Научная статья на тему 'Имидж вуза: сущность и основы формирования'

Имидж вуза: сущность и основы формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
IMAGE / UNIVERSITY / COMPETITIVENESS / IMAGE MANAGEMENT / MEANS OF IMAGE FORMATION / EVENT-EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резник Г.А., Ежова Ю.В.

С развитием рыночных отношений и обострением конкурентной борьбы между вузами особое внимание уделяется имиджу как одному из ключевых инструментов конкурентоспособности. Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, связано с демографическим спадом населения, уменьшением спроса на некоторые направления обучения. Цель статьи: раскрыть сущность и основы формирования как внешнего, так и внутреннего имиджа вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The urgency of the problem of image formation in the field of education is dictated by the sharp increase in competition in the educational services market, which is associated with a demographic decline in the population and a decrease in demand for some areas of education. With the development of market relations and the intensification of competition between universities, special attention is paid to image as one of the key tools of competitiveness. The formation of a positive image of the university indicates the level of quality of education in the region and the country. Purpose: the article is devoted to the problem of the formation of both external and internal image of the university.

Текст научной работы на тему «Имидж вуза: сущность и основы формирования»

УДК 378.014

Экономические науки

Резник Г. А., д.э.н., профессор, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства Ежова Ю. В., студентка, Пензенский государственный университет

архитектуры и строительства

ИМИДЖ ВУЗА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация: С развитием рыночных отношений и обострением конкурентной борьбы между вузами особое внимание уделяется имиджу как одному из ключевых инструментов конкурентоспособности. Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, связано с демографическим спадом населения, уменьшением спроса на некоторые направления обучения.

Цель статьи: раскрыть сущность и основы формирования как внешнего, так и внутреннего имиджа вуза.

Ключевые слова: имидж, вуз, конкурентоспособность, управление имиджем, средства формирования имиджа, event-мероприятия.

Abstract: The urgency of the problem of image formation in the field of education is dictated by the sharp increase in competition in the educational services market, which is associated with a demographic decline in the population and a decrease in demand for some areas of education. With the development of market relations and the intensification of competition between universities, special attention is paid to image as one of the key tools of competitiveness. The formation of a positive image of the university indicates the level of quality of education in the region and the country. Purpose: the article is devoted to the problem of the formation of both external and internal image of the university.

Key words: Key words: image, University, competitiveness, image management, means of image formation, event-events.

Имидж организации - это образ компании, существующий в сознании различных групп общества и отдельных индивидов о различных сторонах ее деятельности. Положительный имидж повышает конкурентоспособность организации, оказывает влияние на увеличение потенциальных потребителей, способствует коммерческому успеху.

Понятие «имидж» (от англ. image - «образ», «изображение», «отражение») в научной литературе стало использоваться с 1955года. Аанглийские ученые В. Гарденер и С. Леви в статье «Продукт и бренд» дали ему определение как «совокупность знаний, представлений и предвосхищений человека об объекте из его окружения» [2].

Исследования по проблемам имиджа получили широкое

распространение в различных странах с начала 80-х годов. В работах таких ученых, как П. Берд, В. Биркенбил, Л. Браун, Дж. Брунер, П. Вейл, Д. Джуди, Ф. Дэвис, Ф. Ли, М. Спиллейн, Д. Ягер и др. представлены результаты исследований и практических разработок в области формирования имиджа личности.

Формированию имиджа организации посвящены работы Б. Джи, Г. Даулинаг, Ж. П. Бодуана, Ф. Котлера, Д. Мерсера, Ф. Роджерса, Л. Яккоки [3].

В России проблема имиджа получила широкое распространение с середины 90-х годов, когда в России начался активный этап формирования рыночных отношений и, как следствие, использования маркетинга. Имидж организации, а затем имидж личности стали все больше занимать внимание ученых: маркетологов, культурологов, журналистов и пр.

Одними из первых были исследования Е. В. Гришуниной, Ф. А. Кузина, Е. И. Манякиной, Б. Г. Ушакова, И. А. Федорова, В. М. Шепеля и др.

В условиях серьёзной конкурентной борьбы, актуальность создания и поддержания имиджа значительно возрастает: компаниям необходимо

применять различные креативные PR-технологии, из которых одним из эффективных направлений являются специальные Event-мероприятия. В рамках исследования данной проблемы на примере ФГБОУ ВО ПГУАС, была выдвинута гипотеза, что проводимые в данный момент event-мероприятия недостаточно эффективны.

Процесс формирования благоприятного имиджа для организации требует управления, чтобы избежать ситуации спонтанно сформировавшегося неблагоприятного образа.

Образ фирмы, существующий в сознании сотрудников - это ее внутренний имидж. Образ фирмы в сознании клиентов, конкурентов, партнеров, то есть людей, не входящих в число сотрудников, - это внешний имидж организации.

Появление понятия «имидж вуза» в России относится к периоду развития рыночных отношений в сфере образовательных услуг, в 90-годы когда появилось большое число коммерческих вузов и вырос уровень конкуренции между ними.

Имидж вуза рассматривается как комплексная характеристика, отражающая совокупность представлений о вузе у различных субъектов, как внутри вуза, так и за его пределами. Имидж представляет образ, который сформирован у абитуриентов и их родителей, студентов, выпускников, работодателей и других целевых групп о конкретном учебном заведении [4].

Наконец, имидж представляет образ, который формируется в сознании абитуриентов и их родителей, студентов, выпускников, работодателей и других целевых групп относительно конкретного учебного заведения высшего профессионального образования и образовательных продуктов и услуг, реализуемых им.

В статье Волкова С. К. [1] представлены факторы, оказывающие влияющие на абитуриентов:

• Благоприятный имидж, хорошая репутация, преемственность;

• Высокий уровень подготовки, высокое качество образования;

• Статус опорного ВУЗа региона;

• Востребованность специальности, престижная специальность;

• Внутренняя мотивация, личный выбор и другие.

Можно судить о том, что большая часть будущих студентов обращают внимание именно на имидж ВУЗа, информацию о котором они получают из различных источников: СМИ, личное общение, Event-мероприятия.

Внутренний имидж проявляется в корпоративной культуре, характере взаимоотношений в вузе между сотрудниками и студентами, формировании определенных норм, ценностей.

Он включает:

- имидж образовательной услуги - устойчивое представление об отличительных ее особенностях: новых направлениях подготовки, престижности образовательных программ и получаемой специальности, их соответствие современным требованиям и уровню социально-экономического развития страны;

- имидж потребителей образовательных услуг, основан на информации о социальной и профессиональной активности, мобильности и общественном статусе потребителей, их личностных характеристиках и образе жизни;

- имидж персонала: высококвалифицированная подготовка, уровень профессиональной компетентности, исполнительная дисциплина должностных обязанностей, коммуникабельность, культура речи, внешний вид;

Внешний имидж характеризуется проявлением во внешней среде, ориентируется на потребителей и включает:

- имидж ректора, который складывается из таких элементов, как профессиональная компетентность, ценностные ориентации. представления о намерениях, мотивах, способностях, установках, мобильность;

- бизнес-имидж. В качестве составляющих бизнес-имиджа вуза выступает деловая репутация, наличие докторантуры, аспирантуры и

магистратуры, инновационные технологии, успешные выпускники, взаимодействие с работодателями;

- социальный имидж, определяет роль вуза в социальной, экономической и культурной жизни общества, социальную защищённость студентов в целом.

Комплекс средств, используемых для формирования имиджа вуза:

- визуальные средства используются для формирования представления об организации. Они включают информацию об интерьере корпусов, лекционных аудиториях, фирменной символике организации. К визуальному имиджу относится и Интернет-ресурс, где вуз позиционирует себя с помощью сайта.

- рекламные средства. Размещенная информация в интернете, на телевидении, радио, наружная и транспортная реклама формирует представления у широкой общественности о социальных целях и роли вуза в экономической, социальной и культурной жизни общества, и способствуют формированию благоприятного отношения к вузу.

Мероприятия паблик рилейшнз (PR-мероприятия). Включают в себя выставки, презентации, пресс-конференции, спонсорские мероприятия, работу со средствами массовой информации.

Фирменный стиль. Включает в себя две составляющие: внешний образ и характер поведения. Фирменный стиль является главной составляющей осязаемого имиджа вуза, он является основой при разработке философии университета, при создании внутреннего и личного имиджа.

Таким образом, чётко прослеживаемая тенденция роста внимания к имиджу, как фактору повышения конкурентоспособности вузов, требует постоянного его совершенствования на основе организации процесса управления, с учетом их новых формирующихся функций.

Библиографический список:

1. Волков С. К., Анализ факторов, влияющих на выбор абитуриентов экономического направления обучения в техническом вузе // Маркетинг в России и за рубежом». - 2017. - №5 (121).

2. Королько В. Основы паблик рилейшнз. [Электронный ресурс] -http : //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/korol/06. php.

3. Ле Пла, Ф. Джозеф, Паркер Линн М. «Интегрированный брендинг» // Олма-ПРЕСС Инвест - 2014. - 442с.

4. Резник Г. А. Формирование модели совершенствования имиджа вуза на основе ключевых факторов конкурентоспособности // Интернет-журнал «Мир Науки». - 2014. - №6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.