Научная статья на тему 'ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ'

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ANYLOGIC / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ДИСКРЕТНО-СОБЫТИЙНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / SIMULATION / DISCRETE EVENT MODELING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сидорова Е.Н.

В статье описывается разработанная имитационная модель процесса работы отдела обслуживания и книгохранения. В работе используется дискретно-событийный подход имитационного моделирования, и система имитационного моделирования AnyLogic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMITATION MODELING LIBRARY SERVICE SYSTEM

The article describes the developed simulation model of the work process of the service and book storage department. The work uses a discrete-event approach of simulation, and AnyLogic simulation system.

Текст научной работы на тему «ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ»

УДК 00.004

Сидорова Е.Н. студент магистратуры 2 курс факультет «Отдел аспирантуры и магистратуры» Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Sidirova E.N. graduate student 2th year faculty « Department of Graduate and Magistracy» Russia, Samara

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ IMITATION MODELING LIBRARY SERVICE SYSTEM Аннотация В статье описывается разработанная имитационная модель процесса работы отдела обслуживания и книгохранения. В работе используется дискретно-событийный подход имитационного моделирования, и система имитационного моделирования AnyLogic. Abstract The article describes the developed simulation model of the work process of the service and book storage department. The work uses a discrete-event approach of simulation, and AnyLogic simulation system.

Ключевые слова: AnyLogic, Имитационное моделирование, дискретно-событийное моделирование.

Keywords: AnyLogic, Simulation, Discrete event modeling. Сегодня все больше и больше организаций сталкиваются с необходимость реструктуризации бизнес-процессов для повышения эффективности его деятельности в условиях возрастающей сложности экономическая активность, нестабильность и неопределённость развития внешних условий [1]. Очевидно, такая перестройка требует использования формальных методов для его разработки с целью уменьшить негативные последствия плохого управления изготовление. Самые важные инструменты становятся разными компьютерные системы поддержки управления изготовление. Использование математических методов, в том числе имитационное моделирование и принятие обоснованных решений на основе их управления на их основе является конкурентоспособным преимущество и снижает риск неудачи при реструктуризации бизнес-процессы организации.

Моделирование является эффективным инструментом решение управленческих задач. Диапазон применения имитации моделирование довольно широкое. Основным преимуществом этого метода является возможность создания «виртуальной» модели. Изучаемая система и умение играть в различные варианты разработки моделируемой системы.

В этой статье обсуждается имитационная модель системы библиотечного обслуживания. Дано как описание процесса построения модели, так и анализ полученных результатов симуляции.

Для разработки имитационной модели системы библиотечного обслуживания был выбран метод дискретных событий. Выбор метода дискретных событий обусловлен тем фактом, что система библиотечного обслуживания является, прежде всего, системой массового обслуживания. Подход с дискретными событиями позволяет абстрагироваться от непрерывного характера событий и учитывать только основные события моделируемой системы. В качестве системы имитационного моделирования была выбрана среда моделирования ЛпуЬо§ю 8.4.0

Библиотечный сервис - это многоуровневая система, которая предоставляет все виды информационных услуг, необходимых пользователям. В качестве объекта библиотечного сервиса вы можете рассматривать запросы читателя, которые конвертируются во время обслуживания. Библиотечные услуги комплектуются услугой (результатом), предоставляемой читателю.

Перед разработкой имитационной модели был проведён анализ бизнес-процессов исследуемой системы. В качестве бизнес-процесса системы обслуживания библиотеки был выбран процесс под названием «Работа отдела обслуживания и книгохранения» рис. 1. Построение имитационной модели процесса «Работа отдела обслуживания и книгохранения» выполнена с использованием среды имитационного моделирования АпуЬо§1с.

Рис. 1 - Процесс работы отдела обслуживание и книгохранения

Для пояснения принципов системы библиотечного обслуживания приведена обобщённая схема алгоритма моделирования процесса выпуска литературы (см. Рис. 2). Эта модель описывает процесс обслуживания пользователей библиотеки в целом.

Обращение читателя к библиотекарю и иылачей литературы

Рис. 2 - Схема алгоритма моделирования процесса выпуска литературы У данной имитационной модели библиотечной системы обслуживания выделяются следующие основные преимущества: 1. Простота пользования моделью. Для постоянного пользования готовой моделью не требуется наличие каких-либо специальных знаний или навыков для работы в программе АдуЬо§1е. Это обуславливается тем, что имитационная модель библиотечной модели обслуживания реализована в максимально простой форме. 2. Возможность изменять входные параметры. Возможность изменять входные параметры позволяет достичь основной цели имитационной модели - моделировать любую ситуацию, воспроизведение которой в реальной жизни потребовало бы больших временных и финансовых затрат. Тем самым пользователь (руководство Научной библиотеки) за относительно малый промежуток времени способен получить ответ на вопрос: «Что будет, если ...?». 3. Возможность видоизменять модель. Данная модель не является полностью статичной, это означает что у пользователя имеется возможность видоизменять модель для того, чтобы проводить моделирование любых других пунктов выдачи литературы, а не только предложенных в данной работе. 4. Возможность проводить бесконечное число экспериментов с моделью. Пользователь модели способен проводить необходимое ему количество экспериментов с моделью в любой момент времени. Внедрение имитационной модели в систему управления бизнес-процессами Научной библиотеки Библиотечно-издательского комплекса позволит существенно повысить эффективность библиотечного обслуживания в периоды массовой книговыдачи. Форма, в которой реализована данная имитационная модель

является удобной для пользования руководством Научной библиотеки, позволяя провести корректировки для повышения эффективности библиотечного обслуживания как в настоящем времени, так и в будущем.

Используемые источники

1. Рыжиков Ю.И. Имитационное моделирование. Теория и технологии / Ю.И. Рыжиков - Москва: Альтекс-А, 2004. - 384 с.

2. Томашевский В., Жданова Е. Имитационное моделирование в среде GPSS / В. Томашевский, Е. Жданова. - Москва: Бестселлер, 2003. - 416 с.

3. Фомин, Г.П. Системы и модели массового обслуживания в коммерческой деятельности / Г.П. Фомин. - Москва: Финансы и статистика, 2000. - 194 с.

4. Баранов Р.А. Разработка информационной системы обслуживания читателей библиотеки высшего учебного заведения / Р.А. Баранов. -Красноярск: 2013. - 35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.