Научная статья на тему 'Имидж образовательной организации высшего образования как фактор обеспечения непрерывного образования'

Имидж образовательной организации высшего образования как фактор обеспечения непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная организация высшего образования / стейк-холдеры / имидж / восприятие / непрерывное образование / higher education establishment / stakeholders / image / perception / life-long education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Елена Николаевна

В статье представлены результаты исследования восприятия вузов легитимными стейкхолдерами – абитуриентами, студентами, бизнес-сообществом, обобщены представления общественности и государства об идеальном вузе. Обоснована значимость формирования позитивного образа вуза для обеспечения реализации концепции непрерывного образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the results of research of legimate stakeholdersperception of universities entrants, students, business community; society’s and state’s ideas about a perfect university were summarized. The importance of creating a positive image of a uni-versity for implementing lifelong education concept in Russia is considered.

Текст научной работы на тему «Имидж образовательной организации высшего образования как фактор обеспечения непрерывного образования»

ИМИДЖ образовательной организации

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Н. Ковалева

В статье представлены результаты исследования восприятия вузов легитимными стейкхолдерами - абитуриентами, студентами, бизнес-сообществом, обобщены представления общественности и государства об идеальном вузе. Обоснована значимость формирования позитивного образа вуза для обеспечения реализации концепции непрерывного образования в России.

The article contains the results of research of legimate stakeholders' perception of universities - entrants, students, business community; society's and state's ideas about a perfect university were summarized. The importance of creating a positive image of a university for implementing lifelong education concept in Russia is considered.

Ключевые слова: образовательная организация высшего образования, стейкхолдеры, имидж, восприятие, непрерывное образование.

Key words: higher education establishment, stakeholders, image, perception, lifelong education.

Третичный сектор образования, основная задача которого в сфере предоставления образовательных услуг трансфер знаний, умений и навыков, а также формирование профессиональных компетенций, является важнейшим звеном в системе непрерывного образования на национальном уровне. От того, как воспринимается высшее образование в целом и отдельные образовательные организации в частности, во многом зависит спрос на образовательные услуги последипломного образования и профессиональной переподготовки. В России сегмент рынка образовательных услуг в части последипломного образования динамично развивается. Согласно исследованиям Д.Р. Бородиной в 2010 г. в Российской Федерации около 5 млн работников организаций прошли дополнительное профессиональное обучение1. Однако в данном сегменте существует большой потенциал нереализованного спроса, о чем свидетельствует ряд исследований.

При этом нельзя рассматривать непрерывное образование только с экономических позиций как потенциал развития системы высшего образования, обеспечивающей существования и развития самих образовательных организаций высшего образования. Формирование концепции образования в течение всей жизни способно изменить вектор развития общества, создавая условия для гуманистической направленности совершенствования индивидуума и общества в целом. Вслед за Л. П. Воронковой и др. предположим, что «только на путях гуманизации образования, становления экологического со-

1 Из них по программам повышения квалификации - 1,9 млн чел., по программам профессиональной переподготовки - 176,3 тыс. чел., стажировались почти 51 тыс. работников организаций. Около 10 тыс. работников прошли обучение по программам ДПО за рубежом. Профессиональную и/или дополнительную профессиональную подготовку прошли 1,2 млн чел., в том числе непосредственно в организации 757,2 тыс. работников, их них 222,7 тыс. чел. обучались в форме наставничества. Обучение на курсах целевого назначения прошли 1,8 млн работников.

537

знания, нравственного осмысления путей развития, перспектив науки и техники человек может подойти к новой жизни, к новой культуре, к новой системе образования. ...». Однако современные реалии таковы, что значительная часть потенциальных слушателей программ дополнительного образования не воспринимает вузы как организации, нацеленные на удовлетворение запросов своих стейкхолдеров и способные к созданию долгосрочных отношений с группами заинтересованных сторон. В силу различных обстоятельств на это не хватает внутренних ресурсов вузов, которые пока вынуждены удовлетворять требования наиболее важного с точки зрения вузов стейкхолдера - государства, т. е. стремиться соответствовать лицензионным и аккредитационным критериям, выполнять требования законодательства, которое в последние годы претерпевает кардинальные изменения. Формирование имиджа вуза как стейкхолдер-ориентированного, имеющего свой, отличный от других профиль, является задачей осознаваемой, но пока не достаточно реализованной российскими вузами. Таким образом, восприятие современного вуза стейкхолдерами не способствует реализации вузами концепции непрерывного образования, в связи с чем задача формирования имиджа образовательной организации высшего образования играет значимую роль в формировании общества, готового к обучению в течение всей жизни.

Опираясь на процесс формирования имиджа, который, по мнению

С. И. Некрасова, проходит три этапа («первый - изучение потребностей социума, второй - моделирование значимых имиджевых характеристик и третий -перевод выбранных характеристик в визуальный и вербальный контексты», модель формирования имиджа образовательных организаций высшего образования может быть акцептуализирована. В целях понимания того, какие критерии могут служить основанием для формирования имиджа образовательной организации, было проведено исследование с применением контент-анализа эссе стейкхолдеров и глубинных интервью с представителями бизнес-сообщества региона. Всего было проанализировано 67 эссе абитуриентов и студентов вузов г. Смоленска, подвергнуто анализу 83654 лексемы, проведено 21 интервью с представителями бизнеса региона. Анализ лексем, использованных стейкхолдерами при написании эссе, позволил построить следующий образ идеального вуза регионального уровня в восприятии абитуриентов: «вуз с широким спектром образовательных программ, имеющий лицензию и аккредитацию, находящийся в территориальной близости от места проживания, предоставляющий доступные по цене образовательные услуги; вуз должен оказывать помощь в выборе образовательной программы, разъяснять специфику будущих профессий». Анализ полученных эссе позволяет сделать следующие выводы. Наиболее часто встречающимся стали лексемы, характеризующие когнитивные компоненты восприятия объекта исследования (87,4 %), отражение аффективных компонент представлено в 5,7 % лексем, к которым были отнесены эмоционально окрашенные прилагательные и существительные, модальные глаголы, 7,9 % можно отнести к когнитивным (глаголы движения, часть существительных и прилагательных). Приведенные данные дают основание полагать, что отношение абитуриентов к потенци-

538

альному месту учебы носит в большей степени рациональный характер, в связи с чем особое влияние может оказывать информация, кодированная при помощи символической знаковой системы, опирающейся на рациональную составляющую информации, например, перечень реализуемых образовательных программ, наличие лицензии и аккредитации, наличие программ двойного диплома и т. д. Однако, на наш взгляд, гипотеза о важности применения всех символических структур (естественных, иконических, символических) и задействования всех компонентов восприятия нельзя считать несостоятельной, поскольку 100 % порошенных подтвердили, что не принимали участие ни в одном мероприятии, проводимом вузом для абитуриентов, - олимпиадах, конкурсах, квестах и т. д., поэтому аффективные и конативные компоненты восприятия вуза не были задействованы.

Несколько иначе представляют идеальный вуз студенты: «это престижный, современный, доступный университет, создающий идеальную атмосферу для обучения и научной деятельности посредством уютной комфортной обстановки внутри здания и на территории, светлых хорошо оборудованных аудиторий, обширной библиотеки, компьютерных классов, оснащенных современным оборудованием. Учебные программы строятся с учетом пожеланий самих студентов, которым дается право выбирать интересующие их дисциплины, с акцентом на практическую деятельность, обеспеченную договорами с лучшими предприятиями региона. Вуз, предоставляющий возможность познавать новое, путешествовать, обучаться в других вузах. Это вуз, в котором работают профессиональные преподаватели, доброжелательные и отзывчивые, отдающие часть себя своему делу, но проявляющие требовательность к студентам. Кроме аудиторных занятий под их руководством организуются кружки, секции, творческие группы, способствующие самореализации студентов. Важной частью студенческой жизни является возможность самовыражения, ощущения своей значимости и уважения по отношению к себе. Вуз должен обладать индивидуальностью, душой, это место, где студенту комфортно, куда ему хочется приходить каждый день. Только в этих условиях могут раскрыться все способности студента». Анализ лексем, использованных в эссе, позволяет сделать следующие выводы. Наиболее часто встречающимся также стали лексемы, характеризующие когнитивные компоненты восприятия, однако их процент значительно снижен по сравнению с высказываниями абитуриентов (62,3 %), отражение аффективных компонент представлено в 17,4 % лексем, 18,3 % можно отнести к конативным. Приведенные данные дают основание полагать, что для внутренних стейкхолдеров, в частности студентов, большую значимость приобретают аффективные и конативные компоненты восприятия, что предполагает использование иного соотношения символических структур и средств коммуникации при формировании позитивного имиджа вуза и образовательной программы.

Важным представляется восприятие деятельности вузов общественностью. Полевое исследование в данном случае не проводилось целенаправленно, поскольку в ходе предварительного поискового этапа исследования

539

при помощи глубинных интервью было выявлено, что существенная часть респондентов (61 %) предположили, что образование как формирование личности для современного этапа развития экономики в стране не имеет большого значения, первостепенными являются факторы формального наличия диплома о высшем образовании, помощи в трудоустройстве. Опрошенные респонденты высказали мнение о наличии большого разрыва в сути предоставляемых вузом знаний и практической деятельностью, в связи с чем востребованным для выпускников становится только получение диплома как креденции - документа, подтверждающего наличие высшего образования. В связи с этим не представляется возможным предлагать опрос данного сегмента стейкхолдеров и ориентироваться на предложенное мнение, поскольку вуз является организацией с особыми общественно важными, ориентированными на будущее целями и задачами. В качестве исходных параметров идеального вуза предложены качества, востребованные современным обществом в ближайшие 65 лет (сформулированы экспертами ЮНЕСКО в 1990-1992 гг. на 90 лет), на основе которых был представлен образ идеального вуза с позиции общества, стремящегося к гуманизации и устойчивому социально ориентированному развитию. Поэтому образ вуза в восприятии общественности может быть представлен следующим образом: «вуз, деятельность которого направлена на формирование специалистов, способных к активным действиям по решению проблем экологии среды; созданию экологии взаимоотношений; ориентацию на здоровый образ жизни; ориентацию на институт семьи; ориентацию на позитивные нравственные идеалы; патриотическое отношение к стране, родному городу, своему дому; демонстрации не относящихся к непосредственной деятельности элементов духовного опыта, осмыслению мира и его проявлений; обладающих внутренним установкам социально успешных субъектов рынка».

Бизнес-сообщество и потребители дополнительных образовательных услуг в сфере третичного образования предложили следующий идеальный образ вуза: «вуз должен уделять большее внимание практическим задачам в профессиональной области, привлекать высококвалифицированных преподавателей, имеющих опыт практической деятельности, владеющих современными интерактивными методиками преподавания, сотрудничать с организациями и предприятиями в сфере реализации совместных проектов, создавать совместные сетевые проекты».

Для государства как одного из легитимных стейкхолдеров образ идеального вуза может быть концептуализирован исходя из норм законодательства: выполнения лицензионных и аккредитационных требований,

соблюдения законодательства в области образования, обеспечения безопасности, прав обучающихся с ограниченными возможностями.

Формирование концепции непрерывного образования невозможно без системного подхода к пониманию целей ключевых стейкхолдеров организации, которые представлены не только государственными органами управления системой (одним из стейкхолдеров), но и рядом других, не менее значимых: абитуриентами, студентами, выпускниками, сотрудниками, бизнес-

540

сообществом. Восприятие ключевыми стейкхолдерами деятельности образовательных организаций является важным индикатором не только текущего состояния и развития системы высшего образования, но и ключом к пониманию стратегического и операционного планирования деятельности вузов для достижения оптимальной траектории развития, отвечающей современным требованиям российского общества и мировым стандартам жизни через формирование потребности в непрерывном образовании и обеспечении условий удовлетворения таких потребностей.

Список литературы

1. Бородина Д. Р. Организации дополнительного образования взрослых на рынке образовательных услуг: стратегии руководителей: информ. бюллетень. - М.: Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики», 2014. - 44 с.

2. Воронкова Л. П. Принцип «культуросообразности» и культурная миссия университета // Вестн. ОГУ. - 2005. - № 1. - С. 83-85.

3. Некрасов С. И., Некрасова У. С. Основные модели создания имиджа // Фундаментальные исслед. - № 10. - 2007. Электронный ресурс. - URL: http://www.rae.ru/fs/?section= content&op=show_artide&artidejd=7778343 (дата обращения: 13.02.2015).

541

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.