Научная статья на тему 'Имидж органов региональной законодательной власти (на примере Республики Коми): История и современность'

Имидж органов региональной законодательной власти (на примере Республики Коми): История и современность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
236
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ИМИДЖ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ / РЕСПУБЛИКА КОМИ / IMAGE / STATE POWER BODIES / PUBLIC RELATIONS / PARLIAMENTARISM / STATE COUNCIL / THE KOMI REPUBLIC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казакова Карина Ацамазовна

В статье исследуется вопрос об эволюции имиджа региональной законодательной власти на примере Государственного Совета Республики Коми. Получили освещение исторические этапы становления парламентаризма в регионе Коми, уделено внимание изучению роли связей с общественностью в сфере государственного управления и их влиянию на формирование имиджа Государственного Совета Республики Коми. На основе анализа мнений местной молодёжи выявлен существующий имидж Государственного Совета Республики Коми, дана его оценка и разработаны конкретные практические рекомендации по его дальнейшей оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Казакова Карина Ацамазовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF REGIONAL LEGISLATIVE BODIES (BY THE EXAMPLE OF THE KOMI REPUBLIC): HISTORY AND MODERNITY

The article examines the evolution of regional legislative power image by the example of the State Council of the Komi Republic. The author describes the historical stages of parliamentarism formation in the Komi region, considers the role of public relations in the sphere of public administration and their influence on the formation of the KR State Council’s image. Having analysed the opinions of the regional youth, the author estimates the existing image of the KR State Council, analyses it and proposes practical recommendations for its further optimization.

Текст научной работы на тему «Имидж органов региональной законодательной власти (на примере Республики Коми): История и современность»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.9.4

Казакова Карина Ацамазовна

ИМИДЖ ОРГАНОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ): ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье исследуется вопрос об эволюции имиджа региональной законодательной власти на примере Государственного Совета Республики Коми. Получили освещение исторические этапы становления парламентаризма в регионе Коми, уделено внимание изучению роли связей с общественностью в сфере государственного управления и их влиянию на формирование имиджа Государственного Совета Республики Коми. На основе анализа мнений местной молодёжи выявлен существующий имидж Государственного Совета Республики Коми, дана его оценка и разработаны конкретные практические рекомендации по его дальнейшей оптимизации.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2019/9/4.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 9. C. 23-26. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

14. Сенюкова И. «Монди СЛПК» 50 лет спустя // PRo город. 2019. 22 июня.

15. Чупров А. С. Энергетика Республики Коми: в 3-х т. История электрификации и теплофикации народного хозяйства (1908-1965). Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2000. Т. 1. 696 с.

16. Яковлев А. Как строился город // Ухта. 1983. 14 сентября.

INDUSTRIAL PR AS A CITY-FORMING FACTOR OF TERRITORIAL DEVELOPMENT (BY THE EXAMPLE OF THE KOMI REPUBLIC)

Gorunovich Aleksei Nikolaevich, Ph. D. in History, Associate Professor Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin Gorunovich521@yandex. ru

The article considers the role of such a relatively new trend as industrial PR in the development of the Russian industrial enterprises, cities and territories. By the example of the Komi Republic the author analyses city formation models in the historical retrospective and identifies new trends in this process. "Mondi Syktyvkar Timber Industry Company" is the biggest city-forming enterprise in the Komi Republic, it can serve as a model to examine the manifestations of industrial PR and how it influences the company and the city.

Key words and phrases: industrial PR; city formation; "Mondi Syktyvkar Timber Industry Company"; Syktyvkar; The Komi Republic; internal communications; external communications.

УДК 908; 93/94 Дата поступления рукописи: 16.06.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.9.4

В статье исследуется вопрос об эволюции имиджа региональной законодательной власти на примере Государственного Совета Республики Коми. Получили освещение исторические этапы становления парламентаризма в регионе Коми, уделено внимание изучению роли связей с общественностью в сфере государственного управления и их влиянию на формирование имиджа Государственного Совета Республики Коми. На основе анализа мнений местной молодёжи выявлен существующий имидж Государственного Совета Республики Коми, дана его оценка и разработаны конкретные практические рекомендации по его дальнейшей оптимизации.

Ключевые слова и фразы: имидж; органы государственной власти; связи с общественностью; парламентаризм; Государственный Совет; Республика Коми.

Казакова Карина Ацамазовна, к.и.н.

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина kazkarin@yandex. гы

ИМИДЖ ОРГАНОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ): ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Современное развитие российского общества, демократичность и рыночная экономика внесли существенные изменения во взаимоотношения между обществом и властью. Сегодня процессы и стадии государственного управления, а именно принятие решений, организация, координация и контроль их выполнения, невозможны без информационного сопровождения. Такая гласность стала неотъемлемым качеством государственного управления, а связи с общественностью выступают своеобразным проводником и координатором политики открытости между властью и обществом, содействуя увеличению осведомленности общественности о деятельности государственных структур. Промедление или замалчивание социально-значимой информации в современных условиях крайне отрицательно отражается на имидже власти (то есть её образе в фокусе общественного мнения). Кроме того, используя инструменты связей с общественностью, государственная власть получает возможность создавать устойчивую репрезентативную обратную связь, определяющую эффективность всего процесса управления. Не следует забывать и то, что, являясь инструментом политического управления, связи с общественностью могут способствовать завоеванию и удержанию власти и политического влияния.

Таким образом, в XXI веке в отношении органов государственной власти наблюдаются две тенденции: забота о формировании позитивного имиджа и активное привлечение для этого методов связей с общественностью. Все это определяет актуальность темы исследования. Данная тема впервые раскрывается в социально-исторических трудах, что, в свою очередь, составляет ее научную новизну.

Цель настоящего исследования - анализ этапов становления парламентаризма в регионе Коми и выявление проблемных мест в восприятии региональной законодательной власти местной молодежью.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить исторические этапы становления парламентаризма в регионе Коми, проанализировать сущность связей с общественностью в сфере государственного управления; изучить существующий имидж Государственного Совета РК и разработать практические рекомендации по его оптимизации.

Настоящее исследование имеет теоретическую и практическую основы. В качестве теоретической основы использовались Конституция Республики Коми, информация с официального сайта о текущей деятельности Государственного Совета РК, труды историков и специалистов, занимающихся разработкой вопросов государственного PR. Практическую часть составило специальное исследование лидеров мнений среди молодежи относительно деятельности Государственного Совета РК.

С исторической точки зрения, законодательная власть региона Коми ведет свой отсчет с момента образования Коми Автономной Советской Социалистической Республики (Коми АССР), которое произошло в 1936 году [5, с. 314-315]. Именно преобразование Коми автономной области в автономную республику давало возможность населению иметь свой Основной Закон, свой Верховный Совет, свое правительство [Там же, с. 316]. Конституция Коми АССР была принята в 1937 году [Там же]. Согласно данной Конституции, высшим органом государственной власти региона становился Верховный Совет Коми АССР (он же был «единственным законодательным органом Коми АССР») [7, ст. 19, 21]. А уже 26 июня 1938 года состоялись первые выборы депутатов Верховного Совета Коми АССР, что и «является днем рождения законодательной власти республики» [3].

Переходя к вопросу об отношении жителей Коми АССР к органам власти, стоит сказать, что в условиях тоталитарного государства нет особой необходимости предпринимать какие-то особые действия по формированию позитивного имиджа власти, так как она позитивна априори. Все, кто с этим был хотя бы в малой степени не согласен, были подвержены репрессиям. Кроме того, в условиях сращивания партийного и государственного аппарата, когда Верховный Совет Коми АССР «был формальным прикрытием фактической власти партии» [5, с. 318], не могло быть неправильной нормотворческой деятельности. То есть все, что предпринимала законодательная власть, делалось с одобрения партии, сомневаться в которой никому не было позволено. А значит, не могло быть реальной критики в адрес законодательного органа власти Коми АССР, как не могло быть и сомнений в его легитимности. Можно говорить, что в этих условиях формировался формально позитивный имидж законодательной власти региона (как, впрочем, и по всей стране), который не требовал каких-то узкоспециальных мероприятий для этого. Пропаганда и запущенная репрессивная машина делали свое дело достаточно эффективно.

После распада Советского Союза ситуация стала меняться. В соответствии с Конституцией Республики Коми, принятой в 1994 году, высший законодательный орган стал называться «Государственный Совет» [8, ст. 71]. Но изменилось не только название. Поменялись и принципы деятельности органов власти в плане их отношений с общественностью. Откровенная пропаганда ушла в прошлое. В условиях демократии власть должна быть открытой для общества, ее решения должны быть понятны ему. Только в этом случае можно говорить о выстраивании доверительных отношений между властью и обществом. То есть демократическая власть для того, чтобы заручиться поддержкой со стороны народа, должна использовать более тонкие инструменты, нежели пропаганда и насилие. Тем самым власть окажется ближе к народу, что позволит работать по принципу открытого диалога. В этом случае нормативные акты, исходящие от законодательного органа власти, будут легче и быстрее приниматься общественностью.

Говоря о связях с общественностью как об инструменте политической коммуникации, известный российский PR-практик А. Н. Чумиков подчеркивает, что миссией связей с общественностью в этой сфере является достижение необходимого уровня легитимности [10, с. 618]. Другими словами, проведение политики открытости и гласности, прежде всего, направлено на признание и одобрение большей частью общества власти и ее конкретных представителей. В противном случае, если носитель власти признается большей частью общества как нелегитимный, то рано или поздно он теряет и саму власть. Легитимность власти важна еще и потому, что общественность признает право власти отдавать распоряжения и добровольно соглашается эти распоряжения выполнять. Более того, в определенных ситуациях, когда другие источники уже исчерпаны, легитимность может стать для власти единственным ресурсом. Например, в случае введения непопулярных мер в условиях экономического кризиса.

Однако не следует подменять технологии связей с общественностью пропагандой, как это не раз было в советский период истории Российского государства. По мнению В. С. Комаровского, в данном случае главные принципы связей с общественностью (согласование интересов, партнерское управление, совместное разрешение конфликтов) приобретут искаженные черты, которые препятствуют гармонизации отношений общества и власти [6]. Таким образом, внимание PR-структур органов государственного управления сосредоточено на выстраивании двусторонней коммуникации между обществом и властью. Фактически, только налаженная обратная связь с широкой общественностью и контроль органов государственного управления институтами гражданского общества способны предупредить произвол и злоупотребление властью управленческого аппарата [2, с. 9].

В научной литературе существуют разные точки зрения на цели существования института связей с общественностью в органах власти. По мнению А. Маркова, главными целями связей с общественностью являются формирование и реализация информационной и имиджевой политики организации [9]. Другое мнение высказывают И. А. Василенко и Е. В. Василенко. С их точки зрения, перед службами по связям с общественностью в органах государственной власти стоят две основные цели: просвещение населения в отношении деятельности государственных институтов и создание благоприятного общественного климата для осуществления политических и государственных программ; информирование лиц, принимающих решения, о существующей и возможной реакции общественности на проводимую и намеченную государственную политику [1, с. 15].

Таким образом, отметим, что главная роль связей с общественностью в органах власти состоит в реализации принципов демократического управления. Грамотное использование технологий связей с общественностью

способствует созданию модели открытой, прозрачной структуры государственного правления, которая позитивно воспринимается обществом, обеспечивая органам власти необходимую поддержку и доверие. Особенно это актуально для органов региональной власти, которая все же стоит несколько ближе к народу, чем власть федеральная, поскольку призвана уже воплощать в жизнь федеральные программы, проекты, решать конкретные вопросы, остро стоящие перед гражданами того или иного субъекта. Республика как субъект федерации имеет право принимать свои законы, исходя из местных особенностей. В связи с этим крайне важно, чтобы эти законы не только способствовали общему развитию региона, но и не противоречили интересам его жителей. Это все напрямую влияет на имидж власти (в данном случае законодательной), на уровень поддержки и качество реализации принятых законов.

При изучении современного состояния имиджа Государственного Совета Республики Коми важно выявить уровень осведомленности молодежи о наличии и функционировании местного законодательного органа власти и проследить отношение к нему со стороны данной аудитории. Молодежь была взята за основу потому, что сегодня уровень ее знаний в историко-политической области невысок. Зачастую школьники и студенты слабо осведомлены об истории развития и современной деятельности органов власти, что ведет порой к необоснованным рассуждениям и выводам в отношении нее (как в положительном, так и в отрицательном плане). А отсутствие информации или неправильная ее интерпретация (по причине незнания или непонимания сущности происходящих процессов) являются весьма серьезной помехой в деле установления позитивного диалога между обществом и властью. Воспитание молодежи должно происходить на основе объективной оценки как исторических процессов, связанных с деятельностью органов власти, так и ее современных действий.

Отношение молодежи к деятельности Государственного Совета было выявлено с помощью социологического опроса. Целевой аудиторией исследования явилась учащаяся молодежь в возрасте от 16 до 25 лет, проживающая в г. Сыктывкар. Были отобраны следующие категории респондентов: социально-активные студенты и школьники, занимающиеся общественной деятельностью и имеющие большое количество социальных контактов; лидеры мнений в небольших социальных группах (классах, группах университета и т.д.). Количество опрошенных составило 800 человек.

Исследование проведено методом раздаточного анкетирования и рассылки анкет в социальной сети «ВКонтакте». Результатами обработки анкет явились следующие положения: 1) только 20% опрошенных интересуются деятельностью Государственного Совета РК, 70% совершенно не интересуются, 10% настроены негативно; 2) 70% опрошенных ответили, что ничего не знают о существовании группы «ВКонтакте» Государственного Совета РК; 3) все опрошенные (98%) признали существование проблемы излишней бюрократизации отношений граждан с государством; 4) 90% молодежной аудитории недовольны каналами распространения информации о деятельности Государственного Совета РК. По итогам исследования мы пришли к выводу, что значительная часть молодежи отрицательно относится или вовсе не знает о деятельности Государственного Совета Республики Коми.

Данная ситуация вполне может быть скорректирована методами связей с общественностью. Первая группа методов, которые уместно предложить в данной ситуации, - это проведение PR-мероприятий. Например, можно включить в ежегодный перечень событий Государственного Совета такое PR-мероприятие, как «Парламент - для молодежи». Его цель - обсудить проблемы молодежи, тем самым повысить уровень ее лояльности к власти; проинформировать молодежную аудиторию о деятельности законодательного органа власти Республики Коми. Для этого необходимо систематически приглашать в Государственный Совет Республики Коми учеников школ и студентов вузов г. Сыктывкар для экскурсий и встреч с депутатами. Молодые люди смогут побывать в залах заседаний, лично принять участие в обсуждениях и пронаблюдать процесс принятия решений. Естественно, необходимо детально продумать механизм проведения подобных встреч, чтобы не нарушать режим работы учреждения и не создавать помех учебному процессу. Кроме того, событие не должно носить формальный характер. Только в этом случае оно может принести определенную пользу.

Ожидаемые результаты: повышение информированности молодёжной аудитории о деятельности законодательного органа республики, ознакомление с процессом принятия решений, повышение лояльности к деятельности органов государственной власти вследствие личной вовлеченности в процесс обсуждения проблем.

Вторая группа возможных в данной ситуации методов - оптимизация контактов с молодёжью посредством социальных сетей. У Государственного Совета Республики Коми есть страница в социальной сети «ВКонтак-те», однако вследствие низкой политической активности многие молодые люди просто не знают о ее существовании [4]. Поэтому были разработаны рекомендации, которые помогли бы популяризировать группу «ВКонтакте»: 1) прежнее название «Парламент Республики Коми» было заменено на «Государственный Совет Республики Коми»; 2) тексты в публикациях стали более короткими и содержательными. Для более глубокого понимания темы для пользователя сохранена ссылка на официальный сайт Государственного Совета Республики Коми, где текст размещается в полном размере; 3) в конце каждой недели публикуется список самых важных постановлений за неделю и даются ссылки на них.

В качестве рекомендаций, ожидающих реализации, предложены следующие: 1) разделить все публикации на темы и присвоить им уникальный хэштег, который поможет пользователям лучше ориентироваться в группе; 2) составить список наиболее волнующих тем в обществе, которые можно разместить в обсуждениях. Каждой теме будет привязан хэштег, который и будет пересылать на необходимые публикации; 3) запускать опросы, которые касались бы темы парламентаризма Республики Коми. Первый человек, правильно

ответивший на вопросы, получает от Государственного Совета РК ценный приз; 4) так как социальные сети помогают в информационном сопровождении мероприятий, предлагается заранее публиковать информацию о грядущих мероприятиях и договариваться о том, чтобы электронные СМИ, а также популярные группы Республики Коми публиковали информацию непосредственно из источника и с его указанием.

Таким образом, с распадом Советского союза и переходом к демократии отношения между властными органами и населением претерпели определенные изменения и стали более открытыми и контролируемыми со стороны последних. В данной ситуации власти просто необходимо заботиться о формировании своего позитивного образа в глазах общественности, что позволит более безболезненно проводить в жизнь те или иные решения, основанные в том числе и на доверии к ним со стороны общественности. Кроме того, это будет способствовать формированию и ведению открытого диалога между властью и обществом, что позитивно скажется на чувстве уверенности народа в его повседневной жизни.

Как показало исследование, имидж Государственного Совета РК среди молодежи не всегда носит положительный характер. Следовательно, если не предпринимать никаких действий, подобная ситуация может еще более негативно сказаться на доверии населения к законодательному органу и в будущем, поскольку молодежь будет являться своего рода проводником подобных настроений для последующих поколений. Предложенные в статье рекомендации - это попытка начать решать данную проблему с целью оптимизации обратной связи между населением и Госсоветом РК, что, в свою очередь, будет способствовать налаживанию более активного сотрудничества и конструктивного диалога между населением и данным органом власти.

Список источников

1. Василенко И. А., Василенко Е. В. Связи с общественностью в органах власти. М.: Международные отношения, 2017. 232 с.

2. Васильева М. М. Связи с общественностью в органах власти. М.: Юрайт, 2016. 495 с.

3. Верховный Совет [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственного Совета Республики Коми. URL: http://gsrk.ru/pages/verhovnyy_sovet (дата обращения: 28.05.2019).

4. Государственный Совет Республики Коми [Электронный ресурс]: официальная страница «ВКонтакте». URL: https://vk. com/pressgsrk (дата обращения: 18.05.2019).

5. История Коми с древнейших времен до конца ХХ века: в 2-х т. / под общ. ред. А. Ф. Сметанина. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004. Т. 2. 702 с.

6. Комаровский В. С. Государственная служба и средства массовой информации [Электронный ресурс]: курс лекций. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2003. URL: http://www.kursach.com/biblio/ 0005001/000.htm (дата обращения: 15.05.2019).

7. Конституция (Основной Закон) Коми Автономной Советской Социалистической Республики [Электронный ресурс]: принята Чрезвычайным XI Съездом Советов Коми АССР 23.06.1937. URL: http://rkomi.ru/page/18868/ (дата обращения: 28.05.2019).

8. Конституция Республики Коми [Электронный ресурс]: принята Верховным Советом Республики Коми 17.02.1994. URL: http://rkomi.ru/page/18713/ (дата обращения: 28.05.2019).

9. Марков А. А. Связи с общественностью в органах власти [Электронный ресурс] // Персональный сайт Александра Маркова. URL: http://elitalitera.ru/wp-content/uploads/2013/11/A-Markov-sviazi-s-obshchestvennostiu-v-organakh-vlasti.pdf (дата обращения: 18.05.2019).

10. Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры. М.: Высшее образование, 2009. 721 с.

IMAGE OF REGIONAL LEGISLATIVE BODIES (BY THE EXAMPLE OF THE KOMI REPUBLIC): HISTORY AND MODERNITY

Kazakova Karina Atsamazovna, Ph. D. in History Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin kazkarin@yandex. ru

The article examines the evolution of regional legislative power image by the example of the State Council of the Komi Republic. The author describes the historical stages of parliamentarism formation in the Komi region, considers the role of public relations in the sphere of public administration and their influence on the formation of the KR State Council's image. Having analysed the opinions of the regional youth, the author estimates the existing image of the KR State Council, analyses it and proposes practical recommendations for its further optimization.

Key words and phrases: image; state power bodies; public relations; parliamentarism; State Council; The Komi Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.