Научная статья на тему 'ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФОРМА МАНИПУЛЯЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ'

ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФОРМА МАНИПУЛЯЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / КРАСНОРЕЧИЕ / ХАРИЗМАТИЧНОСТЬ / САМОУВАЖЕНИЕ / СУБЪЕКТ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IMAGE / ELOQUENCE / CHARISMA / SELF-ESTEEM / SUBJECT / IDENTITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лобанова М.А., Терсакова А.А.

В статье мы анализируем специфику деятельности руководителя, которая предполагает регулярное его взаимодействие с подчиненными, партнерами, вышестоящими должностными лицами, решение организационно-управленческих вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE HEAD AS A FORM OF MANIPULATION IN THE ORGANIZATION

In the article we analyze the specifics of the leader’s activity, which involves regular interaction with his subordinates, partners, senior officials, and the solution of organizational and management issues.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФОРМА МАНИПУЛЯЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 377.037

Лобанова М.А. магистрант ZМТ-МвО Терсакова А.А., к.п.н. доцент кафедры ТИПИОП ФГБОУ ВО

Армавирский государственный педагогический университет,

г. Армавир

ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФОРМА МАНИПУЛЯЦИИ В

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: в статье мы анализируем специфику деятельности руководителя, которая предполагает регулярное его взаимодействие с подчиненными, партнерами, вышестоящими должностными лицами, решение организационно-управленческих вопросов.

Ключевые слова: имидж, красноречие, харизматичность, самоуважение, субъект, идентичность.

Lobanova M.A. magistrant ZMT-MWO

Tersakova A.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Department of TIPIOP FGBOU IN

Armavir State Pedagogical University,

Armavir

IMAGE OF THE HEAD AS A FORM OF MANIPULATION IN THE ORGANIZATION

Annotation: in the article we analyze the specifics of the leader's activity, which involves regular interaction with his subordinates, partners, senior officials, and the solution of organizational and management issues.

Keywords: image, eloquence, charisma, self-esteem, subject, identity.

Имидж руководителя играет немаловажную роль, ведь он самым прямым образом отражается на имидже компании, которую он возглавляет. Привлекательный имидж увеличивает число партнеров, клиентов, инвесторов, представителей государственных и общественных организаций. Соответственно, негативный имидж «первого лица» создает ситуацию «отталкивания», уменьшения числа субъектов внешнего мира компании.

Таким образом, разработка положительного имиджа оказывает существенное влияние на атмосферу внутри компании. Ведь благоприятный климат в коллективе дает работникам ощущение их идентичности, сплоченности, позволяет чувствовать себя одной командой, все это способствует стабильности и устойчивости организации во внешней среде.

Недооценка же потенциала имиджа руководителя, в системе формирования корпоративной культуры фирмы, в свою очередь, может привести к появлению конфликтов и разногласий внутри компании, недоверию подчиненных руководству, что существенно может отразиться на позиционировании организации во внешней среде, помешать построению отношений с клиентами, партнерами, органами государственной власти, прессой, и, как следствие, порождению сомнений со стороны последних в компетентности руководства и перспективах развития фирмы в целом.

Руководитель - лицо, которое в силу закона, иных нормативных правовых актов или учредительных документов организации осуществляет управление этой организацией либо выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Имиджем руководителя называют целенаправленно создаваемый образ, который оказывает определенное эмоционально-психологическое воздействие на окружающих[2].

По мнению многих исследователей, имидж не является отображением самой личности, более того, зачастую он сильно отличается от того, кем на самом деле является человек. Это лишь образ, который создается в отношении конкретного человека у окружающих. Таким образом, имидж - это собирательное понятие, то есть та форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются лучшие личностно-деловые характеристики. Рассмотрим составляющие имиджа руководителя, его функции и виды более подробно.

Главной функцией имиджа руководителя является приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями подчиненных. Также имидж руководителя обладает мотивирующей функцией. Зачастую она проявляется при предпринимательском и партиципативном типах корпоративной культуры, где стремление быть похожим на лидера может стать хорошим стимулом для развития подчиненных.

Для руководителя любой организации важно создание положительного образа у окружающих. Так как именно от руководителя зависит принятие ключевых решений в деятельности компании, а также то, как организация будет восприниматься общественностью[4].

Специфика деятельности руководителя предполагает регулярное его взаимодействие с подчиненными, партнерами, вышестоящими должностными лицами, решение организационно -управленческих вопросов. И в данных условиях важно, чтобы мнение у окружающих о руководителе было положительным. Ведь результаты деятельности компании во многом зависят от репутации руководителя. Отрицательный имидж руководителя зачастую приводит к недоверию потребителей к продукту или услугам организации.

Следовательно, имидж руководителя является одним из основных факторов формирования имиджа организации, и при прочих равных условиях

положительный имидж руководителя организации будет являться её конкурентным преимуществом.

Имидж руководителя состоит из компонентов, которые можно разделить на три группы : персональные компоненты, к которым относятся физические, психологические особенности, тип личности, свойства характера, качества личности, индивидуальный стиль принятия решений; социальные компоненты. К ним относятся образование, биография, стиль жизни, система ценностей, общественный статус, семейное положение. Социальная принадлежность в значительной мере определяет нормы и ценности, которых придерживается руководитель. Социальные характеристики связаны, прежде всего, с обстановкой вокруг организации. Руководитель, ориентируясь на определённую целевую аудиторию, должен стараться в то же время заручиться поддержкой как можно большего количества людей, как имеющих прямое отношение к продукции, или услуге организации, так и связанных с ней косвенным образом; профессиональные компоненты, включающие тип руководителя и его статус в коллективе, степень владения профессиональными методами и технологиями управления коллективом, наличие навыков стратегического планирования, организаторских умений, способностей к объективной независимой оценке, прогрессивному развитию[1].

Работа над имиджем - сложный и трудоемкий процесс, который в настоящее время оформился в самостоятельную отрасль - имиджелогию -науку, занимающуюся формированием имиджа.

Работа по созданию имиджа положительно влияет на профессиональную характеристику делового человека. В связи с грамотно выстроенным имиджем и правильной презентации «самого себя» у окружающих возникает желание к сотрудничеству.

Таким образом, привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех. Нельзя не согласиться с мнением Ковальчук А.С., утверждающего, что чем привлекательнее деловой имидж, тем выше профессиональный авторитет и общественная репутация предприятия или фирмы, которую он представляет[5].

Имидж руководителя и имидж организации неразрывны связаны между собой. Руководитель является лицом всей организации. По его внешнему виду, по манере вести себя, по степени выполнения им требований делового этикета судят обо всей организации[3].

Следующей составляющей успеха является планирование. Без планирования невозможно никакое достижение цели. Различные мероприятия, направленные на совершенствования имиджа, должны быть внесены в план, как и другие дела. Эти мероприятия могут носить разный характер: касающийся внешней атрибутики (помощь косметолога, стилиста, парикмахера), а также могут быть направлены на психологические аспекты (курсы, тренинги, посещение психолога).

Важно понимать, что формирование имиджа не влияет на изменение личности человека. Имиджелогия не имеет под собой цели в кардинальных изменениях, она призвана научить грамотно использовать свои сильные и слабые стороны. Она изучает закономерности формирования и воздействия имиджа руководителя на психику и поведение окружающих[6].

Осознание собственных достоинств и недостатков является качественным преимуществом каждого человека.

Одним из основополагающим фактором является харизматичность руководителя. Важной частью образа является самопрезентация - умение грамотно подавать себя и свои качества с лучшей стороны. Также очень важно обладать ораторским и эристическим искусством. Красноречие - это первый признак уверенности и твердости характера, который, безусловно, привлекает окружающих.

В вопросах формирования имиджа целесообразно формулировать более узкие цели, так как понятие «имидж» широкое и анализируется с точки зрения психологии личности, социальной психологии и психологии обшения, в том числе и профессионального; анализировать коммуникативные, интерактивные и перцептивные составляющие процесса общения и взаимодействия.

Использованные источники:

1. Асаул А.Н. Культура организации: проблемы формирования и управления / А.Н. Асаул, М.А. Асаул, П.Ю. Ерофеев, М.П. Ерофеев. - СПб.: Гумани стика, 2006. - 198 с.

2. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2012. - 288 с.

3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 208 с.

4. Имидж руководителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2976875/ (дата обращения: 29.11.2018).

5. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов- 4-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2016.- 256 с.

6. Максимцов М.М. Менеджмент: Учебник для вузов- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2012. - 359 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.