ИМИДЖ образовательной организации
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. Н. Ковалева
В статье представлены результаты исследования восприятия вузов легитимными стейкхолдерами - абитуриентами, студентами, бизнес-сообществом, обобщены представления общественности и государства об идеальном вузе. Обоснована значимость формирования позитивного образа вуза для обеспечения реализации концепции непрерывного образования в России.
The article contains the results of research of legimate stakeholders' perception of universities - entrants, students, business community; society's and state's ideas about a perfect university were summarized. The importance of creating a positive image of a university for implementing lifelong education concept in Russia is considered.
Ключевые слова: образовательная организация высшего образования, стейкхолдеры, имидж, восприятие, непрерывное образование.
Key words: higher education establishment, stakeholders, image, perception, lifelong education.
Третичный сектор образования, основная задача которого в сфере предоставления образовательных услуг трансфер знаний, умений и навыков, а также формирование профессиональных компетенций, является важнейшим звеном в системе непрерывного образования на национальном уровне. От того, как воспринимается высшее образование в целом и отдельные образовательные организации в частности, во многом зависит спрос на образовательные услуги последипломного образования и профессиональной переподготовки. В России сегмент рынка образовательных услуг в части последипломного образования динамично развивается. Согласно исследованиям Д.Р. Бородиной в 2010 г. в Российской Федерации около 5 млн работников организаций прошли дополнительное профессиональное обучение1. Однако в данном сегменте существует большой потенциал нереализованного спроса, о чем свидетельствует ряд исследований.
При этом нельзя рассматривать непрерывное образование только с экономических позиций как потенциал развития системы высшего образования, обеспечивающей существования и развития самих образовательных организаций высшего образования. Формирование концепции образования в течение всей жизни способно изменить вектор развития общества, создавая условия для гуманистической направленности совершенствования индивидуума и общества в целом. Вслед за Л. П. Воронковой и др. предположим, что «только на путях гуманизации образования, становления экологического со-
1 Из них по программам повышения квалификации - 1,9 млн чел., по программам профессиональной переподготовки - 176,3 тыс. чел., стажировались почти 51 тыс. работников организаций. Около 10 тыс. работников прошли обучение по программам ДПО за рубежом. Профессиональную и/или дополнительную профессиональную подготовку прошли 1,2 млн чел., в том числе непосредственно в организации 757,2 тыс. работников, их них 222,7 тыс. чел. обучались в форме наставничества. Обучение на курсах целевого назначения прошли 1,8 млн работников.
537
знания, нравственного осмысления путей развития, перспектив науки и техники человек может подойти к новой жизни, к новой культуре, к новой системе образования. ...». Однако современные реалии таковы, что значительная часть потенциальных слушателей программ дополнительного образования не воспринимает вузы как организации, нацеленные на удовлетворение запросов своих стейкхолдеров и способные к созданию долгосрочных отношений с группами заинтересованных сторон. В силу различных обстоятельств на это не хватает внутренних ресурсов вузов, которые пока вынуждены удовлетворять требования наиболее важного с точки зрения вузов стейкхолдера - государства, т. е. стремиться соответствовать лицензионным и аккредитационным критериям, выполнять требования законодательства, которое в последние годы претерпевает кардинальные изменения. Формирование имиджа вуза как стейкхолдер-ориентированного, имеющего свой, отличный от других профиль, является задачей осознаваемой, но пока не достаточно реализованной российскими вузами. Таким образом, восприятие современного вуза стейкхолдерами не способствует реализации вузами концепции непрерывного образования, в связи с чем задача формирования имиджа образовательной организации высшего образования играет значимую роль в формировании общества, готового к обучению в течение всей жизни.
Опираясь на процесс формирования имиджа, который, по мнению
С. И. Некрасова, проходит три этапа («первый - изучение потребностей социума, второй - моделирование значимых имиджевых характеристик и третий -перевод выбранных характеристик в визуальный и вербальный контексты», модель формирования имиджа образовательных организаций высшего образования может быть акцептуализирована. В целях понимания того, какие критерии могут служить основанием для формирования имиджа образовательной организации, было проведено исследование с применением контент-анализа эссе стейкхолдеров и глубинных интервью с представителями бизнес-сообщества региона. Всего было проанализировано 67 эссе абитуриентов и студентов вузов г. Смоленска, подвергнуто анализу 83654 лексемы, проведено 21 интервью с представителями бизнеса региона. Анализ лексем, использованных стейкхолдерами при написании эссе, позволил построить следующий образ идеального вуза регионального уровня в восприятии абитуриентов: «вуз с широким спектром образовательных программ, имеющий лицензию и аккредитацию, находящийся в территориальной близости от места проживания, предоставляющий доступные по цене образовательные услуги; вуз должен оказывать помощь в выборе образовательной программы, разъяснять специфику будущих профессий». Анализ полученных эссе позволяет сделать следующие выводы. Наиболее часто встречающимся стали лексемы, характеризующие когнитивные компоненты восприятия объекта исследования (87,4 %), отражение аффективных компонент представлено в 5,7 % лексем, к которым были отнесены эмоционально окрашенные прилагательные и существительные, модальные глаголы, 7,9 % можно отнести к когнитивным (глаголы движения, часть существительных и прилагательных). Приведенные данные дают основание полагать, что отношение абитуриентов к потенци-
538
альному месту учебы носит в большей степени рациональный характер, в связи с чем особое влияние может оказывать информация, кодированная при помощи символической знаковой системы, опирающейся на рациональную составляющую информации, например, перечень реализуемых образовательных программ, наличие лицензии и аккредитации, наличие программ двойного диплома и т. д. Однако, на наш взгляд, гипотеза о важности применения всех символических структур (естественных, иконических, символических) и задействования всех компонентов восприятия нельзя считать несостоятельной, поскольку 100 % порошенных подтвердили, что не принимали участие ни в одном мероприятии, проводимом вузом для абитуриентов, - олимпиадах, конкурсах, квестах и т. д., поэтому аффективные и конативные компоненты восприятия вуза не были задействованы.
Несколько иначе представляют идеальный вуз студенты: «это престижный, современный, доступный университет, создающий идеальную атмосферу для обучения и научной деятельности посредством уютной комфортной обстановки внутри здания и на территории, светлых хорошо оборудованных аудиторий, обширной библиотеки, компьютерных классов, оснащенных современным оборудованием. Учебные программы строятся с учетом пожеланий самих студентов, которым дается право выбирать интересующие их дисциплины, с акцентом на практическую деятельность, обеспеченную договорами с лучшими предприятиями региона. Вуз, предоставляющий возможность познавать новое, путешествовать, обучаться в других вузах. Это вуз, в котором работают профессиональные преподаватели, доброжелательные и отзывчивые, отдающие часть себя своему делу, но проявляющие требовательность к студентам. Кроме аудиторных занятий под их руководством организуются кружки, секции, творческие группы, способствующие самореализации студентов. Важной частью студенческой жизни является возможность самовыражения, ощущения своей значимости и уважения по отношению к себе. Вуз должен обладать индивидуальностью, душой, это место, где студенту комфортно, куда ему хочется приходить каждый день. Только в этих условиях могут раскрыться все способности студента». Анализ лексем, использованных в эссе, позволяет сделать следующие выводы. Наиболее часто встречающимся также стали лексемы, характеризующие когнитивные компоненты восприятия, однако их процент значительно снижен по сравнению с высказываниями абитуриентов (62,3 %), отражение аффективных компонент представлено в 17,4 % лексем, 18,3 % можно отнести к конативным. Приведенные данные дают основание полагать, что для внутренних стейкхолдеров, в частности студентов, большую значимость приобретают аффективные и конативные компоненты восприятия, что предполагает использование иного соотношения символических структур и средств коммуникации при формировании позитивного имиджа вуза и образовательной программы.
Важным представляется восприятие деятельности вузов общественностью. Полевое исследование в данном случае не проводилось целенаправленно, поскольку в ходе предварительного поискового этапа исследования
539
при помощи глубинных интервью было выявлено, что существенная часть респондентов (61 %) предположили, что образование как формирование личности для современного этапа развития экономики в стране не имеет большого значения, первостепенными являются факторы формального наличия диплома о высшем образовании, помощи в трудоустройстве. Опрошенные респонденты высказали мнение о наличии большого разрыва в сути предоставляемых вузом знаний и практической деятельностью, в связи с чем востребованным для выпускников становится только получение диплома как креденции - документа, подтверждающего наличие высшего образования. В связи с этим не представляется возможным предлагать опрос данного сегмента стейкхолдеров и ориентироваться на предложенное мнение, поскольку вуз является организацией с особыми общественно важными, ориентированными на будущее целями и задачами. В качестве исходных параметров идеального вуза предложены качества, востребованные современным обществом в ближайшие 65 лет (сформулированы экспертами ЮНЕСКО в 1990-1992 гг. на 90 лет), на основе которых был представлен образ идеального вуза с позиции общества, стремящегося к гуманизации и устойчивому социально ориентированному развитию. Поэтому образ вуза в восприятии общественности может быть представлен следующим образом: «вуз, деятельность которого направлена на формирование специалистов, способных к активным действиям по решению проблем экологии среды; созданию экологии взаимоотношений; ориентацию на здоровый образ жизни; ориентацию на институт семьи; ориентацию на позитивные нравственные идеалы; патриотическое отношение к стране, родному городу, своему дому; демонстрации не относящихся к непосредственной деятельности элементов духовного опыта, осмыслению мира и его проявлений; обладающих внутренним установкам социально успешных субъектов рынка».
Бизнес-сообщество и потребители дополнительных образовательных услуг в сфере третичного образования предложили следующий идеальный образ вуза: «вуз должен уделять большее внимание практическим задачам в профессиональной области, привлекать высококвалифицированных преподавателей, имеющих опыт практической деятельности, владеющих современными интерактивными методиками преподавания, сотрудничать с организациями и предприятиями в сфере реализации совместных проектов, создавать совместные сетевые проекты».
Для государства как одного из легитимных стейкхолдеров образ идеального вуза может быть концептуализирован исходя из норм законодательства: выполнения лицензионных и аккредитационных требований,
соблюдения законодательства в области образования, обеспечения безопасности, прав обучающихся с ограниченными возможностями.
Формирование концепции непрерывного образования невозможно без системного подхода к пониманию целей ключевых стейкхолдеров организации, которые представлены не только государственными органами управления системой (одним из стейкхолдеров), но и рядом других, не менее значимых: абитуриентами, студентами, выпускниками, сотрудниками, бизнес-
540
сообществом. Восприятие ключевыми стейкхолдерами деятельности образовательных организаций является важным индикатором не только текущего состояния и развития системы высшего образования, но и ключом к пониманию стратегического и операционного планирования деятельности вузов для достижения оптимальной траектории развития, отвечающей современным требованиям российского общества и мировым стандартам жизни через формирование потребности в непрерывном образовании и обеспечении условий удовлетворения таких потребностей.
Список литературы
1. Бородина Д. Р. Организации дополнительного образования взрослых на рынке образовательных услуг: стратегии руководителей: информ. бюллетень. - М.: Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики», 2014. - 44 с.
2. Воронкова Л. П. Принцип «культуросообразности» и культурная миссия университета // Вестн. ОГУ. - 2005. - № 1. - С. 83-85.
3. Некрасов С. И., Некрасова У. С. Основные модели создания имиджа // Фундаментальные исслед. - № 10. - 2007. Электронный ресурс. - URL: http://www.rae.ru/fs/?section= content&op=show_artide&artidejd=7778343 (дата обращения: 13.02.2015).
541