Научная статья на тему 'Имидж педагога как главный критерий успеха детского хореографического коллектива'

Имидж педагога как главный критерий успеха детского хореографического коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ЛИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ВОСПИТАННИК / РЕБЕНОК / IMAGE / PERSONALITY / TEACHER / PUPIL / CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джагаева Татьяна Ерастовна, Жуйкова Наталья Андреевна

актуальность данной темы обусловлена необходимостью поисков наиболее результативных, наиболее соответствующих детской сущности педагогических методов. Личность педагога непосредственно создает в подсознании ребенка целый ряд абстрактных связей, которые имеют мощное влияние на результативность воспитательного процесса. В связи с этим имидж педагога можно считать одним из самых распространенных методов педагогического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имидж педагога как главный критерий успеха детского хореографического коллектива»

Джагаева Татьяна Ерастовна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, кафедра педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор, г.Владикавказ

Жуйкова Наталья Андреевна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, кафедра педагогики и психологии, соискатель, г.Владикавказ

Dzhagayeva Tatyana Erastovna, The North-Ossetian state university named after K.L.Khetagurov, professor of interfaculty chair of pedagogics and psychology,

doctor of pedagogical sciences, Vladikavkaz

Zhuykova Nataliya Andreevna The North-Ossetian state university named after K.L.Khetagurov competitor of interfaculty department pedagogics and psychology

Vladikavkaz

Имидж педагога как главный критерий успеха детского хореографического коллектива

The teachers image as a maincriterion of the success in the child's choreographic collective

Аннотация.актуальность данной темы обусловлена необходимостью поисков наиболее результативных, наиболее соответствующих детской сущности педагогических методов. Личность педагога непосредственно создает в подсознании ребенка целый ряд абстрактных связей, которые имеют мощное влияние на результативность воспитательного процесса. В связи с этим имидж педагога можно считать одним из самых распространенных методов педагогического воздействия. Abstract: аctuality of this theme is conditioned by necessity of searching most effective, most proper for child's essence pedagogical methods. The personality of the teacher directly creates in the sub consciousness of the child a number of abstract connections which have a powerful influence on the educational process. In this connection, image of the teacher can

be counted as one of the most widespread methods of pedagogical influence.

Ключевые слова: имидж, личность, педагог, воспитанник, ребенок. Keywords: image, personality, teacher, pupil, child.

Искусство нравиться есть великая тайна, которая, даруемая ли природою или похищаемая упорным усилием, в обоих случаях достойна уважения и зависти.

П.А. Вяземский

УДК 37.011.31

Имидж - это представление окружающих людей о личности и деятельности какого-

либо человека, «..... - это искусство управлять впечатлением». Э.Гофман. «Имидж» -

английское слово, обозначающее «образ», «ореол». Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо. Забота о своем имидже - это запечатление его в сознании людей. Выражение «сделать себе имидж» - в русском переводе будет звучать как «вообразить себя» [1].

Это только начало фразы, которая требует продолжения: вообразить себя кем-то, например, педагогом. Иными словами, иметь имидж педагога - значит казаться таковым на самом деле. Это своего рода маска. Она должна подсказывать окружающим, какого отношения к себе ожидает от них носящий ее человек. Это понятие включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные, говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль научного знания - имиджелогия (наука об имидже и его создании).

В основу формирования имиджа педагога можно отнести этические, психологические, социально-психологические основы. Они оказывают влияние, как на формирование личности человека, так и на представление человека о самом себе и представление, создающееся об этом человеке у окружающих.

Для того чтобы правильно создать собственный имидж, педагог должен придерживаться ряда правил. Главной задачей, является контакт с каждым ребенком и коллективом в целом. Эта взаимосвязь должна способствовать эффективности работы, достижению целей и задач, поставленных перед организацией.

В каждом индивиде есть способность нравиться людям. Как показывают исследования, чем больше прилагается усилий в проявлении способности нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные и информационные характеристики личности.

Один из первых отечественных специалистов по имиджированию В.М.Шепель выделяет три группы качеств, обладание которыми дает шансы решить проблему имиджа [5]. В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека) и красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества составляют набор природных способностей, обозначаемых понятием «умение и желание нравиться людям».

Во вторую группу входят такие качества, как образование и воспитание. Сюда относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение технологией общения (способность к межличностному общению, деловой спич, умение преодолевать конфликтные ситуации).

К третьей группе относится жизненный и профессиональный опыт личности. Очень ценно, когда жизненный и профессиональный опыт помогает личности обострить интуицию.

Психология имиджа опирается на всю систему психологических наук. Наиболее близко к проблематике имиджа находятся: когнитивная психология, глубинная психология

(Фрейд, Юнг, Адлер и современные неофрейдисты, социальная психология, психология личности) [3].

Снайдер, развивая идеи Гофмана, утверждает, что есть две категории людей: с низким и с высоким уровнем самомониторинга. Первая категория - это люди, обращающие внимание на впечатление, которое они производят; вторая - обращает внимание больше на себя, на свое внутреннее состояние. Они руководствуются своими убеждениями; это прямолинейные люди [1]. Итак, имидж педагога - это целая структура, состоящая из отдельных частей. Попробуем рассмотреть их по отдельности. Профессиональная деятельность предполагает следование нормам этикета. Этикет - правила поведения, установленные нормы обращения в какой-либо социальной среде, своеобразные инструкции по поведению, стилю, манерам, что принято, а что нет, что одобряется в данной среде или образовательном учреждении, а что - нет.

Имидж педагога - это своего рода аура, через которую проходит информация от руководителя к ребенку. Она может усилить контакт, может ослабить, а может и полностью исказить его. Авторитет педагога действует на ребенка и в его отсутствие. Если воспитанники относятся к педагогу с уважением - а «правильный» имидж является важным фактором формирования уважительного отношения, - то даже когда его нет рядом, такое восприятие помешает ребенку вести себя не соответствующе, не выполнить задание или выполнять его не в полную силу. Уважения заслуживает тот педагог, с которого берут пример. Руководитель должен осознать, что он управляет коллективом, регулирует, несет юридическую, правовую ответственность за его деятельность. Обретение профессионального имиджа не должно быть самоцелью, однако обладание им составляет весьма существенную личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.

Часть культуры общения с ребенком составляет создание привлекательного имиджа. По мнению многих психологов, внешний вид имеет не маловажное значение в процессе воспитания. Ребенок конечно с интересом и удовольствием посещает занятия педагога с приятной внешностью, как в одежде, так и в поведении. Психологи неоднократно убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере, в восьми наше первоначальное впечатление о других людях складывается по их внешним данным [2]. Внешняя составляющая имеет множество аспектов, как говорят «от носков до самой головы», значит от обуви до прически, включая мимику, манеры и т. д. Говоря точнее, необходимо перечислить следующие виды имиджа внешности: вербальный имидж (что говорит педагог, как говорит, что и как пишет), овеществленный имидж (предметы, аксессуары, которые его окружают), кинетический имидж (движения рук, головы и т.д.). Отсутствие привлекательных внешних данных не перекрывает дорогу к созданию благоприятного личного имиджа. Для этого только надо хотеть и уметь наилучшим образом выразить свои сильнейшие личностные качества.

Педагог должен быть талантливой личностью. Но практика показывает, что 99 человек из 100 не имеют возможности проявить свой педагогический талант и всю жизнь занимаются не своим делом. Еще Н.А.Добролюбов писал, что человек со способностями министра мучается на кучерских козлах, а другие, со способностями кучера, изнемогают в высоких министерских креслах[1].Таким образом, имидж становится параметром профпригодности руководителя. Никто бы не назначил в наше время руководить детским коллективом строителя. Он не знает элементарных законов той отрасли, в которой работает данный коллектив.

Тактичность педагога является одной из самых важных методов работы в социально-психологической сфере. Золотое правило критики: критиковать наедине, причем не личность, ее действия. Униженный ребенок - даже если его правильно критиковали, но при всех, будет деморализован и малоэффективен. Протест, агрессивность, попытка искать виновных - реакция ученика. А вот хвалить, наоборот, важно при всех и за малейшие успехи! Подкрепление успешного поведения - это стимул для дальнейших трудовых

подвигов. Уважение, высказанное в виде похвалы при всех - это «психологический хлеб». Часто педагоги экономят на добрых словах. Это грубая педагогическая ошибка. Смысл положительной оценки ребенка состоит в том, что те люди, которые относятся к нам положительно, воспринимаются как более привлекательные. Отсюда стратегия: чтобы завоевать симпатию ученика, следует относиться к нему хорошо внутренне.

Педагог должен уметь анализировать свой персональный имидж, уметь выявить ее наиболее слабые стороны и предпринять меры для их корректировки. Тем самым соответственно может улучшить и закрепить свой положительный имидж руководителя, и коллектива в целом.

Педагог тонкий психолог, он умеет слушать своих воспитанников и четко выражать свои мысли относительно конкретной ситуации. Производя впечатление доброго человека, надо на несколько шагов вперед просчитывает свои слова и прогнозирует, как должен сложиться контакт с тем или иным человеком.

На наш взгляд учитель танца прежде чем требовать от ребенка правила поведения должен контролировать себя в плане дисциплины.

Без этого невозможно призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому настоящий педагог умеет контролировать свои эмоции и настроения, изучает эмоции учеников, и находит к ним подход.

Время от времени руководитель все-таки позволяет дать волю своим эмоциям. Это должно происходить крайне редко, но обязательно по делу, а не по настроению. В этом случае, можно повысить тон, отругать, не стесняясь указать на ошибки. Но при этом всегда надо стараться дать конструктивный анализ проблемы и найти пути ее разрешения.

Поведение учителя - эталон для подражания воспитаннику. Вежливость и корректность в обращении с учениками и родителями, четкое и ясное выражение своих мыслей, грамотное построение предложения, ее яркая и образная речь. Такой стиль поведения способствует внутренней собранности и вниманию каждого отдельно взятого ребенка на выполнение общего дела.

Каждый ребенок хочет чувствовать, что он является ценностью для коллектива, которая несет и максимально делает вклад в творческой жизни коллектива. В каждом из них есть что-то свое особенное, индивидуальное, и педагог должен дать ему возможность реализоваться.

Руководитель детского хореографического коллектива является публичным деятелем, так как в своей работе он постоянно вступает в общение с различными социальными группами: учащимися, педагогами, техническим персоналом, родителями, вышестоящим руководством, общественностью. Поэтому руководителю надо стремиться быть обаятельной и авторитетной личностью. Обладание названными характеристиками и их нравственно-профессиональная весомость имеет большое значение для утверждения общественного статуса педагога. Без должного социального признания работа творческого коллектива не имеет будущего. Многие ученые педагоги подчеркивают «педагог - это «Светило» для учащихся, «Личность», обладающая неординарной человеческой притягательностью. Он - является лучшим примером для своих воспитанников. Должность обязывает никогда не забывать о том, что в любую минуту на руководителя может быть устремлено множество глаз. И именно он задает тон и создает дух коллектива, которым руководит»[1].

Вряд ли у кого-нибудь вызовет сомнение ответ на вопрос - какого педагога любят дети, кто пользуется большим уважением - тот, который всегда кричит, раздражителен и агрессивен или тот, который спокойно объясняет поставленную перед ребенком задачу?

Понятие «имидж» применимо не только к педагогу, но и к коллективу. Имидж ансамбля зависит и от личного имиджа руководителя, а имидж организации влияет на имидж воспитанников. Только совокупность этих аспектов создает перед общественностью ясную картину того, что это за коллектив и какие у него дальнейшие перспективы. Положительный имидж привлекает новых учащихся, а хорошая репутация гарантирует, что они будут обращаться к его услугам снова и снова. Достаточно 10 секунд, чтобы родитель сделал те или

иные выводы о характере, надежности и серьезности организации, основываясь на первом впечатлении. Первое впечатление оказывается решающим и во многом определяет дальнейшее развитие отношений родителей с руководителем. Люди чаще ищут подтверждение первому впечатлению, нежели пытаются составить новое, и если первое впечатление негативное, то придется затратить много времени и сил, чтобы разрушить такую установку.

Отрицательный имидж руководителя чаще всего только усиливает недоверие родителей к учреждению или к его услугам. При прочих равных условиях положительный имидж преподавателя будет являться ее конкурентным преимуществом.

Литература

1. Баранова Л. И. Имидж руководителя образовательного учреждения и его роль в управлении персоналом.Челябинск, 2012, 47с.

2. Добролюбов Н.А. Вопросы заданные жизнью. Советская Россия.1986, 350с.

3. Толкунова С.С. Формирование имиджа руководителя современного образовательного учреждения; его слагаемые и категории .2012, 61 с.

4. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект-Пресс, 2002, 223с.

5. Колоскова М. Внутренний имидж руководителя. Персонал Микс, №6 / 2001.

6. Шепель В.М. Имеджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002.257с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.