Научная статья на тему 'Имиджевые спортивные проекты и их влияние на систему российской журналистики'

Имиджевые спортивные проекты и их влияние на систему российской журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
632
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАРЫНОК / ЖУРНАЛИСТИКА / СПОРТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / БРЕНД / ИМИДЖ / СИСТЕМА СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гатаулин Руслан Маратович

Российский медиарынок в современных условиях функционирует, ориентируясь в первую очередь на экономические показатели, на рейтинг, а не на содержательные текстовые модули. Это касается всех тематических направлений в журналистике, включая спорт, который в нашей стране всегда был элементом воздействия на общество, в том числе и со стороны СМИ. А с проведением в России Олимпийских игр в 2014 г. и планируемого чемпионата мира по футболу в 2018 г. интерес к данному тематическому направлению вырос и у аудитории, и у средств массовой информации, что отразилось на отечественном медиарынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional sports projects and their impact on the system of Russian journalism

Russian media market in the current conditions of their own development functions, primarily focusing on the economic indicators in the rating, not the substantive text modules. This applies to all subject areas in the system of journalism, including a sports theme. Sport in our country has always been a part of the impact on society, including by the media. And with the celebration in Russia Olympic games 2014 and the Football World Cup 2018 interest in this thematic area grew and the audience and the media, which is reflected in all the local media market.

Текст научной работы на тему «Имиджевые спортивные проекты и их влияние на систему российской журналистики»

УДК 070.447:78

РЖ Гатаулин ИМИДЖЕВЫЕ СПОРТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ

И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Аннотация. Российский медиарынок в современных условиях функционирует, ориентируясь в первую очередь на экономические показатели, на рейтинг, а не на содержательные текстовые модули. Это касается всех тематических направлений в журналистике, включая спорт, который в нашей стране всегда был элементом воздействия на общество, в том числе и со стороны СМИ. А с проведением в России Олимпийских игр в 2014 г. и планируемого чемпионата мира по футболу в 2018 г. интерес к данному тематическому направлению вырос и у аудитории, и у средств массовой информации, что отразилось на отечественном медиарынке.

Ключевые слова: медиарынок, журналистика, спорт, модернизация, идеология, бренд, имидж, система СМИ.

Rushm (¡aiauiin INSTITUTIONAL SPORTS PROJECTS AND THEIR

IMPACT ON THE SYSTEM OF RUSSIAN JOURNALISM

Annotation. Russian media market in the current conditions of their own development functions, primarily focusing on the economic indicators in the rating, not the substantive text modules. This applies to all subject areas in the system of journalism, including a sports theme. Sport in our country has always been a part of the impact on society, including by the media. And with the celebration in Russia Olympic games - 2014 and the Football World Cup - 2018 interest in this thematic area grew and the audience and the media, which is reflected in all the local media market.

Keywords: media market, journalism, sports, modernization, ideology, brand, image, media system.

Профессиональный спорт - явление уникальное как в масштабах одной страны, так и в масштабах всего мира. Спорт выполняет очень много функций - от социальной до развлекательной, от экономической до образовательной. Но в любых проявлениях спорт (профессиональный и массовый, т.е. любительский) оказывает колоссальное влияние на современное общество, на самые разные аспекты жизнедеятельности общества и страны в целом, включая журналистику.

Система журналистики в России в современных глобализационных условиях функционирования подвергается серьезному обновлению, модернизации. Под воздействием внешних факторов, о которых речь пойдет далее, она приобретает более легкую и менее устойчивую типологическую форму, которая ориентирована на экономические показатели и соответственно повышенный интерес к рейтингам. В настоящее время рейтинг, пожалуй, главный критерий успешности любого средства массовой информации в независимости от его типологических характеристик и содержательных особенностей. На практике за последние пять лет (с 2009 по 2014 г.) наибольшее количество откликов со стороны профессиональной (узкоспециализированной) и непрофессиональной (широкой) аудитории в отношении спорта вызывали и вызывают по сей день две главные темы: прошедшие в Сочи Олимпийские игры и предстоящий в 2018 г. чемпионат мира по футболу. Их можно назвать главными имиджевыми спортивными проектами России, которые трансформировали систему российской журналистики.

Сделать вывод, в какую сторону эта трансформация сориентировала отечественный медиары-нок, на первый взгляд, непросто. Здесь есть и негативные, и позитивные, и сугубо нейтральные направления, которые существуют без губительных для классического русского литературного языка неолингвистических (прежде всего сетевых, т.е. интернет-коммуникаций самого примитивного уров-

© Гатаулин Р.М., 2014

ня) форм, слов и выражений, широко используемых поколением XXI в. Идея проведения масштабных спортивных проектов открывает широкое бизнес-поле для медиасистемы [2]. Причем медиаси-стемы мирового значения, так как средства массовой информации в любом государстве определяют спорт как тему имиджевую, тему продвижения своей страны в мировом масштабе. Отсюда и рыночная заинтересованность российской журналистики в подобных тематических материалах.

Правда, тема брендированных имиджевых спортивных проектов каждым СМИ (в зависимости от типологических и содержательных основ) в отдельности использовалась по-разному. Издания, оппозиционные по отношению к власти, традиционно искали в проведении Олимпиады в Сочи какие-то скандальные внутренние течения, что уравнивало их с изданиями «желтой» прессы. Та, в свою очередь, спекулировала темой на тот момент еще предстоящих игр в своем ключе и т.д. То есть фактически российский медиарынок подмял под себя рейтинговую тему, найдя в ней новый источник дохода. Ранее традиционно главный экономический пакет системы журналистики составляли темы криминала, политики, ЖКХ и так называемое «желтое» направление. Спорт в современных российских реалиях перестал существовать как явление, удовлетворяющее сознание человека [1]. В настоящее время спорт - инструмент влияния на общество. К примеру, та же оппозиционная и «желтая» пресса актуализирует спорт с точки зрения бытового и пагубного интереса аудитории, а не с точки зрения непосредственно достижений на спортивных аренах.

Выбор города Сочи в качестве столицы Зимних игр - важный идеологический момент, вектор, заданный еще Советским Союзом. Во времена московской Олимпиады 1980 г. система журналистики, правда, не подвергалась такому серьезному излому. Объясняется это достаточно простым, даже с точки зрения обывателя, фактом. В те годы при наличии имиджевых спортивных проектов система журналистики не трансформировалась в какое-то бесформенное жанровое разнообразие, а также не переходила в разные типологические состояния [10]. Журналистика в целом (как и ее различные подсистемы, например, спортивная журналистика) существовала в устойчивой с точек зрения экономики, типологии, филологии и содержания форме, которая оставалась монументальной и нерушимой при любых внешних обстоятельствах. Впрочем, такого понятия, как «медиарынок», в те годы не существовало, а экономические показатели определялись отнюдь не глобальным рекламным продуктом, который поставил современную систему журналистики на современные высокотехнологичные «сетевые» рельсы. Монументальность советской системы журналистики была ее сильной стороной, хотя на определенном этапе развития государственности она же систему журналистики начала разрушать. Пресса и телевидение не были адаптированы к стремительно меняющемуся миру советско-российского общества и испытывали серьезные кризисные ситуации, которые в конце концов привели к трансформации информационного рынка [6].

Интересно, что со времен традиционной (наиболее устоявшейся модели) монументальной спортивной журналистики изменился и филологическо-жанровый аспект отдельных изданий, программ на радио и телевидении и т.д. Это факт, который мы не относим к каким-то субъективным оценочным показателям «хорошо-плохо». Это данность, которая сегодня характеризует информационный рынок, медиасистему в России. С точки зрения лингвистических особенностей система журналистики претерпела кардинальную смену приоритетов. Во-первых, главенствующим жанром стала новость. Во-вторых, понизился уровень употребляемого в текстах литературного языка, а в некоторых типологических формах, прежде всего в интернет-СМИ, в сегодняшних условиях текстовое многообразие многообразием не является. Это упрощенная модель, основанная на сленге определенного сегмента массовой аудитории. В-третьих, материалы о спорте отныне также в первую очередь отождествляются с экономическими показателями, а уже затем с содержательными текстовыми элементами, что не идет на пользу качеству предлагаемой аудитории продукции [4].

Имиджевые спортивные проекты, естественно, оставили свой след в системе российской и

мировой журналистики. Олимпийские игры в Сочи и ожидаемый чемпионат мира по футболу в 2018 г. - те события, которые вдохнули жизнь в умирающий в спортивной тематике жанр аналитики. За последние годы (2005-2014 гг.) аналитика как таковая в спортивных изданиях развивалась по синусоиде - от провалов до резкого подъема вверх [3]. Рост аналитических, не только положительных, но и негативных материалов в прессе, на телевидении, в сетевых СМИ связан с календарными датами, которые соотносятся с имиджевыми спортивными событиями либо с появлением в рамках подготовки к этим событиям информационных поводов самого разного масштаба. И все-таки аналитика в данных спортивных темах - прежде всего обозначение в текстовых модулях насущных проблем, даже в тех материалах, которые носят слишком субъективный характер и, на наш взгляд, могут быть причислены к когорте заказных [5].

Еще одна главная особенность влияния крупных имиджевых спортивных проектов на систему российской журналистики связана с развитием конкретного типологического направления в медиас-реде - сетевой журналистики [6]. Количество электронных спортивных материалов об Олимпиаде 2014 г. и чемпионате мира по футболу 2018 г. за пять лет (2009-2014 гг.) возросло в 25 раз (согласно исследованию региональной компании ААсКФ, занимающейся изучением медиарынка России). Сетевая журналистика за несколько лет проделала идентичный печатной и телевизионной журналистике путь, правда, двум последним типологическим основам системы на преодоление такого же «виртуального расстояния» понадобился гораздо более продолжительный период. Сетевая журналистика до сегодняшнего состояния, которое некоторые эксперты называют не иначе, как «типологическая монополия современного информационного рынка», развивалась невероятно быстрыми темпами. Примерно в таком же ключе в конце XX - начале XXI вв. развивалась и компьютерная техника [9]. Новые технологические возможности, по сути, предопределили доминанту сетевой журналистики -явление, к которому журналистская общественность первоначально отнеслась настороженно, но позже приняла его как данность. Сегодня сетевая журналистика - это не субъективные моральные принципы «хорошо-плохо», а новый сегмент медиарынка, который встроен в современную жизнь современного российского общества. Так или иначе, сетевая журналистика модернизирует и изменяет традиционные системные устои [7]. И с точки зрения филологии, и с точки зрения экономики. Спортивных материалов в интернет-СМИ, как уже было сказано, стало значительно больше. Количественное увеличение данного тематического направления связано с двумя основными процессами: появлением новых спортивных сетевых ресурсов, которые в своей основе ориентированы на имиджевые спортивные проекты (в нашем случае Олимпийские игры 2014 г. и чемпионат мира по футболу 2018 г.), а также со значительным интересом к данному направлению сетевых неспециализированных изданий. Кроме того, согласно новым веяниям российского медиарынка, ориентированного на западные стандарты, но умещающего в себе и самобытность российского уровня, каждый заметный игрок на рынке спортивной журналистики (пресса, телевидение) имеет собственный сетевой ресурс. В некоторых случаях он полностью копирует печатную версию, в других - является совершенно независимым с точки зрения формальных содержательных признаков проектом под известным брендом. Иногда сетевой ресурс выполняет информационно-рекламную функцию, представляя собой демовер-сию печатного издания, что вновь доказывает доминанту рейтинговых показателей изданий [8].

После окончания Олимпийских игр в Сочи отечественный медиарынок в течение месяца «переваривал» прошедшие соревнования с точки зрения разных общесоциальных аспектов: финансовых, скандальных, спортивных и т.д. Но заинтересованность СМИ в этом имиджевом проекте практически сразу же упала. Согласно данным РСК-Медиа (региональная компания, изучающая спортивный ме-диарынок России), ровно через два месяца после окончания Олимпиады в Сочи количество материалов о данном имиджевом для России проекте сократилось в 18 раз. Но отечественный медиарынок тему спорта не оставил. В настоящее время вновь эксплуатируется тема имиджевого спортивного

проекта - Чемпионата мира по футболу 2018 г. И вновь с тех же позиций, что и Олимпиада в Сочи. Цикличность развития информационного рынка России не является чем-то положительным. Вместо поиска новых форм система российских СМИ опирается на одну и ту же упрощенную модель работы с аудиторией, в основе которой лежат экономические показатели, а не содержательный элемент [3]. В условиях современного медиарынка это присуще всем тематическим (специализированным) изданиям, а также изданиям для массовой аудитории. Система журналистики при этом качественно не меняется. Она лишь трансформируется под воздействием тех самых внешних факторов, которые сегодня определяет в качестве приоритета российское общество.

Библиографический список

1. Виноградов П. А. Теория и методология использования СМИ в развитии физической культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: ВНИИФК, 1991. - 66 с.

2. Войтик Е.А. Спортивная журналистика: учеб.-метод. пособие / Е.А. Войтик. - Томск: фак-т журналистики ТГУ, 2004. - 125 с.

3. Воронков П. Спортивная пресса как тип [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zhurnal.lib.rU/w/woronkow_p/sport_press.shtml (дата обращения: 01.01.2014).

4. Исаев А. А. Спортивная политика России / А. А. Исаев. - М.: Советский спорт, 2002. - 512 с.

5. Мартынов Д.В. Рынок печатных СМИ в России и в мире / Д.В. Мартынов, А.В. Оськин. - М.: Вершина, 2006. - 314 с.

6. Михайлов С.А. Спортивная журналистика: учеб. пособие / С.А. Михайлов, А.Г. Мостов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 224 с.

7. Слюсаренко Е.А. Специализированные журналы о спорте: типологические и профильные характеристики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2003. - 28 с.

8. Столяров В.И. Взаимоотношения спорта и политики (социально-философский и методологический анализ) // Взаимоотношения спорта и политики с позиции гуманизма. - 2005. - Вып. III. - С. 5-123.

9. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже Х1Х-ХХ веков / А.Б. Суник. - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 764 с.

10. Шишигин М.В. Спорт. Информация. Информация. / М.В. Шишигин. - М.: Мол. гвардия, 1974. - 127 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.