Научная статья на тему 'Имидж государственных гражданских служащих в динамике реформ государственной службы'

Имидж государственных гражданских служащих в динамике реформ государственной службы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
370
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ДИНАМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИМИДЖА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Завьялова Алена Олеговна

В статье рассматривается динамическая составляющая имиджа государственных гражданских служащих субъективный имидж, который может изменяться в режиме реального времени в результате текущей деятельности социальных субъектов. Функции государственной службы определяются потребностями социума, то есть корректируются и трансформируются в соответствии со стратегическими целями государства и общества. Имидж государственных гражданских служащих, как оказалось, также меняется на фоне динамики общественного развития. На основе результатов социологического опроса государственных служащих и граждан, через сравнительные оценочные показатели, определяется имидж государственных служащих, сформировавшийся в Министерстве культуры Республики Башкортостан на текущий момент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имидж государственных гражданских служащих в динамике реформ государственной службы»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В ДИНАМИКЕ РЕФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Завьялова А.О.

Завьялова Алена Олеговна - студент магистратуры, факультет государственного и муниципального управления, Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, г. Уфа

Аннотация: в статье рассматривается динамическая составляющая имиджа государственных гражданских служащих - субъективный имидж, который может изменяться в режиме реального времени в результате текущей деятельности социальных субъектов. Функции государственной службы определяются потребностями социума, то есть корректируются и трансформируются в соответствии со стратегическими целями государства и общества. Имидж государственных гражданских служащих, как оказалось, также меняется на фоне динамики общественного развития.

На основе результатов социологического опроса государственных служащих и граждан, через сравнительные оценочные показатели, определяется имидж государственных служащих, сформировавшийся в Министерстве культуры Республики Башкортостан на текущий момент.

Ключевые слова: имидж, государственные гражданские служащие, положительный имидж государственных гражданских служащих, общественная оценка имиджа государственных служащих, реформы государственного управления, динамическая составляющая имиджа.

Имидж государственных гражданских служащих, как научная категория, является одним из перспективных направлений современных исследований, в рамках которых решаются проблемы совершенствования государственного управления. В настоящее время термин «имидж государственных гражданских служащих» используется в различных источниках в контексте возникновения, целеустремленного конструирования и проектируемого влияния на общество.

Имидж государственного гражданского служащего фактически выступает независимым критерием оценки эффективности управленческой деятельности. Он фиксирует степень соответствия действий государственных органов требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом. Положительный имидж государственного гражданского служащего выступает в общественном и индивидуальном сознании как инструмент, направленный на позитивное восприятие органов власти, и активизирует социальное партнерство со стороны населения [4].

Формируясь и развиваясь в деятельности государственного служащего, имидж оказывает на нее существенное влияние: доставляет субъекту деятельности необходимую информацию о самом себе, интегрирует его как личность, мотивирует и регулирует его поведение и деятельность, определяет собственную значимость в жизни общества [7].

Назначение государственной службы, ее роль и значимость формируются самим обществом в ходе его развития и определяются законами общественного развития. Другими словами, предназначение государственной службы, не являясь статичным, должно соответствовать деятельности государственного аппарата, общественного

развития и корректироваться, совершенствоваться на каждом историческом этапе развития общества в соответствии со стоящими перед ним задачами [7].

Динамическая составляющая имиджа государственных гражданских служащих -субъективный имидж, который может изменяться в режиме реального времени в результате текущей деятельности социальных субъектов [8]. Функции государственной службы определяются потребностями социума, то есть, корректируются и трансформируются в соответствии со стратегическими целями государства и общества.

Следовательно, имидж государственных гражданских служащих также подлежит изменениям в соответствии с динамикой общественного развития.

Разрабатываемые в рамках реализации Концепции открытости органов исполнительной власти государственные проекты - в первую очередь, «электронное правительство», служат основой для формирования должной морали в сфере государственной гражданской службы, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании. Контроль соблюдения норм служебного поведения государственными гражданскими служащими призван содействовать повышению степени доверия граждан к органам власти и авторитета государственных служащих.

Проводимая административная реформа государственной гражданской службы, последовательный переход к «электронному правительству», принятие Кодекса этики и служебного поведения и ведомственный контроль за его исполнением прогнозируемо должны были изменить имидж государственных гражданских служащих в глазах общества, а, возможно, и повысить интерес населения к государственной гражданской службе в целом.

Как показывает анализ накопленных к настоящему времени исследований (С.В. Батайкина [1], И.П. Бушуева [2], Л.А. Обухова [5], С.В. Романцова [6] и другие), системное изучение имиджа государственных гражданских служащих должно проводиться в рамках социологии управления, рассматривающей профессиональное развитие госслужащих с точки зрения соответствия потребностям общественного развития.

В последнее время наметилась тенденция перехода от негативного к позитивному имиджу государственной службы. Сегодня все чаще в оценках населения встречаются такие определения работы госслужбы (оказания госуслуг), как профессионализм, оперативность, организованность и т.д.

С точки зрения целенаправленной работы над улучшением имиджа и репутации региональной власти, представляется важным знание исходного образа, сформированного на текущий момент у населения данного региона, который можно выявить путем социологических исследований, в частности, на примере имиджа государственных гражданских служащих.

Для исследования оценки имиджа государственных гражданских служащих, сформировавшегося в Республике Башкортостан на текущий момент, автором был проведен пилотажный социологический опрос методом анонимного анкетирования среди государственных гражданских служащих Министерства культуры РБ и среди населения столицы региона, в ходе которого было опрошено 40 человек - по 20 человек в каждой референтной группе. В одном из блоков вопросов респондентов просили дать оценку по пятибалльной шкале имиджа государственных служащих в Республике Башкортостан и государственных служащих Министерства культуры Республики Башкортостан - в представлении граждан.

Полученные результаты представлены в виде профилей, пересечение которых показывает область совпадения мнений госслужащих и населения.

Крайне низкий. Отрицательный, Удовлетворительный, Положительный, Отличный, высокий,

1 балл 2 балла 3 Балла 4 балла 5 баллов

Рис. 1. Профили оценки имиджа государственных служащих РБ

Как можно видеть, профиль оценки имиджа госслужащими высоко вытянут по вертикали и включает только хорошую и отличную оценки. Все респонденты уверены в положительной оценке имиджа государственных служащих в глазах граждан: 90% считают имидж хорошим, 10% - отличным.

Профиль оценки имиджа гражданами существенно ниже и растянут по горизонтали по всей шкале, отражая широкий разброс оценок. Однако, большая часть респондентов (45%) считает имидж госслужащих хорошим, позитивным, почти столько же (40%) - удовлетворительным. Остальные оценки получили 5% - как самый низкий балл, так и самый высокий.

Пересечение профилей находится в области положительной оценки имиджа (это понятно, так как низкую оценку имиджа никто из госслужащих не выставил), поднимаясь в сторону отличной оценки. Следует обратить внимание, что общая площадь пересечения профилей больше, чем остальные, непересекающиеся части. Это говорит о совпадении мнений у большей части как госслужащих, так и населения в оценке имиджа государственных гражданских служащих в Республике Башкортостан.

Далее респондентов просили дать оценку имиджу государственных гражданских служащих Министерства культуры Республики Башкортостан.

Рис. 2. Профили оценки имиджа госслужащих Министерства культуры РБ

Оценка имиджа госслужащих Минкультуры РБ полностью совпадает с предыдущей. Оценка же населением несколько отличается - большая часть (45%) респондентов отметила «удовлетворительно», а оценку «хорошо» поставили 35%, зато на «отлично» оценили 10% опрошенных и не оказалось ни одного ответа «крайне низкий».

Здесь также пересечение профилей находится в области хорошей, положительной оценки имиджа, однако, снижается в сторону отличной оценки, что говорит о том, что население склонно считать имидж государственных гражданских служащих Министерства культуры РБ скорее средним, удовлетворительным, чем хорошим.

В целом, на фоне множества социологических исследований последних десятилетий, опубликованных в различных источниках, где наблюдалась исключительно негативная оценка государственных служащих, можно отметить переломный момент в развитии имиджа государственных служащих: наметился сдвиг от негативного к позитивному восприятию.

Безусловно, пилотажный социологический опрос небольшой аудитории не может претендовать на достоверность выводов. Необходим мониторинг, регулярные повторные исследования, системное изучение феномена имиджа государственных служащих. Тем не менее, положительная оценка на фоне происходящих реформ (например, в предоставлении госуслуг и др.) уже не кажется неожиданной. Формируясь и развиваясь в деятельности государственного служащего, имидж оказывает на нее существенное влияние: доставляет субъекту деятельности необходимую информацию о самом себе, интегрирует его как личность, мотивирует и регулирует его поведение и деятельность, определяет собственную значимость в жизни общества [3]. Это обуславливает взаимосвязь имиджа государственного служащего и эффективности его профессиональной деятельности, а в конечном итоге, и положительную динамику развития.

Список литературы

1. Батайкина С.В. Имидж государственной службы как социальный конструкт: Автореф.дис... канд. социол. наук. Казань, 2009. 49 с.

2. Бушуева И.П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих. Региональный аспект: дис... канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2015.

3. Лебединова Ю.К. Имидж как фактор эффективности профессиональной деятельности государственных служащих Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2011.

4. Маслов И.В. Формирование имиджа органов исполнительной власти региона: автореф. дис. канд. социол. наук. Белгород, 2013.

5. Обухова Л.А. Профессионализация кадрового обеспечения государственной гражданской службы Российской Федерации (социологический анализ): автореф. дис... докт. социолог. наук. М., 2007.

6. Романцова С.В. Социальные технологии профессионального развития федеральный государственных гражданских служащих: автореф. дис. ... канд. социолог. наук: М., 2012.

7. Самсонова Ю. С. Имидж государственной службы в условиях административного реформирования в российском обществе: автореф. дис. ... канд. социолог. наук: Р.-н.-Д., 2011.

8. Хубецова З. Имидж политических институтов в структуре политического имиджа России для внешних аудиторий // Информационная политика, 2011. № 3. С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.