А. И. Павлов
A. I. Pavlov
о ©
о
ш LÛ
О
Имидж руководителя как фактор повышения эффективности деятельности учреждения здравоохранения
The image of the head as a factor in increasing the efficiency of hospital
Павлов Андрей Игоревич
г. Долгопрудный, Московская обл. Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения
«Долгопрудненская центральная городская больница»
Заведующий операционным отделением Кандидат медицинских наук 197500@mail.ru
Ключевые слова:
имидж руководителя, учреждение здравоохранения, эффективность деятельности
Автором статьи выполнен обзор основных научных подходов к использованию положительного имиджа руководителя как средства повышения эффективности деятельности учреждения здравоохранения, охарактеризованы возможности и перспективы применения их на практике.
Pavlov Andrey Igorevich
Dolgoprudny, Moscow Region Municipal budgetary healthcare institution "The Dolgoprudny central city hospital" Head of the surgical department PhD in medical sciences 197500@mail.ru
Key words:
manager image, health services, effectiveness
The author of the article has undertook a review of scientific researches based on the use of the positive image of the manager as a means of enhancing the effectiveness of health services, were described the opportunities and perspectives of using the analyzed approaches.
Ранее понятие имиджа руководителя связывалось с внешним впечатлением о человеке. Но в современных условиях эти представления видоизменяются. Управленческий имидж представляет собой больше, чем просто внешний образ или набор характерных особенностей личности. Кроме того, в управленческой практике следует учитывать его специфику, обусловленную системой его взаимовлияния на восприятие организации, имидж руководителя которой рассматривается.
По нашему мнению, управленческий имидж руководителя учреждения здравоохранения является образом, специально создаваемым в сознании сотрудников, пациентов и других целевых аудиторий и помогающий им выбирать решения и действия, которые удовлетворяли бы
интересы и желания руководителя даже тогда, когда не существует непосредственных точных указаний. С помощью данного образа происходит дополнение формальных каналов информационного обмена эмоциональной составляющей. Это позволяет подчиненным и другим заинтересованным группам правильно интерпретировать намерения руководителя, даже не нашедшие полного формального закрепления и не в полной мере продекларированные.
Таким образом, рассматриваемая нами проблема довольно сложна и много-планова. В этой связи необходимо провести анализ существующих методик использования имиджа руководителя для повышения эффективности деятельности учреждений здравоохранения.
Медицинское учреждение представляет собой специфическую социальную организацию, которая объединяет сотрудников, деятельность которых имеет различное целевое назначение (врачи, медицинские сестры, фельдшеры, технический персонал и т. п.). Сама специфика сферы здравоохранения предполагает ориентацию на потребности пациентов.
Сложности, характерные для современного периода развития российской экономики, требуют от медицинских учреждений методов управления и построения имиджа, которые соответствуют реальной обстановке. Анализ их развития показывает, что при примерно одинаковых «стартовых» условиях организации достигают существенно различных результатов: от упадка, даже банкротства (если говорить о коммерческих медицинских учреждениях), до стабилизации и активного расширения. Конкуренция во многом активизирует процессы саморазвития, заставляя использовать и развивать, прежде всего, внутренние потенциальные ресурсы организации [1].
Основным препятствием для эффективного управления в сфере здравоохранения является противоречие между существующими потенциальными возможностями коллектива медицинских сотрудников и недостаточным использованием их руководящим звеном в процессе организационного развития. Эффективное управление медицинским учреждением не может осуществляться без формирования привлекательного образа того, кто должен по своему должностному положению заниматься данной деятельностью. Руководитель медицинского учреждения в своей деятельности должен ориентироваться на несколько целевых аудиторий. Прежде всего, это — пациенты, сотрудники, СМИ, контролирующие органы.
Руководителю в сфере здравоохранения необходимо уметь налаживать эффективные связи с общественностью. Осознавая данную необходимость, многие руководители в сфере здравоохранения проявляют настойчивый деловой ин-
терес к проблеме формирования имиджа з как личностного инструментария, с по- сь мощью которого они могут утвердиться 0 в социальной среде своего общения, £ сформировать деловые отношения с па- ^ циентами и сотрудниками. А в конечном ° итоге — закрепить свою деловую репу- о тацию и личный авторитет [2]. ^
Проводя анализ проблемы повышения ш качества управленческой деятельности руководителя в учреждениях здравоохранения, выявляя, какие факторы могут способствовать созданию его положительного имиджа, мы провели исследование, суть которого заключалась в получении целевой информации по сравнительному анализу мнения руководителей медицинских учреждений о своем имидже и мнения сотрудников о своих руководителях, а также создании стереотипного образа «идеального руководителя» в сфере здравоохранения.
Выявлено, что типичными в медицинском учреждении являются ситуации, когда руководитель не прикладывает усилия к формированию имиджа, а заботится только о технологическом процессе. Он выдает различные, по сути своей — производственные, указания, при этом не задумывается о том, что может повлиять на их осуществление. В частности, какой образ руководителя заложен у сотрудников и, интерпретируя данные подчиненным указаниям, создает мотивацию на их выполнение. Именно в случае личностного управления оказывается актуальным понятие управленческого имиджа.
Моделирование поведения сотрудников происходит как раз с помощью имеющегося образа руководителя. Он может не давать прямых указаний, но подчиненные могут самостоятельно, принимая во внимание экономические и социальные интересы своего руководителя, смоделировать и принять выгодные для него решения [6]. Образ руководителя представляет собой картину, возникающую в сознании и подсознании подчиненных, пациентов, целевых аудиторий медицинского учреждения в результате естественного делового и личного взаимодействия с руководите-
з лем. В нем отражаются не только внешен ние (так называемые, наблюдаемые), но 0 и внутренние характеристики руководи-£ теля учреждения здравоохранения. ^ Очень существенным является тот 2 факт, что внутренние характеристики, о которые сотрудники не наблюдают нед посредственным образом, они приписы-ш вают руководителю сами, исходя из собственных стереотипов и потребностей. Поэтому у разных сотрудников имидж одного и того же руководителя может сильно различаться. Сложившийся образ берет на себя функцию регулятора поведения. Руководитель управляет своим имиджем посредством создания или устранения мотивов на те или иные действия. В зависимости от существующих имиджевых характеристик, данное управление может привести к достижению желаемых руководителем медицинского учреждения результатов, а может, наоборот, привести к негативным результатам в работе.
Особенность управленческого имиджа в сфере здравоохранения заключается в том, что он, во-первых, не просто управляет, он специально должен управлять, не обязательно явным образом, но главное, чтобы это происходило эффективно. Во-вторых, под имиджем руководителя необходимо понимать нечто, что формируется не спонтанно, а целенаправленным образом. В этом — отличие управленческого имиджа руководителя предприятия от привычного понятия «авторитет руководителя». Авторитет представляет собой образ руководителя, складывающийся у подчиненных стихийным образом, а управленческий имидж является образом, создаваемым в результате специальной, целенаправленной работы.
Управление имиджем руководителя учреждения здравоохранения включает в себя сознательный и бессознательный компоненты: сотрудники могут направлять действия, ориентируясь на образ руководителя сознательным образом, а могут интуитивно следовать данному образу (в частности, при подражании).
Формируемый имидж руководителя медицинского учреждения всегда предназначается для работы в определенной
группе людей, руководимыми тем, кто ее создал. Поэтому важными являются именно частные характеристики и руководителя, и группы, а не только общие рекомендации руководителю предприятия, которые приводятся в теоретической литературе. Имидж руководителя учреждения здравоохранения должен быть построен, учитывая человеческие, социальные и технологические особенности группы сотрудников [5].
Представления о положительном имидже руководителя учреждения здравоохранения менялись со временем: привлекательность имиджа как преклонение перед авторитетной личностью сменяется в настоящее время привлекательностью имиджа в межличностных отношениях как инструменте управленческого успеха. Положительный имидж руководителя медицинской организации должен рассматриваться в качестве совокупности основных личностных характеристик и профессиональных компетенций, конструктивного стиля управления, а также гибких форм организационного поведения. Имидж руководителя учреждения здравоохранения должен являться, по мнению автора, одним из факторов повышения эффективности управленческой деятельности в медицинских организациях [4].
С нашей точки зрения, положительный имидж руководителя учреждения здравоохранения является механизмом управления поведением сотрудников посредством удовлетворения их базовых потребностей в безопасности, признании, принадлежности и самореализации. Он включает в себя персональный, социальный, профессиональный и корпоративный образ руководителя для сотрудников учреждения здравоохранения.
Социальные возможности формирования положительного имиджа руководителя в сфере здравоохранения определяют основные компоненты его поведения, которые обеспечивают высокую привлекательность имиджа, вне зависимости от выполняемых функций руководителя [3]: • формирование межличностных отношений посредством создания эмоционального комфорта для со-
трудников, умения руководителя управлять своей жизнью, брать ответственность за нее, способность адаптироваться к любым жизненным ситуациям; • способность руководителя медицинского учреждения осознавать свои эмоции и чувства окружающих, умение вызвать у сотрудников эмоциональный отклик, который даст возможность повысить эффективность управленческой деятельности в процессе организационного взаимодействия. Модель положительного имиджа руководителя в сфере здравоохранения должна включать в себя следующие основные социальные роли: «профессионал», «эмоциональный лидер», «административный лидер» и «успешный руководитель». Данным социальным ролям должны соответствовать и определенные имиджи руководителя (персональный, профессиональный, социальный и корпоративный). Сравнительный анализ социальных ролей, выполняемых руководителем в сфере здравоохранения, с имиджем идеального руководителя дает возможность для формирования
оценки инструментальных ресурсов ру- з ководителей. сь
В сфере здравоохранения существу- § ет значительная связь между степенью £ влияния позитивного имиджа руководи- ^ теля на сотрудников и уровнем разви- ° тия навыков использования социальных ц возможностей, а также между уровнем ^ влияния позитивного имиджа руководи- ш теля на осуществление управленческих процессов и умения использовать данные возможности в организационных отношениях.
Таким образом, условиями, которые способствуют реализации социальных возможностей формирования позитивного имиджа руководителя в сфере здравоохранения, являются: установление идеального имиджа руководителя в качестве основного компонента профессиональных стандартов для руководителей разных уровней; оценка успешности деятельности руководителя и степени соответствия существующего имиджа имиджу идеального руководителя в сфере здравоохранения, внедрение разработанных технологий в практику управления персоналом медицинского учреждения.
Литература
1. Березина Д. В. Социально-психологическое значение имиджа в практике управления персоналом // Научно-практический вестник педагогических инноваций. 2006. № 4. С. 2-5.
2. Дагаева Е. А. Драматургический поход к изучению имиджа как социально-психологического феномена // Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 3. С. 14-21.
3. Деревлева М. Формирование имиджа руководителя // Лаборатория рекламы. 2011. № 4. С. 14-23.
4. Колоскова М. Внутренний имидж руководителя компании // Персонал-микс. 2003. № 6. С. 14-21.
5. Панфилова А. П. Имидж делового человека. М.: ИВЭСЭП; Знание, 2007. 496 с.
6. Сальникова Л. С. Имидж и репутация: символы или реальность // Философские науки. 2007. № 3. С. 18-23.
References
1. Berezina D. V. Social and psychological value of image in practice of human resource management // the Scientific and practical messenger of pedagogical innovations. 2006. N 4. P. 2-5.
2. Dagayeva E. A. Dramaturgic approach to image studying as social and psychological phenomenon // Person. Community. Management. 2010. N 3. P. 14-21.
3. Derevleva M. Formation of image of the leader // Advertizing Laboratory. 2011. N 4. P. 14-23.
4. Koloskova M. Internal image of the head of the company//Personnel-mix. 2003. N 6. P. 1421.
5. Panfilova A. P. Image of the businessman. M.: IVESEP; Knowledge, 2007. 496 p.
6. Salnikova L. S. Image and reputation: symbols or reality // Philosophical sciences. 2007. No. 3. P. 18-23.