Научная статья на тему 'Имидж государственной гражданской службы в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия): итоги исследования'

Имидж государственной гражданской службы в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия): итоги исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
90
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ИМИДЖ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PUBLIC SERVICE / SOCIAL INSTITUTE / IMAGE / INSTITUTIONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васильева Елена Александровна

Подведены итоги исследования на тему «Образ государственных гражданских служащих в сред-ствах массовой информации Республики Саха (Якутия)». Отмечается, что имидж государственной службы как социального института, формируемый в СМИ РС(Я), является по преимуществу нега-тивным, что усиливает состояние фрустрации и неопределенности у государственных служащих, а, следовательно, способствует снижению эффективности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Васильева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the results of the specific sociological research «Public service's image in mass media of The Republic of Sakha (Yakutia)». It is revealed that the image of public service as social institute forming in yakutian mass media is mainly negative. This phenomenon increases the feeling of frustration and suspense at state workers, which reduces efficiency of their public administration.

Текст научной работы на тему «Имидж государственной гражданской службы в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия): итоги исследования»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2012, №3

СОЦИОЛОГИЯ

БДК 316.354:351/354

Имидж государственной гражданской службы в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия): итоги исследования

Н.А. Васильева

Подведены итоги исследования на тему «Образ государственных гражданских служащих в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия)». Отмечается, что имидж государственной службы как социального института, формируемый в СМИ РС(Я), является по преимуществу негативным, что усиливает состояние фрустрации и неопределенности у государственных служащих, а, следовательно, способствует снижению эффективности их деятельности.

Ключевые слова: государственная служба, социальный институт, имидж, институциональный потенциал.

The article represents the results of the specific sociological research «Public service's image in mass media of The Republic of Sakha (Yakutia)». It is revealed that the image of public service as social institute forming in yakutian mass media is mainly negative. This phenomenon increases the feeling of frustration and suspense at state workers, which reduces efficiency of their public administration.

Key words: public service, social institute, image, institutional potential.

Административная реформа, проходящая в Российской Федерации в течение последних 10 лет, ставит целью повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и в целом государственного управления. Основные задачи административной реформы можно поделить на две основные группы: задачи, связанные с модернизацией государственных услуг, и задачи, связанные с кадровым потенциалом государственной службы [1]. В настоящее время можно констатировать, что первая группа задач реализована. Однако реализация второй группы задач столкнулась с рядом проблем, одна из которых - неготовность чиновников принять новые принципы функционирования. Обусловлено это, на наш взгляд, бытующими в обществе представлениями о государственной службе, т. е. ее имиджем, формирующимся, в первую очередь, посредством средств массовой информации.

Понятие «имидж» в настоящее время используется в экономике и маркетинге в значении «искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия» [2]. В социологии под имиджем понимается целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, фирмы, това-

ВАСИЛЬЕВА Елена Александровна - к.с.н., в.н.с. Центра социальных проблем труда АН РС(Я), уаБШеуа_е@ mail333.com.

ра), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие в целях популяризации, рекламы [3].

Государственная служба как социальный институт представляет собой нормы и правила поведения людей в сфере государственного управления и обладает особым институциональным потенциалом, который отражает нереализованные возможности повышения легитимности института. Институциональный потенциал характеризуется следующими показателями: напряженностью (степень легитимации института в обществе), направленностью (степень влияния института в обществе), а также силовым воздействием (степень важности норм, ценностей и ролей, составляющих институт, для людей, которые в него включены). Все это вместе представляет собой социальное поле института, которое может пересекаться с полями других институтов и даже поглощать их либо же поглощаться ими.

Изменение социального института возможно только в случае деинституционализации тех его норм, которые не соответствуют ожиданиям общества, для чего следует изменить одну из основных характеристик института. Однако при этом приходится учитывать, что воздействие на напряженность может привести к полной деин-ституционализации (как это случилось, например, с институтом сакральной проституции, который после делигитимации исчез из общественной жизни), а воздействие на направлен-

ность института затруднительно, так как требует участия большинства людей, входящих в поле данного института. Таким образом, наиболее приемлемым оказывается воздействие на людей, входящих в изменяемый социальный институт, что часто используют в религиозных институтах, активно формирующих представления прихожан о них самих и об их месте в мире.

Изменять социальное поле института возможно посредством воздействия на имидж общен-ственных явлений: в маркетинге разработано несколько методов формирования положительного имиджа, часто они используются и в политике, причем можно поспорить о том, в какой области эти методы применялись впервые. Вспоминая историю, можно привести множество примеров сознательного формирования имиджа политиков, начиная от сакрализации власти монархов и вождей в древнейшие времена и заканчивая искусно сформированными предвыборными программами.

В отношении государственной службы пока целесообразно говорить не об имидже, а об образе, т.е. о стихийно складывающемся психологическом и эмоциональном представлении, так как до настоящего времени целенаправленное формирование имиджа государственной службы не ведется. Более того, приходится констатировать, что в России насчитывается многовековая история негативного позиционирования чиновничества. В итоге сейчас можно констатировать необходимость легитимации этого института в современном российском обществе.

Для выявления имиджа государственной гражданской службы в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия) проведено социологическое исследование методом контент-анализа. Контент-анализ (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания - стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции он определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Данный метод применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле он является

одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идиографических методов.

Цель исследования - выявление представлений о государственной гражданской службе, формируемых в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия). Определены следующие задачи исследования:

1. Выявление представлений о целях и задачах государственных гражданских служащих в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

2. Выявление представлений об эффективности государственной службы в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

3. Определение отношения средств массовой информации Республики Саха (Якутия) к деятельности государственных гражданских служащих по критерию эффективности.

При разработке исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Эффективность деятельности государственных гражданских служащих в Республике Саха (Якутия) средствами массовой информации определяется как выполнение основных общественных потребностей и повышение уровня и качества жизни населения республики.

2. Образ государственного гражданского служащего в средствах массовой информации негативный.

3. Деятельность государственных гражданских служащих в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия) оценивается как неэффективная.

Обследуемая совокупность представлена двумя средствами массовой информации: газета «Якутия» как официальный источник информации о деятельности органов исполнительной власти и газета «Якутск вечерний» как представитель оппозиционной точки зрения. Частота информации - количество абзацев, с упоминанием единиц счета в тексте. Единицы счета: государственный гражданский служащий = чиновник = работник органа государственной (исполнительной) власти = правительство.

Информация:

- фактографическая - содержит сведения из официальных источников;

- комментаторская - содержит оценку фактов, свидетелем которых был автор;

- аналитическая - содержит оценку фактов, свидетелем которых автор не был;

- художественно-фактографическая - представляет собой очерк, зарисовку.

В результате исследования получены следующие результаты.

ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РС(Я)

Государственная гражданская служба упоминается в официальном средстве массовой информации значительно чаще, чем в оппозиции-онном: в газете «Якутия» 2,9 упоминаний на 1 печатный лист, а в «Якутске вечернем» - 0,5 упоминаний. В обеих газетах частота упоминаний этого института выше всего в сообщениях, касающихся актуальных проблем социально-экономического развития республики (61,5% в газете «Якутск вечерний» и 56,8% в газете «Якутия»). Таким образом, можно констатировать, что в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия) закрепилось мнение, что задачей государственной службы является социально-экономическое развитие территории, а также участие в деятельности лиц, занимающих государственные должности, но в значительно меньшей степени (табл.1).

Наименьшее число упоминаний государственной службы в газете «Якутия» встречается в сообщениях о криминальной обстановке, а в газете «Якутск вечерний» - в сообщениях о спортивных мероприятиях.

Также в обеих газетах одинаково распределение упоминаний государственной службы по типу информации, чаще всего она упоминается в аналитических сообщениях, реже в художественно-фактографических.

Расхождение можно отметить (рис. 1) только в доле фактографических и комментаторских сообщений: в газете «Якутия» чаще встречаются фактографические сообщения, а в «Якутске вечернем» - комментаторские. Это объясняется тем, что в газете «Якутия» как в официальном печатном органе Правительства Республики Саха (Якутия) в целом больше официальных сообщений, в том числе и о деятельности органов исполнительной власти.

Наиболее существенные расхождения, как и предполагалось, отмечаются в знаке информации. Газета «Якутск вечерний», позиционируясь как оппозиционная газета, чаще всего критически подходит к деятельности органов исполнительной власти и руководства Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, поэтому вполне ожидаемо преобладание негативных оценок в суждениях - 50,1% высказываний. При этом наибольшая доля негативных суждений отмечается в аналитических высказываниях, комментаторские высказывания даже в оппозиционной газете носят в большинстве нейтральный характер.

В газете «Якутия» наибольшая доля упоминаний носит нейтральный характер - 63%, при этом доля позитивных высказываний составляет всего 24,1% (рис. 2).

Это подтверждает высказанную гипотезу о негативной оценке в средствах массовой инфор-

Т а б л и ц а 1

Распределение упоминаний государственной гражданской службы по типу сообщений

Якутия Якут вече ский рний

всего % всего %

Официальные сообщения 351 10,9 107 4,9

Сообщения об актуальных проблемах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) 1822 56,8 1355 61,5

Сообщения об актуальных проблемах социально-экономического развития Российской Федерации 72 2,2 34 1,5

Биографические сообщения 106 3,3 108 4,9

Сообщения, касающиеся деятельности промышленных предприятий 75 2,3 58 2,6

Сообщения, касающиеся политической деятельности отдельных лиц, осуществляющих управление Республикой Саха (Якутия) 483 15,1 289 13,1

Сообщения, касающиеся политической деятельности отдельных лиц, осуществляющих управление Российской Федерацией 140 4,4 70 3,2

Сообщения о криминальной обстановке 27 0,8 115 5,2

Сообщения о культурно-массовых мероприятиях и искусстве 93 2,9 64 2,9

Сообщения о спортивных мероприятиях 37 1,2 5 0,2

Итого 3206 2205

60,0 -, 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

54,8 56,1

-248-

19,7

12,2

9,3

0,7 2,4

Г Я

И

и у

п к

о

и та

N &

§ ¡2

х 4,

□ Якутия □ Якутск

вечернии

Рис. 1. Распределение упоминаний государственной службы по типу информации, %

63,0

50,1

37,9

12,9 12,0

Негативное Позитивное Нейтральное

□ Якутия □ Якутск вечерний

Рис. 2. Распределение упоминаний государственной службы по знаку информации, %

мации деятельности органов исполнительной власти, подтверждением этой гипотезы является также тот факт, что в обеих газетах доля аналитических негативных высказываний практически одинакова - 74,7% в «Якутске вечернем» и 77% в «Якутии» (табл.2).

Таким образом, можно констатировать, что выдвинутые в ходе исследования гипотезы подтвердились. Средства массовой информации рассматривают государственную службу как субъект социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), эффективность их деятельности отражается на качестве и уровне жизни населения. Развитие промышленных предприятий, духовно-культурное развитие и политическое управление не рассматриваются как сфера деятельности органов исполнительной власти. Такое представление соответствует целям и задачам государственной службы, установленным в Федеральном законе от 24.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При этом формирующийся в средствах массовой информации имидж государственной службы по преимуществу негативный. Даже в официальном печатном органе Правительства Республики Саха (Якутия) пятая часть аналитических высказываний является негативной. На фоне нейтральной позиции официальных сообщений подчеркнуто негативная оценка оппозиционного СМИ более выпукло формирует общее негативное впечатление. При этом надо отметить, что, высказывая комментарии, жители республики (как относящиеся к государственной службе, так и далекие от нее) предпочитают осторожную нейтральную позицию, в том числе и в оппозиционном СМИ.

Эффективность государственной службы в прямых оценочных высказываниях, как правило, негативна, однако, анализируя общий тон высказываний по теме социально-экономиче-

Т а б л и ц а 2

Распределение упоминаний государственной службы по типу высказываний и знаку информации

Высказывание Якутия Яку вече тск рний

всего % всего %

Аналитическое негативное 318 77,0 825 74,7

Фактографическое негативное 10 2,4 28 2,5

Комментаторское негативное 84 20,3 219 19,8

Художественно-фактографическое негативное 1 0,2 33 3,0

Всего 413 1105

Аналитическое позитивное 445 57,6 127 47,9

Фактографическое позитивное 129 16,7 30 11,3

Комментаторское позитивное 187 24,2 102 38,5

Художественно-фактографическое позитивное 11 1,4 6 2,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 772 265

Аналитическое нейтральное 993 49,1 284 34,0

Фактографическое нейтральное 656 32,5 211 25,3

Комментаторское нейтральное 361 17,9 325 38,9

Художественно-фактографическое нейтральное 11 0,5 15 1,8

Всего 2021 835

ского развития Республики Саха (Якутия), следует констатировать, что единой оценки в СМИ нет. Скорее, именно по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти можно судить о направлении СМИ. Тем не менее доля негативных оценок в сообщениях о социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) даже в газете «Якутия» выше, чем доля позитивных.

Итак, имидж государственной службы, формирующийся в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия), можно охарактеризовать как негативный, хотя в комментариях граждане республики стараются избегать как положительных, так и отрицательных оценок, предпочитая нейтральные высказывания. Это свидетельствует о том, что в обществе отсутствует четкое представление о роли и вкладе государственной службы в развитие республики. Подобное положение усиливает состояние фрустрации и неопределенности у государственных служащих, а, следовательно, способствует снижению эффективности их деятельности.

Литература

1. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 г. №1789-р.

2. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 1998.

3. Современный словарь иностранных слов. - М., 2000. - С. 229.

Поступила в редакцию 10.08.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.