Научная статья на тему 'Имиджевые установки создания виртуальной личности: гендерная парадигма'

Имиджевые установки создания виртуальной личности: гендерная парадигма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
365
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ МАРКЕРЫ (НИК / АВАТАРА / ОРИДЖИН) / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЕНДЕРНАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИМИДЖ / COMMUNICATIVE MARKERS / NICKNAME / AVATAR / ORIGIN / VIRTUAL SPACE / GENDER VIRTUAL PERSONALITY / IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Барышникова Галина Валерьевна

Анализируются коммуникативные маркеры, позволяющие виртуальной личности создать гендерный имидж в интернет-пространстве. Ообосновывается идея о существующих гендерных преференциях в выборе стратегии формирования собственного имиджа, связанных с различным характером рефлексий и субъективно-модальных отношений с миром, а также дифференциальным стремлением мужчин и женщин к самоидентификации в цифровом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes communicative markers that allow a virtual personality to create a gender image in the Internet space. The authors substantiate the idea of the existence of gender preferences in choosing a strategy to form one’s image, associated with different patterns of reflection and subjective-modal relations with the world, as well as the differential striving of men and women towards self-identification in the digital space.

Текст научной работы на тему «Имиджевые установки создания виртуальной личности: гендерная парадигма»

педагогические науки

2. Gosudarstvennyj arhiv Krasnodarskogo kraya (GAKK). F. 947. Op. 1.

3. GAKK. F. 355. Op. 1. D. 12. L. 2.

4. Zhelvakov N.A. Nachalo stroitel'stva sovetsko-go pedagogicheskogo obrazovaniya 1917-1920 gg. // Sov. pedagogika. 1947. № 10. S. 73-74.

5. Zholudev D.G. Iz istorii narodnogo obrazovaniya v Krasnoyarskom krae. Krasnoyarsk, 1959.

6. Zholudev D.G. Kratkaya istoriya shkol Kras-noyarskogo kraya. Enisejsk, 1961.

7. Zholudev D.G. Narodnoe obrazovanie v Eni-sejskoj gubernii do Oktyabr'skoj revolyucii // Narodnoe obrazovanie v Krasnoyarskom krae za gody so-vetskoj vlasti. Krasnoyarsk, 1970. S. 5-17.

8. Meshalkin P.N. Mecenatstvo i blagotvoritel'-nost' sibirskih kupcov-predprinimatelej. Krasnoyarsk, 1995.

9. Ocherki istorii narodnogo obrazovaniya Kras-noyarskogo kraya (XVII - nachala XXI v.): monogr. / G.F. Bykonya, V.I. Fedorova, S.N. Cenyuga [i dr.]. Krasnoyarsk, 2014.

10. Cenyuga S.N. Byt studentov v usloviyah re-konstrukcii sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya Prienisejskogo kraya v pervoj treti XX v. // Grishaev-skie chteniya: materialy I Nac. nauch. konf., po-svyashch. pamyati d-ra ist. nauk, prof., zasluzhennogo rabotnika vysshej shkoly Vasiliya Vasil'evicha Gri-shaeva. Krasnoyarsk, 2018. S. 111-118.

11. Cenyuga S.N. Organizacionno-pravovoe obes-pechenie sibirskogo uchitel'stva v rekonstruktivnyj period 1917-1930-h gg. // Vestn. Krasnoyarsk. gos. ped. un-ta im. V.P. Astafeva. 2014. № 1. S. 151-154.

12. Cenyuga S.N., Mezit L.E., Koryt'ko Yu.S. Pedagogicheskie uchebnye zavedeniya Sibirskogo ot-dela narodnogo obrazovaniya v 1920-1938 gg. // Vestn. Krasnoyarsk. gos. ped. un-ta im. V.P. Astafeva. 2016. № 1. S. 123-128.

13. Shilov A.I. Ocherki istorii obrazovaniya Vos-tochnoj Sibiri v konce XIX - nachale XX v.: monogr. Krasnoyarsk, 2011.

14. Yablokov Yu.N. Krasnoyarskij uchitel'-skij institut v kontekste razvitiya vysshego peda-gogicheskogo obrazovaniya kraya: k 100-letiyu osno-vaniya // Vestn. Krasnoyarsk. gos. ped. un-ta im. V.P. Astafeva. 2015. № 3. S. 220-225.

Krasnoyarsk Teachers' Institute: the history of the permanent reform of 1916-1920s

The article analyzes the attempts to reform the Krasnoyarsk Teachers' Institute in 1916-1920s, carried out in the context of the revolutionary chaos, in the conditions of the collapse of the old world and the birth of a new one.

Key words: Ministry of Public Education, teachers' institutions, reform, February bourgeois revolution, Siberian Provisional Government.

(Статья поступила в редакцию 06.02.2019)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАуКИ

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Г.В. БАРЫШНИКОВА (Волгоград)

имиджевые установки создания виртуальной личности: ГЕНдЕРНАя парадигма

Анализируются коммуникативные маркеры, позволяющие виртуальной личности создать гендерный имидж в интернет-пространстве. Обосновывается идея о существующих ген-дерных преференциях в выборе стратегии формирования собственного имиджа, связанных с различным характером рефлексий и субъективно-модальных отношений с миром, а также дифференциальным стремлением мужчин и женщин к самоидентификации в цифровом пространстве.

Ключевые слова: коммуникативные маркеры (ник, аватара, ориджин), виртуальное пространство, гендерная виртуальная личность, имидж.

Начиная с 90-х годов ХХ в. современному исследователю открылся новый параллельный мир и огромное новое поле для постижения, изучения и анализа - мир киберпространства и виртуальной реальности. Это пространство вызвало неподдельный интерес представителей разных отраслей науки: 1Т-технологий, философии, психологии, социологии, лингвистики, PR-коммуникации, НЛП, имиджелогии, виртуалистики и т. д.

Гендерология и лингвистические исследования Интернета - две новые парадигмы конца предыдущего столетия, ставшие интересными и перспективными для развития научного мышления XXI в. Совершенно очевидно, что коммуникация и средства ее осуществления приобрели в Сети ведущую роль. Формирующееся информационное общество отличают не только и не столько расширяющиеся возможности накопления и переработки информации, сколько новые формы ком-

муникации [4; 7]. Как справедливо замечает Л.Ф. Компанцева, «спектр гуманитарного анализа Сети Интернет сегодня можно свести к трем направлениям: "Интернет как гипердискурс", т. е. как коммуникативная среда, воздействующая на человеческую ментальность; "Интернет как язык", т. е. система знаков, символов, гипертекстов, языковых игр; "Интернет как специфическое сообщество людей", обладающее собственными культурными парадигмами, историей развития, интеллектуальными ценностями» [6, с. 4].

Последнее направление, выделенное цитируемым выше автором, является приоритетным для нашей статьи, целью которой стали выделение и описание коммуникативных маркеров, позволяющих создать гендерный имидж в интернет-пространстве. Объединение в одном исследовании таких аспектов гуманитарного знания, как интернет-дискурс и гендерная лингвистика, предполагает разнообразие применяемых методов. Это общенаучный аналитический метод наблюдения (способствует накоплению фактов, демонстрирующих гендерную дифференциацию в Сети, гендерные особенности коммуникации личности в Интернете и пр.); индуктивный и дедуктивный методы (помогают в процессе изучения научной литературы и анализа коммуникативного поведения виртуальных личностей в интернет-пространстве доказать изначальную гипотезу и прийти к определенным выводам); метод контент-анализа (на основе таких коммуникативных маркеров и средств самопрезентации в Интернете, как ник, аватара и ориджин, позволяет распознать имидж сетевого пользователя с присущими ему характеристиками, ценностными ориентациями и представлениями о своей функции, включая ген-дерный параметр).

В новом цифровом коммуникативном пространстве нас как лингвистов в первую очередь интересует возможность безграничного, вневременного, наднационального и поликультурного общения и возможности успешной самопрезентации и успешного создания имиджа для дальнейшей эффективной коммуникации. В этом глобально-виртуальном пространстве коммуникации обнаруживаются такие новые

© Барышникова Г.В., 2019

явления, как феномены виртуальной культуры, виртуальных сообществ, виртуального общения и виртуальной коммуникативной личности, что позволяет многим исследователям этих явлений говорить о совершенно новых принципах организации самого виртуального пространства. Как замечает Е. Горный, определяя характерные черты виртуальной личности, одной из первых и основных ее черт является «бестелесность, редукция личности к ее семиотическим манифестациям» [3], следовательно, основным маркером, позиционирующим (в том числе и гендерно) виртуального актора, будут являться производимые им тексты в самом широком смысле слова.

Как показывает практика, для самопрезентации личности и ее перцепции в реальном и виртуальном пространстве огромную роль играет создание ею определенного имиджа. В современных исследованиях по имиджелогии представлен целый ряд определений данного понятия, в основе которых, бесспорно, лежит целенаправленно создаваемое представление для оказания эмоционально-психологического воздействия на адресата посредством коммуникативного (вербального и невербального) пространства личности [5; 8-10 и др.]. Для интернет-коммуникации это особенно важно, поскольку собеседники в рамках опосредованного межличностного общения «домысливают себе образ своего визави, опираясь на его речевое поведение, а также невербальные составляющие коммуникации (использование эмо-тиконов, выбор шрифта и др.)» [5, с. 194].

Четко сформулировав задачу, можно определить, какие коммуникации нужно выстроить для достижения нужного имиджа. Как справедливо замечает Г.Г. Почепцов, задача ставится исходя из требований аудитории, и, следовательно, имидж строится по следующему пути: определение требований аудитории, формулировка характеристик желаемого имиджа, классификация характеристик желаемого имиджа (визуальные, вербальные, событийные, семейные и т. д.) [9].

Исходя из цели данной статьи, объектом анализа мы избрали следующие чаты и форумы Сети: форум Винского (самостоятельные путешествия) [11], автофорум [12], форум для родителей [13].

Создание любого имиджа, в том числе в интернет-пространстве, начинается с внешней самопрезентации, правильное использование которой имеет множество преимуществ: визуальные сообщения не требуют «перевода»;

они лучше запоминаются зрителем; по визуальному каналу передается гораздо больший объем информации; визуальные сообщения пользуются большим доверием аудитории, т. к. воспринимаются как неотредактирован-ные. Однако правдивая визуальная self-подача встречается далеко не во всем жанровом разнообразии интернет-среды (если в социальных сетях, блогах и «Инстаграме» они являются предпочтительными, то при общении в чатах и форумах коммуниканты предпочитают зашифровывать свое изображение). Исследование показывает, что уже на этом первом этапе самоподачи обнаруживают себя гендерные различия, четко коррелирующие со стереотипным представлением концептов «мужественность» и «женственность» в отечественной культуре. Женщины-акторы преподносят себя сексуальнее и эстетически выгоднее, чем мужчины; они чаще прибегают к фотошоп-редактированию, украшают изображение дополнительными креативными эффектами, трансформируют свое фото в рисунок и т. д. Мужчины, демонстрируя свое тело, часто апеллируют к символике силы и мужества. Кроме того, мужские фотографии, в отличие от женских, достаточно частотно презентуют включенность их персоналии в различные сферы деятельности (рыбалка, охота, вождение автомобиля, спортивные и видеоигры).

Следующим когнитивно-коммуникативным элементом формирования имиджа в цифровой среде является ник, или сетевое имя, которое берет себе пользователь Сети и которое является своеобразной презентацией личности в цифровом пространстве. В виртуальной реальности, как нами было отмечено ранее [2], «происходит процесс самоименования индивида через создание метафорического ника, который выполняет функцию ключевой метафоры в дискурсе данного коммуниканта, является способом экспликации одной из его субличностей и оказывает определенное направляющее воздействие на содержание и развитие коммуникации в целом. Создание и функционирование имени в виртуальном дискурсе носит мифологический характер» [Там же] и «воплощается при помощи одной из двух тактик: тактики характеризующего называния и тактики сокрытия личности» [1]. Но какова бы ни была стратегия самоименования, «имя призвано отражать суть именуемого и репрезентировать его свойства в дискурсе. Выбирая псевдоним, участник коммуникации приписывает себе какой-либо основопола-

известия вгпу. филологические науки

гающий, по его мнению, признак. Выбор этого признака через образную номинацию определяет его речевое поведение» [2].

У женщин и мужчин разная степень включенности в мир, основанная на когнитивном, эмоциональном, поведенческом, социально-ролевом (а в некоторых культурах и языковом) несоответствии между полами и, следовательно, разные психологические основания самооценки. Гендерные особенности выбора ника определяются соответствием ролевым стереотипам и установкам в обществе. Женщины пытаются идентифицировать себя чаще через «другое», активно выбирая себе в виртуальное имя зоонимы и фитонимы (Киска, Лисичка, Мышонок, Ежик, Pantera, Dragon, Akula, Цветочек, Ночная роза), а также глюттониче-ские номинации, связанные с любимым женским лакомством - сладостями (Конфеточка, Клубничка в шоколаде, Карамелька, marme-ladish). Часто ассоциативную основу ника составляют внешние характеристики владелицы, причем женщины креативно и эмотивно пропагандируют и маркируют стереотипный для них имидж обольстительницы (Чертовка, Дьяволица, Nirvana, Очаровашечка, Красотка, Принцессочка, Гейша) либо внутреннее ее состояние (Совсемодна, Люблю, Sensitive 12, Amooouur, И что дальше?, Не сдавайся). Из всех проанализированных мужских сетевых имен обращает на себя внимание, прежде всего, тот факт, что мужчины именуют себя менее креативно и эмоционально, зачастую оставляя в нике свое собственное имя на русском или транслитерируя его на английском языке. В основу несобственно прямой номинации чаще положен социальный статус (Yurijadvo-cat, дачник X, Энергетик, ColonelTY, bookmaker, Профессор, Трижды Папа), нежели внешние и внутренние характеристики. Особенно гендерная преференция обнаруживается и актуализируется в самоотождествлении мужских пользователей с прецедентными именами, где доминантный признак онима коррелирует с присущей или желаемой ценностной ориентацией либо характеристикой пользователя: Чеширский кот, добрый Бармалей, Mschumacher, Vlad-Cheevers, Нильс с гусями, Змей Потапыч.

Таким образом, на стадии составления сетевого псевдонима вырисовываются гендер-ные различия формирования коммуникантами собственного имиджа: женские ники в большей степени демонстрируют высокую степень рефлексивности и сложные субъективно-

модальные отношения с миром, мужские - статусно-ролевые функции и меньшую эмоциональную нагруженность.

Не менее интересным в тендерном измерении явлением виртуального мира выступает аватара - графическая картинка, целью которой является репрезентация виртуальной языковой личности, закрепленная в сетевом профиле, содержащая определенный набор данных для первичного ознакомления и, несомненно, влияющая на создание имиджа сетевого пользователя. По мнению Л.Ф. Компан-цевой, «семантика аватары содержит еще один важный компонент - неограниченные возможности: в мифологии им обладает божество, переселившееся в человека, в виртуальном пространстве - виртуальная личность, могущая удовлетворить все свои желания и потребности, чего не может сделать реальная личность в реальном мире» [6, с. 346]. Выбор аватарки для самопрезентации личности не менее ген-дерно показателен: в данном случае мы можем говорить о попытке интернет-коммуниканта выразить собственную сущность через ассоциативный визуальный ряд.

Мужские аватары в своей основе содержат изображение прецедентных имен - чужих известных медийных лиц (С. Собянин, В. Машков, М. Рурк, Дж. Чиверс, Рамзес II и др.), имена героев книг и фильмов (Буратино, Назгул), артефакты из мира спорта, автомобилей и оружия. Мужчины в гораздо большей степени, чем женщины, выбирают себе ава-тары из мультипликационных фильмов (Халк, Симпсоны, капитан Врунгель). Такой выбор, на наш взгляд, может объясняться достаточно упрощенной и прямолинейной формой взаимоотношений мужчины с реальным миром. Женские аватары актуализируют и привлекают внимание собеседника либо «эстетически прекрасным» обрамлением своего «я» (реальная картинка красивого пейзажа, репродукция картины), либо артефактами культурного концепта «женственность»: дом, семья, дети, нежные отношения между животными, разноплановое изображение сердец. все вышесказанное позволяет сделать вывод, что мужчины и женщины разнятся стратегиями организации гипертекста, т. к., будучи его частью и одним из важнейших фрагментов виртуальной реальности, аватара позволяет с достаточной достоверностью идентифицировать гендерную принадлежность пользователя и влиять на формирование собственного имиджа у незнакомой сетевой аудитории.

К поведенческим архетипам формирования «Я-имиджа» в Интернете, позиционирующим тендерные различия, следует отнести также наличие ориджина, или подписи, прикрепляемой после основного текста сообщения в письмах или на форуме и содержащей какое-то краткое высказывание. Как показывает наше наблюдение, ориджин, в отличие от ников или аватаров, является далеко не обязательным элементом самопрезентации пользователя в Сети, однако из всего массива проанализированных подписей констатируем, что они превалирует в мужских сообщениях. Интересен тот факт, что если женские ориджи-ны тяготеют больше к авторскому цитированию, то мужские предпочтения более разнообразны: они могут выражаться в виде личного совета или наставления (Жизнь коротка, наслаждайся!), экзистенциальной констатации (Мечты сбываются!; Живу настоящим!); некоторые из них употребляются в грубой ин-вективной форме (Shit happens). Гендерно информативной оказалась способность мужской виртуальной личности включаться в языковую игру, которая в виртуальном дискурсе также тесно связана с формированием имиджа, поскольку позволяет, проявив чувство юмора и остроумие, представить себя в выгодном свете (Берегите родину - отдыхайте за границей!; Прошу отозваться людей, которые считают, что я их недолюбливаю - буду приходить и до-любливать).

Итак, рассмотрев и проанализировав некоторые коммуникативные маркеры создания гендерного имиджа в интернет-пространстве, мы признаем, что целостная картина формирования данного имиджа возможна при детальном изучении коммуникативного поведения, а именно: вербального и невербального поведения пользователя и его дискурсивных практик в виртуальном пространстве. Однако уже на первом этапе исследования мы можем сделать выводы о существующих гендер-ных преференциях в выборе стратегии формирования собственного имиджа. отражение гендерных стереотипов, использование поведенческих архетипов, коммуникативная самопрезентация через визуальный и смысловой ряды средств привлечения внимания к собственному «я» позволяют нам сделать умозаключение о различном характере рефлексий, субъективно-модальных отношений с миром, а также дифференциальном стремлении к самоидентификации и самореализации у представителей мужского и женского пола в цифровом пространстве.

Список литературы

1. Асмус Н.Г. Лингвистические основы виртуального коммуникативного пространства [Электронный ресурс]. URL: http://diss.seluk.ru/di-jazy koznanie/48-1-lingvisticheskie-osobennosti-virtualno go-kommunikativnogo-prostranstva.php (дата обращения: 13.12.2018).

2. Барышникова Г.В. Виртуальное имя как способ выражения гендерной идентичности (на примере французского чата "aufeminin.com") // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 10. Ч. 2. С. 18-20.

3. Горный E. Онтология виртуальной личности [Электронный ресурс]. URL: http://www. netslova.ru/gorny/selected/ovl.html (дата обращения: 26.07.2018).

4. Жичкина A.E., Белинская E.R Стратегии самопрезентации и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс]. URL: http://www. psyportal.info/articles/interesting_psychology/ae_zhi chkina_ep_belinskayastrategii_samoprezentacii_v_in ternet_i_ih_svyaz_s_realnoi_identichnostyu (дата обращения: 09.07.2015).

5. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск: Омск. гос. ун-т, 1999.

6. Компанцева Л.Ф. Гендерные основы интернет-коммуникации в постсоветском пространстве. Луганск: Знание, 2004.

7. Мальковская И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. М.: КомКнига, 2005.

8. Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 2005.

9. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук, 2006.

10. Романова Т.В. Коммуникативный имидж и речевой портрет современного политика // Политическая лингвистика. 2009. № 1(27). С. 109-117.

11. Форум Винского [Электронный ресурс]. URL: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=326&t= 333787&start=140 (дата обращения: 02.08.2018).

12. Форум для автолюбителей [Электронный ресурс]. URL: https://forum.auto.ru/sports/2883415/ (дата обращения: 01.08.2018).

13. Форум для родителей [Электронный ресурс]. URL: http://www.volgo-mama.ru/forum/index.

php?showtopic=245061 (дата обращения: 29.07.2018). * * *

1. Asmus N.G. Lingvisticheskie osnovy virtu-al'nogo kommunikativnogo prostranstva [Elektron-nyj resurs]. URL: http://diss.seluk.ru/di-jazykozna nie/48-1-lingvisticheskie-osobennosti-virtualnogo-kom munikativnogo-prostranstva.php (data obrashcheniya: 13.12.2018).

2. Baryshnikova G.V. Virtual'noe imya kak spo-sob vyrazheniya gendernoj identichnosti (na primere francuzskogo chata "aufeminin.com") // Filologicheskie

-известия вгпу. фи

nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2015. № 10. Ch. 2. S. 18-20.

3. Gornyj E. Ontologiya virtual'noj lichnosti [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.netslova.ru/gor ny/selected/ovl.html (data obrashcheniya: 26.07.2018).

4. Zhichkina A.E., Belinskaya E.P. Strategii sa-moprezentacii i ih svyaz' s real'noj' identichnost'yu [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.psyportal.in fo/articles/interesting_psychology/ae_zhichkina_ep_be linskayastrategii_samoprezentacii_v_internet_i_ih_ svyaz_s_realnoi_identichnostyu (data obrashcheniya: 09.07.2015).

5. Issers O.S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoj rechi. Omsk: Omsk. gos. un-t, 1999.

6. Kompanceva L.F. Gendernye osnovy internet-kommunikacii v postsovetskom prostranstve. Lugansk: Znanie, 2004.

7. Mal'kovskaya I.A. Znak kommunikacii. Dis-kursivnye matricy. M.: KomKniga, 2005.

8. Parshina O.N. Strategii i taktiki rechevogo povedeniya sovremennoj politicheskoj elity Rossii: dis. ... d-ra filol. nauk. Saratov, 2005.

9. Pochepcov G.G. Imidzhelogiya. M.: Refl-buk, 2006.

10. Romanova T.V. Kommunikativnyj imidzh i rechevoj portret sovremennogo politika // Politiche-skaya lingvistika. 2009. № 1(27). S. 109-117.

11. Forum Vinskogo [Elektronnyj resurs]. URL: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=326&t=333787 &start=140 (data obrashcheniya: 02.08.2018).

12. Forum dlya avtolyubitelej [Elektronnyj resurs]. URL: https://forum.auto.ru/sports/2883415/ (data obrashcheniya: 01.08.2018).

13. Forum dlya roditelej [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.volgo-mama.ru/forum/index.php? show-topic=245061 (data obrashcheniya: 29.07.2018).

Image mindset on creating a virtual identity: gender paradigm

The article analyzes communicative markers that allow a virtual personality to create a gender image in the Internet space. The authors substantiate the idea of the existence of gender preferences in choosing a strategy to form one's image, associated with different patterns of reflection and subjective-modal relations with the world, as well as the differential striving of men and women towards self-identification in the digital space.

Key words: communicative markers, nickname, avatar, origin, virtual space, gender virtual personality, image.

(Статья поступила в редакцию 23.01.2019)

логические науки -

т.г. никитина

(Псков)

фраземообразовательный потенциал слова в лексикографическом отображении (к концепции «Полного фразеологического словаря русских народных говоров»)*

Представлена концепция разрабатываемого в Санкт-Петербургском государственном университете «Полного фразеологического словаря русских народных говоров». Подробно рассмотрена структура макростатьи словаря, которая объединяет под общим образным стержнем фразеологизмы разных народных говоров, что позволяет показать региональную специфику фразеологической номинации и межрегиональные фразеологические параллели, оценить фраземообразовательный потенциал стержневого слова.

Ключевые слова: фразеологизм, лексикография, фразеологический словарь, макростатья, фра-земообразование, образный стержень фразеологизма.

Словарные проекты, которые реализуются в рамках фразеологического семинара Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) под руководством профессора В.М. Мокиенко, строятся на принципах лексикографической полноты, выдвинутых Б.А. Лариным и воплощенных в «Псковском областном словаре с историческими данными» [12]. При разработке фразеологического материала, собранного в различных российских диалектных зонах, продолжатели ларинских традиций отказываются от дифференциального подхода к отбору диалектного материала и описывают в своих лексикографических трудах [9; 10; 11; 15] не только фразеологические диалектизмы, но и общенародную фразеологию, зафиксированную в речи диалектоносителей. Принцип полноты словника положен в основу отбора материала и для нового масштабного проекта санкт-петербургских фразеологов. не имеющий аналогов в отечественной фразео-графии «Полный фразеологический словарь

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект №17-18-01062, реализуемый в Санкт-Петербургском государственном университете).

О Никитина Т.Г., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.