Научная статья на тему 'ИМИДЖ КАК СРЕДСТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ИМИДЖ КАК СРЕДСТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
727
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИМИДЖ / ТЕХНОЛОГИЯ ИМИДЖА / ИМИДЖЕЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шилина Наталья Анатольевна, Кокуашвили Наталья Борисовна, Самыгин Сергей Иванович

Авторы статьи в рамках работы обращаются к вопросам самопрезентации личности. На основе проанализированного материала они выделяют имидж как одно из средств самопрезентации личности в современном социокультурном пространстве. Авторы работы отмечают, что имидж личности складывается из набора, который презентует индивидуальность. К этому набору относятся компоненты визуального образа (рост, вес, цвет волос, цвет кожи, глаз и индивидуальные особенности) и то, как визуальный образ раскрывается в походке, мимике, жестах человека. Также индивидуальность человека презентует костюм и окружающие человека вещи и места.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шилина Наталья Анатольевна, Кокуашвили Наталья Борисовна, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE AS A MEANS OF SELF-PRESENTATION OF PERSONALITY IN A MODERN SOCIOCULTURAL SPACE

The authors of the article in the framework of the work touch upon the issues of self-presentation of the individual, based on the analyzed material, they define the image as one of the means of self-presentation of the individual in A modern sociocultural space. The authors of the work note that the image of a personality consists of a set that presents individuality. This set includes the components of the visual image (height, weight, hair color, skin color, eyes and individual characteristics) and how these components of the visual image are revealed (gait, facial expressions, gestures). It also presents the personality of a person's costume and the things and places surrounding a person.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ КАК СРЕДСТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 659

DOI 10.23672/t8214-9435-5014-q

Шилина Наталья Анатольевна

кандидат социологических наук, член Международного союза педагогов-художников, доцент кафедры теории и практики изобразительного искусства, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета [email protected]

Кокуашвили Наталья Борисовна

доцент,

член Союза дизайнеров Международной ассоциации «Союз дизайнеров», доцент кафедры дизайна, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета [email protected]

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор,

профессор кафедры управления персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) [email protected]

Natalia A. Shilina

Candidate of Sociological Sciences,

Member of the International Union

of Art Teachers,

Associate Professor

of the Department of Theory

and Practice of Fine Arts

of the Academy of Architecture

and Arts of SFU

e-mail: [email protected]

Natalia B. Koguashvili

Associate Professor,

Member of the Union of Designers

International Association

«Union of Designers»,

Associate Professor of Design,

Academy of Architecture

and Arts Southern Federal University

[email protected]

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Professor of the Department of Personnel Management and Sociology, Rostov State University of Economics (RINH) [email protected]

Имидж как средство

самопрезентации личности в современном

социокультурном пространстве

Image as a means

of self-presentation of personality in a modern sociocultural space

Аннотация. Авторы статьи в рамках работы обращаются к вопросам самопрезентации личности. На основе проанализированного материала они выделяют имидж как одно из средств самопрезентации личности в современном социокультурном пространстве. Авторы работы отмечают, что имидж личности складывается из набора, который презентует индивидуальность. К этому набору относятся компоненты визуального образа (рост, вес, цвет волос, цвет кожи, глаз и индивидуальные особенности) и то, как визуальный образ раскрывается в походке, мимике, жестах человека. Также индивидуальность человека презентует костюм и окружающие человека вещи и места.

Ключевые слова: личность, самопрезентация, культура, социокультурное пространство, имидж, технология имиджа, имиджелогия.

Annotation. The authors of the article in the framework of the work touch upon the issues of self-presentation of the individual, based on the analyzed material, they define the image as one of the means of self-presentation of the individual in A modern sociocultural space. The authors of the work note that the image of a personality consists of a set that presents individuality. This set includes the components of the visual image (height, weight, hair color, skin color, eyes and individual characteristics) and how these components of the visual image are revealed (gait, facial expressions, gestures). It also presents the personality of a person's costume and the things and places surrounding a person.

Keywords: personality, self-presentation, culture, socio-cultural space, image, image technology, imagology.

В настоящее время навык самопрезентации является весьма важным умением для выстраивания межличностной и деловой коммуникации. Людям, которые в рамках своей профессиональной деятельности связаны с постоянным общением с другими людьми - руководители компаний, начальники отделов, политики, предприниматели, журналисты, юристы, учителя, преподаватели вузов, необходимо в совершенстве владеть навыками самопрезентации и убеждающей коммуникации [1; 2]. Самопрезентация позволяет человеку произвести положительное впечатление в процессе коммуникации, что, в свою очередь, определяет социальную и профессиональную успешность человека.

Вопросы, связанные с самопрезентацией личности, актуальны в настоящее время для многих исследователей. Ученые обращаются к исследованию методологии процесса самопрезентации и рассматривают теоретические подходы к самопрезентации [3; 4]. Весьма интересной темой, в рамках выбранной нами проблематики, выступает тема самопрезентации мужчин и женщин в сфере деловых отношений [5]. Важной частью процесса самопрезентации выступают методы самопрезентации и самопродвижения личности [6]. Поскольку в рамках современного социокультурного пространства активно развивается Интернет-культура, где люди регулярно обмениваются информацией, то ученым важно понимать, с помощью каких технологий личности презентуют себя в медиапространстве. Активное внимание исследователей приковано к самопрезентации личности посредством такого канала, как социальные сети [7]. В связи с развитием Интернет-пространства, исследователи обращаются к вопросам самопрезентации и креативному развитию личности в социальных Интернет-сетях [8; 9]. Рассматривая вопросы самопрезентации личности в медиапространстве, ученые описывают «основные стратегии конструирования идентичности в социальных Интернет-сетях и указывают на позитивные и негативные аспекты влияния самопрезентации в социальных Интернет-сетях на социализацию молодежи» [8; 10]. Касаясь вопросов самопрезентации, исследователи обращаются к рассмотрению деловых коммуникаций [1; 5], где значимую роль играет имидж акторов общения [11].

Из анализа научных источников выбранного нами проблемного поля исследования мы видим, что вопросы самопрезентации являются активно рассматриваемые современными исследователями. Несмотря на большой пул работ, которые посвящены вопросам самопрезентации, на наш взгляд, в связи с активными социокультурными трансформациями, которые происходят сегодня, важно обратиться к рассмотрению средств самопрезентации, используемых личностями в настоящее время. К таким средствам мы относим имидж, в связи с чем, будем рассматривать имидж как средство самопрезентации личности в современном социокультурном пространстве. Обратимся к значению термина «самопрезентация». В переводе с латинского данная дефиниция означает «самоподача», то есть, представление себя другим людям. Таким образом, в процессе общения

человек стремится управлять впечатлением о себе среди других людей, используя определенные стратегии поведения, которые связаны с предъявлением внешнего образа другим людям. Т.е., самопрезентация является одним из условий достижения целей общения, что обусловливается интенциональной направленностью дискурса общения и реализуется в открытой форме [12; 13].

Исходя из определения самопрезентации, мы видим, что человеку необходимо управлять впечатлением, которое он оказывает на другого человека при помощи определенных средств, куда можно отнести коммуникативные качества, красноречивость, эмоции, способность к эмпатии, внешний образ (прическа, макияж, одежда). Чаще всего, правильно построенный имидж будет вызывать совершенно определенные ассоциации, именно те, которые в нем заложены, что позволит при помощи внешнего образа управлять впечатлением о человеке.

Теории имиджелогии трактуют имидж с точки зрения публичной практики, которые помогают выстраивать имидж публичных персон. Публичная практика не стремится соотнести визуальные практики с внутренними образами человека, что не позволяет добиваться экологичной визуальной презентации человека. Если же говорить о соотнесении внешнего и внутреннего образа, то это позволяет сделать такая теория, как символический интеракционизм. Благодаря символическому интеракционизму, знание о человеке представляет собой рефлексию знания о нем других. Данные идеи подчеркиваются в теории «зеркальной самости» Ч. Кули. А ведь основой самопрезентации, чаще всего, становится ожидаемая реакция «обобщенного другого». В рамках теории «зеркальной самости» в самопрезентации подчеркивается эмоциональная составляющая, поскольку, презентуя себя посредством имиджа, человек отражает в имидже не только рефлексию знаний о нем других, но и отражает проекцию своих притязаний к этим другим. То есть, имидж указывает на эмоционально окрашенную реакцию самого человека, а также, на стремление этого человека вызвать эмоциональную реакцию со стороны окружения.

Имидж получает особую актуализацию в рамках социокультурного пространства. Несмотря на то, что дефиниция «имидж» вошла в научный лексикон не так давно, основные элементы имиджа были сформулированы довольно давно, и трансформируются данные элементы в зависимости от наполненности социокультурного пространства. Например, в Древнем Египте довольно значимой формой представления фараона была символизация и глобализация его образа. Имидж личности фараона был взаимосвязан с имиджем государства. Если рассматривать Древний Рим и Древнюю Грецию, то механизм создания имиджа личности становится более разнообразным. К примеру, имидж правителя мог зависеть как от прямого давления на мнение населения, так и от опосредованного влияния посредством художественных произведений мира искусства. Мы не будем подробно останавливаться на каждом

временном периоде, но отметим, что социокультурное пространство эпохи помогало сконструировать имидж человека. Отметим, что технологии и инструментарий, который складывался в предыдущие эпохи, позволял целенаправленно создавать определенный, конкретный имидж.

Имидж подвижен и зависит от социокультурного пространства, моды, опирается на стереотипы и правила. Основываясь на данных показателях, человек, формируя имидж, достраивает образ, раскрывая индивидуальные черты личности. Поскольку имидж выполняет функции тождества и различия, важно обращать внимание на такие элементы имиджа, которые выстраиваются по правилам дизайна, оперируя такими понятиями как форма, вещь, стиль. Стиль помогает выстраивать имидж. Так как имидж зависит от социокультурного пространства, а стиль культурно обусловлен, стиль соотносится с эстетическим идеалом эпохи и задает как норму выражения, так и норму восприятия [14]. В рамках современной культуры при конструировании имиджа человек часто прибегает к цитированию стилей прошлых эпох, что становится одним из популярных приемов и основой для выражения индивидуального стиля.

При самопрезентации человек стремится изобразить желаемый образ, в чем ему может помочь его костюм. При помощи костюма люди могут скрыть или откорректировать те стороны своей внешности, которые они не хотят демонстрировать окружающим. Обращаясь к истории моды,

Литература:

1. Куклинов М.Л. Самопрезентация в процессе трудоустройства / М.Л. Куклинов, С.Г. Сапегина, Л.В. Малютина // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 12(40). URL : https://cyberlenin ka.ru/article/n/samoprezentatsiya-v-protsesse-tru-doustroystva (дата обращения 16.10.2021).

2. Самыгин С.И. Психология делового общения. учеб. пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, Н.Х. Гафиатулина. М. : Феникс. 2020. 298 с.

3. Пикулёва О.А. Теоретические подходы к пониманию самопрезентации личности через призму осознанности-неосознанности процесса / О.А. Пикулёва // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. № 4. URL : https ://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-ponimaniyu-samoprezentatsii-lichnosti-cherez-prizmu-osoznannosti-neosoznannosti-protsessa (дата обращения 17.10.2021).

4. Пикулёва О.А. Классификации самопрезентации личности: теоретические основания и проблемные аспекты / О.А. Пикулёва // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. № 1. URL : https://cyberle ninka.ru/article/n/klassifikatsii-samoprezentatsii-lichnosti-teoreticheskie-osnovaniya-i-problemnye-aspekty (дата обращения 17.10.2021).

5. Кулагина Н.В. Особенности самопрезентации мужчин и женщин в сфере деловых отношений / Н.В. Кулагина // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 3

мы видим, что в разные эпохи существуют разные эстетические идеалы, которые за счет костюмов правильной формы помогают людям скрывать недостатки внешности. Например, корректировать форму лица может платок, или же достигать необходимого оптического эффекта помогают высокие головные уборы. В настоящее время идеалы телесной красоты человека претерпевают изменения, что позволяет моде быть более свободной от элементов формы.

Итак, имидж личности складывается из набора, который презентует индивидуальность. В этот набор входят компоненты визуального образа (рост, вес, цвет волос, цвет кожи, глаз и индивидуальные особенности) и то, как данные компоненты визуального образа раскрываются (походка, мимика, жесты. Также, презентует индивидуальность человека костюм. Отметим, что, например, женский брючный костюм в сочетании с ботинками, сопровожденный короткой женской стрижкой и отсутствием макияжа, создаст иной имидж, нежели чем тот же самый костюм в сочетании с туфлями на каблуке, укладкой и ярким макияжем женщины. Помимо этого, имидж, необходимо дополнять соответствующими модными местами и действиями, что также становится частью самопрезентации личности. Сегодня при формировании и распространении имиджа личности в современном социокультурном пространстве, люди стремятся прибегать к помощи инструментария имиджелогии, а также - теории и практики рекламы.

Literature:

1. Kuklinov M.L. Self-presentation in the process of employment / M.L. Kuklinov, S.G. Sapegina, L.V. Malyutina // Problems of economics and management. 2014. № 12(40). URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/samoprezentatsiya-v-protsesse-trudoustroystva (date of application 10.16.2021).

2. Samygin SI. Psychology of business communication : Training manual / S.I. Samygin, L.D. Stoly-arenko, N.Kh. Gafiatulina. M. : Phoenix. 2020. 298 p.

3. Pikuleva O.A. Theoretical approaches to understanding self-presentation of personality through the prism of awareness-unconsciousness of the process / O.A. Pikuleva // Psychology. HSE Journal. 2013. № 4. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/teoretich-eskie-podhody-k-ponimaniyu-samoprezentatsii-lich-nosti-cherez-prizmu-osoznannosti-neosoznannosti-protsessa (date of application 17.10.2021).

4. Pikuleva O.A. Classifications of personality self-presentation: theoretical foundations and problematic aspects / O.A. Pikuleva // Bulletin of LSU named after A.S. Pushkin. 2013. № 1. URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/klassifikatsii-samoprezentatsii-lichnosti-teoreticheskie-osnovaniya-i-problemnye-aspekty (date of application 17.10.2021).

5. Kulagina N.V. Features of self-presentation of men and women in the field of business relations / N.V. Kulagina // Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2016. № 3(27). URL :

(27). URL : https://cyberleninka.ru/article/ri/osoben nosti-samoprezentatsii-muzhchin-i-zhenschin-v-sfe re-delovyh-otnosheniy (дата обращения 17.10.2021).

6. Яшина А.Р. Методы самопрезентации и самопродвижения личности в контексте видеоплатформ (на примере food-блогов видеохостинга YouTube) / А.Р. Яшина // Огарёв-Online. 2020. № 4 (141). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/metody-samoprezentatsii-i-samoprodvizheniya-lichnosti-v-ko ntekste-videoplatform-na-primere-food-blogov-vid-eohostinga-youtube (дата обращения 17.10.2021).

7. Карпова М.К. Социальные сети как особый канал самопрезентации индивида / М.К. Карпова, М.А. Монина // Наука. Общество. Государство. 2018. № 1(21). URL : https://cyberleninka.ru/article/ n/sotsialnye-seti-kak-osobyy-kanal-samoprezen tatsii-individa (дата обращения 17.10.2021).

8. Чебунина О.А. Самопрезентация и креативное развитие личности в социальных Интернет-сетях как аспект социализации российской молодежи / О.А. Чебунина // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2019. № 1(72). С. 66-78.

9. Слюсарева А.Э. Самопрезентация подростков в социальных сетях / А.Э. Слюсарева // Интерактивная наука. 2019. № 12(46). URL : https://cybe rleninka.ru/article/n/samoprezentatsiya-podrostkov-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения 17.10.2021).

10. Karapetyan E.A. Cyber socialization as a factor of influence on the social health of student youth in a modern educational environment under the development of a global information society / E.A. Karapetyan [et al.] // Revista Genero e Direito. 2020. Vol. 9. № 4. P. 830-845.

11. Кошлякова М.О. Управление имиджем в социально-коммуникативном пространстве / М.О. Кошлякова // Управление. 2015. № 4(10). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-imidz hem-v-sotsialno-kommunikativnom-prostranstve (дата обращения 17.10.2021).

12. Иванченко Н. Влияние имижда на эффективность делового общения / Н. Иванченко, К. Дупли-хин // Молодые ученые. 2015. № 6. С. 330-332.

13. Кубрак Т.А. Интенция самопрезентации субъекта в различных видах дискурса / Т.А. Кубрак; Под ред. Н.Д. Павловой, И.А. Зачесовой // Ситуационная и личностная детерминация дискурса. М. : ИП РАН, 2009. С. 185-205.

14. Гафиатулина Н.Х. Социально-психологические технологии деловых и межличностных коммуникаций / Н.Х. Гафиатулина, Я.В. Артамонова. Ростов-н/Д.; Таганрог, 2019.

15. Самыгин С.И. Социокультурные основания эстетического воспитания педагогов творческих специальностей / С.И. Самыгин, Д.С. Загутин, Н.А. Шилина // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). 2020. Т. 13. № 4. С. 173-179.

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samo-prezentatsii-muzhchin-i-zhenschin-v-sfere-delovyh-otnosheniy (date of application 17.10.2021).

6. Yashina A.R. Methods of self-presentation and self-promotion of personality in the context of video platforms (on the example of food blogs of YouTube video hosting) / A.R. Yashina // Ogarev-Online. 2020. № 4(141). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ metody-samoprezentatsii-i-samoprodvizheniya-lich-nosti-v-kontekste-videoplatform-na-primere-food-blogov-videohostinga-youtube (date of application 17.10.2021).

7. Karpova M.K. Social networks as a special channel of self-presentation of an individual / M.K. Karpova, M.A. Monina // Nauka. Society. State. 2018. № 1(21). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sotsi-alnye-seti-kak-osobyy-kanal-samoprezentatsii-indi-vida (date of application 17.10.2021).

8. Chebunina O.A. Self-presentation and creative development of personality in social Internet networks as an aspect of socialization of Russian youth / O.A. Chebunina // SEARCH: Politics. Social studies. Art. Sociology. Culture. 2019. № 1(72). P. 66-78.

9. Slyusareva A.E. Self-presentation of teenagers in social networks / A.E. Slyusareva // Interactive science. 2019. № 12(46). URL : https://cyberleni nka.ru/article/n/samoprezentatsiya-podrostkov-v-sotsialnyh-setyah (date of application 17.10.2021).

10. Karapetyan E.A. Cyber socialization as a factor of influence on the social health of student youth in a modern educational environment under the development of a global information society / E.A. Karapetyan [et al.] // Revista Género e Direito. 2020. Vol. 9. № 4. P. 830-845.

11. Koshlyakova M.O. Image management in the social and communicative space / M.O. Koshlyakova // Management. 2015. № 4(10). URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/upravlenie-imidzhem-v-sotsialno-kommunikativnom-prostranstve (date of application 17.10.2021).

12. Ivanchenko N. The influence of image on the effectiveness of business communication / N. Ivanchenko, K. Duplikhin // Young scientists. 2015. № 6. P. 330-332.

13. Kubrak T.A. The intention of self-presentation of the subject in various types of discourse / T.A. Kubrak; Ed. by N.D. Pavlova, I.A. Zachesova // Situa-tional and personal determination of discourse. M. : IP RAS, 2009. P. 185-205.

14. Gafiatulina N.Kh. Socio-psychological technologies of business and interpersonal communications / N.Kh. Gafiatulina, Ya.V. Artamonova. Rostov-on/D.; Taganrog, 2019.

15. Samygin S.I. Socio-cultural foundations of aesthetic education of teachers of creative specialties / S.I. Samygin, D.S. Zagutin, N.A. Shilina // Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI). 2020. Vol. 13. № 4. P. 173-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.