жертвой зла, а выигрывает свою битву за Родиона, выражая тем авторскую концепцию философии жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, А.А. Пасхальное / А.А. Алексеев, А.О. Храпова // Достоевский: эстетика и поэтика : словарь-справочник / сост. Г. К. Щенников, А. А. Алексеев ; науч. ред. Г. К. Щенников ; Челяб. гос. унив. -Челябинск : Металл, 1997.
2. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М. Достоевский // Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч. : в 30 т. - Л. : Наука, 1972-1990.
3. Есаулов, И.А. Пасхальность русской словесности / И.А. Есаулов. - М. : Кругъ, 2004.
4. Мережковский, Д.С. Достоевский / Д.С. Мережковский // Мережковский, Д. С. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М. : Республика, 1995.
5. Соловьев, В.С. Три речи в память Достоевского / В.С. Соловьев // Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов : сб. ст. - М. : Книга, 1990.
УДК 659.441
Е.Б. Курганова, К. Цобор, г. Воронеж
Имидж европейской женщины-политика: соотношение слагаемых
Статья посвящена специфике формирования политического имиджа женщины. В публикации представлен авторский анализ демографических и профессиональных характеристик, а также особенностей внешнего вида шести европейских политиков с целью создания совокупного представления о женщине как о политическом лидере.
Имидж женщины, политический имидж, гендерный аспект, гендерные стереотипы, европейские политики.
E.B. Rurganova, K. Tsobor, Voronezh
The political image of European women: a comparison of the
components
This article deals with creating woman's political image. The paper presents the author's analysis of demographic, professional characteristics and appearance of six European politicians to create the cumulative image of woman as а political leader.
Keywords: Woman 's image, political image, gender aspect, gender stereotypes, European politicians.
Понятие «имидж» включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально выработанные. Имидж связан как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества. В современных условиях чрезвычайно важным фактором становится
феномен политического имиджа, сложность и вариативность которого порождают активные дискуссии в обществе.
По мнению политологов, участие женщин в общественно-политической жизни страны - признак зрелости общества. Несмотря на это, в мире по-прежнему преобладает традиционное понимание политической деятельности, которое связано с такими категориями как воля, мужество, мудрость, хладнокровие и предполагает в качестве ее основных действующих лиц мужчин. Тем не менее, необходимо отметить, что за последние десятилетия доля женщин в правительственных кругах большинства стран, особенно скандинавских, заметно выросла (подтверждением служит исследование «ООН-Женщины») [1]. Это свидетельствует об изменении такого исторического явления, как отставание женщин от мужчин по уровню представительства в органах законодательной и исполнительной власти на разных уровнях, а также в руководстве политических партий. Ведь, как известно, во многих странах Западной Европы женщины получили право участвовать во всеобщих парламентских выборах и избираться депутатами намного позднее, чем мужчины.
Так, в Великобритании в массовом порядке мужчины были допущены к избирательным урнам в 1867 году, тогда как женщины (только с 30 лет) - в 1918 году. Лишь в 1928 году они были уравнены с избирателями-мужчинами по возрасту, получив разрешение голосовать с 21 года [2, с.185]. В России женщины получили избирательные права при Временном Правительстве в 1917 году. В этом отношении Россия была пятой по счету страной мира, закрепившей право голоса для женщин в ст. 1 Положения о выборах в Учредительное собрание Временного Правительства от 11 сентября 1917 года. Российские женщины обрели право голоса всего на 12 лет позже мужчин (им это право было предоставлено императорским Положением о выборах в Государственную Думу 1905 года) [3, с.57]. В 80-х годах XX века остро встал вопрос о полноправном представительстве женщин во властных структурах. Эффективным механизмом решения этой проблемы в западноевропейских странах стали гендерные квоты.
Необходимость их применения была вызвана тем, что одного только провозглашения или даже законодательного оформления принципа равных возможностей для обоих полов оказывалось недостаточным, чтобы преодолеть исторически сложившиеся барьеры для женского участия во власти, которые глубоко укоренились в гражданских и политических институтах общества [2, с.191]. Эти барьеры во многом обусловлены так называемыми гендерными стереотипами, которые представляют собой упрощенные, эмоционально окрашенные и проявляющиеся во всех сферах жизни образы поведения людей. Они способны функционировать как на уровне индивида, так и на уровне общества.
Необходимо заметить, что на сегодняшний день в каждом государстве гендерные стереотипы занимают определенное место в сознании народа. Как правило, с помощью РЯ-инструментов их нельзя полностью нейтрализовать. Тем не менее степень воздействия стереотипов на формирование мнения можно уменьшить, используя знания об уровне развития страны и ее демократизации; данные анализа общественного мнения о персональных и профессиональных характеристиках необходимого населению кандидата; факты о предшествующем политическом опыте других женщин-политиков в этой стране (если такие фигурировали в истории данного государства) и т.д.
Итак, тенденция увеличения числа женщин на политической арене вызвала интерес к изучению специфики имиджа женщин-политиков с целью создания совокупного представления о женщине-лидере запада. Для этого нами были выбраны европейские политики, занимающие высокий государственный пост (президенты, канцлеры, премьер-министры), а именно Ангела Меркель (Германия), Эва Копач (Польша), Даля Грибаускайте (Литва), Лаймдота Страуюма (Латвия), Колинда Грабар-Китарович (Хорватия) и Симонетта Соммаруга (Швейцария). Исследование основывалось на выявлении их схожих и различных черт путем сопоставления социально-демографических и профессиональных характеристик, а также компонентов габитарного имиджа - мнения о человеке, формируемого при восприятии информации об его внешнем виде.
Согласно полученным данным, среднестатистический европейский политик - это женщина в возрасте 57 лет, которая владеет несколькими языками и имеет высшее образование. Однако стоит заметить, что лишь у двух из шести проанализированных политиков (1/3) оно профессиональное (политическое). Старт политической карьеры неразрывно связан с партийностью. Кроме того, более 65% женщин (2/3) вступили на свою должность впервые в истории страны. Но прежде чем занять такой высокий пост, они проработали в политических структурах не менее 16 лет, сменив от пяти до девяти должностей, что свидетельствует об упорстве, целеустремленности и высокой самоотдаче.
Анализ габитарного имиджа показал, что пять из шести политиков предпочитают короткую стрижку и естественный макияж, который призван придавать лицу выразительность, не отвлекая собеседника при деловом общении. Выбор короткой стрижки может быть обусловлен не только практичностью и модой, но и стремлением приблизиться к образу мужчины для повышения доверия коллег и электората. В целом внешний облик женщин-политиков характеризуется контрастом, стилем, умеренной креативностью в выборе цветовой гаммы, использованием прямоугольного силуэта одежды, что позволяет им выглядеть успешными, в меру серьезными, а также деликатно подчеркивать женственность. Стоит отметить, что женская одежда обладает большей свободой по сравнению с мужским костюмом, так как ее сложно детально регламентировать. Самой распространенной среди женщин-политиков комбинацией элементов одежды является сочетание жакета и юбки, длина которой варьируется. Выбор обуви обусловлен протокольными правилами официальных встреч, согласно которым обувь должна быть закрытой. Чаще всего это туфли на низком каблуке. Также для первых лиц характерно использование минимального количества украшений.
Таким образом, современная женщина-политик обладает достаточно сложным имиджем, который порой может содержать как серьезные, свойственные мужчине черты, так и качества, присущие исключительно женщине. Более того, в результате исследования выяснилось, что имидж женщины-лидера отличается неоднозначностью, которая возникает из-за нередких случаев вовлечения женщин в политику путем преодоления женской идентичности. Однако на данный момент стратегия создания имиджа, сопровождающаяся уменьшением чисто женских характеристик, не оправдывает себя. Это подтверждается тенденцией женщин-политиков к подчеркиванию визуальных компонентов внешности, которое выражается в предпочтении юбок, а не брюк в костюме, а также в использовании ярких цветов и аксессуаров. Несомненно, происходящие во многих странах преобразования, направленные на повышение степени участия женщин в процессах принятия политических решений, укрепляют позиции женщин на политической
арене. Однако стереотипы, связанные с темой гендерного неравенства, и скептическое отношение к женщине как к лидеру продолжают существовать в различных обществах, что обязывает женщин-политиков противопоставлять себя мужчинам и бороться за место в политической элите, авторитет, доверие, уважение и признание. Кроме того, в условиях преобладания в имидже преимущественно визуальных характеристик важна постоянная демонстрация профессиональных и деловых качеств. В противном случае женщина-лидер может восприниматься лишь как формальное дополнение мужского мира политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Женщины в политике: 2012 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipu.org/pdf/publications/wmnmap12_ru.pdf. - 10.11.2015.
2. Степанова, Н.М. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы [Электронный ресурс] / Н.М. Степанова // Женщины в обществе: мифы и реалии. - М., 2001. - С. 185-192. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/175/117/1218/018Stepanova.pdf. - 08.11.2015.
3. Кочкина, Е.В. Женщины во властных структурах за рубежом [Электронный ресурс] / Е.В. Кочкина // Народонаселение. - 2004. - № 1. - С. 57-63. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2004/0159/analit03.php. - 10.11.2015.
УДК 316.35
Т.В. Муслумова, г. Шадринск
Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления
В статье дается определение понятия «феминизм», рассматриваются исторические корни феминизма, его основные этапы и направления, требования феминизма как социально-политической теории, особенности развития феминизма в России.
Феминизм, эмансипация, суфражизм, женское движение, женский вопрос, гендер, права женщин.
T. V. Muslumova, Shadrinsk
Feminism: its Origins, Stages of Development and the Main Movements
The article discusses feminism as a concept and describes the origins of feminism, the main stages of its history, feminist movements, feminism as a socio-political theory, and the peculiarities of its development in Russia.
Keywords: feminism, emancipation, suffragism, feminist movement, women's question, gender, women's
rights
Актуальность исследования феминизма обусловлена тем, что совершенствование общества невозможно без разработки программ, предполагающих практическое равенство мужчин и женщин. Российские женщины составляют большую часть населения, трудового и интеллектуального потенциала страны. ООН причисляет феминологические проблемы к разряду глобальных, и потому настоятельно рекомендуется развивать исследования, посвященные женской проблематике.