Научная статья на тему 'ИМИДЖ СТУДЕНТА СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ИМ. М.Ф. РЕШЕТНЕВА'

ИМИДЖ СТУДЕНТА СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ИМ. М.Ф. РЕШЕТНЕВА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / СТУДЕНТ / ВУЗ / СТИЛЬ ОДЕЖДЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пережогина Д. А., Чижова Е. А.

Работа посвящена изучению имиджа студентов-девушек между гуманитарными и техническими специальностями. Предметом исследования является имидж студентов и влияние его на имидж Сибирского государственного университета науки и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE STUDENT OF SIBERIAN STATE UNIVERSITY OF SCIENCE AND TECHNOLOGIES IM. MF RESHETNEVA

The work is devoted to the study of the image of female students between the humanities and technical specialties. The subject of the research is the image of students and its influence on the image of the Siberian State University of Science and Technology.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ СТУДЕНТА СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ИМ. М.Ф. РЕШЕТНЕВА»

УДК 316.77

ИМИДЖ СТУДЕНТА СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ИМ. М.Ф. РЕШЕТНЕВА

Д. А Пережогина, Е. А Чижова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail:chigovaea@yandex.ru

Работа посвящена изучению имиджа студентов-девушек между гуманитарными и техническими специальностями. Предметом исследования является имидж студентов и влияние его на имидж Сибирского государственного университета науки и технологий.

Ключевые слова: имидж, студент, вуз, стиль одежды, социокультурная среда.

IMAGE OF THE STUDENT OF SIBERIAN STATE UNIVERSITY OF SCIENCE AND

TECHNOLOGIES IM. Mf RESHETNEVA

D.A. Perezhogina, E.A. Chizhova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail:chigovaea@yandex.ru

The work is devoted to the study of the image of female students between the humanities and technical specialties. The subject of the research is the image of students and its influence on the image of the Siberian State University of Science and Technology.

Keywords: image, student, university, style of clothing, socio-cultural environment.

Понятие имидж используется в разных отраслях деятельности: культурологии, философии, психологии, социологии, педагогики; и в каждой из них данное понятие трактуется по-особенному. В основе всех существующих понятий имиджа лежит образ какого-либо субъекта, стихийно или целенаправленно формируемого на основе его внешних и внутренних характеристик [1]. Относительно персонального имиджа студента в рамках теории связей с общественностью понятие может быть сформулировано следующим образом: имидж студента - это образ, целенаправленно формируемый учащимся на основе его индивидуальных черт и правил, установленных высшим образовательным учреждением.

Высшее учебное заведение напрямую заинтересовано в формировании такого студенческого имиджа, который будет соответствовать его собственному имиджу и способствовать формированию положительной репутации. От того, как представлен образ студентов того или иного вуза в сознании общественности, во многом зависит процесс привлечения абитуриентов, реализация перспективных проектов, общее положение вуза в образовательной системе, отношение работодателей к выпускникам [2]. Поэтому в настоящее время формирование позитивного имиджа учащегося становится актуальной проблемой не только в студенческой среде, но и в политической и деловой сферах.

Динамическая модель имиджа студента вуза состоит из внутреннего (личностного) и внешнего компонентов. Внутренний имидж включает в себя качества личности: творческий и профессиональный потенциал, уровень мотивации, интеллектуальные и морально-нравственные качества. Внешний имидж является отражением внутреннего имиджа и включает в себя вербальные и невербальные деятельностные аспекты [3]. Таким образом, имидж можно рассматривать как

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3

символически выраженный результат процесса общего развития человека (физического, психического) и развития личности [4]. Целенаправленный имидж является продуктом социализации и инкультурации - сложнейшего комплекса социальных, культурных, психологических процессов, которые образуют единое развивающее пространство. В данном пространстве особое значение для формирования имиджа имеет культурная среда, которая оказывает влияние на уровень культурного развития студента и способствует его культурной самореализации [5]. Культурную среду можно представить как систему, состоящую из следующих компонентов: средства массовой информации (радио, телевидение, газеты и т. п.); совокупность учреждений культуры (кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи, парки, стадионы), учреждения и организации образования, науки и искусства (театры, концертные залы, филармонии, картинные галереи и т. д.); традиции, обычаи, привычки, обряды; совокупность нравственных и духовных ценностей.

На основе подхода Н. Б. Крыловой [6] Мы пришли к выводу, что социокультурная среда Сиб-ГУ им. М. Ф. Решетнева представлена, с одной стороны, отношениями между преподавателями и студентами, ценностями, символикой вуза, а с другой стороны, включает в себя неписаные культурные нормы жизнедеятельности вузовского сообщества, его традиции, принятые правила, образцы поведения. Исходя из этогоимидж студента СибГУ им. М. Ф. Решетнева относится к неписаным культурным нормам, посредствомкоторого поддерживаются ценности вуза, его традиции, определяется своеобразный, неповторимый имидж образовательного учреждения в целом.

Изучение имиджа студента Сибирского государственного университета науки и технологии имени М. Ф. Решетнева (далее СибГУ им. М. Ф. Решетнева) актуально в связи недавними ре-формациями вуза и понимаем его нового образа. Поэтому в феврале 2019 года было проведено исследование имиджа студента СибГУ им. М. Ф. Решетнева методом наблюдения. Тип выборки: выборка типичных случаев. Объектом исследования были учащиеся женского пола Института социального инжиниринга и Факультета технических специальностей разных курсов обучения. Общее количество респондентов - 150 человек. Так как студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, мобильных и креативных, то в качестве категорий исследования были выбраны следующие качества: аккуратность в одежде, стиль в одежде и наличие ярких аксессуаров.

Девушки-студентыИнститута социального инжиниринга предпочитают повседневный, удобный стиль одежды. Тем не менее большинство знают какие вещи актуальны и стараются одеваться не только удобно, но и стильно. В одежде преобладают нейтральные цвета, такие как черный, серый и пастельные оттенки. При этом нередко встречаются цветовые акценты в образе, яркие детали (кроссовки, цвет волос, макияж, броши и т.д). Большинство студенток носят удобную обувь: кроссовки, ботинки. Макияж на девушках чаще всего не яркий, повседневный, с акцентом на глаза и брови. Прически так же практичны, не требуют много времени для укладки и не мешают во время процесса учебы и других повседневных дел. Чаще всего это распущенные прямые волосы средней длины, легкие локоны, либо высокий хвост.

Девушки-студенты технических специальностей так же предпочитают удобную одежду, но уже не придают значения течениям моды и выбирают чаще всего комфорт, а не красоту. Значительно чаще встречается спортивный стиль в одежде. Девушки не всегда задумываются, как правильно сочетать вещи, так как для них это не являетсяприоритетным; онипредпочитают свободную одежду в основном темных оттенков и удобную обувь (кроссовки). В качестве прически студентки Факультета технических специальностей чаще выбирают хвост. Эти девушки используют минимум косметики, некоторые и вовсе ходят без нее. Аксессуары также не актуальны среди студентов данной специальности; если они имеются, то маленькие и не яркие.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что профессиональная направленность (представления студента о выбранной профессии) непосредственно соотносится с персональным имиджем. Студенты как гуманитарных, так и технических специальностей внешне аккуратны и предпочитают удобную одежду в стиле casual, основывающийся на непринуждённости, простоте и лаконичности. Это говорит о том, что студенты СибГУ им. М. Ф. Решетнева мобильные и це-леустремленые, готовые к действиям и коммуникациям. В то же время, студенты гуманитарного направления более склонны к творчеству, чем «технари», что внешне проявляетсяв ярких аксессуарах, большей цветовой палитре одежды и разнообразии причесок. Таким образом, в СибГУ

им. М. Ф. Решетнева богатая и разнообразная социокультурная среда, которая является залогом его успешной деятельности, развития ценностей и приумножения традицийвузовского сообщества.

Библиографические ссылки

1. Чижова Е. А. Имиджелогия в схемах: учеб. пособие / Е. А. Чижова ;Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2014. 112 с.

2. Жеребненко О. А. Социально-психологические особенности имиджа студента вуза // Научные ведомости Серия Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). Выпуск 22 С. 327-332.

3. Горчакова, В.Г. Имидж. Искусство и реальность.М. :Юнити-Дана, 2015. 279 с.

4. Симонова, И. Ф. Педагогика имиджа. СПб. : Ультра Принт, 2012. 304 с.

5. Купцова В. Г. Вузовская среда как фактор формирования имиджа учителя физической культуры у бакалавров. //Концепт, 2015. №12 С. 41-45

6. Крылова Н. Б. Формирование культуры специалиста. М.: Высшая школа, 1990. 140 с.

© Пережогина Д. А., Чижова Е.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.