Научная статья на тему 'ИМИДЖ КИТАЯ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В СССР И РФ'

ИМИДЖ КИТАЯ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В СССР И РФ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ КИТАЯ / ИСТОРИЯ КИТАЯ / СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ / РОССИЙСКИЕ УЧЕБНИКИ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ / КИТАЙ / СССР / РФ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ли Сяотао, Ло Вэйи

Учебники по истории являются важным средством формирования исторической памяти и реализации воспитания национальной идентичности, когда исторические события данной страны излагаются наряду с историей других стран. Описания истории в учебниках по всемирной истории играют важную роль в формировании имиджа как своей собственной страны, так и других стран. В настоящее время Россия является важным соседом и стратегическим партнером Китая. Как бывший Советский Союз, так и сегодняшняя Россия неразрывно связаны с Китаем. Изучение изменения имиджа Китая в советских и российских учебниках по всемирной истории поможет понять, как Китай воспринимается в качестве партнера и как позиционируются отношения между двумя странами. В статье в качестве материала для изучения динамики имиджа Китая рассматриваются школьные учебники по всеобщей истории для 5-10 классов в СССР и РФ, изданные издательством «Просвещение». Авторы демонстрируют, что во многом представление о Китае у советских учащихся формировалось на основе идеологических установок партийного руководства СССР и уровня дипломатических отношений между СССР и КНР, а учебники, разработанные в РФ, больше уделяют внимания формированию позитивного имиджа Китая на основе описания древней и могущественной цивилизации древнего Китая и значительных успехов экономического и государственного развития нового Китая. Имидж Китая, представленный в школьных учебниках по всеобщей истории в Советском Союзе и современной России, тесно связан с событиями в жизни Китая в конкретный исторический период, а также подвержен влиянию многих факторов, таких как китайско-советские и китайско-российские отношения в разные периоды, изменение целеполагания советского и российского образования, смена концепций исторического образования в СССР и РФ, изменение международного статуса Китая и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF CHINA IN THE USSR AND RF WORLD HISTORY SCHOOL TEXTBOOKS

History textbooks are an important means of shaping historical memory and implementing national identity education when a certain country's historical events are presented alongside the history of other countries. World history textbook descriptions play an important role in shaping the image of one's own country as well as that of other countries. Nowadays, Russia is China's important neighbor and strategic partner. Both the former Soviet Union and today's Russia are inseparably linked to China. Studying the changing image of China in Soviet and Russian textbooks on world history will help us understand how China is perceived as a partner and how the two countries' relations are positioned. The article examines school textbooks on world history for 5-10 grades in the USSR and the RF, published by Prosveshchenie, as the material for studying the dynamics of China's image. The authors indicate that to a large extent the Soviet students' view of China was formed on the basis of the Communist Party's ideological guidelines and the state of diplomatic relations between the USSR and the PRC, and the textbooks designed in the RF focus more on forming a positive image of China based on the description of the ancient powerful civilization and the significant success of the new China's economic and state development. China's image as presented in school textbooks on general history in the Soviet Union and modern Russia is closely linked to events in Chinese life during a particular historical period, and is also influenced by many factors, such as Chinese-Soviet and Chinese-Russian relations at various periods, changes in the objectives of Soviet and Russian education, changes in the concepts of history education in the USSR and the RF, changes in China's international status, etc.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ КИТАЯ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В СССР И РФ»

Научная статья УДК 37.014; 94

DOI: 10.20323/2658-7866-2022-3-13-27-43 EDN FSRTGF

Имидж Китая в школьных учебниках по всеобщей истории

в СССР и РФ

Ли Сяотао1Н, Ло Вэйи2

1 Доктор филологических наук, профессор факультета русского языка Института иностранных языков Юго-Западного университета. КНР, г. Чунцин, 2Аспирантка кафедры русского языка и литературы института иностранных языков Юго-Западного университета КНР, г. Чунцин [email protected]н, https://orcid.org/0000-0002-8533-3431 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0974-3882

Аннотация. Учебники по истории являются важным средством формирования исторической памяти и реализации воспитания национальной идентичности, когда исторические события данной страны излагаются наряду с историей других стран. Описания истории в учебниках по всемирной истории играют важную роль в формировании имиджа как своей собственной страны, так и других стран. В настоящее время Россия является важным соседом и стратегическим партнером Китая. Как бывший Советский Союз, так и сегодняшняя Россия неразрывно связаны с Китаем. Изучение изменения имиджа Китая в советских и российских учебниках по всемирной истории поможет понять, как Китай воспринимается в качестве партнера и как позиционируются отношения между двумя странами. В статье в качестве материала для изучения динамики имиджа Китая рассматриваются школьные учебники по всеобщей истории для 5-10 классов в СССР и РФ, изданные издательством «Просвещение». Авторы демонстрируют, что во многом представление о Китае у советских учащихся формировалось на основе идеологических установок партийного руководства СССР и уровня дипломатических отношений между СССР и КНР, а учебники, разработанные в РФ, больше уделяют внимания формированию позитивного имиджа Китая на основе описания древней и могущественной цивилизации древнего Китая и значительных успехов экономического и государственного развития нового Китая. Имидж Китая, представленный в школьных учебниках по всеобщей истории в Советском Союзе и современной России, тесно связан с событиями в жизни Китая в конкретный исторический период, а также подвержен влиянию многих факторов,

© Ли Сяотао, Ло Вэйи, 2022

Имидж Китая в школьных учебниках по всеобщей истории в СССР и РФ

27

таких как китайско-советские и китайско-российские отношения в разные периоды, изменение целеполагания советского и российского образования, смена концепций исторического образования в СССР и РФ, изменение международного статуса Китая и т. д.

Ключевые слова: имидж Китая; история Китая; советские учебники по всеобщей истории; российские учебники по всеобщей истории; Китай; СССР; РФ

Для цитирования: Ли Сяотао, Ло Вэйи Имидж Китая в школьных учебниках по всеобщей истории в СССР и РФ // Мир русскоговорящих стран. 2022. № 3 (13). С. 27-43. http://dx.doi.org/10.20323/2658-7866-2022-3-13-27-43. https://elibrary.ru/fsrtgf.

Original article

The image of China in the USSR and RF world history school textbooks Li Xiaotao1H, Luo Weiyi2

1Doctor of philology, professor, the Department of the Russian Language, Institute of Foreign Languages, Southwest University, Chongqing. PRC, Chongqing. 2Postgraduate student of the Russian language and literature department, Institute of Foreign Languages, Southwest University. PRC, Chongqing [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8533-3431 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0974-3882

Abstract. History textbooks are an important means of shaping historical memory and implementing national identity education when a certain country's historical events are presented alongside the history of other countries. World history textbook descriptions play an important role in shaping the image of one's own country as well as that of other countries. Nowadays, Russia is China's important neighbor and strategic partner. Both the former Soviet Union and today's Russia are inseparably linked to China. Studying the changing image of China in Soviet and Russian textbooks on world history will help us understand how China is perceived as a partner and how the two countries' relations are positioned. The article examines school textbooks on world history for 5-10 grades in the USSR and the RF, published by Prosveshchenie, as the material for studying the dynamics of China's image. The authors indicate that to a large extent the Soviet students' view of China was formed on the basis of the Communist Party's ideological guidelines and the state of diplomatic relations between the USSR and the PRC, and the textbooks designed in the RF focus more on forming a positive image of China based on the description of the ancient powerful civilization and the significant success of the new China's economic and state development. China's image as presented in school textbooks on general history in the Soviet Union and modern Russia is closely

28

Ли Сяотао, Ло Вэйи

linked to events in Chinese life during a particular historical period, and is also influenced by many factors, such as Chinese-Soviet and Chinese-Russian relations at various periods, changes in the objectives of Soviet and Russian education, changes in the concepts of history education in the USSR and the RF, changes in China's international status, etc.

Key words: image of China; Chinese history; Soviet world history textbooks; Russian world history textbooks; China; the USSR; the RF

For citation: Li Xiaotao, Luo Wei The image of China in the USSR and RF world history school textbooks. World of Russian-speaking countries. 2022; 3(13):27-43. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-7866-2022-3-13-27-43. https://elibrary.ru/fsrtgf.

Введение

Формирование национального имиджа одной страны - это длительный, развивающийся и изменяющийся процесс, на который влияет множество факторов, таких как история и реальность, а именно историческое образование становится важным мостом между историей и реальностью. Являясь основным средством преподавания истории, учебники по истории не только воплощают в себе основные концепции исторического образования и цели подготовки кадров страны, но и отражают национальную идеологию, социальные и нравственные ценности и т. д. В учебниках по истории исторические события данной страны излагаются наряду с историей других стран. Содержание, подходы к изложению, методические концепции описания в учебниках по всемирной истории играют важную роль в формировании имиджа как своей собственной страны, так и других стран.

В настоящее время Россия является важным соседом Китая. Прошло 73 года с момента установления дипломатических отношений между двумя странами. Двусторонние отношения вышли на беспрецедентный уровень и теперь позиционируются в соответствии с формулой «добрые соседи, хорошие друзья и надежные партнеры». Как бывший Советский Союз, так и сегодняшняя Россия неразрывно связаны с Китаем. Все эти сложные взаимоотношения двух стран нашли свое отражение и в советских, а затем российских учебниках по истории.

Цель статьи - это рассмотреть динамику изменения имиджа Китая в учебниках на основе анализа описания истории Китая в советских и российских школьных учебниках по всемирной истории. Изучение описания истории Китая в советских и российских учебниках по всемирной истории и анализ изменений имиджа Китая в учебниках помогают нам понять, как историческое образование в Советском

Имидж Китая в школьных учебниках по всеобщей истории в СССР и РФ

29

Союзе и современной России направляет молодежь к осознанию, пониманию и восприятию Китая.

Отбор школьных учебников по всеобщей истории, изданных издательством «Просвещение» в СССР и РФ

Издательство «Просвещение» -советское, а позже российское специализированное издательство учебной и педагогической литературы. Почти все собранные для данной работы советские школьные учебники по всемирной истории были выпущены издательством «Просвещение» (включены также предшественники издательства «Просвещение» - издательство «Учпедгиз» и издательство Академии педагогических наук РСФСР). В настоящее время кроме издательства «Просвещение» существует и ряд других издательств, которые выпускают школьные учебники, соответствующие федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), такие как «Дрофа», «Русское слово», «Академия», «Вита-пресс», «Владос», «Мнемозина», «Ассоциация XXI век», «Экзамен» и т. д., но издательство «Просвещение» по-прежнему пользуется значительным авторитетом в России.

Отбирая учебники для анализа, мы руководствовались важностью издательства «Просвещение» в Советском Союзе и современной России, в данной работе в качестве примеров взяты советские и российские школьные учебники по все-

мирной истории именно этого издательства. В представленном нами анализе отражено содержание истории Китая в учебниках, проведено сравнение изложения и описания китайской истории в советских и российских учебниках, проанализировано представление национального имиджа Китая в данных учебниках. Всего для данной работы было собрано 24 школьных учебника по всеобщей истории (12 советских учебников и 12 российских учебников). На основе сравнения и анализа 24 учебников отобраны 13 учебников по всеобщей истории (6 советских учебников и 7 российских учебников, подробнее см. библиографический список).

Ввиду различий в выделении исторических эпох между российской и китайской историографией, в статье в качестве временных точек выбраны три репрезентативных исторических события в китайской истории, основанные на изложении истории Китая в школьных учебниках по всемирной истории в Советском Союзе и современной России. Во-первых, возникновение древнейшего рабовладельческого государства в Китае во II тысячелетии до н. э.; во-вторых, Опиумная война в 1840 году; в-третьих, основание Китайской Народной Республики в 1949 году.

30

Ли Сяотао, Ло Вэйи

Представление имиджа Китая в школьных учебниках по всеобщей истории в СССР и РФ

Динамика имиджа Китая с II тысячелетия до н. э. до 1840г.

Страна с процветающей культурой и передовыми технологиями (в СССР и РФ). Как в советских, так и в российских учебниках по всемирной истории особое внимание уделяется древнекитайским научно-техническим изобретениям, а также литературе и искусству. В области научно-технических изобретений высокая оценка дается в основном китайскому иероглифу, четырем великим изобретениям, прибору, отмечавшему землетрясения, шелку и фарфору, а в области литературы и искусства подчеркивается развитие поэзии, живописи, рельефов и статуэток.

Развитие китайской культуры в средние века высоко оценивается как в советских, так и в российских учебниках: «В средние века талантливый китайский народ добился выдающихся успехов в науке, технике и искусстве. Китайская культура была в то время намного выше европейской» [Агибалова, 1962, с. 161-162]. «В Средние века культура Китая достигла высокого уровня развития. Она оказала большое влияние на культуру соседних Кореи, Индокитая, Японии» [Агибалова, 2014, с. 256-257].

Осуществляя собственное развитие, древний Китай также активно сотрудничал с другими странами

и вносил большой вклад в развитие мировой культуры. В советском учебнике для 5 класса на примере Великого Шелкового пути рассказывается о культурных обменах между Китаем и другими странами, подчеркивается влияние китайской культуры на мировую культуру.

Видно, что и в советских учебниках, и в российских учебниках китайская культура активно восхваляется, и Китай в этот период позиционируется как страна с процветающей культурой и передовыми технологиями.

Феодально-самодержавное государство, построенное на угнетении низов (в СССР). В советских учебниках по всемирной истории редко упоминаются конкретные династии, а советские учебники больше посвящены изменениям в общественной формации, чем смене династий. В учебниках неоднократно упоминаются рабовладельческий строй и феодальный строй в древнем Китае, описывается переход от рабовладельческого государства к феодальному в древнем Китае.

Официальной идеологией в Советском Союзе был марксизм. Соответственно, в советских учебниках был принят классово-исторический подход, в котором больше места уделялось описанию противоречий и конфликтов между классами, например, борьба крестьян и рабов с угнетателями: восстания «Краснобро-вых» и «Желтых повязок», а также крестьянская война при феодальном строе - восстание Хуан Чао. Приме-

Имидж Китая в школьных учебниках по всеобщей истории в СССР и РФ

31

чательно, что в учебниках лидер крестьянского восстания Хуан Чао изображается в положительном свете: «Это был человек смелый и решительный, он хорошо владел копьем и метко стрелял из лука» [Агибалова, 1962, с. 151], в то время как «ненавистные феодалы и чиновники» [Агибалова, 1962, с. 151] предстают как образы преимущественно отрицательные.

В советском учебнике для 6 класса также сравнивается жизнь трудового народа с жизнью феодалов и чиновников: «Крестьяне и ремесленники ютились в домиках из глины. В тесной лачуге бедняка почти все помещение занимала лежанка. В холодное зимнее время на лежанке ели и работали. Окна домиков не имели стекол и заклеивались разрисованной бумагой. Феодалы, чиновники и купцы жили в просторных домах, окруженных садами и цветниками. Комнаты украшались вышивками на шелке, фарфоровыми вазами и блюдами, драгоценными изделиями из кости и камня. Мебель из дорогих пород дерева сияла лаком. Дома отапливались каменным углем» [Агибало-ва, 1962, с. 155]. Это показывает, что в этот период существует непреодолимая пропасть между жизнью трудящихся и его угнетателей, жизнь трудового народа невыносима при феодально-самодержавном строе, подчеркивается жестокая эксплуатация и угнетение крестьян феодальными правителями.

«Властное и угрожающее государство» (в СССР). Китай и Россия, которые когда-то были далеко друг от друга, стали близкими соседями во времена династии Цин, что стало началом официальных обменов между Китаем и Россией, но последовавшие за этим пограничные проблемы также привели к многочисленным вооруженным конфликтам между двумя странами. В советском учебнике по всеобщей истории для 9 класса первый пограничный договор, подписанный династией Цин и царской Россией, Нерчинский договор, считается навязанным российской стороне династией Цин и носящим грабительский характер, и описывается с использованием таких слов, как «захватнический», «отторгавший от нее» «возвращена» [Нарочницкий, 1991, с. 230], отражая враждебное отношение к династии Цин как к «агрессору».

Могущественная, тщеславная династия Цин изображается в советском учебнике для 9 класса как пример визита послов из других стран в Китай: «Цинская империя унаследовала от ранее правивших в Китае династий великодержавные претензии на верховенство над всеми другими, особенно соседними, государствами и народами. Подарки, привозимые иноземными послами, изображались как дань, подносимая от вассальных правителей. Китайскому народу внушалось представление, что Китай является центром всего мира, «Срединной империей», которой все

32

Ли Сяотао, Ло Вэйи

остальные государства и народы обязаны повиноваться» [Нарочниц-кий, 1991, с. 230]. В учебнике, изданном в Советском Союзе, неоднократно описывается вторжение династии Цин в соседние страны, чтобы подчеркнуть «гегемонию» Китая. Из описания в учебнике видно, что Россия в этот период была настороженна и враждебна по отношению к династии Цин, создавшей властную и угрожающую державу.

Единое государство (в РФ). В отличие от советских учебников, в российских учебниках больше внимания уделяется смене династий и меньше - изменениям социальной формы. Такие понятия, как рабовладельческое и феодальное общество, не упоминаются в учебниках РФ, а борьба между классами преуменьшается. Кроме того, в учебниках речь идет в основном об объединенных династиях, таких как династии Цинь и Тан: «Одно из китайских государств называлось Цинь. В 221 году до н. э. его правитель, разбив поодиночке соперников, объединил весь Китай под своей властью» [Вигасин, 2014, с. 109]. «В начале VII века в стране утвердилась династия Тан, управлявшая страной около 300 лет. Единое государство возглавлял император с неограниченной властью» [Агиба-лова, 2014, с. 252], что изображает единую страну.

Мощная держава (в РФ). Золотому веку династии Цин специально посвящен отдельный раздел в российском учебнике по всеобщей

истории для 6 класса. Описания трех великих императоров Цин -Канси, Юнчжэна и Цяньлуна относительно положительные и позитивные. Во время их правления национальная мощь Китая была относительно сильна: «При первом из них Китай превратился в мощную державу. При втором произошло усиление центральной власти и установилось прочное сотрудничество маньчжурских властей с представителями китайской элиты. При третьем маньчжуро-китайская империя достигла зенита своего могущества» [Юдовская, 2020, с. 215].

Стоит отметить, что подписание Нерчинского договора также освещается в российском учебнике для 6 класса, но, в отличие от советского учебника, тон повествования в учебнике РФ представляет уже не агрессивный настрой, а данный договор классифицируется как сугубо дипломатический вопрос, и основное содержание договора описывается объективно: «После установления безраздельного властвования династии Цин в Китае Канси занялся внешними проблемами. в 1689 г. состоялось подписание Нерчинско-го договора с Россией, на основании которого территории к северу от Амура были присоединены к Китаю. Договор также предусматривал установление регулярных торговых связей между двумя странами» [Юдовская, 2020, с. 216].

Это связано с тем, что 4 300 км граница между Китаем и Россией была полностью определена в

Имидж Китая в школьных учебниках по всеобщей истории в СССР и РФ

33

2004 году, то есть проблема китайско-российской границы была решена мирным путем. Естественно, представленное отношение в российских учебниках также перекликается с реальностью.

Изменение имиджа Китая с 1840 по 1949 г.

«Закрытая, отсталая и униженная страна» (в СССР и РФ). В начале династии Цин Китай все еще был могущественной страной, однако в конце ХУШ века завоевательные возможности Цинской империи сильно ослабли. Что касается истории Китая в этот период, то «закрытие» Китая освещалось как в советских учебниках, так и в российских учебниках по всеобщей истории. Политика самоизоляции дала династии Цин короткий период спокойствия, но изолировала страны от внешнего мира. Отказ от достижений других стран в области науки и техники усугубил ослабление национальной мощи Китая, что привело к постепенному отставанию Китая от западного мира. И западные державы воспользовались этим и начали вторжение в Китай. В учебниках основное внимание уделяется двум «опиумным войнам», движению тайпинов и войне восьми союзных держав против Китая, и подавление восстания ихэтуаней войсками восьми великих держав, что показывает процесс превращения Китая из феодального общества в полуколониальное и полуфеодальное общество под колонизацией иностранных

держав, и изображает отсталый и униженный Китай.

Страна, находящаяся в состоянии постоянных реформ и революций (в СССР и РФ). После опиумной войны Китай был вынужден открыть свои двери и, таким образом, начались поиски путей модернизации Китая с непрерывными реформами и революциями. Как в советских, так и в российских учебниках по всемирной истории рассказывается о реформах и революциях, которые происходили в Китае со времен поздней династии Цин. Эти события делятся на три категории: во-первых, движение «самоспасения», осуществляемое цинским правительством для сохранения своего правления; во-вторых, народные восстания за свои права; в-третьих, благоволение и вражда между Коммунистической партией и Гоминьданом. Дадим характеристику этих материалов в учебниках по всеобщей истории разных годов.

Во-первых, в российских учебниках по всемирной истории в основном освещается движение «самоспасения» правительства династии Цин и связанное с ним событие - «100 дней» реформ. В ответ на продолжающуюся потерю суверенитета многим представителям национальной интеллигенции стала очевидна необходимость политических форм, проведение которых могло бы вернуть Китаю политическую самостоятельность. Лидером реформаторов становится крупный

34

Ли Сяотао, Ло Вэйи

ученый Кан Ювэй. Молодой император Гуансюй решил поддержать реформаторов и 11 июня 1898 г. приказал провести преобразования и принял ряд мер, направленных на модернизацию Китая, включая поощрение развития ремесел, наук и сельского хозяйства, строительство железных дорог, открытие университетов и пр. Однако реформы нарушили интересы помещиков и были остановлены. Последствия «Ста дней реформ» отмечены в российских учебниках по всемирной истории: «Первые попытки реформ в Китае под руководством Кан Ювэя были пресечены в результате государственного переворота» [Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О., 2018, с. 112].

Во-вторых, народные восстания как в советских, так и в российских учебниках по всеобщей истории, и связанные с ними события включают движение тайпинов, восстание ихэтуаней и революцию 1911 -1912 гг. В учебниках подробно рассказывается о движении тайпинов, объективно утверждается его положительное влияние: «Хотя оно и закончилось поражением, феодальный строй испытал глубокое потрясение. Тайпинское восстание не прошло бесследно - оно стало славной страницей в истории освободительного движения народов Азии» [Нарочницкий, 1991, с. 235]. В учебниках СССР и РФ восстание ихэтуаней считается крестьянским движением против империализма под лозунгом «Поддержим Цинов,

смерть иностранцам!» [Юдовская, 2014, с. 256]. Однако это движение в конечном итоге было подавлено иностранными державами и правительством Цин. В учебниках описывается жестокое подавление боксерского восстания войсками восьми великих держав и правительством Цин, но последовавшая за этим жестокость вторжения в Китай иностранных держав лишь кратко упоминается в учебниках. Сунь Ятсен был важной фигурой в истории Китая в этот период. Революция 19111912 гг., которую он возглавлял, была великим буржуазным революционным движением в Китае. В учебниках утверждается, что хотя Синь-хайская революция 1911 -1912 гг. не полностью реализовала цели демократической революции, она свергла маньчжурскую династию и положила конец феодально-самодержавной монархии, существовавшей более двух тысяч лет, тем самым проложив путь к развитию борьбы китайского народа.

В-третьих, в учебниках СССР и РФ описываются сложные взаимоотношения между Коммунистической партией и Гоминьданом. В этот период между Гоминьданом и Коммунистической партией Китая (КПК) существовали как противостояние, так и сотрудничество. Из-за различных политических требований Гоминьдана и КПК, трения и конфликты между двумя партиями были неизбежны. О противостояниях двух партий в учебниках в основном упоминается контрреволю-

Имидж Китая в школьных учебниках по всеобщей истории в СССР и РФ

35

ционный переворот «12 апреля», и разоблачается беспощадная расправа над коммунистами со стороны Гоминьдана: «В апреле Чан Кайши совершил контрреволюционный переворот в Шанхае. Правительство Чан Кайши стало на путь кровавого террора. В застенках го-миньдановской реакции было убито и замучено более 300 тыс. человек» [Кузьмичев, 1977, с. 91-92].

В учебниках также описаны два сотрудничества между Гоминьданом и Коммунистической партией. Первое сотрудничество произошло во время Национальной великой революции 1925-1927 гг., и учебники посвящены Северному походу НРА, в которой Гоминьдан и Коммунистическая партия совместно боролись против сил северных милитаристов -главной опоры иностранного империализма. Второе сотрудничество заключается в создании единого антияпонского национального фронта между Гоминьданом и Коммунистической партией для совместного сопротивления японским захватчикам. Подводя итог, можно сказать, что с 1860-х годов до середины XX века Китай пережил множество реформ и революций. Хотя были успехи и неудачи, Китай шел по пути борьбы за национальное освобождение и независимость и никогда не сдавался. Именно такой лейтмотив мы можем заметить в большинстве советских и российских учебников по всеобщей истории.

Важный союзник в антифашистской войне (в РФ). Несомненно, ки-

тайско-японская война была важным событием в истории Китая и освещается как в советских, так и в российских учебниках по всемирной истории, но стоит отметить, что представление китайско-японской войны в учебниках РФ имеет некоторые изменения по сравнению с учебниками СССР, а именно: в российских учебниках более четко представлен статус китайско-японской войны во всемирной истории и истории Второй мировой войны.

В учебнике для 9 класса в Советском Союзе есть лишь очень краткое описание Китайско-японской войны 1937 года: «В 1937 г. Япония начала широкое наступление, направленное на захват всего Китая» [Кузьмичев, 1977, с. 96]. Сопротивление Китая японским захватчикам кратко описано в главе «Вторая мировая война» советского учебника для 10 класса, но только в контексте тихоокеанских военных операций Второй мировой войны, что говорит о том, что китайско-японская война рассматривалась в советском учебнике для 10 класса как часть тихоокеанских военных операций, а не как самостоятельная война, тем более не как главный фронт Азии Второй мировой войны.

Что касается описания Второй мировой войны, то, хотя европоцентризм по-прежнему занимает основное место в учебниках РФ, взгляды российских ученых на войну Китая сопротивления японской агрессии начали постепенно

36

Ли Сяотао, Ло Вэйи

меняться. В российско-китайской международной конференции «Роль СССР и Китая в достижении Победы над фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне» участники согласились с тем, что участие Китая в борьбе против империалистической Японии не было «инцидентом» или «частным конфликтом». Многомиллионный китайско-японский фронт был главным во Второй мировой войне в Азии [Лузянин, 2015]. Подобная точка зрения в настоящее время присутствует в российских учебниках по всеобщей истории: «С лета 1937 г. началась Японо-китайская война (1937-1945) как часть Второй мировой войны» [Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О., 2018, с. 115].

Как видно, в отношении Войны сопротивления японской агрессии 1937 года в учебниках для 9 и 10 классов РФ появились формулировки, которых не было в учебниках СССР. Кроме того, в главе «Вторая мировая война» российского учебника для 10 класса еще раз подчеркивается, что японо-китайская война 1937-1945 гг. была составной частью Второй мировой войны [Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О., 2019, с. 129], и подтверждается огромная роль Китая в борьбе с японскими агрессорами.

Мы считаем, что описание японо-китайской войны в российских учебниках по всемирной истории является правдивым, объективным и справедливым отражением исто-

рии в российской историографии, которое показывает, что в последние годы российские ученые постепенно преодолевают европоцентристский взгляд на составление учебников по истории. Вклад Китая во Вторую мировую войну оценен российскими научными кругами, и Россия рассматривает Китай как великую державу наравне с ней и важного союзника, сражавшегося против фашистских агрессоров во Второй мировой войне.

Динамика изменения имиджа Китая с 1949 по 2018 г.

Братское социалистическое государство (в СССР). Образование Китайской Народной Республики 1 октября 1949 г. ознаменовало вступление Китая в период социалистического строительства и на путь социалистического развития. Это подробно задокументировано в советском учебнике по всеобщей истории для 10 класса, в котором также подчеркивается быстрое установление дипломатических отношений между Китайской Народной Республикой и Советским Союзом после основания КНР: «1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Советское правительство сразу же установило дипломатические отношения с новым Китаем» [Фудаев, 1982, с. 83].

Помощь Советского Союза Китаю в строительстве народного хозяйства, особенно во время первой пятилетки Китая, рассматривается в

Имидж Китая в школьных учебниках по всеобщей истории в СССР и РФ

37

учебнике СССР, подчеркивая братские китайско-советские отношения в этот период: «Советское правительство предоставило Китаю долгосрочный кредит в размере 300 млн. долларов, направило в КНР большое количество первоклассной техники, послало тысячи советских специалистов. Братское сотрудничество с СССР укрепило международные позиции КНР, ее независимость и суверенитет, рожденный революцией новый общественный строй» [Фудаев, 1982, с. 83].

«Официальные средства массовой информации в начале 1950-х годов массированно пропагандировали вечную и нерушимую советско-китайскую дружбу, Китай был объявлен наиболее важным из всех советских союзников» [Лукин, 2007, с. 216]. В 1950 году на улицах Китая и Советского Союза пели песню «Москва - Пекин» (музыка В. Мурадели, слова М. Вершинина): «Русский с китайцем - братья навек, крепнет единство народов и рас. Плечи расправил простой человек, с песней шагает простой человек... Москва - Пекин! Москва -Пекин! Идут, идут вперед народы». Очевидно, что образ Китая в этот период в советском учебнике по всеобщей истории перекликается с образом Китая в глазах лидеров и народа Советского Союза.

Вероломная и враждебная страна (в СССР). После середины 1950-х годов, хотя Китай официально продолжал провозглашаться лучшим другом Советского Союза,

а политика КПК по-прежнему восхвалялась как последовательная и верная, действительная атмосфера на высшем уровне начала ухудшаться. На XX съезде КПСС в феврале 1956 г. И. С. Хрущев выступил с секретным докладом «О культе личности и его последствиях», критикуя и полностью отрицая И. В. Сталина, что привело к серьезным идеологическим и политическим разногласиям между Китаем и Советским Союзом, нанесло существенный удар по двусторонним отношениям. В 1958 году руководство КПК, ядром которого был Мао Цзэдун, допустило серьезные ошибки в освоении пути социалистического строительства, которые подверглись неприкрытой критике в советском учебнике по всемирной истории. Китайско-советские отношения продолжали ухудшаться, и к 1960-м годам обе стороны начали придавать огласке конфликты. Описание истории Китая этого периода в советских учебниках почти негативное. Можно сказать, что наиболее важными ключевыми словами в учебнике СССР, касающимися образа Китая 1960-х и 1970-х годов, являются «большой скачок» и «культурная революция», и с ними связаны «маоисты». Единичные ключевые слова, полученные из этих трех ключевых слов: «мелкая буржуазия», «национализм», «авантюризм», «гегемонизм», «великодержавный шовинизм», «социально-политический кризис», «против Советского Союза» и др. [Фудаев,

38

Ли Сяотао, Ло Вэйи

1982]. «Большой скачок», «народные коммуны» и «культурная революция», начавшиеся в 1958 году, действительно были огромными ошибками в китайской истории и истории КПК. Однако в советском учебнике разрыв китайско-советских отношений сопоставляется с внутриполитическими ошибками Китая, противопоставляя марксизм-ленинизм «маоизму», полному мелкобуржуазных и националистических черт, тем самым в учебнике образ Китая превратился из братской страны-

единомышленника в вероломную, прозападную, враждебную страну.

Социалистическая страна в трудных поисках (в РФ). Как и в советских учебниках, в российских учебниках по всемирной истории образование Китайской Народной Республики представлено как важное событие в истории Китая. Однако в отличие от учебника СССР, в учебниках РФ влияние Советского Союза на новый Китай в первые годы основания Китайской Народной Республики преуменьшается. Другими словами, в российских учебниках больше внимания уделяется процессу социалистической трансформации и строительства социализма в Китае собственными силами. Установление дипломатических отношений между Китаем и Советским Союзом не освещается в российских учебниках, а помощь Советского Союза Китайской Народной Республике упоминается лишь в одном предложении в учеб-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нике для 9 класса РФ, и в учебнике РФ для 10 класса не упоминается.

В российских учебниках также внимание уделяется «большому скачку», «народным коммунам» и «культурной революции», подчеркивается руководящая роль Мао Цзэду-на в социалистическом строительстве Китая. Отметим, что по сравнению с учебниками СССР описания этих событий в учебниках РФ носят относительно эвфемистический характер, в основном отражая исторические факты, а не впадая в обвинительную тональность. Однако некоторые высказывания в учебниках РФ также выражают сожаление по поводу обходных путей, пройденных Китаем на пути к социализму: «Китай в те годы не мог решить даже проблему голода и неграмотности. Страна, в которой проживала четверть населения всего мира, производила 4 % промышленной продукции» [Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О., 2019, с. 272].

В целом в российских учебниках по всеобщей истории не рассматриваются вопросы установления дипломатических отношений между КНР и СССР, разрыва китайско-советских отношений, не говорится об идеологическом противостоянии между Китаем и Советским Союзом, а в основном излагаются исторические факты Китая и показывается извилистый процесс освоения Китаем пути к социализму.

Быстро развивающаяся держава, благодаря политике реформ и открытости (в РФ). Политике реформ и открытости Китая и его

Имидж Китая в школьных учебниках по всеобщей истории в СССР и РФ

39

экономическим успехам уделяется ключевое внимание в российских учебниках по всемирной истории. В учебниках отмечается важность Третьего пленума ЦК одиннадцатого созыва в декабре 1978 года, раскрывается содержание и суть теории Дэн Сяопина.

Под руководством Дэн Сяопина были проведены реформы в различных областях страны, которые подробно рассматриваются в учебниках, где подчеркивается важное влияние Дэн Сяопина и предложенной им политики реформ и открытости на экономическое развитие Китая в этот период. Достижения Китая благодаря реформе и открытости наглядно представлены в цифрах в учебниках РФ: «Темпы роста экономики Китая в 1980-2000 гг. составили в среднем 9,5 % в год, в 2007 г. - 14,2 %. Рост подстегивали два фактора. Замедление темпов роста экономики Китая (в 2011 г. -9,5 %, в 2012 г. - 7,9 %, в 2013 г. -7,8 %, в 2014 г. - 7,3 %) вызвало обеспокоенность в мире, поскольку китайская экономика стала локомотивом мирового развития. В 2018 г. в Китае отмечалось 40-летие реформ. Главным итогом реформ стало преодоление массовой нищеты. Из ее тисков было вырвано 740 млн человек. Это действительно историческое достижение современного Китая» [Сороко-Цюпа О. С., Соро-ко-Цюпа А. О., 2019, с. 275-276].

Благодаря великим достижениям реформ и открытости Китай под прекрасным руководством Коммунистической партии Китая быстро

поднялся и превратился в современную державу, которая будет продолжать развиваться на этой основе и добиваться еще больших успехов в будущем.

Заключение

Нетрудно заметить, что существуют различия в образах Китая в школьных советских и российских учебниках по всемирной истории. В советских и российских учебниках изложение истории Китая с II тысячелетия до н. э. до 1840 года позволит учащимся осознать Китай как государство с процветающей культурой и передовыми технологиями. В учебниках СССР изображается феодально-самодержавная страна, основанная на эксплуатации низших классов; в учебниках РФ представлено единое государство. В советских учебниках Китай в период правления династии Цин описывается как властная и угрожающая страна, а в российских учебниках изображается мощная и цветущая держава. В советских и российских учебниках с 1840 по 1949 год Китай изначально был изображен как униженная, закрытая и отсталая страна, которая боролась путем реформ и революций за национальную свободу и независимость. В учебниках РФ также особо подчеркивается большой вклад Китая в мировую войну против фашизма. В советских учебниках имидж Китая после 1949 года изменился: из братской страны-единомышленника Китай превратился в вероломную и враждебную страну. Изложение истории Китая в российских учебни-

40

Ли Сяотао, Ло Вэйи

ках до 1978 года показывает извилистый процесс собственного социалистического преобразования и строительства Китая, а после 1978 года изображает образ современного Китая, который быстро развивается.

Мы полагаем, что имидж Китая, представленный в школьных учебниках по всеобщей истории в Советском Союзе и современной России многогранен и постоянно меняется, что тесно связано с историче-

скими событиями в Китае в конкретный исторический период, но он также подвержен влиянию многих факторов, таких как китайско-советские и китайско-российские отношения в разные периоды, изменение целеполагания советского и российского образования, смена концепций исторического образования в СССР и РФ, изменение международного статуса Китая и т. д.

Библиографический список

1. Аверьянов А. П. Новая история, 1871-1917 : учебник для 9 класса / А. П. Аверьянов, Л. Е. Кертман [и др.]. Москва : Просвещение, 1987. 310 с.

2. Агибалова Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учебник / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. Москва : Просвещение, 2014. 288 с.

3. Агибалова Е. В. История средних веков : учебник для 6 класса / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. Москва : Учпедгиз, 1962. 272 с.

4.Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учебник / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Москва : Просвещение, 2014. 305 с.

5. Коровкин Ф. П. История древнего мира : учебник для 5 класса. Москва : Академия педагогических наук РСФСР, 1962. 240 с.

6. Кузьмичев П. М. Новейшая история (1917-1939 гг.) : учебник для 9 класса / П. М. Кузьмичев, В. А. Орлов [и др.]. Москва : Просвещение, 1977. 112 с.

7.Лузянин С. Г. О российско-китайской международной конференции «Роль СССР и Китая в достижении Победы над фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне» // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 3. С. 147-149.

8. Лукин А. В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-XX веках. Москва : Восток - Запад : АСТ, 2007. 598 с.

9. Нарочницкий А. Л. Новая история, 1640-1870 : учебник для 9 класса /

A. Л. Нарочницкий, А. П. Аверьянов, Л. Е. Кертман. Москва : Просвещение, 1991. 288 с.

10. Сороко-Цюпа О. С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс : учебник / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. Москва : Просвещение, 2018. 304 с.

11. Сороко-Цюпа О. С. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс : учебник / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. Москва : Просвещение, 2019. 351 с.

12. Фудаев В. К. Новейшая история (1939-1981) : учебник для 10 класса /

B. К. Фудаев, П. М. Кузьмичев [и др.]. Москва : Просвещение, 1982. 302 с.

13. Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс : учебник / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Москва : Просвещение, 2019. 239 с.

Имидж Китая в школьных учебниках по всеобщей истории в СССР и РФ

41

14. Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс : учебник / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Москва : Просвещение, 2020. 304 с.

15. Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени 1800-1900. 8 класс : учебник / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Москва : Просвещение, 2014. 335 с.

16. шхй.тшттш]. 2000„

17. -ЖС*аШ (1950-1959)^ФШ^Ш«М].

2012о

18. тпщшшшфшфтшт- 20160

19. тшмшшшт- 20060

20. м^шШ^,

21. 20100

22. т-ш.тт^^ашт^^ш^тш—^ттттщъ

Ш [J]. mSW^,2017(04): 93-107+128.

23. [эдш-л^^дст. шфШ—шштштттл ^тс

1989(04): 24-29.

24. Щ^ОДФЙШШМ% ТЖ) Ш±, 2006 о

Reference list

1. Aver'janov A. P. Novaja istorija, 1871-1917 = Modern history, 1871-1917 : uchebnik dlja 9 klassa / A. P. Aver'janov, L. E. Kertman [i dr.]. Moskva : Prosveshhenie, 1987. 310 s.

2. Agibalova E. V. Vseobshhaja istorija. Istorija Srednih vekov. 6 klass = World History. History of the Middle Ages. 6th form : uchebnik / E. V. Agibalova, G. M. Donskoj. Moskva : Prosveshhenie, 2014. 288 s.

3. Agibalova E. V. Istorija srednih vekov = History of the Middle Ages : uchebnik dlja 6 klassa / E. V. Agibalova, G. M. Donskoj. Moskva : Uchpedgiz, 1962. 272 s.

4. Vigasin A. A. Vseobshhaja istorija. Istorija Drevnego mira. 5 klass = World History. History of the Ancient World. 5th grade : uchebnik / A. A. Vigasin, G. I. Goder, I. S. Sv encickaja. Moskva : Prosveshhenie, 2014. 305 s.

5.Korovkin F. P. Istorija drevnego mira = History of the ancient world : uchebnik dlja 5 klassa. Moskva : Akademija pedagogicheskih nauk RSFSR, 1962. 240 s.

6.Kuz'michev P. M. Novejshaja istorija (1917-1939 gg.) = Contemporary history (1917-1939) : uchebnik dlja 9 klassa / P. M. Kuz'michev, V. A. Orlov [i dr.]. Moskva : Prosveshhenie, 1977. 112 s.

7.Luzjanin S. G. O rossijsko-kitajskoj mezhdunarodnoj konferencii «Rol' SSSR i Kitaja v dostizhenii Pobedy nad fashizmom i japonskim militarizmom vo Vtoroj mirovoj vojne» = On the russian-chinese international conference "The Role of the USSR and China in achieving Victory over fascism and Japanese militarism in World War II" // Problemy Dal'nego Vostoka. 2015. № 3. S. 147-149.

42

Ли Сяотао, Ло Вэйи

8.Lukin A. V. Medved' nabljudaet za drakonom. Obraz Kitaja v Rossii v XVII-XX vekah.= The Bear watches the Dragon. The Image of China in Russia in the XVII-XX centuries. Moskva : Vostok - Zapad : AST, 2007. 598 s.

9.Narochnickij A. L. Novaja istorija, 1640-1870 = Modern History, 1640-1870 : uchebnik dlja 9 klassa / A. L. Narochnickij, A. P. Aver'janov, L. E. Kertman. Moskva : Prosveshhenie, 1991. 288 s.

10. Soroko-Cjupa O. S. Vseobshhaja istorija. Novejshaja istorija. 9 klass = World History. Contemporary History. 9th form : uchebnik / O. S. Soroko-Cjupa, A. O. Soroko-Cjupa. Moskva : Prosveshhenie, 2018. 304 s.

11. Soroko-Cjupa O. S. Vseobshhaja istorija. Novejshaja istorija. 10 klass = World History. Contemporary History. 10th form : uchebnik / O. S. Soroko-Cjupa, A. O. Soroko-Cjupa. Moskva : Prosveshhenie, 2019. 351 s.

12. Fudaev V. K. Novejshaja istorija (1939-1981) = Contemporary History (19391981): uchebnik dlja 10 klassa / V. K. Fudaev, P. M. Kuz'michev [i dr.]. Moskva : Prosveshhenie, 1982. 302 s.

13. Judovskaja A. Ja. Vseobshhaja istorija. Istorija Novogo vremeni. 7 klass = World History. History of Modern Times. 7th form : uchebnik / A. Ja. Judovskaja, P. A. Baranov, L. M. Vanjushkina. Moskva : Prosveshhenie, 2019. 239 s.

14. Judovskaja A. Ja. Vseobshhaja istorija. Istorija Novogo vremeni. 8 klass = World History. History of Modern Times. 8th form : uchebnik / A. Ja. Judovskaja, P. A. Baranov, L. M. Vanjushkina. Moskva : Prosveshhenie, 2020. 304 s.

15. Judovskaja A. Ja. Vseobshhaja istorija. Istorija Novogo vremeni 1800-1900. 8 klass = World History. History of Modern Times 1800-1900. 8th form : uchebnik / A. Ja. Judovskaja, P. A. Baranov, L. M. Vanjushkina. Moskva : Prosveshhenie, 2014. 335 s.

16. 2000 о

17. -Ж<*аш (1950-1959)W+S^m№[M].

2012о

18. тпщшшшфшфтшт- 20160

19. ^тяжштам. 2006о

20. м^шш^,

^РШ&Й^Й®. 2015(05):124-127.

21. таЛКЖШ±,2010о

22. —^вмш^

Ш [J]. Ша^Й, 2017(04): 93-107+128.

23. [эдш-л^^дст. ^Ф^Ж—^тс

1989(04): 24-29.

24. Ш^ЙФа^ШЙ ТШ Ш±, 2006 о

Статья поступила в редакцию 02.07.2022; одобрена после рецензирования 05.08.2022; принята к публикации 05.09.2022.

The article was submitted on 02.07.2022; approved after reviewing 05.08.2022; accepted for publication on 05.09.2022

Имидж Китая в школьных учебниках по всеобщей истории в СССР и РФ

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.