Научная статья на тему 'ИМИДЖ ВУЗА И СРЕДСТВА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ'

ИМИДЖ ВУЗА И СРЕДСТВА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR / ИМИДЖ / ИМИДЖ ВУЗА / СТУДЕНЧЕСКИЕ СМИ / СТУДЕНЧЕСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / IMAGE / UNIVERSITY IMAGE / STUDENT MEDIA / STUDENT TELEVISION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пашнев И.М., Гоженко Г.И.

В статье рассматриваются основные средства формирования имиджа вуза. Среди основных инструментов выделены: реклама, PR, пресс-релизы, выставки, упаковка и качество товара, корпоративная культура, дресскод и др. На основании их анализа построена авторская модель инструментов формирования имиджа. Определяется значимая роль студенческого телевидения в формировании имиджа вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ ВУЗА И СРЕДСТВА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ»

Практикум : учебное пособие для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп.

— М. : Издательство Юрайт, 2018. — 330 с.

3. Костецкая Г.А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы // Молодой ученый. - 2014. -№18.1.-С. 49-51.

4. Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Михальчи. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 177 с.

5. Санина Е.И., Жиганова О.М. Модель инклюзивного обучения в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2.

6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.

- М.: Смысл, 2001. — 365 с.

7. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] - URL: http : //www. constitution. ru (дата обращения: 28.12.2018 г.)

УДК 659.443

Пашнев И.М. студент магистратуры 3 курса институт общественных наук и массовых коммуникаций

Гоженко Г.И. старший преподаватель кафедра социологии и организации работы с молодежью Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород ИМИДЖ ВУЗА И СРЕДСТВА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ Аннотация:

В статье рассматриваются основные средства формирования имиджа вуза. Среди основных инструментов выделены: реклама, PR, пресс-релизы, выставки, упаковка и качество товара, корпоративная культура, дресскод и др. На основании их анализа построена авторская модель инструментов формирования имиджа. Определяется значимая роль студенческого телевидения в формировании имиджа вуза.

Ключевые слова: PR, имидж, имидж вуза, студенческие СМИ, студенческое телевидение

Pashnev I.M. master student

3 year, institute of social sciences and mass communications

Belgorod National Research University

Russia, Belgorod Gozhenko G.I. senior lecturer, department of sociology and organization work with youth Belgorod National Research University

Russia, Belgorod UNIVERSITY IMAGE AND TOOLS OF ITS BUILDIND

Abstract:

The article presents the main means of forming the image of the university. Existing tools proposed by researchers are analyzed. The author's model of image formation tools has been built. The role of student television in building the image of the university is determined.

Keywords: PR, image, university image, student media, student television

Феномен имиджа является одним из центральных в деятельности PR-специалиста. Понятие «имидж» является сложносоставным и объемным, рассматриваемым учеными с различных концептуальных и методологических позиций.

Изучая научные труды, посвященные различным носителям имиджа, можно сделать вывод о том, что наиболее распространено изучение имиджа в деловой, профессиональной среде. Речь идет, к примеру, о профессиональном или деловом имидже. Однако ключевым понятием здесь становится «имидж предприятия»

Большинство ученых в дефиниции имиджа предприятия опираются на такие ключевые категории, как «образ», «восприятие». Например, Н.В Попова определяет его как «сложившийся образ фирмы, репутация, мнение широкой публики о престиже» 1. Л.Н. Гоц считает, что имидж направлен на бизнес-субъектов, которые сотрудничают с предприятием2. По мнению некоторых авторов, имидж может включать также набор ощущений и представлений - такого подхода придерживаются О. Сагинова, И. Скоробогатых и В. Гафт 3.

Содержание имиджа можно раскрыть через его структуру. Условно выделяют восемь компонентов:

1) имидж товара;

2) имидж потребителя товара;

3) внутренний имидж организации;

4) имидж руководителя;

5) имидж персонала;

6) визуальный имидж;

7) социальный имидж;

8) бизнес-имидж4 .

Основным прикладным вопросом, связанным с проблематикой имиджа, является определение эффективных инструментов его формирования. Исследователи предлагают различные инструменты, при этом зачастую под

1 Попова Н.В. Маркетинг транспортных услуг: учеб. пособие. Харьков, 2002. С. 64.

2 Гоц Л.Н. Содержание понятий: «имидж», «деловая репутация» и «гудвилл», их разграничение и взаимосвязь //Прометей. 2006. №1. С. 160.

3 Сагинова О., Скоробогатых И. Маркетинговое управление корпоративной репутацией коммерческого банка // Маркетинг. 2006. №5. С. 54.

4 Томилова М.В. Модель имиджа организации // Маркетинг. 1998. №1. С. 24.

понятие «инструмент» попадают целые методики и технологии. Тем не менее, попытаемся сформировать инструментальную модель формирования имиджа.

Основным инструментом, наиболее масштабным по своему содержанию, является паблик рилейшнз, выделяемый И.С. Важениной1 и И. Алешиной2. В действительности, пиар - это целая система действий, направленных на формирование имиджа, которая включает в себя множество различных инструментов.

Одним из таких инструментов И.С Важенина определяет рекламу. Ильясов Ф.Н. разделяют рекламу на «прямую» и «косвенную», где «прямая» предполагает размещение на рекламоносителях (СМИ, наружная, телевизионная реклама), а «косвенная» включает в себя пиар и другие неочевидные для потребителя инструментыЗ. Более конкретными инструментами создания образа являются: торговая марка, дизайн, история, внешний вид, этические нормы предприятия4; характеристики товара, корпоративная культура и психологический климат организации, фирменный стиль, дресс-код, интерьер5. Отдельным блоком можно выделить средства коммуникации, включающие СМИ, рекламу, пресс-релизы, официальные заявления, выставки и пр. 6

Таким образом, формируется целостная модель, включающая в себя виды деятельности и инструменты создания имиджа организации (таблица 1).

Таблица 1. Инструменты формирования имиджа

Прямая реклама Телереклама

Уличная реклама

Реклама в сети Интернет

Рекламная рассылка

Корпоративная культура Психологический климат

Дресс-код

Этические нормы

История

Качество товара Фирменный стиль

Упаковка

Ценность продукта

Качество товара (услуги)

Коммуникации СМИ

Пресс-релизы

Выставки

1 Важенина И.С. Имидж и репутация организации: экономическое содержание, формирование и оценка // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. №1. С. 136-142.

2 Алешина И. Корпоративный имидж // Маркетинг. 1998. №1. С. 50-54.

3 Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М., 2000. С. 99-100.

4 Химич 1.Г. 1м1дж як важливий показник д1яльносп шдприемства у сучасних умовах розвитку корпоративно! культури Економ1ка та держава. 2009. №9. С. 59-61.

5 Смирнова Ю.А. Имидж организации: структура, классификация, функции // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 2.

6 Федорова В.А. Формирование имиджа предприятия в сознании потребителя // Экономика транспортного комплекса. 2013. №22. С. 57.

Формирование имиджа должно осуществляться системно, и в этот процесс должны быть включены все подразделения организации. Однако необходимо отметить, что, как и в любой другой системе, совокупность действий не ведет к эффективному ее функционированию. Важную роль здесь играю процессы коммуникации, внутреннего и внешнего взаимодействия, обеспечиваемые различными инструментами, особое место среди которых занимают корпоративные СМИ.

В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг, в частности, в сфере высшего образования, на передний план выходит проблема формирования имиджа образовательной организации. Положительный имидж университета является одним из основных критериев выбора вуза для абитуриентов,

Под имиджем вуза предлагается понимать эмоционально окрашенный образ, сформированный, отчасти, целенаправленно (как следствие конкретных действий менеджмента), а отчасти, спонтанно (как следствие факта функционирования), обладающий комплексом характеристик, оказывающих эмоциональное влияние на принятие решений о сотрудничестве в сфере образовательных услуг 1.

Студенческие средства массовой информации участвуют в формировании внутреннего имиджа вуза и являются важной его частью. Когда информационной работой занимаются представители целевой аудитории, качество внутренней работы вуза с собственным имиджем возрастает многократно. Студенческое телевидение реализует лишь часть всей работы внутренних медиа вуза, и находится в тесном контакте с другими представителями вузовских редакций: печатной газеты, сетевых ресурсов и т.д. Из всех видов студенческих медиа - самых эффективным, является студенческое телевидение. Оно реализуют большинство задач полноценного эфирного телевидения, с поправкой на специфику площадок для публикации контента в молодежной сфере, становясь тем самым мощным инструментом воздействия на целевую аудиторию. Хотя для качественной работы и требуются весьма квалифицированные студенты, после недолгого обучения нужным навыкам все необходимые задачи активная молодежь сможет выполнять совершенно самостоятельно. В качественной работе студенческого телевидения должно быть заинтересовано как руководство вузов, так и сами студенты - в таком случае они получат качественный источник информации в таком узком сегменте жизни как студенчество в сфере высшего образования, ведь в общем потоке новостей информации об этих сферах жизнедеятельности информации довольно мало и она крайне разрозненна.

1 Косарева О.Е. Имидж вуза как элемент системы маркетинга образовательных услуг // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №1. С. 64.

Использованные источники:

1. Попова, Н.В. Маркетинг транспортных услуг [Текст] : учеб. пособие / Н.В. Попова. - Харьков: ХНАДУ, 2002. - 224 с.

2. Гоц, Л.Н. Содержание понятий: «имидж», «деловая репутация» и «гудвилл», их разграничение и взаимосвязь [Текст] / Л.Н. Гоц // Прометей. -2006. - № 1. - С. 159-162.

3. Сагинова, О. Маркетинговое управление корпоративной репутацией коммерческого банка [Текст] / О. Сагинова, И. Скоробогатых, В. Гафт // Маркетинг. - 2006. - №5. - С. 52-65.

4. Томилова, М.В. Модель имиджа организации [Текст] / М.В. Томилова // Маркетинг. - 1998. - №1. - С. 21-26.

5. Важенина, И.С. Имидж и репутация организации: экономическое содержание, формирование и оценка [Текст] / И.С. Важенина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - №1. - С. 136-142.

6. Химич, 1.Г. ^дж як важливий показник дiяльностi тдприемства у сучасних умовах розвитку корпоративно!' культури [Текст] / 1.Г. Химич // Економша та держава. - 2009. - №9. - С. 59-61.

7. Ильясов, Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах [Текст] / Ф.Н. Ильясов. - М.: ИМА-пресс, 2000. - 200 с.

8. Федорова, В.А. Формирование имиджа предприятия в сознании потребителя [Текст] / В.А. Федорова // Экономика транспортного комплекса. - 2013. - №22. - C. 52-60.

9. Смирнова, Ю.А. Имидж организации: структура, классификация, функции [Текст] / Ю.А. Смирнова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 2.

10.Косарева, О.Е. Имидж вуза как элемент системы маркетинга образовательных услуг [Текст] / О.Е. Косарева // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. - №1. - С. 63-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.