$
201 0 ’ 0 2 ВЛАСТЬ 53
Полина ЖУКОВА
имидж России и ЕЕ БЕЗОПАСНОСТЬ: ДИАЛЕКТИКА ВЗАиМОСВЯЗи
В статье анализируется взаимосвязь имиджа страны и национальной идентичности, а также взаимовлияние имиджа России и ее национальной безопасности.
The author analyses the intercommunication of state image and national identity. In addition the article regards the mutual influence of the image of Russia and its national security.
Ключевые слова:
политический имидж, имидж страны, национальная идентичность, фактор национальной безопасности, связи с общественностью; political image, state image, national identity, factor of national security, public relations.
ЖУКОВА Полина Игоревна — соискатель Военного университета МО РФ
Имидж — это манипулятивный, привлекательный, субъективно формируемый и трактуемый образ, воздействующий на эмоциональную сферу человека и социума, на подсознание и массовое сознание, а через них — на объяснительные механизмы сознания, поведения и выбор индивида и социума.
Э.А. Галумов определяет имидж страны как комплекс объективно взаимосвязанных между собой характеристик социума и власти, сформировавшихся в процессе эволюционного развития государственности, эффективность взаимодействия звеньев которой определяет тенденции любых социальных процессов1. В этом определении страна и государство рассматриваются как синонимы. Действительно, имидж страны/государства складывается из очень многих, совершенно разноплановых составляющих. Объектом имиджа может быть как отдельный человек, например политический или общественный деятель, так и различные составляющие государства или отдельные сферы жизнедеятельности страны — власть, экономика, армия, внешняя и внутренняя политика, ресурсы, права человека и многое другое. Немаловажную роль для общественного мнения/массового сознания играет ожидание эффективных действий от государственной власти по тем или иным вопросам.
В работах многих исследователей большое внимание уделяется проблемам идентичности. По сути, идентичность — это представление государства/страны о себе и положении среди других государств (самоимидж). В таком контексте идентичность можно рассматривать как составной корректируемый компонент имиджа. В то же время ее можно отнести к социальному блоку характеристик страны/государства2. Идентичность государства определяется как относительно стабильные, основанные на ролях ожидания актора относительно самого себя.
Образ государства, формирующийся у других участников международных отношений, зависит от интересов этих участников. Совпадение интересов в отношениях способно заложить позитивный фундамент для формирования образа страны у других государств. Идентичность включает национальную идентичность и статус страны. Национальная идентичность определяется особенностями географического положения, политической и экономической жизни, культуры и истории, этническим и религиозным
1 Галумов Э.А. Основы PR. - М., 2004, с. 37-38.
2 Тренин Д.В. Интеграция и идентичность: Россия как «новый Запад». — М., 2006, с. 14—29.
54 ВЛАСТЬ 2010’02
составом населения, разделяемыми ценностями и убеждениями. Статус страны — это ее положение в геополитическом пространстве, мировом сообществе, членство в международных организациях, характер отношений с теми или иными странами, перечень ролей, которые государство реализует на международной арене.
В настоящее время многие ученые приходят к выводу о том, что имидж страны оказывает прямое влияние на ее национальную безопасность. «Каждое государство в мире в наше время имеет свой имидж и является брендом. При этом имидж главы государства, премьер-министра является субъектом безопасности страны»1. Обозначим несколько важных моментов, характеризующих связь между имиджем и национальной безопасностью, подчеркнув, что состояние безопасности, в свою очередь, оказывает большое влияние на имидж государства.
При помощи имиджа властвующие субъекты поддерживают равновесие и стабильность в социуме, целенаправленно воздействуют на общественное мнение. Когда имидж страны, сформированный общественным мнением, с одной стороны, и высшей властью — с другой, совпадают, в этом случае мы можем говорить о консолидированности режима, его готовности действовать в условиях жесткой международной конкуренции, управлять приемами формирования и трансляции имиджа страны. Если имидж, навязываемый властью обществу, не совпадает с имиджем, сформированным обществом в целом или отдельными большими социальными группами, то такое несовпадение может стать источником появления и развития сепаратизма, экстремизма, террористической угрозы и др.
Положительный имидж страны вызывает чувство патриотизма, мобилизует общество на решение различных проблем, в том числе проблемы модернизации. Но, по словам ведущего научного сотрудника института социологии РАН Л. Бызова, «мы до сих пор не можем ответить на вопрос, кто же такие мы, русские, на рубеже XX и XXI веков... Мы зачастую выглядим какими-то потерянными, не способными ни осознать, ни тем более воплотить свои
1 www.pressing.net.ua/pressing/menu /МотЬэп^/ АтШ^/4783
национальные интересы и цели. Мы напоминаем временщиков, сосредоточенных на решении сиюминутных задач, но не способных выстроить внятную перспективу на будущее»2.
Имидж государства — категория историческая, он формируется веками. Сегодняшний имидж России в значительной степени предопределен ее прошлым. Частичная утрата ею собственного неповторимого образа, национальных ценностей, смысла существования нации, искусственное заимствование и подмена их иллюзорными перспективами не позволяют России сегодня осуществить полноценный поиск собственных позиций в конкурентной борьбе за представленность в глобальном информационном пространстве3.
Любому социуму необходимо согласование интересов между субъектами, формирующими имидж государства, и субъектами, которые обеспечивают национальную безопасность. Переплетение сферы безопасности и информационной сферы агрегирует различные интересы субъектов политики в информационноценностном (имиджевом) пространстве. Современный уровень развития информационных технологий все более размывает традиционно приоритетную роль государства в имиджевой институционализации национальной безопасности. У государства, других институтов политической системы, общественных групп и граждан имеются свои интересы при формировании определенного имиджа страны. Поэтому созданием политического имиджа занимаются различные политические, общественные, формальные и неформальные субъекты. Получается, что противоречия интересов различных субъектов (и тех, кто участвует в формировании имиджа государства, и тех, кто обеспечивает национальную безопасность) могут привести к дестабилизации государственного управления и общественной жизни.
Но в современном социуме объективно возникает необходимость постоянного согласования усилий субъектов в области обороны, безопасности и в формировании имиджа. Таким институтом, предна-
2 http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/ item/single/12849.html
3 Олкотт М.Б. Второй шанс Центральной Азии. — М., 2005, с. 224
201 0’02 ВлАсть 55
значенным для согласования различных усилий и интересов, является институт связей с общественностью (PR). Он, на наш взгляд, должен стать составной частью системы демократического контроля сферы обороны и безопасности в нашей стране.
Полагаем, что одновременно на безопасность и имидж начинают влиять, помимо государства, многие структуры общества и отдельные граждане за счет постепенного перемещения социальных отношений в информационное пространство.
Взаимодействие сфер безопасности и информационно-ценностной (имиджевой) сферы ставит вопрос о необходимости эффективных действий органов, обеспечивающих национальную безопасность в вопросах формирования положительного имиджа государства. Как подчеркнул отечественный эксперт по проблемам безопасности, профессор В.В. Серебрянников, формирование имиджа «стало важнейшей частью политической, идео-
логической, информационно-психологической и военной подготовки войны, а также обеспечения успешного ведения вооруженной борьбы. Стороны все более активно, изощренно и массировано воздействуют посредством имиджа на отношение мирового общественного мнения и своих народов к армии и войне»1.
Таким образом, значение нормативноценностной сферы для безопасности современного социума возрастает. Потеря идентичности страны ведет к ослаблению позиций государства на международной арене или даже к его распаду. В свою очередь, положительный имидж обеспечивает развитие экономической и социальной сферы страны, способствует эффективному разрешению различных противоречий в отношениях с другими странами и иными субъектами на международной арене.
1 Имидж армии — имидж России / под ред. Е.А. Петровой, В.П. Делия. — М., 2006, с. 17—18.