Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2017. Том 7. № 11
1587
Ю: 2017-09-5-А-14337 Краткое сообщение
Торгашина М.Е.
Имидж врача-стоматолога-хирурга в современной медицине
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии
Научный руководитель: к.м.н. Савельева С.С.
Ключевые слова: имидж, личностный имидж, профессиональный имидж, формирование, образ
Введение
Понятие «имидж» широко используется в самых разных областях знания: социологии, психологии, политологии, культурологии и др. В настоящее время «имидж» является основным понятием науки имиджелогии, которая включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально выработанные и свидетельствует как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе.
Специальность врача-стоматолога-хирурга относится к разряду публичных профессий, которые, прежде всего, связаны с авторитетом среди населения, их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Эффект личного обаяния и влияния, которые врач оказывает на людей, являются важными инструментами его профессиональной деятельности.
Рынок стоматологических услуг и предложений в нашей стране стремительно растет, что в свою очередь приводит к обострению конкуренции, как между различными стоматологическими учреждениями, так и между отдельными врачами-стоматологами-хирургами. Необходимость формирования нового стиля работы и социального поведения, отвечающего задачам современного этапа развития общества, ведет к актуализации проблем, связанных с таким явлением, как профессионально-личностный имидж врача-стоматолога и вызывает потребность в изучении его развития и функционирования в обществе.
Цель: рассмотрение имиджа врача-стоматолога на примере врача-стоматолога хирурга.
Материал и методы
Был проведен анализ профессионально-личностного имиджа и его составляющих, а также исследование особенностей формирования и функционирования имиджа врача-стоматолога-хирурга, анкетирование пациентов челюстно-лицевого отделения ГУЗ ГКБ №9 г. Саратова. Коллектив ЧЛО ГУЗ СГКБ №9 составляет 8 врачей-стоматологов-хирургов, из них женщин 38%, мужчин 62%, возраст 20-30 лет - 50%, 30-40 лет - 37,5%, 40-50 лет - 12,5%. Было проведено анкетирование среди пациентов челючтно-лицевого отделения за 2016 год по вопросам:
1. Важен ли для вас имидж врача-стоматолога-хирурга?
2. Влияет ли имидж врача на профессиональную деятельность?
3. Взаимосвязаны ли имидж и личностные качества врача-стоматолога-хирурга?
Возможные варианты ответов: да или нет.
Результаты
Формирование имиджа специалиста - это разработка привлекательного образа, для которого очень важен внешний облик, объединяющий в себе индивидуальность, природные и личностные особенности, такие как: биотип, конституция, выражающаяся в определенных формах телосложения и других признаках; темперамент, объединяющий активность, моторику, эмоциональность, экстравертность - психологическая характеристика личности, направленная на внешний мир и деятельность в нем; интровертность - психологическая характеристика, направленная на внутренний мир мыслей, переживаний; невротизм, определяющий состояние человека с эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой самооценкой, вегетативными расстройствами; интеллект, определяющий способность мышления; задатки и способности, интересы; мировоззрение; моральные качества. Эти качества начинают формироваться еще во время обучения.
Профессия врача предъявляет требования, связанные не только с профессиональной компетентностью, но и с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации.
К наиболее значимым особенностям деятельности врача-стоматолога-хирурга относятся: монотонность и необходимость работы в замкнутом пространстве с контингентом людей, испытывающими проблемы со здоровьем, пребывающих в состоянии дискомфорта; работа в непосредственной близости больного; интимной зоне человека, что побуждает непроизвольное сопротивление, напряжение.
Именно внешний вид и манера поведения врача формируют готовность пациента к контакту и эффективному взаимодействию. Пациент может доверять тому специалисту, в общении с которым он чувствует себя комфортно, предсказуемо, в чьем профессиональном и человеческом авторитете он уверен.
Обсуждение
Образ идеального врача-стоматолога-хирурга включает ряд качеств, характеризующих его с точки зрения возможностей установления оптимального контакта, выступающих гарантом успешного решения коммуникативных и профессиональных задач. К числу таких качеств относятся: доброжелательность, приветливость, уверенность в себе. А также высокий уровень профессиональных знаний, выдержка, эмоциональная устойчивость, размеренность движений и неторопливость, чувство юмора, готовность проявить поддержку, спокойные жесты и мимика, умение донести до клиента суть его проблемы и показать вариант ее решения, оптимизм, умение найти индивидуальный способ обращения, владение фразеологизмами, имеющими поддерживающий смысл.
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017
www.medconfer.com
1Б88
Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2017. Volume 7. Issue 11
На основании знаний образа идеального врача-стоматолога-хирурга строится его профессиональный имидж, который полностью соответствует специфике профессии и создает благоприятное впечатление о специалисте у пациентов, коллег и всего медицинского персонала.
Общий образ врача состоит из личностного и профессионального имиджа.
Личностный имидж - это образ человека, обусловленный его внутренними качествами и особыми индивидуальными свойствами.
Профессиональный имидж - это образ человека, создаваемый профессиональными характеристиками.
Формирование профессионально-личностного имиджа - это умение создать положительный, позитивный образ, который подчеркивает лучшие качества специалиста, как личностные, так и деловые.
Наиболее важными составляющими профессионально-личностного имиджа врача-стоматолога-хирурга являются:
1. Профессионализм и компетентность
2. Нравственная надежность
3. Гуманитарная образованность
4. Коммуникативная привлекательность
5. Использование психологических техник
Функции имиджа - это активные формы правления сущности и содержания образа в конкретной сфере деятельности. К основным функциям имиджа относятся:
1. Профессиональная
2. Адаптационная
3. Функция личностной реализации
4. Аксиологическая
5. Эвристическая
6. Психотерапевтическая
7. Коммуникативная
Результаты анкетирования: 1. Да - 60 %, нет - 40%, 2. Да - 40%, нет - 60% 3. Да - 70%, нет - 30%. соответственно. Таким образом, рассмотрены основные характеристики и функции врача-стоматолога-хирурга, связанные с особым видом деятельности, характеризующимся состоянием постоянной психологической готовности, эмоциональной вовлеченности в проблемы окружающих, предполагающих постоянное межличностное взаимодействие.
Большое внимание в работе коллектива челюстно-лицевого отделения уделено формированию, содержанию и функциям профессионально-личностного имиджа врача-стоматолога-хирурга, который предполагает наличие определенных имиджевых характеристик: высокого уровня профессиональной компетенции, умения контролировать свои эмоции, культуры речи, устного и письменного общения, соответствующего внешнего вида и манеры поведения.
Заключение
Именно имидж выделяет личность среди других, демонстрирует ее отличительные качества, подчеркивает достоинства. Имидж - это целостное, гармоничное явление, его невозможно разложить по частям. В нем важно все: и внешний, и внутренний образ, включающий в себя личностные и профессиональные качества.
В работе отмечено, что в современной стоматологической практике возрастает требование пациента, который делает акцент в оценке качества медицинского обслуживания, прежде всего, на личность специалиста.
Врач-стоматолог-хирург должен вызывать доверие пациента, побуждать к сотрудничеству. Обязательное профессиональное общение подразумевает обмен информацией во время взаимодействия с пациентом, обеспечивающей успешность реализации комплекса стоматологических услуг.
В современном обществе конкуренция на рынке стоматологических услуг приводит к актуализации проблемы формирования нового стиля работы и социального поведения, отвечающего требованиям социума.
Врач-стоматолог, относящийся к высокому уровню профессионального мастерства, характеризуется готовностью к инновациям, особенно в области новых технологий в стоматологии, нацеленностью на успех и высоким уровнем осознания коррекции стиля профессионального общения в соответствии с изменившимися условиями труда и ожиданиями пациента.
Литература
1. Ерокина Н.Л. Особенности ФГОС высшего образования третьего поколения по специальности «стоматология»// Н.Л. Ерокина /Методические проблемы и решения реализации Федерального образовательного стандарта в медицинском ВУЗе. - Саратов: изд-во СГМУ, 2014. - С. 40-42.
2. Наумова С.А. Имиджелогия: учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2004
3. Ольшанская Л. Технология формирования имиджа.
4. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2002
5. Рогатина Т.В. Общекультурные компетенции в ФГОС третьего поколения по специальности стоматология // Т.В. Рогатина, Н.Л. Ерокина / Междисциплинарный подход в формировании общекультурных компетенций у студентов медицинского ВУЗа. - Саратов: изд-во СГМУ, 2014. -С. 142-144.
6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1998.
7. Стрижков Е.Ю. Теоретические и методические основы оценки нравственной надежности личности. Прикладная юридическая психология, №1, 2009.
8. Шепель В.М. Управленческая этика. М.: Экономика, 1989.
9. Шепель В.М. «Имиджелогия. Как нравиться людям». М.: Народное образование,2002.
10. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2017