Научная статья на тему 'Имидж публичного политика в региональных СМИ: количественный анализ'

Имидж публичного политика в региональных СМИ: количественный анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
828
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ИНТЕРНЕТ-СМИ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА / МЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / POLITICAL IMAGE / INTERNET MASS-MEDIA / QUANTITATIVE TECHNOLOGIES OF IMAGE FORMATION / MEDIA SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Григорьев Егор Вадимович

Автор излагает результаты исследования материалов шести интернет-изданий Саратовской области, проведенного им при помощи методов контенти ивент-анализа. Хронологические рамки изучения были ограничены 2011-м годом. Объектом авторского внимания стали медийные образы шести саратовских политиков. На основе определенным образом отобранного эмпирического материала были проанализированы отдельные механизмы конструирования политического имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of the public politician in local mass-media: quantitative research

The paper provides the results of research of six Internet editions of the Saratov region, carried out by using the methods of a content and event analysis. A chronological framework of studying was limited by 2011. Media images of six Saratov politicians have become the object of author's attention. On the basis of definitely selected empirical materials, separate mechanisms of designing a politician’s image are analyzed.

Текст научной работы на тему «Имидж публичного политика в региональных СМИ: количественный анализ»

УДК 005.521:32 ББК 66.06 Г 83

Е.В. Григорьев,

аспирант Поволжского института управления им. ПА.Столыпина, E-mail:

egor.gtrk@ya.ru

Имидж публичного политика в региональных СМИ: количественный анализ

(Рецензирована)

Аннотация . Атор излагает результаты исследования материалов шести интернет-изданий Саратовской области, проведенного им при помощи методов контент- и ивент-анализа. Хронологические рамки изучения были ограничены 2011-м годом. Объектом авторского внимания стали медийные образы шести саратовских политиков. На основе определенным образом отобранного эмпирического материала были проанализированы отдельные механизмы конструирования политического имиджа.

Ключевые слова: политический имидж, интернет-СМИ, количественные технологии формирования имиджа, медийное пространство.

E.V. Grigoryev,

Post-graduate student of Volga Region Institute of Management named after

PA. Stolypin, E-mail: egor.gtrk@ya.ru

Image of the public politician in local mass-media: quantitative research

Abstract. The paper provides the results of research of six I nternet editions of the S aratov region, carried out by using the methods of a content and event analysis. A chronological framework of studying was limited by 2011. Media images of six Saratov politicians have become the object of author’s attention. On the basis of definitely selected empirical materials, separate mechanisms of designing a politician’s image are analyzed.

Keywords: political image, Internet mass-media, quantitative technologies of image formation, media space.

Роль СМИ в конструировании по- Из всех функционирующих на тер-

литического имиджа сложно переоце- ритории Саратовской области СМИ

нить. В современном мире именно они дл я анализа были отобраны лишь

вл ютс одним из ключевых механиз- наиболее заметные представители

мов, с помощью которого выстраива- интернет-сегмента медийного поля —

етс я требуемая модель коммуникации информационные порталы «СарБи-

конкретной фигуры и социума. При Си», «Общественное мнение», «Чет-

этом дл я создани я определенного имид- вертая власть», «Саратовинформ.Ком»,

жа масс-медиа используют самый раз- «Взгляд» и «ГТРК-Саратов» [1]. Селек-

нообразный набор средств и методов. ци данных информационных ресурсов

В этой св зи цель данной статьи заклю- осуществл лась с учетом величины их

чается в том, чтобы на основе анализа ежедневной читательской аудитории,

содержани я саратовских общественно- продолжительности функционировани я

политических интернет-изданий ар- на территории Саратовской области и

тикулировать конкретные механизмы общественно-политической направлен-

формирования публичного образа по- ности основной массы их контента.

литика. Сравнительный анализ совокупности

перечисленных показателей дал нам основания полагать, что именно эти порталы пользуются наибольшей популярностью у жителей Саратовской области и в большей степени, чем другие новостные сайты, специализируются на освещении событий и процессов общественно-политического характера.

Прежде чем переходить к изложению результатов проведенного анализа данных источников, необходимо отметить, что для их изучения нами использовались методы контент- и ивент-анализа. Суть первой методики заключаетс в систематическом выделении и фиксации определенных единиц содержания текста [2], квантификации полученных данных и последующей интерпретации результатов с целью оценки и прогнозировани действий политических акторов. Выделяют количественный и качественный, содержательный и структурный варианты контент-анализа, каждый из которых позвол ет решить вполне определенные исследовательские задачи [3]. В данном случае нами в основном использовались количественный и структурный разновидности контент-анализа. Использование ж е ивент-анализа среди прочего позволило нам выдел ть этапы развити ситуации и оценивать новое качество (состояние) политического процесса как результат различного вида акций его участников.

В целом, нам представл етс , что одновременное применение двух указанных методов (при условии их адаптации к нуждам данного научного исследова-ни ) вполне достаточно дл того, чтобы получить надежные результаты при количественном анализе имиджевых характеристик политических акторов в региональных интернет-СМИ.

Объектом нашего внимания стали фигуры шести политических де те-лей Саратовской области. Трое из них представляли исполнительную власть региона: председатель Правительства (губернатор) Павел Леонидович Ипатов, первый заместитель председателя Правительства (вице-губернатор) Саратовской области Александр Георгиевич Бабичев и заместитель председателя

Правительства Саратовской области Алексей Анатольевич Щербаков. Трое других вл лись депутатами Саратовской областной Думы: председатель регионального парламента Валерий Васильевич Радаев, заместитель председателя Марина Владимировна Алешина и депутат Александр Соломонович Ландо. Хронологически исследование ограничивалось рамками 2011 календарного года.

Отбор публикаций дл анализа осу-ществл лс следующим образом. В поисковых системах каждого из шести выбранных дл мониторинга инфор-

мационных порталов мы вводили фамилию одного из перечисленных выше политиков, задавали временную область поиска (с 1 нвар по 31 декабр 2011 года), получали список материалов (новостей, аналитических статей и заметок в блогах), в которых хот бы косвенно упоминалс интересовавший нас человек, и при помощи инструментов контент- и ивент-анализа изучали каждую из найденных публикаций. В общей сложности таким образом были найдены и проанализированы 4307 материалов: 2166, в которых упоминался П.Л. Ипатов, 258 — А.Г. Бабичев, 296 — А.А. Щербаков, 797 — В.В. Радаев, 216 — М.В. Алешина и 574 — А.С. Ландо.

На наш взгляд, количественный анализ уже только этих данных способен обратить внимание исследовател на одну из возможных стратегий конструирования имиджевых характеристик политических акторов в региональных интернет-СМИ. Так, например, рассчитав среднее количество упоминаний того или иного политика в электронных СМИ за один мес ц (путем делени приведенных сумм их упоминаний на 12), получаем следующую картину.

Что мы имеем? Прежде всего, то, что в 2011 году значительно чаще других в отобранных дл анализа информационных ресурсах встречалась фамили губернатора П. Л. Ипатова.

На наш взгл д, это вполне объективно и закономерно. Очевидно, что фигура главы области вовлечена в большое количество политических событий

Среднее количество упоминаний политиков за один месяц (количество раз).

Диаграмма 1.

и процессов, играет одну из ключевых ролей в жизни всего региона, а потому посто я нно находится в центре внимания общественности и прессы. Вполне объяснимым представляется также и то, что второе по числу упоминаний место осталось за главой законодательной власти — В.В. Радаевым. С другой стороны, количественное отставание формально второго лица субъекта федерации от первого — практически в три раза — может показаться достаточно большим. Однако в насто щий момент мы не располагаем надлежащим исследовательским инструментарием, достаточным дл того,

чтобы оценить «степень приемлемости» подобного разрыва. По нашему мнению, разработка такого механизма по оценке «интенсивности» присутствия политиков в информационном пространстве региона вполне могла бы стать одной из задач современной политической коммуникативистики.

Однако, даже не имея возможности четко определить приемлемую частоту упоминаемости конкретного политика, трудно не обратить внимание на то, что фигура р дового депутата областной Думы А. С. Ландо упоминалась в саратовских интернет-издани х чаще, чем,

График 1.

Распределение общего количества упоминаний политиков по месяцам 2011 года (количество раз).

казалось бы, более высокие по своему политическому статусу заместители пред-седател регионального правительства и заместитель главы парламента (см. Диаграмму 1). Во многом это стало возможным потому, что очень часто А.С. Ландо фигурировал в прессе благодаря самым различным комментари м, которые он очень любит давать прессе. Вообще, на наш взгл д, степень присутстви (или частота упоминания) политика в СМИ сама по себе уже может рассматриваться в качестве одной из стратегий конструирования его имиджа: чем чаще человек « мелькает» в прессе, тем больше у него (или его имиджмейкеров) возможностей создать требуемый имидж. Разумеет-с , при условии, что данное информационное присутствие носит позитивный характер и никак не св зано с какими-либо скандалами, происшестви ми или судебными разбирательствами.

Еще одним проанализированным нами количественным показателем стало распределение суммарного массива публикаций по мес цам года. Подсчитав суммы упоминаний политиков за каждый конкретный меся ц, мы получили следующий расклад.

Из графика видно, что наименьшую активность в освещении де тель-ности региональных политиков саратовские интернет-ресурсы про вили в январе. Нетрудно предположить, что, скорее всего, это объ сн етс большим количеством праздничных дней, обычно приходящихся на начало года. К тому же, некоторые редакции, учиты-ва постпраздничное настроение, цар щее как во властных органах, так и среди читательской аудитории, иногда и вовсе принимают решение воз-обновл ять работу лишь в феврале. С большим, нежели обычно, количеством праздничных дней св зан и «спад» , пришедшийся на май. Что же касает-с августа, то в этом мес це некоторое снижение общего числа упоминаний политических де телей, суд по всему, было вызвано периодом отпусков: в это время отдыхали не только политики, но и журналисты.

Первый пик повышенной активности интернет-СМИ в упоминании

саратовских политиков пришелс на март-апрель. В первую очередь, это было св я зано с прошедшими 13 марта 2011 года выборами в городскую Думу Саратова и последующим обсуждением их итогов. Следующий — июльский — пик был продиктован сразу несколькими событи ми: публичным резонансом от крушени я теплохода «Булгари я», подготовкой к проведению партийных праймериз и всеобщим обсуждением заявления А.С. Ландо о т.н. «французском бизнесе» П.Л. Ипатова по доставке в Саратовскую область радиоактивных отходов. Сент брьский всплеск активности традиционно св зываетс с окончанием периода отпусков и началом нового политического сезона. Стремительный же рост количества публикаций в декабре, как нам представ-л етс , объ сн лс преимущественно тем, что именно в это врем прин то подводить итоги календарного года — в том числе и интересу сь мнением на этот счет видных политических фигур.

На наш взгл д, анализ кривой рас-пределени суммарного количества упоминаний по месяцам может быть полезен, если перед конкретным политиком стоит, скажем, задача обеспечить максимальное присутствие в информационном пространстве региона. В таком случае, естественно, необходимо учитывать и заранее предвидеть возможные пики и спады активности прессы — чтобы либо не выбиватьс из усредненного тренда, либо же, напротив, попытаться «сыграть от обратного» — активнее всего позиционировать себ тогда, когда большинство остальных публичных фигур, как правило, на врем уходит в медийную «тень». Выбор конкретной стратегии формиро-вани я имиджа, повторимся, зависит от самого политика и стоя щих перед ним задач.

Проиллюстрировать данное обсто -тельство можно на примере анализа динамики информационного присутстви каждой из находящихся в центре нашего внимания персон. Так, если совместить между собой графики усредненного количества упоминаний политиков с графиком упоминаний губернатора П.Л. Ипатова, получаем такой расклад.

График 2.

Сравнение количества упоминаний П.Л. Ипатова с усредненным количеством упоминаний всех шести политиков (количество раз).

Первое, что обращает на себя внимание, — это значительное суммарное превосходство количества упоминаний П.Л. Ипатова над усредненным показателем. Впрочем, как мы уже отмечали, ничего удивительного в этом нет. Второе, что также можно видеть, — это совпадение общих трендов динамики упо-минаемости. Разумеется, в отдельные

месяцы вектора кривых между собой не совпадали (так, например, у губернатора на март пришелся спад, а у всех политиков — один из пиков), однако в целом общие направления изменения активности присутстви в интернет-СМИ примерно идентичны.

То же самое можно заметить и на примере других политиков.

График 3.

Сравнение количества упоминаний политиков с усредненным показателем (количество раз).

Таким образом, очевидно, что в своем большинстве саратовские политики спонтанно или намеренно (на наш взгл д, преимущественно спонтанно) следовали в русле общих трендов упо-минаемости. Иными словами, даже если предположить, что подобная стратегия избиралась ими сознательно, они не демонстрировали желания конструировать собственный имидж за счет «контрастного» присутствия

в информационном поле — проя вле-ни максимума медийной активности в периоды всеобщего «затишь я» и наоборот.

Еще одним количественным показателем, который, по нашему мнению, заслуживает внимания в контексте данного исследовани , вл етс распределение общей суммы упоминаний конкретного политика по отдельным информационным ресурсам.

Диаграмма 2.

Распределение общей суммы упоминаний саратовских политиков по отдельным информационным ресурсам (количество раз).

|СарБиСи ЮМ 4 власть I СИ К I Взгляд ГТРК

&

&

е'

V

Из приведенной диаграммы видно, что различные интернет-СМИ, как правило, уделяли разное внимание отдельным политикам. Так, например, по сравнению с другими ресурсами портал «Общественное мнение» не сильно жаловал своим вниманием П.Л. Ипатова, но зато куда чаще (разумеется, в сравнении с объемом внимания, удел я вшегося другим фигурам) обращался к фигурам его подчиненных — А.Г. Бабичева и А.А. Щербакова. Тем самым акцент в дея-тельности областного Правительства как бы переносилс с его главы на зампредов. Обратную картину с участием тех же фигур можно было наблюдать применительно к «СарИнформу»: максимум внимани губернатору и «ничего сверх

меры» — его замам. Аналогичные закономерности легко обнаруживаются и применительно ко всем остальным политическим фигурам.

Рискнем предположить, что все это — не что иное, как очередной механизм конструирования имиджа. С той лишь поправкой, что в данном случае имидж выстраивается, скорее, не самими политиками, а их медийными союзниками или оппонентами. Таким образом, реша задачу по эффективному позиционированию конкретной политической фигуры в информационном поле, помимо совокупной частоты упоминаний в интернет-СМИ, необходимо также держать в уме распределение этих упоминаний по конкретным ресурсам.

В противном случае вполне может возникнуть ситуаци , когда позитивный имидж будет сконструирован лишь в одном, и при этом — далеко не самом вли тельном (с точки зрени посещаемости), сегменте медийного пространства.

Таким образом, подвод итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, повышению эффективности выстраивани требуемого политического имиджа способствует увеличение частоты упоминани конкретной фигуры в региональных СМИ. При этом принципиально важно, чтобы характер подобных упоминаний был «позитивным», то есть ассоциировался в сознании читателей с чем-то положительным и конструктивным.

Во-вторых, наращива информационное присутствие конкретной персоны в медийном пространстве региона, необходимо учитывать сезонные усредненные тренды активности прессы. В этом случае, в зависимости от сто щих перед политиком задач, можно либо органично вписыватьс в общие медийные циклы, либо же интенсифицировать собственное присутствие в информационном поле тогда, когда остальные заметные политические фигуры, напротив, снижают собственную активность.

Наконец, в-третьих, в качестве отдельного приема формировани я имид-

жа в региональных интернет-СМИ вполне можно рассматривать также и то, каким образом упоминани конкретного политика распредел ютс по различным издани м. Очевидно, что в отношении негативно настроенных информационных ресурсов политикам целесообразно добиватьс таких упоминаний, которые было бы трудно направить против них — например, путем предварительного оговаривани об зательности заверени собственных комментариев или интервью.

В целом же, мы полагаем, что при помощи количественного анализа имиджа публичных политиков в региональных СМИ можно получить достаточно достоверные и значимые дл политической теории и практики результаты. Вместе с тем, вы вить интенциональную направленность публикаций средствами исключительно количественного анализа, скорее всего, не представл я ется возможным. Как показывает опыт развити политической карьеры П.Л. Ипатова на посту губернатора Саратовской области, количество упоминаний политика в СМИ не всегда переходит в необходимое этому самому политику качество. Однако дл того, чтобы это качество оценить, безусловно, необходимо использовать эвристический потенциал не только количественного, но и качественного анализа.

Примечания:

1. Электронные адреса данных ресурсов: http://www.sarbc.ru, http://www.om-saratov. ru, http://www.4vsar.ru, http://www.sarinform.com, http://www.vzsar.ru и http://www. gtrk-saratov.ru соответственно.

2. В качестве таковых нами рассматривались публикации указанных медиа-ресурсов — в той части, где затрагивались различные аспекты деятельности региональных политических деятелей.

3. См., напр.: Боришполец К. Методы политических исследований. М.: АспектПресс, 2005. С. 51; Мангейм Б., Рич К. Политология. Методы исследования: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. А.К. Соколова. М.: Весь мир, 1999. С. 270-271; Назаров М. Массовая коммуникаци в современном мире: методологи анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 121.

References:

1. Electronic addresses of these resources: http://www.sarbc.ru, http://www.om-saratov. ru, http://www.4vsar.ru, http://www.sarinform.com, http://www.vzsar.ru and http://www. gtrk-saratov.ru respectively.

2. As those we considered publications of the mentioned media resources — in that part where various aspects of activity of regional politicians were addressed.

3. See, e.g.: Borishpolets K. Methods of political research. M.: AspectPress, 2005. P.e 51;

Mannheim B., Rich K. Political science. Research methods: transl. from English / ed. and foreword by A.K. Sokolova. M.: Ves mir, 1999. P. 270-271; Nazarov M. Mass communication in the modern world: methodology of the analysis and practice of research. M.: URSS, 1999. P. 121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.