Научная статья на тему 'Имитационно-моделирующие игры в преподавании внутренних болезней'

Имитационно-моделирующие игры в преподавании внутренних болезней Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активные методы обучения / ролевая игра / медицинское образование / внутренние болезни / active learning methods / role game / medical education / internal medicine

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. М. Жусупова

В статье отражен опыт внедрения активных методов обучения на кафедре внутренних болезней №1 Ка-рагандинского государственного медицинского университета в формате имитационно-моделирующих игр при проведении междисциплинарных практических занятий у врачей-интернов по дисциплинам внутренние болезни, клиническая лабораторная диагностика, визуальная диагностика. Автором отмечено, что данные технологии обучения формируют познавательный интерес к предмету и учебному процессу в целом, развивают навыки работы в коллективе, создают творческую атмосферу, имеют значение в понимании сущности и социальной значимости своей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION AND MODELING GAMES IN TEACHING OF INTERNAL MEDICINE

The article reflects the experience of the implementation of active learning methods in the department of internal diseases №1 of Karaganda state medical university in the format of simulation and modeling games during the interdisciplinary practical training in medical interns on disciplines of internal medicine, clinical laboratory diagnostics and visual diagnostics. The author noted that these technologies form the cognitive learning interest to the subject and the educational process as a whole

Текст научной работы на тему «Имитационно-моделирующие игры в преподавании внутренних болезней»

© А. М. Жусупова, 2015 УДК 61(07):616.1/.9

А. М. Жусупова

ИМИТАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩИЕ ИГРЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Кафедра внутренних болезней №1 Карагандинского государственного медицинского университета

В статье отражен опыт внедрения активных методов обучения на кафедре внутренних болезней №1 Карагандинского государственного медицинского университета в формате имитационно-моделирующих игр при проведении междисциплинарных практических занятий у врачей-интернов по дисциплинам внутренние болезни, клиническая лабораторная диагностика, визуальная диагностика. Автором отмечено, что данные технологии обучения формируют познавательный интерес к предмету и учебному процессу в целом, развивают навыки работы в коллективе, создают творческую атмосферу, имеют значение в понимании сущности и социальной значимости своей профессии.

Ключевые слова: активные методы обучения, ролевая игра, медицинское образование, внутренние болезни

Основная цель перестройки системы высшего образования - обеспечение подготовки специалистов, готовых всесторонне применять интеллектуальные и творческие ресурсы, стремящихся к постоянному профессиональному и личностному росту. Качество подготовки выпускника сегодня заключается не только в умении анализировать и решать сложные задачи, но и в способности определять и выстраивать стратегию собственной деятельности, совершенствуя технологии ее выполнения [3].

Смена парадигмы обучения на парадигму учения требует от преподавателей медицинских университетов проектирования и внедрения в учебный процесс активных (интерактивных) форм проведения занятий, ориентированных на личность обучающегося и стимулирующих его познавательные мотивы и интересы [1, 4]. Основная проблема практического здравоохранения в настоящее время состоит в том, что врачи-терапевты довольно часто вовремя не диагностируют и не всегда качественно лечат больных с заболеваниями, составляющими значительный удельный вес в структуре заболеваемости и смертности населения. Обеспечить высокую мотивацию интернов в изучении внутренних болезней, закрепить навыки квалифицированной медицинской помощи, усовершенствовать умение проводить врачебные лечебно-диагностические мероприятия, активизировать когнитивные (мыслительные) стратегии призваны ситуационные методы: анализ конкретных ситуаций, решение практических задач, инсценировки, разбор инцидентов. Особое место среди них занимают деловые (ролевые, имитационно-модели-рующие) игры. Решение указанных задач при учебном моделировании возможно посредством игры - путем «погружения» в среду,

приближенную к реальным условиям будущей профессиональной деятельности [2].

С целью оценки эффективности активных методов обучения при изучении модуля «Пульмонология» на кафедре внутренних болезней №1 Карагандинского государственного медицинского университета у интернов 6 курса проводились междисциплинарные практические занятия по дисциплинам внутренние болезни, клиническая лабораторная диагностика, визуальная диагностика в формате ими-тационно-моделирующей игры. Изначально осуществлялся подготовительный этап: изложение преподавателем сценария, игровых задач, правил, ролей, примерного типа решений в ходе игры. Далее интерны самостоятельно продумывали линии ролевого поведения. В процессе же самой игры преподаватель следил за ее ходом, характером принимаемых решений, активно не вмешиваясь, в то время как интерны действовали по игровым правилам. По окончании игры обязательным было обсуждение возникавших трудностей. Особое внимание при этом нередко уделялось сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, установлению связи содержания игры с жизненным опытом участников. Одним из результатов обсуждения мог быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений. Обучение при данной методике происходит в процессе совместной деятельности, но при этом каждый участник выполняет (решает) свою задачу в соответствии с ролью. Для достижения высокого качества подготовки интернов по дисциплинам использовалось соответствующее материальное обеспечение, включающее в себя медицинские приборы (пикфлоуметр, пульсок-симетр, небулайзер, спейсер, микроскоп), ин-

галяторы, набор рентгенограмм, спирограмм, лабораторных анализов, учебные видеофильмы, схемы, мультимедийные презентации, инструкции, памятки и др.

Методику проведения игры можно продемонстрировать на примере имитации клинической ситуации по теме «Бронхиальная астма. Клинико-лабораторная, визуальная диагностика, дифференциальная диагностика, лечение» («Бронхиальная астма»). Сценарий деловой игры: «У женщины 34 лет приступообразный кашель с трудноотделяемой вязкой слизистой мокротой, одышка при незначительной физической нагрузке, заложенность носа. В 12 часов ночи возникает приступ удушья с затрудненным выдохом. Ее муж вызывает бригаду скорой медицинской помощи. Врач скорой помощи оказывает ей неотложную помощь. Возникает необходимость госпитализации в специализированное отделение, врач которого берет на себя дальнейшее оказание медицинской помощи, обучая студента-практиканта».

Перед разыгрыванием интернам раздаются карточки-задания. Дается время на осмысление и подготовку рабочего места. Преподаватель распределяет роли: врачей, фельдшера, пациентки, родственника пациентки, экспертов-аналитиков. При этом интерны делятся по группам согласно этапу оказания медицинской помощи.

Интерн-пациентка должна предъявить жалобы, с которыми больные обычно обращаются к врачу при данной ситуации, смоделировать клинические признаки заболевания в виде отдельных симптомов, характерных для данного конкретного случая - обострения бронхиальной астмы, требовать к себе повышенного внимания от врача бригады скорой медицинской помощи, врача приемного отделения, врача специализированного отделения. Родственник (муж) пациентки должен изображать обеспокоенность здоровьем жены, задавать врачу бригады скорой медицинской помощи массу вопросов. Интерн-врач бригады скорой медицинской помощи собирает жалобы и анамнез у пациентки, проводит физикальное обследование, выставляет предварительный диагноз и обосновывает его. Во время работы он оказывает психологическую поддержку пациентке и ее мужу, оказывает неотложную медицинскую помощь, используя небулайзер и соблюдая последовательность лечебных мероприятий, определяет дальнейший маршрут для пациентки. Интерн-фельдшер скорой медицинской помощи определяет частоту дыхательных движений, пульса, АД, проводит пикфло-

уметрию, пульсоксиметрию, интерпретирует результаты, помогает оказывать неотложную медицинскую помощь.

По завершении оказания помощи на I этапе (скорая медицинская помощь) интерны передают карточки-задания в группы, работающие на II этапе (приемный покой больницы). Интерн-врач приемного покоя воссоздает картину заболевания, выставляет клинический диагноз, обосновывает необходимость дополнительных методов обследования (рентгенограмма, анализы крови и мочи, мокроты и т.д.). Во время работы он оказывает психологическую поддержку пациентке и неотложную медицинскую помощь, определяет дальнейший маршрут.

Интерны III этапа (специализированное пульмонологическое отделение) получают свои карточки-задания соответственно по окончании предыдущего этапа. Интерн-врач определяет план обследования больной, проводит интерпретацию результатов обследования, дает рекомендации по лечению, учит пациентку правильному использованию ингаляторов, обучает студентку-практикантку. Интерн, играющий роль студента-практиканта, участвует в осмотре пациентки, выполняет указания врача, оказывает больной психологическую поддержку с соблюдением этико-деонтологических норм, задает вопросы врачу (по клинике, оказанию неотложной помощи и др.).

На каждом этапе интерны могут меняться ролями. Экспертами-аналитиками проводится пошаговый анализ удачных и неудачных решений и действий всех участников игры, выставляются оценки по оценочным листам, в ход игры они не вмешиваются. Каждый из участников может изложить свою точку зрения на проигранные ситуации, определить оптимальность их реализации. Так рождаются дискуссии, по которым определяется уровень усвоения знаний, профессиональных умений и навыков.

Анкетирование интернов по окончании междисциплинарных практических занятий, показало, что деловые игры позволили всем респондентам быть активными участниками, вызвали интерес к изучению дисциплин. Благодаря ролевым играм 96% опрошенных лиц повысили творческий потенциал, 94% отметили развитие навыков: критического мышления и анализа, формулирования мыслей, принятия решений, взаимодействия, коммуникации, публичных выступлений. Среди пожеланий интернов было указано на необходимость внедрения деловых игр при изучении модулей «Гастро-

энтерология», «Гематология» и проведения междисциплинарных занятий по дисциплинам внутренние болезни, невропатология, патологическая анатомия.

Таким образом, работая над заданиями, составленными в форме деловой игры, интерны имеют возможность применить накопленные знания и умения, проверить свои способности анализировать сложившуюся производственную ситуацию, делать обобщения и выводы, стремятся к саморазвитию. Игровой момент на занятиях способствует снятию напряжения в отношениях, созданию положительного эмоционального климата, позитивного характера общения и атмосферы взаимодействия. Положительным моментом ролевых игр является также то, что обучающиеся являются соавторами сценария, обосновывают и отстаивают свою точку зрения, понимая и принимая мнения других. У интернов вырабатываются навыки работы с полученной информацией, контроля своего поведения, понимания сущности и социальной значимости своей профессии, принятия ответственных решений в стандартных и нестандартных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1 Алёшина О. Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов //Молодой ученый. - 2014. - №4. -С. 908-910.

2 Интерактивный метод обучения в медицинском вузе на примере ролевой игры /А. И. Артюхина, Е. Б. Марымова, Ю. А. Македоно-ва, И. В. Фирсова //Успехи современного естествознания. - 2014. - №4 . - С. 122-126.

3 Малинина И. А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. - 2011. - №11, Т.2. -С. 166-168.

4 Пашковская И. Н. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО. Методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава /И. Н. Пашков-ская, Н. И. Королева. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. - 103 с.

REFERENCES

1 Aleshina O.G Business game as means of development of professional competencies of students //Young scientist. - 2014. - No. 4. - Pp. 908-910. (in Russian)

2 Interactive teaching methods in medical school as an example of role-playing /A. I. Artyu-khina, Ye.B. Marymova, Yu.A. Makedonova, I.V. Firsova //Success of modern science. - 2014. -No. 4. - Pp. 122-126. (in Russian)

3 Malinina I.A. Active training methods application to improve the efficiency of the educational process //Young scientist. - 2011. - No. 11, Vol.2. - Pp. 166-168. (in Russian)

4 Pashkovskaya I.N. Development and implementation of innovative educational technologies in the educational process with the introduction of the new FSES H PE. Guidelines for teaching staff /I. N. Pashkovskaya, N.I. Koroleva. - SPb.: SPbSUES Publ., 2011. - 103 p. (in Russian)

Поступила 24.10.2015 г.

A. M. Zhusupova

SIMULATION AND MODELING GAMES IN TEACHING OF INTERNAL MEDICINE IDepartment of internal diseases No. 1 of Karaganda state medical university

The article reflects the experience of the implementation of active learning methods in the department of internal diseases №1 of Karaganda state medical university in the format of simulation and modeling games during the interdisciplinary practical training in medical interns on disciplines of internal medicine, clinical laboratory diagnostics and visual diagnostics. The author noted that these technologies form the cognitive learning interest to the subject and the educational process as a whole.

Key words: active learning methods, role game, medical education, internal medicine

А. М. Жусупова

1ШК1АУРУЛАРДАН САБАК БЕРУДЕИМИТАЦИЯЛЫК,-МОДЕЛДЕУШ1 ОЙЫНДАР КараFанды мемлекеттк медицина университеты^ №1 Шк аурулар кафедрасы

Макалада Караганды мемлекетпк университетам №1 шю аурулар кафедрасында шю аурулар, клиника-лык зертханалык диагностика, визуалды диагностика пэндер1 бойынша дэргер-интерндерде пэнаралык практикалык сабактар етюзу кез1нде имитациялык-моделдеуш1 ойындар форматында окытудын белсенд1 эд1стер1н енпзу тэж1рибес1 сипатталган. Автор окытудын осындай технологиялары пэн мен жалпы окыту Yдерiсiне танымдык кызыгушылыкты калыптастырады, ужымдагы жумыс дагдыларын дамытады, шыгармашылык ахуал тудырады, мамандыктын элеуметпк манызын жете тYCiнуге ыкпал етед1 деген корытынды жасаган. Клт сездер: окытудын белсенд1 эд1стер1, ролд1к ойын, медициналык б1л1м, Шк аурулар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.