Вестник Курганской ГСХА № 4, 2015 Тех^е^е науш 73
УДК 338.43
А. В. Базанов, В. И. Бауэр, Е. С. Козин
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ
В ТОПЛИВОЗАПРАВЩИКАХ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
A. V. Bazanov, V. I. Bauer, E. S. Kozin THE SIMULATED MODEL OF THE DETERMINATION OF A NEED IN THE REFUELLERS FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «TYUMEN STATE OIL AND GAS UNIVERSITY»
Аннотация: В статье проанализированы методы определения потребности в топливозаправщиках. Определена целевая функция и разработана математическая модель определения рационального количества передвижных средств заправки для парка уборочных машин. Создана имитационная модель определения потребности в топливозаправщиках при работе сельскохозяйственной техники в период уборки урожая.
Ключевые слова: имитационная модель; топливозаправщик; парк уборочных машин.
Abstract: In the article the determining methods of a need in refuellers are analyzed. The objective function is defined and the mathematical model of determination of the number of mobile refuelling equipment for the harvesting implements park was developed. A simulated model of the determination of a need in the refuellers in the working proses of the agricultural machinery during the harvest season was created.
Key words: simulated model; refueller; harvesting implements park.
Артём Владимирович Базанов
Artyom Vladimirovich Bazanov кандидат технических наук bazanov. [email protected]
Владимир Иоганнесович Бауэр
Vladimir Iogannesovich Bauer кандидат технических наук, доцент
Евгений Сергеевич Козин
Evgeny Sergeevich Kozin кандидат технических наук [email protected]
Введение. Высокая производительность убороч-но-транспортных работ и снижение потерь урожая напрямую зависят от сроков уборки. Сокращение сроков обусловлено исправным состоянием работающей техники, качественным и своевременным техническим обслуживанием. Существенный резерв сокращения сроков уборки урожая - улучшение использования парка уборочных машин. Для этого необходимо своевременно обеспечивать их запасными частями и топливо-смазочными материалами, поднять качество технического обслуживания и ремонта.
Квалифицированная организация процесса заправки машин позволяет одновременно решить вопросы повышения надежности работы сельскохозяйственной техники и экономного, рационального использования нефтепродуктов [1; 2].
В настоящее время известно несколько моделей для определения числа средств заправки техники, работающей в отрыве от основных баз [3-5].
Методика. Бесперебойное снабжение парка уборочных машин горюче-смазочными материалами (ГСМ) и качественное проведение заправочных работ в значительной мере определяют высокопроизводительную работу машин и их долговечность. Число средств заправки должно быть таким, чтобы полностью удовлетворить потребность парка, и, в то же время, число средств заправки не должно быть излишним, чтобы не вызвать увеличения затрат на эксплуатацию машин.
Поэтому целевая функция процесса обеспечения топливом имеет следующий вид:
Z, = A + ЗП„ + С
+ С + С
^ ТОиР н
—^ min.
где 2. - суммарные затраты на эксплуатацию топливозаправщиков 1-го типоразмера, руб.;
А - амортизационные отчисления, руб.;
ЗПм - заработная плата водителей, руб.;
Сгсм - затраты на горюче-смазочные материалы,
руб.;
СТОиР - затраты на проведение ТО и ремонта, руб.; Снал - налог на владельцев транспортных средств,
руб.
Научный журнал
Вестник Курганской ГСХА
При этом должно выполняться условие:
Т < Тф ■ ЫТЗ
зп фрв ТЗ •>
(2)
а
Тзап. общ у ^з '
Т = \т ■ Д -(т
фрв х. раб гЛ рем V ^
+ Т
з.тз перем
■ К
Результаты. Алгоритм имитационной модели выбора оптимального количества топливозаправщиков представлен на рисунке.
где Т - время заправки всей техники, ч;
Тфер - фонд времени работы топливозаправщика, ч;
N - количество топливозаправщиков.
В результате анализа существующих методик была разработана модель определения необходимого количества передвижных средств заправки для парка уборочных машин. Время заправки всей техники в течение уборки:
(3)
где асум - потребность в топливе, л;
Утб - средний размер топливного бака, л;
- продолжительность заправки одной машины, ч. Фонд времени работы топливозаправщика определяется как:
(4)
где Тр>а(. - продолжительность рабочей смены топливозаправщика, ч;
Дрем - период проведения уборочных работ, дней; Тзтз - время заправки топливозаправщика, ч ; Т - время на перемещение топливозаправщи-
перем. г г г
ка, ч;
К - коэффициент использования топливоза-
исп.тз т т
правщика по времени;
К - коэффициент использования емкости то-
исп.ем.
пливозаправщика.
+1
¿ к
да
Расчет Zl
\
Рисунок - Алгоритм расчета потребности в топливозаправщиках
По результатам вычислений для всех уборок формируется таблица количественного состава ТЗ каждой модели, а также затраты на эксплуатацию.
Выводы. Полученные результаты могут быть использованы для разработки автоматизированного рабочего места (АРМ). АРМ позволит выбирать районы уборки и производить расчеты необходимого ко -личества топливозаправщиков для них.
исп. ем
Список литературы
1 Пуляев Н. Н. Повышение эффективности использования топливозаправочных средств в составе уборочно-транспортных комплексов : автореф. дис. ... канд. техн. наук. - М. : Московский гос. агроинж. ун-т им. В. П. Горячкина, 2005. - 20 с.
2 Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин. Строительные машины : учебник. / Ш. М. Мерданов [и др.]. - 2-е издание, перераб. и доп. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2012. - 456 с.
3 Яговкин А. И. Организация производства технического обслуживания и ремонта машин : учеб.по-
собие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
4 Чирсков В. Г., Николаев С. Н. Организация ремонта и технического обслуживания машин при сооружении магистральных нефтепроводов. - М. : Недра, 1984. - 291 с.
5 Определение потребности в топливозаправщиках для машин, используемых при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов / А. В. База-нов [и др.] // Научно-технический вестник Поволжья. - 2012. - № 3. - С. 50-53.