Научная статья на тему 'Имидж региона: проблемы и перспективы развития (по материалам социологического исследования мнения московского экспертного сообщества о Ставропольском крае)'

Имидж региона: проблемы и перспективы развития (по материалам социологического исследования мнения московского экспертного сообщества о Ставропольском крае) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1071
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИМИДЖА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митрофанова С. В., Савченко В. В., Смирнова Е. В., Черникова И. В.

В статье используются материалы социологического исследования по выявлению сложившегося имиджа Ставропольского края, видением экспертного сообщества г. Москвы его инвестиционной привлекательности, перспективам развития региона. Рассмотрены важнейшие составляющие имиджа Ставропольского края: ассоциации, видение уникальности региона по сравнению с другими территориями, какие события идентифицируются с регионом, знание товаров и услуг, произведенных на территории Ставропольского края, представление о региональных брендах, видение перспектив края на международном рынке. Выявлены основные проблемы, препятствующие формированию положительного имиджа региона, снижающие его инвестиционную привлекательность и осложняющие его социально-экономическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Митрофанова С. В., Савченко В. В., Смирнова Е. В., Черникова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имидж региона: проблемы и перспективы развития (по материалам социологического исследования мнения московского экспертного сообщества о Ставропольском крае)»

35 (128) - 2009

Стратегия развития региона

имидж РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

(по материалам социологического исследования мнения московского экспертного сообщества о Ставропольском крае)

С. В. МИТРОФАНОВА,

кандидат педагогических наук, доцент e-mail: [email protected] В. В. САВЧЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент e-mail: [email protected] Е. В. СМИРНОВА, кандидат педагогических наук, доцент e-mail: [email protected] И. В. ЧЕРНИКОВА, кандидат педагогических наук, доцент Кафедра социальной работы e-mail: [email protected] Ставропольский государственный университет

Рассмотрены важнейшие составляющие имиджа Ставропольского края: ассоциации, видение уникальности региона по сравнению с другими территориями; какие события идентифицируются с регионом; знание товаров и услуг; представление о региональных брэндах, видение перспектив края на международном рынке.

Выявлены основные проблемы, препятствующие формированию положительного имиджа региона, снижающие его инвестиционную привлекательность и осложняющие его социально-экономическое развитие.

Ключевые слова: имидж, составляющие имиджа, региональный брэнд, инвестиционная привлекательность, конкуренция, преимущество развития, инвестиционные риски.

В современных российских социально-экономических условиях динамика развития региона во многом определяется его конкурентоспособностью

и инвестиционной привлекательностью. Важнейшим условием успешного развития территории является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. Определяющим фактором инвестиционной привлекательности региона является его образ, сложившийся в восприятии российского сообщества.

Каждый регион представлен в массовом сознании образом, наделенным уникальными характеристиками. Такие представления являются своего рода концентратом общественного мнения, позволяющим в критические минуты почти мгновенно принимать те или иные решения политикам, общественным деятелям, бизнесменам, административным служащим, маркетологам, СМИ. Подобная мысленная картина называется региональным имиджем. Иногда такая презентация излишне идеализирована, не-

редко — изображена в сгущенных тонах, зачастую — блекла и невыразительна.

Так или иначе, но именно региональный имидж в одном случае способен принести некоторым регионам многомиллионные прибыли, а в другом — усугубить и без того непростую ситуацию, в которой они оказались.

Было проведено социологическое исследование по выявлению сложившегося имиджа Ставропольского края, видению его инвестиционной привлекательности, перспектив развития региона экспертным сообществом г. Москвы.

Важнейшей составляющей анализа имиджа Ставропольского края являлось мнение экспертов о регионе по следующим компонентам: ассоциации, видение уникальности региона по сравнению с другими территориями, какие события идентифицируются с регионом, знание товаров и услуг, произведенных на территории Ставропольского края, представление о региональных брендах, видение перспектив края на международном рынке.

Все ассоциации экспертов, связанные со Ставропольским краем, можно сгруппировать в следующие смысловые блоки:

• Кавказские Минеральные Воды (КМВ) и связанные с ними товары и услуги;

• производство сельскохозяйственной продукции;

• политические деятели прошлых лет и современности;

• классики русской литературы;

• особенности и события общественно-политической жизни региона;

• географическая специфика региона;

• геополитическое положение;

• историко-культурные традиции региона. Одной из распространенных ассоциаций,

связанных со Ставропольским краем, является имя М. С. Горбачева. Не менее распространены и следующие ассоциации: минеральная вода, Кавказские Минеральные Воды как особая природно-климатическая зона и житница России.

Структура имиджа Ставропольского края соответствует основным элементам, традиционно используемым для закрепления в общественном сознании образа территории, а именно:

• природно-климатические особенности региона;

• историко-культурные традиции региона, их тщательное сохранение и тиражирование;

• учет социально-экономического положения региона, опирающегося на устоявшуюся традицию региональной идентичности;

• персонификация территории через знаковую фигуру — политика, писателя, исторического деятеля.

Структура комплекса субъективных представ -лений экспертов представлена достаточно полно, но, несмотря на это, наблюдается ярко выраженный дисбаланс между его отдельными элементами. Несомненно, положительным моментом является доминирование среди стереотипов восприятия Ставропольского края отождествления его с образами здравницы и житницы.

Однако полученные результаты свидетельствуют о том, что происходит явное смещение в восприятии Ставропольского края на КМВ, которые вызывают наиболее широкий спектр ассоциаций: «источники минеральных вод», «города-курорты», «красивые парки», «прекрасное место для отдыха» и т. д. Один из экспертов отметил, что Ставропольский край в его представлении «... четко делится на КМВ и центр Ставропольского края — сам Ставрополь и окружные станицы».

Еще одной ключевой характеристикой Ставрополья, по мнению экспертов, является развитое сельское хозяйство. Как эмоционально высказался один из экспертов, Ставропольский край ассоциируется у него с «полями до горизонта, периодом цветения подсолнечника, лесополосами, комбайнами в работе».

Вместе с тем очень слабо представлено историко-культурное наследие региона, которое отождествляется экспертами в основном с классиками русской литературы (например: «вспоминаются описания из произведений М. Ю. Лермонтова»), но эти воспоминания слабо связаны со значимыми для региона культурно-историческими событиями. Так, например, ни один из экспертов не смог вспомнить о дуэли и гибели М. Ю. Лермонтова, Кавказской войне и т. д.

Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время сложился комплексный имидж Ставропольского края, отражающий ряд его характерных особенностей. При этом главным локальным эксклюзивным отличием региона являются КМВ с их уникальными природными феноменами.

Также наблюдается явная дисгармония структурных элементов имиджа. Крайне слабо выражена его историчность, т. е. отсутствует его вплетенность в конкретный исторический контекст и плохо представлено культурное своеобразие региона.

Анализ мнения экспертного сообщества выявил, что комплекс субъективных представлений включает в себя как положительные, так и отрицательные стереотипы восприятия, а некоторые ассоциации носят нейтральный и противоречивый характер.

Преобладание позитивных стереотипов в основном связано с наличием в Ставропольском крае благоприятных природно-климатических условий и природных феноменов с географической спецификой региона: «уникальные экологические курорты, знаменитые на весь Советский Союз», «уникальная природа — горы, лечебные источники, климат» и т. д.

Вызывает опасение, что в одном из блоков, занимающих ведущее место в структуре комплекса субъективных представлений экспертов, негативные стереотипы составляют значительную долю. Это особенно важно, поскольку данные стереотипы связаны с персонификацией территории через знаковую фигуру. Такой знаковой фигурой Ставрополья стал М. С. Горбачев, ассоциируемый экспертами «с развалом СССР». Также эксперты часто указывали на экс-губернатора А. Л. Черногорова, который ассоциировался с «плохим качеством управления», «политическими дрязгами и скандалами», «борьбой различных ветвей власти» и т. п.

Настораживает тот факт, что особенности и события общественно-политической жизни региона вызвали у экспертов только негативные ассоциации: «постоянные скандалы во власти», «преследование «эсеров» и полная их капитуляция», «правление «Справедливой России» в парламенте, удивительный, но недолгий демократический казус, когда «Единая Россия» вдруг оказалась в оппозиции», «нападение чеченских сепаратистов», «буденновская больница» и т. п.

Полученные результаты свидетельствуют о противоречивости имиджа Ставропольского края, совмещающего в себе как положительно, так и отрицательно эмоционально окрашенные образы.

Положительным моментом является то, что доминирующие ассоциации связаны с четкими ориентирами, указывающими на особенности, определяющие уникальность Ставропольского края. Однако уникальность Ставропольского края идентифицируется в основном с КМВ.

Рассматривая уникальность Ставрополья и обобщая мнение экспертов, можно выделить три основных кластера, характеризующих специфику региона:

• природные ресурсы и уникальные природные феномены;

• благоприятные условия для развития сельского хозяйства;

• геополитическое положение. Выделенные особенности достаточно полно и

всесторонне отражают уникальность Ставропольского края.

Поскольку один из выделенных кластеров — геополитическое положение — включает в себя разноплановые характеристики, приведем ряд высказываний экспертов для их конкретизации: «тихая гавань рядом с кавказскими республиками и место для инвестиционных вложений предпринимателей Северного Кавказа», географическое положение на границе южнорусского и кавказского этносов, что позволяет воспользоваться всеми преимуществами транзитной территории между ними», «географическое положение в центре кавказского узла».

Вместе с тем в беседе с некоторыми экспертами наблюдались отдельные факты явного смещения представлений о Ставропольском крае на сопредельные регионы, и в первую очередь Краснодарский край и Карачаево-Черкесскую Республику. Например, Ставропольский край ассоциировали с Домбаем, Приэльбрусьем, городами-курортами Черноморского побережья (Сочи, Анапа).

Слагаемым имиджа является общественно-политическая жизнь в регионе и связанные с ней события, получившие широкий резонанс в масштабах страны. Эксперты вспомнили следующие события: политические скандалы, связанные с борьбой за власть (результаты выборов, отставка А. Л. Черногорова и т. д.) — 68,75 %; террористические акты, произошедшие на территории Ставропольского края, — 43,75; передел собственности — 12,5; назначение нового губернатора (В. В. Гаевского) — 12,5; банкротство сельскохозяйственных предприятий — 6,25 %; 18,75 % экспертов не смогли вспомнить ни одного события, произошедшего в Ставропольском крае.

Выявленная ранее тенденция об отождествлении Ставрополья с событиями, носящими негативный характер, нашла свое подтверждение. Из всех событий, произошедших в указанных сферах, только одно, по мнению экспертов, носит позитивный характер — это назначение нового губернатора, по поводу которого один из экспертов высказался следующим образом: «... наконец-таки руководство повернулось не спиной, а лицом к своему родному краю», «с приходом Гаевского появилась надежда, что край начнет развиваться».

Одной из важнейших составляющих имиджа территории является региональный брэнд, который в основном связан с производимыми товарами и услугами в регионе. Для выявления осведомленности в этой сфере экспертам было предложено вспомнить продукцию, которая производится в Ставропольском крае. В основном называли минеральную воду («Нарзан», «Ессентуки») — 50 %, сельскохозяйственную продукцию (пшеница,

масленичные культуры, бройлеры и т. п.) — 43,73 %, алкогольную продукцию (прасковейские вина и коньяки, продукция марки «Стрижамент» и т. д.) — 25 %. Вместе с тем 25 % опрошенных экспертов никакой продукции не вспомнили.

Полученные результаты показали, что эксперты имеют весьма общие представления о продукции, производимой в Ставропольском крае. Например: «что-то из сельскохозяйственной продукции», «сельскохозяйственной продукция, по качеству ничего сказать не могу, но много ее в свое время выпускалось», «не могу вспомнить, может быть, минеральная вода» и др.; затруднялись назвать конкретную продукцию и ориентировали на известные им особенности региона. Данное предположение подтверждается и тем фактом, что 62,5 % респондентов указали на отсутствие информации о продукции, произведенной в Ставропольском крае.

В современных социально-экономических условиях сложилась ситуация, когда спрос на продукцию во многом обусловлен известностью ее брэнда. Важной составляющей проведенного исследования являлось выявление известных региональных брэндов.

О низкой осведомленности о ставропольских брэндах свидетельствует тот факт, что 43,75 % не смогли назвать ни одного брэнда. В то же время часть респондентов назвали «Архыз» и «Меркурий» как брэнды Ставропольского края, хотя эта продукция производится на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Заслуживает особого внимания и то, что в числе наиболее известных брэндов вспомнили «Стрижа-мент», который не выпускается уже несколько лет.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об отсутствии целенаправленных действий по позиционированию брендов региональной продукции. Этот факт, а также низкая осведомленность большинства экспертов о Ставропольском крае, которые показали наличие самых общих, а порой и интуитивных представлений об уникальности региона, событиях, происходящих в нем, продукции, производимой на территории края и т. д., позволяет нам выдвинуть предположение о преимущественно стихийном формировании внешнего имиджа региона.

Оценка респондентов конкурентоспособных видов продукции, товаров и услуг, производимых в регионе, которые могут представлять интерес для международного рынка, оказалась следующей: минеральная вода — 37,5 %; зерно — 37,5; минеральные удобрения — 25;мясо — 18,75; продукция

химической промышленности — 18,75; праско-вейские вина и коньяки — 2,5; шерсть и изделия из шерсти — 25; лечебно-оздоровительные услуги на КМВ — 6,25 %.

Как показывают данные, наиболее конкурентоспособными на международном рынке являются минеральная вода, сельскохозяйственная продукция и продукция химической промышленности.

Однако значительная часть экспертов затруднялись первоначально назвать продукцию, конкурентоспособную на международном рынке: «на сегодняшний момент я не вижу такой продукции, может быть, ликероводочная». Другие, называя тот или иной вид продукции, подчеркивали ее низкую конкурентоспособность по сравнению с аналогичной, производимой в сопредельных регионах: «сельхозпродукция, но у вас сосед достаточно жесткий — Краснодарский край, который превосходит вас по производству сельскохозяйственной продукции».

Важно также отметить, что наиболее востребованная, с точки зрения экспертов продукция — минеральная вода, будет конкурентоспособной на международном рынке только при наличии грамотной маркетинговой стратегии. По этому поводу один из экспертов высказался следующим образом: «сейчас в мире очень популярны экологически чистые и полезные для здоровья продукты. Ваша минеральная вода — это уникальный продукт, отвечающий этим требованиям. Однако для ее продвижения вам необходимо выстраивать грамотную маркетинговую политику».

Подводя итоги проведенному анализу имиджа Ставропольского края глазами экспертного сообщества, можно отметить следующие наиболее важные моменты.

1. Анализ мнений экспертов показал, что на сегодняшний день сложился достаточно комплексный внешний имидж Ставропольского края, отражающий его ключевые характеристики. Однако фиксируется явное преобладание отдельных структурных элементов имиджа при крайне слабой выраженности других. Так, специфика и узнаваемость региона связаны в основном с наличием благоприятных природно-климатических условий и природных феноменов. А главным локальным эксклюзивным отличием Ставропольского края являются КМВ. Тогда как культурно-историческое своеобразие региона практически не нашло своего отражения в имидже.

Экономическая составляющая имиджа края представлена также слабо. Об этом свидетельствует низкая осведомленность экспертов о региональных брэндах, наличие лишь самых общих представлений

о продукции, производимой в Ставропольском крае, достаточно низкая оценка ее конкурентоспособности на международном рынке. В основном Ставропольский край ассоциируется с рекреационно-ту-ристической зоной и производством сельскохозяйственной продукции. При этом акцент смещается на наличие благоприятных для этих видов деятельности природно-климатических условий, а не на качество и конкурентоспособность продукции.

2. Как показало исследование, внешний имидж Ставропольского края противоречив. В наборе стереотипов, существующих в отношении региона, преобладают позитивные стереотипы, в основном связанные с наличием в Ставропольском крае благоприятных природно-климатических условий и природных феноменов, с географической спецификой региона. Тем не менее существенную долю в структуре имиджа занимают и негативные ассоциации, связанные с персонификацией территории через знаковую фигуру и событиями общественно-политической жизни региона.

3. Полученные данные позволяют выдвинуть предположение о преимущественно стихийном формировании внешнего имиджа Ставропольского края. Это подтверждается низкой степенью осведомленности экспертов о регионе, которые также отмечали, что позиционирование территории среди других субъектов РФ ведется недостаточно эффективно, что приводит к отсутствию целостного, узнаваемого образа Ставропольского края.

При этом следует подчеркнуть, что следствием стихийного характера формирования имиджа является преобладание в нем узкого набора стереотипов, составляющих образ края и зачастую не подкрепленных объективной информацией.

В целом можно говорить о противоречивом внешнем имидже Ставропольского края, уникальность и узнаваемость которого связаны в основном с его природно-климатическими и географическими особенностями. Слабыми сторонами имиджа являются его экономическая и культурно-историческая составляющие и негативные ассоциации, вызываемые событиями общественно-политической жизни региона и деятельностью знаковых для него фигур.

Немаловажным фактором, влияющим на конкурентоспособность региона, является его инвестиционная привлекательность. Составными элементами, определяющими инвестиционную привлекательность, являются экономические, политические, финансовые условия, влияющие на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику региона. В этой связи в ходе исследования

была предпринята попытка выявления мнения экспертов о каждой из составляющих инвестиционной привлекательности Ставропольского края.

Оценивая роль Ставропольского края в политическом и социально-экономическом развитии России, эксперты определили ее следующим образом: значимая рекреационно-туристическая зона России — 81,25 %, ведущий производитель сельскохозяйственной продукции — 68,75, стабилизатор политических и межнациональных отношений на Северном Кавказе — 31,25 %.

Данные показывают, что существенный вклад в социально-экономическое развитие России Ставропольский край может внести за счет развития своего уникального рекреационного потенциала. Как отметил один из экспертов: «На территории России не так много таких уникальных мест, как ваши КМВ. При должном развитии и рекламе они могут стать востребованным местом отдыха не только для российских, но и для иностранных туристов». Однако, по мнению экспертов, существующий рекреационно-туристический продукт не во всем соответствует современным требованиям: «думаю, что Ставропольский край — зона отдыха и лечения, но не уверен в уровне сервиса».

Не менее значимым для социально-экономического развития России эксперты считают производство сельскохозяйственной продукции, преимущественно зерновых культур: «Надеюсь, что Ставропольский край останется пшеничной житницей России».

В то же время, несмотря на то, что одной из ведущих ролей, по мнению экспертов, является производство сельскохозяйственной продукции, вклад Ставропольского края в формирование ВВП страны подавляющее большинство экспертного сообщества оценивает как незначительный (93,75 %).

Особую роль Ставропольского края эксперты видят в стабилизации политических и межнациональных отношений на Юге России, отмечая, что «Ставропольский является «воротами» для развития деятельности в других национальных республиках Северного Кавказа». Однако эта роль реализуется не в полной мере, ряд экспертов указали: «необходима внятная политика руководства края к миграционным процессам», «нужна грамотная национальная политика», «неконтролируемая миграция, резкое изменение национального состава населения края».

Чем выше уровень социально-экономического развития региона, тем выше его инвестиционная привлекательность, поэтому не случайно экспертам предлагалось оценить уровень социально-экономического развития Ставропольского края на фоне других реги-

онов Российской Федерации по следующим критериям: уровень жизни населения; уровень производства; эффективность использования природных ресурсов региона; предпринимательская активность.

Несмотря на то, что большинство экспертов определили уровень жизни как средний (39 %) или ниже среднего (32 %), они указали на дифференциацию в уровне жизни населения края, где наравне с наличием дорогих автосалонов («Салон Porsche», «Дилеры Hammer»), отмечаются «нищета», «необустроенность», «маленькая заработная плата, «отсутствие рабочих мест» и т. д..

Несмотря на достаточно благоприятные оценки уровня жизни населения, уровень производства экспертами оценивается преимущественно как ниже среднего (42 %), а некоторые из них отмечают: «... я не знаю крупных и сильных предприятий Ставропольского края и, учитывая закрытость данного региона в части привлечения крупных инвесторов, значимость края в экономики России сомнительна»; «о каком уровне производства можно говорить, мне приходит в голову только банкротство предприятий».

Эффективность использования природных ресурсов региона эксперты оценивают как среднюю (43 %) и указывают на то, что край, обладая богатыми природными ресурсами, использует их недостаточно эффективно: «Почему вы выращиваете только пшеницу? У вас что, ничего другого не растет? Поучитесь у своих соседей! (Краснодарский край)»; «Если бы эффективно использовались ресурсы КВМ, они бы уже были известны на весь мир».

Анализ интервью позволил выявить благоприятную картину, большинство экспертов оценивают предпринимательскую активность как среднюю (38 %) и выше среднего (26 %). Один из респондентов отметил: «. исторически предпринимательская активность на Ставрополье очень высока, например в 1943 г во время немецкой оккупации в г. Ставрополе было зарегистрировано около 400 патентов на предпринимательскую деятельность». Вместе с тем некоторые эксперты указывают на ряд факторов, сдерживающих рост предпринимательской активности: «Предпринимательской деятельности среди широких слоев населения препятствуют: забюрократизированность местных регулирующих процедур, непоощрение реальной конкуренции местными властями, коррумпированность всех ветвей власти», «. патерналистические ожидания большинства населения и вот вам как следствие — низкая предпринимательская активность».

Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что по основным социально-экономическим

показателям большинство экспертов оценивают уровень развития Ставропольского края как средний и только уровень производства — ниже среднего. Уточняя причины такой оценки уровня производства, экспертам было предложено назвать отрасли народного хозяйства региона, которые, по их мнению, важны для формирования ВВП страны, и оценить использование их потенциала. Так, значимыми отраслями народного хозяйства для формирования ВВП страны были названы: сельское хозяйство — 87,5 %, рекреационно-туристическая отрасль — 50, промышленное производство — 25, нефтехимия — 18,75 %, переработка сельскохозяйственной продукции — 18,75, химическая промышленность — 12,5, розлив минеральной воды — 6,25 %.

Из числа респондентов, назвавших перечисленные отрасли народного хозяйства, большинство оценили использование их потенциала как неэффективное: сельское хозяйство — 75 %, рекреаци-онно-туристическая отрасль — 87,5, промышленное производство — 100, нефтехимия — 100, переработка сельскохозяйственной продукции — 66,6 % (33,3 % ответили, что потенциал этой отрасли не используется вообще).

Аргументируя свою точку зрения, эксперты отмечали: «. по моим сведениям, вы являетесь одним из ведущих производителей зерна на Юге России. Но нельзя забывать, что эффективность сельского хозяйства появится тогда, когда, во-первых, будет использоваться весь его потенциал (животноводство, птицеводство и т.д.), а во-вторых, оно будет тесно связано с переработкой. Вот вам идея — создавайте мини-заводы по переработке сельскохозяйственной продукции»; «. вкладывайте деньги в реконструкцию баз, которые сегодня остались на КМВ, в зону обслуживания населения и переходите на современные форматы развлечений (аквапарки, тематические парки и т. д.)»; «... промышленность на Ставрополье умирает, то, что было, развалили, нового не создается, а за счет сельского хозяйства вы не вылезете».

И только эксперты, назвавшие химическую промышленность и розлив минеральной воды значимыми отраслями народного хозяйства региона, оценили использование их потенциала как эффективное. Например: «. в крае производятся дешевые и крайне востребованные, в том числе на международном рынке, неорганические удобрения».

Таким образом, низкая эффективность основных отраслей народного хозяйства региона, в представлениях респондентов, определила уровень развития производства в Ставропольском крае — ниже среднего.

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

21

Показателем инвестиционной привлекательности региона является благоприятный инвестиционный климат, который складывается из инвестиционного потенциала территории и инвестиционных рисков. Экспертам было предложено оценить инвестиционный климат Ставропольского края.

Ответы респондентов были обобщены и сгруппированы в следующие критерии оценки инвестиционного потенциала:

• ресурсно-сырьевой (обеспеченность запасами основных видов природных ресурсов);

• производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения);

• потребительский (покупательная способность населения);

• инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

• интеллектуальный (образовательный уровень населения);

• институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса). Инвестиционный потенциал Ставропольского края эксперты оценивают как средний, по большинству критериев — производственный, потребительский, интеллектуальный и институциональный. Ресурсно-сырьевой и инфраструктурный критерии оценены выше среднего, а инновационный — ниже среднего.

По мнению экспертов, наиболее высоким является инфраструктурный потенциал, т. е. экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность: «Ставропольский край окружен своими бывшими территориями (Карачаево-Черкесия, Калмыкия. Моздок, Надтеречный район и часть Чечни входили ранее в состав Ставропольского края), которые имеют слаборазвитую собственную социальную инфраструктуру, поэтому люди учатся, лечатся, покупают жилье, летают из аэропортов Ставропольского края»; «развитая железнодорожная сеть с пассажирскими и грузовыми терминалами, наличие двух аэропортов международного назначения»; «развитая транспортная инфраструктура края»; «развивайте инфраструктуру (дороги, линии электропередач, газо- и водораспределительные станции и др.), а все остальное бизнес сделает сам».

Также был высоко оценен потребительский потенциал региона, который создает благоприятные условия для вложения инвестиций в сферу

потребления: «Пятигорский рынок является потребительским центром Кавказа».

Крайне негативным фактором является то, что эксперты низко оценили инновационный потенциал края: «. к сожалению, инновации обходят ваш край стороной»; «совковость» мышления населения и научно-технический прогресс несовместимы».

Наряду с обобщенной оценкой инвестиционного потенциала края глубинное интервью позволило выявить его конкурентные преимущества и инвестиционно привлекательные отрасли. Заслуживает внимания тот факт, что большинство экспертов (56,25 %) в качестве основных конкурентных преимуществ назвали природно-климатические условия («климат», «экология», «природный ландшафт»), а также основанные на них сферы — условия для развития туризма—25 % («хорошая, практически не разработанная ниша туризма»), эколого-курортный потенциал — 18,75 («наличие бальнеологической системы», «курортная зона», «источники минеральной воды») и сельское хозяйство — 31,25 %.

Связывая конкурентные преимущества Ставропольского края с инвестиционно привлекательными сферами, 68,75 % экспертов назвали рекреа-ционно-туристический комплекс и 56,25 % — сельское хозяйство.

Основываясь на мнении экспертов, можно утверждать, что из двух указанных инвестиционно привлекательных сфер экономики региона только одна основывается на эксклюзивном отличии от сопредельных территорий (рекреация КМВ), что делает ее наиболее конкурентоспособной и перспективной для продвижения продукции на российском и международном рынках. Подавляющее большинство экспертов считают, что КМВ должно стать основой имиджа региона и его ведущим брэндом: «КМВ должно стать «лицом» края и тогда они будут стоять в одном ряду с Карловыми Варами, Баден-Баденом, Мертвым морем и т. д.».

При этом сельское хозяйство, по мнению экспертов, являясь приоритетным, «... не может тягаться с соседями (Краснодарский край, Ростовская область)».

Интересно, что значительная часть респондентов (31,25 %) в качестве конкурентного преимущества отметила геополитическое положение региона («Ставропольский край является «воротами» для развития деятельности в национальных республиках Северного Кавказа», «потребительский рынок, своеобразный потребительский центр Кавказа», «при грамотной политике край может иметь большие выгоды от расположения на пути трансграничных потоков между Россией и Кавказом»).

Удалось выявить и негативные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность Ставропольского края. Среди факторов, негативно влияющих на инвестиционную привлекательность Ставрополья, 75 % экспертов назвали коррупцию в органах власти, причем в первую очередь — в судебных и правоохранительных. Эксперты по данному фактору высказались следующим образом: «... бюрократически-кумовской тип организации политической и социальной власти, где доступ к декларируемым доступным для всех благам общества имеют лишь отдельные члены общества, либо родственно близкие к распределителям этих благ, либо получающие эти блага за взятки»; «наличие коррупции и барьеров на входе на рынки для бизнеса и других регионов»; «коррумпированность не только органов власти, но судов и прокуратуры»; «коррупция и волатильность»; «коррупционные скандалы среди всех уровней власти».

Поскольку данный фактор был сильно выражен, в ходе интервью конкретизировались источники информации. Здесь сложилась следующая картина. Незначительная часть экспертов, которые в силу различных причин имели тесные контакты с представителями Ставропольского края, говорили, что получали подобную информацию от коренных жителей края. Иллюстративно, что только 12,5 % из них указали на реальные факты коррупции, с которыми они столкнулись в ходе своей деятельности: «. они (чиновники) постоянно просят, просят, просят, но это неправильно»; «коррупция на высшем уровне, причем начиная с низшего звена, и заканчивая высшим. Не то, что мне показалось, а я сам в реалиях столкнулся».

Большинство же экспертов не смогли назвать достоверных источников информации или конкретных фактов, известных им, но настаивали на своей точки зрения: «не знаю откуда, но знаю точно», «слухами земля полнится», «да так все говорят» и т. п.

Подобные данные позволяют выдвинуть следующие предположения: во-первых, у жителей края сложились устойчивые негативные представления, касающиеся деятельности региональных и местных органов власти; во-вторых, можно говорить о достаточно широкомасштабном распространении мифов и слухов о коррумпированности власти края.

Одной из причин подобной ситуации, на наш взгляд, является политическая борьба с использованием «грязных» политтехнологий, происходившая в недалеком прошлом. Распространению слухов способствовало и то, что отсутствовали своевременная объективная информация и оценка происходящих событий.

Второй ранг по значимости (по 37,5 %) получили два фактора — близость к территориям с нестабильной политической, социальной, экономической ситуацией (республики Северного Кавказа) и низкий уровень эффективности управления регионом («некомпетентность звена управления», «бюрократизм», «неадекватное современным требованиям руководство края (Черногоров)», «политические и коррупционные скандалы», «административно-правовые барьеры»). Ярким примером является высказывание одного из экспертов: «. чтобы повысить инвестиционную привлекательность края, необходим минимум чиновников, занимающихся политикой, максимум — экономикой».

Остальные факторы упоминались реже, однако заслуживает внимания региональный изоляционизм, под которым респонденты понимали «отсутствие информации о крае», «закрытость» региона», «отсутствие инвестиционных конкурсов», «отсутствие позиционирования региона на федеральном и международном уровнях».

При обобщении оценки экспертами инвестиционного климата региона были выявлены инвестиционные риски.

Инновационные риски оцениваются респондентами в основном как высокие (финансовые, криминогенные, политические и управленческие) и выше среднего (экономические, правовые и политические), и только социальные и информационные риски большинство респондентов оценили как средние.

Можно говорить о том, что высокие показатели финансовых и экономических рисков связаны с общемировыми кризисными тенденциями, а не с особенностями самого региона. Тогда как высокие значения политических и управленческих рисков еще раз подтверждают выделенные ранее тенденции. Вызывает особое опасение тот факт, что эксперты практически единодушно отметили высокий уровень криминогенности как фактор, негативно влияющий на инвестиционный климат: «... криминогенная обстановка во многом обусловлена проблемами многонациональных отношений», «в восточных районах края продолжаются угоны скота, притеснение и вытеснения русскоязычного населения на бытовом уровне (вынуждают продавать или даже бросать жилье) и т. п. Эти районы уже во многом потеряны для края», «коррупционная продажа земель сельскохозяйственного назначения».

Оценивая перспективы развития Ставропольского края, эксперты в основном прогнозируют положительную динамику, высоко оценивая его потенциал и выделяя ряд тенденций, способствующих

созданию благоприятных условий для дальнейшего социально-экономического развития, к основным из которых они относят стабилизацию политической ситуации, связывая ее со сменой руководства края: «После того как был отправлен в отставку бывший губернатор, перспективы значительно улучшились. Потенциал развития края видится как большой, другое дело, как он будет реализован новым губернатором и его командой», при желании руководства края развивать его и делать это цивили -зованно, потенциал края оцениваю высоко».

Респонденты отмечают, что инвестиционная привлекательность Ставропольского края будет повышаться, а в качестве наиболее инвестиционно привлекательных и перспективных сфер народного хозяйства региона выделяют рекреационный и агропромышленный комплексы. При этом эксперты подчеркивают, что экономика Ставропольского края будет развиваться при условии снятия административных барьеров, снижения уровня коррупции, развития транспортной инфраструктуры и создания позитивного имиджа региона.

Оценка экспертами общественно-политической и социально-экономической ситуаций в Ставропольском крае позволяет сделать ряд выводов.

1. По мнению экспертов, Ставропольский край не вносит существенного вклада в формирование ВВП России, хотя и является значимой рекреаци-онно-туристической зоной и одним из основных производителей сельскохозяйственной продукции. Это свидетельствует о неэффективном использовании имеющегося потенциала даже в тех отраслях народного хозяйства, которые эксперты считают перспективными для привлечения инвестиций и значимыми для социально-экономического развития нашей страны (сельское хозяйство, рекре-ационно-туристическая отрасль, промышленное производство). Тем не менее важно подчеркнуть, что эксперты отводят большую роль Ставропольскому краю в стабилизации политических и межнациональных отношений на Юге России.

2. Эксперты достаточно противоречиво оценивают уровень социально-экономического развития региона, что негативно сказывается на его инвестиционной привлекательности. Так, уровень жизни населения определяется ими преимущественно как средний с тенденцией к появлению значительного разрыва между уровнем жизни различных слоев населения. Уровень производства оценивается как ниже среднего. При этом отмечается, что край, обладая богатыми ресурсами, использует их неэффективно. Наиболее благоприятная картина складывается в

области предпринимательской активности, которая, согласно полученным данным, в регионе достаточно высока, но ее рост сдерживается рядом фактором (административные барьеры, коррупция, политическая и экономическая нестабильность и др.).

3. Инвестиционный климат в крае эксперты определяют как неблагоприятный, поскольку при средней оценке инвестиционного потенциала инвестиционные риски настолько высоки, что препятствуют привлечению даже заинтересованных инвесторов. Этот факт объясняется преобладанием негативных стереотипов, сформировавшихся в сознании московского экспертного сообщества; основными из них все также называются: коррупция, неэффективное управление, нестабильность, близость к территориям с социально-экономической напряженностью. Особо эксперты выделили такой фактор, как региональный изоляционизм, который значительно осложняет позиционирование региона на федеральном уровне.

4. Несмотря на то, что в целом инвестиционная привлекательность региона, по мнению экспертов, низкая, они считают, что край имеет уникальную и богатую ресурсную базу, которую можно успешно развивать при нивелировании негативных факторов.

Делая вывод из изложенного, правильно выстроенный имидж региона, четкое позиционирование территории позволяют органам власти и представителям бизнеса наиболее эффективно взаимодействовать с различными целевыми группами: инвесторами, туристами, собственным населением и т. д. Сильный имидж дает возможность хозяйствующим субъектам выходить на новые рынки, расширять уже имеющиеся рынки сбыта продукции, налаживать связи на более высоком уровне. В этой связи целенаправленная политика по формированию позитивного имиджа региона в современных условиях становится мощным инструментом для развития территорий и важнейшей частью региональной стратегии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акинин П. В., Митрофанова С. В., Смирнова Е. В. и др. Экономика Ставропольского края: учебное пособие. Ставрополь. 2007.

2. Кутыркина Л. В. Бренд — имидж региона: методика и результаты исследований (на примере Ростовской области) // Реклама. Теория и практика. 2006. № 6 (18) .

3. Митрофанова С. В. , Смирнова Е. В. Приоритетные направления стратегии социально-экономического развития региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. №4 (13) . С. 28—37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.