Научная статья на тему 'Имиджевые журнальные издания вуза как форма университетской гомосферы и стратегический ресурс'

Имиджевые журнальные издания вуза как форма университетской гомосферы и стратегический ресурс Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
181
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСТВО ВУЗА / ИМИДЖЕВЫЕ ИЗДАНИЯ / ГОМОСФЕРА УНИВЕРСИТЕТА / ГУМАНИТАРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / "ГЕНИИ МЕСТА" / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ / PUBLISHING HOUSE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / IMAGE EDITIONS / HOMOSPHERE OF THE UNIVERSITY / HUMANITARIAN SPACE / "GENIUSES OF THE PLACE" / SOCIO-CULTURAL INSTITUTE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наумова Ольга Сергеевна

В статье представлен принципиально новый подход к исследованию университета как социокультурного феномена через гуманитарные формы, а именно: его издательскую деятельность. Обладая феноменальными возможностями, связанными с социализацией и консолидацией студентов и преподавателей, гуманитаризацией пространства в локальном и глобальном измерениях, университет представляет собой многомерное гуманитарное пространство, где пересекается огромное количество действий, устремлений и образов, выраженных в разнообразных формах. Гомосфера университета, с одной стороны, обусловлена историческими условиями его деятельности, а с другой социокультурными модусами. Разнохарактерная университетская среда, обусловленная культурными, этническими, социальными и другими контекстами, уникальна, но при этом она представляет собой целую проблему для эффективной коммуникации. Издательство университета это один из наиболее востребованных гуманитарных центров вуза, призванных, с одной стороны, хранить и передавать социокультурный опыт, накопленный вузом за всю историю его существования, а с другой он нужен для понимания ценностей прошлого и смыслов настоящего. Наравне с другими гуманитарными проектами университета сегодня издательство является стратегическим ресурсом вуза, с помощью которого происходит закрепление его статуса интеллектуального флагмана, актуализирующего новые тенденции, задающего новые импульсы к движению и тренды развития города, региона и страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image journal editions of higher education institution as form of a university homosphere and strategic resource

The paper presents an essentially new approach to a research of the university as sociocultural phenomenon through humane forms, namely: its publishing. Having the phenomenal potential connected with socialization and consolidation of students and teachers, humanitarization of space in local and global measurements, the university represents multidimensional humanitarian space where a huge number of the actions, aspirations and images expressed in various forms are crossed. The homosphere of the university, on the one hand, is caused by historical conditions of its activity, and on the other by sociocultural modes. The various university environment caused by cultural, ethnic, social and other contexts is unique, but at the same time it represents the whole problem for effective communication. The publishing house of the university is one of the powerful humanitarian centers of higher education institution designed, on the one hand, to store and pass on the sociocultural experience accumulated by higher education institution throughout history of its existence, and on the other it is necessary for understanding of values of the past and meanings of the present. On an equal basis with other humanitarian projects of the university today the publishing house is a strategic resource of higher education institution, by means of which there is a fixing of its status of the intellectual leader who is updating new trends, setting new impulses to the movement and trends of development of the city, the region and country.

Текст научной работы на тему «Имиджевые журнальные издания вуза как форма университетской гомосферы и стратегический ресурс»

УДК 008:[316.334;37] ББК 71.0 Н 34

О.С. Наумова,

кандидат филологических наук, доцент кафедры философии Самарского государственного технического университета, г. Самара, тел.: + 79272006766, e-mail: naumovaos@mail.ru

ИМИДЖЕВЫЕ ЖУРНАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ ВУЗА КАК ФОРМА УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ГОМОСФЕРЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС

(Рецензирована)

Аннотация. В статье представлен принципиально новый подход к исследованию университета как социокультурного феномена через гуманитарные формы, а именно: его издательскую деятельность. Обладая феноменальными возможностями, связанными с социализацией и консолидацией студентов и преподавателей, гуманитаризацией пространства в локальном и глобальном измерениях, университет представляет собой многомерное гуманитарное пространство, где пересекается огромное количество действий, устремлений и образов, выраженных в разнообразных формах. Гомосфера университета, с одной стороны, обусловлена историческими условиями его деятельности, а с другой - социокультурными модусами. Разнохарактерная университетская среда, обусловленная культурными, этническими, социальными и другими контекстами, уникальна, но при этом она представляет собой целую проблему для эффективной коммуникации. Издательство университета - это один из наиболее востребованных гуманитарных центров вуза, призванных, с одной стороны, хранить и передавать социокультурный опыт, накопленный вузом за всю историю его существования, а с другой - он нужен для понимания ценностей прошлого и смыслов настоящего. Наравне с другими гуманитарными проектами университета сегодня издательство является стратегическим ресурсом вуза, с помощью которого происходит закрепление его статуса интеллектуального флагмана, актуализирующего новые тенденции, задающего новые импульсы к движению и тренды развития города, региона и страны.

Ключевые слова: издательство вуза, имиджевые издания, гомосфера университета, гуманитарное пространство, «гении места», социокультурный институт.

O.S. Naumova,

Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Philosophy, Samara State Technical University, Samara, ph.: +79272006766, e-mail: naumovaos@ mail.ru

IMAGE JOURNAL EDITIONS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS FORM OF A UNIVERSITY HOMOSPHERE AND STRATEGIC RESOURCE

Abstract. The paper presents an essentially new approach to a research of the university as sociocultural phenomenon through humane forms, namely: its publishing. Having the phenomenal potential connected with socialization and consolidation of students and teachers, humanitarization of space in local and global measurements, the university represents multidimensional humanitarian space where a

huge number of the actions, aspirations and images expressed in various forms are crossed. The homosphere of the university, on the one hand, is caused by historical conditions of its activity, and on the other - by sociocultural modes. The various university environment caused by cultural, ethnic, social and other contexts is unique, but at the same time it represents the whole problem for effective communication. The publishing house of the university is one of the powerful humanitarian centers of higher education institution designed, on the one hand, to store and pass on the sociocultural experience accumulated by higher education institution throughout history of its existence, and on the other - it is necessary for understanding of values of the past and meanings of the present. On an equal basis with other humanitarian projects of the university today the publishing house is a strategic resource of higher education institution, by means of which there is a fixing of its status of the intellectual leader who is updating new trends, setting new impulses to the movement and trends of development of the city, the region and country.

Keywords: publishing house of higher education institution, image editions, homosphere of the university, humanitarian space, "geniuses of the place", sociocul-tural institute.

Глобальный историко-культурный опыт подтверждает, что университет является полноценным только при наличии в нем уникальной гуманитарной среды - университетской гомосферы [1]. Понятие «гомос-фера», введенное Д.С. Лихачевым [2] применительно к университету как объекту философско-культуроло-гической рефлексии, определяется через такие свойства, как специфический университетский хронотоп («длинное время» университета) и людей, сплачивающих разные поколения («гении места»). Гуманитарные пространства являются универсальным механизмом повышения значимости стратегического развития любого вуза. Гомосфера университета - это не только новое понятие, но и возможность научного сопоставления ряда глобальных университетских типов, выдвинувших специфические гуманитарные формы. В первых европейских университетах XI-XIV вв. такими формами были университетские привилегии и свободы, библиотеки с литературой на разных языках и аулы, где проводились торжественные сборы, и, наконец, так называемые «stadia humanitatis». В императорских российских университетах это музейные и библиотечные пространства, научные школы, социальные лифты, интернационализация и

национальное подвижничество. В эпоху индустриализации отечественным «ноу-хау» стали инженерно-технические вузы с их уникальной гомосферой, «духом» и «гениями места». Гуманитарными формами современных российских университетов, с одной стороны, являются креативные подходы и практики, связанные с развитием среды (новые музейно-библиотечные пространства, «места памяти» и т.д.), с другой - это события университетской жизни, которые, демонстрируя «длинное время» и выполняя социализирующую функцию, часто перестают быть сугубо корпоративными и приобретают статус городских (фестивали, конкурсы, театральные постановки, концерты, встречи выпускников и т.д.), и издательская деятельность, ориентированная на связь поколений и расширение университетских границ.

Таким образом, университет представляет собой многомерное гуманитарное пространство, где пересекается огромное количество действий, устремлений и образов, выраженных в разнообразных формах. Разнохарактерная университетская среда, обусловленная культурными, этническими, социальными и другими контекстами, уникальна, но при этом она представляет собой целую проблему

для эффективной коммуникации. В этой среде есть своего рода центры дискурсов, призванные, с одной стороны, хранить и передавать социокультурный опыт, накопленный университетом за всю историю его существования, а с другой - они нужны для понимания ценностей прошлого и смыслов настоящего. К гуманитарному центру такого рода относится издательство университета, которое, по сути, выступает рупором корпоративной культуры вуза и представляет собой результат пересечения идеологического, научного и художественного пластов.

Благодаря реформированию высшей школы и продолжающимся и сегодня модернизационным процессам, демократизации меди-асферы и книгоиздания в стране, университеты получили самостоятельность в проведении медийной и издательской политики. Сегодня каждый университет вне зависимости от того, столичный он или региональный, волен самостоятельно формировать и реализовывать издательскую стратегию, решая при этом важнейшие социокультурные задачи, ведь издательское дело является признанным инструментом формирования единого культурного пространства, причем не только в масштабах вуза - города, региона, страны. В этой связи глобальной задачей культурной (в т.ч. издательской и медийной) политики современного университета видится трансформация проблемных точек в точки роста, а также реализация эффективных стратегий, которые, в свою очередь, способствуют решению масштабных социокультурных задач. Среди очевидных вызовов, с которыми сегодня сталкивается университет, можно выделить, с одной стороны, спад интереса к книге в традиционной ее форме со стороны студентов и преподавателей по причине технизации, информатизации и медиатизации и интерес к интерактивным формам, а с другой - непонимание руководством вуза роли

гуманитарной среды университета и нежелание ее развивать.

Усложним задачу, взяв для изучения опыт нескольких гуманитарных проектов негуманитарных вузов Самарской области - Самарского государственного технического университета и Самарского государственного медицинского университета. Итак, сегодня деятельность издательских подразделений самарских вузов охватывает практически весь цикл процессов: от формирования «издательского портфеля» до реализации книжной продукции и выпуска периодических изданий. При этом работа каждого вузовского издательства определена конкретными условиями его функционирования, которые отличают его от невузовских издательств. Прежде всего, речь идет о рентабельности и экономической эффективности выпуска периодики и книг, востребованных как внутри вуза, так и за его пределами. Ориентация на внешнюю аудиторию и выход за пределы университета - еще одна заметная тенденция, породившая высокую культуру корпоративных вузовских изданий (не только глубокое содержание, но и продуманный, креативный дизайн и вёрстка, удобный формат, качественная полиграфия и т.д.).

Вообще в настоящее время корпоративная печать в России переживает бурный рост, представляя собой мощную издательскую индустрию, претендующую на первенство в системе периодических изданий [3]. Развитие корпоративной прессы началось в 1990-е гг., когда на российском рынке появились иностранные компании и новая экономическая модель потребовала воспитания совершенно иного человека. Одним из механизмов воздействия на сознание стала корпоративная печать. Обычно издательская деятельность коррелируется с другими PR-инструментами ^еЬ-сайтом, аккаунтами в социальных сетях и др.), и вместе они работают

на продвижения корпоративной культуры как внутри института, так и во внешней среде. Корпоративная пресса вносит весомый вклад и в сохранение, развитие национальной культуры, выполняет просветительскую функцию [4; 75]. Так, многие корпоративные издания большое внимание уделяют знакомству своих читателей с творчеством художников и поэтов, рассказывают о важных исторических событиях, новейших научных достижениях и т.д., транслируя смыслы, систему ценностей, культурные образцы, эстетические установки современного общества. Именно по этой причине можно считать, что корпоративная пресса встраивается в социокультурную динамику общества. Это утверждение в полной мере относится и к корпоративной университетской печати.

Издания, выпускаемые кафедрой философии и культурологии Самарского государственного медицинского университета, всегда востребованы не только среди вузовских работников, но и среди коллег из других российских и зарубежных вузов. Одно из самых ярких периодических изданий - интернациональный информационно-имиджевый альманах «Науки о жизни / Life Sciences. Наука региональная и глобальная», выпускаемый при поддержке Самарского государственного медицинского университета, Совета ректоров вузов Самарской области и «Stadt - Land - Globalia» e.V. Издатели четко формулируют миссию своего гуманитарного проекта: способствовать продвижению региональной вузовской науки и усилению привлекательного имиджа Самарской области. Ректор медицинского университета, профессор, академик РАН Г.П. Котельников отмечает: «На этот альманах мы смотрим как на определенное поле, где представлены самарские инновационные проекты на русском и четырех иностранных языках: немецком, английском, польском и китайском. С

другой стороны, подобное издание -это поле нашего профессионального общения, нашего межкультурного диалога. Нам необходимо продвигать свои инновационные проекты и рассказывать, что происходит у нас в губернии - то, что может быть интересно нашему западному партнеру» [5].

Тематика альманаха «Науки о жизни / Life Sciences. Наука региональная и глобальная» разворачивается в определенном городском или региональном пространстве. Востребованная исследовательская проблематика - антропология места и времени - долгое время стоит в центре исследовательских интересов гуманитарной научной школы под руководством профессора, заведующей кафедрой философии и культурологии Самарского медицинского университета Е.Я. Бурлиной [6]. Самарские ученые уже более десяти лет занимаются созданием гуманитарной экспертизы многоаспектного города - в том числе его темпоральной диагностикой. Совместно с коллегами из Израиля и Германии, они опубликовали результат своей работы над темой «Время культуры как инструмент диагностики» в девятом выпуске альманаха «Науки о жизни» [7], в котором представили теоретические разработки и практическое приложение инструментария «время» для оценки уровня адаптации людей к новым условиям жизни, а также качества жизни в городе на примере студенчества.

К слову, в создании альманаха «Город и время» приняли участие около 80 ученых из России, ближнего и дальнего зарубежья: от МГУ им. Ломоносова, МГУ им. Н.П. Огарева до Дальневосточного отделения РАН. Карта самарского научного альманаха «Город и время» включила ученых России, Башкортостана, Мордовии, Украины, а также Германии, Израиля, Франции, Швейцарии. На страницах издания представлены работы ведущих авторов, занимающихся

проблемами философской урбанистики: И.М. Бусыгина, Н.И. Воронина, Т.С. Злотникова, Н.В. Зубаревич, И.В. Кондаков, М.С. Петровский, а также ведущие самарские учёные - профессор В.А. Конев, профессор С.А. Голубков и др. Альманах содержит широкий спектр тем: динамика образов Волги в социально-философском контексте; зарубежные авторы об интерпретации российской регионали-стики; хронотопы индустриальных и малых городов; тематические направления современной фило-софско-культурологической урбанистики и др. Популярная идея отечественных и зарубежных авторов о том, что в советские годы образ Волги оказался «снят с повестки» и значительно редуцирован, была доказана с помощью убедительной темпоральной диагностики. Авторами был проанализирован весь корпус путеводителей от середины XIX в. до наших дней. Внушительный жанровый блок убедительно отразил динамику образов: в советские годы, действительно, резко иссякает жанр историко-культурных обзоров по волжским городам, а рамки путеводителей и краеведческих изданий ограничиваются почти только советским периодом. Словом, это гуманитарное издание стало настоящей коммуникативной площадкой для ученых из России и Европы.

Бесспорно, функции региональных философско-культурологиче-ских изданий связаны с учебной университетской жизнью. Перечисленные выше научные работы стали актуальным источником для подготовки учебно-методических пособий, предназначенных для работы со студентами. Издания «Культура и имиджи волжского региона. Самара и Самарская область» [8], «Антропология: философская, христианская, культурная» [9], согласованные с гуманитарными кафедрами вузов региона и утвержденные Советом ректоров Самарской области,

представляют собой огромную творческую работу, отвечают на актуальные вопросы и предназначены для студентов не только медицинского вуза. Реализуя принцип взаимосвязи научной и учебно-методической работы, сотрудники гуманитарных кафедр самарских вузов обеспечивают постоянное обновление учебных курсов, способствуя повышению качества обучения. При этом справедливо будет отметить, что главным двигателем и популяризатором гуманитарного, культурологического образования является научная школа профессора Е.Я. Бурлиной - явление феноменальное, нетипичное для неклассических, специализированных вузов не только Самарской области, но и всей страны.

Издательская деятельность Самарского государственного технического университета также имеет давние традиции. Здесь уже давно сложилась сопутствующая гуманитарная и социокультурная атмосфера, сформировалась хорошая полиграфическая база. Издательский опыт в этом вузе долгое время складывался здесь как элемент научной и духовно-просветительской деятельности. Однако в XXI в. старейший региональный технический университет должен был отвечать на новые вызовы - была принята модель предпринимательского вуза, в рамках которой развитие гуманитарной среды видится одним из стратегических направлений. Опорный университет подхватил федеральный тренд, согласно которому образовательная деятельность вуза перестала быть доминирующей функцией, а на передний план вышла задача быть инновационным центром и компетентным социальным институтом, способным к эффективным действиям в условиях рыночной экономики. По мнению экспертов высшего образования и чиновников Министерства образования и науки РФ, от вуза ожидается самодостаточность, инициативность, инновационность, при этом

образование, как бизнес-процесс, формирует новое пространство интеграции бизнес-культуры и культуры воспитания, становясь при этом удивительным центром взаимодействия традиции и новизны [10]. Эти задачи нашли свое отражение в нетипичном для университетской практики гуманитарном медийном проекте Самарского государственного технического университета - научно-популярном журнале «Технополис Поволжья». Это единственное в Самарском регионе периодическое издание научно-популярной направленности, которое хоть и создается в вузе, но рассчитано на широкую аудиторию. В 2014 г. ректор технического университета, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Д.Е. Быков, принимая решение об открытии такого издания в вузе, был убеждён, что беспрецедентные для Самарского региона вековые традиции СамГТУ требуют их сохранения, укрепления и восполнения, и регулярная трансляция опыта научной, образовательной, управленческой, инновационной, международной и культурной деятельности университета на массовую аудиторию позволит определить «точки роста» вуза, скорректировать стратегию развития университета в будущем.

Выбор формы для гуманитарного медийного проекта технического вуза - научно-популярного журнала - объясняется несколькими причинами:

- во-первых, подобный тип журнала позволяет освещать события, описывать научные свершения не сухими терминами науки, а доступным массовому читателю языком публицистических текстов;

- во-вторых, тематика научно-популярного издания по определению не ограничивается исключительно научной сферой;

- в-третьих, этот тип издания выполняет важную просветительскую функцию, что в условиях информационной цивилизации, возросшей

роли знания в обществе и определяет актуальность журнала.

Научно-популярное периодическое издание Самарского государственного технического университета, помимо прочего, представляет собой ещё и инструмент консолидации интересов профессоров и студентов, а также представителей органов государственной власти и местного самоуправления, российских и зарубежных партнёров вуза, всех интересующихся проблемами и достижениями вузовской науки. Журнал выходит четыре раза в год, максимальный объём каждого номера составляет 100 страниц с матовой или глянцевой обложкой. Журнал распространяется бесплатно посредством адресной рассылки на ведущие промышленные предприятия региона, в Федеральное Собрание РФ, органы государственной власти и местного самоуправления Самарского региона, в редакции региональных общественно-политических СМИ, вузы региона и страны, а также на крупных промышленных выставках, экономических форумах, проходящих в Самарской области. Однако границы распространения издания не ограничены территорией Самарского региона - ежегодно выходит и специальный выпуск «Top digest» с лучшими материалами журнала «Технополис Поволжья» на английском языке и распространяется среди зарубежных партнёров по всему миру. Все текстовые материалы в журнале носят оригинальный характер, перепечатки из других изданий не используются. Авторами публикаций выступают журналисты, имеющие большой опыт профессиональной работы, а также заслуженные учёные и эксперты в различных отраслях промышленности и экономики. Все материалы богато проиллюстрированы качественными фотографиями и/или выразительной инфографикой, что говорит о высокой издательской культуре проекта.

Цель этого медийного проекта - позиционирование технического университета как лидера вузовской науки и образования в Самарском регионе, уникального университета-технополиса, опорного вуза. Тематика издания обусловлена следующими задачами:

- информирование целевой аудитории о наиболее крупных мероприятиях, проходящих под эгидой вуза;

- продвижение инновационных разработок учёных СамГТУ;

- популяризация знаний в различных отраслях науки и техники;

- формирование репутации вуза путём демонстрации позитивного опыта работы и жизненных успехов преподавателей, студентов, выпускников СамГТУ;

- создание устойчивого канала коммуникации для диалога между представителями целевых групп.

На страницах журнала представлено прошлое и настоящее самарского технического вуза, очерки о знаменитых выпускниках, интервью с известными преподавателями, обзоры инновационных разработок, создающих целостное представление о возможностях, кадровом потенциале, качестве образовательной деятельности и перспективах Самарского государственного технического университета. Однако тематика научно-популярного издания по определению не ограничивается исключительно научной сферой. Например, на своих страницах «Технополис Поволжья» рассказывает о судьбах людей, которые сыграли важную роль в развитии не только политеха, Самарского региона, но и всей страны. Журнал «Технополис Поволжья» состоит из нескольких разделов, важнейшими из которых являются: «Наука и...», «Труды и дни», «СамГТУ и мир», «Свои», «Сделано в СамГТУ» и др.

Отметим, что выход на рынок «Технополиса Поволжья» сопровождался рядом противоречивых тенденций в нише научно-популярных изданий. Так, по результатам

анкетирования 50 главных редакторов ведущих региональных и муниципальных газет страны, издающихся от Калининграда до Владивостока, современная корпоративная и научно-популярная пресса в России находится в положении аутсайдеров отрасли по влиятельности, технологичности, рыночной состоятельности, квалифицированности журналистских кадров и т.п. В то же время аналитический обзор «Рынка научно-популярных журналов», составленный генеральным директором Национальной тиражной службы И.А. Яковенко ещё в 2012 г., свидетельствует о том, что «сегмент научно-популярных журналов имеет потенциал развития. Возможно появление новых успешных игроков».

Таким образом, активное развитие гуманитарных центров в пространстве вуза делает его полноценным университетом с ясными целевыми ориентирами, в культурной среде которого развивается личность. Рассмотренные в статье проекты имиджевых изданий самарских университетов, в разработке которых принимали участие несколько поколений, умеющие увлекать и привлекать к активному участию молодежь, бесспорно, расширили влияние университетских гуманитарных пространств как на членов корпорации, так и на внешнюю аудиторию. Это свидетельствует о том, что именно гуманитарные проекты - научные и медийные - помогают вузам быть полноценным социальным институтом, компетенции которого позволяют университету успешно развиваться в новых условиях и достойно отвечать на вызовы цивилизации. Гомосфера университета - это один из долговременных и ключевых принципов, которые П. Бурдье назвал «университетской доксой», подчеркивая неизменную потребность университета в творческом потенциале, неподвластном схоластике [11].

Примечания:

1. Бурлина Е., Наумова О. Гуманитарные пространства университета: цивили-зационные, национальные и региональные аспекты: монография. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2017. 210 с.

2. Лихачев Д.С. Гомосфера - термин наших дней // Огонек. 1984. № 36. С. 17-19.

3. Серебряков С. Самиздат в фирменной упаковке // Designtoday. 2002. 21 ноября. С. 3.

4. Воронина С.А. Место корпоративной прессы в российском социокультурном пространстве: традиции и современность // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2009. № 1. С. 72-80.

5. «Науки о жизни» представят самарские ученые в Германии // Sampressa. ru.: информационный портал. 2007. URL: http://sampressa.ru/22/13767.

6. Бурлина Е.Я. Антропология места и времени. Молодые города Просвещения: Амстердам, Нью-Йорк и Петербург // Бурлина Е.Я. Межкультурная коммуникация. Толерантность: сб. науч. ст. и проектов: 1996-2007. Самара, 2007.

7. Время культуры и студент в зеркале времени: «переоткрытия» // Науки о жизни: альманах / отв. ред. Е.Я. Бурлина. Самара, 2011. Вып. 9.

8. Культура и имиджи волжского региона. Самара и Самарская область: учеб.-метод. пособие / отв. ред. Е.Я. Бурлина. Самара, 2012.

9. Антропология: философская, христианская, культурная: учеб.-метод. пособие для студентов / под ред. Я.А. Голубинова, Е.Я. Бурлиной. Самара, 2013.

10. Казакова В.И., Зайцева Е.А. Издательская деятельность вузов: моменты инерции // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2013. № 4. С. 45-52.

11. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos'96: альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук. М.: Socio-Logos, 1996.

References:

1. Burlina E., Naumova O. Humanitarian spaces of the university: civilizational, national and regional aspects: a monograph. Samara: Publishing House of SamNTs RAS, 2017. 210 pp.

2. Likhachev D.S. Homosphere: a term of present days // Ogonyok. 1984. No. 36. P. 17-19.

3. Serebryakov S. Samizdat in branded packaging // Designtoday. 2002. November 21st. P. 3.

4. Voronina S.A. The place of corporate press in the Russian sociocultural space: traditions and modernity // Sociology in the modern world: science, education and creativity. 2009. No. 1. P. 72-80.

5. "Life Sciences" will be presented by Samara scientists in Germany // Sampressa. ru: information portal. 2007. URL: http://sampressa.ru/22/13767

6. Burlina E.Ya. Anthropology of place and time. The young cities of the Enlightenment: Amsterdam, New York and Petersburg // Burlina E.Ya. Intercultural communication. Tolerance: coll. of scient. art. and projects: 1996-2007. Samara, 2007.

7. Time of culture and student in the mirror of time: "re-discoveries" // Life Sciences: almanac / executive ed. by E.Ya. Burlina. Samara, 2011. Iss. 9.

8. Culture and images of the Volga region. Samara and Samara region: educational and methodical manual / executive ed. by E.Ya. Burlina. Samara, 2012.

9. Anthropology: philosophical, Christian and cultural: educational and methodical manual for students / ed. by Ya.A. Golubinova, E.Ya. Burlina. Samara, 2013.

10. Kazakova V.I., Zaitseva E.A. Publishing activities of higher schools: moments of inertia // Bulletin of the NSTU of R.E. Alekseeva. 2013. No. 4. P. 45-52.

11. Bourdieu P. University doxa and creativity: against scholastic divisions // Socio-Logos'96: almanac of the Russian-French Center for Sociological Research of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. M.: Socio-Logos, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.