работодателям необходимы специалисты, способные самостоятельно принимать ответственные производственные решения, умеющие реагировать на изменения и умеющие включаться в производственные процессы, а также способные осуществлять практическую деятельность в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и производственных требований. Поэтому одной из важнейших задач профессионального образования является, на наш взгляд, формирования у студентов мотивации к будущей профессиональной деятельности, что, несомненно, будет способствовать осознанности выбора профессии, направленности на ее целенаправленное освоение, а также формированию профессиональных компетенций. Перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования стоит непростая задача -подготовка высококвалифицированного специалиста, мотивированного к профессии, компетентного, конкурентноспособного на рынке труда. Поиск современных эффективных технологий обучения при подготовке таких специалистов среднего звена обусловил проведение исследования по данной теме.

Изложение основного материала статьи. Изучение исследований по проблеме подготовки технических специалистов среднего звена показало, что традиционная модель подготовки таких специалистов вызывает трудности в выполнении требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами, профессиональными стандартами, а также работодателями. Так, было обнаружено, что при подготовке специалистов среднего звена при освоении общеобразовательных дисциплин часто не учитывается специфика и связь данной дисциплины с будущей профессией, не всегда рассматривается необходимость формирования у них компетенций для решения профессиональных проектно-исследовательских задач, характерных для будущей профессиональной деятельности [3; 6; 7]. Считаем, при изучении общеобразовательных дисциплин студентами среднего звена технического профиля при традиционной модели подготовки такого специалиста недостаточно учитывается и применяется потенциал прикладных исследовательских заданий. В связи с этим необходима модернизация специального содержания и активное внедрение интерактивных технологий для профессионально ориентированного обучения.

Для решения поставленных задач было проведено теоретико-экспериментальное исследование, которое способствовало решению проблемы необходимости связи теории и практики, а именно: проведена модернизация подготовки будущего специалиста технического профиля с использованием потенциала общеобразовательных дисциплин, в основе освоения которых прикладной характер исследовательских заданий и применение инновационных технологий обучения.

Методологической основой нашего теоретико-экспериментального исследования стали идеи компетентностного подхода (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, А.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.), личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Сериков и др.), контекстного подхода

(А.А. Вербицкий, Г.В. Лаврентьев, Н.А. Неудахина и др.). Основу теоретической базы исследования составили концепция непрерывного образования (Б.С. Гершунский, Ю.Н. Кулюткин и др.), теория профессионально ориентированного образования (А.В. Козачок, Т.С. Калиновской и др.), идеи о проектной деятельности учащихся (В.С. Безрукова, В.И. Загвязинский, А.Е. Марон и др.), идеи влияния среды на формирование личности обучающихся (В.С. Вершловский, А.Л. Гавриков, М.Н. Певзнер, Р.М. Шерайзина и др.).

В настоящее время Правительство РФ определило развитие среднего профессионального образования как приоритетный национальный проект и утвердило комплекс мер по его поддержке и развитию. Правительством РФ также определены 50 самых перспективных профессий и специальностей, среди которых профессия судоводителя. Данный комплекс мер призван способствовать не только формированию основных и специальных навыков той или иной профессии, но и включать профессиональную ориентацию абитуриента и обучающегося, профессиональную социализацию выпускника, дальнейшее повышение квалификации специалиста.

Под профессиональным образованием будем понимать «социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, который обеспечивает ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства» [8].

Исходя из данного определения, в области модернизации профессионального образования и перспектив его развития, можно выделить следующие направления: содержательное и технологическое.

Говоря о содержательной составляющей необходимо подчеркнуть следующее: поскольку в основе современной концепции образования лежит компетентностный подход, суть профессионального образования составляет формирование компетенций, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач. В нашем понимании компетенция представляет собой результат междисциплинарного, развивающего образования.

Технологическое направление подразумевает «совокупность методологических и организационно-методических установок, которые определяют подбор, компоновку и порядок использования дидактического и профессионально-педагогического инструментария преподавателя... Технологии определяют стратегию, тактику и технику организации процесса профессионального обучения.Концепция профессиональной технологии состоит в том, что предметом обучающей деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студентов становится не система теоретических, профессиональных знаний и умений, а практическая задача, жизненная ситуация в контексте будущей профессиональной деятельности» [1].

Таким образом, формирование профессиональных компетенций возможно только в процессе интеграции науки и производства, учебной деятельности и производственной практики. Многие исследователи, например, Ю.Н. Степанова, справедливо подчеркивают «значимость профессионально-ориентированных мотивационных задач, моделирующих проблемные ситуации, связанные с осуществлением будущей профессиональной деятельности» [9].

Считаем, что каждая дисциплина вносит вклад в формирование профессиональных компетенций будущего специалиста. Важным является практическая направленность, а теоретическая подготовка имеет прикладной характер [4].

Наше исследование, посвященное формированию профессиональных компетенций в системе среднего профессионального образования, было проведено на примере обучения математике, как дисциплине, обладающей большим образовательным и личностно развивающим потенциалом. Как отмечает Ю.М.Колягин, «математика представляет собой инструмент анализа, организации и управления; это вероятность решения производственно-технических и организационно-управленческих задач; это средство мышления в предметной области; это формальное толкование и количественный анализ существующих процессов инженерно-технической деятельности» [5].

Однако следует подчеркнуть, что для решения задач подготовки высококвалифицированного специалиста, необходимым условием решения математических задач является их профессиональная практикоориентированность. Решение таких задач способствует повышению мотивации к профессии, формированию ценностных ориентаций; в них могут описываться и изучаться конкретные термины и факты, смоделированные или взятые из реальной жизни сюжетные ситуации. Таким образом, некоторые реалии, связанные с особенностями той или иной профессиональной деятельности, проникая в сознание обучающихся, содействуют знакомству с профессией, формируют интерес к ней. Говоря о принципе практикоориентированности обучения, используемый и анализируемый математический аппарат носит прикладной характер, поскольку наибольшее значение получают не столько математические величины, сколько профессионально значимые ситуации, для решения которых требуются применение математических знаний. Таким образом, знания в области математики могут применяться как средство для освоения действий, операций, решения конкретных практических ситуаций, характерных для данной профессиональной деятельности [4].

Остановимся подробнее на технологическом аспекте. Для подготовки высококвалифицированного специалиста становится актуальным применение интерактивных технологий обучения: дискуссии, деловые игры, круглые столы, конференции, веб-квесты, экскурсии, «мозговой штурм», игровые упражнения, кейс-технологии, тренинги и др. - которые отражают различные проблемные ситуации, встречающиеся в профессиональной деятельности современного специалиста. Использование интерактивных технологий способствует погружению обучающихся в профессиональную проблему, где необходима координация при отборе средств и методов осуществления решения практической задачи; где происходит переживание эмоций, чувств, которые сопровождают принятие и решение задачи. В совместной деятельности каждый обучающийся вносит вклад в решение задачи, где происходит взаимообмен знаниями, умениями, способами деятельности. Важным аспектом применения интерактивных технологий является высокая активность всех участников процесса, совместная работа при решении производственной задачи, духовное и эмоциональное единство участников.

При модернизации среднего профессионального образования особое внимание в нашем исследовании мы уделяем технологическому направлению и технологии имитационного моделирования. В его основу положен игровой характер процесса. Каждый участник выполняет свою роль. Использование данной технологии предполагает активное участие, где каждый участник команды вносит свой вклад в общее

решение; где каждый учится выражать и обосновывать свои мысли, взаимодействовать с партнёрами. Имитационное моделирование основано на принципах сотрудничества, конструктивного взаимодействия при осуществлении групповых и межгрупповых дискуссий, совместных тренингов. Применение данной технологии в образовательном процессе формирует готовность к будущей профессиональной деятельности, способствует формированию умения рационально выбирать способы деятельности, самостоятельно или коллективно принимать решения при выполнении профессиональных заданий через овладение студентами теоретическим содержанием профессиональной деятельности. При решении таких заданий происходит синтез применения естественно-научных, общепрофессиональных и узкопрофессиональных знаний, умений, навыков посредством включения различных видов деятельности. Технология имитационного моделирования включает в себя профессионально ориентированные задачи, которые содержат конкретные факты, термины, целые сюжетные ситуации, взятые из реальной жизни. Для решения профессионально направленной задачи студентам необходимо проанализировать математические данные, подобрать соответствующие математические методы (выявление значения величин, преобразование математических выражений, построение геометрических фигур и др.), а с практической точки зрения необходимо не просто решить задачу по математике, а она должна включать профессиональную ситуацию.

Для будущих судоводителей примером таких задач по математике может быть вычисление угла крена и дифферента судна, вычисление площадей шпангоута, ватерлинии, погруженной части корпуса, расчет площади участка палубы, получившего дефект и необходимого для замены, вычисление коэффициента полноты объемного водоизмещения, коэффициент полноты ватерлинии, задачи на доставку груза, расположение судна и др. Следует заметить, что для обеспечения целостности в организации профессионально ориентированных задач необходимо обеспечить общий охват профессионально значимой информации, которая способствует пониманию сущности данной профессиональной деятельности. При использовании технологии имитационного моделирования необходимо соблюдать следующие принципы: принцип иерархичности и структурности, где каждый элемент подсистемы изучается часть целой структуры; принцип коммуникативной направленности, который обеспечивает интеграцию данной учебной дисциплины (в нашем исследовании математики) в общий курс профессиональной подготовки будущего специалиста; принцип включения студентов в активную творческую деятельность для решения коммуникативных практико-ориентированных задач, отражающих суть их профессиональной подготовки.

При организации занятия с применением технологии имитационного моделирования преподавателю необходимо создавать условия по привлечению всех участников, по созданию благоприятного психологического микроклимата в группе, по обеспечению условий для совместной работы обучающихся. Важным условием, на наш взгляд, является также применение в учебном процессе интересных фактов, ярких примеров, образов, ситуаций, разнообразие методов и форм демонстрации учебного материала, разнообразие форм взаимодействия обучающихся. Таким образом, применение технологии имитационного моделирования на теоретических занятиях способствует формированию общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.

Согласно ФГОС СПО по специальности 26.02.03 «Судовождение», «выпускник должен быть подготовлен к профессиональной деятельности в качестве техника-судоводителя по управлению и эксплуатации судов, техническому обслуживанию и ремонту их энергетических установок. Областью профессиональной деятельности выпускников специальности «Судовождение» является эксплуатация судов; обеспечение и контроль обеспечения безопасности плавания судов; предотвращение загрязнения окружающей среды; выполнение международного и национального законодательства в области водного транспорта; организация и управление движением водного транспорта; техническое обслуживание и ремонт судовых энергетических установок и механизмов» [10].

Исследование доказало эффективность использования интерактивных технологий при подготовке таких специалистов. Причем некоторые исследователи, например, Л.Р. Загитова, доказывают важность именно математической составляющей при решении профессионально ориентированного проекта, поскольку именно средствами математики развиваются необходимые способности профессиональной деятельности к моделированию процессов, реально протекающих на производстве.

Эксперимент по использованию потенциала математики для решения практикоориентированных задач при подготовке судоводителей проводился среди слушателей 1-го курса специальности 26.02.03 «Судовождение» Московской государственной академии водного транспорта. Всего в эксперименте приняло участие 150 обучающихся (среди них 75 человек вошли в экспериментальную группу и 75 человек -участники контрольной группы), 9 преподавателей, 5 руководителей.

Для проведения эксперимента была разработана программа с учетом требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов для специалистов технического профиля. Особенностью данной программы является то, что она содержит задания, связанные с решением профессионально ориентированных задач по математике. В качестве технологий обучения использовались интерактивные, а также технология имитационного моделирования. После завершения изучения дисциплины «Математика», участники экспериментальной группы отмечали, что занятия с необходимостью решения практикоориентированных задач способствуют более легкому усвоению материала дисциплин профессионального цикла, что было подтверждено также результатами итоговой контрольной работы. Эксперимент показал, что студенты контрольной группы не имеют глубоких знаний об алгоритме выполнения практикоориентированных задач. Студенты экспериментальной группы показали значительное повышение интереса к выбранной профессии. 100% участников экспериментальной группы ответили, что хотят связать свою будущую профессиональную деятельность с выбранной профессией судоводителя.

Результаты свидетельствуют о том, что в ходе реализации программы профессионально ориентированного обучения состояние знаний студентов повысилось. Полные результаты эксперимента описаны в диссертационном исследовании З.Ш.Акбаровой на тему «Профессионально ориентированное обучение будущих специалистов среднего звена технического профиля» [2].

Выводы. Полученные данные доказывают эффективность применения практикоориентированных задач с включением математической составляющей и применением интерактивных технологий и технологии имитационного моделирования, что свидетельствует о результативности профессионально ориентированного обучения специалистов среднего звена технического профиля. Для профессиональной подготовки технических специалистов в системе среднего профессионального образования при изучении

общеобразовательных дисциплин целесообразно соблюдение принципов профессиональной направленности обучения, в основе которого практикоориентированное обучение с использованием интерактивных технологий. Одной из современных эффективных технологий обучения является имитационное моделирование, в основе которого принцип практикоориентированности; данная технология имеет игровой характер. Эффективность реализации заявленных возможностей обеспечивается при взаимодействии образовательной организации и заказчиком образовательных услуг - будущим работодателем.

Литература:

1. Акбарова З.Ш. Применение инновационных технологий, направленных на подготовку конкурентноспособного практико-ориентированного специалиста. - Вестник Башкирского государственного университета. - 2011. - № 4. - Т. 16. - С. 1424-1428.

2. Акбарова, З.Ш. Профессионально ориентированное обучение будущих специалистов среднего звена технического профиля: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - В. Новгород, - 2016. - 157 с. URL: http://www.dslib.net (Дата обращения: 10.07.2019).

3. Алмазова Т.А., Трунтаева Т.И. Роль математической логики в формировании математической культуры студентов вузов / Т.А. Алмазова, Т.И. Трунтаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. - С. 4-8.

4. Добролюбова М.Ф. Производственная (технологическая) практика - важнейший этап подготовки кадров / М.Ф. Добролюбова // Педагогический вестник. - 2018. - № 5. - С. 25-27.

5. Колягин, Ю.М., Луканкин, Г.Л., Яковлев, Г.Н. Математика: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования: в двух книгах / Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, Г.Н. Яковлев; под ред. Г.Н. Яковлева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Новая волна: Издатель Умеренков, 2008. - 457 с.

6. Микушина Т.И., Шерайзина Р.М., Донина И.А. Модель формирования коммуникативной культуры будущих специалистов сферы сервиса в организациях среднего профессионального образования / Т.И. Микушина, Р.М. Шерайзина, И.А. Донина // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №12-3. -С. 613-617.

7. Невзорова И.Б., Донина И.А. Готовность будущих техников-программистов к проектно-аналитической деятельности: структура и критерии оценки / И.Б. Невзорова, И.А. Донина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №1. - С. 38.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, - 2002. - 528 с.

9. Степанова, Ю.Н. Формирование в процессе обучения математике готовности студентов технических колледжей к непрерывному образованию.: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Екатеринбург, - 2015. - 197 с. URL: http://www.dslib.net (Дата обращения: 15.07.2019).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.03.02. «Судовождение». / Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru (Дата обращения: 25.07.2019).

Педагогика

УДК:37.017

доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); преподаватель Худяков Евгений Евгеньевич

Аккредитованное частное образовательное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮУ» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И ПРЕССОЙ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации повышения квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой в соответствии с основными видами их профессиональной деятельности. Раскрыты основные методы эффективного взаимодействия сотрудников ОВД с общественностью и СМИ (коммуникативные, интерактивные и перцептивные). Выделены задачи в повышении квалификации этой категории сотрудников. Описаны программа спецкурса, тренинга и квест-игры разработанных и проведенных для сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой.

Ключевые слова: повышение квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой; интерактивные технологии; тренинг; квест-игра; методы эффективного взаимодействия.

Annotation. The article discusses the features of the organization of advanced training of police officers in public relations and the press in accordance with the main types of their professional activities. The basic methods of effective interaction of employees of ATS with the public and the media (communicative, interactive and perceptive). Tasks in professional development of this category of employees are allocated. The program of a special course, training and quest-game developed and carried out for employees of Department of internal Affairs on public relations and the press is described.

Keywords: advanced training of ATS staff in public relations and press; interactive technologies; training; quest game; methods of effective interaction.

Введение. Для определения особенностей повышения квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой рассмотрим основные направления их деятельности. К ним могут быть отнесены:

Первое направление - информационно-аналитическое как смыслообразующее для деятельности отделов информации и общественных связей главного управления МВД России. Транслирование информации и ее интерпретация сотрудниками ОВД по связям с общественностью и прессой дает возможность влиять на становление ценностного самоопределения личности. При этом информация формирует и направляет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.