Д.Г. ПЕРЕДНЯ кандидат социологических наук, доцент, старший преподаватель кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России
Р.Р. ФАТХУТДИНОВ слушатель магистратуры Академии управления МВД России
Имидж органов внутренних дел как сфера применения социальных технологий
Массовая культура - мощное средство воздействия на общественное сознание, позволяющее сгладить взгляды и вкусы, подстроить их под сложившиеся стереотипы. Одним из ее проявлений является имидж. В последнее время все чаще обсуждаются имиджи социальных институтов и государственных организаций России. Не остается без внимания и имидж органов внутренних дел.
Имидж ОВД - образ-представление общественного сознания, методом ассоциаций наделяющий объект (ОВД) дополнительными свойствами (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самих ОВД, но обладают социальной значимостью для индивидов, воспринимающих такой образ и переносящих указанные свойства на сотрудников полиции, юстиции и внутренней службы. «Имидж» ограничивает рациональное познание ОВД и в то же время своим внушающим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку действия, тем самым способствуя или препятствуя эффективному функционированию важной части правоохранительной системы, которой являются органы внутренних дел.
Для того чтобы применять социальную технологию в деле формирования имиджа, концептуально представим
* Передня Дмитрий Григорьевич, е-таН; [email protected]
имидж ОВД, который присутствует в общественном сознании. Для этого выделим три уровня существования имиджа: мифологический (абстрактный), виртуально-стереотипный, предметный (конкретный).
В ходе социальных взаимодействий и отношений на каждом из этих уровней восприятия формируется своя часть имиджа. Рассмотрим последовательно каждый из них.
Мифологический уровень восприятия - это глубинный, наиболее общий (абстрактный) слой коллективного бессознательного, который хранит социогенетическую память человеческого рода. Содержимое коллективного бессознательного является сознанию в виде мифов, символов и образов. Они, в свою очередь, опираются на универсальные социальные структуры, устойчивые элементы - архетипы. Архетип как единица мифологии выступает средством коммуникации и носителем деперсонализированной информации. Поскольку мифология базируется на сверхъестественном, она дает человеку возможность удовлетворить одну из его фундаментальных потребностей: выйти за пределы собственной личности и рационального существования1.
Мифологическое мышление является специфическим способом мировосприятия. В процессе коммуникации общественное сознание наделяет сотрудников ОВД и саму организацию качествами, которые могут быть им не присущи, а менее значимые или же «невыгодные» в данный момент свойства отбрасывает. Воздействие, оказываемое, например, сержантом полиции, перестает быть воздействием конкретной личности или имиджа; оно приобретает совершенно новые качества и эффективность. По существу, происходит мифологизация образа человека, обеспечивающего правопорядок.
В общих чертах мифологизацию сознания по отношению к ОВД можно определить как существование в общественном сознании определенных моделей социального поведения, основанных на мифологических эталонах, которые создавались в процессе борьбы добра со злом, защиты населения от разбойников и прочего «лихого люда», избавлений от насилия и угроз криминального характера, самопожертвования во имя законности и правопорядка. При этом воздействие мифов коллективного бессознательного косвен-
1 Антонян Ю.М. Миф и вечность. М., 2001, с. 16.
ным образом опосредует восприятие современным массовым сознанием органов внутренних дел - основного элемента современной правоохранительной системы российского государства.
На этом уровне формируются глубинные устойчивые представления о том, какими должны быть сотрудники и как они должны взаимодействовать с народом. Здесь находится конгломерат неявных социальных настроений, скрытых желаний, неосуществленных стремлений, человеческих чувств. Здесь хранятся древнейшие надежды на сильного богатыря, доброго молодца, заступника-освободителя, способных покарать злодеев, здесь существует иррациональная вера в победу добра над злом, справедливости над беззаконием. Этот уровень связывает нас с животным миром, где наиболее сильные в стае во главе с вожаком всегда готовы к защите своих владений и имеют право требовать к себе уважения, подчинения, соблюдения норм и правил, оформленных в виде юридических законов или традиций и обычаев. В каком- то смысле на этом уровне восприятия ОВД каждый гражданин, особенно если он мужского пола, имеет возможность почувствовать себя в праве оберегать законность и осуществлять защиту как себя, так и близких. Этот неочевидный аспект мифологического уровня миропонимания индивидов следует иметь в виду, разрабатывая технологию формирования имиджа органов внутренних дел.
Хотелось бы подчеркнуть, что на мифологическом уровне трудно формировать имиджевую концепцию ОВД с помощью современных информационных технологий, поскольку глубинные психические структуры практически не подвергаются изменениям. Эволюция этих структур происходит по своим внутренним законам.
Виртуально-стереотипный уровень восприятия отражает господство средств массовой коммуникации. Информационные потоки современных электронных и печатных СМИ приносят огромное количество однопорядковых для восприятия информационных единиц: события в Сирии, новости из Украины, цены на нефть, счет футбольного матча на чемпионате мира в Бразилии, концерты поп-звезд, телесериалы, аналитические программы, выступление Президента, погода и т.д. Внутри информационного потока все эти и другие единицы являются равноудаленными от соз-
нания воспринимающего субъекта. Для человеческого восприятия нет никакой разницы между операцией по задержанию организованной преступной группы и результатом теннисного турнира. Таким образом, имидж ОВД на этом уровне приобретает виртуальный характер: выключил телевизор и нет проблем с преступностью, безопасностью, беспризорностью и т.п. Картинки и рекламные блоки на телеэкране постоянно меняются. Каждую минуту происходит что-то новое. У современного человека не остается времени для того, чтобы объективно сформировать собственное рациональное отношение к демонстрируемым событиям. Гораздо проще положиться на уже выработанное стереотипное мнение, заботливо подсказываемое СМИ.
Массовое сознание (впрочем, как и индивидуальное) весьма консервативно. Все многообразие современного мира склонно умещать в своеобразные схемы, создавая стереотипы. Стереотипизация - это шаблонный способ мышления, помогающий человеку осознать реальность, сделать ее более понятной и менее сложной. Многие из этих стереотипов складывались годами, другие - десятилетиями или столетиями. Важно то, что в данный момент этот ряд представлений создает у граждан устойчивый, воспроизводимый социальный стереотип «органы внутренних дел», который может всплывать в нашем бессознательном всякий раз, когда в поле внимания попадают полицейский автомобиль или сотрудник в форме полиции. Виртуальный уровень имиджа ОВД может включать самые разнообразные и разнопорядковые понятия. Для массового сознания безразлично, «серьезен» тот или иной стереотип или нет. Единственный критерий - они все существуют и работают. При этом совершенно неважно, соответствуют ли эти стереотипы действительности. Будучи виртуальными по своей природе, они абсолютно реальны в массовом сознании.
Предметный (конкретный) уровень восприятия отражает реальное взаимодействие людей с правоохранительной системой в целом и с органами внутренних дел, в частности, теми ее элементами, которые физически осуществляют ее функционирование или имеют к ней отношение: территориальные органы полиции; соседский сын, работающий в органах; полицейские, встречающиеся на улице, участковый уполномоченный по месту жительства и т.д. Каким бы ни был целенаправленно конструируемый имидж ОВД, именно
на этом уровне он претерпевает самую значительную коррекцию. От взаимодействия с конкретными представителями полиции, юстиции и внутренней службы зависит результат восприятия органов внутренних дел в целом.
Особенно важен положительный имидж для отдельно взятого сотрудника. Для конкретности в дальнейшем будем говорить о сотруднике полиции как о наиболее большой по численности части работников системы ОВД и чаще других вступающих во взаимодействие с гражданами. Он складывается обычно из ряда поведенческих характеристик. Привлекательный внешний вид, корректное, но в то же время естественное поведение, грамотная речь, уверенность в высказываниях и суждениях, достойные манеры, спокойная реакция на похвалу и критику, профессионализм - из таких характеристик складывается положительный образ сотрудника правопорядка. Из противоположных - отрицательный.
На этом уровне понятие «имидж ОВД» тесно смыкается с понятием «репутация ОВД». Рассматривая это понятие, необходимо иметь в виду следующее: репутация формируется в процессе непосредственных деловых контактов организации с клиентами и партнерами, которые становятся носителями информации о позитивной или негативной репутации; репутация складывается на основе фактов, свершившихся в течение прошлых лет1. Применительно к нашему исследованию и опираясь на наработки Т. Юдиной, репутацию органов внутренних дел можно трактовать как общественную оценку, мнение представителей внешней и внутренней среды ОВД о результатах их деятельности2.
На конкретном уровне отражения образ органов внутренних дел воспринимается особенно благоприятно, если явно просматриваются положительные для общества результаты их функционирования. Речь не обязательно должна идти об искоренении преступности как таковой во всех ее проявлениях. Важно обеспечение посредством ОВД социально-экономических и политических интересов населения внутри России, а также участие в подготовке исходных позиций для эффективных межгосударственных перегово-
1 См.: Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. М., 2004, с. 132.
2 См.: Юдина Т. Репутация высшего учебного заведения и ее потребители // Проблемы теории и практики управления, 2014, № 1, с. 108.
ров по различным вопросам на основе достаточного уровня законности и правопорядка в стране. К сожалению, не часто можно услышать из средств массовой коммуникации о том, что статус России в мире во многом обеспечен эффективной работой органов внутренних дел. Положительное чаще не замечается, а недостатки выпячиваются.
Охарактеризуем взаимосвязь виртуально-стереотипного имиджа и конкретного. Так как человек живет не только в реальном мире, но и в мире символическом, который сейчас во многом виртуализировался, то мы можем рассматривать эту часть имиджа как единицу именно этого символического мира. Люди активно оперируют символическими процессами, часто даже не отдавая себе в этом отчета. Например, говоря об университете как о храме науки, мы совершаем метафорический перенос одной символической конструкции в виде слова «храм» на совершенно иной объект. Но такой перенос позволяет резко завысить символическую значимость нового объекта чисто вербально. Многие проблемы с восприятием ОВД являются проблемами, которые можно решить именно на коммуникативном уровне. При этом они не потребуют для своего решения серьезных материальных вложений. Другими словами можно сказать, что полиция должна не только эффективно работать по всем направлениям, закрепленным в законе «О полиции», но и население должно быть уверено, что полиция выполняет свою работу эффективно. Это как бы две составляющие одного целого: реальная сторона деятельности полиции и ее символическая, виртуально-стереотипная сторона.
Мы провели социологическое исследование, нацеленное на получение эмпирических данных по проблемам имиджа ОВД в современных условиях. Оно проводилось в виде формализованного анкетного опроса. Было опрошено 426 респондентов обоих полов, примерно половина участников опроса были сотрудники ОВД, остальные - обычные граждане в возрасте от 19 до 37 лет. В числе сотрудников были представители большинства регионов станы, отобранных случайным образом, другая часть выборки состояла примерно на 40% из жителей Москвы и Подмосковья, остальные представители были из различных регионов России.
В одном из вопросов респондентам предлагалось оценить имидж полиции разных стран. Имидж полиции США (7,72) и РФ (3,69), по мнению респондентов, которые не яв-
ляются сотрудниками ОВД, отличается почти в два раза. Такой разрыв объясняется в основном тем, что широкая экспансия американских фильмов на российских экранах и значительная роль кино как агента вторичной социализации повлияла на имидж российских ОВД. Люди сравнивают виртуальную полицию США (т.к. с реальными полицейскими россияне не сталкиваются) с виртуально-реальной полицией России, сравнение оказывается не в пользу российских правоохранителей.
Такое положение дел может объясняться как более эффективным воздействием американских средств массовой коммуникации на сознание россиян, так и феноменом относительной депривации, суть которого можно выразить высказыванием: если бы мы не знали что у них так «хорошо», то не стали бы думать, что у нас так «плохо».
Именно трехуровневое понимание имиджа должно лечь в основу его регулирования посредством технологии. Технология формирования имиджа ОВД - стандартизированное средство социальной регуляции, преобразующее и корректирующее имидж ОВД в общественном сознании посредством совокупности специфических знаний о способах информационного воздействия на индивидов с целью изменения восприятия имиджа ОВД и модификации их поведения в интересах поддержания правопорядка.
Применение технологии позволяет построить информационные модели на основе знако-символического ряда, формирующего в сознании индивидов идеальные представления о социально значимых свойствах органов внутренних дел - тех свойствах, которые важны для процесса внутри-группового и межгруппового социального взаимодействия, которые жизненно важны как для отдельного индивида, так и для общества в целом.
Подводя итог, отметим, что любые содержательные размышления относительно имиджа ОВД становятся возможными, если придерживаться социологического подхода к его анализу, важно видеть многогранность и неоднозначность этого феномена. Имидж ОВД - это, в первую очередь, надындивидуальное образование, существование его в общественном сознании населения является результатом социального взаимодействия и социальных отношений, складывающихся в общественной среде, обусловлено множеством внешних и внутренних факторов. Он имеет струк-
туру, направленность и уровни восприятия, а значит есть все возможности для его целенаправленного изучения с использованием всего арсенала социологических методов сбора и анализа данных и для его изменения посредством социальной регуляции в форме технологии.
Передня Д.Г., Фатхутдинов Р.Р. Имидж органов внутренних дел как сфера применения социальных технологий. В статье определяются понятия «имидж ОВД», «технология формирования имиджа ОВД». Авторы выделяют три уровня существования имиджа: мифологический (абстрактный), виртуально-стереотипный, предметный (конкретный). В заключение высказываются соображения о возможности и важности исследования имиджа ОВД и его изменения посредством технологически оформленного социального регулирования.
Ключевые слова: имидж органов внутренних дел, структура имиджа, технология формирования имиджа ОВД.
Perednya D.G., Fatkhutdinov R.R. The image of the internal Affairs bodies as the scope of social technologies. The article defines the concept of «image of the internal Affairs bodies», «technology of image formation of the internal Affairs bodies». The authors identify three levels of existence image: mythological (abstract), virtual-stereotypical, subject (specific). In conclusion, considerations about the possibility and importance of the study of the image of the internal Affairs bodies and its changes through technologically feature of social regulation.
Key words: image of the internal Affairs bodies, the structure of the image, the technology of forming the image of the internal Affairs bodies.