Научная статья на тему 'Имиджевое и информационное сопровождение хозяйственного освоения территорий России'

Имиджевое и информационное сопровождение хозяйственного освоения территорий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ НОВОГО ОСВОЕНИЯ / ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ / ИМИДЖ ПРОГРАММЫ / РЕПУТАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ И ИМИДЖЕВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Важенина И.С., Важенин С.Г.

В данной статье предложены рекомендации по имиджевому и информационному сопровождению программ, направленных на освоение территорий страны, ранее мало или вообще не вовлеченных в хозяйственный оборот. Речь идет о рекомендациях по разработке Комплексного плана информационного и имиджевого сопровождения программы освоения территории, его задачах, этапах реализации, комплексе мероприятий, механизме и инструментах реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имиджевое и информационное сопровождение хозяйственного освоения территорий России»

ИМИДЖЕВОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ

ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ*

И.С. ВАЖЕНИНА, доктор экономических наук,доцент, старший научный сотрудник

С.Г. ВАЖЕНИН, кандидат экономических наук, заведующий сектором Институт экономики УрО РАН

В данной статье предложены рекомендации по имиджевому и информационному сопровождению программ, направленных на освоение территорий страны, ранее мало или вообще не вовлеченных в хозяйственный оборот. Речь идет о рекомендациях по разработке Комплексного плана информационного и имиджевого сопровождения программы освоения территории, его задачах, этапах реализации, комплексе мероприятий, механизме и инструментах реализации. Данные рекомендации могут быть использованы для организации имиджево-инфор-мационного сопровождения программ общероссийского, межрегионального и регионального уровня.

Ключевые слова: территория нового освоения, имидж территории, имидж программы, репутация территории, информационное и имиджевое сопровождение.

Включение России в глобализирующуюся экономику, развитие и совершенствование хозяйственного комплекса порождают потребности в освоении территорий страны, ранее мало или вообще не вовлеченных в хозяйственный оборот. В условиях рыночных отношений важнейшим инструментом освоения и продвижения таких территорий является территориальный маркетинг.

Непременным залогом успеха проектов освоения территорий выступает формирование доверия как к самой конкретной программе, так и к органам власти и хозяйствующим субъектам, участвующим в ее реализации на данной территории. К сожалению, приходится констатировать, что уровеньдо-верия в современном российском обществе в целом весьма низок [см. 1; 7; 8 и др.]. Конструктивный

* Статья подготовлена в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 24 «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации».

подход, направленный на формирование доверия в обществе, предполагает последовательную работу по разъяснению гражданам сущности политических, экономических или социальных проектов, использование понятных им аргументов, полную «прозрачность» целей, механизмов реализации и предполагаемых результатов, отказ от циничного словоблудия и софистики1. И совершенно недопустимо распространение непроверенной или недостоверной информации. Очень показателен такой факт: на студенческом конкурсе в Великобритании среди выпускников, выбравших карьеру в сфере public relations, лучшим был признан вопрос: «Какой совет правительству надлежит дать специалисту по связям с общественностью?». Члены жюри единодушно ответили: «Говорить правду».

В целях формирования доверия к программам освоения малоизученных и слабововлеченных в хозяйственный оборот территорий, например Полярного и Приполярного Урала [9], необходимо своевременно и аргументированно доносить до обществадостоверную и исчерпывающую информацию, разъяснять населению сущность проекта, обсуждать с потенциальными участниками все плюсы и минусы программы, ход ее реализации, проблемы и решения.

1 Людвиг Эрхард, крупнейший немецкий политик, министр народного хозяйства ФРГ с 1949 по 1963 г. и канцлер ФРГ в 1963—1966 гг. признавался, что иногда он «посвящал многие месяцы тому, чтобы добиться правильного понимания населением экономического положения и целей экономической политики». Именно поддержка населения, не потерявшего доверия к реформам, несмотря на трудности их проведения, позволила достичь намеченных результатов. Экономика ФРГ была восстановлена после войны, вырос уровень жизни, а затем было продемонстрировано настоящее «немецкое чудо» экономического роста [4].

Также необходимо формирование доверия к программам освоения территории со стороны руководства страны, субъектов Федерации, поскольку она нуждается в серьезной политической и экономической поддержке сверху на протяжении всего периода ее реализации.

Основой становления доверия к любой программе со стороны власти, населения, инвесторов, бизнеса и т. д. должны стать, прежде всего, тщательная научная проработка, а затем — продуманное, грамотное ее продвижение, базирующееся на квалифицированном брендинге самой программы и задействованных в ней территорий, организаций и персоналий. Совершенно очевидно, что продвижение любого масштабного проекта одними экономическими методами осуществить невозможно. Значительную роль всегда должна играть политическая составляющая. Также очень большое значение будут иметь имиджевый и репутационный аспекты как самой программы, так и заинтересованных сторон.

В связи с этим встает необходимость формирования привлекательного имиджа программы, а также информационного сопровождения данного проекта. Это создаст необходимые предпосылки для привлечения внимания властных структур к проблемам, связанным с разработкой и реализацией программы, заинтересует потенциальных инвесторов, представителей среднего и малого бизнеса, квалифицированных рабочих и специалистов, вызовет интерес населения с точки зрения выбора места жительства и работы на территориях, реализующих конкретную программу.

Существует настоятельная необходимость освещения всех этапов работы как на подготовительном этапе, так и в ходе реализации программы, потребность в анализе позитивных и негативных позиций и тенденций, преимуществ и недостатков.

Конкурентными преимуществами предполагаемых программ должны стать:

• инновационная составляющая, которая предполагает использование, например, результатов гео-логоразведочныхизысканий,научныхразработок отраслевых институтов, ученых РАН и т.д. Также речь идет о применении высокотехнологичных способов, например, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации объектов производственной инфраструктуры, использовании новейшей техники, материалов, оборудования и современных технологий переработки;

• заранее сформированный положительный бизнес-климат, который базируется на уже сложившихся экономических предпосылках;

• проект должен предполагать использование перспективных, стратегически значимых экономических институтов и инструментов, таких как государственно-частное партнерство, кластеризация и т.д. Не вызывает сомнения, что любой проект освоения территории требует квалифицированного имиджевого и информационного сопровождения, цель которого — формирование благоприятного отношения и доверия к программе на всех уровнях (властные структуры, СМИ, инвесторы, бизнес, население и т.д.); демонстрация для потенциальных участников программы возможностей и реальных перспектив для ведения бизнеса, труда и жизни в рамках проекта: формирование позитивного имиджа и репутации субъектов Федерации и персоналий, участвующих в проекте.

Решением данной проблемы может стать разработка и реализация Комплексного плана информационного и имиджевого сопровождения программы (ИИС)2. В приведенных ниже рекомендациях содержится краткое описание максимально возможного перечня мероприятий. Как должен выглядеть реальный план ИИС, должны будут решать конкретные исполнители с учетом всех объективных условий (особенности территории, специфика стоящих задач и т. д.).

Инициатива разработки ИИС, утверждение бюджета, задач, экспертная оценка альтернативных вариантов, утверждение оптимального предложения по ИИС, контроль за осуществлением процесса и координация деятельности, оценка эффективности (промежуточная и конечная), текущая коррекция работы по информационному и имиджевому сопровождению входят в компетенцию соответствующего руководящего органа, например Управляющей компании по реализации программы МММ. Наиболее рационально, по нашему мнению, создание по инициативе Управляющей компании специального Совета по ИИС, на который будет возложено большинство из перечисленных функций.

Задачи, которые решаются посредством мероприятий по информационному и имиджевому сопровождению, на этапах запуска и реализации программы существенно отличаются.

На этапе разработки и запуска программы ИИС призванорешать следующие задачи:

1. Формирование в обществе необходимого уровня знаний о программе МММ. По нашему

2 Для примера возьмем программу, которую обозначаем «МММ».

мнению, следует раскрыть для широкой аудитории исторические, экономические и социальные предпосылки разработки программы; обосновать ее актуальность и настоятельную необходимость; раскрыть основное содержание программы, пути, методы и последствия ее реализации для региона, России и зарубежья.

2. Формирование в обществе позитивного имиджа программы МММ3. Это совершенно необходимо для создания положительного общественного мнения, получения одобрения властных структур, населения России и региона, представителей целевой аудитории. Сложившийся позитивный имидж программы создает основу для формирования мотивов конструктивного поведения потенциальных участников программы.

3. Формирование у представителей целевой аудитории потребности в той или иной форме участвовать в программе МММ. В самом общем виде можно выделить 5 крупных сегментов целевой аудитории: инвесторов, производителей, специалистов, рабочих, жителей. Демонстрация потенциальным участникам программы возможностей и реальных перспектив для осуществления эффективных инвестиций, прибыльного бизнеса, достойных условий труда и жизни выступает основой формирования настоятельной потребности непосредственно участвовать в программе.

На этапе реализации программы ИИС должно решать следующие задачи:

• поддержание позитивного имиджа программы МММ и формирование ее репутации;

• побуждение к участию в программе МММ новых инвесторов, производителей, специалистов, рабочих, жителей;

• формирование позитивного имиджа и репутации субъектов Федерации, участвующих в реализации программы МММ;

3 Имидж в переводе с английского — образ, изображение. Это понятие из эстетики и искусствоведения пришло в маркетинг. Придание продукту определенного имиджа есть его дифференциация среди многоликой товарной массы, достигаемая за счет формирования у потребителей (потенциальных и реальных) привлекательного образа данного товара и положительного отношения к нему. Имидж является одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности и успешности товаров, причем со временем это его качество стало активно эксплуатироваться применительно к другим объектам и в других сферах (например, шоу-бизнес, политика, территориальный маркетинг и т.д.), успешность функционирования которых зависит от выбора потребителя (при этом потребление рассматривается в самом широком смысле). Считаем, что понятия «имидж товара, предприятия, руководителя, политического лидера, партии, территории» с полным правом можно дополнить категорией «имидж программы».

• формирование позитивного имиджа и репутации предприятий, организаций и персоналий,

участвующих в реализации программы МММ.

Основные этапы работы по организации информационного и имиджевого сопровождения программы NNN2

1. Создание специального Совета по ИИС. Основной задачей данного Совета является планирование и координация работы по информационному сопровождению программы МММ, формированию ее имиджа и брендингу территорий, предприятий и персоналий, участвующих в реализации программы.

2. Изучение природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и др. особенностей и ресурсов территорий, задействованных в программе МММ, которые могли бы стать основой брендинга территорий, формирования их имиджа и репутации, а также и самой программы.

3. Публикация программы МММ и организация ее обсуждения с представителями властных структур, бизнеса, научного сообщества, СМИ и т.д.

4. Разработка рекомендаций по информационному сопровождению и формированию позитивного имиджа и репутации программы МММ, а также территорий, организаций и персоналий, задействованных в ее реализации.

5. Разработка Комплексного плана мероприятий по информационному и имиджевому сопровождению программы МММ.

6. Координация работы и контроль за реализацией плана ИИС.

Мероприятия по информационному и имиджевому сопровождению программы МММ:

На стадии запуска программы:

1. Создание своеобразного Делового центра программы МММ — места для проведения рабочих встреч, совещаний, переговоров, брифингов, пресс-конференций, Интернет-конференций и т.д.

2. Создание «фирменного» стиля программы МММ: товарный знак, логотип, фирменный блок (товарный знак, объединенный в композицию с логотипом, а также поясняющие надписи: страна, почтовый адрес, адрес сайта, телефон, факс), фирменный цвет, набор шрифтов, фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстраций ит. д.).

3. Создание специализированного Интернет-сайта программы МММ как важнейшего средства информации и брендинга. Чрезвычайно важно обеспечить наполнение сайтадостоверной, подроб-

ной, актуальной информацией, наладить процесс постоянного обновления материалов, обеспечить обратную связь с посетителями сайта.

4. Разработка и изготовление фирменной атрибутики программы — например, флаг, эмблема, плакаты, настольные флажки, постеры и т.д.

5. Разработка и изготовление визитных карточек, фирменных канцелярских принадлежностей (ручки, папки, фолдеры, визитницы, блокноты, ежедневники, планинги, органайзеры, куб-блоки ит. д.).

6. Разработка и изготовление фирменных сувениров.

7. Издание газеты, бюллетеня для журналистов (1—2 раза в месяц).

8. Организация издания ежеквартального журнала, посвященного вопросам разработки и реализации программы МММ (карты, схемы, экономические обзоры, статинформация, дискуссии, статьи о компаниях и персонах, принимающих участие в реализации программы, тендеры, объявления о рабочих местах и т.д.). Организация масштабной рассылки журнала.

9. Организация цикла семинаров, «круглых столов» по различным проблемам, связанным с реализацией программы МММ для привлечения потенциальных участников проекта.

10. Организация специальных мероприятий для инвесторов и спонсоров. К ним относятся: презентации программы, инвестиционные семинары, торжественные приемы, специализированные выставки, конференции с приглашением и выступлениями известных специалистов в области региональной экономики, экономики транспорта, нефтегазодобычи и переработки и т.д. Возможна организация для инвесторов ознакомительного тура по территориям, участвующим в реализации программы. Позитивным вкладом в имидж программы могут стать благотворительные аукционы, например, для формирования фонда выплаты стипендий студентам — будущим специалистам, желающим участвовать в реализации программы.

11. Специальные мероприятия для населения (презентации программы, конкурсы, ярмарки вакансий, выставки народного творчества, спортивные мероприятия и т.д.). Например, можно организовать широкомасштабный конкурс идей по программе МММ с разными номинациями. Для начала — конкурс по разработке фирменной символики и деловой атрибутики программы МММ.

12. Специальные мероприятия для СМИ: рассылка пресс-релизов, пресс-конференции, бри-

финги. Презентации программы для СМИ с вручением специальных подборок материалов (Папки для прессы с материалами по истории территорий, участвующих в проекте, истории разработки самой программы, с актуальной текущей информацией, статистикой, имиджевыми материалами, слайдами, деловыми сувенирами с фирменной символикой ит. д.).

На стадииреализации программы ЫЫЫ:

1. Разработка и реализация рекламно-информационной кампании:

• специальныетелепрограммы;

• телевизионные блиц-ролики (5-15 сек.) и фильмы-ролики (30-60сек.);

• наружная реклама: информационно-рекламные ролики на мультивидеоэкранах на улицах, плакаты на брандмауэрах, щиты, световые установки, компьютеризированные панно и т.д.;

• информационные и рекламные материалы в газетах и журналах (циклы статей, обзоры, статистическая информация, мониторинги, интервью ит.д.);

• реклама на транспорте.

2. Специальные мероприятия для инвесторов и спонсоров (отчетные конференции, «круглые столы», торжественные приемы по поводу завершения определенного этапа проекта и т. д.).

3. Специальные мероприятия для населения, привлекаемого для участия в программе (ярмарки вакансий; лотереи; продажа жилищных сертификатов для квалифицированных специалистов и рабочих с условием участия в программе; предоставление ипотечных кредитов на жилье с частичным погашением сумм за работу по программе МММ ит. д.).

4. Выездные информационно-рекрутинговые мероприятия для привлечения будущих специалистов (информация студентов о будущих вакансиях, заключение договоров «о намерениях» с возможной выплатой специальных стипендий).

5. Организация благотворительных акций (с широким освещением в СМИ).

6. Специальные мероприятия для СМИ: рассылка пресс-релизов, пресс-конференции, брифинги. Спутниковая пресс-конференция в прямом теле-и/или — радиоэфире. Видеопресс-релизы для СМИ с информацией о ходе реализации программы.

7. Специальные мероприятия для населения территории освоения, для рабочих и специалистов, участвующих непосредственно в реализации программы. Например, «Северная стрела» — первый поезд, идущий по новой магистрали, в котором

агитбригада, концертная бригада, больница на колесах, бесплатные услуги и т.д.4.

Сразу оговоримся, что реальный план информационно-имиджевого сопровождения существенно зависит от выделенного бюджета. В случае его ограниченности необходимо планировать мероприятия по степени их важности исходя из первоочередных задач.

Примерные тезисы для проведения РЯ-кампании вСМИ

(условно речь идет об одной из территорий Полярного Урала/'

1. МММ — интегратор Урала и России.

2. МММ — наукоемкая и высокотехнологичная программа.

3. МММ — инвестиционно привлекательная программа.

4. МММ — программа, интенсифицирующая социально-экономическое развитие, повышающая жизнеспособность территории.

5. МММ — программа, придающая новый импульс экономике Урала и России, укрепляющая конкурентоспособность Уральского региона и России.

6. МММ — программа, реализующая партнерство власти и бизнеса.

7. МММ — программа, реализующая концепцию кластеров в экономике северных территорий.

8. МММ — программа для лучшей команды менеджеров и специалистов.

9. Программа МММ — кузница инженерных и рабочих кадров.

4 Имиджево-информационное сопровождение программы «Сотрудничество» (США) можно в полной мере считать примером эффективной работы соответствующих структур. Рассчитанная на 5 лет программа с бюджетом 10—15 млн долл. возникла в 1987 г. в результате решения крупных компаний штата Арканзас более активно содействовать его экономическому развитию, укреплению жизнеспособности региона. Результаты проекта были весьма впечатляющими. И большой вклад в их достижение внесли информационно-имиджевые мероприятия. Главным источником информации о «Сотрудничестве» стал ежеквартальный красочно иллюстрированный журнал «Teamwork Arkansas Magazine», где публиковали обзоры, посвященные экономическому развитию Арканзаса, статьи о Комиссии по содействию индустриальному развитию штата, местных предпринимателях и компаниях, объявления о новых рабочих местах. Только за первый год журнал получили более 12000 чел. в стране и за рубежом, в том числе, экономисты, бизнесмены, сотрудники правительственного аппарата и др. С помощью газет, радио и телевидения арканзасцев убеждали в том, что экономический подъем штата — реальность сегодняшнего дня. Реклама побуждала арканзасцев покупать товары, произведенные в штате, и пользоваться услугами местных компаний. В рамках программы во многих городах штата прошел семинар «Лидеры Арканзаса», по случаю чего губернатор штата БиллКлинтонустроилприем [6, с. 46-47].

10. МММ — программа, выгодная во всех отношениях.

11. Программа МММ учит быть конкурентоспособным, не угрожая экологии.

12. МММ — программа сохранения коренного населения, традиций и культуры народов Севера.

Особый упор при разработке плана информационного и имиджевого сопровождения программы МММ следует сделать на использовании достаточно «агрессивной», наступательной стратегии, которая, с одной стороны, предполагает активные действия по формированию позитивного имиджа программы; с другой стороны — действенную профилактику нежелательных изменений общественного мнения, отношения к программе. В этих целях необходимо регулярно производить мониторинг общественного мнения и коррекцию информационно-имиджевых мероприятий в зависимости от его результатов. Кроме того, следует разработать действенный механизм противодействия нежелательным публикациям, акциям, различного рода выступлениям, так или иначе наносящим урон имиджу и репутации программы, задействованных в ней территорий, организаций или персоналий, т. е. сформировать своеобразный «имиджевый иммунитет». Важная роль в этом отводится регулярному диалогу между ключевыми фигурами программы и ведущими журналистами, поскольку и те, и другие заинтересованы в предельно четком освещении реалий программы ивее позитивном имидже.

МММ — проект, имеющий четкую пространственную локализацию. Поэтому имидж программы можно и нужно формировать во взаимодействии и взаимосвязи с имиджем и репутацией территорий, задействованных в проекте. Теоретико-методологические основы формирования имиджа и репутации территорий, рекомендации по организации процесса брендинга мест, реализации их конкурентных преимуществ предлагаются в работах западных и российских исследователей [3—6]. Конкурентные преимущества территорий, базирующиеся на их особенностях и ресурсах, существенно возрастают в процессе планомерной работы по построению их имиджа и репутации. Особенности и ресурсы территорий, принимающих участие в программе, во многом определяют содержание программы МММ, ее возможности, механизмы реализации и результаты.

Программа МММ для территорий, ранее пребывавших в безвестности, может стать тем инструментом территориального маркетинга, который обеспечит реализацию их конкурентных преимуществ перед другими регионами, привлечет к ним внима-

ние властей, инвесторов, бизнеса, деловых людей, жителей. А в будущем, возможно, и туристов, будет способствовать их продвижению на конкурентном рынке территорий, причем не только российских, но и зарубежных. Этот процесс будет особенно успешным, если северные территории не будут «зацикливаться» на позиционировании себя лишь в качестве сырьевых регионов. Позитивные сдвиги в этом направлении уже начались. Интересный опыт продвижения территории, формирования ее имиджа и репутации демонстрирует, например, Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), разработавший Схему развития и размещения производительных сил округадо 2020 г. (до Югры такую работу в УрФО проделала только Свердловская область). При планировании развития Югры большое внимание было уделено диверсификации ее экономики, развитию инновационной и социальной составляющих. Есть намерение превратить столицу Югры Ханты-Мансийск в «наукоград» и развивать въездной туризм, тем более что в мире уже имеется опыт отдыха за Полярным кругом5. В случае успешной реализации этого сценария к 2020 году предполагаемое число туристов, ежегодно посещающихХМАО, достигнет 1 млн чел. Аначалось все с совершенно правильного, с точки зрения маркетинга территории, мероприятия: Ханты-Мансийский округ, учитывая сложности (особенно для иностранных партнеров) запоминания и воспроизведения своего названия, в 2003 г. получил право использовать еще одно имя — «Югра».

5 «Что может подвигнуть международную публику отдыхать за Полярным кругом в шведской Лапландии? Как насчет сочетания романтики и пронизывающего до костей холода в уникальном «Ледовом отеле» Юккасярви. Готовый к встрече гостей с 1 декабря и открытый до послепасхального времени (когда он тает и уплывает), «Ледовый отель» — самая большая в мире иглу — ежегодно строится из 2000 т снега и 1000 т льда. Имеющий в своем арсенале часовню и роскошный люкс для молодоженов, «Ледовый отель» приобрел популярность как единственное в своем роде место для проведения медового месяца среди пар, жаждущих придать леденящее начало своему союзу. Среди дополнительных достопримечательностей — галерея ледовых скульптур, ледовый бар «Абсолют», ресторан, ледовая сауна и возможность «крупным планом» взглянуть на северное сияние. Проживающим предлагается катание на собаках, на лыжах, полеты на вертолете и двухдневное сафари на снегоходах. Проведя ночь в «Ледовом отеле», все гости получают сертификат выживания, удостоверяющий совершенный ими подвиг.

•Ледовый отель» Юккасярви служит наглядным примером изобретательного подхода к интеграции идей (объединение всех разнообразных элементов в одну центральную тему). По словам хозяина гостиницы Ингве Бергквиста, «Ледовый отель» уже продал 5000 человеко-суток, а 30тыс. чел. заплатили просто за посещение. Пример «Ледового отеля» доказывает, что уникальная идея наряду с интеграционным подходом к региональной специфике могут создать продуктивную основу туризма где угодно — даже за Полярным кругом» [7, с. 53].

Информационное и имиджевое сопровождение программы МММ «работает» на имидж и репутацию не только территорий, но и различных структур, задействованных в реализации проекта в качестве организаторов, инвесторов, производителей, спонсоров или в другом качестве. Уже сам факт участия организации, компании, бизнес-структуры в программе, правильно интерпретированный и квалифицированно представленный в средствах массовой информации, добавляет позитива в образ компании, привлекает к ней внимание.

Информационное и имиджевое сопровождение программы МММ можеттакже оказать очень большое влияние наимиджполитическихдеятелей, руководителей территорий, разработчиков программы, представителей бизнеса, инвесторов и других персон, так или иначе принимающих участие в программе. Более того, ИИС программы будет играть важную роль в получении положительной общественной оценки их личностных и деловых качеств, формировании их персональной репутации, доверия к ним, что чрезвычайно актуально на современном этапе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балацкий Е. Рынок доверия и национальные модели корпоративного сектора экономики // Общество и экономика. 2009. № 2.

2. Блэк С. РЯ: международная практика. — М.: Из-дательскийдом«Довгань», 1997.

3. Важенина И. С., Важенин С. Г. Имидж как конкурентный ресурс региона // Регион: экономика и социология. 2006. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Важенина И. С. Репутация территории: теория, методология, практика. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2007.

5. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.

6. ПанкрухинА. П. Маркетинг территорий. 2-е изд. — СПб.: ПИТЕР, 2006.

7. Сухих В. В., Важенин С. Г., ТатаршнА. И. Доверие в экономике: история зарождения, попытки возрождения. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2005.

8. Сухих В. В., Важенин С. Г. Доверие. Государственная политика. Предпринимательство. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2008.

9. ТатаршнА. И., Важенин С. Г., Важенина И. С. и др. «Урал промышленный — Урал Полярный»: экономические институты и инструменты достижения стратегических целей. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2007.

10. Эрхард ^Благосостояние для всех. — М.: Начала-Пресс, 1991.

27 (120) - 2009

Инновации и инвестиции

МЕХАНИЗМ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ТУРИЗМЕ

A.A. ТАТАРИНОВ, доктор экономических наук, профессор Сочинский государственный университет туризма и курортногодела

Д.В. ГЕРУН, аспирант

Сочинский научно-исследовательский центр Российской академии наук

В статье рассмотрены вопросы количественной оценки влияния проектов создания особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа на экономики регионов Российской Федерации. Приводятся результаты прогнозных расчетов влияния создания пяти планируемых ОЭЗ туристско-рекреационного типа на основные региональные показатели - выпуск, валовой региональный продукт, занятость. Анализируется локальный, региональный и бюджетный эффекты реализации проектов ОЭЗ.

Ключевые слова: особая экономическая зона (ОЭЗ); развитие; эффект локальный;регион; бюджет.

Социально-экономическое развитие регионов во всем мире все более тесно связывается с развитием туризма. Туризм стал реальным фактором экономического роста не только регионов рекреационно-туристской специализации, но и многопрофильныхрегионов [1].

Этот процесс активно протекает в нашей стране. Внутренний туристский поток в России в 2008 г. достиг 30,3 млн чел., по сравнению с 2007 г. его рост составил 6 %. Несмотря на финансовый кризис, на фоне предполагаемого снижения числа туристских поездок россиян за рубеж на уровне 20 %—22 % [2] предполагается увеличение объема внутреннего туризма в России на уровне 4—5 %, в том числе и за счет прогнозируемого сокращения выездного

туризма [3]. К 2015 г. предполагается довести число иностранных туристов до 32 млн, а количество россиян, путешествующих внутри страны, с 29 до 46 млн чел. Для достижения намеченных рубежей к 2015 г. на развитие туризма планируется выделить 3 трлн руб. [4].

Решение этих задач предусматривает развитие существующей и создание новой индустрии туризма в России. При размещении вновь возводимых туристических комплексов должны учитываться как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения — наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью [2].

Эффективным средством ускоренного создания новой туристской индустрии является механизм особых экономических зон туристско-рекреационного типа, способствующих развитию благоприятного инвестиционного климата в регионах, активному привлечению инвестиций, росту экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств.

Особые экономические зоны — не новое явление в мировой практике. В 120 странах насчитывается свыше трех тысяч различных ОЭЗ с годовым оборотом 600 млрд долл. [5]. В стимулировании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.