Научная статья на тему 'Имидж организаций'

Имидж организаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2857
1348
Поделиться

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горчакова Р. Р.

В статье рассматривается понятие «имидж организации». Уделено внимание видам корпоративного имиджа. Рассматривается структура имиджа организации. Представлена стратегическая карта бизнес-процесса формирования и развития имиджа организации. Рассматриваются подходы к формированию корпоративного имиджа.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Горчакова Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Имидж организаций»

ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИЙ

© Горчакова Р.Р.*

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

В статье рассматривается понятие «имидж организации». Уделено внимание видам корпоративного имиджа. Рассматривается структура имиджа организации. Представлена стратегическая карта бизнес-процесса формирования и развития имиджа организации. Рассматриваются подходы к формированию корпоративного имиджа.

Проблема формирования и развития имиджа актуальна и своевременна. В современных условиях уровень конкуренции очень высок, поэтому необходимо, чтобы организации отличались друг от друга. Благоприятный имидж помогает организации построить положительную репутацию и добиться эффективных результатов работы.

На сегодняшний день в литературе можно встретить множество определений корпоративного имиджа. Рассмотрим некоторые из них.

По мнению А.Ю. Панасюка имидж фирмы - это мнение о данной организации у группы людей на основе сформированного у них образа этой фирмы, возникшего в следствии либо прямого контакта с этой фирмой, либо в результате информации, полученной об этой фирме от других людей; по сути, имидж фирмы - это то, как она выглядит в глазах людей, или - что одно и тоже - каково о ней мнение людей [5].

Томилова М.В. предлагает следующее определение: имидж организации есть целостное восприятие (понимание и оценка) организации различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации [8].

По мнению М.В. Кирьянова, корпоративный имидж - это строительство сложного, многоуровнего здания, каждый камень в котором является краеугольным. Как и любое здание, корпоративный имидж имеет свою структуру, а значит, он обладает рядом характеристик, по которым можно эту структуру понять и работать в ней [3].

По М.Л. Разу имидж организации - это специально проектируемый в интересах организации (предприятия), основанный на особенностях деятельности, внутренних закономерностях, свойствах, достоинствах, качествах и характеристиках образ, который целенаправленно внедряется в сознании (подсознании) целевой аудитории, соответствует ее ожиданиям и служит основой отличия организации от аналогичных [4, с. 457].

Можно заметить, что определения А.Ю. Панасюка, М.В. Томиловой, М.Л. Разу сходны в том, что имидж это образ организации, который складывается в глазах различных групп. По мнению А.Ю. Панасюка, этот образ возникает в результате прямого контакта с фирмой или в результате информации полученной от других людей. Томилова М.В. считает, что восприятие

* Аспирант кафедры Менеджмента.

складывается на основе информации, которая формируется в памяти групп, учитывающая различные стороны деятельности организации. По М.Л. Разу образ специально проектируется организацией и внедряется в сознании (подсознании) целевой аудитории, данный образ соответствует ожиданиям и этот образ отличает организацию от аналогичных. Кирьянов М.В., представляет имидж как строительство сложного, многоуровнего здания каждый камень в котором является краеугольным. Действительно, имидж организации состоит из множества компонентов, каждый из которых требует особого внимания.

По нашему мнению, имидж организации - это образ, который формирует и развивает организация. Он должен соответствовать нормам, ценностям и требованиям, предъявляемым к организации.

Важно, чтобы организации не только формировали свой имидж, но и постоянно работали над ним.

Для более детального рассмотрения корпоративного имиджа обратимся к его видам. Так, например, Б. Джи в своей работе «Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение» предлагает следующие составляющие корпоративного (организационного) имиджа: фундаментальный имидж, внешний имидж, внутренний имидж, сопутствующий имидж [9].

Генеральный директор SMA SPEECH Л.В. Даниленко среди основных видов имиджа выделяет такие, как желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный и новый (обновленный) имидж [2].

Сироткина И.В. (директор имидж агентства «Ген Гениальности») предлагает следующие виды имиджа компании: внешний, внутренний и неосязаемый имидж [7].

На наш взгляд, можно выделить следующие виды имиджа: реальный, внешний, внутренний, неосязаемый и обновленный.

У каждой организации существует имидж даже, если организация не заботиться об имидже, он есть (реальный имидж). Организации имеют свой образ в глазах внешней среды и в глазах собственного персонала (внешний и внутренний имидж). Организации заботятся о своем имидже, постоянно совершенствуя его (обновленный имидж).

Разработки в области корпоративного имиджа начались в Северной Америке, Западной Европе и Японии с 1950-х гг. Первоначально имидж организаций рассматривался лишь для крупных коммерческих структур и сводился к довольно ограниченному набору графических элементов фирменного стиля в сочетании с единым подходом к оформлению интерьеров и продукции. В начале 1980-х гг. более половины крупнейших компаний Великобритании начали проводить исследования по имиджевой тематике. Подобные исследования проводились в более чем в 160 крупнейших европейских компаниях. Отдельные средства массовой информации (СМИ) уделяли значительное внимание этому вопросу. В США анализ корпоративного восприятия ведет журнал Fortune, в России - «Маркетинг в России и за рубежом», «Менеджмент в России и за рубежом», в Австралии - National Business Bulletin. В середине 1980-х гг. зарубежные исследователи выделяют структуру

имиджа организации, которую условно можно разделить на восемь групп (компонентов): 1 - имидж товара (услуги); 2 - имидж потребителей товара; 3 - внутренний имидж организации; 4 - имидж основателя и / или основных руководителей; 5 - имидж персонала; 6 - визуальный имидж организации; 7 -социальный имидж организации; 8 - бизнес-имидж организации [6].

По нашему мнению в данной структуре отражены наиболее значимые компоненты имиджа. Нельзя сказать какой из этих компонентов наиболее важный, ведь каждый из них оказывает на имидж определенное влияние.

Представим стратегическую карту бизнес-процесса формирования и развития имиджа организации (рис. 1).

Миссия: Быть собой! Цель: Совершенствовать имидж организации

Построение эффективного благоприятного имиджа организации

с

Эффективный

благоприятный

имидж

V V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хорошее восприятие организации СМИ, персоналом и другими заинтересованными лицами; Достижение эффективных результатов деятельности

Удовлетворенность клиента -организации

Оценка первоначального имиджа - разработка плана по улучшению / развитию имиджа - реализация плана -оценка полученного имиджа

Желаемые результаты; Улучшенные показатели деятельности

Количество людей вовлеченных в процесс;

Затраты (не должны быть слишком высокие);

Эффективность: Хорошие отношения со СМИ, персоналом и другими заинтересованными лицами; Достижение желаемых эффективных результатов, и др.

Постоянно совершенствовать имидж

Постоянное внимание к своему имиджу

Время; Затраты; Эффективность

Рис. 1. Стратегическая карта бизнес-процесса формирования и развития имиджа организации

Чтобы организации формировали и развивали свой имидж необходимо пользоваться различными методами и инструментами. Известны следующие методы и инструменты: SNW-анализ, SWOT-анализ, реклама, матрица нестабильности внешней среды, PR и другие. Организации должны сами выбирать использовать уже существующие методы и инструменты или разрабатывать свои. Необходимо сказать, что ни один из инструментов и методов сразу не может охватить все аспекты имиджа, поэтому необходимо использовать их в совокупности.

Рассмотрим подходы к формированию имиджа организации.

Производственно-экономические имиджевые программы. Программы, попавшие в данную группу, названы «производственно-экономических». Ядро данных программ составили мероприятия по улучшению качества продукции и внедрению новых технологий. Маркетинговый подход к формированию имиджа компании. Ядро «маркетинговых» программ составляют мероприятия по планированию конкурентной борьбы, продвижению продаж, проведению PR-кампаний. Клиентурный подход к формированию имиджа. Ядро данного подхода представляет деятельность, направленная на формирование определенной культуры взаимоотношений с клиентами и партнерами, налаживание обратной связи. Среди важнейших условий формирования оптимального имиджа организации - предоставление достоверной и правдивой информации, выполнение договорных обязательств перед клиентами, внедрение сервисного обслуживания [1].

Кадровый подход к формированию корпоративного имиджа. Ядро «кадрового» подхода составляют мероприятия, направленные на развитие корпоративной культуры, построение команды, выработку определенного стиля руководства и формирование лояльности персонала к организации [1].

По нашему мнению, чтобы организации добились более эффективных результатов целесообразно использовать все подходы, так как каждый из них оказывает на организацию свое влияние.

В заключение можно сделать вывод, что формирование и развитие корпоративного имиджа процесс важный и требует много усилий. В практике можно встретить организации, которые не понимают значимость имиджа и не уделяют ему внимание. Так же можно встретить компании, которые уделяют ему особую роль. Необходимо, чтобы каждая организация заботилась о своем имидже, потому что имидж помогает ей достичь эффективных показателей деятельности. Существует множество методов и инструментов формирования имиджа. Разрабатывать свои или использовать существующие это вопрос, который должна решить сама организация.

Список литературы:

1. Горбаткин Д. Подходы к формированию имиджа организации в среде современных менеджеров [Электронный ресурс] // Корпоративная имиджео-логия. - 2007. - № 1. - Режим доступа: www.ci-journal.ru/article/82/200701 image_organization (дата обращения: 05.02.2012).

2. Даниленко Л.В. Все об имидже: от подходов до рекомендаций [Электронный ресурс] // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2007. - Режим доступа: www.marketologi.ru/lib/danilenko/all_image.html (дата обращения: 27.08.2011).

3. Кирьянов М.В. Корпоративный имидж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iteam.ru/publications/marketing/section_49/article_2124 (дата обращение: 04.02.2012).

4. Менеджмент: учебник / кол. авторов; под ред. М.Л. Разу. - 2-изд. стер. -М.: КНОРУС, 2009. - 472 с.

5. Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия имидже-логии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://works.tarefer.ru/74/ 100357/^х.Ыт1# (дата обращения: 31.01.2012).

6. Рогалева Н.Л. Современная концепция имиджа организации [Электронный ресурс] // «Управление персоналом». - 2007. - № 2. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/sovremennaya-kontseptsiya-imidzha-orga-nizatsii (дата обращения: 04.02.2012).

7. Сироткина И.В. Построение целостного имиджа компании // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2008. - № 1. - С. 34-41.

8. Томилова М.В.Модель имиджа организации [Электронный ресурс] // Маркетинг в России и за рубежом. - 1998. - № 1. - Режим доступа: www.bize-ducation.ru/library/marketing/4p/promo/pr/pr_tomilova.htm.

9. HR-hunter - Международный портал по поиску работы для менеджеров по персоналу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hr-hunter.com/ ИЬ/ргасйсит/26 (дата обращения: 27.08.2011).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ, РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МУНИЦИПИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© Нефедова Г.Г.*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окружной методический центр Западного окружного управления

образования Департамента образования города Москвы, г. Москва

Успешное решение проблемы обеспечения качества образования определяется эффективностью работы общеобразовательных учреждений, в связи с чем возникает вопрос об адекватных методах внешнего контроля профессиональной деятельности менеджеров образования. Данная статья посвящена анализу эффективности широко распространенной на уровне регионов и муниципалитетов модели диагностики, регулирования и коррекции управленческой деятельности администрации образовательных учреждений.

Модель диагностики, регулирования и коррекции управленческой деятельности администрации образовательных учреждения муниципии (округа), широко распространенная в регионах и по сей день во многом способствовала сохранению традиций советской школы.

Определение объектов внешней проверки в рамках ДРК осуществлялось непосредственно окружным управлением образования, причем перечень школ,

* Методист.